Урянхаец Опубликовано 28 августа, 2006 Поделиться Опубликовано 28 августа, 2006 Уважаемые расскажите о тамгах своего роду-племени, что такое тамги и т.д.? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость demon Опубликовано 18 сентября, 2006 Поделиться Опубликовано 18 сентября, 2006 у аргынов тамга коз(глаза) я думаю, наоборот: тамги произошли от рунической письменности. Тамга - это специальный знак, которым клеймили скот. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
cheremis Опубликовано 18 сентября, 2006 Поделиться Опубликовано 18 сентября, 2006 у аргынов тамга коз(глаза)я думаю, наоборот: тамги произошли от рунической письменности. Тамга - это специальный знак, которым клеймили скот. Не только скот метили тамгой , у финно-угров метилась родовая территория , бортные деревья . Так же тамга служила подписью в документах тех времён . Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Ashraf Опубликовано 19 сентября, 2006 Поделиться Опубликовано 19 сентября, 2006 Господа, Огромная просьба кто знает какая тамга была у КАДЖАР. У АФШАР был знак напоминающий КРЕСТ. МАГ Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость demon Опубликовано 20 сентября, 2006 Поделиться Опубликовано 20 сентября, 2006 Еще тамги использовались как печать или личная подпись ханов в международной переписке. Известны ханские тамги домов Барака, Гиреев, Ясавура и т.д. Еще тамги использовались для изображения их на монетах соответствующих государств. Короче тамга - это прообраз герба. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
KestaS Опубликовано 21 сентября, 2006 Поделиться Опубликовано 21 сентября, 2006 ТАМГИ - знаки родовой или племенной принадлежности, собственности http://kladoiskatel.5bb.ru/viewtopic.php?id=489 Тема на форуме "Литовский кладоискатель. Lietuvos lobiu ieskotojas" » в разделе "Геральдика" (Примечание - извиняюсь, но для просмотра надо регистрироватся) Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Гатаулла Опубликовано 13 октября, 2006 Поделиться Опубликовано 13 октября, 2006 Приветствую! взято из Башкирского форума ПЛЕМЯ ЮРМАТЫ - ШУРМАТЫ Шежере племени Юрматы Основные тамги Oran (Боевой клич) - Aqtaylaq (Священный медвежонок), Aghas (Священное дерево) - O'ye'n'nke, Qosh (Священная птица) - E'te'lge 1. РОД кармыш Родовые подразделения: аиткул, аккубяк, абыз, бикзян, ибрай, кудаш, кусяр, кара-туяк, кабырга, калмак, килмыш, мокша, саде, саз, сиксянтояк, тунгатар, саркай, этэмэс. 2. РОД мишар-юрматы Родовые подразделения: бакай, макар, сункэ. 3. РОД ногай-юрматы Родовые подразделения: арлар, юаннар, йэйен, мугаш. 4. РОД тальтим Родовые подразделения: азнай, аит, аю, башкир, бишкадак, бурзян, габзалил, даут, ильсектимер, ишмурат, елембет, кайнау, калмак, каныкай, кара, кармыш, касым, кузгун, кызылбаш, кырау, минзеля, мышы, уметбай, усен, саран, турдакын, хусаин, халабаш, шакир, шэкзр, айткул, юлдашбай, юрматы, ярылкап, яугильде. 5. РОД татигас Родовые подразделения: айтуган, алатубэ, калмак, кортлас, мерэтэк, сурэ, сэлеш, сэтэй, табылды, тейелдэк. 6. РОД юрматы Родовые подразделения: айбаш, аю, аюсы, бикей, биккининдар, бишэйлэ, азнабай, бускун, бурзян, бэпкэ, илсегул, ирале, исянбирде, юмак, кэзэ, казаккул, калмак, карабильгау, кара, карга, кашкаймак, кудаш, кузгун, култай, кусяпэй, кудей, куян, кэсим, майрык, мустафа, муллакай, муса, салдый, серек, сибек, сувашай, сэтэй, табын, таз, турна, тубай, тызым, уракай, узбек, шалавар, шурале, шымтыр, юлдаш, юлый, юрматы, якшембэт. Вероятно, юрматынцы - древние тюрки, пережившие этап этнического взаимодействия и смешения с уграми и переселившиеся вместе с булгарами из Приазовья на Волгу. Историю расселения юрматынцев в Приуралье можно проследить с 13-14 в., когда они кочевали в междуречье Зая и Шешмы; в конце 14 в. переправились на правобережье Камы. В 15 в. юрматынцы подчинялись Ногайской орде. Основная часть оставила старинные кочевья и, двигаясь на юго-восток, достигла рр. Сакмары, Яика и Белой. Основной территорией до середины 16 в. оставалось правобережье Белой. В 16-17 вв. юрматынцы заняли левобережье Белой. Ныне на территории расселения юрматынцев находятся Ишимбайский, Стерлибашевский, Стерлитамакский, Федоровский районы РБ. Лит.: Янгузин Р.З. Башkорт kэбилэлэре тарихынан. Эфэ, 1995; Кузеев Р.Г. Происхождение башкирского народа. М., 1974. html-версия © А.В. Горохов -------------------------------------------------------------------------------- ЭТНИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ Галлямов Салават Абдрахманович. Башкорды от Гильгамеша до Заратуштры. Уфа, РИО РУНМЦ Госкомнауки РБ, 1999. Сарматы - Царские Скифы Геродота. Предшественниками сарматов являются савроматы. Поскольку лошадь, судя по находкам археологов была впервые в истории приручена в III тыс. на Южном Урале, то и имя савромат, от кордского "савар" — всадник, только подтверждает это научное положение. Неудивительно, что всадник с оружием сильнее в бою с пешим воином, поэтому естественно, что савроматы стали Сарматами или Царскими скифами, от кордско-английского "сар-sir" — сэр, господин. Геродот допустил ошибку, назвав сарматов царскими скифами, т.к. сарматы, савроматы и скифы составляли один единый по этносу народ, который постепенно то кочуя, то расширяя посевные площади расселился на огромной территории от Урала до Дуная. Но с другой стороны, возможно, Геродот прав, называя всадника царем, и тогда становится понятными те военные столкновения между "мирными" земледельцами скифами и нуждающимися в выпасе на лугах богатыми травой конников, савроматов. Нечто подобное, а именно столкновения между курдами кочевниками и курдами земледельцами отмечал еще в XVII в. кордский историк Мэлла Махмут Баязиди. Массовое переселение Савроматов с Южного Урала (андроновско-срубные племена) началось в VII в до н.э., пик которого падает на IV в до н.э., когда они начинают переходить р. Дон к западу и напрямую грабить мирных скифов-пахарей. О том, что савроматы-сарматы являются прямыми потомками андроновских и срубных племен Южного Урала, обитавших во II тыс. до н.э. говорят погребальные обряды. Такие элементы погребального ритуала, свойственные срубно-андроновским погребениям II тыс. лет до н.э. получили дальнейшее развитие и в савромато-сарматское время, например, применение краски, охры, извести, мела, угля при покрытии дна могилы; глиняные горшки со свастикой по бокам. По всей видимости, до V в. до н.э. савроматы-сарматы-сирматы сохраняли достаточно мирные взаимоотношения со скифами, но уже к IV в. до н.э. это равновесие было нарушено и савроматы стали активно переселяться за Танаис(?) — (Дон) в теплые причерноморские степи. Археология это подтверждает, поскольку в низовьях Дона появляются именно савроматские памятники, датируемые концом IV в. до н.э. Перемещения савроматов Южного Приуралья, Заволжья и Северо-Восточного Прикаспия на Запад являются, по всей видимости, отзвуком или реакцией так называемой 15 Сатрапии Ахаменидов на поход Александра Македонского на восток, который всколыхнул всю Среднюю Азию, нарушив традиционные связи между кочевниками-арийцами-саками с соседними с ними оседлыми иранцами. У Диодора Сицилийского (80-29 гг. до н.э.), который опираясь на труды историков II в. до н.э. (Полибия и Посидония) создал свою "Историческую библиотеку" читаем, что сарматы: "... много лет спустя, сделавшись сильнее, опустошили значительную часть Скифии и, поголовно истребляя побежденных, превратили большую часть страны в пустыню" (Диодор, II.43.). Интересно отметить, что в таком исторически достоверном источнике, каким является "декрет в честь Протогена" (конец III в. до н.э.) говорится, что среди тех, кто осаждал Ольвию, кроме скифов и галатов упоминаются и такие племена иранского происхождения, как фиссаматы, савдары и Саи с их царем Сайтафарном (Саита-гафар) от которого Ольвия откупалась подарками. По Геродоту, Сарматы жили по ту сторону Танаиса (Дона?) и Азовского озера (Меотиды) в пятнадцати днях пути. Интересно в связи с постановкой вопроса о родстве кордов и башкордов указать на легенду, которую привел Геродот, по которой, дескать, Савроматы произошли от браков скифских юношей с амазонками, которые при Фермодонте, (совр. река Терма в Капподокии) в Малой Азии, впадающая в Черное море, были пленены эллинами и на трех кораблях были переправлены через Черное море. Но во время морского пути амазонки перебили всех мужчин и, не умея управлять кораблем, носились по волнам, пока их корабли не выбросило на берег в земли свободных скифов возле озера Меотида (Геродот. IV . 110.). После войны скифов с амазонками юноши скифов вступили с ними в брак. Необходимо указать на то, что историко-мифологический этноним - амазонки, передает некие иранские черты, поскольку — "oмe" - мы (местоим. мн. числа) и "жина"-"зана" — женщина в кордском языке. Геродот также писал (V.9), что к северу от Истра живут Сигинны — народ, который производит себя от мидийцев и носит мидийскую одежду. По словам Диодора, Сарматы, поселившиеся при р. Дон, вывезены туда из Мидии (II. 43). Плиний также сообщал, что Сарматы родственны мидийцам. Как уже бесспорно доказано, мидийцы 7 в. до н.э. являются предками современных кордов, а слово Сыгын — Сыгыш на языке башкордов означает "выходец из Среды". Географ Помпоний Мела (I в. н.э.) говорит, что "сарматы ближе всего к парфянам", что так же верно, поскольку и те и другие были иранцами. О родстве сарматов со скифами несколько веков спустя после Геродота и Гипокрита писал Cтрабон, живший в 1 в. н.э., который, описывая земли сарматов, говорил, что их земли — над Черным морем и Дунаем между Фракией и Азовским морем. Причем Страбон отличал азиатских сарматов, которые жили по ту сторону Дона до Каспийского моря, доходя на юге до Кавказских гор (из которых через 300 лет к 4 в. н.э. сложится население Хазарского каганата). На карте Птолемея Сарматия занимала пространство, где восточные границы этой страны проходили от Уральских гор на севере до Каспийского моря, Кавказских гор, Азовского моря, Черного моря на юге и на западе до Карпат и реки Вислы. Сарматы растили и обрабатывали ячмень и пшеницу, которую греческие торговцы экспортировали на кораблях из Крыма в материковую Грецию. Кроме хлебных злаков и культур сарматы производили лен, пеньку, смолу, выращивали чечевицу, лук, чеснок, морковь, капусту. Птолемей перечисляет следующие города Сарматии на греческом языке, — Метрополь, Карродун, Ерек, Метоний, Клепидаву, Ниосс, Сабрах, Леин. В 69-70 гг. на Западную Сарматию напал со своими войсками римский император Веспасиан. В 117-118 гг. на сармат Дакии напал римский император Адриан. Сарматы вместе с германцами (саксы) атаковали римские владения при императорах Домициане и Марке Аврелии, поэтому эти войны были названы германские и сарматские. В 274 г. император Аврелиан уступил сарматам Дакию. Из-за этих войн его и прозвали Аврелианом Сарматским. В IV в. Западная Сарматия вошла в состав Германского государства готов. А позднее сарматы, смешавшись с гуннами, исчезли. Константин VII Багрянородный (905-959), перечисляя венгров, живших в его время, упоминает и этноним Геарматоу, как название одного из 7 венгерских племен. "Этноним юрми (в форме ерми) перечисляется среди названий "древних родов" дунайских болгар: согласно славянско-болгарскому именнику, некий Гастун "...из рода Ерми ...был наместником 2 года" (Куник 1878, стр. 128). Есть и другой важный источник. Это надпись на колонне IX в., найденной во время раскопок близ древней столицы дунайских болгар города Плиски (Успенский, 1905 г., стр. 192). Надпись сделана греческими буквами и четвертое слово текста, указывающую на родовую принадлежность лица, в честь которого воздвигнута колонна, читается "ермиарис" (ermiaris)". (см. Р.Г. Кузеев, М. 1974 г. стр. 124). Следы этнонима Юрматы в его венгерской форме языка Gyarmot, сохранились до настоящего времени во многих местах Венгрии, даже не смотря на довольно сильные территориальные сокращения древнего, средневекового Венгерского королевства. Галлямов Салават Абдрахманович. Башкорды от Гильгамеша до Заратуштры. Уфа, РИО РУНМЦ Госкомнауки РБ, 1999. Савроматы - Сарматы на Южном Урале. На Южном Урале савроматскую культуру к IV в. до н.э. сменяет так называемая Прохоровская или ранне-сарматская культура, в создании которой приняли участие пришлые племена Приаралья. Уже в савроматское время на Южном Урале сформировались основные характерные черты последующей ей прохоровской культуры, названные так от названия курганов у села Прохоровка Шарлыкского района Оренбургской губернии. Особенно наглядно генетическая преемственность между савроматской и ранне-сарматской прохоровской культурами Южного Урала представлена на материале юго-восточного Башкордистана на могильниках VI-V вв. до н.э., в которых погребенные сохраняют все черты савроматского обряда при наличии уже ранне-сарматского, прохоровского инвентаря. Такое же положение вещей наблюдается и с погребениями савроматов южного Приуралья из Ново-Кумакского могильника под Орском. Особенностью культуры и Савроматов и их предшественников андроново-срубных племен II тыс. лет до н.э. на Южном Урале является разработка и выплавка ими медных рудных запасов, выплавка из руды металла и изготовление оружия и предметов быта. Сарматы были прекрасными воинами и повсюду в их могилах, как мужских, так и женских при скелетах находят много оружия. В погребениях V-III вв. в колчанах находят до 300 стрел. Южное Зауралье и Приуралье при сарматах входило в сферу экономических связей и политических интересов ближневосточных и среднеазиатских государств (см. Степи европейской части СССР в скифо-сарматское время. М., 1989, стр. 207). На это указывает тот факт, что в могильниках сарматов на Южном Урале и в Приуралье находят предметы импортного производства, например: ахеменидские ритоны, гривны, печати. Так как ритоны употреблялись как парадные сосуды на пиршествах, на культовых обрядах, а гривны являлись символами-знаками высокого социального статуса, то ученые приходят к выводу, что эти вещи не могли быть предметами торговых операций. Скорее всего эти предметы были захвачены сарматами в период их военной экспансии на Ближний Восток, а может, были получены военачальниками южноуральских сарматов в качестве подарков за службу их военных отрядов в армии Ахаменидов. Достаточно вспомнить о том, что Сарматы, как и Сако-массагеты носили остроконечные шапки. Конные отряды саков считались лучшими в персидской армии. При Марафонской битве сакские конники, только малая часть из которых успела прибыть к месту сражения запоздав, спасли тем самым персидское войско под предводительством Датиса и племянника Дария — Артафарка от полного разгрома. Сарматы под своим собственным именем известны на Южном Урале с 4 в. до н.э. по 4 век н. э., иными словами более 800 лет. Два народа, как бы сменившие сарматов это савиры и хазары. Савар, или более точное фонетическое звучание Сауар и означает "всадник" в современном кордском (древнеиранском) языке. И в средние века существовал башкордский город Савар. Хазары, частью которых, безусловно, являлись древне-башкордские племена в 562 году проиграли войну с Сасанидским шахом Хосровом Ануширваном. Впоследствии создали крупное государство в Поволжье со столицей Саркел и городами Семендер и Итиль. В XII в. г. Итиль упоминается в средневековых летописях под именем Саксин. С хазарами связано и упоминания о хане Башкорде в сочинении Гардизи (XI в.) о том, что: "Башгирд был из высших чинов хазар. Он расположился между хазарами и кимаками (кумыки, прим. авт.) с 2000 всадниками. Хазарский хакан послал к Башгирду человека с предложением вытеснить саклаба". В.М. Филоненко со ссылкой на Воскресенскую летопись 11, писал: "Действительно Башкурт, Башкорд или Башкард был половецкий князь XII века. В 1151 году в сражении князя Юрия Долгорукого с князем Изяславом Мстиславовичем при реке Руть был убит князь Владимир Завадович Черниговский, жена его бежала к половцам и вышла замуж за хана Башкорда". Сам Филоненко В.М. считал маловероятной связь этнонимов "половцы" и "башкорд". На самом деле связь прямая, поскольку слово "половцы" происходит из иранского, кордского "пeлewан", производного из более древнего "пeхлeweн" — богатырь, герой, силач, канатоходец. Имя Сарматы исконно башкордское, которое полностью отсутствует у других народов. Как пишет профессор, доктор филологических наук Н.Х. Максютова: "...автором раскрыты этимоны... йурматы — сарматы, что подтверждается фонетической закономерностью в башкордских диалектах соответствием “й” “с” в начале слова, сравните: йел — "ветер"; сел — "сухой ветер"; йур-сур — "большой, огромный"; йомарт-сумарт — "щедрый"; йор-сор — "ненастье" и т.д. Дискуссия, продолжавшаяся многие годы вокруг этих этнонимов (юрматы — сарматы - разрядка авт.), наконец получила достойное решение" (см. Великий Хаубен. Предисловие, Уфа, 1997, стр. 9). К этой фонетической закономерности восходит название — года в кордском языке — "сал", тогда как по-башкирски год будет — йыл. Раиль Гумерович Кузеев. Происхождение башкирского народа. Москва, Наука, 1974. Инкорпорации в состав юрматынцев установить трудно, но, судя но историческим преданиям и другим косвенным данным, это произошло сравнительно поздно, во веяном случае незадолго до миграции племени юрматы с западных земель на Урал. Однако исторически это вполне объяснимо. Не будем забывать, что Юлиан застал венгров на Волге еще в XIII в. и, следовательно, завершение ассимиляции венгерских групп в тюркской среде могло относиться лишь к XIV—XV вв. Итак, основные моменты из этнической истории племени юрматы — расселение в XIII—XIV вв. в восточном Закамье в ближайшем соседстве от волжских булгар, этническое родство с великоболгарским родом юрми, пребывание рода юрми в составе приазовских и дунайских болгар, булгарская оронимия и гидронимия на новой южноуральской территории юрматынцев. параллели в материальной и духовной культуре и, наконец, происхождение этнонима “юрматы” на базе булгарско-чувашского языка — дают основание выдвинуть идею о древнетюркском происхождении этнической основы юрматынцев. Второй вывод, вытекающий из тождественности башкирского и древнемадьярского этнонимов, присутствия в составе племени рода мишар-юрматы заключается в том, что юрматынцы пережили этап этнического общения и смешения с уграми — предками венгров. Вопрос о принадлежности древних юрматыпцев к собственно булгарам мы оставляем открытым. Имея в виду расселение юрматынцсв в XIII в. на периферии основной территории Волжской Булгарии, сформулируем наше заключение более осторожно: средневековые юрматынцы — угрозированные тюрки, вместе с булгарами переселившиеся в свое время из Приазовья на Волгу. О последнем свидетельствует история племени юрми (ерми), которое, очевидно, разделилось в период пребывания болгар на юге: часть юрмийцев ушла на запад, на Дунай, остальные вместе с родственным племенем юрматы (если под этими этнонимами не подразумевается единое образование) последовали на Волгу. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться