Перейти к содержанию
Гость sanj

Чорос и Чурас

Рекомендуемые сообщения

59 минут назад, Steppe Man сказал:

Монгольские исследователи относят чоросов к древним уйгурам.

choros.png

 

Ну-ну, уже и к уйгурам относят? Может убавите аппетиты? 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

7 часов назад, mechenosec сказал:

Угу, Галдан- Бошигт и Галдан - Церен наверное кыргызами были ?  :lol:

писали о племени , их происхождении , а не то что вы спросили :D

 

5 часов назад, Steppe Man сказал:

Монгольские исследователи относят чоросов к древним уйгурам.

choros.png

 

возможно кто то  прав был 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

03.08.2019 в 00:56, Garin сказал:

писали о племени , их происхождении , а не то что вы спросили :D

 

возможно кто то  прав был 

По моему сарыуйгур -это сарыүйсін.

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 19.08.2002 в 08:23, Гость sanj сказал:

http://www.edic.ru/myth/art_myth/art_25036.html

ЧОРОС, Цорос [множ. число от чоро (ойрат. цор, ср. кыпчак. чора, шора), «герой, богатырь»; сначала Ч.-лишь этноним], в ойрат-калмыцкой мифологии первопредок дербетских и джунгарских княжеских родов. Миф о нём включен в калмыцкие исторические сочинения Габан Шараба и Ватур Убаши Тюмена (18 в.); изложен П. С. Палласом (18 в.), а также до недавнего времени сохранялся в устных ойратских и калмыцких традициях (записи А. М. Позднеева, Г. Н. Потанина, Б. Я. Владимирцова, А. В. Бурдукова). Ч. - найдёныш сверхъестественного происхождения. Его избирает князем уцелевшая после кровопролитной войны часть племени, обитающая в безлюдных, недоступных местах (в этом сюжете сочетаются мотивы архаических генеалогических мифов монгольских народов с более поздними, обосновывающими сакральность верховной власти). Согласно архаичному мифу, характерному для шаманской мифологии, Ч. ребёнком лежал под деревом (под двумя деревьями, чьи вершины соединялись) или в дупле дерева (имя Цорос иногда осмысливается как производное от цорго, «дупло») и питался стекающим ему в рот древесным соком, а наверху летала сова. В некоторых вариантах дерево с наростом (или сам нарост на дереве - Урун, или три дерева) и сова оказываются родителями Ч., при этом в некоторых текстах в роли отца выступает дерево, а матери - сова, в других - наоборот. В сочинении Батур Убаши Тюмена само дерево происходит от совы. Обычно Ч. наделён прозвищем Удун Бадан (Удунтай Бадантай); уду н - «ива» (хотя в ряде версий ребёнок лежит под берёзой), второй компонент имени (бадан) Паллас объясняет с помощью слова буду н - «мгла, туман, непогода», якобы обступавшая младенца Ч. Ойратский миф о происхождении героя от дерева тесно связан с мифом о происхождении кыпчаков, рассказанный в легенде об Огузхане у Рашидаддина, Абулгази и др.

С этими архаическими мотивами сливается более поздний, обосновывающий небесное происхождение Ч.; в нём используются, однако, и тотемические образы (ср. Борте-Чинои Хо-Марал) прежде всего лебедя (ср. генеалогический миф о первопредке хоринцев Хоридое в бурятской мифологии). Отцом Ч. выступает жёлтый лебедь с четырьмя жёлтыми головами, сын неба (тенгри); а его матерью - фея (дагини, см. Дакини) Золотая рыба, дочь водяного владыки (хана лусов, см. Лу). По Палласу, Цорос родится от связи жены богатыря Иобогон-мергена («старец-стрелок»?), предка рода хойт, жившего за 3 поколения до Чингисхана, с чародеем Бо-ханом [Бо-нойоном, - «государем (или «князем») шаманом»?] или Лусим-ханом (очевидно, Лусын-ханом, т. е. «ханом лусов»).

В дальнейшем, очевидно, появляется миф о поисках после смерти бездетного джунгарского хана - преемника престола, им и оказывается Ч. Поздним является также отождествление Ч. с Чингисханом.

Лит.: Позднеев А. М., Образцы народной литературы монгольских племен, в. 1, СПБ, 1880, с. 136; Потанин Г. Н., Очерки Северо-Западной Монголии, в. 4, СПБ. 1883, с. 229. 325-26; Владимирцов Б. Я., Легенда о происхождении дэрбэтских князей, «Живая старина», 1909, т. 18, в. 2-3; Калмыцкие историко-литературные памятники в русском переводе, Элиста. 1969; Pallas P., Sammlungen historischer Nachrichten über die Mongolischen Völkerschaften, Bd 1, Spb., 1776, S. 32.

С. Ю. Неклюдов.

Чорго это типа носик кувшина. Длинная, более 50 см. палка с каналом, по которой стекает аркы при изготовлении аркы.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 17.08.2005 в 18:07, Гость Чорос Х сказал:

Про окупацию Чоросами, я взял из казахского фольклора о событиях 1723г.

Вот насчет версии - ДУЛУ - дулаты, Дулу были объединением левого, восточного крыла, Джунгар - пререводится как левое крыло, нет ли связи?

И можно ли связать тогда, восточные племена Ст.Жуза с Чоросами? (Талас, Толёс, Тараз, Долосы)

Восточные племена ст. жуса. Как понять? 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

Термин "черик" согласно ДТС происходит от санскритского "кшатрика". В древнетюркском есть термин "чур" - имя собственное и титул.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...