mechenosec Опубликовано 2 августа, 2019 Поделиться Опубликовано 2 августа, 2019 59 минут назад, Steppe Man сказал: Монгольские исследователи относят чоросов к древним уйгурам. Ну-ну, уже и к уйгурам относят? Может убавите аппетиты? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Garin Опубликовано 2 августа, 2019 Поделиться Опубликовано 2 августа, 2019 7 часов назад, mechenosec сказал: Угу, Галдан- Бошигт и Галдан - Церен наверное кыргызами были ? писали о племени , их происхождении , а не то что вы спросили 5 часов назад, Steppe Man сказал: Монгольские исследователи относят чоросов к древним уйгурам. возможно кто то прав был Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Нур апа Опубликовано 16 марта, 2020 Поделиться Опубликовано 16 марта, 2020 03.08.2019 в 00:56, Garin сказал: писали о племени , их происхождении , а не то что вы спросили возможно кто то прав был По моему сарыуйгур -это сарыүйсін. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Алтай калык Опубликовано 25 мая, 2023 Поделиться Опубликовано 25 мая, 2023 В 19.08.2002 в 08:23, Гость sanj сказал: http://www.edic.ru/myth/art_myth/art_25036.html ЧОРОС, Цорос [множ. число от чоро (ойрат. цор, ср. кыпчак. чора, шора), «герой, богатырь»; сначала Ч.-лишь этноним], в ойрат-калмыцкой мифологии первопредок дербетских и джунгарских княжеских родов. Миф о нём включен в калмыцкие исторические сочинения Габан Шараба и Ватур Убаши Тюмена (18 в.); изложен П. С. Палласом (18 в.), а также до недавнего времени сохранялся в устных ойратских и калмыцких традициях (записи А. М. Позднеева, Г. Н. Потанина, Б. Я. Владимирцова, А. В. Бурдукова). Ч. - найдёныш сверхъестественного происхождения. Его избирает князем уцелевшая после кровопролитной войны часть племени, обитающая в безлюдных, недоступных местах (в этом сюжете сочетаются мотивы архаических генеалогических мифов монгольских народов с более поздними, обосновывающими сакральность верховной власти). Согласно архаичному мифу, характерному для шаманской мифологии, Ч. ребёнком лежал под деревом (под двумя деревьями, чьи вершины соединялись) или в дупле дерева (имя Цорос иногда осмысливается как производное от цорго, «дупло») и питался стекающим ему в рот древесным соком, а наверху летала сова. В некоторых вариантах дерево с наростом (или сам нарост на дереве - Урун, или три дерева) и сова оказываются родителями Ч., при этом в некоторых текстах в роли отца выступает дерево, а матери - сова, в других - наоборот. В сочинении Батур Убаши Тюмена само дерево происходит от совы. Обычно Ч. наделён прозвищем Удун Бадан (Удунтай Бадантай); уду н - «ива» (хотя в ряде версий ребёнок лежит под берёзой), второй компонент имени (бадан) Паллас объясняет с помощью слова буду н - «мгла, туман, непогода», якобы обступавшая младенца Ч. Ойратский миф о происхождении героя от дерева тесно связан с мифом о происхождении кыпчаков, рассказанный в легенде об Огузхане у Рашидаддина, Абулгази и др. С этими архаическими мотивами сливается более поздний, обосновывающий небесное происхождение Ч.; в нём используются, однако, и тотемические образы (ср. Борте-Чинои Хо-Марал) прежде всего лебедя (ср. генеалогический миф о первопредке хоринцев Хоридое в бурятской мифологии). Отцом Ч. выступает жёлтый лебедь с четырьмя жёлтыми головами, сын неба (тенгри); а его матерью - фея (дагини, см. Дакини) Золотая рыба, дочь водяного владыки (хана лусов, см. Лу). По Палласу, Цорос родится от связи жены богатыря Иобогон-мергена («старец-стрелок»?), предка рода хойт, жившего за 3 поколения до Чингисхана, с чародеем Бо-ханом [Бо-нойоном, - «государем (или «князем») шаманом»?] или Лусим-ханом (очевидно, Лусын-ханом, т. е. «ханом лусов»). В дальнейшем, очевидно, появляется миф о поисках после смерти бездетного джунгарского хана - преемника престола, им и оказывается Ч. Поздним является также отождествление Ч. с Чингисханом. Лит.: Позднеев А. М., Образцы народной литературы монгольских племен, в. 1, СПБ, 1880, с. 136; Потанин Г. Н., Очерки Северо-Западной Монголии, в. 4, СПБ. 1883, с. 229. 325-26; Владимирцов Б. Я., Легенда о происхождении дэрбэтских князей, «Живая старина», 1909, т. 18, в. 2-3; Калмыцкие историко-литературные памятники в русском переводе, Элиста. 1969; Pallas P., Sammlungen historischer Nachrichten über die Mongolischen Völkerschaften, Bd 1, Spb., 1776, S. 32. С. Ю. Неклюдов. Чорго это типа носик кувшина. Длинная, более 50 см. палка с каналом, по которой стекает аркы при изготовлении аркы. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Алтай калык Опубликовано 25 мая, 2023 Поделиться Опубликовано 25 мая, 2023 В 17.08.2005 в 18:07, Гость Чорос Х сказал: Про окупацию Чоросами, я взял из казахского фольклора о событиях 1723г. Вот насчет версии - ДУЛУ - дулаты, Дулу были объединением левого, восточного крыла, Джунгар - пререводится как левое крыло, нет ли связи? И можно ли связать тогда, восточные племена Ст.Жуза с Чоросами? (Талас, Толёс, Тараз, Долосы) Восточные племена ст. жуса. Как понять? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Алтай калык Опубликовано 30 июня, 2023 Поделиться Опубликовано 30 июня, 2023 Скорее всего слово черӱ (войско, армия) произошло от слова чор. Черӱ - сборище чоров. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Admin Rust Опубликовано 3 июля, 2023 Admin Поделиться Опубликовано 3 июля, 2023 Термин "черик" согласно ДТС происходит от санскритского "кшатрика". В древнетюркском есть термин "чур" - имя собственное и титул. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться