Урянхаец Опубликовано 22 февраля, 2007 Поделиться Опубликовано 22 февраля, 2007 Тайцы-тайчиуты? Интересная версия... Оказ-ся, все эти народности как то, бирманцы, шаны, качины, таи, лао и т.д. бежали из Южного Китая недавно, в результате монгольского нашествия. Т.е. древние ханьцы, шаны, чжоусцы и т.д. значительно отличаются от современных китайцев, которые являются на севере в основном продуктом окитаевания бывших кочевников, начиная от бохайев и тукюэсцев, кончая маньчжурами и киданями с юаньскими монголами. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Опубликовано 22 февраля, 2007 Поделиться Опубликовано 22 февраля, 2007 http://www.wirade.ru/history/history_mongo...ire_part_4.html "По мысли Тимура, лучшим средством сохранять "имперские" связи Китая с монгольским миром было, до поры до времени, использование Минских претензий на "имперское" юаньское наследство, поскольку они подразумевали фикцию единой монгольской ойкумены (правда, теперь уже с Минской, а не монгольской династией во главе). Поэтому Тимур вплоть до смерти Чжу Юаньчжана в 1398 г. платил Китаю символическую дань (по нескольку лошадей и верблюдов каждый год), хотя самого Чжу при нем открыто именовали "царем-свиньей". Несомненно, Тимур с самого начала намеревался рано или поздно придать этой связи противоположный и менее символический характер. " Действительно ли Тимур платил Чжу Юаньчжану такую дань? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Шах-Бахт Опубликовано 22 февраля, 2007 Поделиться Опубликовано 22 февраля, 2007 Действительно ли Тимур платил Чжу Юаньчжану такую дань? См.: http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Ch.../frametext5.htm. Документ № 4 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Урянхаец Опубликовано 2 марта, 2007 Поделиться Опубликовано 2 марта, 2007 Эти Юани на границе с Минами охотились за ханьской принцессой, которая оказалась вместе с корейскими послами. Если бы Юань не завоевало Сун и не обьединила Китай, боюсь до сих пор была бы на Севере Китайской равнины алтайская Китайская цивилизация. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Модераторы reicheOnkel Опубликовано 3 марта, 2007 Модераторы Поделиться Опубликовано 3 марта, 2007 Эти Юани на границе с Минами охотились за ханьской принцессой, которая оказаласьвместе с корейскими послами. Если бы Юань не завоевало Сун и не обьединила Китай, боюсь до сих пор была бы на Севере Китайской равнины алтайская Китайская цивилизация. vy eto ser'ezno? citirovat' syujety koreiskogo fil'ma? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Шах-Бахт Опубликовано 3 марта, 2007 Поделиться Опубликовано 3 марта, 2007 citirovat' syujety koreiskogo fil'ma? Фыльм вэрна драматычески, но нэ вэрна истарыческы, палытыческы и ыдэологическы Кстати, при присмотре сильно поразила корейская подлость: китайцы-Мины этих корейских послов сами послали куда подальше, да еще и чуть не казнили, а монгольские юаньцы отнеслись по доброму, тем не менее, весь фильм эти корейские извращенцы рубят в капусту бедных монгольцев, чтобы помочь китайцам, которые враждебно к ним настроены. Клиника, в общем! Но батальные сцены сняты хорошо. :tw1: Правда из исторических сочинений и исследований по военной истории не припомню, чтобы монголы мчались на врага, ожидая, чтобы их положили прямо на скаку топором или мечом. Обычно они издалека расстреливали противников из луков. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Урянхаец Опубликовано 15 марта, 2007 Поделиться Опубликовано 15 марта, 2007 Титул тайджи до сих пор существует у казахов Туркестана. Далельхан Сугурбаев был сыном тайджи племени абак-керей, к тому же Чингизидом. Прямая наследственность. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Опубликовано 16 марта, 2008 Поделиться Опубликовано 16 марта, 2008 Ну если традиционно считать, что Бугу-Хатаки, Бугуту-Салджи и Бодончар появились на свет от "солнечного юноши", то нируны конечно потомки одного предка...Хотя здесь четко прослеживается, что дарлекины характеризуются патрилинейным родством (от Бортэ-Чино), в то время как нируны - матрилинейным (от Алан-гоа)... Разве нируны и во всех следующих поколениях после Алан-Гоа считали свое родство по материнской линии? На сколько поколений раньше, чем Алан Гоа, жил Бортэ Чино? Считаются ли мужья Алан Гоа потомками Бортэ Чино? Можно ли примерно оценить число Нирунов было ко времени Чингисхана? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Тюрколог Опубликовано 16 марта, 2008 Поделиться Опубликовано 16 марта, 2008 Хори-туматка т.е. курыканка Алан-гоа родила трех сыновей от Небесного духа! Их имена монголы, буряты, саха... на самом деле под эпонимами скрываются древние племена, так или иначе связанные с этногенезом монголов. Алан похоже на алатов, также предков саха. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Опубликовано 17 марта, 2008 Поделиться Опубликовано 17 марта, 2008 Как я понимаю тюркские и монгольские кочевники очень хорошо умели считать и запоминать количество поколений Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Акскл Опубликовано 5 августа, 2008 Поделиться Опубликовано 5 августа, 2008 Если не нравятся мои переводы - читайте академика Рене Груссе в переводе В.Мирзаянова (раздел II, главу 7 - конец): http://www.mirzayanov.com/1048108410871077...8710771081.html Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Амыр Опубликовано 5 августа, 2008 Поделиться Опубликовано 5 августа, 2008 Если не нравятся мои переводы - читайте академика Рене Груссе в переводе В.Мирзаянова (раздел II, главу 7 - конец):http://www.mirzayanov.com/1048108410871077...8710771081.html Ну наконец-то! А то надоели бессмысленные цитаты без контекста... :kz1: Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Акскл Опубликовано 9 ноября, 2008 Поделиться Опубликовано 9 ноября, 2008 Рене Груссе "Империя Степей" Глава 15 Последние Империи Монголии от XV до XVIII вв. АНАРХИЯ В МОНГОЛИИ ПОСЛЕ 1370 г. Империя, основанная в Китае Великим Ханом Кублаем была разрушена в 1368 г. китайским восстанием. Изгнанный из Пекина китайцами потомок Кублая Тоган Teмур умер в Ингчанг'е или Кайлу, в Шара Мурене, 23 мая 1370 г., сокрушаясь о масштабах катастрофы. Китайская династия Минь (1368-1644 гг.), вытолкнув Чингизидов со своей национальной территории, не стала тянуть с преследованием их на территории монголов. В Каракоруме, сын Тоган Темура, принц Аюрширидхара, узнав о смерти своего отца, принял титул великого хана и правил там с 1370 до 1378 г. в тщетной надежде однажды восстановить себя на троне Китая. Пока же для достижения этого, он должен был столкнуться с нападением китайцев, которые проникли далеко в Монголию. В 1372 г. их лучший генерал Сю Ta (Hsu Ta) продвинулся к Каракоруму, но был приостановлен на реке Тула. После смерти Аюрширидхары, его сын Тогуз Teмур стал его наследником в Каракоруме (1378-88 гг.), столице Империи, которая была теперь уменьшена до ее первоначальной территории. В 1388 г., китайская армия в количестве 100,000 человек снова вступила на территории современной Монголии и победила отряды Тогуз Темура в большом сражении к югу от озера Бор Нор, между реками Халка и Керулен. После этой катастрофы, Тогуз был убит одним из своих родственников. В результате этой повторной потери лица, дом Кублая был так дискредитирован, что большинство племен потребовало автономию. Угечи или Окачи, основной племенной руководитель мятежников против павших Кублаидов, был, согласно монгольскому историку Сананг сечену, принцем Кергудов - то есть, по-монгольски, Киргизов - народа, живущего в то время по верхнему Енисею до озера Косоголь (1). Угечи аннулировал сюзеренство Кублаида - великого хана Ельбека, победил и убил его в 1399 г., и узурпировал гегемонию над племенами. Юнг Ло (Yung Lo) , император Китая, третий и наиболее выдающийся из Минь, был естественно восхищен этой узурпацией, которая добавила разногласий среди монголов и, свергнув дом Кублая в Монголии, освобождал китайцев от кошмара мести Чингизидов. Поэтому он признал Угечи. Согласно Минь-ши, однако, Угечи был тогда побежден двумя руководителями племен мятежников: Аруктаем (по- китайски, А-лут'аи), лидером Асодов, и Махаму, лидером Ойратов.(2). Асод - монгольское название Алан или Асов. Этот народ иранского (более точно Скифо-Сарматского) типа родом с Кавказа (Кубань и Терек), в тринадцатом веке выделил большие контингенты для армии монголов в Китае. Монгольские части составленный из Аланов, были разгромлены китайцами в Ченчоу в 1275 г., и другие группы Аланов на службе дома Кублая посылали письмо Римскому Папе из Пекина в 1336 г.(3), Асоды (или Асы) 1400 г. без сомнения представляли собой один из кланов Аланов, которые следовали за Кублаидами при их отступлении из Китая в Монголию, и которые ассимилируясь монголами, остались разделить их судьбу. Ойрат или Ойрад, как мы помним, было мощное племя лесных монголов, проживавшее во времена Чингизидов на западном берегу озера Байкал. Начиная с семнадцатого столетия, Ойраты, по-видимому, состоят из четырех подплемен: Чорос, Турбет (Дёрбёд, Дёрбёт), Хошот, и Тёргют или Торгут. Королевское семейство - по крайней мере в это время - принадлежало клану Чорос. Чтобы подчеркнуть свою полную независимость от других монгольских претендентов, Аруктаи и Махаму решили оказать знаки уважения непосредственно Пекину - формальный жест, для того чтобы объявить свой собственный суверенитет и выиграть покровительство Минь. По всей видимости, Ойраты воспользовались преимуществом в этой ситуации, чтобы расширить свою гегемонию по всей западной Монголии, от западного берега озера Байкал к верхнему Иртышу, с намерением расширения еще дальше к юго-западу, в направлении Или (как скоро покажет Та'рих-и Рашиди). Но центральная и восточная Монголия должны были оставаться в состоянии хаоса, поскольку, с Аруктаем и Махаму, сын Угечи - Ессеку, как говорит Сананг Сечен, упорствовал в своем требовании верховного ханства до самой своей смерти в 1425 г. В 1403-4 гг., однако, произошло восстановление Чингизидов в лице сына Ельбека, которого монгольский историк Сананг сечен называет Олжаи Темуром, и которого Минь-ши называет только санскритским буддистским именем Пуниасри (по-китайски, Пень-я-шо-ли) .(4) Аруктаи вскоре после этого перешел на сторону этого представителя законности. Пекинский двор был понятно встревожен новым появлением в Китае семейства Кублая, и император Юнг Ло попытался потребовать проявления вассальной покорности от Олжай Темура. Получив отказ, он вступил в Монголию, продвинулся до верховий Онона и родных равнин Чингиз Хана, и разбил силы Олжай Темура и Аруктая (1410-11 гг.). Это поражение было фатальным для Олжай Темура, поскольку это лишило его престижа. Лидер Ойратов Махаму напал на него, сокрушил, и захватил гегемонию (приблизительно 1412 г.). До этого времени, Махаму поддерживал хорошие отношения с императором Юнг Ло, потому что для Ойратов или западных монголов было естественным искать поддержку китайского двора против Кублаидов и других лидеров монгола востока. Но как только он стал достаточно мощным, и почувствовал себя способным установить свою гегемонию на все племена и королевские семейства Монголии, лидер Ойратов не постестнялся порвать с правителем Минь. Юнг Ло пошел на него перейдя пустыню Гоби, но Махаму, нанеся серьезные потери китайской армии, ушел вне пределов досягаемости за реку Тулу (1414,1415 гг.). Эти кочевники, которые в последнее время были заторможены и смягчены легкостью китайской жизни, восстановили свою былую силу с их возвращением к родным степям. Кроме того, это были Ойраты, то есть западные племена из лесов. Побывав меньше в контакте с плодами завоеваний Чингизидов чем кочевники Орхона и Керулена, они без сомнения сохранили большее количество их родной энергии. Однако, престиж Махаму, должно быть, пострадал временно из-за китайского вторжения, потому что он не сумел удержать армии Минь до равнин монголов. Согласно Минь-ши, Аруктаи тогда вновь появился на сцене и восстановил Пень-я-шо-ли, то есть Олжай Темура в качестве великого хана (приблизительно 1422 г.). Он опустошил границу провинции Ганьсу до Нинься и когда прибыл Юнг Ло, спеша, чтобы наказать его, он отступил к северу через Гоби, избегая захвата. Вскоре после этого, продолжает Минь-ши, он казнил Олжай Темура и объявил себя великим хан. Император Юнг Ло не один раз проводил против него кампании (1424, 1425 гг.), но без успеха, несмотря на удачную диверсию, когда лидер Ойратов Тогон Teмур, сын Махаму и преемник, восстал против гегемонии Аруктая и победил его. Так описывает китайскую историю Минь-ши. Следует однако опасаться, что под А-лу-таи, автор путает двух индивидуумов, которых монгольский историк Сананг сечен очень ясно различает: а именно, лидер Асов Аруктай, чья деятельность была только что прослежена до 1414 г. (до за этого момента эти два источника более или менее согласуются), и другой - принц по имени Адай, который в работе Сананга Сечена фигурирует как лидер Хорчинов или Корчинов.(5) Хорчины были племенем восточных монголов, живших к востоку от Хингана, в окрестностях реки Нонни на границе с Манчжурией. Их руководители были потомками либо Темур Очигина либо Касара - братьев Чингиз Хана. Согласно Санангу Сечену, в 1425 г. ханство был оккупировано - во всяком случае на востоке - лидером Хорчинов Адаем, поддержанного Аруктаем - ясное доказательство того, что здесь вовлечены два человека, а не один, как полагает Минь-ши. Адай и его вассал Аруктай вместе вели войну против Ойратов и против Китая, в то время как, в силу обычных колебаний маятника, Ойраты еще раз заигрывали с императором Юнг Ло. Во время его последних кампаний в Монголии против Адая (1422-25 гг.), Юнг Ло поддержал это Ойратское диссидентство против законных ханов Борджигинов. ПЕРВАЯ ИМПЕРИЯ ОЙРАТОВ: ТОГОН И ЕСЕН-ТАЙДЖИ Политика, преследуемая великим императором Минь - помощь молодой и растущей мощи Ойратов чтобы свалить дом Кублая - одержала победу только после его смерти. Между 1434 и 1438 гг., лидер Ойратов Тоган или Тогон, сын и преемник Махаму, убил Адая. Так пишет Сананг Сечен; Минь-ши заявляет, что он убил А-лу-т'аи. В любом случае, он завладел гегемонией над монгольскими племенами. Адзаи, принц-Кублаид, сын Ельбека и брат Олжаи Темура, был тогда объявлен легитимистами великим ханом (1434 или 1439 гг.). А фактически, империя Монголии перешла к Ойратам. Китайский двор должен был конечно поздравлять себя с этой революции, которая свлила все еще наводящее страх семейство Чингизидов и восточных Монголов - " более опасных, потому что ближе " - в пользу западных Монголов, которые были более отдаленным, и которых как казалось, надо было меньше бояться. Кошмар Чингизидов рассеивался. Новые хозяева степи были люди без известного прошлого, которые в истории Чингизидов играли неясную и незаметную роль. Точно таким же образом китайцы двенадцатого века глупо радовались, когда место Киданей заняли Чжурчжени. Но фактически западные Монголы - Ойраты (Ойрады) или Конфедераты, как, они называли себя, или калмыки, как их называли тюркские соседи в Кашгарии - не имели никаких других амбиций кроме продолжения традиций ЧИнгизидов и восстановления к своей собственному выгоде большой Монгольской Империи, которую выродившившиеся Кублаиды так глупо дали выскользнуть из их пальцев.(6). Расширение Ойратов началось на юго-западе за счет Чагатаидского "Моголистана" или ханов-чингизидов, которые правили по Или и Юлдузу и в регионах Куча и Турфан. Лидер Ойратов Тогон напал на Чагатайского хана Ваиса (который правил между 1418 и 1428 гг.). В этом конфликте, поле битвы которого перемещалось вследствие вторжения Ойратов от бассейна реки Или до области Турфан, Ойраты повсюду имели преимущество. Сын Тогона Есен-тайджи взял в плен Ваиса и, как сообщает Та'рих-и Рашиди, обращался с ним с большим почтением из-за его чингизидской крови. В другом сражении около Турфана, Ваис снова был захвачен Есеном. На сей раз, взамен за освобождение заключенного, Есен потребовал, чтобы сестра Ваиса, принцесса Махтум ханым, стала членом его семейства. Ясно, что дом Ойратов, который не имел чингизидской крови, значительно бы возвысил себя таким союзом. Когда Есен-таиджи - Е-сиен (Ye-hsien) китайских историков - унаследовал трон своего отца Тогона, Ойратское, или Калмыцкое царство достигало пика своей мощи (1439-55 гг.). Оно теперь простиралось от озера Балхаш до озера Байкал, и от Байкала до подходов Великой Стены. Каракорум, прежняя монгольская столица, была в составе его владений. Есен также захватил оазис Хами и, в 1445 г., китайскую область Ву-лианг-ха, который соответствовала позже Джехолу. Пятью годами позже, он требовал руки китайской принцессы, также, как ранее он искал таковой у Чагатаидов. Пекинский двор обещал это, но не сумел сдержать обещание. Есен тогда разорил китайскую границу около Датуна, к северу от Шаньси, и император Минь Инг-цунг (Ying-tsung) и его министр, евнух Ванг Чан (Wang Chan) пошли маршем навстречу ему. Столкновение произошло в Т'у-му, около Суанхва на северо-западе провинции Хэбэй (теперь Чахар). Есен нанес им катастрофическое поражение, убил более чем 100,000 их людей, и взял императора Инг-цунга в плен (1449 г.). Все же, не имея навыков ведения военой осады, он был неспособен захватить ни Датун ни Суанхва - укрепленные города данного региона, и вернулся в Монголию со своим имперским пленником (7). Тремя месяцами позже он возвратился, продвинулся до Пекина, и разбил лагерь в северо-западных предместьях этого большого города; но все его нападения были отражены, и он вскоре стал испытывать нехватку фуража. Подкрепление китайцам прибыло из Ляотунга. Есен потерпел неудачу в своем главном нападении и теперь ему угрожали превосходящие силы после задержки в этом его важной акции, и он поспешно отступил через проход Киу-юнг-куан (Нанкоу). Вскоре после этого он решил освободить императора Инг-цунга (1450 гг), и в 1453 г. заключил с Китаем мир. Минь-ши далее рассказывает, что Есен признал в качестве Великого хана - номинального лидера - чингизида по имени Токтоа-бука, который женился на его сестре, и что Есен хотел чтобы сын от этого союза был бы признан в качестве законного Чингизидского наследника. Токтоа-бука отказался, и Есен убил его. Тогда в 1453 г. он объявил себя вассалом Китая - ход, который выставил его в виде независимого хана без фикции чингизидского сюзеренитета. Он в свою очередь убит в 1455 г. Согласно Та'рих-и Рашиди, после Есена главой Ойратского или Калмыцкого царства стал его сын Амасанджи. В некой неточно указанной дате между 1456 и 1468 гг., Амасанджи вторгся в Чагатайское ханство Моголистан и одержал победу над правящим ханом Юнусом в районе реки Или. Юнус был вынужден обратиться в бегство в город Туркестан (к казахам - прим.А.). Тот же самый источник сообщает, что Чагатаидская королева Махтум ханым, которую Есен ранее представил в Ойратский дом, стала источником проблем там. Ревностная мусульманка, она воспитала своих сыновей Ибрахима Онг (Ванг) и Ильяса Онг в ее собственной вере. Позже, эти молодые люди вошли в конфликт с Амасанджи, и после некоторой гражданской войны, Ибрахим и Ильяс, как считается, получили убежище в Китае ( 8 ). Несмотря на эти внутренние беспорядки, Ойраты, в течение долгого времени, тревожили своих соседей периодическими набегами - особенно на юго-западе. В том направлении лежат территории казахских (Kirghiz-Kazaks) кочевников, исламизированных тюрков, чьи племена кочевали в степях низовьев Или, Чу, Сары-Су, и Тургая, и которые при их хане Касыме (приблизительно 1509-18 гг.) и Мумаше (приблизительно 1518-23 гг.) (тоже, разумеется, чингизиды - прим.А.) были ужасом для Шейбанидов Трансоксианы (междуречья Аму- и Сыр-Дарьи, прим.А.).(9). Правдой является то что, преемник Мумаша Таир-хан (приблизительно 1523-30 гг.) раздражал этих непослушных кочевников своим авторитаризмом, и многие кланы, согласно Хайдару-мирза, от него откололись. (10). Однако, Казахское ханство был воссоздано ханом Тауекелем (Tawakkul), но в 1552-55 гг., Тауекель был вынужден бежать из-за вторжения Ойратов, которые вихрем налетели из региона Кобдо до Или. Таким образом эти тюркские кочевники большой степи Балхаша, ужас оседлых народов Трансоксианы, были сами обращены в бегство монгольскими кочевниками Алтая. Вряд ли требуется говорить, что их опасения тоже были разделены цивилизованными жителями больших городов Трансоксианы. Тауекль получил убежище в Ташкенте у местного Шейбанида Науруз Ахмеда. На просьбу о помощи, сделанной его гостем, Науруз ответил: " Даже десять принцев как мы не могли бы сделать что-нибудь против калмыков " (то есть ойратов) (11). Приблизительно в 1570 гг. Ойраты все еще господствовали от верхнего Енисея до долины Или. Короче говоря, хотя после смерти их таиджи Есена (1455 г.) Ойраты и претерпели затмение на востоке, где они оказались лицом к лицу с чингизидами восточной Монголии, на западе они продолжали угрожать степям между Или и Каспийским морем." Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
39tulmaa Опубликовано 23 декабря, 2008 Поделиться Опубликовано 23 декабря, 2008 Кто правил в Монголии после свержения династии Юань в Китае? Как долго правили чингисиды? Кто был по происхождению Даян-хан? Правда ли, что Эчжэ-хан (сын Лигдан-хана) вручил маньчжурам государственную печать Юань? Прошу помочь разобраться Батмунх Даян хаган сын болхи жонон Баянмунхэ, прямой потомок Чингис хагана. Гос. тамга Чингис хагана была утеряна до него, во время Элбэг хагана. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
39tulmaa Опубликовано 23 декабря, 2008 Поделиться Опубликовано 23 декабря, 2008 Рене Груссе "Империя Степей" Глава 15Последние Империи Монголии от XV до XVIII вв. АНАРХИЯ В МОНГОЛИИ ПОСЛЕ 1370 г. Империя, основанная в Китае Великим Ханом Кублаем была разрушена в 1368 г. китайским восстанием. Изгнанный из Пекина китайцами потомок Кублая Тоган Teмур умер в Ингчанг'е или Кайлу, в Шара Мурене, 23 мая 1370 г., сокрушаясь о масштабах катастрофы. Китайская династия Минь (1368-1644 гг.), вытолкнув Чингизидов со своей национальной территории, не стала тянуть с преследованием их на территории монголов. В Каракоруме, сын Тоган Темура, принц Аюрширидхара, узнав о смерти своего отца, принял титул великого хана и правил там с 1370 до 1378 г. в тщетной надежде однажды восстановить себя на троне Китая. Пока же для достижения этого, он должен был столкнуться с нападением китайцев, которые проникли далеко в Монголию. В 1372 г. их лучший генерал Сю Ta (Hsu Ta) продвинулся к Каракоруму, но был приостановлен на реке Тула. После смерти Аюрширидхары, его сын Тогуз Teмур стал его наследником в Каракоруме (1378-88 гг.), столице Империи, которая была теперь уменьшена до ее первоначальной территории. В 1388 г., китайская армия в количестве 100,000 человек снова вступила на территории современной Монголии и победила отряды Тогуз Темура в большом сражении к югу от озера Бор Нор, между реками Халка и Керулен. После этой катастрофы, Тогуз был убит одним из своих родственников. В результате этой повторной потери лица, дом Кублая был так дискредитирован, что большинство племен потребовало автономию. Угечи или Окачи, основной племенной руководитель мятежников против павших Кублаидов, был, согласно монгольскому историку Сананг сечену, принцем Кергудов - то есть, по-монгольски, Киргизов - народа, живущего в то время по верхнему Енисею до озера Косоголь (1). Угечи аннулировал сюзеренство Кублаида - великого хана Ельбека, победил и убил его в 1399 г., и узурпировал гегемонию над племенами. Юнг Ло (Yung Lo) , император Китая, третий и наиболее выдающийся из Минь, был естественно восхищен этой узурпацией, которая добавила разногласий среди монголов и, свергнув дом Кублая в Монголии, освобождал китайцев от кошмара мести Чингизидов. Поэтому он признал Угечи. Согласно Минь-ши, однако, Угечи был тогда побежден двумя руководителями племен мятежников: Аруктаем (по- китайски, А-лут'аи), лидером Асодов, и Махаму, лидером Ойратов.(2). Асод - монгольское название Алан или Асов. Этот народ иранского (более точно Скифо-Сарматского) типа родом с Кавказа (Кубань и Терек), в тринадцатом веке выделил большие контингенты для армии монголов в Китае. Монгольские части составленный из Аланов, были разгромлены китайцами в Ченчоу в 1275 г., и другие группы Аланов на службе дома Кублая посылали письмо Римскому Папе из Пекина в 1336 г.(3), Асоды (или Асы) 1400 г. без сомнения представляли собой один из кланов Аланов, которые следовали за Кублаидами при их отступлении из Китая в Монголию, и которые ассимилируясь монголами, остались разделить их судьбу. Ойрат или Ойрад, как мы помним, было мощное племя лесных монголов, проживавшее во времена Чингизидов на западном берегу озера Байкал. Начиная с семнадцатого столетия, Ойраты, по-видимому, состоят из четырех подплемен: Чорос, Турбет (Дёрбёд, Дёрбёт), Хошот, и Тёргют или Торгут. Королевское семейство - по крайней мере в это время - принадлежало клану Чорос. Чтобы подчеркнуть свою полную независимость от других монгольских претендентов, Аруктаи и Махаму решили оказать знаки уважения непосредственно Пекину - формальный жест, для того чтобы объявить свой собственный суверенитет и выиграть покровительство Минь. По всей видимости, Ойраты воспользовались преимуществом в этой ситуации, чтобы расширить свою гегемонию по всей западной Монголии, от западного берега озера Байкал к верхнему Иртышу, с намерением расширения еще дальше к юго-западу, в направлении Или (как скоро покажет Та'рих-и Рашиди). Но центральная и восточная Монголия должны были оставаться в состоянии хаоса, поскольку, с Аруктаем и Махаму, сын Угечи - Ессеку, как говорит Сананг Сечен, упорствовал в своем требовании верховного ханства до самой своей смерти в 1425 г. В 1403-4 гг., однако, произошло восстановление Чингизидов в лице сына Ельбека, которого монгольский историк Сананг сечен называет Олжаи Темуром, и которого Минь-ши называет только санскритским буддистским именем Пуниасри (по-китайски, Пень-я-шо-ли) .(4) Аруктаи вскоре после этого перешел на сторону этого представителя законности. Пекинский двор был понятно встревожен новым появлением в Китае семейства Кублая, и император Юнг Ло попытался потребовать проявления вассальной покорности от Олжай Темура. Получив отказ, он вступил в Монголию, продвинулся до верховий Онона и родных равнин Чингиз Хана, и разбил силы Олжай Темура и Аруктая (1410-11 гг.). Это поражение было фатальным для Олжай Темура, поскольку это лишило его престижа. Лидер Ойратов Махаму напал на него, сокрушил, и захватил гегемонию (приблизительно 1412 г.). До этого времени, Махаму поддерживал хорошие отношения с императором Юнг Ло, потому что для Ойратов или западных монголов было естественным искать поддержку китайского двора против Кублаидов и других лидеров монгола востока. Но как только он стал достаточно мощным, и почувствовал себя способным установить свою гегемонию на все племена и королевские семейства Монголии, лидер Ойратов не постестнялся порвать с правителем Минь. Юнг Ло пошел на него перейдя пустыню Гоби, но Махаму, нанеся серьезные потери китайской армии, ушел вне пределов досягаемости за реку Тулу (1414,1415 гг.). Эти кочевники, которые в последнее время были заторможены и смягчены легкостью китайской жизни, восстановили свою былую силу с их возвращением к родным степям. Кроме того, это были Ойраты, то есть западные племена из лесов. Побывав меньше в контакте с плодами завоеваний Чингизидов чем кочевники Орхона и Керулена, они без сомнения сохранили большее количество их родной энергии. Однако, престиж Махаму, должно быть, пострадал временно из-за китайского вторжения, потому что он не сумел удержать армии Минь до равнин монголов. Согласно Минь-ши, Аруктаи тогда вновь появился на сцене и восстановил Пень-я-шо-ли, то есть Олжай Темура в качестве великого хана (приблизительно 1422 г.). Он опустошил границу провинции Ганьсу до Нинься и когда прибыл Юнг Ло, спеша, чтобы наказать его, он отступил к северу через Гоби, избегая захвата. Вскоре после этого, продолжает Минь-ши, он казнил Олжай Темура и объявил себя великим хан. Император Юнг Ло не один раз проводил против него кампании (1424, 1425 гг.), но без успеха, несмотря на удачную диверсию, когда лидер Ойратов Тогон Teмур, сын Махаму и преемник, восстал против гегемонии Аруктая и победил его. Так описывает китайскую историю Минь-ши. Следует однако опасаться, что под А-лу-таи, автор путает двух индивидуумов, которых монгольский историк Сананг сечен очень ясно различает: а именно, лидер Асов Аруктай, чья деятельность была только что прослежена до 1414 г. (до за этого момента эти два источника более или менее согласуются), и другой - принц по имени Адай, который в работе Сананга Сечена фигурирует как лидер Хорчинов или Корчинов.(5) Хорчины были племенем восточных монголов, живших к востоку от Хингана, в окрестностях реки Нонни на границе с Манчжурией. Их руководители были потомками либо Темур Очигина либо Касара - братьев Чингиз Хана. Согласно Санангу Сечену, в 1425 г. ханство был оккупировано - во всяком случае на востоке - лидером Хорчинов Адаем, поддержанного Аруктаем - ясное доказательство того, что здесь вовлечены два человека, а не один, как полагает Минь-ши. Адай и его вассал Аруктай вместе вели войну против Ойратов и против Китая, в то время как, в силу обычных колебаний маятника, Ойраты еще раз заигрывали с императором Юнг Ло. Во время его последних кампаний в Монголии против Адая (1422-25 гг.), Юнг Ло поддержал это Ойратское диссидентство против законных ханов Борджигинов. ПЕРВАЯ ИМПЕРИЯ ОЙРАТОВ: ТОГОН И ЕСЕН-ТАЙДЖИ Политика, преследуемая великим императором Минь - помощь молодой и растущей мощи Ойратов чтобы свалить дом Кублая - одержала победу только после его смерти. Между 1434 и 1438 гг., лидер Ойратов Тоган или Тогон, сын и преемник Махаму, убил Адая. Так пишет Сананг Сечен; Минь-ши заявляет, что он убил А-лу-т'аи. В любом случае, он завладел гегемонией над монгольскими племенами. Адзаи, принц-Кублаид, сын Ельбека и брат Олжаи Темура, был тогда объявлен легитимистами великим ханом (1434 или 1439 гг.). А фактически, империя Монголии перешла к Ойратам. Китайский двор должен был конечно поздравлять себя с этой революции, которая свлила все еще наводящее страх семейство Чингизидов и восточных Монголов - " более опасных, потому что ближе " - в пользу западных Монголов, которые были более отдаленным, и которых как казалось, надо было меньше бояться. Кошмар Чингизидов рассеивался. Новые хозяева степи были люди без известного прошлого, которые в истории Чингизидов играли неясную и незаметную роль. Точно таким же образом китайцы двенадцатого века глупо радовались, когда место Киданей заняли Чжурчжени. Но фактически западные Монголы - Ойраты (Ойрады) или Конфедераты, как, они называли себя, или калмыки, как их называли тюркские соседи в Кашгарии - не имели никаких других амбиций кроме продолжения традиций ЧИнгизидов и восстановления к своей собственному выгоде большой Монгольской Империи, которую выродившившиеся Кублаиды так глупо дали выскользнуть из их пальцев.(6). Расширение Ойратов началось на юго-западе за счет Чагатаидского "Моголистана" или ханов-чингизидов, которые правили по Или и Юлдузу и в регионах Куча и Турфан. Лидер Ойратов Тогон напал на Чагатайского хана Ваиса (который правил между 1418 и 1428 гг.). В этом конфликте, поле битвы которого перемещалось вследствие вторжения Ойратов от бассейна реки Или до области Турфан, Ойраты повсюду имели преимущество. Сын Тогона Есен-тайджи взял в плен Ваиса и, как сообщает Та'рих-и Рашиди, обращался с ним с большим почтением из-за его чингизидской крови. В другом сражении около Турфана, Ваис снова был захвачен Есеном. На сей раз, взамен за освобождение заключенного, Есен потребовал, чтобы сестра Ваиса, принцесса Махтум ханым, стала членом его семейства. Ясно, что дом Ойратов, который не имел чингизидской крови, значительно бы возвысил себя таким союзом. Когда Есен-таиджи - Е-сиен (Ye-hsien) китайских историков - унаследовал трон своего отца Тогона, Ойратское, или Калмыцкое царство достигало пика своей мощи (1439-55 гг.). Оно теперь простиралось от озера Балхаш до озера Байкал, и от Байкала до подходов Великой Стены. Каракорум, прежняя монгольская столица, была в составе его владений. Есен также захватил оазис Хами и, в 1445 г., китайскую область Ву-лианг-ха, который соответствовала позже Джехолу. Пятью годами позже, он требовал руки китайской принцессы, также, как ранее он искал таковой у Чагатаидов. Пекинский двор обещал это, но не сумел сдержать обещание. Есен тогда разорил китайскую границу около Датуна, к северу от Шаньси, и император Минь Инг-цунг (Ying-tsung) и его министр, евнух Ванг Чан (Wang Chan) пошли маршем навстречу ему. Столкновение произошло в Т'у-му, около Суанхва на северо-западе провинции Хэбэй (теперь Чахар). Есен нанес им катастрофическое поражение, убил более чем 100,000 их людей, и взял императора Инг-цунга в плен (1449 г.). Все же, не имея навыков ведения военой осады, он был неспособен захватить ни Датун ни Суанхва - укрепленные города данного региона, и вернулся в Монголию со своим имперским пленником (7). Тремя месяцами позже он возвратился, продвинулся до Пекина, и разбил лагерь в северо-западных предместьях этого большого города; но все его нападения были отражены, и он вскоре стал испытывать нехватку фуража. Подкрепление китайцам прибыло из Ляотунга. Есен потерпел неудачу в своем главном нападении и теперь ему угрожали превосходящие силы после задержки в этом его важной акции, и он поспешно отступил через проход Киу-юнг-куан (Нанкоу). Вскоре после этого он решил освободить императора Инг-цунга (1450 гг), и в 1453 г. заключил с Китаем мир. Минь-ши далее рассказывает, что Есен признал в качестве Великого хана - номинального лидера - чингизида по имени Токтоа-бука, который женился на его сестре, и что Есен хотел чтобы сын от этого союза был бы признан в качестве законного Чингизидского наследника. Токтоа-бука отказался, и Есен убил его. Тогда в 1453 г. он объявил себя вассалом Китая - ход, который выставил его в виде независимого хана без фикции чингизидского сюзеренитета. Он в свою очередь убит в 1455 г. Согласно Та'рих-и Рашиди, после Есена главой Ойратского или Калмыцкого царства стал его сын Амасанджи. В некой неточно указанной дате между 1456 и 1468 гг., Амасанджи вторгся в Чагатайское ханство Моголистан и одержал победу над правящим ханом Юнусом в районе реки Или. Юнус был вынужден обратиться в бегство в город Туркестан (к казахам - прим.А.). Тот же самый источник сообщает, что Чагатаидская королева Махтум ханым, которую Есен ранее представил в Ойратский дом, стала источником проблем там. Ревностная мусульманка, она воспитала своих сыновей Ибрахима Онг (Ванг) и Ильяса Онг в ее собственной вере. Позже, эти молодые люди вошли в конфликт с Амасанджи, и после некоторой гражданской войны, Ибрахим и Ильяс, как считается, получили убежище в Китае ( 8 ). Несмотря на эти внутренние беспорядки, Ойраты, в течение долгого времени, тревожили своих соседей периодическими набегами - особенно на юго-западе. В том направлении лежат территории казахских (Kirghiz-Kazaks) кочевников, исламизированных тюрков, чьи племена кочевали в степях низовьев Или, Чу, Сары-Су, и Тургая, и которые при их хане Касыме (приблизительно 1509-18 гг.) и Мумаше (приблизительно 1518-23 гг.) (тоже, разумеется, чингизиды - прим.А.) были ужасом для Шейбанидов Трансоксианы (междуречья Аму- и Сыр-Дарьи, прим.А.).(9). Правдой является то что, преемник Мумаша Таир-хан (приблизительно 1523-30 гг.) раздражал этих непослушных кочевников своим авторитаризмом, и многие кланы, согласно Хайдару-мирза, от него откололись. (10). Однако, Казахское ханство был воссоздано ханом Тауекелем (Tawakkul), но в 1552-55 гг., Тауекель был вынужден бежать из-за вторжения Ойратов, которые вихрем налетели из региона Кобдо до Или. Таким образом эти тюркские кочевники большой степи Балхаша, ужас оседлых народов Трансоксианы, были сами обращены в бегство монгольскими кочевниками Алтая. Вряд ли требуется говорить, что их опасения тоже были разделены цивилизованными жителями больших городов Трансоксианы. Тауекль получил убежище в Ташкенте у местного Шейбанида Науруз Ахмеда. На просьбу о помощи, сделанной его гостем, Науруз ответил: " Даже десять принцев как мы не могли бы сделать что-нибудь против калмыков " (то есть ойратов) (11). Приблизительно в 1570 гг. Ойраты все еще господствовали от верхнего Енисея до долины Или. Короче говоря, хотя после смерти их таиджи Есена (1455 г.) Ойраты и претерпели затмение на востоке, где они оказались лицом к лицу с чингизидами восточной Монголии, на западе они продолжали угрожать степям между Или и Каспийским морем." Вы так хорошо знаете историю монголов, даже иногда, я чистокровный монгол, тайж ( это по вашему тюре), хиад-боржигин, стесняюсь своего незнания ))) Не могли бы вы объяснить такую маленькую деталь почему вы ойратов причисляете к лесным людям( до 14 век они жили там, но после ...), и почему зайсанов ойратов 14-16вв. причисляете к ханам?Кстати тайж, титул только чингисидов (означает дворянин), а у ойратов нет такого звания, в эпоху малых хадов ойратские князья носили титул тайши(означает министр-канцлер), Кстати , вы так хорошо знаете нашу старомонгольскую письменность, а оно смею заметить претерпело всего 3 изменения ... , наверное оттуда у вас столь обширные познания историй стариномонгольских дворянских дворянских княжеств, а это только семейные истории и пишется только чиновниками данного княжества. И уверяю вас хиад-боржигинов как в собственно вХалхе(которую почему то вы недолюбливаете) и за ее пределами весьма и весьма, а это потомки Тулуя-отчигина. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
39tulmaa Опубликовано 23 декабря, 2008 Поделиться Опубликовано 23 декабря, 2008 Тебе надо изучать о Каракитай.Потому что почти все монголы считает что казакстанцы-народ смешенные с китайцем. Что скажишь по этому поводу? Впервые слышу, что есть такой народ казахстанцы, читай историю Кара-кидань( хар хятад), народ монгольской крови, ставка , первоначальная, Хэрлэн Барс хот( до сих пор остались руины, и всякий монгол знает об этом), кстати от монгольского пошло название Хятад ... или Китай Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
39tulmaa Опубликовано 23 декабря, 2008 Поделиться Опубликовано 23 декабря, 2008 Тебе надо изучать о Каракитай.Потому что почти все монголы считает что казакстанцы-народ смешенные с китайцем. Что скажишь по этому поводу? Впервые слышу, что есть такой народ казахстанцы, читай историю Кара-кидань( хар хятад), народ монгольской крови, ставка , первоначальная, Хэрлэн Барс хот( до сих пор остались руины, и всякий монгол знает об этом), кстати от монгольского пошло название Хятад ... или Китай. Казахи или по монг. хасаг, у них древняя история, половина казахских родов имеют такие же название как и у нас монголов. Туух ээ мэдэхгуй хумуун ойд тоорсон сармагчин лугаа адил.( человек незнающий историю подобен обезьяне заплутавшей в лесу) и это было написано в 13 веке, великим ламой мэргэн гэгээн Багш Лувсанданзаном ... Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Yerlaan Опубликовано 24 декабря, 2008 Поделиться Опубликовано 24 декабря, 2008 человек незнающий историю подобен обезьяне заплутавшей в лесу) и это было написано в 13 веке, великим ламой мэргэн гэгээн Багш Лувсанданзаном ... “если обыкновенный человек не знает своего происхождения, то подобен обезьяне, заблудившейся в лесу; если не знает своего рода, то подобен дракону, сделанному из бирюзы; если не читает письмен, повествующих вообще о предках, то подобен потерянному, заблудившемуся ребенку” (5 далай лама, 17век) Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Акскл Опубликовано 1 февраля, 2009 Поделиться Опубликовано 1 февраля, 2009 Впервые слышу, что есть такой народ казахстанцы, читай историю Кара-кидань( хар хятад), народ монгольской крови, ставка , первоначальная, Хэрлэн Барс хот( до сих пор остались руины, и всякий монгол знает об этом), кстати от монгольского пошло название Хятад ... или Китай Genghis Khan and Mongol Rule (Greenwood Guides to Historic Events of the Medieval World) (Hardcover) by George Lane - Greenwood Press, Westport, Connecticut - London, 2004 p. 75, ref.8 Qara-Khiitai (p.66) - A Turkic Central Asian people originally from northeastern China. Перевод: По поводу ссылки 8 на с.66: с. 75 - Кара-китаи - тюркский центрально-азиатский народ происхождением из северо-восточного Китая. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
enhd Опубликовано 1 февраля, 2009 Поделиться Опубликовано 1 февраля, 2009 Genghis Khan and Mongol Rule (Greenwood Guides to Historic Events of the Medieval World) (Hardcover)by George Lane - Greenwood Press, Westport, Connecticut - London, 2004 p. 78, ref.8 Qara-Khiitai (p.66) - A Turkic Central Asian people originally from northeastern China. Перевод: По поводу ссылки 8 на с.66: с. 78 - Кара-китаи - тюркский центрально-азиатский народ происхождением из северо-восточного Китая. Хе, хе. Неуч ты мой. Чтобы писать что-то, особенно чтобы делать переводов надо сначала прочитать весь контекст и потом сделать перевод который соответствует контексту. А ты дорогой :lol:. Вот такими обрезанными переводами открывается твоя не уж-то всеобьемляющая способность . Здесь говорится что "qara-khitai is turkic central asian people originally from northeastern China". Слово turkic скорее связано и подчеркивает central asian, а если считать оно об уже отюркившихся каракитайцев то здесь все равно не говорится что: "qara-khitai originally turkic people from northeastern China". Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Акскл Опубликовано 2 февраля, 2009 Поделиться Опубликовано 2 февраля, 2009 Енхд, хамить не надо тут на форуме. с.75 (а не 78 - опечатался) - самая нижняя строчка: Qara-Khiitai - A Turkic Central Asian people originally from northeastern China. Кара-китаи - тюркский центрально-азиатский народ происхождением из северо-восточного Китая. По-моему, любому школьнику этот перевод ясен, кроме Енхда, который вертится как уж на сковородке. Бессовестный фальсификатор истории. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
enhd Опубликовано 2 февраля, 2009 Поделиться Опубликовано 2 февраля, 2009 Енхд, хамить не надо тут на форуме. с.75 (а не 78 - опечатался) - самая нижняя строчка: Qara-Khiitai - A Turkic Central Asian people originally from northeastern China. Кара-китаи - тюркский центрально-азиатский народ происхождением из северо-восточного Китая. По-моему, любому школьнику этот перевод ясен, кроме Енхда, который вертится как уж на сковородке. Бессовестный фальсификатор истории. Хе, хе. Кроме этого твоего цитирования ещё чё-нибудь читал ли ты в этой книге, или открыл наугад и только эту единственную фразу читал . Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Урянхаец Опубликовано 2 февраля, 2009 Поделиться Опубликовано 2 февраля, 2009 Аскл что ЕНХД сфальсифировал? Такие серьезные обвинения? По твоему казахи это были монголо-татары Чингисхана? Я тебя правильно понял? Я согласен с вами, что монголы это казахи.... Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
enhd Опубликовано 2 февраля, 2009 Поделиться Опубликовано 2 февраля, 2009 Енхд, хамить не надо тут на форуме. с.75 (а не 78 - опечатался) - самая нижняя строчка: Qara-Khiitai - A Turkic Central Asian people originally from northeastern China. Кара-китаи - тюркский центрально-азиатский народ происхождением из северо-восточного Китая. По-моему, любому школьнику этот перевод ясен, кроме Енхда, который вертится как уж на сковородке. Бессовестный фальсификатор истории. Ещё раз хе, хе. Каково будет твой замечательный перевод следующей фразы: Qara-Korei - A Turkic Central Asian people originally from north Korea. (Здесь умышленно взят что казахстанских корейцев как то стали называть кара-көрей -ами, удивительно получилась почти кара-кереи. Может кереи из көрей-я??? ) Почему не - Korean Central Asia? - Такого как корейской центральной азий нету в помине! Центральная азия может быть как: Turkic Central Asia Mongolian Central Asia Chinese Central Asia Iranic Central Asia Итак кара-китаи - people of turkic central asia. Усек? Или ещё там башка не хочет работать понимать красоту слов и выражении :lol: Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Buryadai Опубликовано 2 февраля, 2009 Поделиться Опубликовано 2 февраля, 2009 2enhd. Я думаю он все это прекрасно знает. Он специально все делает чтобы в отрывках фраз был скрыт полный контекст. То бишь это такая игра слов с помощью которых он хочет обмануть своих людей. К тому же он пользуется тем что многие плохо знают английский язык и просто не парятся читать на иностранном языке. Недавно в Москве как-то мельком мне попалась на руки книга тоже же самого Груссе, которого так усиленно цитирует Акскл. В российском издании к книге есть комментарии в которых неоднократно указано на ошибки автора и не владение элементарными фактами, хотя Груссе при написании книги руководствовался все тем же известным нам Нууц Товчоо (спрашивается зачем тысячу раз переписывать то что и так известно?!) Например у Груссе написано что гора Бурхан-Халдун теперь известна как Хэнтэй - на это любит ссылаться Акскл как будто это он сам это "открыл" а не Груссе, и попутно обвиняя монголов что они "специально переименовали" гору. Очевидно что тут имеет место предвзятость и умышленная дезинформация или обыкновенное невежество, ибо не знать и путать горный хребет Хэнтэй и одну из гор данного хребта под названием Бурхан-Халдун просто смешно. З.Ы. Тэр хасаг хун ийм худал бичиж хийж тулд нэг талаас мунго цалин авна тод байна. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться