Kazarin Опубликовано 3 февраля, 2007 Поделиться Опубликовано 3 февраля, 2007 Пытаюсь найти где в Средней Азии это место. Один из рисунков Верещагина оттуда. Поэтому это может быть, вероятно, в Узбекистане, Таджикистане или Туркмении. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Anton Опубликовано 28 февраля, 2011 Поделиться Опубликовано 28 февраля, 2011 Не Бук, а Бука. Это аул на реке Ангрен. Находится в Ташкентской области, в 25 километрах на юго-запад от Пскента. Смотрите карты. Есть описание посещения Верещагиным аула. Сейчас опубликую отдельным постом. Ещё можете в библиотеке посмотреть книгу Ф.И. Булгакова "В. Верещагин и его произведения". Спб. 1905. Публикуйте рисунок. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Anton Опубликовано 28 февраля, 2011 Поделиться Опубликовано 28 февраля, 2011 Верещагин Василий Васильевич. "Очерки, наброски, воспоминания". Спб., 1899. Из главы 3 "Из путешествия по Средней Азии": "Бий (бий -- почетное лицо) деревни Бука, у которого мы остановились за отсутствием старшины, сообщил кое-что о Ханке: "От наших стариков слыхали мы, что тут жил когда-то падишах (государь) здешних земель по имени Ка-га-ха (вероятно, отсюда сокращенное Ханка), но когда именно он жил -- неизвестно, может быть, две тысячи лет назад".-- "А какой государь это был: мусульман падишах или кяфир падишах (т. е. мусульманский государь или государь неверных)?" -- "Кяфир падишах урус (т. е. падишах неверных, русский)" (!). Я объяснил, что русские никогда прежде не владели этими местами и теперь пришли сюда в первый раз и что поэтому или предание неверно, или истолковано не так -- он повторял настойчиво, что предание именно таково; в подтверждение вероятности этого сказал, что сами русские, когда они несколько лет назад занимали Той-Тюбе и окрестные места, объявляли будто бы, что "пришли снова занять свои давнишние владения". Откуда они взяли, что русские говорили подобную нелепость и когда-то в далеком прошлом владели здесь -- знает Аллах. Старик аксакал, когда приехал, подтвердил слова бия: рассказал, что здесь жил кяфир падишах и именно урус. Когда я опять возразил, что русского владетеля здесь не могло быть, он отвечал, что, может быть, это неправда, но что предание именно таково. "Лет пятьдесят назад,-- говорил он (старику теперь под семьдесят),-- я пас на тех местах скотину и случаем от многих доводилось слышать это. Город был большой, с семью рядами стен (?). Лет тридцать назад там были еще кое-какие развалины глиняных стен, не из хорошего кирпича, а просто из комьев -- должно быть, остатки могил и зимовок; следов же построек из хорошего-то кирпича никто не помнит. На моей памяти тут бывали скачки и разные игры. На высоком кургане помещались почетные лица -- оттуда они могли удобно следить за ходом игр и отличать победителей". Старик говорил еще, что за Ара-Тюбе, в горах, есть место, которое также называется Ка-га-ха, и там, по преданию, были большие постройки и там будто бы владели когда-то урусы(!). Деревня Бука окружена рисовыми полями, в это время года затопленными водою; там и сям бродит народ чуть не по пояс, разбивая заступом большие комья земли. Чтоб на покатых и неровных местах вода могла ровно напоить каждый уголок, все пространство, засеянное рисом, разделено на небольшие, сажен в пять или немного более, квадратики; каждый такой квадратик обнесен узким, в две или в три четверти вышины, валиком с воротцами в одном углу, такими маленькими, что кома земли достаточно, чтоб завалить их, когда понадобится запереть напущенную туда воду. Вода берется из больших арыков, проведенных от Ангрена. В арыках этих немало рыбы: довольно крупных окуней, язей и др. Раз позвали меня посмотреть, как ловят рыбу. Кроме нескольких взрослых крестьян пошла волонтерами огромная толпа ребятишек. Орудием для ловли была простая сетка на палке. Старшие рыболовы разделись и в одних кратчайших штанишках спустились в арык: один стал держать сетку, другие, зайдя немного выше, загонять в нее рыбу -- нечто вроде нашей ловли в верши, с той только разницею, что здесь операция похитрее: ставят сетку и начинают загонять в нее рыбу только тогда, когда увидят ее. "Эй, сюда, сюда!-- кричит увидевший какого-нибудь злополучного окуня.-- Здесь, вот он стоит в траве; вот, вот сейчас сюда ускочил!.." При этом увидевший и вся ватага бросаются за ускочившею рыбою и, двигаясь по направлению к сетке, шарят руками и ногами по всем ямам и зажорам. Другая рыба, ушедши от всего этого шума и гама, преспокойно прошла бы между сеткою и берегом, потому что там всегда остается доброе пространство, но здешняя, которая или очень глупа, или чересчур уж добродушна, часто попадается в расставленную ей сеть. В одном месте, двигаясь по арыку, набрели мы на запруду, поднявшую воду в верхних частях и спустившую в низших, проходивших нашею деревнею: хозяева прилегающих к этим местам рисовых полей устроили эту маленькую шалость в невинном желании сытнее напоить свои поля в ущерб своим соседям, букинцам. "Так вот отчего у нас так мало воды! Разваливай, ребята, запруду!" Большой и малый на "ура" бросились вынимать колья, вытаскивать укрепленные между ними комья глины и дерна, и высоко скопившаяся вода с шумом двинулась вниз. В один хороший, ясный день в Буке был базар, на который с утра отправилось все население дома моего хозяина. Я пошел один, не закупать что-либо, а так побродить, посмотреть. Я говорил уже, что каждый день недели бывает базар в которой-нибудь из окрестных деревень: в Буке, например, базар по понедельникам, в Ак-Кургане -- по пятницам, в Псхенте -- по средам и т. д. На базарной площади около лавчонок, в которых обыкновенно не видно было ни души, теперь толпилось множество народа и конного, и пешего, съехавшегося со всех окрестностей не столько, разумеется, для закупок, сколько для свидания с родными, знакомыми, для собирания новостей и сплетен; иной из-за двадцати верст торопится, спешит, боится опоздать -- для чего? Чтоб поглазеть на толпу, целый день проболтаться между гуторящим народом, сунуть нос во все сделки, продажи, мены, во все споры, ссоры, если такие случатся, подставить свой рот под угощение, если оно предложится, и с запасом сведений и спокойною совестью возвратиться восвояси. Вот, вытянувшись в несколько шеренг, сидят работающие веретенья, кто под шалашиком из циновок, кто просто на солнце. Они работают безустанно на своих простеньких станочках и едва успевают удовлетворять спросу туземных дам, около них толкущихся. Евреи торгуют немного чаем и вообще всем, чем случится, но преимущественно сырым шелком; они и торговцы красным товаром, развесившие свои яркие богатства по обеим сторонам целой линии лавок, занимают самую фешенебельную часть базара. Тут же без лавок, просто на земле, разложены бязи (бумажная материя), разные крашеные ткани, множество халатов и многие принадлежности костюма. Тут же лавочки с зеркальцами, ножичками, кожаными кошельками и разными разностями, разными мелочами. Невдалеке лавочки, в которых стряпают и пекут превкусные пирожки самуса и варят в пару пельмени. Мясники, торговцы конопляным маслом и вышивками и другими, менее деликатными предметами держатся больше по краям базара; с краев же идет продажа лошадей, баранов, коров, верблюдов и т. д.; здесь почти все, и покупатели и продавцы, и мужчины и женщины, верхами. Бродя там и сям, я понакупил кое-каких мелочей, но больше приценивался, присматривался и к товарам, и к физиономиям самих продающих; с другой стороны, и меня, в моем европейском пальто, осматривали с немалым вниманием и изумлением и закидывали вопросами: "Кто ты? Ногай (татарин)? Откуда ты? Ты купец?" -- "Купец",-- отвечаю. "Чем торгуешь?" -- "Всем понемногу". -- "Значит, разным товаром?" -- "Да, разным товаром".-- "Где твоя лавка? В Ташкенте есть у тебя лавка?" -- "Есть". -- "А в Чиназе есть?" -- "В Чиназе нет".-- "А зачем ты эту чалму купил? Веретенья эти тебе зачем?"... С базара я зашел в календархан, грязную избушку, стоящую в прелестнейшем месте, в чаще деревьев на берегу широкого арыка. Народа застал там немного и то не постоянных обитателей, а посторонних, захожих bonvivats; часть их курила крепкий наша, другая спала врастяжку, должно быть, после лишнего приема кукнара. Постоянные обитатели календархана, диваны, отсутствовали; все они на базаре, где их остроконечные шапки и отборные лохмотья всюду виднеются между народом. Один, я видел, таскает в чем-то вроде старого шлема с продетыми в края веревочками тлеющую пахучую траву; он с серьезным видом, заботливо, как бы делая важное дело, обходит всех по очереди, всем подставляет это благовоние, и потому ли, что трава эта хорошо пахнет, или потому, что она из какого-нибудь священного места -- никто не отказывается опустить в дым свои руки, а потом провести ими по лицу и по бороде; но обычную чеху за это подает не всякий. Перед каким-то тучным человеком, рассчитывавшимся мелкими деньгами и не обращавшим на него внимания, диван мой остановился и немилосердно обкуривал его в ожидании подачи. Я хотел посмотреть, кто из них, отказывающий или просящий, лучше выдержит характер, но так и не дождался; когда я отошел, простоявши на месте добрый десяток минут, первый все еще возился с деньгами и делал вид, что не замечает нищего; второй продолжал наделять его благоуханиями, в чаянии -- бог не без милости -- одной чехи... Из новостей, ходивших на базаре, была одна крупная: именно рассказывали, что эмир бухарский в Самарканде и готовится воевать с Россиею. Я посмеялся тогда вздору, каким показалось мне это известие, но оно оказалось вскоре если не совсем справедливым, то близким к тому". Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
cheroki Опубликовано 1 марта, 2011 Поделиться Опубликовано 1 марта, 2011 Пытаюсь найти где в Средней Азии это место. Один из рисунков Верещагина оттуда. Поэтому это может быть, вероятно, в Узбекистане, Таджикистане или Туркмении. У кого-нибудь есть ссылка на этот рисунок? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
cheroki Опубликовано 5 марта, 2011 Поделиться Опубликовано 5 марта, 2011 // Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Anton Опубликовано 6 марта, 2011 Поделиться Опубликовано 6 марта, 2011 Автор темы ответил мне в личной переписке, что у него нет сейчас изображения этого рисунка под рукой. Я сам все картинки в Google перерыл на Верещагина - ничего не нашёл. Думаю это редкий рисунок, м.б. даже эскиз. Редкий в том смысле что не публикуется в художественных альбомах. Лежит себе где-нибудь в хранилище Русского музея. А хранилища, как известно - кладбища произведений искусства. А расскажите об этом ауле из ваших личных знаний и впечатлений. Что из себя представляет и т.д.? Понятно что он в принципе похож на все остальные аулы Узбекистана - но тут интересны ваши личные ощущения... Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
cheroki Опубликовано 20 марта, 2011 Поделиться Опубликовано 20 марта, 2011 LOL Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться