Перейти к содержанию
Гость Rust

Cаки, Скифы

Рекомендуемые сообщения

vraatyah

Вы хотите сказать, что скифы, саки, масагетты-не тюрки?

хмм.. меня ето тоже интересует!

насколъко я знаю то что полу-номадное ведение жизни ето было обычно для скифоф.

кок-тюрки когда завоевали скифоф то они смешалисъ с ними и переняли болъшиства ихнего образа жисзни в свой кок-тюрский.

так как мало кто знает о языке восточных скифоф то у меня складываетрся оченъ болъшой вопрос насколъко маленъкие народы тюркских вторженсов в скифские територии на юге сибири и в западном алтае язык етих народов переняли и в свой освоили. я думаю что много кок-тюретских слов и граматики ето наследство смеси между тунгуским и скифскими языками.

может мне ктонибутъ насчёт етого сказатъ?

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

второй вопрос когда скифы исчезли конечно как самостоятелъный народ из средней азии? (средней азии севернее ирана) насколъко я понял то ето был Тимур который затавил последних скифоф решат между номадской жизнъю с монголо-тюрками и с жизнъю как оседшее население в иране и такжикистане с Тимуридами.

насколко впадает ета теория в реалъную историю?

с убажением.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Не имею информации по Таримскому оазису. Но ткани всегда "ходят" далеко.

В пазырыке смущают больше не вещи, а татуировки. Я сидел слайды с некоторвми. Тигр был "наколот" с полным знанием дела. Автор хорошо знал тигра, очевидно, не раз видел.

Хотя может быть это алтайский тигр.

http://www.vho.org/VffG/2001/3/Jacob317-321.html

http://en.wikipedia.org/wiki/Tarim_mummies

вообщето ети мумии связаны с индо-европейцами.

http://en.wikipedia.org/wiki/History_of_Central_Asia

у них нашли татуеровки как у пре-скифоф и индоевропейцев которые следовали тенгрийской или пре-царатруской религии.

тканъ у них была связана в украиской степи. генетичекие раследовакия показали что они оченъ тесно связаны с индоеропейким (прескифским) волжским или восточно украинским населением.

скорее всего ето были представители андоровской културы перед появлением скифских народов в евразии.

http://en.wikipedia.org/wiki/Andronovo_culture

я гдето читал что тохарское государство было одно из наследников етих людей.

http://en.wikipedia.org/wiki/Tocharians

насколко ето реалъно пока раследуется (китайцы пытаются упорно доказатъ что ето были простые рабы или купцы которые ни в коем случае не связаны с китайцкой историей. (ихния деректива с времён мао дзедуна))

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

второй вопрос когда скифы исчезли конечно как самостоятелъный народ из средней азии? (средней азии севернее ирана) насколъко я понял то ето был Тимур который затавил последних скифоф решат между номадской жизнъю с монголо-тюрками и с жизнъю как оседшее население в иране и такжикистане с Тимуридами.

Во времена Тимура никакими скифами в Средней Азии не пахло, Вы в средней школе историю изучали?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кстати о тохарах http://dienekes.blogspot.com/2004/08/mtdna...m-xinjiang.html

В восточном Туркестане самое большое распростронение европейских митохондриальных (женских) хаплогруп найдено именно у уйгуров: 42.6%

Although our samples were from the same geographic location, a decreasing tendency of the western Eurasian-specific haplogroup frequency was observed, with the highest frequency present in Uygur (42.6%) and Uzbek (41.4%), followed by Kazak (30.2%), Mongolian (14.3%), and Hui (6.7%). No western Eurasian type was found in Han Chinese samples from the same place.

Что свидетельствует об асимиляции индо-европейцев тюркам. Впрочим это не может изключить часть тюркость скифов.

http://dienekes.blogspot.com/2004/08/mongo...-of-yakuts.html

Results from a recent paper indicate that the Turkic-speaking Yakuts from Siberia were originally racially Mongoloid and experienced genetic admixture with Indo-European speaking Sakas approximately 1,500-1,750 years ago.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Считаю возможным привести в качестве доказательства этот материал как он есть, но только уже полностью.

2Ар:

Можете опять беситься.

ВОПРОСЫ ЯЗЫКОЗНАНИЯ

№ 5 1992

© 1992 г. ВИТЧАК К.Т. СКИФСКИЙ ЯЗЫК: ОПЫТ ОПИСАНИЯ

Одним из наиболее важных вопросов иранской филологии является проблема скифского языка как такового и его связей с другими иранскими языками. Данные для решения этого вопроса, имеющиеся в нашем распоряжении, весьма скудны, но они, как кажется, все же дают возможность в какой-то степени охаракте­ризовать язык скифов и определить его место в составе индоиранской языко­вой семьи. Такими данными являются прежде всего скифские глоссы у античных авторов, особенно у греческих писателей, в меньшей степени — скифская ономастика.

1. Скифская проблематика в существующей литературе.1

Почти до наших дней продержалась точка зрения, согласно которой близкие друг другу иранские диалекты, на которых говорили согдийцы, хорезмийцы и другие северо-восточные племена, а на западе — сарматские племена и современные осетины, восходят к единому скифскому языку как особой ветви общеиранского праязыка [3]. Несколько модифицированный подход к этой проблеме неоднократно излагал В.И. Абаев [4—7], считающий скифский (т.е. североиранский) язык обособленным, прежде всего лексически, от других иранских диалектов, однако внутренне однородным языком. Исходной предпо­сылкой для Абаева как палеолингвиста и этимолога является идентификация осетинского в качестве продолжения сарматского диалекта и в дальнейшей хро­нологической перспективе — скифского. Отсутствие тех или иных скифских элементов в осетинской лексике Абаев склонен объяснять их позднейшей утра­той, а не изначальным отсутствием. Следует, однако, добавить, что им признается и наличие диалектной дифференциации между скифским и сарматским.

С критикой обеих точек зрения выступил Я. Харматта [8—9], считающий, что необходимо пересмотреть концепцию Готьо и Абаева, базирующиеся на теории генеалогического древа и на убежденности во вторичном характере диалектных различий. Харматта выдвинул гипотезу формирования осетинского этноса в результате "наслоения" различных иранских племен. Исходя из пред­положения об относительно древнем характере диалектной дифференциации иранского праязыка, он полагал, что скифо-сарматские языки (или диалекты) не были гомогенными, и иранские племена, обитавшие в первом тысячелетии до н.э. в Северном Причерноморье, говорили на нескольких самостоятельных

1 Здесь нет надобности входить в обсуждение скифской проблемы в целом. Работами К. Мюл­ленгофа, Вс. Миллера, В. Томашека, М. Фасмера, В.И. Абаева и др. полностью доказано распространение ираноязычного (т.е. скифского и сарматского) элемента на территории Северного Причерноморья в период от VIII—VII вв. до н.э. до IV—V вв. н.э. Этот этнос был известен клас­сическим авторам под общими названиями "скифы" (греч. ΣκύÞαι / лат. Scythae) и "сарматы" (греч. Σαυρομάται, Σαρμάται / лат. Sarmatae), Если под этими наименованиям скифов и сарматов скрывались также некоторые неиранские элементы, что возможно (ср. спорные толкования-этимо­логизации Джавахишвили. который предполагал северокавказские этно-глоттогенические связи ски­фов), то приходится согласиться, что для их этнической и языковой характеристики сделано пока недостаточно; ср., однако, попытку изучения О.Н. Трубачевым индоарийского (т.е. синдского) слоя в Северном Причерноморье (см. [1, с. 39—63; 2, с. 13-29] и мн. др. его работы).

50

иранских языках, во многих отношениях отличавшихся друг от друга. Харматта считал, что на основании одного лишь фонетического критерия можно выделить по крайней мере четыре языка или диалекта [8, с. 58]. Таким образом, была предпринята попытка установить (на основании ряда фонетических изоглосс) отдельные языки или диалекты, существовавшие на территории к северу от Черного моря. Однако изоглоссы Я. Харматты2 далеко не бесспорны, а их характер неоднороден, что вынуждает скептически отнестись к достоверности данной попытки3.

С моноязычной теорией Р.Готье и полиязыковой Я.Харматты с давних пор конкурировала третья, наименее популярная, хотя она представлена еще у Ге­родота. Эта концепция, особенно поддержанная М. Фасмером [11—12], предпо­лагает существование двух отдельных языков — скифского и сарматского (аланского). Точка зрения, близкая данной, была высказана и Л. Згустой [10], который усматривал наличие диалектных различий в иранских антропонимах, зафиксированных в греческих надписях северного побережья Черного моря; они разделяются им на две группы: архаичные — западные (т.е., по мне­нию Згусты, скифские) и более поздние — восточные (т.е. сарматские). Подобный подход не является совершенно неприемлемым для В.И. Абаева [4, с. 148; 7, с. 274], который не исключает, что отдельные иранские племена, обитавшие в причерноморских степях в VIII в. до н. э. — IV в. н. э., несколько отличались по языку, поскольку "редко вообще бывает, чтобы язык не делился на диалекты и говоры" [7, с. 273]. Он допускает, что наибольшая дифферен­циация существовала между скифами и сарматами, поскольку Геродот отмечал политико-географическую самостоятельность обоих племен (отражением ее бы­ла граница по реке Танаис, или Дону) и их отличие по языку. Абаев ссылается в этом последнем случае на свидетельство Геродота (IV, 117), который указы­вает, что "языком сарматов является тот же скифский, но только с давних пор испорченный" [... φον& δέ οί Σαυρομάται νομίζουσι ΣκυÞικ&, σαλοικίζουτες αÓê& Ïπ• τοý αρχαίου (Геродот IV, 117)]. Однако Абаев недооценивает значения дан­ного свидетельства. Не подлежит сомнению, что во времена Геродота (1-я пол. V в. до н. э.) языковые различия между отдельными иранскими народами были относительно невелики. Поэтому шесть веков спустя Страбон мог совершенно определенно заявить, что такие народы, как персы, мидийцы, бактрийцы и сог­дийцы, относятся к ариям и пользуются почти одним и тем же языком [εúσι γ…ρ π¸σ καÑ ûμόγλωττοι παρ… μικρόν (Страбон XV, 724)]. Слова Геродота "скифский с давних пор (Ïπ• τοý αρχαίου) испорченный", употребленные по отно­шению к сарматскому, приобретают в свете сообщения Страбона смысл "другой иранский язык". Поэтому концепция, предполагающая наличие двух отдель­ных иранских языков — скифского и сарматского, — существовавших в Северном Причерноморье, представляется нам наиболее подкрепленной источниками4. Од­нако ее надлежит проверить, опираясь на лингвистические данные. При этом необходимо исключить из рассмотрения те факты, которые не обладают призна­ками, позволяющими отнести их к конкретному иранскому этносу. Далее сле-

2 Харматта [8] выделяет, например, такие изоглоссы, как иран. *аrу > 1) аrу, 2) al, 3) ir (осет. ir), 4) il на основании главным образом антропонимии, данные которой могут быть интер­претированы иначе, чем в работе венгерского ученого, тем более что рассматриваемый им материал (1) неоднороден хронологически, (2) не имеем твердой этнической соотнесенности и (3) мог под­вергнуться греческой адаптации.

3 Точка зрения Харматты оспаривается Л. Згустой [10, с. 268—271]. Отрицательно оценил подход венгерского исследователя также В.И. Абаев [7, с. 274], отметивший, что сопоставление фактов не всегда осуществляется им со строго синхронных позиций: возникает опасность усмотреть диалектные различия там, где в действительности мы имеем различия хронологические, отража­ющие разные этапы звукового развития одного и того же языка.

В одной из последних своих работ Абаев заявляет: "Концепция двух диалектов, скифского и сарматского, восходящая еще к Геродоту и принятая также Фасмером, имеет наиболее солидную базу" [7, с. 274].

51

дует весь скифско-сарматский лексический материал подвергнуть сплошной проверке с целью отделения лексики бесспорно скифской от сарматской и иран­ской неясного происхождения. Затем необходимо осуществить этимологичес­кую реинтерпретацию скифского материала, поскольку его анализ прежде проводился в соответствии с законами историко-сравнительной грамматики осетинского языка (т.е. сарматского диалекта). Хотя результаты такого анализа могут обладать высокой степенью достоверности, это вовсе не следует со всей обязательностью.

Необходимо отметить, что источники для изучения обоих рассматриваемых здесь языков совершенно различны. Скифская лексика сохранилась прежде всего в виде глосс и ономастики, тогда как словарный состав сарматского почти полностью отражен в осетинском [ср. [4, с. 9—94], особенно с. 41—47); кроме того, остатки одного из аланских диалектов были зафиксированы на венгерской территории в письменности начала XVI в. н. э. [13], а благодаря греко-визан­тийским авторам в большом количестве сохранились глоссы и даже целые аланские выражения (ср., например, аланские фразы у византийского писателя Цеца, жившего в XII в. н. э. [4, с. 254—259]), не считая имен собственных. Таким образом, на основании указанных источников положение сарматского языка в (индо)иранской языковой семье определено вполне однозначно. Место же скифского языка в этой семье до сих пор остается неуточненным. Данная работа имеет своей целью в определенной мере устранить эту лакуну.

2. Место скифского языка в (индо)иранской языковой семье.

Характеристика скифского языка будет даваться с опорой на аргументы фонети­ческого, морфологического и лексического характера при одновременном исполь­зовании всего доступного лексического и ономастического материала. Целью дан­ного анализа является: 1) сопоставление скифского и сарматского языков, что позволит определить их соотношение и характер генетических связей; 2) уточне­ние положения языка скифов по отношению к другим (индо)иранским языкам.

2.1. Фонетические аргументы.

I. Иран. *d > сарм. d (или δ): скиф. l: киммер. l.

Сарматский язык унаследовал иранскую фонему *d в неизменном виде, ср. осет. don "вода", ясск. dan тж. [13, с. 30] < иран. *dānu- "река, течение, вода"; осет. däs "десять" < иран. *dasa < и.-е. *deʹk^m "10", ср. ягн. das, ишк. da, сангл. dos тж.. Нельзя установить, прошла ли осетинская фонема d в своем развитии стадию [δ], хотя такая возможность часто постулируется на основании того, что в боль­шинстве восточноиранских языков иран. *d изменилось во фрикативный δ или даже в фонему l, ср. согд. (маних.) δs', шугн. δīs, хотан. dasau [d = δ], руш.: δos; сарык. δes, язг. δus, вах. δas наряду с афг. lás, йидга las "10".

В скифском языке в противоположность сарматскому уже во время Геродота (1-я пол. V в. до н. э.) иран. *d через стадию зубного фрикативного δ развилось в фонему l. В пользу такой интерпретации говорят следующие факты:

I.1. Скиф. Παραλάται, племенное название, означающее, по словам Геродота (IV, 6), правящую скифскую династию и разъясняемое им в других местах с помощью выражения ΣκύÞαι βασιλητοι, т.е. "царские скифы"; < иран. *paradāta-"поставленный во главе, по закону назначенный", ср. авест. paraδāta- (почетный титул владыки, букв. "поставленный впереди, во главе"), н.-перс. pešdādiyān (пер­вая легендарная династия иранских царей у Фирдоуси). Следует заметить, что данная этимология является общепринятой [4, с. 161, 175; 7, с. 285, 298; 11, с. 15; 14, с. 112; 15, с. 322; 16, с. 85, 120; 17, с. 22].

1.2. Скиф. Σκόλοτοι, племенное название, которое, по Геродоту, было общим самоназванием всех скифских племен и происходило от имени их царя (σύμφασι [=ΣκύÞαισ] δŠ εñναι ο‘νομα Σκολότους τοý βασιλέως Ðπωνυμίην — Геродот IV, 6) <

52

иран. *skuda-ta- "лучники" [17, с. 17-23], где -ta- являются показателем собира­тельности. (Ср. IX. 1). Производными от данного этнонима являются, несомнен­но, греч. Σκύϑαι "скифы", ассир. Ašgūzai или Išgūzai тж. (ок. 680 г. до н. э.), лр.-евр. Askenez или Askeuez, библейский эпоним скифов (Книга Бытия, X. 2, 3)5. Этим подтверждается, что первоначально в данном этнониме на месте скиф. l выступал зубной фрикативный δ, который передавался посредством греч. ϑ ac­сир. z, др.-евр. z. Нельзя исключить связи этого этнонима с личным именем ср. [17, с. 21—23]), поскольку в другом месте Геродот (IV, 78—80) сообщает о скифском царе, носящем имя Σκύλης (ср. греч. Σκύϑησ "скиф"), т.е. "лучник". Внешним подтверждением post quem процесса δ > l является ассирийский по­ход скифов (около 680 г. до н. э.), а также расселение их в причерноморских сте­пях (VII в. до н. э.), поскольку лишь тогда греки могли соприкоснуться со скифами и познакомиться с их этническим самоназванием. Временные границы рассматриваемого процесса ad quem неизбежно связаны со скифским путе­шествием Геродота (начало V в. до н. э.).

I.3. Скиф, maluwyam "напиток, приготовленный на меду" (μελύγιου [гамма [Г] вместо дигаммы [#]). πόμα τι οκυϑικόν μέλιτος ùψομένου σύν −δατι καί πο÷ τινί — Гесихий) < иран. *madu- "мед" (ср. скр. *mádhu "мед", греч. μέϑυ тж., осет. ирон. myd, дигор. mud "мед") + суф. -wya-.

I.4. Скиф. maglú "лебедь" (μαγλύ [книжн. Ïγλύ]. û κυκν•ς üπ• Σκυθºν — Гесихий) < иран. *madgu-, ср. н.-перс. māγ "водоплавающая птица", скр. madgú- тж.

I.5. Иран. *d несомненно, является источником скифского l, которое относи­тельно богато представлено в скифской ономастике (преимущественно в антро­понимии), например, имя Κολάξα'ισ — мифический предок скифов (возможно, из иран. *skuda-kšay- "повелевающий скифами"), Λιπόξαισ, Λύκος, Παλα‡οσ, Σαýλιος, Σκίλουρος и т.д., а также в киммерийской ономастике, например, Λύγδαμις (ассир. Tugdammē), киммерийский владыка (из иран. *Duγδa-maiši-, ср. ниже, III. 4).

II. Иран. *h- > сарм. ø-: скиф. ø-.

Западноиранские языки сохранили начальное h- (ср. например, ср.-перс. haft, тадж. haft, тат. häf, бахт. haft / häft, хурд. häft, парачи höt, ормури hō/wō "семь" < иран. *hafta < и.-е. *septm "7"), тогда как восточноиранские утра­тили h-, ср. согд. 'βt [=avd], хорезм. 'βd, афг. ονÊ, ягн. aft/avd, язг. uvd, мундж. ovda, сарм. *avda [αβδα] "семь", зафиксированное в аланском названии города Феодосии в Крыму: Άρδ-άβδα, переводимом как греч. Έπτά-θεοσ "имеющий семь божеств" (< иран. *ərəta-hafta-), осет. avd "7" (< иран. *haftá)6.

Аналогичным образом и в скифском языке не сохраняется начальный *h-. Об этом могут свидетельствовать следующие данные:

II. 1. Скиф. *arima- "число один" (αριμα γαρ ’ä καλέουσι Σκύθαι — Геродот IV, 27) < иран. *ha*rima- (букв. "число 1"). Компонент ha- (< и.-е. -sm̥ "один") в индоиранских языках часто выступает в составе сложений, ср., например, авест. ha-kərət, скр. sa-k¬t (< и.-е. *sm̥-kw¬t "один раз"). Относительно компонента *rīma- "число" ср. ниже IV. 3.

II.2. Аристофан в комедии "Женщины на празднике Фесмофорий" вложил в уста скифского лучника формы ¿οπερ вм. Äοπερ, “περ вм. þπερ и т. д.. Во вре­мена Аристофана скифские лучники выполняли в Афинах обязанности службы по охране порядка, следовательно, указанная ошибка, очевидно, была у скифов

5 В литературе по данному вопросу соотношение греческого названия Σκύθαι и скифского пле­менного названия Σκόλοτοι истолковывается по-разному; не убеждает, однако, ни точка зрения, отде­ляющая друг от друга оба эти этнонима, ни имевшие место попытки выяснить возникшую соотне­сенность (ср., например, выведение греч. Σκύθαι из *skul-ta-, где -ta- является коллективно-множествен­ным показателем, а *skul- якобы позаимствовано у доиранского населения этой территории [4, с. 243—244; 7, с. 363—364]).

Из восточноиранских языков лишь хотанский сохранил начальный h-, ср. хотан. hauda "семь".

53

очень распространенной. Не будет лишено вероятности предположение, что опушение сильного придыхания (') в греческих словах связано с тем, что в своем родном языке скифы не имели начального h-.

III. Иран. интервокальный *-š- > сарм. -s- [-š-]: скиф. Ø (киммер. Ø).

Одной из наиболее характерных черт восточноиранских языков является развитие интервокального -š-. В северо-восточных диалектах интервокальных -š- обычно сохраняется без изменений (ср., например, согд. γwš, ягн. γuš, осет. ирон. γos, дигор. qus "ухо" < иран. *gauša- тж.), тогда как в юго-восточ­ных диалектах интервокальный -š- претерпел изменения, превратившись в отдельных языках в следующие фонемы (ср. [16, с. 116, 121]): ž (афг. γwaž "ухо"); -γ¢- (шугн. γиγ¢ тж.); -l- или -l̥- (сарык. γεwl, ишк. γůl/γůl̥, сангл. γol̥/γōl̥); -у-(мундж. γuу "ухо"); -w- или -ø- (руш., хуф. γōw, йидга γū, барт., орош. γūw, хотан. gguv̮a-, язг. γəvón "ухо").

В скифском языке интервокальный -S- видоизменился в фонему -Ø- (или -w-). Такой вывод мы делаем на основании следующих данных.

III. 1. Скиф. spáu [οπου] "глаз" (’άριμα γάρ ‘έν καλέουσι Σκύθαι, οπου δέ τον όφθαλμόν — Геродот IV, 27) < иран. *spášuš- "глаз" < и.-е. *spék^sus- тж. Сло­вообразовательной основой в данном случае является иранский корень *SPAS-[18, с. 1614], продолжение и.-е. корня *SPEK^- "смотреть, видеть" [19, с. 984—985], ср. лат. specio "смотрю", скр. spašati, авест. spasyeiti "смотрит". Скифское слово образовано аналогично скр. cáksus- "глаз" (производное от скр. глагола cas+te "смотрит, видит"): *CAŚ- [19, с. 638—639], ср. авест. cašman "глаз", н.-перс. čašm тж.

III 2. Скиф. kararú- "крытая повозка, используемая для жилья" (καραρύεσ. οι Σκυθικοι οικοι.ένιοι οε τάσ κατηρεφετσ [книжн. κατηρετς] αμάξας — Гесихий) < иран. *kerəšaru- "кибитка кочевников", ср. тох. Α kursär тж. (мн. ч. kursärwa/ kartsru), в kursar/kwarsär (мн. ч. kursarwa/kwärsarwa).

Ш.З. Скиф. *krau-kasi- "белый от снега", скифское название Кавказа (... Scytae ipsi Persas Chorsaros et Caucasum Croucasim, hoc est nive candidum — Плиний, NH. VI, 50) < иран. *kraušu- "снег, лед", ср. греч. κρύος "холод" (из *krusos), κρύσταλλος "лед, кристалл", др.-в.-нем. (h)rosa/(h)roso "лед", литов. krušà/kriušá "град", русск. кроха [19, с. 622; 20, с. 23, 88]. Второй компонент данного сло­жения (т.е. -kasi-) обычно объясняют как "блестящий" [19, с. 622; 21, с. 116—117].

Ш.4. Имя собственное (греч.) Λύγδαμις, (ассир.) Tugdamme, имя царя ким­мерийцев7 (VII в. до н. э.) < иран. *duγδa-maišī- "владеющий молочными овцами" (см. [8, с. 5]), ср. авест. имена собственные Duγδō.vā- f. (мать Заратустры) и Dawrā.maešī- m. ("имеющий жирных овец, принесших приплод"). В данном антропониме проявляются две типично скифские языковые черты: (1) процесс перехода *d > скиф. l через стадию зубного фрикативного δ, а отсюда неоднозначность записи: греч. Λ- наряду с ассир. T-; (2) утрата интервокального -š-.

7 Невозможно определить, является ли данное имя собственное киммерийским или скифским, пока не будет решен вопрос об этнической принадлежности киммерийцев. Материал, которым мы здесь располагаем, еще более скромен, чем имеющийся в отношении скифов, а трудности более значительны. Серьезную проблему представляет хотя бы уже само название этого народа; ведь греч. Κιμμέριοι эллины получили не от самых киммерийцев, а от оседлого анатолийского населе­ния, которое обычных степняков называло *gimmariai, ср. хет. gimmaral "степь", лув. immari- тж. На данном этапе исследования следует склониться к точке зрения, в соответствии с которой ким­мерийцы представляют собой народ иранского происхождения, родственный скифам. Об этом свидетельствует следующее: (1) сталкиваясь с киммерийцами в Малой Азии, восточные народы с трудом отличали их от появившихся там позднее скифов и часто смешивали оба этноса; (2) в греческих источниках эти народы не всегда различаются; (3) представления греков о кимме­рийцах имеют типично "скифский" характер, например, Ήρως Κιμμέριος представлялся в образе скифского лучника; (4) в Библии (Книга Бытия, III, 2, 3) Askeuez (т.е. эпоним скифов) считается сыном Gomer (т.е. эпонима киммерийцев); (5) по культуре и языку киммерийцы ближе всего к скифам [6, с. 125; 12, с. 169 и сл.; 22, с. 115; 23, с. 131; 24, с. 88; 25, с. 10—13]; (б) археологически культуры киммерийцев и скифов почти тождественны [26, с. 171—173].

54

IV. Иран. *-ry-, *-ri- > сарм. -l-: скиф. -ry-, -ri-.

В сарматском языке сочетания -ry- и -ri- преобразовались соответственно в фонемы /-1-/ либо /-ll-/, ср. например, сарм. Άλανοί / Alani (осет. Allori) — название одного из главных сарматских племен < иран. *Aryāna- [4, с. 245—247], осет. fal- (приставка) < иран. *pari-, ср. авест. раri-, скр. pari-, греч. περί- [6, с. 35—41]. Скифский же, напротив, сохранил эти сочетания звуков без измене­ний, о чем свидетельствуют следующие примеры:

IV. 1. Скиф. anarya- "гермафродит" (οι‛ ’Ενάρεες = οι` ανδρόγυνοι — Геродот Ι, 105; IV, 67) < иран. *a-narya- (букв. "не-мужской"), ср. скр. narya- "мужской", осет. näl "муж, мужчина" [4, с. 151, 174; 7, с. 276, 296; 10, с. 13]. Менее вероят­ным является возведение к иран. *an-arya- "не-арийскнй" (ср. авест. anairya- [18, с. 120]), предположенное Мюлленгофом [14, с. 104].

IV.2. Скиф. arya- "арийский, ариец" (ср. авест. aírya-, др.-перс. ariya-), высту­пающее обычно в именах собственных: Άρια-πείθης (< индоиран. *arya-paićas- "имеющий арийский облик", ср. ниже V.2.) и Άρίαντας (< иран. *arya-vant-"ариеподобный", ср. [4, с. 156; 7, с. 280; 10, с. 12; 26, с. 158]).

IV.3. Скиф. *rima- "число" (выступает в скифском сложении a-rima- [άριμα] "число один", ср. выше 11.1.) < иран. *ríma- < праи.-е. *ariϑmó- "число", ср. др.-в.-нем. rīm "ряд, очередность, число", др.-исл. rīт "счет" и т.д. (из герм. *rīma-), др.-ирл. rīm "число", греч. αριθμός тж. [19, с. 60].

V. Индоиран. *ć *í(h) > сарм. s z: скиф. ϑ δ.

Иранские языки продолжают индоиранские фонемы *с и *f(h), восходящие к и.-е. *k и *ĝ(g), двояким образом: либо в виде аффрикат ϑ δ (в древнеперсидском и языках, его непосредственно продолжающих), либо в виде аспират s z (в боль­шинстве иранских языков). Сарматский относился ко второй группе языков, ср. осет. däs "десять", авест. dasa, др.-перс. *daϑa "10" (сохранившееся, в частности, в н.-перс. dah, тадж. dah, тат. däh, бахт. deh и т.д.) < и.-е. *dek̉m̥ "десять", ср. выше, I.). Скифский же язык сохранил такое положение, как в древнепер­сидском, т.е. аффрикаты ϑ δ. Об этом свидетельствуют следующие факты:

V.1. Скиф, ϑapsa- "растение, использовавшееся для окраски шерсти и волос в золотистый цвет" (Θάψινον. το ξαντόν, άπό τοΰ ξύλον τήσ θάψου, ω ξανθιζουσι τά ερια και τάσ κεφαλάσ. του̃το τινεσ Σκυοικὸν λέγουσι. και ο ποταμός, παρ' ω φύεται το ξύλον, Θάψος καλείται — Гесихий) < индоиран. *ćapsa- (1) "какое-то растение": афг. sabah "вид травы", н.-перс. sabz "зелень, трава", скр. šaṣpam п. "(свежая) трава" (с метатезой неясного происхождения в сочетании -ps-), пракрит. sappha- "свежая трава" [27, III, с. 318—319, 797]; (2) "какое-то дерево": хотан. *sausa- (засвидетельствовано в заимствованиях: коми sûs "кедр", арм. saus, н.-арм. sos "платан"; ср. осет. ирон. sūsqäd, дигор. sōsqädä "липа") < и.-е. *k̂opso-"вид растения (дерева)", ср. алб. thanë f. "кизил" и псл. *sosna "Pinus silvestris L." (оба из и.-е. *k̑ops-nā- f.).

V.2. Скиф. paiϑah- п. "облик, вид" (лексема зафиксирована в сложных именах собственных: Σπαργα-πείθης. имя скифского царя, из индоиран. *spr̥̄ga-paićas- "подобный юной лозе" [4, с. 175, 183; 7, с. 297—298; 10, с. 16; 28, с. 164], а также Άρια-πείθης, имя скифского князя, из индоиран. *arya-paićas- "обладающий арийским обликом (украшением)" [10, с. 12; 14, с. 117; 16: 11; 28, с. 158]) < ин­доиран. *paićas- "вид, облик, цвет, украшение", ср. скр. péśas- n. "вид, цвет", авест. paesah- n. "украшение". Не вызывает сомнений, что запись Геро­дота передает здесь аффрикату [ϑ], поскольку в другом месте он приво­дит имя князя Массагетов (сына царицы Τίμουρις) как Σπαργα-πίσης. Сопо­ставление обоих имен, скифского и массагетского, восходящих к единой индоиранской праформе * spr̥̄ga-paićās, однозначно свидетельствует о соотноше-

55

нии между скифским ϑ и массагетским s, аналогичном соотношению между др.-перс. ϑ и авест. s8.

V.3. Скифские заимствования в сарматском языке (т.е. праосетинском) и других соседних языках (в том числе финно-угорских, славянских, тохарских, хотанском, чувашском, тунгусских и др.)

В.И. Абаев [4, с. 138—143; 29, с. 7—12] приводит несколько осетинских слов, в которых продолжением индоевропейских заднеязычных палатальных явля­ется зубная фонема, и считает их заимствованиями из древнеперсидского языка. Однако это в равной степени могут быть и скифские заимствования. В поль­зу последнего, по нашему мнению, свидетельствуют следующие обстоятельства: (1) древнее соседство скифов и сарматов (предков осетин); (2) география заим­ствований: например, лексема *par(a)ϑu- "секира, топор" проникла не только в осетинский, но также в хотанский, тохарские, финно-угорские, тунгусские, чувашский и, вероятно, в славянские языки (если мы считаем псл. *toporъ скиф­ским заимствованием с последующей метатезой); (3) отсутствие в древнеперсид­ском материале тех лексических элементов, для которых предполагается древне-персидское происхождение (например, *par(a) ϑu-, *raϑanā- и т.д.).

Полагаем, что это достаточные основания для того, чтобы считать лексические элементы данного рода происходящими из скифского. Следующие "миграцион­ные слова", по нашему мнению, восходят к скифскому источнику:

V.3.I. Скиф. *aδi- "трава", ср. āδi-gar- "саранча", букв. "(насекомое), пожи­рающее траву": > тох. Α āíi, в āt(i)yai obl. sg. "трава" > тюрк. *ōt "трава".

V.3.2. Скиф. *aϑu-ka adv. "быстро, внезапно" (ср. скр. āśú- adj. "быстрый", греч. ώκύς тж.): > тох. А ātuk.

V.3.3. Скиф. *ϑasta- "рука" (ср. скр. hasta-, авест. zasta-, др.-перс. dasta- "рука"): > согд. δst, хорезм. δst, хотан. dastä; афг. läs, вах. last, шугун. δust "рука". Данное предположение учитывает распространение форм типа dasta- в восточноиранских языках, поскольку трудно признать древнеперсидскую лексему генетическим источником этих всех заимствований.

V.3.4. Скиф. gaδa- "дерево, древесина, лес" (ср. иран. *gaza- 1) "древесина, дрова", 2) "тамариск", 3) "камыш" [30. с. 40]): > осет. ирон. qäd, дигор. γädä "лес, (срубленное) дерево, бревно" (ср. осет. ирон. qäz, дигор. γäzä "камыш"); > венг. gaz "небольшой лес; поваленное дерево".

V.3.5. Скиф. *par(a)ϑu- "топор, секира" (ср. скр. paraśú-, греч. πέλεκυς, язг. parůs, парачи pasȫ "топор"): > осет. färät; > тох. Α porat, В peret "топор"; > чув. purĐé; > тунг. purta "нож"; > вотяк. purt, зырян. purt тж. (откуда заимство­вано др.-русск. порть "топор") [31, с. 76]; хотан. padä "топор"; цсл. *toporъ тж. (с метатезой согласных под влиянием глагола *tepǫ "бью, ударяю", ср., напри­мер, др.-русск. топоръ, польск. topór и т.д.).

V.3.6. Скиф. *raϑanā- f. "ремень, веревка" (ср. скр. raśanā- f. тж., н.-перс. rasan): > осет. rätän тж.

V.3.7. Скиф. *ϑarmi- "вид дерева" (ср. др.-перс. ϑarmi- "кедр", ср.-перс. sarv "ки­парис", хет. kalmi- "полено, обрубок дерева" < и.-е. *k̂olmi-): > осет. talm "вид дерева; ильм".

V.4. В скифской лексике и ономастике находим фонемы, передаваемые в гре­ческом посредством ϑ и δ, например, Θαγιμασάδας (бог вод у скифов, отож­дествляемый с греческим Посейдоном), Μαδύης (имя скифского царя), τάρανδ(ρ)ος (обитающее в Скифии рогатое животное, похожее на оленя9) и т.д. Поскольку иран. *d в скифском регулярно соответствует l (ср. выше, I), не вызывает сомнения, что скиф. d/δ/ должно в конечном счете представлять собой фонему,

8 Уже Абаев сообщает, что скифские имена Σπαργα-πείθης и Άρια-πείθης выступают "с др.-персидским оформлением ϑ вместо s" (ср. [4, с. 175; 7, с. 297]), но он ограничивается лишь этой информацией.

9Из индоиран.*ćaran-tara- (см. [32, с. 62—65; 33, с. 49—53]), ср. скр. śarabha- "вид оленя", манс. šuorp, šōrp "лось".

56

близкую авест. z и др.-перс. d. Per analogiam скиф. ϑ соответственно должно быть фонемой, близкой авест. s и др,-перс. ϑ.

VI. Иран. *-rn- > сарм. -rn-: скиф. -ll-

Сочетание согласных -rn- в сарматском языке не претерпело изменений (см. ниже, VI.2), тогда как в скифском оно трансформировалось в геминату -ll-. Данный процесс на скифской почве подтверждается двумя свидетельствами:

VI. 1. Скиф. Māspallā f., скифская богиня луны (Μεσπέλλη [книжн. Μέσπλη10]. ή Σελήνη παρά Σκύϑαιϑ — Гесихий) < иран. *Mās-pərənā- f. (с закономерным сохранением *s в позиции перед взрывным согласным), ср. др.-перс. Māh- f. "бо­гиня луны": māh- f. "луна", бактр. Мао "божество луны", фриг. (из киммер.?) Μάς или Μα̃ f. "богиня луны . Данный скифский теоним образован из тех же элементов (только в обратном порядке), что и индоиранская лек­сема *pr̥̄na-mās- "полная луна", ср. скр. pūrna-mās- "полная луна", авест. pərənō.māh- m. "луна, божество луны" [34, с. 61—62]. Следует заметить, что в хотанском мы встречаем слово purrā- "луна", которое будучи субстанти­вированным прилагательным жен. рода, продолжает индоиранскую лексему *pr̥̄nā- f. (букв. "полная").

VI.2. Скиф. *xvallah- n. "хвала, слава" (> псл. *chvala f. тж.) < иран. *xvarnah- п. "слава, величие", ср. авест. xvarənah- "царский блеск, величие" (часто выступа­ющее в качестве символа законной царской власти), хотан. pharrā-, др.-перс, (из мидийского) farnah- n. "королевский блеск, слава, счастье" [35, с. 118], согд. prn, н.-перс. farr "блеск, величие", бактр. φαρ(ρ)ο, осет. färn "счастье, богатство, покой". Псл. *chvala неоднократно признавалось иранским заимствованием [36, с. 143—145; 37; 38, с. 25—26; 39, с. 53—54]. Важнейшее доказательство в пользу иранского происхождения данной лексемы приводит Т. Милевский [28, с. 206— 207; 40, с. 50], показавший, что славянское сложное имя *Bogu-chvalъ "славный перед богом" (ср. др.-русск. Богухвалъ, чеш. Bohuxval, польск. Boguchwał) явля­ется точным отражением ("репродукцией") мидийского Bagā-farnah- тж. Скифское существительное ср. рода с основой на -ah- (< и.-е. *-es-) было преобразовано славянами как слово женского рода с основой на -а. Адаптация такого типа является вполне регулярной, с учетом того факта, что другое иранское слово *xvarnah- п. "пища" (ср. авест. xvarənah- n. тж. [18, 1873]), омонимичное (sic!) предыдущему, было заимствовано славянами как *chorna f. "пища", также "охра­на, защита" [36; 41, с. 36; 42, с. 85—91]. В последнем случае источником заим­ствования, несомненно, явился один из диалектов сарматского (сохранено со­четание -rn-)12.

VII. Иран. *w/*w' > сарм. ν/Ø: скиф. β/w.

Характерной чертой восточноиранских языков является развитие *w твердого либо *w' мягкого. В сарматском языке первый позиционный вариант сохранился в виде ν (ср. осет. дигор. väss "теленок", ясс. vas "bidellum" [13, с. 19, 21], ср. скр. vatsa- "теленок"), второй же был полностью утрачен (ср. осет. ирон. ssäȝ, дигор. insäi "двадцать" [43, с. 555] < иран. *wī(n)sati, ср. авест. wísaiti "20", скр. vimśatíḥ тж.).

10 В лексиконе Гесихия данная глосса находится между статьями μεσοφέρδειν и μεσπίλα (книжн. μεσπήλα), поэтому алфавитный порядок заставляет нас принять конъектуру: Μεσπέλλη (книжн. Μέσπλη).

11 Фригийская богиня Μάς/Μα̃ в новофригийской надписи (Но. 48) соседствует с такими заве­домо иранскими божествами, как Miϑra- и Wāta- (ср. ... Μιτρα Φατα κε Μας Τεμρογειος κε Πούντας Βασ κε ...), что склоняет к выводу об иранском (предположительно киммерийском) происхожде­нии имени и данной богини.

12 Фонологические, хронологические и формальные аспекты вышеупомянутых заимствований, сви­детельствующих об интенсивных славяно-иранских контактах в скифский и сарматский периоды, будут рассмотрены нами в специальной работе.

57

В скифском языке *w' (мягкое) сохранилось как w, тогда как *w (твердое) развилось в спирант β. Наличие такой оппозиции показывают следующие примеры:

VII. 1. Скиф. *wira- "муж, мужчина" (οίόρ = ό άνήρ — Геродот IV, 110) < иран. *wīra- тж., ср. скр. vīráḥ, авест. vīra- m. "Mann" [18, с. 145]. Данная эти­мология является общепринятой [4, с. 172—173; 7, с. 295, 298, 308; 10, с. 15].

VII.2. Скиф. *ahuwira- "ум, разум, мудрость" (ανορ. νουσ υπό Σκύϑων — Ге­сихий) < иран. *anu-wīra- тж., ср. курд, bīr "память", н.-перс. vīr "разум, ум, память" (< иран. *wīra-). Префикс апи- в аналогичной функции выступает также в санскрите, ср. скр. anumatiḥ f. "суждение": matiḥ f. "мысль, замысел, цель, понимание, суждение, молитва, гимн", скр. anukāmaḥ т. "жажда, стремление": kāmaḥ m. "стремление, любовь".

VII.3. Скиф. maluwyam (μελύγιον) n. "напиток, приготовленный на меду" < иран. *madu-wya- (ср. выше, I. 3).

VII.4. Скиф. *βaru- "широкий" (прилагательное зафиксировано в скифском названии Днепра — βορυσϑένης [Геродот, Птолемей, Страбон]) < индоиран. *wr̥̅u- adj. "широкий", ср. скр. urú-, авест. vouru-, греч, ευρύ- тж, (< праи.-е. *ëwr̥Hú-).

VII.5. Скиф. *Arti-βasa-, скифская богиня счастья и порядка, соответствующая Афродите Урании ('Αρτίμπασα = Ουρανίη 'Αφροδίτη — Геродот IV, 59) < ин­доиран. *Rti-wasištha- "прекраснейшая R̥ti- (т.е. Судьба)", ср. ср.-перс. Ardibehešt (один из язатов), бактр. Αρδοχος, богиня, изображенная как римская Фортуна [44, с. 149] < иран. *ərəti-wahišϑa- [45, с. 318; 46, с. 324]. Первый компонент *R̥ti- (ср. авест. aši-, ср.-перс. ard) является именем богини счастья ("Glücksgottin") [15, с. 325, п. 4]; /μπ/ передает в записи Геродота скифский фрикативный [β].

VII.6. Киммер. βατα "бог ветра" (имя которого заимствовано фригийцами как Φατα, см. ссылку 11) < иран. *Wāta- "бог ветра": *wāta- "ветер", ср. авест. Vāta-: vāta- тж., бактр. Οαδο "бог ветра", осет. wad "буря, ветер".

VIII. Индоиран. *th > сарм. t: скиф. h (> Ø).

Индоиранская фонема /*th/ (> скр. th, авест. ϑ) в сарматском совпала с фонемой /*t/, тогда как в скифском она упростилась в h (>Ø), ср., например:

VIII. 1. Скиф. *Yakšām-pāyah, название священного места близ реки Гипанис (Южный Буг), где находился источник с соленой водой (Έξαμπαιοσ=Ίραι οδοί "священные пути" — Геродот IV, 52) < индоиран. *Yakšäm pathayas (буквально "пути якшей"). Конечный компонент (-παιος = ‘οδοί "пути") представляет собой скиф. nom. pl. *pāyah от скиф, pāy (< *pahi) "путь", ср. скр. pathi- тж., мн. ч, pathayas, др.-перс. paϑi- "путь".

VIH.2. Скиф. *βāša-, superl. "прекраснейший, -ая, -ее" (прилагательное зафикси­ровано в имени скифской богини счастья и порядка, отождествляемой Геро­дотом [iV, 59] с Афродитой Уранией) < иран. *wahištha-, тж. (ср. выше, VII.5.).

*

Выводы. Представленные сопоставления фонетических взаимоотношений дают возможность, уже на этом этапе работы, сформулировать вывод о соотношении между сарматским и скифским языками. Приведенные факторы фонологического рода несопоставимо доказывают, что в скифском языке V в. до н. э. пред­ставлены такие явления, которые не наблюдаются ни в сарматском праязыке, ни в одном из происходящих от него языков (аланский, ясский, осетинский). Здесь можно указать на такие процессы, как: (1) иран. *d > скиф. l; (2) интер­вокальное *-š- > -Ø (или -w-); (3) *-rn- > -ll-. Кроме этого, скифский продолжа­ет использовать индоевропейские гуттуральные палатальные согласные (и.-е. *k *g *ĝh) в виде аффрикат /ϑ δ/ и приближается в этом отношении к старо­персидскому, а в сарматском здесь употребляются s z, т.е. продолжается традиция большинства иранских языков.

Перечисленные расхождения наглядно показывают, что нельзя говорить о язы­ках скифов и сарматов, как о близких друг другу диалектах какого-то единого североиранского языка. Это безусловно два разных иранских языка.

58

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Трубачев О.Н. О синдах и их языке // ВЯ. 1976. № 4.

2. Трубачев О.Н. Лингвистическая периферия древнейшего славянства. Индоарийцы в северном Причерноморье // ВЯ. 1977. № 6.

3. Gauthiot R. Essai de grammaire sogdienne. Premiere partie. Р., 1914—1923.

4. Абаев В.И. Осетинский язык и фольклор. Т. I. М.; Л., 1949. С. 147—244.

5. Abaev V.I. Isoglosse scito-europee // Annalí. Istituto Universitario Orientale Napoli. Sezione linguistica. IV. 1962.

6. Абаев В.И. Скифо-европейские изоглоссы. На стыке востока и запада. М., 1965.

7. Абаев В.И. Скифо-сарматские наречия // Основы иранского языкознания. Т. 1: Древнеиранские языки. М., 1979.

8. Harmatta J. Studies in the language of the Iranian tribes in South Russia // Acta Orientalia Aca­demiae Scientiarum Hungaricae. 1950/1951. T. 1.

9. Harmatta J. Studies in the history and language of the Sarmatians. Szeged, 1970.

10. Zgusta L. Die Personennamen der griechischen Städte der nördlichen Schwarzmeerktiste. Die etnischen Verhältnisse, namentlich das Verhältnis der Skythen und Sarmaten im Lichte der Namenforschung. Praha, 1955.

11. Vasmer M. Untersuchungen uber die älteste Wohnsitze der Slaven. I: Die Iranier in Siidrussland. Leipzig, 1923.

12. Vasmer M. Skythen. Sprache // Reallexicon der Vorgeschichte. 1928. Bd 12.

13. Németh J. Eine Wörterliste der Jassen, der ungarländischen Alanen. В., 1959.

14. Mullenhoff K. Deutsche Altertumskunde. Bd III. В., 1892.

15. Humbach H. Scythe-Sarmatica // Die Welt der Slaven. 1960. Jg. V, Hf. 3—4.

16. Оранский И. Μ. Введение. Иранские языки в историческом освещении // Основы иранского языкознания. Т, I: Древнеиранские языки. М., 1979.

17/ Szemerényi О. Four Old Iranian ethnic names: Scythian — Skudra — Sogdian — Saka. Wien, 1980.

18/ Bartholomae, Chr. Altiranisches Wörterbuch, Strassburg, 1906. (2.-te unveränderte Aufl. В., 1961).

19/ Pokorny, J. Indogermanisches etymologisches Wörterbuch. Bern; Munchen, 1959.

20/Illich-Svitych V.M. Nominal accentuation in Baltic and Slavic. Cambridge; London, 1979.

21. Eilers W., Mayrhofer M. Namenkundliche Zeugnisse der iranischen Wanderung? Eine NachprUfung // Die Sprache. 1960. Bd VI.

22. Minns E.H. Scythians and Greeks. Cambridge, 1913.

23. Harmatta J. Le probleme cimmérien // Archeologíai Erfesitö. 1946—1947. Ser. 3. № 7/9.

24. Potratz, J. Die Skythen in Sūdrussland. Basel, 1963.

25. Абаев В.И. О некоторых лингвистических аспектах скифо-сарматской проблемы // Проблемы скифской археологии. М., 1971.

26. Куклина И.В. Ранние известия о скифах и киммерийцах // ВДИ. 1981. № 2.

27. Mayrhofer Μ. KurzgefaUtes etymologisches Wörterbuch des Altindischen. Bd I—III. Heidelberg, 1953—1979.

28. Milewski I. Indoeuropejskie imiona osobowe. Wroctaw; Warszawa; Krakow, 1969.

29. Абаев В.И. Древнеперсидские элементы в осетинском // Иранские языки. Т. I. М., 1945.

30. Стеблин-Каменский И.М. Флора иранской прародины // Этимология. 1972. М., 1974.

31. Redei К. Zu den indogermanisch-uralíschen Sprachkontakten. Wien. 1986.

32. Isebaert L. Encore grec τάρανδ(ρ)ος "renne" // Glotta. 1982. LX, Hf. 1/2.

33. Witczak K.T. Tocharian В karse "hart, deer" and Hittite karšaš "locust, grasshopper" // Tocharian and Indo-European studies 1990. IV.

34. Scherer A. Gestirnnamen bei den indogermanischen Völkern. Heidelberg, 1953.

35. Brandenstein W., Mayrhofer M. Handbuch des Altpersischen. Wiesbaden, 1964.

36. Goab Z. The initíal x- in Common Slavic: a contribution to prehístorical Slavic-Iranian contacts // American contributions to the Seventh International Congress of slavists. The Hague, 1973.

37. Reczek J. Najstarsze síowiaásko-iranskíe stosunki jezykowe. Krakow, 1985.

38. Мартынов В. В. Балто-славяно-иранские отношения и глоттогенез славян // Балто-славянские исследования. 1980. М., 1981.

39. Мартынов В. В. Язык в пространстве и времени. К проблеме глоттогенеза славян. М., 1983.

40. Milewski Т. Ewolucja morfologiczna indoeuropejskich zložonych imion osobowych // BPTJ. 1957. XVI.

41. Трубачев О.Н. Из славяно-иранских лексических отношений // Этимология. 1965. М., 1967.

42. Reczek J. Iranische Entlehungen im Urslavischen // FO. 1968. IX.

43. Исаев Μ. И. Осетинский язык // Основы иранского языкознания. Т.4: Новоиранские языки. Восточная группа. М., 1987.

44. Göbl R. Zwei neue Termini fllr ein zentrales Datum der alten Geschichte Mittelasiens, das Jahr I des Kuíankönigs Kaniška. Wien. 1964.

45. Лившиц В.А. [Перевод сурх-коральской надписи] // Массон В.М., Рамодин В.А. История Афга­нистана. Т. 1. М., 1964.

46. Стеблин-Каменский И.М. Бактрийский язык // Основы иранского языкознания. Т.2: Средне-иранские языки. М., 1981.

Перевел с польского Уткин А.А.

59

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ваши аргументы не в счет. Под ариями можно понять две группы: индоевропейцев и поклонников Заратуштры. Я имею ввиду первое. Во первых туры были индоевропейцы, их отличие от иранцев(ариев-зороастрийцев) было религиозное. Все арийцы(от Индии до европы) поклонялись дэвам до заратуштры. В риме Дэв назывался тео(божество, то есть его обезличили), в греции Зевс, среди туров Дэв. Зороастр отменяет поклонение дэвам и призывает к поклонению их историческим противникам(в греции Титаны, в Индии асуры, в Иране ахуры(он всех из ахур сделал единое божество Ахуро-мазду))

Так что и туры и иранцы были индоевропейцами.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ваще понятие арийцев - это иранцы, мое понятие - это индоевропейцы. У саков и скифов были индоевропейские языки. И это у меня не выдумки. А авесту вам надо почитать: иранцы и туры были одним народом и разделились по религиозным причинам. Отличие иранцев от туров, в том что туры продолжали поклоняться старым богам дэвам, а иранцы последовали за Заратуштрой.

А совпадение Туры и Тюрки это случайность. Тоже самое, что хазаре и хазары.

И еще назовите мне хоть одного всемирного известного ученного, который утверждает, что скифы - это тюрки. И приведите его систему доказательств.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ваще понятие арийцев - это иранцы, мое понятие - это индоевропейцы. У саков и скифов были индоевропейские языки. И это у меня не выдумки. А авесту вам надо почитать: иранцы и туры были одним народом и разделились по религиозным причинам. Отличие иранцев от туров, в том что туры продолжали поклоняться старым богам дэвам, а иранцы последовали за Заратуштрой.

А совпадение Туры и Тюрки это случайность. Тоже самое, что хазаре и хазары.

И еще назовите мне хоть одного всемирного известного ученного, который утверждает, что скифы - это тюрки. И приведите его систему доказательств.

Поддерживаю ваше мнение. Противопоставление Ирана и Турана религиозного характера.

Тут на форуме я уже высказывался по этому поводу:

"Согдийцы (туранцы) как и персы (иранцы) говорили на схожих индоиранских языках, разошлись их пути, когда в Иране укрепился зороастризм, начались гонения на дэвов (племенных богов индоиранцев). Так арийцы в индии и иранцы являются потомками одних предков, в арийской мифологии дэвы (деви) означают доброе начало, асуры (ахуры) - злое, в зороастризме - наоборот, ахуры - помощники верхновного божества Ахурамазды, из старых дэвов зороастрийцами был признан только Митра"..

С уважением..

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А Ваши все здесь усилия, дорогие оппоненты, спорить с очевидностью, поверьте, абсолютно напрасны и бессмысленны , потому что Вы пытаетесь защитить ложь, безнадежно устаревшую и ошибочную теорию,

Уважаемый Тахир,

Так как же наша дискуссия о происхождении индоевропейцев и тюрок?

Есть ли у Вас доводы по-существу, способные опровергнуть приведенные мной данные?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

первый русский переводчик Геродота Андрей Лызлов ещё в 17 веке пришёл к убеждению, что татары и турки восходят по своей культуре к древнимм скифским кочевникам.

А кто спорит об этом. Еще Гумилев говорил о том, что Хунну переняли зверинный стиль у саков. Но это еще не повод для того, чтобы объявить скифов тюрками. Современные Тюрки по языку потомки хунну. Скифы тоже их предки, но язык был у них другой, не тюркский.

Вы не опровергли мой тезис о том, что туры и иранцы отличались только религией. Язык был один. А про названия этносов: это дремучий лес. Римлянами себя называли римляне, византийцы и румыне. Франками называли романоязычных французов. Франками называли и германцев, живущих в Франконии(историческая область германии). Тюрками называли лишь тюрков живущих на алтае, а потом уже это название перенесли на телеские, чуйские, огузские, болгарские племена. Самих тюрков уничтожили в 745 году. И ваще тюркскую группу языков справедливее назвать хуннской группой языков.

Да скифы одни из наших предков. Культура у нас была общая: кочевая, но язык был разный. Вы просто доказываете сейчас культурную близость скифов и тюрок. Она была. По культуре скифы были мало похожи на оседлых арийцев, и очень походили на тюрок, но язык у них был индоевропейский.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А вот византиец Лев Диакон называл "скифами" руссов.

В европейских источниках очень часто "Скифией" называлась Россия.

Ну и что? Это лишь некритическое перенесение на новые реалии античных понятий. Только и всего.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Россия это издревне русско-тюркско государство, в котором раньше ведущую роль играли тюрки, а затем бразды правления перешли к русским, а нникаких риранцев здесь и в помине небыло, за исключением военного похода Дария против скифов.

:D

"Тюркско-русское, в котором раньше ведущую роль играли тюрки" - это про кого? Про хазар? Или про Золотую Орду? :D

Я понимаю, Вам уже не хочется обсуждать локализацию прародины индоевропейцев и генезис тюркских языков. Жаль. ;)

А как же Дарий совершил поход на иранцев-скифов, если их и до и после - "в помине не было"? :blink:

:lol:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Уважаемый тахир, сами почитайте свои одни и те же мысли под разным соусом: у вас фактически доказывается культурное родство между скифами и тюрками. Я сто % за это. Но скифы были индоиранскими по языку.

У Сулейменова есть концепция о родственности тюркских и шумерского языка. Он сравнивает 60 главных базовых слов двух языков и выходит, что тюрки лингвистические родственники шумеров. И никто из лингвистов не смог опровергнуть эту теорию. Как вы на эту концепцию смотрите.

Насчет происхождения Кумыков, балкарцев и аланов. Хочу тебе сказать, что аланы издревле жили возле аральского моря и подчинялись кангюям(предкам канглов и печенегов)(в китайских летописях они назывались Яньцай, а позже аланья) Даже священный город Туркестан до исламизации назывался Яссы(в честь алан). Осетины потомки алан, которые подчинились гуннам, активные аланы свалили в испанию.

Кумыки - это потомки донских куманов, у которых были правители из рода Шаруканидов(читайте книгу ахинжанова о кипчаках)

Балкарцы - это потомки болгарских племен, разгромленных хазарами: Те разбежались на все 4 стороны:

1. подчинились хазарам(черные болгары)

2. убежали в болгарию(там основали болгарское ханство)

3. убежали на волгу и основали волжскую булгарию(предки татар, от них потом отделилось племя суваз(предки чувашей))

4. ушли на кавказ и стали называться балкарами.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Уважаемый Тахир.

Вы на той ветке доказываете тюркоязычность алан. Вот мои возражения.

«На Северном Кавказе ассами называют карачаевобалкарцев сами осетины, овсами-грузины,аланами абхазы и мингрелы, карачаевобалкарцы сами друг к другу обращаются алан, аланла (аланы);осетин ни они сами и никто из соседних народов ни ассами ни аланами не называет.»

Извините, меня в Америке называли японцем, корейцем, китайцем. Казахов до определенного времени называли киргиз-кайсаками, киргизов называли бурутами. Название ни о чем еще не говорит, главное самоназвание народа.

«Родство ассов и хазар подтверждает и грузинская

летопись. Она прямо говорит, что овсы произошли от хазар.( Леонти Мровели)»

Под овсами как уже вы сказали грузины подразумевали балкарцев. А болгары и хазары были родными народами

«Еще одним свидетельством тюркоязычности алан, живших на территории нынешних Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии, является сведение Ивана Шильтбергера. Немецкий дворянин И. Шильтбергер в

1414-1416 годах совершил путешествие через Дербент - Джулат на Волгу. Он писал, что "проехал через гористую страну Джулат, ( территория КБР), населенную большим числом христиан, которые там имеют епископство. Священники их принадлежат к ордену кармелитов, но молятся и поют по-татарски, для того, чтобы их прихожане были более тверды в своей вере". Татар он называл ясами.»

Татары понятие растяжимое. Китайцы под татарами подразумевали монголов. Мусульмане, неверных тюрков, а русские потомков волжских булгар и вообще любых кочевников(астраханские, крымские, сибирские и т.д.)

«Короче говоря, давайте попробуем назвать хоть один бесспорно иранский народ или любой другой нетюркский, являющимся воинственными кочевниками, доителями кобылиц, употребляющими мясо и молоко кобылиц, изготовляющими киизы, возводящими курганы и спору конец.»

Это монголы

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Что Вы понимаете?

Переход на личности - всегда признак отсутствия других содержательных аргументов.

давайте обсудим прародину индоевропейцев и прародину скифов (тюрков). Только вернёмся в другу тему в "Тюрки - потомки скифов..."

Так я Вам и в той теме задавал вопросы. Ваш текст я прокомментировал, как Вы просили.

А вы на мои вопросы - в Вашей теме не ответили, а перешли сюда.

Мне, в принципе, все равно, где Вы будете излагать свои опровержения. ;)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Это монголы

Зачот, однозначно. :D

Уважаемый demon, извините меня за шутливый сленг. Не удержался.

Согласен с Вами.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

to ув. Тахир

«Короче говоря, давайте попробуем назвать хоть один бесспорно иранский народ или любой другой нетюркский, являющимся воинственными кочевниками, доителями кобылиц, употребляющими мясо и молоко кобылиц, изготовляющими киизы, возводящими курганы и спору конец.»

Я не тюрок и не индоевропеец, потому личной заинтересованности в этом споре у меня нет.

Также согласен с мнением ув. demon: монголы - не тюрки, воинственные кочевники, доители кобылиц, употребляют мясо и молоко кобылиц и т.д. хотя курганы сейчас не строят :D, но и современные тюрки курганы тоже не строят :D

Странный перевод имен скифов по моему мнению может быть связан с пережитками анимистических культов и с представлениями о "плохих именах", отгоняющих от человека злых духов.

Как вам такое объяснение? А можно спросить как на те же имена скифов переводятся с тюркских языков, в частности с карачаево-балкарского языка?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

До индоевропейцев на территории скифов жили фино-угоры, ужнее жили дравиды и эламиты. Связь между этими тремя языковыми группами отмечалась многими иследователями. Потом начинается экспансия индоевропейских племен. Они оттесняют финно-угор на перефирию, захватывают Казахстан и Среднюю Азию, захватывают Европу. Большинство народов моря - это индоевропейцы.

С центральной азии арии идут в иран(разрушив Элам), в индию(оттеснив дравидов на юг) и в Тохаристан. На западе они захватывают грецию, армению и много других владенийй. Экспансия на восток тоже была. Зн7аменитые Юечжи китайских летописей захватили Джунгарию, но они точно были индоевропейцы. Их потомки кушаны. А их язык 100% доказан, что он индоевропейский.

А про названия: если бы не революция, то мы(казахи) были бы сейчас киргиз-кайсаками(или вообще киргизами) Казахстан до 1925 года носил название Киргизской АССР. А современных узбеков в узбекистане было лишь 20 % населения. Но благодаря гос политике в узбекистане исчезли сарты, 4 млн уйгур, и куча разных этнических групп. Все они слились в современных узбеков. Тоже самое с уйгурами: те, себя никогда не называли уйгурами, они гордо себя называли кашгарлык, хотанлык. И только в 20-ом веке онипоменяли название. Так что название, данное тебе соседями не главное.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

а) потому что, часть ещё пока европеоидных тюрков-кочевников носителей древнеямной археологической культуры, начинают проникать на Восток с своей изначальной территории - степи волго-уралья.

б) а уже более позднее время после частичного смешания на востоке, с там живущими местными монголоидами начинается обратная экспансия уже с Востока а западном направлении.

Значит, Вы допускаете ситуацию, когда индоевропейские народы, очень близкие по генетическим маркерам, почему-то говорят на языках разных языковых семей (алтайской и индоевропейской)?

Это может быть только в том случае, если "индоевропейцы"-тюрки очень рано отделились от остального массива, как минимум, в эпоху зарождения праязыковых семей. А генетика этого не подтверждает. Увы, это - объективные данные.

Далее, по Вашему, европейцы-тюрки уходят на восток, там "частично смешиваются" с монголоидами (некоторые - почти на 100%), но языка у монголоидов не перенимают. Почему?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Тахир, прошу Вас, не волнуйтесь. Давайте будем придерживаться конструктивной беседы. Я так понимаю, у Вас личный интерес к тюркской версии?

По поводу того, что Византийские авторы называли скифами тюрок, скажу, что они также скифами называли и славян.

Вот скажите, Абаев работая над скифскими глоссами античных авторов, по-вашему, все выдал неправильно? Я соглашусь с Вами, только в той вероятности, что Абаев мог в каких то примерах ошибиться, как и каждый человек. И сам он неоднократно отмечал, что это лишь возможные варианты.

Но, скажите мне, есть ли серьезные исследования этих глосс в тюркской интерпретации?

Вот Вы уже пытались переинтерпретировать 30.05.2006 в теме «Тюрки – потомки скифов…» примеры, которые я привел. Но Вы сами не видите разве, насколько Ваши варианты натянуты?

К примеру, слово «Аримаспу» Вы попытались воспринять как:

«Скифское арим происходит от тюркского слова ярим, жарим - половина. И значит это слово не одноглазый - а указывает на антропологию народа, на более узкий разрез глаз.»

Хотя Геродот пишет:

27. … Скифы передают об этом со слов исседонов, а мы, прочие, узнаем от скифов и зовем их по-скифски аримаспами: “арима” у скифов значит единица, а “спу” – глаз.

Заметьте, Геродот конкретно разбивает это слово на два составных и указывает, что каждая означает. А Вы к тому же вторую составную «-спу» куда то опускаете, она у Вас исчезает совсем, ну так, для удобства наверно.

И с остальными примерами также, что дает основания полагать о Вашем неверном подходе.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1. Если логически продолжать мысль ув. Тахира: тюрки потомки скифов ввиду схожести культуры (поедание конины, доение кобылиц - как основные признаки тюрков и скифов, вроде бы несвойственные другим кочевникам), то мы увидим, что эти признаки характерны и для монголов.

Какой следует вывод: монголы - это тюрки :D и следовательно, монголы - потомки скифов :P

Такой будет логичный вывод.. :lol:

Для объяснения схожести культуры тюрок и монголов мне ближе версия Л.Н. Гумилева, что после усыхания Великой Степи, в 11-12 веках предки монголов с Маньчжурии и Амура (по культуре охотники и рыболовы) заселяли восточную часть Великой Степи, ассимилировав остатки тюрок, выживших после засухи, и переняв у них навыки кочевого скотоводства.

Если монголы переняли культурные навыки у тюрок, почему ранее тюрки не могли перенять аналогичные навыки у индоевропейцев? Например, хунну могли взять кое-что у соседей-юэчжей, которые однозначно определяются как индоевропейцы, например культуру курганных захоронений, как уже указывалось в другой ветке этого форума..

2. Ставится вопрос, куда бесследно делись многочисленные "ираноязычные" скифы? Давайте, вспомним, что причерноморские и кавказские скифы были безжалостно истреблены сарматами, остатки скифов укрылись в Степном Крыму, где эллинизировались. Впоследствии сарматы были оттеснены из Северного Причерноморья готами, к западу от Дона степью владели готы, к востоку от Дона до Волги - сарматы (туранцы, родственные парфянам).

Именно в такой последовательности (сначала сарматов, потом готов) их разбили гунны, объединявшие тюркский и угорский субстраты, двигавшиеся с восточного берега Волги, попутно включив в состав своей орды часть сарматов и готов. Непокорившиеся сарматы бежали на Кавказ, готы - на Запад (добежали аж до Испании :D)

После разгрома гуннов пришли авары, болгары и др. тюрки..

Таким образом, к моменту прихода тюрок в Причерноморье и на Сев. Кавказ, скифы были уже не те, что при Геродоте :( , скорее были полуварвары-полуэллины, и повлиять таким значительным образом на тюрок, которые уже имели все выше культурные особенности не могли...

Мое мнение, что культурное заимствование происходило в восточной части ареала скифов в общем смысле слова (индоевропейских кочевников) - Казахстан, Средняя Азия, намного более ранее времен прихода в междуречье Волги и Дона первых тюрок.

3. Опровержение "иранского" значения сохранившихся имен скифов, предполагает и их адекватный "тюркский" перевод (желательно, с использованием только карачаево-балкарского языка, без помощи других тюркских языков)

С уважением....

Вот и ответ

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

По литовски слово "бог" до сих пор звучит как "Девас", а "богиня" - "дяйвэ". В русском сохранилось слово "дева", "девица" - невинная девушка. Об аналогах в древнегреческом, латыни, арийских (иранских и индийских) языках в этой теме и этом форуме говорилось уже много раз.

Эти примеры показывают, что слово "девас" - очень древнее и происходит из общеиндоевропейского праязыка.

Современное распространение этого слова в Средней Азии, по моему, показывает приблизительный ареал проживания разных племен древних индоевропейцев, которые со временем частично были тюркизированы.

Примечание - У зороастрийцев и их потомков, часть из которых со временем были тюркизированы, слово "девас"- "бог" приняло противоположное значение - "черт, нечистая сила, джин". То же самое произошло и с народами, принявшими ислам. А в Европе у многих народов такое же превращение произошло после их христянизации - появилось слово "devil", "дьявол".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Призываю всех единомышленников не набрасываться на уважаемого Тахира толпой.

Давайте по одному. Лично я пока не буду больше ничего ему писать.

Подождем пока ему придут на помощь.

Но это не значит, чтобы не писать ничего друг-другу. Если у кого-то есть интересный материал о скифах и ариях, прошу Вас, поделитесь или дайте хотя бы ссылку.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...