Перейти к содержанию
Тим

Книги историка И.В. Ерофеевой.

Рекомендуемые сообщения

Приветствие всем участникам!

Прочёл введение к книге И.В. Ерофеевой "Родословные казахских ханов и кожа XVIII-XIX вв. (история, историография, источники)" на

http://www.iie.freenet.kz/indexnews.php subaction=showfull&id=1112180062&archive=&start_from=&ucat=7& -->

Издание содержит обработанные тексты 30 родословных 32 династий казахских султанов и 17 кланов кожа XVIII-XIX вв., в том числе ряд новых, ранее неизвестных в науке исторических источников, созданных самими казахами. При археографической обработке этих письменных генеалогий для печати применена оригинальная система кодовой нумерации нисходящих линий родственников, позволяющая исследователям более эффективно извлекать содержащуюся в них информацию и осуществлять систематизацию выявленных исторических фактов.

Не раскажет ли кто-нибудь, кто читал сей труд, что это за "система кодовой нумерации"? Очень любопытно!

Благодарю!

С/ув. Тим.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Прошу прощения, файл скачал у друга, а адрес (который не проверил) в HTML просмотре. Вот статья целиком.

Родословные казахских ханов и кожа.

И. Ерофеева.

Издание представляет собой первое в науке специальное исследование письменных памятников XVIII-XIX вв., непосредственно посвященных генеалогии разных династий социальной группы "ак суйек" ("белой кости") у кочевников-казахов. На основе широкого круга новых документальных источников подробно рассматривается социальная история привилегированных сословий торе и кожа, дается детальный источниковедческий анализ основных видов генеалогических материалов того времени.

Издание содержит обработанные тексты 30 родословных 32 династий казахских султанов и 17 кланов кожа XVIII-XIX вв., в том числе ряд новых, ранее неизвестных в науке исторических источников, созданных самими казахами. При археографической обработке этих письменных генеалогий для печати применена оригинальная система кодовой нумерации нисходящих линий родственников, позволяющая исследователям более эффективно извлекать содержащуюся в них информацию и осуществлять систематизацию выявленных исторических фактов. Тексты иллюстрированы новыми изобразительными материалами, извлеченными из архивов.

Книга рассчитана на специалистов-историков, деятелей культуры, аспирантов, преподавателей вузов и школ, студентов и другие группы читателей, интересующихся историей Казахстана и казахов.

ОТ РЕДАКТОРА.

Генеалогия как одна из праматерей современного научного знания о социальной и деловой значимости человека берет свое начало еще в доисторических временах. Составление строго документированных либо чисто умозрительных, изустных поколенческих каталогов о своих предках и клановом происхождении вошло в оборот с тех пор, когда стало необходимо решать вопросы, связанные с общественным статусом и прежде всего с правом на собственность среди одинаково идентифицирующих себя людей в больших или малых сообществах. Это право зачастую не имело юридического оформления, и эта собственность не всегда обусловливал ась материальными ценностями. Главное, это присутствовало в табели о рангах знатных и не очень генеалогий (шежире), - определение той ниши, внутри которой тот или иной представитель рода мог координировать личное местоположение в выстроенной традициями иерархии соподчинения. Причем при автохтонных обычаях право первородства, родства и старшинства всегда было связано с идеализированными представлениями о своих пращурах. А у большинства народов понятие "без рода и племени" ассоциировалось не только с "подлым" происхождением, но и с недопустимостью пребывания во власти.

В современных бытийных понятиях династийная и фамильно-клановая принадлежность скорее экзотическая достопримечательность. Однако вопреки своей архаике широкое распространение получила любительская "практическая генеалогия", предлагающая любому из желающих выстроить свое родовое древо в виртуальной Сети. Во многом это напоминает бизнес-ворожбу на картах Таро. Тем не менее данный обывательский интерес к "малым родинам" способствовал преодолению многолетнего запрета на научную генеалогию как историческую дисциплину, которая через традиционные направления позволяет почти с математической точностью реконструировать структуру власти, равно как и весь общественно-политический строй, того или иного периода. В первую очередь это касается проблем персонификации людей, наложивших определенный отпечаток своей деятельности на государственную историю.

Представляемое читателю исследование известного специалиста в этой области И. В. Ерофеевой "Родословные казахских ханов и кожа XVIIIXIX вв. (история, историография, источники)" является пионерной работой в этом направлении в отечественной историографии последнего десятилетия. Характер новаторства заключается не только в попытке превозмочь все еще доминирующие рудименты "классового подхода" в обществознании, но главным образом в том, чтобы положить конец существующей путанице в титулатуре, именах и родственных связях казахской правящей элиты периода средневековья. Получившая, к сожалению, распространение скоропалительная практика "путать Гоголя с Гегелем, а Бабеля с Бебелем" при возрождении национальной истории выступает сегодня большим методологическим пороком, нежели обусловленное временем мифотворчество ради пополнения идеологического арсенала новыми героями и положительными символами.

Однако для казахской медиевистики, испытывающей острый дефицит письменных источников, осуществленное комплексное внедрение памятников документов периода XVIII-XIX вв., посвященных династической генеалогии казахской светской и духовной аристократии - "ак суйек", - не простое перечисление имен, фамилий и дат. Это кропотливый поиск и долготерпеливое погружение историка-архивиста в проблематику вопроса, поскольку генеалогическое древо само по себе не склонно раскрывать всей функциональной информации об объекте исследования, хотя жанр отслеживания родственных связей для знатока ничем не отличается от детективного. В свою очередь, успех в исторической реконструкции прошлого на основе родословных документов, как готового научного продукта, находится в прямой зависимости от поставленной цели и четко сформулированного запроса для исследовательского поиска.

В данном случае акцент был сделан на выявлении родственных касательств между тремя элитными стратами казахского общества (торе, кожа и сайиды) по горизонтали брачных союзов. На первый взгляд, рутина семейно-брачных отношений, тем более в высшем свете, мало что дает, кроме констатации факта создания ячейки общества и досужих разговоров в школе злословия того времени. Но для представителей знати с традиционалистскими ценностями супружество выступало и выступает прежде всего как инструмент упрочения своего статусного положения в узкокорпоративной группе. Для профессионального же историка вся эта паутина сватовства (кудалык,) есть свидетельство сложных социальных связей, при раскрытии структуры которых выявляются системные координаты института властвования. В отношении рассматриваемого периода это в первую очередь уяснение динамики сюзеренно-вассальных отношений, когда, например, удача обретения жены из сословия сайидов давала торе право быть на ступень выше других из монархического сословия, даже если ты не прямого чингизидского происхождения (тарын).

Хотя эти браки и не регистрировались в метрических записях, они имели большее значение, чем номинальное оформление актов гражданского состояния, поскольку были скреплены деловым партнерством между религиозными деятелями и светской знатью в удержании кастового правления над свободными общинниками-казахами, испокон веку дисперсно расселившимися по Сарыарке. С одной стороны, духовному сословию позволялось "и лечить больных, и предсказать, какая будет зима, и какие дела ожидают их в наступающем году" "за скот у казахов". В обмен родства казахского правителя с кожа или сайидом (потомками пророка Мухамма да и его халифов) в идеологическом плане еще более легитимировало его начальственный статус в способе "приватизации" эля и йурта. Взятые же вместе, они составляли основу средневековой государственности в классическом ее понимании.

В особом ракурсе этих субъектно-объектных отношений выступает рол: женщины как политической фигуры в социокультурной системе меж- и внутригосударственных отношений. Историческая генеалогия в данном кон тексте опровергает сложившееся поветрие о якобы бесправном ее статуса в мусульманском обществе. Неписаный кодекс сословных браков ранжировал право вое положение "слабого пола" наравне с мужчиной, хотя вер нее было бы сказать, что кавалер средневекового бомонда был столь же жестко регламентирован в правах, как и казахская княжна. "Для женщин этого сословия, - пишет автор, - был установлен строгий эндогамный барьер; при выходе замуж за мужчину "черной кости" она теряю привилегии своего сословия, тогда как женщина "черной кости", став женой того или иного султана, автоматически причислялась к сословию торе" :Как бы там ни было, но поражение в правах, равно как и возвышение женщины, строго фиксировал ось в генеалогических хрониках, что свидетельствует о гендерном равноправии в сословно-корпоративных группировках и кланах правящей элиты. Более того, как отмечает И. В. Ерофеева в cвoeм детализированном описании социального положения привилегированны: групп, амплуа светской дамы не ограничивалось представительскими полномочиями. Она - активный субъект текущей политики, касается ли это укрепления династических союзов с ханствами Бухары и Хивы, усилению внутригосударственной солидарности трех жузов или же благосклонного от ношения к Степи царского наместника барона Отто Генриха фон Игельстрома.

Интересна в генеалогическом измерении и судьба, потомков династических браков. Поколенная летопись семей Аблай-хана, Абулхаир-хана, ханов Батыра, Барака и др. свидетельствует не только об известной аксиоме состоящей в том, что статусное и материальное положение фамилий в эпохе перемен сохраняется не более двух-трех поколений. Важен сам процесс этого "вырождения", когда наследник деспотических традиций, впитав естество из народной органики, превращается в антипода своего предка, становясь в авангарде просветительства и демократических начал. Их биографии яркий пример во многом драматической трансформации тщеславного дарования властолюбия в интеллектуальную составную истинной национальной идеи.

Таким образом, несмотря на почти герметичную замкнутость казахской правящей верхушки, превалирующую эндогамию и привнесенную извне систему дележа властных отправлений, генеалогия казахских торе, сайидов и кожа, представленная в книге, свидетельствует о высокой внутренней динамике аппарата господства меньшинства, присущего потестарно-политической организации казахского аграрного общества средних веков. Родословные древа султаната и духовенства, впервые продемонстрированные здесь в композиционном ракурсе и строгой иерархической классификации, предоставляют щедрый эмпирический материал как для теоретико-методологических, компаративных, так и для фундаментально-аналитических исследований в области казахской политической истории. Они дают ключ к пониманию того, как за счет скрытых, на первый взгляд, солидаризирующих инструментов семейно-клановых связей правящим классом, унаследовавшим стереотипы круговой поруки монгольского имперского истеблишмента, осуществлял ось управление казахским социумом, имевшим имманентные формы представительской и исполнительной власти, основанной на принципах степной демократии (казакшлык).

Бахыт Сужиков,

отвественный редактор.

Статья была скачана с сайта Института истории и этнологии им. Ч.Ч. Валиханова летом прошлого года.

С/ув. Тим.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Не раскажет ли кто-нибудь, кто читал сей труд, что это за "система кодовой нумерации"? Очень любопытно!

Система (в книге - "Код по системе д'Абовиля") оригинальная, но не такая уж редкая и довольно широко представлена в генеалогиях, выложенных в сети: если отец фигурирует под номером 1.0, то его сыновья, соответственно - 1.1, 1.2, 1.3. Сыновья первого сына - 1.1.1, 1.1.2, второго - 1.2.1, 1.2.2 и т. д.

Конкретный пример из самой книги:

1.0. Букей-хан

1.1. Кучак

1.1.1. Ходай-Менды

1.1.1.1. Кучак

1.1.1.2. Барак

1.1.1.2.1. Шигай

1.1.1.2.2. Ханбабай

А вообще книга отличная и очень полезная для специалистов и любителей генеалогий казахских Чингизидов. Кстати, в исследовании довольно много использовано наработок Т. И. Султанова (и предоставленные им документы), а он - один из главных специалистов по казахским родословным.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Благодарю - ув. Шах-Бахт!

Возник тут у меня ещё один вопрос, в связи с вашей ссылкой на Т. И. Султанова.

Ч. Валиханов в "Родословном древе казахских ханов и султанов" ("Собрание сочинений", Алма-Ата, 1985 г., том - 4, стр. - 173) приводит предание:

Так одна линия кайсацких султанов известна под именем султанов красного знамени и происходит, по преданию народа, от одного среднеазиатского выходца, искателя приключений. Родоначальник этой отрасли султанов - Ондан, по прозванию "Длиннострелый", был из Курамы что при Ангрене. Однажды на пирушке он, выпивши через меру, [сказал], будто убил одного знатного курамца, натянув лук стрелой в 12 обхватов, он сел на чёрного аргамака и ушел от мести, и пришел к другу отца своего - Алибеку Агевскому за советом.

- Хороший ты малый, - сказал ему бек, - и жаль мне тебя. Здесь оставаться тебе нельзя. В степях зачуйских есть кочующие племена, которые уважают султанов и ходжей. Ходжой ты не можешь быть, но султаном можешь быть. Ты храбр и стрелок первой руки. Поезжай туда и выдай себя за султана.

Он вышел в Малые Ногаи, а оттуда к кайсакам и по храбрости был признан за султана, и был хан предводителем войск. Знаменитый хан Ураз-Мухамед был сыном этого Озсана [Ондана]. Впрочем автор [сочинения "Сборник летописей" - Жалаири] называет Озсана братом [Тевекель-хана и Ишим-хана].

Означает ли это, что он (Ондан султан) происходил не из Торе? Пишет ли об этом что-либо Т.И. Султанов?

С/ув. Тим.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Означает ли это, что он (Ондан султан) происходил не из Торе? Пишет ли об этом что-либо Т.И. Султанов?

С/ув. Тим.

У Султанова не встречал по этому поводу ничего: он вполне однозначно считает Ондана казахским султаном (т. е. торе, как и все Чингизиды).

А подобные "фишки" насчет "темного происхождения" того или иного султана не редкость. Так, например, Юдин на основании "Чингиз-наме" решил, что золотоордынский хан Узбек не был Чингизидом, и вся династия Тукай-Тимуридов - тоже.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кто знает, где в астане можно приобрести книги Ерофеевой и Султанова.

Ну, если книги Ерофеевой поискать можно где-нибудь в университетских или академических лавочках (говорю по информации казахстанских коллег), то Султанова последний раз издавали в Казахстане официально только в 2001 г. (кажется). После этого - только пиратским способом - без его согласия. Новые его книги (2004-2006 гг.) издавались в России и продаются ли в Казахстане - вопрос. :kg2:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Книги подобной тематики, в том числе работы И.В. Ерофеевой часто бывают в сети магазинов издательства «Фолиант». Вот координаты издательства в Астане (не сочтите за рекламу):

Издательство ТОО «Фолиант».

г. Астана, ул. Айманова, 87/1

тел: 39-54-59

У меня есть «Хан Абулхаир; полководец, правитель и политик», издан в 1999 году, в издательстве «Санат», тиражом в 2000 экземпляров. Тираж других книг не знаю, но, скорее всего тоже маленький. Попробуйте поискать в «Букинисте», или возьмите почитать в библиотеке.

С/ув. Тим.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Благодарю - ув. Шах-Бахт!

Возник тут у меня ещё один вопрос, в связи с вашей ссылкой на Т. И. Султанова.

Ч. Валиханов в "Родословном древе казахских ханов и султанов" ("Собрание сочинений", Алма-Ата, 1985 г., том - 4, стр. - 173) приводит предание:

Так одна линия кайсацких султанов известна под именем султанов красного знамени и происходит, по преданию народа, от одного среднеазиатского выходца, искателя приключений. Родоначальник этой отрасли султанов - Ондан, по прозванию "Длиннострелый", был из Курамы что при Ангрене. Однажды на пирушке он, выпивши через меру, [сказал], будто убил одного знатного курамца, натянув лук стрелой в 12 обхватов, он сел на чёрного аргамака и ушел от мести, и пришел к другу отца своего - Алибеку Агевскому за советом.

- Хороший ты малый, - сказал ему бек, - и жаль мне тебя. Здесь оставаться тебе нельзя. В степях зачуйских есть кочующие племена, которые уважают султанов и ходжей. Ходжой ты не можешь быть, но султаном можешь быть. Ты храбр и стрелок первой руки. Поезжай туда и выдай себя за султана.

Он вышел в Малые Ногаи, а оттуда к кайсакам и по храбрости был признан за султана, и был хан предводителем войск. Знаменитый хан Ураз-Мухамед был сыном этого Озсана [Ондана]. Впрочем автор [сочинения "Сборник летописей" - Жалаири] называет Озсана братом [Тевекель-хана и Ишим-хана].

Означает ли это, что он (Ондан султан) происходил не из Торе? Пишет ли об этом что-либо Т.И. Султанов?

С/ув. Тим.

Кадыргали Джалаир прекрасно осведомленный о родословных казахских ханов, писал, что Ондан султан - братишка Таваккула.

Книги Ерофеевой можно также купить в доме книге "Абай" возле главпочтампта.

Там же есть и книгу Султанова, большие и ярко иллюстрированные.

Также поглядите в "Астана-китап" возле "Пучи".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кадыргали Джалаир прекрасно осведомленный о родословных казахских ханов, писал, что Ондан султан - братишка Таваккула.

Логично. Особенно, если учесть, что он сам при сыне Ондана и находился.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ерофееву в Абае искал 2 часа: потом в самом углу нашел еле как. Султанова искал 3 часа так и не нашел. Отличная книга у Ерофеевой.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ерофееву в Абае искал 2 часа: потом в самом углу нашел еле как. Султанова искал 3 часа так и не нашел. Отличная книга у Ерофеевой.

Значит Султанов кончился :)

А какую книгу Ерофеевой Вы приобрели?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Родословные казахских ханов и кожа. Дорого стоит - 1500 тенге. Это называется - привык к интернет-халяве. В абае хороший стенд дайк-пресса. Юдин и много всякого вкусного.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Родословные казахских ханов и кожа. Дорого стоит - 1500 тенге. Это называется - привык к интернет-халяве...

О привыкании к интернет-халяве. Вчера зашел в Дом Книги и увидел там китайско-уйгурско-монгольско-тибетско-маньчжурский словарь в 3 томах, сразу, конечно, схватился за него, и чуть не упал от цены - 2200 юаней (280 долларов). Деньги в кармане были, но просто я психологически не был готов выложить эту сумму. Может, потом соберусь духом и уговорю-таки себя купить этот раритет.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кто читал Султанова поднятые на белой кошме: расскажите про главные идеи книг. Главные новые сведения о генеалогии

Прежде всего, книга состоит из двух довольно самостоятельных разделов:

1) собственно про основания претензий Чингизидов на власть и порядок избрания; эти положения впоследствии были расширены и дополнены Т. И. Султановым в "Чингис-хане и Чингизидах" (все-таки, между книгами 5 лет). Главная идея - что любой Чингизид имел право на ханскую власть в любом улусе, узурпаторов среди них не было, а оснований, по которым одного предпочитали другим - не менее 6 (старшинство, знания законов, воинские таланты и т. п.).

2) история казахских ханов второй пол. XV - начала XVIII вв. Здесь и попытки разобраться в этимологии, генеалогии, историография и много чего интересного. Если не ошибаюсь, в 2003 г. эту часть издали в виде отдельной книги (в Казахстане же). Приводя различные версии происхождения и хронологии ханов, Турсун Икрамович на какое-то "истинное знание" не претендует, единственно только выводит происхождение Урус-хана от Орды-Ичена, а не от Туга-Тимура (в чем я с ним не согласен).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Еще У ерофеевой есть стаья посвященная последнему правителю Туркестана Токай-торе(Тогай-хан)

Если кто нибудь читал, то расскажите про что она.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Еще У ерофеевой есть стаья посвященная последнему правителю Туркестана Токай-торе(Тогай-хан)

Если кто нибудь читал, то расскажите про что она.

Коллега, а можно вопрос немного не в тему: зачем Вам пересказы книг и статей или точечная информация о различных деятелях? Почему бы самому не поискать в магазинах или библиотеках?

Допустим, с книгами Ерофеевой и Султанова я как раз недавно работал (нужно было по диссертации), потому что-то смог ответить, но это счастливая случайность. А так, не думаю, что кто-то, даже прочитав малотиражную книгу (или, тем более, статью), будет держать ее содержание в памяти!

Сейчас возможностей много: если материал действительно жизненно необходим, его можно хоть в библиотеке Конгресса США заказать. Я уж не говорю про наши СНГ-шные библиотеки, которые сплошь и рядом предлагают и ксерокопии, и электронные версии материалов.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Насчет султанова: Я его уже нашел.

а насчет статьи Ерофеевой: я читал, что есть такая статья, но в глаза не видел. Хотел бы ее прочесть. Где ее можно найти?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...