Перейти к содержанию
Шах-Бахт

Алтан-ханы в XV - начале XVI вв.

Рекомендуемые сообщения

В источниках "шейбанидского круга" о матери Мухаммеда Шейбани-хана говорится, что она была из рода Алтан-хана.

"Алтан-ханами" монголы традиционно именовали чжурчженьских императоров династии Цзинь, которая была упразднена в 1234 г. Потом в Халхе появились Алтан-ханы, выделившиеся из аймака Дзасагту-хана, но это произошло не ранее 1567 г.

Кого могли называть "Алтан-ханами" в начале XVI в.?

Кроме того, казахский хан Касим являлся двоюродным братом Шейбани-хана по матери, а следовательно, и его мать была из того же рода...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В источниках "шейбанидского круга" о матери Мухаммеда Шейбани-хана говорится, что она была из рода Алтан-хана.

"Алтан-ханами" монголы традиционно именовали чжурчженьских императоров династии Цзинь, которая была упразднена в 1234 г. Потом в Халхе появились Алтан-ханы, выделившиеся из аймака Дзасагту-хана, но это произошло не ранее 1567 г.

Кого могли называть "Алтан-ханами" в начале XVI в.?

Кроме того, казахский хан Касим являлся двоюродным братом Шейбани-хана по матери, а следовательно, и его мать была из того же рода...

Алтан ханы были в Монголии из Дзасакту ханского аймака и в южной Монголии туматский Алтан хан (тумедийн Алтан хан). И они приняли или распространили этот титул когда стали очень мощными.

Думаю-что это прозвище или титул который означает богатство и силу оного, и принято у монголов из влияния китайской культуры. (т.е. киданы и чурьчжены очень глубоко приняли китайскую культуру, а у китайцев золото и желтый цвет связан с мощью, богатством и силою)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Алтан ханы были в Монголии из Дзасакту ханского аймака и в южной Монголии туматский Алтан хан (тумедийн Алтан хан). И они приняли или распространили этот титул когда стали очень мощными.

Думаю-что это прозвище или титул который означает богатство и силу оного, и принято у монголов из влияния китайской культуры. (т.е. киданы и чурьчжены очень глубоко приняли китайскую культуру, а у китайцев золото и желтый цвет связан с мощью, богатством и силою)

Спасибо, только тумэтский Алтан-хан правил в 1548-1582 гг., хотогойтские Алтан-ханы, как я уже сказал выше, впервые упоминаются под 1567 г. Это - середина XVI в. и позднее.

А меня интересует, кто мог носить такой титул в XV в. Возможно, это вообще были и не монгольские правители?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Спасибо, только тумэтский Алтан-хан правил в 1548-1582 гг., хотогойтские Алтан-ханы, как я уже сказал выше, впервые упоминаются под 1567 г. Это - середина XVI в. и позднее.

А меня интересует, кто мог носить такой титул в XV в. Возможно, это вообще были и не монгольские правители?

Не понял...

Однозначно "Алтан хан" - это титул. А конкретно хотогойтские алтан ханы имели собственные имена.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Уважаемый Шахбахт,

Хафиз-и Таныш пишет, будто Аккозы-бегим происходила от Алтан-хана, который был могущественным до усиления Чингис-хана. Здесь вроде бы хронологическая привязка к чжурчжэням. Тем более что у этого хрониста Алтан-хан - это несомненно цзиньский император (государь "Хитая", с которым воюет Чингис). (http://www.vostlit.info/Texts/rus9/Buchari1/vved2.phtml) А уж верна ли эта генеалогия исторически... :blink:За царское присхождение Аккозы говорит молчание о ее племенной принадлежности (это было обязательным; от бабушки Шейбани так вообще не осталось имени, только племенное обозначение "буркут"). Против - "княжеский" титул бегим; но в то время царицами-ханым были только Чингисидки.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Уважаемый Шахбахт,

Хафиз-и Таныш пишет, будто Аккозы-бегим происходила от Алтан-хана, который был могущественным до усиления Чингис-хана. Здесь вроде бы хронологическая привязка к чжурчжэням. Тем более что у этого хрониста Алтан-хан - это несомненно цзиньский император (государь "Хитая", с которым воюет Чингис). (http://www.vostlit.info/Texts/rus9/Buchari1/vved2.phtml) А уж верна ли эта генеалогия исторически... :blink:За царское присхождение Аккозы говорит молчание о ее племенной принадлежности (это было обязательным; от бабушки Шейбани так вообще не осталось имени, только племенное обозначение "буркут"). Против - "княжеский" титул бегим; но в то время царицами-ханым были только Чингисидки.

Уважаемый Тетон,

Большое спасибо! Как-то умудрился эту фразу в "Абдаллах-наме" пропустить, а она, и в самом деле, все объясняет. Получается, что Аккозы-бегим - из манчжуров, что ли? Насколько я понимаю, именно они считались потомками чжурчженей Цзинь и даже династию свою поначалу так назвали. Неужели между узбеками и манчжурами в XV в. были такие тесные связи, что они даже браки заключали? Оч-ч-чень интересно!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Получается, что Аккозы-бегим - из манчжуров, что ли? Неужели между узбеками и манчжурами в XV в. были такие тесные связи, что они даже браки заключали? Оч-ч-чень интересно!

В самом деле, какой-то детектив :rolleyes: Мне не попадалось ни малейшего намека на связи "кочевых узбеков" с Дальним Востоком. И это притом что жен для своих царевичей ханы тщательно подбирали. Кстати, отсутствие племенной номинации может говорить не только о том, что Аккозы была из высшей аристократии, но и об ее иностранном происхождении (т.е. не принадлежала к кипчакским племенам).

А чжурчжэни, насколько я знаю, в 15 веке смирно сидели у Амура, вздрагивали от каждого шороха с китайской стороны, и "род Алтан-хана" (Ваньянь) у них угас.

Более вероятным мне кажется существование в Дешт-и Кипчаке какой-то тюркизированной группы чжурчжэней - осколка войн и миграций 13 в. Тем более что у царевны тюркские имя и титул.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В самом деле, какой-то детектив :rolleyes: Мне не попадалось ни малейшего намека на связи "кочевых узбеков" с Дальним Востоком. И это притом что жен для своих царевичей ханы тщательно подбирали. Кстати, отсутствие племенной номинации может говорить не только о том, что Аккозы была из высшей аристократии, но и об ее иностранном происхождении (т.е. не принадлежала к кипчакским племенам).

А чжурчжэни, насколько я знаю, в 15 веке смирно сидели у Амура, вздрагивали от каждого шороха с китайской стороны, и "род Алтан-хана" (Ваньянь) у них угас.

Более вероятным мне кажется существование в Дешт-и Кипчаке какой-то тюркизированной группы чжурчжэней - осколка войн и миграций 13 в. Тем более что у царевны тюркские имя и титул.

Хм-м... Возможно, из потомков тех самых, что с Батыем в Западный поход ходили? :tw1:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Сегодня я обсудил эту ситуацию с китаистом Г.В.Мелиховым, который когда-то изучал ранних маньчжуров. Он сказал, что после гибели империи Цзинь ее "царский род" тихо тлел в Маньчжурии в виде мелкого и слабого племени ваньянь - одного из многих таких же, мелких и слабых. В 17 в. все такие племена слились в маньчжурский этнос. Мелихов считает невероятным, чтобы в 15 веке они устараивали какие-то династические комбинации с узбеками. Теоретически он допускает, что Шейбани с принцессой-ваньянихой мог свести минский двор - такая интрига была характерна для китайской дипломатии того времени. Но это только догадка (скорее даже фантазия).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...