Перейти к содержанию
Гость kochevnik

Башкирские роды

Рекомендуемые сообщения

Башкирские родословные/ Сост. Р.М. Булгакова, М.Х. Надергулова. Уфа, Китап, 2002. Выпуск первый: Издание на русском языке.

Я не специалист по позднему средневековью, имхо, роды калмыков появились у башкир в 17-18 вв.

По сартам, имхо ситуация сложнее.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  Arsen сказал:
Башкирские родословные/ Сост. Р.М. Булгакова, М.Х. Надергулова. Уфа, Китап, 2002. Выпуск первый: Издание на русском языке.

Я не специалист по позднему средневековью, имхо, роды калмыков появились у башкир в 17-18 вв.

По сартам, имхо ситуация сложнее.

Вы пишите роды калмыков. У башкир есть несколько отличных друг от друга калмыцких родов и еще сарт-калмаки?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Даю по книге Кузеева (1957), передача на русск. сохранено.

///

1.Усерган/Сураш/Калмак

2.Бурзян/Мунаш/Калмак

3.Бурзян/Ямаш/Калмак

4.Бурзян/Жанса/Калмак

5.Тангаур/Урман-Тангаур/Калмак

6.Юрматы/Кармыш/Калмак

7.Кыпсак/Кары-Кыпсак/Калмак

8.Кыпсак/Сянким-Кыпсак/Калмак

9.Кыпсак/Карагай-Кыпсак/Калмак

10.Табын/Дуван-Табын/Калмак

11.Табын/Кесе-Табын/Калмак

12.Катай/Инзер-Катай/Калмак

13.Катай/Бала-Катай/Калмак

14.Катай/Улу-Катай/Калмак

15.Кудей/Шайтан-Кудей/Калмак

16.Мин/Илекей-Мин/Калмак

Катай/Сарт-Калмак

У Сарт-Калмака подразделения не обозначены.

Ай/Сарт-Айле

подразделения Сарт-Айле, если Вам интересно:

Букей, Алекян, Актуяк, Арый, Баиш, Текеш.

Итого: 16 калмыцких родов нижнего подразделения (ара, аймак, булка, насел, током), один род Сарт-Калмаков в составе Катай и отдельно Сарт-Айле с собственными 6 подразделениями в составе Ай.

Имхо, это еще не все, но все что у меня. :-)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Спасибо за ответ! Это достаточно интересно. А продается ли эта книга сейчас (переиздание)? А новые книги по данной теме есть? Возможно, в начале декабря буду в Уфе и смогу купить их.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Дед моей жены изучая историю своей деревни (д.Болынбалыкчы Апастовского района Татарстана) с помощью преданий, а также статьи Марселя Ахметзянова «Генеалогия Юрматы», «Идел» в № 1 за 1993, обнаружил, что его прямым предком и одним из основателей данной деревни был либо Чуклы Юлдаш (1717 г.), либо его сын Жамаш (1741 г.). В статье приводится ветвь, основатель которой кара-калпакский хан Шибан (примерное время рождения 1285), Юрматы (1381) есть пра-правнук этого Шибана. Так вот, в статье сказано, что род Юрматы в 15-16 веках жил кочевой жизнью в районах рек Зай и Шушма. Об этом пишет также ученый Р.Г. Кузеев в своей книге «Башкирские шэжэре» в 1960 году. Он пишет также, что род Юрматы жил в районах названых рек и добавляет, что они являются потомками каракалпакских ханов, называемых Конгратом. Но он утверждает, что юрматинцы впоследствии откочевали за Каму и Белую, т.е. в Башкортостан. Но как оказалось не все откочевали, часть осталось в татарстане и давно уже просто татары, а не башкиры из рода юрматы.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

АК ТЮБА!!!!!!! Я юрматы.

  Bombini сказал:
Дед моей жены изучая историю своей деревни (д.Болынбалыкчы Апастовского района Татарстана) с помощью преданий, а также статьи Марселя Ахметзянова «Генеалогия Юрматы», «Идел» в № 1 за 1993, обнаружил, что его прямым предком и одним из основателей данной деревни был либо Чуклы Юлдаш (1717 г.), либо его сын Жамаш (1741 г.). В статье приводится ветвь, основатель которой кара-калпакский хан Шибан (примерное время рождения 1285), Юрматы (1381) есть пра-правнук этого Шибана.

Шежере скользкая вещь. Там не всегда упоминаются реальные предки. Шибан-хан не кара-калпак, а кыпчак. Юрматы бий не его внук, . Это можно трактовать так что юрматинцы проживая в Приуралье были под властью кыпчаков первый этап миграции которых приходится к 12 веку. Т.е. Шибан хан из шежере это не предок, а правитель. Все имена биев идентичные названию рода относятся к началу 13 века: Бурзян-бий, Кыпчак-бий, Муйтен-бий, Тамьян-бий и тд. Т.е. человека с именем Юрматы-бий вообще не было.

  Bombini сказал:
Так вот, в статье сказано, что род Юрматы в 15-16 веках жил кочевой жизнью в районах рек Зай и Шушма. Об этом пишет также ученый Р.Г. Кузеев в своей книге «Башкирские шэжэре» в 1960 году. Он пишет также, что род Юрматы жил в районах названых рек и добавляет, что они являются потомками каракалпакских ханов, называемых Конгратом. Но он утверждает, что юрматинцы впоследствии откочевали за Каму и Белую, т.е. в Башкортостан.

Район проживания юрматинцев был обширнее Зай-Шешминского междуречья. В г. Биляре обнаруженна значительная группа керамики по своим признакам идентичная караякуповской и кушнаренковской археологическим культурам Башкирского Приуралья. На обломках этой керамики изображенны тамги эдентичные тамгам рода Юрматы, а некоторые вещи схожи с этнографией родов Юрматы, Бурзян, Карагай-кыпчак.

  Bombini сказал:
Но как оказалось не все откочевали, часть осталось в татарстане и давно уже просто татары, а не башкиры из рода юрматы.

Если дед вашей жены считает себя татарином то он татарин, а не башкир из рода юрматы. Разница между мной и им такая что он узнает свою бывшую родо-племенную принадлежность из современных книжек и статей, я же и подобные мне башкиры из рода юрматы впитывают это с молоком матери, род Юрматы для нас реальность, а для вас прошлое. Юрматы не татарский род, он они сделали свой вклад в сложение татарской народности.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость Башкорт Степного Заволжья
  Kuwaiti сказал:
АК ТЮБА!!!!!!! Я юрматы.

Шежере скользкая вещь. Там не всегда упоминаются реальные предки. Шибан-хан не кара-калпак, а кыпчак. Юрматы бий не его внук, . Это можно трактовать так что юрматинцы проживая в Приуралье были под властью кыпчаков первый этап миграции которых приходится к 12 веку. Т.е. Шибан хан из шежере это не предок, а правитель. Все имена биев идентичные названию рода относятся к началу 13 века: Бурзян-бий, Кыпчак-бий, Муйтен-бий, Тамьян-бий и тд. Т.е. человека с именем Юрматы-бий вообще не было.

Район проживания юрматинцев был обширнее Зай-Шешминского междуречья. В г. Биляре обнаруженна значительная группа керамики по своим признакам идентичная караякуповской и кушнаренковской археологическим культурам Башкирского Приуралья. На обломках этой керамики изображенны тамги эдентичные тамгам рода Юрматы, а некоторые вещи схожи с этнографией родов Юрматы, Бурзян, Карагай-кыпчак.

Если дед вашей жены считает себя татарином то он татарин, а не башкир из рода юрматы. Разница между мной и им такая что он узнает свою бывшую родо-племенную принадлежность из современных книжек и статей, я же и подобные мне башкиры из рода юрматы впитывают это с молоком матери, род Юрматы для нас реальность, а для вас прошлое. Юрматы не татарский род, он они сделали свой вклад в сложение татарской народности.

Приветствую!Молодец!Хоть не моя научная тематика работы, но решил подбодрить. Если честно, раньше от Казани на расстоянии 100 км в сторону Уфимской губернии жили башкиры. Чем спорить, лучше изучать самим историю в архивах Казани, Уфы, Оренбурга, Самары и Саратова. Там все написано.

Предки моего отчима были мензелинскими башкирами и переехав в начале 30-х годов ХХ века лишь от того, что их насильно записывали татарами, то тут, а именно в Баймакский район, башкиры особливо не приветстовали и условно называли их татарами. А так 55 семей мензелинских башкир знали свою родоплеменную структуру, тамгу и уран и называли себя башкирами.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  Kuwaiti сказал:
АК ТЮБА!!!!!!! Я юрматы.

Шежере скользкая вещь. Там не всегда упоминаются реальные предки. Шибан-хан не кара-калпак, а кыпчак. Юрматы бий не его внук, . Это можно трактовать так что юрматинцы проживая в Приуралье были под властью кыпчаков первый этап миграции которых приходится к 12 веку. Т.е. Шибан хан из шежере это не предок, а правитель. Все имена биев идентичные названию рода относятся к началу 13 века: Бурзян-бий, Кыпчак-бий, Муйтен-бий, Тамьян-бий и тд. Т.е. человека с именем Юрматы-бий вообще не было.

Район проживания юрматинцев был обширнее Зай-Шешминского междуречья. В г. Биляре обнаруженна значительная группа керамики по своим признакам идентичная караякуповской и кушнаренковской археологическим культурам Башкирского Приуралья. На обломках этой керамики изображенны тамги эдентичные тамгам рода Юрматы, а некоторые вещи схожи с этнографией родов Юрматы, Бурзян, Карагай-кыпчак.

Если дед вашей жены считает себя татарином то он татарин, а не башкир из рода юрматы. Разница между мной и им такая что он узнает свою бывшую родо-племенную принадлежность из современных книжек и статей, я же и подобные мне башкиры из рода юрматы впитывают это с молоком матери, род Юрматы для нас реальность, а для вас прошлое. Юрматы не татарский род, он они сделали свой вклад в сложение татарской народности.

Может Вы и правы называя Шибан хана кипчаком. Кара-калпаки вышли из Ногайской орды, и, видимо, вышеуказанные мной авторы называют его кара-калпакским ханом во-первых, указывая территориальное происхождение, во-вторых, подчеркивая его нечингизидство.

Не могли бы Вы поподробнее рассказать о первых упоминаниях о роде Юрматы, желательно с ссылками на источники. Если название рода идет не от потомка хана Шибана, то какова Ваша версия происхождения названия рода? Когда башкирские юрматы стали идентифицировать себя башкирами?

Да, именно это я и имел в виду - родоплеменной состав татар и башкир практически одинаков.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  Башкорт Степного Заволжья сказал:
Предки моего отчима были мензелинскими башкирами и переехав в начале 30-х годов ХХ века лишь от того, что их насильно записывали татарами, то тут, а именно в Баймакский район, башкиры особливо не приветстовали и условно называли их татарами. А так 55 семей мензелинских башкир знали свою родоплеменную структуру, тамгу и уран и называли себя башкирами.

Посмотри газету "Йашлек" 16-18 января 2007. Там рассказ о переселенцах из Мензели.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  Bombini сказал:
Может Вы и правы называя Шибан хана кипчаком. Кара-калпаки вышли из Ногайской орды, и, видимо, вышеуказанные мной авторы называют его кара-калпакским ханом во-первых, указывая территориальное происхождение, во-вторых, подчеркивая его нечингизидство.

Не могли бы Вы поподробнее рассказать о первых упоминаниях о роде Юрматы, желательно с ссылками на источники. Если название рода идет не от потомка хана Шибана, то какова Ваша версия происхождения названия рода? Когда башкирские юрматы стали идентифицировать себя башкирами?

Юрматы вместе с другими родами юрми, буляр и др. входили в в домонгольский период в один племенной союз известный по письменным и фольклорным источникам как барадж/баранджары среднего Поволжья. В статье (точнее фрагменте черновой работы) приводимой ниже средневековые юрматинцы ассоциируются с караякуповской и кушнаренковской археологическими культурами, идентифицируемые исследователями с башкирами.

http://bashforum.net/forums/index.php?showtopic=1628

  Bombini сказал:
Да, именно это я и имел в виду - родоплеменной состав татар и башкир практически одинаков.

Родо-племенной структуры у татар изначально не было. Можно сказать что те или иные рода и племена участвовали в этногенезе татар. Найденые Ахметзяновым шежере это отголоски некогда существовавших племен.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  Башкорт Степного Заволжья сказал:
Предки моего отчима были мензелинскими башкирами .... башкиры особливо не приветстовали и условно называли их татарами...

Всё дело в говоре (мензелинском). Родном языке моей бабушки - башкирки (1904-1997). Не приветствуемом ни тогда, ни сейчас "настоящими" башкирами.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость Башкорт Степного Заволжья
  IFM сказал:
Предки моего отчима были мензелинскими башкирами .... башкиры особливо не приветстовали и условно называли их татарами...

Всё дело в говоре (мензелинском). Родном языке моей бабушки - башкирки (1904-1997). Не приветствуемом ни тогда, ни сейчас "настоящими" башкирами.

Привет!Кто подразумевается под "настоящими" башкирами?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  Башкорт Степного Заволжья сказал:
Привет!Кто подразумевается под "настоящими" башкирами?

наверное баймакцы (башкирское население Баймакского района) - четвертая "национальность" в Респ Башкортостан :D .

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость Башкорт Степного Заволжья
  Kuwaiti сказал:
наверное баймакцы (башкирское население Баймакского района) - четвертая "национальность" в Респ Башкортостан :D .

Хе-Хе! А при чем тут баймакские?! А почему четвертые, а кто другие?Копнешь баймакского - юлукского татарина найдешь!Воть!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Юрматинцы как и Табынцы, Тамьяновцы (некогда башкирские племена ) участвовали в формировании татарского этноса. Но сейчас 95% их потомков проживающих на территории РТ считают себя татарами. Вроде книжки читают, там написано БАШКИРЫ, но сейчас назвать себя башкирами у них духу не хватает.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  Башкорт Степного Заволжья сказал:
Приветствую!Молодец!Хоть не моя научная тематика работы, но решил подбодрить. Если честно, раньше от Казани на расстоянии 100 км в сторону Уфимской губернии жили башкиры. Чем спорить, лучше изучать самим историю в архивах Казани, Уфы, Оренбурга, Самары и Саратова. Там все написано.

Предки моего отчима были мензелинскими башкирами и переехав в начале 30-х годов ХХ века лишь от того, что их насильно записывали татарами, то тут, а именно в Баймакский район, башкиры особливо не приветстовали и условно называли их татарами. А так 55 семей мензелинских башкир знали свою родоплеменную структуру, тамгу и уран и называли себя башкирами.

Некуда было насильно записывать. Хоть татарами, хоть башкирами. Удостоверениями личности в начале 30-х годов служили трудовые книжки, в которых, конечно, не было графы национальность. "Записывать" могли при переписях, но они были в 1926 и 1937 гг. соответственно, не в начале 30-х. В декабре 1932 года вышло постановление о паспортах, но давали их только городским жителям и то сравнительно медленно - до Татарии более или менее полная паспортизация дошла чуть не к финской войне. Тогдашнее государство мало интересовалось национальностью, их больше заботило социально происхождение.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость Башкорт Степного Заволжья
  Igor сказал:
Некуда было насильно записывать. Хоть татарами, хоть башкирами. Удостоверениями личности в начале 30-х годов служили трудовые книжки, в которых, конечно, не было графы национальность. "Записывать" могли при переписях, но они были в 1926 и 1937 гг. соответственно, не в начале 30-х. В декабре 1932 года вышло постановление о паспортах, но давали их только городским жителям и то сравнительно медленно - до Татарии более или менее полная паспортизация дошла чуть не к финской войне. Тогдашнее государство мало интересовалось национальностью, их больше заботило социально происхождение.

А как же быть с графой в анкетах про "нацменов"? А все таки интересовались!!!Большинство мордвы Зауралья записались русским лишь бы не называли их преславутыми нацменами.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  Башкорт Степного Заволжья сказал:
А как же быть с графой в анкетах про "нацменов"? А все таки интересовались!!!Большинство мордвы Зауралья записались русским лишь бы не называли их преславутыми нацменами.

Не было "нацменов". Вопрос в опросных листах 1926 г. звучал как "народность", слово "нация" и производное "нацмен" соответственно не употреблялись в официальных документах. И потом, какой такой смысл насильно записывать из одних "нацменов" в другие? Писали бы уж русскими тогда...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость Башкорт Степного Заволжья
  Igor сказал:
Не было "нацменов". Вопрос в опросных листах 1926 г. звучал как "народность", слово "нация" и производное "нацмен" соответственно не употреблялись в официальных документах. И потом, какой такой смысл насильно записывать из одних "нацменов" в другие? Писали бы уж русскими тогда...

Здесь имеются ввиду анкетные данные в похозяйственных книгах и при поступлении на работу на горные рудники с 1921 - 1939 гг. на юго-востоке Башкортостана. Здесь на рудниках писарями были русские, для которых былм только они сами великороссы, затем малороссы и нацмены (независимо башкир, татар, мордва и т.д.). Работая и живя среди башкир и являясь при этом меньшинстве, они, умудрялись презрительно называть башкирское население частью национального меньшинства. Так и продолжалось бы если не политика коренизациии аппарата в БашАССР в 20-30-х гг. 20 в. При общении с информаторами всегда представлялся как внук такого-то нацмена и собеседник становился более разговорчивым.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  Башкорт Степного Заволжья сказал:
Здесь имеются ввиду анкетные данные в похозяйственных книгах и при поступлении на работу на горные рудники с 1921 - 1939 гг. на юго-востоке Башкортостана. Здесь на рудниках писарями были русские, для которых былм только они сами великороссы, затем малороссы и нацмены (независимо башкир, татар, мордва и т.д.). Работая и живя среди башкир и являясь при этом меньшинстве, они, умудрялись презрительно называть башкирское население частью национального меньшинства. Так и продолжалось бы если не политика коренизациии аппарата в БашАССР в 20-30-х гг. 20 в. При общении с информаторами всегда представлялся как внук такого-то нацмена и собеседник становился более разговорчивым.

Первоначальное утверждение было иным:

  Цитата
Предки моего отчима были мензелинскими башкирами и переехав в начале 30-х годов ХХ века лишь от того, что их насильно записывали татарами

Между тем, анкетирование второй половины 20 и почти всех 30 гг. выделяет не только что одних татар, а и мишарей, тептярей, нагайбаков, кряшен как совершенно самостоятельные категории учета. Это недвусмысленно видно в результатах переписи 1926 г. Сомнительно, чтобы какой-нибудь казанский секретарь латыш Лепа обращал хотя бы и малейшее внимание на увеличение численности татар в Мензелинске. А в 1934 г. с выходом сталинского постановления о перегибах в национальной политике и вовсе началась довольно интенсивная русификация.

Ну, и разумеется, отношение к национальному вопросу русских писарей юго-востока Башкирии не имеет ровно никакого отношения к происходившему на востоке Татарии.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Не раз слышал что на территории Башкирии проживают потомки казахского рода Маскар, источники вразнобой утверждают что Маскары откочевали в Башкирию в 13 - 14 веках, Т.е. разница в целую сотню лет, а за это время произвошло многое, и не установлены причины откочевки.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Не понятно, почему никто не отвечает на мой вопрос. В инете нашел только шежире башкиров и монографию по этногенезу в 19 веке. Больше ничего. Или не занимался никто этисм вопросом.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В башкирском племени Катай, род Бала-катайцы делится на родовое подразделение Маскара. В Белокатайском районе Башкортостана имеются деревни Старая и Новая Маскара. Но имеют ли они отношение к казахам я не знаю.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Похоже это один из десятков случаев, когда один род еще не нашел место или не влился в состав одной нации, часто по причине отсутствия такой нации: кипчаки, малкары и т.д. Маскары которые ушли к башкирам, тогда не были казахским родом маскар, а были просто частью большого рода МАСКАР. Вот и получилось, что этот род есть и у казахов и башкиров. Есть же род кипчаков, кереев, канлы в составе других народов и народностей. Когда начинаю слушать аксакалов, диву даюсь: в составе казахского народа есть такие рода :(принцип такой казахский род-народ или народность или рода в составе других народов) следующие:булгар-малкар-балкар-булгар, атыгай-адыгей, черкес-шеркеш, мадияр-мадьяр, берш-перс, теке (старший жуз)-теке(туркменск), албан-албан, суан-сван. Что это? Схожие названия или известия о родстве, когда-то утерянном? Может ученым надо искать тайны в таких названиях и просто чтобы удостовериться проивести анализ ДНК схожих по названию родов. Нашли же мадьяры(венгерские) своих родственников в казахсом роде мадияр!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...