BashQort Опубликовано 23 марта, 2009 Поделиться Опубликовано 23 марта, 2009 Я конечно не специалист в этногеномике, но помоему дрейф здесь не причем. Эти разделения единого генетического ствола на различные гаплогруппы N, R, C, Q и т.д. и есть следствие генного дрейфа, но чтоб R сдрейфил и превратился в N (и наоборот) - это помоему невозможно. разумеется, невозможно. Где я говорил что R превращается в N ? Под влиянием дрейфа изменяется процентное соотношение гаплогрупп. финно-угры сами по себе есть смесь алтайских монголоидов и европеоидов восточной-европы. Просто пришли они сюда (вост. и сев европу) на пару тысячелетий раньше тюрков. Финно-угорская гаплогруппа N имеет алтайские корни. Такое может конечно быть, но это пока не доказуемо. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
аскер Опубликовано 24 марта, 2009 Поделиться Опубликовано 24 марта, 2009 Под влиянием дрейфа изменяется процентное соотношение гаплогрупп. Как может менятся процентное соотношение гаплогрупп под влиянием дрейфа?! Под влиянием дрейфа, гаплогруппы могут мутировать в новые субсклады, но процентное отношение от этого не меняется Такое может конечно быть, но это пока не доказуемо. Помоему это уже доказано с помощью той же этногеномики. По крайней мере такая версия выглдядит наиболее вероятной. Антропологический тип народов носителей N-гаплогруппы меняется с востока на запад: от чисто монголоидного у якутов (у них N - 90% ), до чисто европеоидного у эстонцев и суоми (у них N - 60%). А между ними множество финно-угорских народов со смешанным евро-монголоидным антротипом (уралиды, лаппиды и пр.) c долей гаплогруппы N от 30 до 70%. И все линии гаплогруппы N сходятся в районе Алтая где-то 10 тыс. лет назад. Советую зайти сюда: http://www.rodstvo.ru/forum/index.php?showforum=15 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
BashQort Опубликовано 24 марта, 2009 Поделиться Опубликовано 24 марта, 2009 Как может менятся процентное соотношение гаплогрупп под влиянием дрейфа?! Под влиянием дрейфа, гаплогруппы могут мутировать в новые субсклады, но процентное отношение от этого не меняется Для начала Вам неплохо было бы узнать что такое генетический дрейф. Бутылочные горлышки, эффект основателя не меняют процентное соотношение гаплогрупп? Помоему это уже доказано с помощью той же этногеномики. По крайней мере такая версия выглдядит наиболее вероятной. Антропологический тип народов носителей N-гаплогруппы меняется с востока на запад: от чисто монголоидного у якутов (у них N - 90% ), до чисто европеоидного у эстонцев и суоми (у них N - 60%). А между ними множество финно-угорских народов со смешанным евро-монголоидным антротипом (уралиды, лаппиды и пр.) c долей гаплогруппы N от 30 до 70%. и что же это доказывает? И все линии гаплогруппы N сходятся в районе Алтая где-то 10 тыс. лет назад. не факт. Советую зайти сюда:http://www.rodstvo.ru/forum/index.php?showforum=15 Родство.ру конечно хороший ресурс, но тамошней писанине не стоит особо доверять, число фантазеров там очень велико Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
БiрАтан Опубликовано 15 апреля, 2009 Поделиться Опубликовано 15 апреля, 2009 статья Викторина Виктора Михайловича "Ранний монотеизм в аграрном "языческом" ритуале татаро-чувашского межэтнического пограничья" http://www.evrazia.org/modules.php?name=Ne...le&sid=2596 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Aza Опубликовано 13 марта, 2011 Поделиться Опубликовано 13 марта, 2011 Этносоциальный взгляд на сурков На обширных просторах земного шара, где обитают сурки, среди местного населения ходит много легенд и преданий об этих животных. Их любят за трудолюбие, мирный характер, постоянство местообитаний, коллективный образ жизни, коммуникабельность, а также за чисто утилитарные ценности. Поэтому сурки не ускользают из поля зрения мифологии и фольклора, топонимики и географии, религиозных и социально-экономических представлений. Отпечатки отношения к суркам остаются в языке, литературе, фольклоре, мифологии, религиозных представлениях, топонимике, в названиях растений, животных, камней, посуды, предметах домашнего обихода, одежде, поведении, праздничных обрядах и т.д. Выявлением и обобщением всего этого занимается новое научное направление – этносоциальная мармотология. В научной литературе появилось достаточно много новых сведений об отношении различных народов к суркам. Как показывают исследования, в сознании этносоциума сохраняются следы древних многосложных взаимоотношений людей с растительным и животным миром, вырабатывается определенный стереотип поведения, существенным образом влияющий на природную среду и ее составляющие. В рамках этносоциального подхода внимание исследователей направляется не на природные объекты сами по себе, а на их соотнесенность с познавательной и практической деятельностью определенного сообщества людей – этноса или социума, на то, как они видятся через призму внутреннего мира людей. Последний может иметь исторический, культурологический, хозяйственно-экономический, религиозный и другие аспекты. Зная этносоциальные особенности отношения населения к сурковым колониям, можно полнее представить механизмы взаимодействия людей и сурков, внести коррективы в экологические мероприятия и программы, повысить эффективность экологического воспитания и рационального природопользования. Этносоциальное содержание взаимодействия человека с сурками и их колониями в историческом аспекте включает в себя прежде всего мифы, предания, легенды и повествования о былых реальных событиях, так или иначе связанных с сурками. У чувашей зафиксированы, например, древние мифы о происхождении сурков от людей. У многих народов имеются поэтические предания, переходящие из поколения в поколение рассказы. Они зачастую находят отражение в устном народном творчестве (в хороводных песнях и другом местном фольклоре). Многие из них несут религиозно-культовую нагрузку. Этносоциальный оттенок бывает присущ и использованию сурков в хозяйственно-бытовых и производственных целях (соблюдение установленных общиной коллективных договоренностей о сроках начала пастьбы скота и сенокошения рядом с сурковыми колониями, охоты на сурков, общего режима и характера обращения с природными объектами и т.д.). Знание всего этого дает представление об особенностях взаимоотношений населения с сурками. Предметом специального изучения этносоциальной мармотологии должно стать отношение к суркам различных религий мира на современном и былом ареалах распространения всех 14 видов сурков мировой фауны. Мусульмане, например, сурков считают священными животными потому, что они по утрам выходят из нор, встают на задние лапки и, обратившись к солнцу, обеими передними лапками «моют личики», чистят шерсть, глаза и как будто делают намаз, «молятся богу». Согласно традициям чувашской природной религии, сурки произошли от людей и их нельзя обижать. В монгольской легенде о сурках-тарбаганах «Эрхий мэргэн» (Монгольские народные сказки. Составление, введение, редактор проф. А. Лувсандэндэв. Улан-Батор. 1982 – на монгольском языке) происхождение сурков также антропогенизировано. Получается, что сурки рассматриваются как кровные родственники людей. А как же тогда возможна охота на сурков? Из этой ситуации найден довольно оригинальный выход. В легенде говорится и о том, что у тарбагана есть так называемое «человеческое мясо» – это железы, расположенные подмышками, имеющие красноватый оттенок и отличающиеся от общего цвета мяса сурка. Из легенды понятно, что на тарбаганов охотятся и его мясо потребляют в пищу, но при этом «человеческое мясо» (железы) вырезают и выбрасывают. В этом акте имеется глубокий смысл. Оказывается, можно разделить материальное и духовное. Выкинув из сурка священный человеческий дух, который роднит его с людьми согласно данной легенде, отдав таким образом дань легенде, этнопедагогике, можно потреблять сурочье мясо и жир. Эти каноны религиозно-мифологического мышления строго соблюдаются и в настоящее время при добыче и потреблении сурков местным населением. Существует, конечно, много специфических оттенков отношений с сурками у различных народов, которые длительное время проживали в ареалах обитания сурков. Сбор, изучение и систематизация всех сведений о сурках, начиная от конкретных слов, фольклора, названий местностей, предметов, явлений, связанных с сурками и кончая религиозными представлениями, канонами, обрядами, является предметом изучения специального раздела науки о сурках – этносоциальной мармотологии. Собрать, перевести в один язык и обобщить все эти данные по разным народам мира представляет большой интерес. Ибо в них отражена душа народов. Нам нужна помощь в сборе этносоциальных представлений о сурках. Мы ищем связанные с сурками выражения, пословицы, поговорки, фольклор, названия местностей, географических пунктов, селений, гор и другие топонимы, а также названия камней, растений, природных явлений, описания обрядов, религиозные представления, каноны, касающиеся сурков. Лучше, если эти первичные материалы будут на языке оригинала, так как при переводе часто теряется основной смысл текстов. Но и переводной материал представляет интерес. Часть легенд о сурках опубликована, часть – еще и не собрана. Мы будем рады и ксерокопиям опубликованных материалов с точным указанием библиографических данных. http://bobak.ru/etnos.shtml Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Урянхаец Опубликовано 13 марта, 2011 Поделиться Опубликовано 13 марта, 2011 А как могут генетики уверенно заявить, что такой то ген является исключительно финно угорской, арийской, самодийской? В отношении тюрков они не нашли подходящий тюркский ген... Все тюрки по их выводам либо перекресившиеся угры или самодийцы, либо арийцы или потомки Чингисхана как хазарейцы и халха. Притом по исключительно мужской линии. По женской другая картина. Псевдонаукой пахнет! Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Valikhan Опубликовано 14 июня, 2011 Поделиться Опубликовано 14 июня, 2011 Есть предварительное предложение протестировать чувашей на гаплогруппы. Желающие чуваши обращайтесь в личку. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
adv Опубликовано 15 июня, 2011 Поделиться Опубликовано 15 июня, 2011 У чувашей зафиксированы, например, древние мифы о происхождении сурков от людей. Впервые слышу, и откуда это он взял? На территории чувашии вообще сурков практически нет, они южнее. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Аскар Опубликовано 27 августа, 2011 Поделиться Опубликовано 27 августа, 2011 по моему чуваши это отюреченные финно-угры Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
cheremis Опубликовано 28 августа, 2011 Поделиться Опубликовано 28 августа, 2011 по моему чуваши - офинно-угореные тюрки Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
bek_nur Опубликовано 12 сентября, 2011 Поделиться Опубликовано 12 сентября, 2011 Рецепция древних булгарских элементов в народной культуре украинцев. Украинская и чувашская вышивка и костюм http://alterling2.narod.ru/Rus/ChuvUkr.html Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Урянхаец Опубликовано 20 февраля, 2012 Поделиться Опубликовано 20 февраля, 2012 Вообще что за народ? Участвовал ли в военных действиях? Я только знаю, что Чапаев был чувашом и Сергей Корнилаев - четырехкратный чемпион мира (злой дух якутской борьбы ). Кто что нибудь знает о них? Кстати, я даже чуть не был у них? http://ru.wikisource.org/wiki/Болгары_и_чуваши_(Н._И._Ашмарин) Ашмарин их связывал с болгарами, потомки которых живут в Дунае и пишут письма сюда о себе. http://www.google.ru/search?q=%D0%A7%D1%83%D0%B2%D0%B0%D1%88%D0%B8&hl=ru&newwindow=1&client=opera&hs=QnI&rls=ru&channel=suggest&prmd=imvns&tbm=isch&tbo=u&source=univ&sa=X&ei=kdJCT8CbEoGn4gSY_IT-Bw&ved=0CDgQsAQ&biw=1024&bih=657 Картинки показывают, что они похожи на рязанскую русь и мордву в ювелирных украшениях туркмен. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
cheremis Опубликовано 21 февраля, 2012 Поделиться Опубликовано 21 февраля, 2012 По мне дак -отюреченные финны (хотя кое-кто из них утверждает что их костюмы чисто тюркские). Мне как-то сомнительно что тюрки узнают в них свои костюмы - я в них финские костюмы узнаю . На марийском их называют суасламары (татарские марийцы) . Суас (от булгарского племени суас , суваз) - название закрепилось за Казанскими татарами . В 16 веке в отличии от луговых черемис перешли под крыло Москвы , луговые же и спутя 30 лет после падения Казани боролись за свободу Поволжья . Костомаров считал чувашей мирными землепашцами , а черемис - самым свирепым из финско-татарских племён . Мордва зовёт чувашей вадя или ведя как-то так - видимо по имени финских предков чувашского народа . Зато в данный момент самосознание у чувашей горазд лучше развито чем у марийцев и численность чувашей ростёт , был в Чувшии видел молодого человека лет 16 - не знающего русского языка (и это в Центральной России) . Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
zhendoso Опубликовано 17 марта, 2012 Поделиться Опубликовано 17 марта, 2012 Вообще что за народ? Что именно Вы хотите узнать о нас? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
shaman Опубликовано 17 марта, 2012 Поделиться Опубликовано 17 марта, 2012 По мне дак -отюреченные финны (хотя кое-кто из них утверждает что их костюмы чисто тюркские). Мне как-то сомнительно что тюрки узнают в них свои костюмы - я в них финские костюмы узнаю . На марийском их называют суасламары (татарские марийцы) . Суас (от булгарского племени суас , суваз) - название закрепилось за Казанскими татарами . В 16 веке в отличии от луговых черемис перешли под крыло Москвы , луговые же и спутя 30 лет после падения Казани боролись за свободу Поволжья . Костомаров считал чувашей мирными землепашцами , а черемис - самым свирепым из финско-татарских племён . Мордва зовёт чувашей вадя или ведя как-то так - видимо по имени финских предков чувашского народа . Зато в данный момент самосознание у чувашей горазд лучше развито чем у марийцев и численность чувашей ростёт , был в Чувшии видел молодого человека лет 16 - не знающего русского языка (и это в Центральной России) . У тюрков нет эталонного костюма, ведь одежда зависит от климатических условий, она создаётся для термоизоляции, а не для выпендрёжа, зависит от типа хозяйствования, невозможно иметь одинаковый костюм даже при желании, для саха и долганов в тундре за полярным кругом и для кашкайцев и туркменам на юге. Везде есть свои нюансы, но есть и общее. Мы башкиры чувашей легко узнаем(немалая часть из них сохранила восточные черты лица, брюнеты) особенно чувашку, у них головной убор вышитый с бисером и хохолком, напоминает головные уборы башкирок, туркменок и некоторых казашек. А парню надо бы поучиться, это не есть хорошо, и вовсе не показатель уровня самосознания. Неграмотным ведь останется. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
kyrgyzdaar Опубликовано 23 марта, 2012 Поделиться Опубликовано 23 марта, 2012 Что именно Вы хотите узнать о нас? я вот например хочу узнать больше о вашем языке, истории, нравах и других интересных данных Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
zhendoso Опубликовано 24 марта, 2012 Поделиться Опубликовано 24 марта, 2012 я вот например хочу узнать больше о вашем языке, истории, нравах и других интересных данных Язык тюркский, насыщен арабизмами, фарсизмами, русизмами. Заимствований из ф.у. языков, вопреки распространенному мнению, немного (я как-то обещал на лингвофоруме приз тому, кто найдет 20 ф.у. заимствований в литературном чувашском, приз остался у меня). Фонетика чувашского языка специфическая, яркая особенность - отсутствует смыслоразличительное противопоставление согласных фонем по звонкости/глухости, но имеется позиционное противопоставление аллофонов согласных фонем по этому признаку: пар- (par) "дай", но унпа (unba) "с ним". Наличествуют неозвончаемые в интервокальном положении геминаты: атте (at:e) "папа". Развитие гласных первого слога весьма специфическое (прачувашский долго удерживал древние дифтонги). Развитие сочетаний с древними -g/- - в кластеры типа -VWV-, -VW с последующим стяжением происходило более последовательно, чем даже в кыпчакских, для которых этот признак считается одним из классифицирующих. Морфология, в первую очередь отличается, показателем мн.ч. -сем/-сам/-сăм-сĕм (последние 3 варианта - в диалектах), причастием прошедшего неопределенного времени на -нă/-нĕ (~ -мыш/-миш, -ган/-ген большинства остальных тюркских). Ударение в словах, где все гласные редуцированные - на первом слоге, в иных - на последнем (или единственном) гласном полного образования (знатоки монгольского заметят некоторое сходство систем). Одежда - туникообразного древнего степного кроя, штаны с широким шагом (женские и мужские), традиционный цвет - белый, с вышивкой с преобладанием красного. Любимый цвет строений в "докирпичное" время - синий. Традиционная кухня - в основе степного происхождения, но без блюд поздних номадов, заметно влияние иранской кухни. В этнографии заметны реликты былых номадических реалий. Традиционная музыка - пентатоника. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
проф. Добрев Опубликовано 24 марта, 2012 Поделиться Опубликовано 24 марта, 2012 Развитие гласных первого слога весьма специфическое (прачувашский долго удерживал древние дифтонги). Дифтонгизация дело поздное, как очень хорошо видно из надписи Наги Сент-Миклоша и, как будто, она не наблюдается во волжско-болгарских эпитафиях: †Βουηλα·ζοαπαν·τєςη·δυγєτοιγη·Βουταоυλ·ζωαπαν·ταγρογη·ητζіγη·ταιςη† Buila žoăpan tеšеji dugetоjgi Butaul žoăpan tagrogi ičigi täjši Язык тюркский, насыщен арабизмами, фарсизмами, русизмами. Язык Болгарской Подгруппой Българской Группой Тюркских Языков: http://bolgnames.com/text/Principles.html 7.4. Заимствованный лексический фонд болгарских языков и диалектов отражает вполне и без остатка весь многовековый и длинный путь миграции болгаров и содержит слова из ряда языков, которые слова имеют свои контактолингвистические параллели в ближайших родствениках или наследниках тех же языков, а также и в родственных или соседних языках болгарских диалектов и языков, а именно: 7.4.1. Из индоиранского праязыка Андроновской Культуры до начала ІІ тыс. до н.э.: Верени – год Дракона (в Именнике), инд. варан; мужское личное имя Кардам, инд. Кардама; кюпе ”кольчуга” (ПреславНадп), перс. джебе, турец. кебе; пале ”щенок”, инд. пала, азер. бала; барс, от которого и мужское личное имя Борис, греч., лат. пардус; ата ”отец”, гот. ата; волгоболг. *йокюр, совр. чув. въгър, венг. йокьор, монг. йукер из болгарского праязыка; корень гл. *толку ”переводить”, на основе которого собственно тюркским словообразовательным суффиксом -мач возникло и образовалось слово *толмачь ”переводчик”, которое в разное время и на разные места переходило и заимствовалось как в целом или в отдельности в остальных тюркских, монгольских, финно-угорских, иранских, германских, славянских языках; 7.4.2. Из восточноиранского праязыка: *гок ”свиня” в г. Гок – г. Свини в надписи на шлеме Денгиз-хана, вахан. хыг, перс. хук; шад - титул хана Кубрата (М. Каланкатуаци), орх.-енис. шад, стперс. ихшад; *авит в имени Авитохол из Именника болгарских ханов и как одно из имен Атилла-хана, а также и Авит из надписи на шлеме Денгиз-хана, хаз. бит в имени Парсбит, орх.-енис. апыт, востиран. пед/пид; *эр ”муж, мужчина; человек”, дунайболг. ир в мужском личном имени Иратаис; эл ”большой; высокий”, востиран. *wэлк; багатур, осет. багхтар; багаин, бактр. бага ”бог”; *киш ”человек”, зват. кижу (в надписи Денгиз-хана), перс. кэс; 7.4.3. Из скито-сарматского усунского праязыка: свое народностное название ”болк” из усун. *болк ”гора”, может быть и имя своего верховного бога Тэнгир, осет. дингир ”большой”, монг. тенгере носит очень старые значения, но не только поэтому оно бесспорно болгарское заимствование; куче ”собака”, осет. кудзу; *бай ”богатый” – стболг. (слав.) болярин, но струс. боярин, рум. байер, все из болг. *бай-эр ”богатый муж”; 7.4.4. Из тунгусо-манджурских языков: Сомор - год Мыши (в Именнике), чув. съвър ”мармот”, тат. сьомьоран несомненно из другого диалекта волжскоболгарского языка, турец. сунгур, мандж. сингери; 7.4.5. Из монгольских языков: тулши (ПреслНадпись), совр. диал. туча ”шлем”, монг. тоболга-толга ”голова”; наръм "фин, нежный", монг. нарин; *байан - авар. Баян, но дунайболг. Боян, струс. Боян, монг. байан ”богатый” и поэтому не изключено и обратное заимствование, но более вероятно, что это является общим словом еще со времени Алтайского Языкогого Союза, когда прото-тюрки и прото-монголы находились в симбиозе (Баскаков), который продлился и на етапе прото-болгар и прото-монголов, но уже в виде теснейших этно-лингвистических контактов, при том во время и условиях Алтайского Языкового Союза не только обменивались языковыми единицами, но и уравнивались и отождествлялись генетико-типологически неодинаковые языковые единицы, а даже и возникали и образовались новые и общие для некоторых алтайских языков единицы; 7.4.6. Из китайского: книга, битю, буква, шар ”глазурь”, тур. сър; бан, пол. среб. пан, кит. ван; гьомо – титул хана Омуртага, усун. кунми (Боровкова), жупан, тархан, тигин ”принц”, тэйши ”блюдо” в Надписи Буила из ”Наги Сент-Миклоша” (Баскаков, Шервашидзе, Добрев); 7.4.7. Из греко-бактрийского – боила; из финно-угорских языков – шейна, рус. сани; из арабского – бисер; 7.4.8. Из персидского: *вар ”город”, венг. вар, перс. баръ; хубав, перс. хуб; титул бат в именах Арпад, Бат-Баян, среднеперс. пат; волгоболг. йълтавар (922 г.), кавкболг. илитуер - титул хана Кубрата, но хаз. Хатирлитбер (М. Каланкатуаци-628 г.), общетюрк. элтэбер, стперс. дапир ”писарь; граф, князь” - из переднеазиатских языков (Добрев; Енциклопедия Ираника); чаша, кэсе в надписи Денгиз-Хана, стперс. кэсе (Добрев); шатра, стперс. чатр; чертог, стперс. чар ”четыре” и отаг ”юрта”; имена дунайболгарских ханов Безмер, Кубрат, Аспарух, Омуртаг, Кормесий от Хормизд, а то в свою очередь от Ахура-Мазда (Добрев). Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Акскл Опубликовано 25 марта, 2012 Поделиться Опубликовано 25 марта, 2012 Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Чуваши — племя, живущее сплошными массами в Козьмодемьянском, Ядринском, Чебоксарском и Цивильском уездах Казанской губернии, в Курмышском и в северной части Алатырского уезда Симбирской губернии, менее сплоченно, вперемешку с татарами и русскими, в Тетюшском уезде Казанской губернии, в Буинском, Карсунском, Симбирском и Сенгилейском уездах Симбирской губернии, в прилегающих уездах Саратовской губернии, затем по левому берегу Волги в уездах Спасском и Чистопольском уездах Казанской губернии, Бугульминском и Ставропольском уездах Самарской губернии, Белебейском и Стерлитамакском уездах Уфимской губернии; изолированными группами встречаются Чуваши и в других уездах Самарской, Уфимской и Оренбургской губерний. Общую численность их можно определить в 800-900 тыс. человек. По языку они принадлежат к числу тюркских народностей, приближаясь больше к древним, исчезнувшим уже в настоящее время племенам — булгарам и половцам, чем к современным тюркам Поволжья. Антропологически Чуваши представляют смесь белокурого типа — предполагается, финского — и темного, монголоидного. Блондины имеют прямые, светло-русые волосы, серые глаза, белую, часто веснушчатуюкожу, широкое лицо и вдавленный посредине нос; у брюнетов — черные, глянцевитые, часто вьющиеся волосы, миндалевидные, косо поставленные глаза, заметно выступающие скулы, желтоватая кожа, нос чаще вдавленный посредине. Метрополией чувашского племени следует считать древнее Засурье — территорию на восток от Суры до Волги, в плесе от Казани до Симбирска или Сенгилея. На этом пространстве Чуваши делились на две ветви — верховых, западных, присурских, ("вирь-ял") и низовых, восточных, приволжских ("анатры"). Соседями их с запада были мордва-мокша, с юга — может быть, печенеги. В пользу предположения о былом соседстве Чуваши с мокшей говорит, во-первых, тот факт, что Чуваши, в настоящее время соприкасающиеся с мордвой-эрзей, называют, подобно татарам, мордву вообще мокша; во-вторых, замечательная близость к чувашским узоров, которыми вышивают свои рубашки мордовки-мокшанки. Намек на то, что Чуваши в пору своего сожительства с мордвой соседили с печенегами, заключается в названии, которым мордва обозначает Чуваши — ведене; можно думать, что Чуваши тогда казались мордве одним народом с печенегами, как казались они русским, до 1551 г., одним народом с черемисами. В настоящее время Чуваши отделены от мокши; между двумя бывшими соседями клином врезалась — в пределах Алатырского и Ардатовского уездов Симбирской губернии — мордва-эрзя, спустившаяся с северо-запада из прилегающих местностей Нижегородской губернии. История Чуваши не восходит далее эпохи покорения Казани. Только под 1551 г. имя этого народа появляется в русских исторических источниках: "чувашу и черемису и мордву и можаров и тараканов привели к правде", -говорит летописец, цитируемый Карамзиным. По отношению к более раннему времени эта история обращается в ряд историко-этнографических вопросов, не разрешенных с исчерпывающей полнотой и убедительностью до настоящего времени. Чуваши пропадают для историка с 1551 г., но на занимаемой ими территории русские источники XVI-XVII вв. знают можар и буртас ("посопные Татаровя"). Тех же можар и буртас знают здесь и дальше на восток арабские писатели, начиная с Х в.; к буртасам и можарам они присоединяют еще булгар, известных немного позднее и русским. Принимая во внимание намеки, заключающиеся в отношениях Чуваши к мокше и смешение Чуваши с печенегами у мордвы, мы должны предположить, что Чуваши не в 1551 г. явились между Сурой и Волгой, и если они никем не упоминаются раньше, то только потому, что они принимались древними писателями за одну из трех известных им народностей Поволжья — или за булгар, или за буртас, или за можар. Историки-этнографы и лингвисты устранили можар и остановились на булгарах и буртасах. За тождество или, по крайней мере, за близость Чуваши к булгарам высказались академики Куник и Радлов, в последнее время — Н. И. Ашмарин. Первые два основываются на некоторых особенностях наречия волжско-булгарских надписей и на дунайско-болгарских вставках в один из древних славяно-русских хронографов; г-н Ашмарин делает опыт истолкования из чувашского языка всего лингвистического материала, оставшегося от дунайских и волжских булгар — в виде личных и местных имен и социально-политической номенклатуры. В пользу отождествления Чуваши с буртасами высказывался и Сбоев. Большую часть аргументов своих он черпает из этимологии весьма подозрительного достоинства. Некоторое значение имеют указания на то, что северная граница буртасской территории — как ее определяют арабы — совпадает с южной границей территории чувашской, и буртасы рисуются у арабов как народ оседлый, живущий в домах и занимающийся земледелием и звероловством, т. е. чертами, которыми можно было обрисовать и Чуваши XV-XVI вв. Пока перевес склоняется в пользу теории тождества Чуваши с булгарами: у нее есть лингвистическая опора. Буртасская гипотеза, впрочем, еще не сказала своего последнего слова; есть материал ею еще не использованный — язык, верования и быт группы деревень Цивильского уезда, объединенной именем буртас с различными определителями (Ихра, Орнар, Чибулат, Сярмыс и др.). В настоящее время жители этих деревень ничем, по-видимому, не отличаются от Чуваши, но сходство современных цивильских буртас с чувашами-соседями еще не говорит за то, что так же сходны они были и в прошлом: почему-нибудь обособляются же они от соседей этнографическим именем буртас, почему-нибудь называли же русские буртас посопными татарами. Много помогло бы решению вопроса о буртасах сравнение предположенного Паазоненом тюркско-буртасского наречия, из которого мордва-каратаи сделали свой настоящий татарский язык, с наречием цивильских буртас. По вопросу об отношении буртас к Чуваши исследование цивильских буртас будет, во всяком случае, иметь не положительное, а отрицательное значение: гипотеза будет оставлена, когда выяснится, что эти буртасы представлялись когда-то чувашам как нечто этнографически отличное. В окончательном выигрыше от исследования будет булгарская теория. То же следует сказать и по вопросу об отношении Чуваши к можарам. Чуваши не были можарами, раз они противополагают их себе как нечто отличное. Исключая буртас и можар из числа древних народностей Поволжья, к которым можно возводить Чуваши, мы придем к булгарам; но экскурсия к можарам и буртасам показала, что низовые Чуваши, на территории которых мы встречаем буртас, усвоивших чувашский быт и язык, и можар, сохраняющих в лице женщин при татарской речи чувашский костюм, представляют разновидность менее чистую, менее однородную, чем Чуваши верховые. Родство с булгарами делает Чуваши старейшей тюркской народностью Поволжья и определяет особый интерес, представляемый их культурой. В элементах этой культуры, которая лишь сравнительно недавно сделалась предметом систематического исследования, будет со временем искать решения занимающих его вопросов не только тюрколог, но и славист. Через сравнение югославянского фольклора и быта с чувашским могут выясниться те тюркские элементы. которые вошли в него от турок, половцев-куман, болгар и аваров. Реставрировать историю чувашского жилища возможно на основании того, что дают современные чувашские постройки, а также воспоминания и пережитки, уцелевшие в языке, поэзии и быте. Намек на былое кочевание в общетюркских кибитках некоторые исследователи видят в выражении "вотым-ба", где слово вот может соответствовать турецкому ута - шатер, кибитка. Если это предположение и основательно, оно может относиться лишь к очень отдаленному прошлому. У буртас деревянный дом был в употреблении уже в Х в., когда булгары еще жили в шатрах, и от них он должен был перейти и к Чуваши Об основном типе древнего чувашского дома можно судить по легкой постройке, имеющейся почти на каждом чувашском дворе — так называемая лазь, бревенчатый четырехугольный сруб без окон, без потолка и пола, с открытым огнищем вместо печи посредине, с дырявой, дающей выход для дыма крышей, с маленькой дверью по фасаду. В пользу ее древности — помимо примитивности формы — говорят обычаи, практикующиеся до сих пор в торжественные моменты жизни чувашина. При осеннем молении нового хлеба Чуваши в доме, имеющем уже окна, по старому обычаю обращаются лицом к отворенной двери и бросают кусочки хлеба на печь, как бросали прежде на огонь, разведенный на земляном полу посредине избы. Дверь, в роли предполагаемого единственногоисточника света для избы, является и в других религиозных обрядах, связанных с браком, погребением и поминками: к двери подходит для произнесения молитвы жрец, к двери обращаются лицом и все молящиеся. Огонь, разведенный на полу такого дома, должен был поддерживаться неугасимо; производить его новых хранителей — цель семьи; "чтобы избной дым не похолодел", бездетный чувашин отдает дом и имущество чужому, который принимает на себя обязанность поддерживать огонь очага. По типу лази без сеней, дверью на восток, устраивалась у Чуваши и теплая, зимняя изба с печью, потолком и полом. От современной избы "русского" типа старая чувашская изба, помимо отсутствия сеней, отличается еще тем, что не имеет по фасаду над окнами карниза; так называемая матка положена в ней не поперек, а вдоль сруба; в стене, противоположной двери, прорезано ближе к правому переднему углу от двери или одно окно, или одно большое и одно волоковое; иногда в этой стене бывает даже только одно волоковое окно, а большое выходит на двор. Клеть или чулан, если они имеются, соединяются в старых чувашских домах иначе, чем в русских; в русских клеть ставится против избы через сени — в старых чувашских полдыр пристраивается сбоку, и его крыша частью подходит под выступ избной крыши. Последним словом в истории чувашского жилища является современная изба русского типа. Хозяйственная обстановка современного чувашского дома — мебель, посуда, орудия труда и передвижения — раскрывают перед нами, как и самый дом, страницу культурной истории народа. Есть вещи, которые по формам, по способам изготовления восходят к начальным моментам техники: таковы чашки, черпаки, приготовляемые из опухолеобразных наростов на дереве — чаще всего дубе. Обрубается, очищается и выдалбливается один такой нарост — получается чашка; обрубается с частью прилегающей древесины — получается черпак. На этой стадии развития техники чувашин еще не творит форм; он только приспособляет к своим потребностям формы, данные природой. То же можно сказать до известной степени о примитивных мялках дляконопли, о ступах для толчения соли и обделки крупы, ступах большого размера для обработки сукна, о ступках-солоницах, о приспособленных к перевозке (при помощи ушка на одном конце) длинных узких корытцах для толчения белья. Крупным шагом вперед в смыслегосподства мастера над материалом являются произведения зарождающейся художественной промышленности — украшенные разнообразной резьбой маленькие ковши-черпачки для пива. Черпачки эти — главный показатель эстетических потребностей, вкусов и способностей у Чуваши-мужчин. В отличие от русского, который при благоприятных условиях все запасы своей эстетики вкладывает в наружное украшение жилища — в разнообразную резьбу на полотенцах крыши, на карнизах, на воротах, — чувашин пренебрегал красотой жилища и вкладывал свои художественные силы в производство изящной, на его вкус, утвари, посуды. Здесь он развертывал все богатство своей фантазии; достаточно взглянуть на только еще формирующееся собрание чувашских черпаков в музее императора Александра III, чтобы признать за Чуваши в этой отрасли художественно-промышленного труда значительную степень виртуозности. С большим умением они варьируют несложный по своей основе животный орнамент — фигурки птиц и животных на ручках. Не вполне выясненным остается вопрос, при каких условиях возник этот момент в техническом развитии Чуваши: явился ли он выражением потребностей самого народа, или толчок пришел извне и только разбудил дремавшие художественные способности. Сопоставление чувашских изделий с аналогичными скандинавскими дает право предположить, что толчок дан был с севера, произведениями скандинавской промышленности, которые могли попадать к предкам Чуваши — булгарам — от торговавших с ними варяго-руссов. Новый свет на вопрос могло бы пролить сравнение чувашских деревянных изделий с гуцульскими и мадьярскими; может быть, в числе орнаментальных мотивов есть у Чуваши и древнетюркские. Другим родом художественно-промышленной деятельности, в котором развернулись художественные силы женской половины чувашского племени, является украшение одежды вышивками. Вышивки, вместе с формами костюма, являются вторым, после языка, отличием низовых Чуваши от верховых. В повседневной одежде низовых Чуваши заметно тяготение к употреблению цветной, самодельной пестрядины; но эта черта — явление сравнительно позднего времени. Ранее различие костюмов определялось не материалами, а формами и орнаментом. Главным показателем принадлежности к той или другой группе была и на западе низово-чувашской территории до сих пор остается женская рубашка (кибе); верхово-чувашская рубашка украшена узкими вышивками по разрезу на груди и по плечам, рубашка низовой чувашки украшена двумя изящно вышитыми шелком фигурами по обе стороны разреза и звездой или разделенными узенькой лентой вышитыми полосами во всю длину рукава от плеч до кисти. Другим отличием низово-чувашского женского костюма от верхово-чувашского являются головной убор и поясные украшения. Низовые чувашки, кроме сорбана, служащего убором замужней женщины и у верховых, носят еще на голове другую повязку, которая называется чалмой инавязывается, действительно, как мусульманами чалма. Белая чалма, белый с расшитыми кумачными концами сорбан, далеко ниспадающий с головы, придают низовой чувашке, сравнительно с верховой, картинный и экзотический, восточный — не то арабский, не то еврейский — вид. Поясные украшения низовых чувашек состоят, при повседневном костюме, из куска холста вершка в 2-3 шириной и вершка в 4-5 длиной, от которого в обе стороны идут холщовые же тесьмы — нечто вроде передника стыдливости; этот передник прикрепляется сзади. В парадном костюме у замужней женщины украшения сложнее: основу составляет вышитый и опушенный бисерными нитями треугольник, заменяющий собой передник; на тесьмы, которыми этот треугольник опоясывается, надеваются, спадая на бедра, украшенные цветными прошивками и кумачом узкие набедренники; сверх треугольника и набедренников зад костюма низовой чувашки украшается еще двумя вышитыми кусками холста, которые сшиты на одном конце, имеют каждый кусок тесьмы на другом и расходятся, образуя тупой, широкий угол над треугольником. У верховых чувашек треугольника нет, набедренников больше и тесьма, на которой они держатся, маскируется широким синим шерстяным поясом, богато расшитым шелками по краям. С особенной тщательностью чувашки расшивают вещи, имеющие ритуальное значение — большие и малые покрывала невесты, треугольные платки и полотенца, которыми украшаются плечи кафтана у жениха. В вышивании всех этих принадлежностей костюма чувашки обнаруживают еще большую виртуозность, чем мужчины — в резьбе черпаков. Обогатстве их фантазии может дать понятие тот факт, что автор настоящего очерка составил в низово-чувашском краю для музея императора Александра III коллекцию почти из 500 грудных вышивок — и в этой коллекции нет дублетов, хотя количество основных орнаментальных мотивов не велико. Сравнение низово— и верхово-чувашских вышивок показывает, что у низовых чувашек больше этих основных мотивов, чем у верховых: у них в большом употреблении растительный орнамент, встречается, хотя сравнительно редко, и животный — симметрично поставленные одна против другой фигуры животных и птиц, с деревом посредине; у верховых преобладают стилизованная розетка и богато разработанный крест. Толчок к проявлению художественных сил чувашским женщинам, как и мужчинам, дан извне, но не ссеверо-запада, а с юго-востока, из Азии. Уже В. В. Стасов в своем исследовании об орнаменте указал на зависимость русского орнамента от восточного и на ту посредническую роль, которую играли в распространении последнего урало-алтайские насельники Поволжья. Коллекции музея императора Александра III, собранный в Средней Азии художником Дудиным, в Поволжье — автором настоящего очерка и в средней России — H. M. Могилянским, подтверждая основное положение В. В. Стасова, дают возможность установить, что главная роль в передаче азиатских, иранских мотивов на запад принадлежала Чуваши, преимущественно низовым: у них эти мотивы встречаются в наибольшем разнообразии; распространяясь далее на запад и на север, они убывают; ни у мордвы, ни у черемис растительный и животныйорнаменты не имеют, например, такого широкого употребления, как у Чуваши Современный семейный строй Чуваши характеризуется преобладанием отца и тенденцией к проживанию малыми семьями. Народная поэзия и пережитки прошлого в верованиях и культе дают возможность реставрировать предшествующие моменты в истории семьи. Тот факт, что дух-покровитель дома является у Чуваши женщиной и моление ей возносится домохозяйкой, свидетельствует о матриархальном строе семьи, имевшем место когда-то в старину. О былой жизни большими семьями или кровными союзами свидетельствует одна из формул брачного ритуала: "40 мужчин и 50 женщин привели мы на свадьбу и ни одного чужого — все братья и сестры". О том же говорит тип старых деревень, разбитых на усадьбы или околотки, принадлежащие отдельнымродам. Внутренние отношения членов большого кровного союза характеризуются преданием, что в старину люди женились на сестрах (Рекеев) и вытекающей из неупорядоченных половых отношений между членами рода системой и номенклатурой родственных отношений: чувашин определяет свои отношения к членам рода, поставив себя в центр, и разделяя остальных родичей (кроме отца и матери) на группу лиц старше его и группу лиц моложе его. В той и другой группе могут оказаться, кроме старшего и младшего братьев, дяди, племянники, двоюродные братья, кроме сестер, старшей и младшей, — тетки, племянницы, двоюродные сестры. Индивидуализирование прав на женщину является у Чуваши с переходом от эндогамии к экзогамии, с приобретением чужих женщин похищением или куплей. В том и другом случае праву одного предшествовало совместное пользование приобретенной девушкой всеми участниками похищения — стадия полиандрии. Намек на это заключается в том, что лиц, носящих название зятя или жениха, имеется несколько; о том же говорит и современная практика похищения девушки — действительного, а не фиктивного; право на похищенную устанавливается совершенным насильственно половым актом; если жених не в состоянии сам установить этим путем свое право, он предоставляет дело более сильному из своих товарищей.Особая форма фактической полиандрии — снохачество — должна была появиться с того момента, когда похищение уступило место купле и девушка, нужная как рабочая сила, стала приобретаться некоторым образом в запас для ребенка 5-6 лет. В настоящее время ни у христиан, ни у язычников жених не бывает уже моложе 12-14 лет, но воспоминания о времени, когда брали девушку для жениха-ребенка, еще живы в народной памяти. Судьба ребенка в первые минуты после рождения в руках матери: фиктивная покупка новорожденного в техсемьях, где дети не живут, и фиктивное же его выбрасывание указывают на судьбу хилого ребенка; истребление третьего ребенка, в случае рождения тройней, говорит о судьбе лишних детей. Брак и рождение человека дали нам возможность заглянуть в древний общественный строй Чуваши; смерть и погребение открывают дверь в область верований. Усопшие в глазах Чуваши занимают место рядом с духами-повелителями явлений окружающей природы: одни из них помогают или вредят своим родичам, в зависимости от поведения последних, другиестановятся вредоносными для всех существами; таковы хыдым — дух человека, умершего без рода, без племени или засватавшего невесту и не успевшего жениться; дух девушки, засватанной, но не успевшей выйти замуж (вредит скоту); ниш — дух незаконнорожденного ребенка, убитого матерью (истощает детей); ар-сьори — дух ребенка, умершего прежде чем он насосался молока матери (делается лешим). Смерть не прекращает существования человека; он уносит в загробную жизнь все свои потребности — пьет, ест, вступает в связь с умершими и живыми женщинами. По вопросу о том, где живут усопшие, в чувашских верованиях имеется ряд решений, которые трудно согласуются между собой. Обычай звать усопшего на поминки, обращаясь лицом на север, говорит как будто о том, что общая обитель мертвых предполагается где-то на севере. С другой стороны, имеются совершенно определенные верования, что усопшие живут на своем кладбище под властью кладбищенского начальника — первого человека, похороненного на кладбище, в столбах в рост умершего, с верхушками, обделанными в виде человеческой головы (ср. каменные бабы былых насельников наших степей). Жертвоприношения усопшим, обитателям кладбища, совершаются осенью, в ноябре, и весной, перед Пасхой, когда они приобретают возможность возвращаться на землю. Усопшие могут добиться жертв и в другое время, посылая на родичей болезни и другие бедствия. Существами, близкими к усопшим по значению, являются тур-килли (духи, живущие в запустелых строениях), ыра-сем (или керемети, добрые), йирих-сем, живущие в деревьях — рябинах, липах, яблонях. Духи эти являются благодетелями для рода, во владениях которого живут, и наводят бедствия на чужаков. Как благодетельные существа, они необходимы для отделяющихся членов рода, например для девушки, выходящей замуж; глава рода снабжает такую девушку несколькими ветками дерева-духа; эти ветки имеют в новом месте то же значение, что и целое дерево. Так возникают те ирихи — пучки ветвей, которые вызвали большую путаницу объяснений в литературе. Над ирихами и их собратьями поднимаетсямир более могущественных существ (Тора — боги), повелевающих отдельными явлениями природы — водой, огнем, ветрами, землей, громом, молнией, солнцем, луной. Все эти боги живут семьями, имеют детей и от времени до времени нуждаются в умилостивлении. Самой угодной богам жертвой, является жертва кровавая, но чувашин изобрел способы сделать службу богам не очень обременительной для себя: при родинах и похоронах он дает "за душу душу", но менее ценную, в состоянии потенции — яйцо; при других молениях вместо человека и животных приносятся в жертву куклы (лешему) или аргамаки — пряники, изображающие человека, коня, корову, козу. Космогонические мифы Чуваши показывают, что они сводили в конечном счете весь мир духов к двум началам — доброму и злому, и последнему (шайтану) приписывали деятельное участие в создании мира (Рекеев). Христианство у Чуваши на первых порах пережило период приспособления к языческим верованиям. Иконы, в виде которых предстали Чуваши новые небожители, долгое время сливались в представлении Чуваши с родными ирихами и тюр-килли; они также казались покровителями того или другого рода и вредоносными для других. Исходя из таких воззрений, чувашин способен был серьезно думать, что его "ломает" бог того или другого однодеревенца, и просил у хозяина позволения принести ему жертву. Этим же представлением определяется факт, что чувашин смотрит на чтимые иконы и мощи как на кереметей, способных исполнять его злостные мольбы — "ломать", карать его врагов. В настоящее время эти воззрения отходят уже в область истории: Чуваши-священники, Чуваши-учителя исподволь преобразуют миросозерцание своих родичей, и остатки чистого язычества и старины, данные для этнографа, становятся уже редкими. Ср. Сбоев, "Исследования об инородцах Казанской губернии" (I, Казань, 1856); Золотницкий, "Корневой словарь чувашского языка"; Меньшов, "Симбирские Чуваши и их поэзия" (Симбирск, 1877); Магнитский, "Материалы для изучения старой чувашской веры" (Казань, 1881); Рекеев, "Из чувашских верований и преданий" ("Известия Казанской Епархии", 1896); Прокопьев, "Брак у Чуваши" (Казань, 1903); Ашмарин, "Древние болгары" (Казань, 1903). И. Смирнов. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Акскл Опубликовано 25 марта, 2012 Поделиться Опубликовано 25 марта, 2012 CHUVASHES, or Tchuvashes, a tribe found in eastern Russia. They form about one-fourth of the population of the government of Kazan, and live in scattered communities throughout the governments of Simbirsk, Samara, Saratov, Orenburg and Perm. They have been identified with the Burtasses of the Arab geographers, and many authorities think they are the descendants of the ancient Bolgars. In general they physically resemble the Finns, being round-headed, flat-featured and light-eyed, but they have been affected by long association with the Tatar element. In dress they are thoroughly Russianized, and they are nominally Christians, though they cling to many of the Old Shamanistic practices. They number some half a million. Their language belongs to the Tatar or Turkish group, but has been strongly influenced by the Finno-Ugrian idioms spoken round it. See Schott, De Lingua Tschuwaschorum (Berlin, 1841). Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
kyrgyzdaar Опубликовано 26 марта, 2012 Поделиться Опубликовано 26 марта, 2012 а что означает на чувашском слово "сарт"? прям вот так вот С А Р Т? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
zhendoso Опубликовано 26 марта, 2012 Поделиться Опубликовано 26 марта, 2012 а что означает на чувашском слово "сарт"? прям вот так вот С А Р Т? Ничего не означает, нет такого слова у нас. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
kyrgyzdaar Опубликовано 27 марта, 2012 Поделиться Опубликовано 27 марта, 2012 наши чуваши ну если есть свое фольк-хистори тогда вас здесь не хватало. действительно загадочный родственный народ Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
zhendoso Опубликовано 27 марта, 2012 Поделиться Опубликовано 27 марта, 2012 ... ну если есть свое фольк-хистори тогда вас здесь не хватало. действительно загадочный родственный народ Как же без фольк-хисториков-то? Кто еще, кроме них, нас напрямую от синантропа выведет? )) Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
kyrgyzdaar Опубликовано 27 марта, 2012 Поделиться Опубликовано 27 марта, 2012 Как же без фольк-хисториков-то? Кто еще, кроме них, нас напрямую от синантропа выведет? )) между прочим надо объявить всеобщую благодарность за их рвение, они действительно можно сказать своеобразные популяризаторы такой науки как история. к примеру если отбросить фолькхисторазматические вкрапления доля истины присутствует даже в указанной ссылке. я так понял за ваши души боряться, как их там: "европоцентристы" кого из Чувашей можно назвать "великим", на ваш личный взгляд? кто, по вашему из Чувашей более всех достоин почтения среди родственных народов? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться