KestaS Опубликовано 5 июля, 2006 Поделиться Опубликовано 5 июля, 2006 ******************************************************************************** Источник - http://erosport.ru/2006/06/16/o_boevom_isk...i_ne_tolko.html О боевом искусстве корсу, и не только Так уж случилось, что практически каждый читатель, мало-мальски интересующийся отечественными боевыми искусствами, хоть краем уха уже что-то слышал о некой "загадочной" системе самозащиты Коросу. Неоднократные публикации в прессе, несколько передач на радио и телевидении, безусловно, дело свое сделали. Ну а кульминацией всего происходящего стал первый в истории России международный семинар по боевому искусству Коросу, который по какой-то такой счастливой случайности, достаточно успешно и торжественно прошел в апреле 2002 года в городе Десногорске Смоленской области. Таким образом, хотим мы этого или нет, боевое искусство Коросу уже стало явлением достаточно привычным и обыденным, которое остается только признать и с которым приходится уже считаться. Надо отдать должное, наша страна достаточно богата своими высокими достижениями и славными традициями в спортивных единоборствах. У нас давно и успешно развиваются бокс, каратэ, дзюдо, самбо и т.п. Возникает законный вопрос! Зачем же нам еще и Коросу? Действительно, после проведения международных семинаров и показательных выступлений отношение к Коросу сложилось неоднозначное. С одной стороны, это уже сотни молодых людей увлеченно и достаточно успешно осваивающих азы нашей отечественной системы самозащиты. С другой, косые взгляды и закулисные разговоры о нецелесообразности и пагубности таковых занятий. Кто-то до сих пор не может понять, как можно заниматься по системе в которой не предусмотрены спортивные состязания. А кто-то, углядел в наших показательных выступлениях элементы пропаганды жестокости и насилия. Что же такое система Коросу? Так уж исторически сложилось, что мы всегда были очень падки на все заграничное и экзотическое. Достаточно вспомнить некоторые наши былины и народные сказки про заморские чудеса и полистать труды таких известных мэтров отечественной истории как Н. Карамзин, Н. Устрялов и Н. Костомаров. Но мы не будем подвергать анализу и критике весь спектр социально-политических вопросов российской истории, а очень кратко остановимся на эволюции всего лишь одного явления - нашего отечественного боевого искусства. С неподдельной гордостью мы читаем исторические повести и смотрим фильмы о непобедимых русских богатырях времен Александра Невского и Дмитрия Донского, Ивана Грозного и Петра I. С удивлением узнаем, что оказывается, китайских императоров династии Мин охраняли, как наиболее подготовленные и преданные, исключительно русские воины. С восхищением перечитываем героические летописи о подвигах русских солдат и офицеров времен Александра Суворова и Михаила Кутузова. Вспоминаем, какими ратными подвигами наших воинов насыщен прошедший ХХ век. Русско-японская, гражданская, финская, Великая Отечественная, Афган и т.д. Те, кто серьезно интересовался военной историей знают, какое место в описании самых жестоких баталий всех времен летописцы отводили эффективности русского рукопашного боя. А ведь не знали тогда наши предки ни про японские каратэ и дзюдо, ни про корейские тхэквондо и хапкидо, ни про китайские ушу и цинна. Как же они выкручивались? Всегда и во все времена, как впрочем и у всех других народов, у нас было свое отечественное боевое искусство. Безусловно, сталкиваясь на поле боя с воинами других племен, русские ратники, впрочем как и наши оппоненты, дополняли свое умение наиболее эффективными приемами и методами из других систем ближнего боя. Постоянно шел процесс взаимного обогащения и обмена знаниями и умениями. Почему же в начале ХХ века, мы забыли о своем и обратили столь пристальное внимание на боевые искусства Востока? На это есть свои, вполне объективные причины. ЕВРАЗИЙСКАЯ БОЕВАЯ ТРАДИЦИЯ Мы – евразийцы! Гигантский континент, где проживает большая часть населения планеты, совокупность народов, тысячелетиями «варившихся» в едином этническом котле от берегов Тихого океана до Атлантики, от студёного Ледовитого океана – до знойного Индийского. Россия -- это особый исторический и географический мир, не принадлежащий полностью ни к Европе, ни к Азии; неповторимая индивидуальность, где сосуществование различных наций и народностей есть залог успешного развития каждого. Академик Л. Н. Гумилёв говорил: «Вечно меняясь, умирая и возрождаясь, как всё живое на нашей планете, этносы оставляют след былого путём свершения деяний, которые составляют скелет этнической истории. Этот след – память о событиях». В нашем случае, этим следом является древняя боевая традиция, наследниками которой являемся мы – слабые потомки могучих предков. Веками, тысячелетиями люди сражались друг с другом. Все, без исключения, племена и народы создавали свои собственные приёмы ближнего боя с оружием в руках и без него. Шло постоянное заимствование, когда одни формы ведения поединка уходили в прошлое, вытесняясь другими, более эффективными. Постоянно шёл естественный отбор и слабые бойцы уничтожались сильными. И так – десятки тысяч лет! Следы этих вековых сражений не могли исчезнуть, они здесь, они – внутри нас. Генетическая память каждого человека хранит информацию о прошлом, ведь все мы – ПОТОМКИ ПОБЕДИТЕЛЕЙ, ибо побеждённые, по понятным причинам, потомков не оставляли! Следовательно, среди нас не может быть трусов, не может быть слабаков. Есть люди, чья внутренняя память ещё не пробудилась. Конечно, у большинства т.н. «цивилизованных» людей она спит всю жизнь, но это вовсе не значит, что в КАЖДОМ не заложены те движения, те забытые навыки, благодаря которым его далёкие предки крушили скулы своих врагов. Надо лишь естественным образом пробудить эту память о многовековом опыте предков-победителей! Именно этому служит традиция Коросу. НЕМНОГО ИСТОРИИ Предания о той эпохе, когда на Севере расцвела цивилизация гипербореев, сберегли многие народы. В северных названиях есть и корни с солнечным смыслом. Карелия, Карское море содержат корень «кар-карс» (ср. бог зимнего Солнца Хорс, он же Корс – борец с демонами, всегда возвращающийся с карающим мечом). Сами праиндоевропейцы называли себя ариями (Арий, значит воин, благородный). Согласно древнейшим свидетельствам («Ригведа» и «Авеста»), можно сделать вывод, что сами арийские племена не являлись коренными жителями ни в Европе, ни в Азии. Эти племена были пришельцами с Севера, в незапамятную эпоху прибывшие на территорию современного Китая. Из тех, невозможно-давних времён дошло до нас слово корочун (карачун). Оно имеет два значения: первое, это зимний солнцеворот, 12 декабря (по старому стилю), второе же значение – внезапная гибель. СМЕРТЬ! Уничтожить, «окоротить» кого-либо. Это слово есть во всех славянских (kračun, kročic, kroczyc, kračeti и т. д.) и в некоторых других европейских языках (craciun). В японском языке имеется слово, созвучное «коросу», оно означает УБИВАТЬ! Вполне обоснованно можно предположить, что древнейшим обозначением воинского умения являлось именно слово корочун. Кстати, А. В. Суворов в своей «Науке побеждать» так и пишет: «Врагу – штыком карачун!» Пятьдесят веков не выходит из сражений народ, называемый корды (самоназвание «курды»). Как первые меченосцы и всадники, они принесли в мир идею Арты – жизни по Божественному порядку и Правде. Верность – душа их религии. Частью генетики кордов стало закреплённое за ними всеми соседями название «народ-герой». А.С. Пушкин встречал их подле Арзерума, где отмечена самая южная граница берёз в мире. Он написал на французском языке статью про них. Самоназвание «корд» на всех древних иранских языках означает «меч», орудие уничтожения врага. О них говорили, что малодушия они остерегаются, как чумы, и считают трусость признаком оставленности Творцом, и верят: только отважным владеет Бог, а «страх рождает сатану». И это всего лишь одна глава из многогранной Евразийской воинской традиции! Известный учёный А. Асов предполагает, что древние арии шли через Алтай. «С Алтая сошли и разошлись по Евразии многие народы. Именно здесь мы находим тот единый ствол, от которого ответвились тюрки и индоевропейцы, в том числе предки славян», -- заявляет он. Здесь память о родстве славян и тюрков жива поныне. Эти легенды восходят к III-I тыс. до н. э., когда на Алтае жили скифские, сакские и сарматские племена, которые признаются прямыми предками многих тюркских и славянских родов. В «Книге Велеса», написанной предположительно в IX веке н. э. хорватскими волхвами, говорится о прародине скифов-славян: «Прежде был славянский род в горах великих и высоких (Алтай?)… Сами мы – арии, и пришли из земли Арийской в край Иньский (верховья реки Хуанхэ)… И ушли мы из края Иньского (по китайским хроникам, «Край Иньский» существовал с 1395 по 1122 годы до н. э., тогда правила династия Инь) и пошли, куда глаза глядят. И прошли мимо земли Фарсийской (как раз после падения династии Инь на территории Персии появляются т. н. «индо-арии») и пошли далее… мимо Каялы к Непре-реке… и пошли в землю Сирии… а после шли горами великими (Кавказскими), и снегами, и льдами, и притекли в степи и были там со своими стадами. И там скифами перво-наперво были наречены наши пращуры…». Древнегреческий историк Геродот пишет в своей «Мельпомене»: «Всем им в совокупности есть имя – СКОЛОТЫ, по имени их царя (склавины, славяне?). Скифами же их назвали эллины». Исследователь И. А. Воронов считает, что классическая концепция воинского обучения, принятая в Китае, оказала колоссальное влияние на «народ Дин-Лун» (так китайцы называли ариев). По его мнению, в основе обучения боевым навыкам лежала комплексная поэтапная система педагогического воздействия средствами труда и охоты, военной подготовки, боевых единоборств, заклинаний и молитв, различных зелий и цепочек мыслеобразов. Существовало понятие «омовение», которое обозначало специальные психофизические упражнения (как, например, хатха-йога). Фехтование и рукопашный бой у скифов по форме своей были близки к приёмам, распространённым в Передней Азии и Персии. Существовала также определённая категория женщин-воительниц, принимавших участие в ратных делах и охоте. Примером тому служит культ «колчаноносной» Дианы Скифской. В легендах Древней Греции её отождествляют с богиней Артемидой. В начале IV века до н. э. на юго-восточном побережье Крыма скифы заложили город Сурожь (ныне Судак). Это название предположительно происходит от «сурья» -- категория, схожая восточному понятию «ци», но имеющая у скифов-сколотов «солнечное» начало (вспомним о боге Хорсе). Таким образом, понятие «Коросу», т. е. «способ уничтожения врага», существует уже тысячелетия! А. Асов считает: «Арийцев Кавказа, пожалуй, можно разделить на две большие группы: индскую (венедскую) и иранскую. Вначале они разделялись не по языку, а по вере. Венды (инды) почитали своим богом Дыя (Дьяуса, Дивса, Дялу и т. п. у их потомков), то есть они были дэво-поклонниками. А иранцы (собственно арийцы) почитали Асилу Велеса (Ахура Мазду), потому они были асо-поклонниками. Их противостояние отразилось в мифах как борьба дэвов и асуров…». Кстати, «бог» по-латышски -- dievs. И это не случайно! До наших дней венедский (индский) язык сохранили литовцы, он более, чем славянский, близок к санскриту, языку ведийских ариев. Венды (венеды) жили на территории нынешней Латвии, куда они пришли из Северного Причерноморья. Они прямые родичи готов-германцев. Как память об этом древнем народе, сохранились в Латвии река Вента и город-порт Вентспилс. В «Хронике Генриха Латвийского», написанной в начале XIII века, упоминается о сражениях вендов с куршами. Это балтское племя, жившее на восточном побережье Балтийского моря, является одним из племён – предков современных латышей. Курши (курсы, корсь, коросы), славились своим воинским умением и мастерством. Это «злое племя» немало кровушки попортило немецким крестоносцам, которые как раз в те годы рвались захватывать новые земли на востоке. Лишь с большим трудом, в течение почти ста лет, покорили их захватчики, признав при этом за куршской знатью невиданные привилегии, сохранявшиеся вплоть до XX века (т. н. «куршские короли»). Случайно ли это? Не есть ли логичное объяснение в том, что это лихое племя сохранило и преумножило древние воинские традиции Коросу, за что и было особо отмечено более слабыми соседями? Эпоха Великого переселения народов (II-VII в.в. н.э.) известна достаточно хорошо. В те времена шло смешение различных племён не только в рамках отдельных племенных союзов, но и населения Европы и азиатских просторов в целом. Шла трансформация вооружения и приёмов ведения боя. Боевые навыки славян усложняются, они стали вести войны в союзе с кочевниками, в том числе с аварами (хотя часто воевали и с ними). Родовая община с элементами кланово-кастового строя породила системы элитарных воинских искусств у самых разных народов, от кельтов до японцев. В условиях массового войска-дружины умение сражаться и побеждать сводилось к отбору индивидуальных принципов и приёмов, которые каждый воин определял себе сам. В те времена всё чаще в исторических источниках мы слышим слово «Русь», или «Рось». Людей, относящихся к этому понятию, называют «русичи». Каково же происхождение этого славного имени? Вот уже сотни лет ученые многих стран пытаются разгадать эту загадку. Существует множество весьма противоречивых, а порой и странных гипотез. В свете последних открытий нам кажется, что многие исследователи исходили из ложной предпосылки, выводящей имя «Русь» из места проживания (названия реки или региона). Не логичнее ли попытаться заглянуть глубже, к индоевропейским истокам? Нет ли здесь связи с санскритом? Слова «райя», «раджья»… В сословно-кастовой структуре традиционных обществ Индии и Ирана имеются т. н. «кшатрии» -- «воины». Задумаемся: «Ко-РОСУ». Возможно ли, что «русь» изначально -- это не племя, не народ, а ВОИНСКОЕ СОСЛОВИЕ, т. е. защитники, бойцы. Подобно кшатриям, они оберегали свою землю от врагов, но, в отличие от них, они не являлись замкнутой кастой, куда не было доступа иначе, как по праву рождения. Любой удалец мог стать «русью», доказав это право своим воинским умением! Эта версия объясняет многое, например, почему столь огромен ареал расселения т. н. русов: русичи (Россия), белоруссы (Белоруссия), этруски (древние жители Италии), рутены (современная Франция), маврусии (север Африки), редоны (современная Бретань), битуруги, ремы (современная Бельгия), херуски (современная Германия), реции, ругии (побережье Балтики), россии, росы (современный Дунай), роксоланы (Причерноморье), боруски и т. д. Очевидно, что в древности у разных племён, независимо от названия, были свои «русы», отборные элитные воины, блестяще владевшие Евразийской боевой традицией. Лишь со временем, спустя века, когда изначальный смысл забылся, словами «Русь» и «русские», стали называть определённую страну и нацию. Может поэтому, во все времена России была свойственна национальная терпимость, как генетическая память о едином индоевропейском прошлом? Конечно, эта смелая гипотеза ещё нуждается в дополнительных исследованиях, но нужно помнить, что, со времён Киевской Руси, верой и правдой служили князьям и государям, защищая рубежи своей Родины, богатыри-воины, среди которых были не только народ русичи, но и скандинавы, чудины, торки, берендеи, кипчаки, литвины и многие, многие другие, чья кровь проливалась во славу Российского воинского сословия! ПОЧЕМУ ТРАДИЦИИ ЗАБЫВАЮТСЯ? Середина семнадцатого века стала свидетелем одного из самых удивительных парадоксов в истории: лучшие оружейники мира, японские, перестали делать огнестрельное оружие! Главная причина отказа от пушек и мушкетов заключалась в том, что самураи не могли смириться с ударом по своему мироощущению и жизненным ценностям, выраженном в появлении на поле сражения солдата с мушкетом. Воин с мечом являлся для самураев олицетворением человека высшего духовного состояния, облечённого большой ответственностью, человека чести и отваги, каковым ему позволили стать долгие годы самоотверженных занятий боевыми искусствами. Но любой необученный крестьянин дрожащей от страха рукой мог направить мушкет на воина-героя и выстрелить. Столь бесславная смерть была ужасна! Мушкет грозил полным уничтожением самурайских дворянских ценностей, а, значит, и самому воинскому сословию. Это, а также некоторые другие обстоятельства, послужило тому, что Япония вновь превратилась в «страну мечей» и оставалась таковой вплоть до середины XIX века. Данное удивительное явление привело к неожиданному результату: в то время, как неумолимый прогресс уничтожал в Европе военную традицию, а искусство владения холодным оружием превращалось в безобидный спорт, в Японии продолжали сохраняться и культивироваться «нецивилизованные» стороны воинской культуры. Благодаря этому, в XX веке весь мир практически заново начал постигать давно забытые знания и навыки. Ведь почти исчезли боевое европейское фехтование и европейский рукопашный бой! Лишь в виде бокса, кулачного поединка и национальной борьбы можно было явно соприкоснуться с утерянным наследием. В глобальном же масштабе Евразийская боевая традиция умирала! Почему? Никогда истинное боевое искусство не было достоянием широких народных масс. Простолюдинам было просто некогда глубоко совершенствовать свои навыки рукопашного боя. Только по большим праздникам, при народных гуляньях выходили померятся силами мужики. Именно померятся силами! А не обменяться знаниями и умениями в искусстве ведения боя без оружия. У народов нашей страны, таким образом, сохранилось несколько видов незамысловатой и популярной национальной борьбы. На Руси до начала ХХ века жила традиция кулачного боя "стенка на стенку". Лишь в регулярной армии простым людям прививались навыки, необходимые для ведения боя штыком и прикладом, преподавались элементарные приемы реального рукопашного боя. Но при этом, индивидуальные особенности обучаемых практически не учитывались. Подготовка была в основном направлена для действий в строю в составе своего подразделения. Если провести исторические аналогии, то уместно вспомнить технику и тактику действий в бою воинов "македонской фаланги" или римских легионеров, которые, по сути, проходили такую же примитивную подготовку и выигрывали в бою в основном за счет четкой организации и дисциплины. В тоже время, мужская половина дворянского сословия, как правило, начинала свою карьеру в действующей армии. Причем, на офицерских должностях! Именно в этой среде, от отца к сыну передавалось элитарное, фамильное искусство стрельбы, фехтования и рукопашного боя. И это всегда было славной воинской традицией. Такое положение дел было не только в Европе, но и в Азии. Уместно опять вспомнить Японию! А именно, уровень подготовки самураев, которые являлись самыми яркими представителями японской знати. В этой связи, очень показателен классический сюжет художественного фильма Акиро Курасавы "Семь самураев", где целая деревня оказалась беспомощна перед бандой вооруженных грабителей и была вынуждена нанять для защиты своих жизней и имущества семерых профессиональных воинов-самураев. Те же, в свою очередь, в кратчайшие сроки сумели обучить крестьян основам ведения боя и, взяв на себя общее командование, успешно отразили нападение противника. Очень нагляден бой на саблях между известным французским фехтовальщиком офицером-дворянином и простым русским мужиком в популярнейшем историческом фильме "Эскадрон гусар летучих". Эта картина посвящена героям Отечественной войны 1812 года. Хотя наш партизан и превосходил своего противника по размерам и силе чуть ли не в двое, лишь вмешательство в поединок русского офицера, легендарного Дениса Давыдова, позволило спасти мужику жизнь. Такие примеры можно приводить бесконечно. Конечно же, были и исключения из правил. И выходцы из простых семей становились офицерами и профессиональными воинами. Но для этого они должны были попасть в соответствующую среду! Октябрьская социалистическая революция 1917 года открыла новую эпоху в жизни нашей страны. И первый вопрос, который встал перед молодой Советской республикой, как сохранить свои завоевания. Интервенция, гражданская война, сепаратизм, саботаж и подавление внутренней контрреволюции. Для решения всех этих проблем требовалось создать хорошо обученную регулярную армию и другие силовые структуры. А для этого нужны были профессионалы! Русское же офицерство, в своем подавляющем большинстве, не приняло нововведений и, либо эмигрировало за границу, либо было уничтожено красной гвардией. Большой удар был нанесен и по нашему профессиональному воинскому сословию - казачеству. Практически все сферы жизни и деятельности страны пришли в упадок. Для восстановления всего этого требовалось время и специалисты. Безусловно, это коснулось и развития отечественного боевого искусства. Кстати, до сегодняшнего дня, многие элитные подразделения морской пехоты США обучаются рукопашному бою по так называемому "русскому стилю". Инструкторы коммандос не скрывают, что хранят и чтут традиции привнесенные в американскую армию русскими белогвардейскими офицерами-эмигрантами. Подобных примеров полно и в армиях стран Западной Европы. Только мы, в 1917-м, с развитием боевых искусств остались "у разбитого корыта". Пришлось обратиться к специалистам рукопашного боя, к военспецам, опять же бывшим офицерским чинам царской армии. Так русский стиль рукопашного боя начал возрождаться повторно на своей же родине. РОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ САМБО Первыми систематизаторами принципов и приемов современного отечественного рукопашного боя стали В.А. Спиридонов и В.С. Ощепков, а позже, в 20-х - 40-х годах, их опыт обобщили их ученики и сподвижники А. Харлампиев, В. Волков и многие другие. В результате родилось советское боевое искусство под названием САМБО (САМозащита Без Оружия). Первым среди создателей самбо надо назвать ветерана русско-японской войны 1905 года В.А. Спиридонова (1883 - 1943). До революции он служил в отделе контрразведки Генерального штаба царской армии, проходил обучение японскому дзю-дзюцу и являлся непосредственным носителем старого традиционного стиля фехтования и рукопашного боя русского офицерства. В 1922 - 33 гг. он разработал на практике и зафиксировал в трех опубликованных книгах технику самозащиты на основе японского дзю-дзюцу, английского и французского бокса, а также "бытовой драки". Всю технику боя он сгруппировал по 7-ми разделам и назвал свою систему САМОЗ. На основе этой техники он и предложил приемы защиты от различных захватов и от нападения вооруженного противника. Ставка в данном виде единоборства делалась на технику и ловкость, а не на грубую физическую силу. Система Спиридонова во многом напоминала японское айкидо. Ударная техника при этом не исключалась, но тактика поединка строилась исключительно от обороны. Одним из главных требований в САМОЗе было научиться работать расслабленно. Техника не требовала каких-то суперфизических возможностей, ни больших затрат энергии. Система Спиридонова была предназначена для сотрудников НКВД, т.е. для милиции, органов госбезопасности, пограничных и конвойных войск. Второй создатель самбо преподаватель Московского института физкультуры Василий Сергеевич Ощепков (1892 - 1937). В 1911- 1914 гг. он прошел курс обучения дзюдо в Токийском институте Кодокан у самого основателя системы Кано Дзигоро и получил из рук патриарха черный пояс 2-й Дан. В 1922 - 1925 гг. Ощепков находился в Китае (в Маньчжурии), где познакомился с некоторыми стилями ушу. Он предпринимал многочисленные творческие попытки обогатить и расширить рамки дзюдо и создать новую систему самозащиты, приспособленную к нашим условиям. В поле его зрения попали многие национальные виды борьбы - грузинская борьба "чидаоба", где система подножек считается лучшей чем в дзюдо, узбекская "кураш", казахская "курес", киргизская и таджикская "куреш", азербайджанская "гулеш" (или гурассу), армянская "кох", молдавская "трынтэ", японская "сумо", китайская "сюайцзяо", исландская "глима", голандско-немецкая, финская и многие другие. Именно ему, а не как многие думают его ученику А.А. Харлампиеву, должен быть по праву посвящен культовый художественный фильм "Непобедимый", в котором главную роль прекрасно сыграл не так давно трагически погибший актер Андрей Ростоцкий. В отличие от Спиридонова, не допускавшего изучения своей системы людьми, не состоявшими на службе в НКВД, Ощепков стремился познакомить с дзюдо как можно больший круг лиц и постоянно проводил семинары для всех желающих. То, чему обучал Ощепков, он называл "борьбой вольного стиля", или "борьбой в одежде - дзиу-до". Однако в отличие от классического дзюдо, Ощепков изменил униформу занимающихся, устранил японские ритуалы, жесткое татами заменил толстым мягким ковром, дополнил технику дзюдо некоторыми приемами европейского и китайского происхождения. Неоценимый вклад внес В.С. Ощепков в развитие рукопашного боя в Красной Армии. Сравнивая системы Спиридонова и Ощепкова, надо признать, что вторая была более "спортивной", более доступной для массового распространения. Эти два мастера не жаловали друг друга, в результате чего, в сентябре 1937 года Ощепков был арестован и через 10 дней после ареста, по одной из версий, убит в тюрьме как "враг народа" и японский шпион, дав свой последний бой палачам из НКВД прямо в камере для допросов и пыток. Организовать и реализовать донос было несложно, Спиридонов был действующим офицером НКВД. Надо отдать должное ученикам обоих мэтров отечественной самозащиты. В отличие от своих учителей, они постоянно общались и взаимно обогащали свое личное мастерство двумя системами. В результате объединения обоих направлений и появилось САМБО. Но компетентные органы вовремя спохватились, решив, что в условиях диктатуры пролетариата "невидимое оружие пролетариата", а именно так называли самбо, не должно иметь массового распространения. Началось выхолащивание техники. В результате самбо разделили на спортивное - для всех, и на боевое - для избранных. В число последних вошли работники НКВД и офицеры военной разведки. Естественно, что избранных обучали не только бросковой технике, но и боевым и специальным приемам. Справедливости ради, надо отметить, что помимо спортивных состязаний по борьбе самбо, или как она тогда называлась "борьбе вольного стиля", широким массам было также предложено несколько примитивных и мало эффективных приемов самозащиты и обезоруживания противника из так называемого боевого раздела. Они, наряду с другими нормативами, вошли в очень тогда популярный комплекс ГТО ("Готов к Труду и Обороне") как раздел "Боевое самбо". Надо же было как-то объяснять молодежи почему спортивная борьба носит столь грозное боевое название? Теперь все стало на свои места. У спортивной борьбы появился "боевой" раздел. Забегая немного вперед, хочу отметить, что таким он практически и сохранился до сегодняшнего дня. Более того, именно таким он и изучался в Советской Армии до 1987 года и до сегодняшнего дня, без особых изменений, изучается нашими доблестными правохранительными органами. Но по этому поводу я выскажу свое мнение чуть позже. Что же произошло с полноценной системой САМБО, которая была практически засекречена в конце 30-х годов. Скажем так, судьба у нее не простая. С одной стороны, она успешно развивалась в анналах спецслужб, продолжая обогащаться лучшими методиками и техниками боевых систем Востока и Запада. С другой, вследствие традиционных межведомственных расприй между НКВД и военной разведкой, начала делиться на два практически мало зависимых друг от друга направления. Первое в основном делало упор на технику обезоруживания, задержания и конвоирования. Сейчас это направление традиционно называют «полицейская техника». Второе же, в большей степени, развивало технику направленную на тотальное уничтожение противника при ведении реального боя с превосходящими силами противника в условиях войны. Современное название такого подхода – «армейская» или «спецназовская техника». Впрочем это было вполне закономерно. Уж больно разные задачи стояли перед сотрудниками этих организаций. В 1940 году В.П. Волков, прошедший обучение как у Спиридонова, так и у Ощепкова, впервые официально соединил элементы обеих систем в рамках единого курса обучения, изложенного им в учебнике для школ НКВД. Отталкиваясь от этого фундаментального пособия, А.А. Харлампиев (1906 - 1979) продолжил работу в данном направлении, итоги которой были изложены в его большой книге "Борьба самбо" (1949). Однако в ней он исключил удары, удушения, опасные броски, приемы самозащиты от вооруженного противника. Так произошло окончательное закрепление разделения самбо на чисто спортивный вариант "борьба в одежде" (который впоследствии и стал популярным международным видом спорта) и на боевой вариант (его Харлампиев частично изложил в книге "Борьба самбо - специальные приемы", изданной в 1952 году военным издательством с грифом "Для служебного пользования"). Перестав быть боевым искусством, открытое для всех желающих, самбо харлампиевского образца очень быстро превратилось в обыкновенное спортивное единоборство, со всеми его условностями и ограничениями. А засекреченный полноценный боевой вариант системы очень быстро перестали называть самбо и он разделился на несколько отдельных систем рукопашного боя, впитывающих в себя самые разнообразные влияния и веяния. САМОЕ ПРОГРЕССИВНОЕ НОВОЕ – ЕСТЬ ХОРОШО ЗАБЫТОЕ СТАРОЕ ИЛИ СОВРЕМЕННАЯ ВЕРСИЯ ЕВРАЗИЙСКОЙ БОЕВОЙ ТРАДИЦИИ Одним из таких направлений и явилась система Коросу. Сегодня мы должны быть благодарны полковнику Никонору Тарасовичу Короткому (1908-1971), который по сути стал первым популяризатором древней системы. Его фамилия говорит сама за себя. Старинный воинский род, в котором из поколения в поколение передавались секреты искусства уничтожать врага, искусства Коросу. Никто уже не помнит, когда наименование воинской традиции трансформировалось в родовую фамилию, да и мало кто знал, ЧТО означает это необычное слово. Семейное предание гласит, что в годы русско-японской войны отец полковника, Тарас Короткий, попал в плен и провёл в Японии несколько лет. Там он находился на хозяйственных работах и жил в семьях японской знати. Добросовестный работник, любознательный человек, он нашёл общий язык с некоторыми японскими мастерами боевых искусств. Поделившись своими познаниями, он поразил их тем, что он, русский солдат, общался с ними практически на равных. Очень много общего оказалось в простых эффективных движениях его Коросу и в приёмах айки-дзюцу и дзю-дзюцу, которые демонстрировались ему. Благодаря этому, он вернулся в Россию, значительно обогатив свою технику приемами некоторых школ дзю-дзюцу и айки-дзюцу Дайто-рю клана Такэда. Своими впечатлениями и знаниями он поделился с сыном, что, по всей видимости, и определило в дальнейшем его выбор и судьбу. Он стал боевым кадровым офицером Красной Армии. Н.Т. Короткий изучал систему рукопашного боя, разработанную в конце 20-х г.г. специалистом НКВД Н.Ознобишиным, обучался у В.Спиридонова, бывал на семинарах у В.Ощепкова. Общаясь с мастерами отечественного САМБО, он смог творчески развить Коросу, приспособить традицию к реалиям XX века. Но в отличие от них, Н.Т. Короткий был не инструктором, а боевым офицером, для которого, как и для других военных профессионалов, особенно в годы войны, основной задачей было уничтожение врага. Поэтому, естественно, что из системы самозащиты, как вначале предполагалось, система Коросу в боевых условиях стала системой уничтожения противника. Занимаясь вопросами разведки и контрразведки, Н.Т. Короткий неоднократно принимал участие в боевых операциях, и имел возможность на деле убедиться в эффективности того или иного приема. По работе, Н.Т. Короткий тесно общался с людьми, которые по долгу службы находились в Китае, Японии, Корее, в странах Европы и Америки. От них он дополнительно получал знания по европейским и американским системам самозащиты, по китайскому боксу, японским ниндзюцу, айки-дзюцу и каратэ-до, корейскому хапки-до. Он все тщательно анализировал, отбирая особо действенный технический арсенал и создавая свою методику подготовки. Таким образом, впитав наиболее эффективные и практичные элементы из отечественных и зарубежных систем, и возникла современная версия боевого искусства Коросу. Результативность и эффективность этого боевого искусства были проверены и доказаны во время войны с Финляндией, Великой Отечественной войны и войны с Японией, а также при проведении различных послевоенных специальных операций. Система не предполагала массового обучения военнослужащих, а была элитарной, так как требовала индивидуального подхода и глубокой проработки теории и практики с каждым обучаемым в отдельности. В связи с этим, Коросу в основном обучался старший офицерский состав разведки и контрразведки и, как исключение, младшие офицеры, выполнявшие задачи особой государственной важности. Именно поэтому, многие методики и техники системы были включены в курс подготовки как диверсантов, так и разведчиков-нелегалов ГРУ и органов госбезопасности. В 1943 - 1945 гг. система разработанная Н.Т. Коротким успешно применялась офицерами СМЕРШ при задержании и уничтожении вражеской агентуры в нашем тылу. Безусловно, о появлении в открытой печати информации о создании и развитии в нашей стране столь эффективной системы ближнего боя не могло быть и речи. Коросу развивалась под грифом "Совершенно секретно". В 1945 году советскими спецслужбами в Маньчжурии был захвачен японский разведчик Томики Кэндзи (1900 г.р.), который провел в плену 3 года. Помимо всего прочего, этот человек был известным, а позже стал и легендарным мастером боевых искусств. Спустя 20 лет после войны он приобрел мировую известность как создатель одного из оригинальнейших направлений японского боевого искусства Томики-рю, представляющего синтез дзюдо и айкидо. Томики Кэндзи с 1922 года проходил обучение дзюдо в Кодокане, непосредственно у самого патриарха Кано Дзигоро. А с 1930 года, по рекомендации Кано, изучал айки-дзюцу под руководством будущего основоположника айкидо Уэсиба Морихэя. Памятуя рассказы отца и имея благодаря служебному положению соответствующие возможности и полномочия, Н.Т. Короткий, конечно же, не мог не заинтересоваться пленником со столь интересной и богатой биографией. Два мастера нашли общий язык и японец поделился некоторыми своими знаниями с Н.Т. Коротким. Кто знает, может только благодаря этому контакту и приятельским отношениям с советским офицером-разведчиком, пребывание в плену Томики Кэндзи и стало столь коротким. Что, кстати, было очень несвойственно для того времени. Уже гораздо позже, этот контакт имел свое логическое продолжение. При посещении СССР, великий мастер традиционного дзюдо Кавайси Микиносукэ (1899 - 1969) ("отец" европейского дзюдо) провел ряд занятий по боевому разделу дзюдо и дзю-дзюцу с ведущими инструкторами наших силовых структур. На эти занятия был приглашен и Н.Т. Короткий. С 1945 по 1947 год Н.Т. Короткому, судя по всему, пришлось плотно пообщаться и с Ямагучи Гогэном (1909-1989), попавшим в руки нашей контрразведки при выполнении тайных заданий японских спецслужб. Он занимался этим с 1938 по 1945 год в Маньчжурии. Ученик легендарного окинавского Мастера Мияги Чодзюна (1888-1953), это был самый известный японский Мастер и Учитель окинавского направления каратэ Годзю-рю. Его называли "Кот". По крайней мере, у ветераном наших спецслужб сохранились воспоминания о японском мастере каратэ, который был абсолютно невосприимчив к пыткам. Такой уровень мастерства и психологочиской подготовки, конечно же, не мог не заинтересовать наших специалистов, занимавшихся подготовкой советской агентуры. В числе них был и Н.Т. Короткий. Ямагучи Гогэн, спустя два года все-таки сумевший бежать из советского плена, знаменит также и благодаря своим ученикам. Самым известным из них по праву считается Ояма Масутацу - создатель стиля Кёкусин. Именно у Ямагучи он заимствовал идеи отшельничества в горах, медитации под мощным водопадом и практику смертельных схваток с опасными животными. И если Ояма практиковал бои с быками, его учителю однажды пришлось убить голыми руками тигра! Ныне действующий патриарх Коросу Валерий Никонорович Короткий, прошел курс обучения у своего отца Н.Т. Короткого и во многом повторил его жизненный путь. Имеет также богатую боевую биографию. Проходя службу в рядах Вооруженных сил СССР на офицерских должностях, он продолжал развивать систему Коросу, обогатив ее техниками современных японских боевых искусств айкидо и каратэ, корейского хварангдо и, уже позже, традиционного советского рукопашного боя школы Тадеуша Касьянова. Мастер спорта СССР по боксу и боевому самбо, обладатель черного пояса 6-го Дана по дзю-дзюцу школы Хакко-рю, ряда мастерских степеней по различным видам и направлениям восточных боевых искусств. И это далеко не полный перечень достижений В.Н. Короткого за более чем 50-ти летний стаж занятий боевыми искусствами. В настоящее время он на пенсии, проживает в Минске, работает над серией учебно-методических изданий и видеофильмов по Коросу, консультирует силовые структуры, регулярно выезжает за рубеж и проводит семинары по своей фамильной системе в центрах развития Коросу, передает свой опыт немногочисленным ученикам, среди которых и его сын Виталий. В.В. Короткий за 30 с небольшим лет своей жизни успел в составе погранотряда повоевать с бандами наркодельцов на афганской границе и получить ранение, которое чуть не стоило ему руки, пройти хорошую школу каратэ и дзю-дзюцу, стать мастером спорта по боевому самбо, получить 6-ю мастерскую степень (6-й Дан) по боевому искусству Коросу. Уже шесть раз в составе сборной СНГ он успешно представлял нашу отечественную систему боя на Всемирных фестивалях боевых искусств в Южной Корее (г. Чхунджу). Ныне проживает в Минске и, работая инструктором, передает свои знания молодежи. Как видите, Коросу как оригинальная система боя, развивается уже в четвертом поколении! КАК ЖЕ ДАЛЬШЕ РАЗВИВАЛИСЬ БОЕВЫЕ ИСКУССТВА У НАС В СТРАНЕ? Безусловно, апогеем развития и применения наших отечественных боевых систем стали события Великой Отечественной войны. Именно по выше перечисленным методикам готовились наши пограничники, а также разведчики и диверсанты активно работавшие в тылу врага. С первых же дней войны убедились вражеские лазутчики в преимуществах нашей рукопашки, сначала столкнувшись с советскими пограничниками, а затем бойцами нашей армейской разведки в своем глубоком тылу. И это вполне объяснимо. Основой подготовки к рукопашному бою спецподразделений из ведомства адмирала Канариса было японское дзю-дзюцу, или как его тогда было принято называть джиу-джитсу. Подготовкой бойцов «Абвера» занимались японские инструкторы. Особенности этой ортодоксальной системы боя были хорошо известны нашим экспертам. Наряду с достоинствами, которые, безусловно, впитали в себя и взяли на вооружение наши отечественные системы, школы джиу-джитсу обладали большим недостатком в методике обучения. А именно, это слепое подражание учителю и наработка до автоматизма огромного количества приемов на все случаи жизни. На показательных выступлениях предвоенной поры все это смотрелось эффективно и убедительно, а вот в реальном бою давало существенные сбои. Советские же боевые системы практически были лишены этого недостатка. Наши бойцы проходили курс специальной физической подготовки, затем усваивали основополагающие принципы и отрабатывали отдельные элементы ударной и бросковой техники. Только после этого, в учебных схватках, каждый обучаемый выстраивал свою собственную систему боя. Бойцы учились мгновенно переходить с одного элемента на другой в зависимости от развития ситуации. Это смотрелось не так красиво как у японцев, но работало гораздо эффективнее, позволяя вести бой дерзко и неожиданно даже против нескольких вооруженных врагов. И если не удавалось победить и суждено было погибнуть в неравном бою, то уж прихватить с собой на тот свет парочку фашистов было делом чести. Даже будучи раненым, наш боец представлял из себя большую опасность в рукопашке. В отечественных системах боя было предусмотрено и это! С 1943 по 1945, когда не на шутку разыгралось противостояние советских и немецких спецслужб, очень хорошо проявили себя военные контрразведчики "СМЕРШ" (Смерть шпионам!). Всего за годы войны знаменитые "волкодавы", как их было принято тогда называть, обезвредили свыше 30 тысяч вражеских агентов и ликвидировали несколько сотен диверсионно-террористических групп. Одним словом, практическая работа сотрудников военной контрразведки осуществлялась в очень больших масштабах. А их противниками были не простые вражеские солдаты, а хорошо подготовленные выпускники немецких разведшкол. Основными же методами работы СМЕРШ, кроме оперативно-розыскной деятельности, было физическое воздействие (жесткое задержание, обезоруживание, конвоирование, форсированный допрос, иногда уничтожение вместо задержания). Все это и относится к армейскому рукопашному бою. Надо также отметить, что контрразведчики хоть и вели работу на своей территории, им почти всегда приходилось "воевать не числом, а умением", так как основные силы были задействованы на фронте. И несмотря на это, они всегда были на высоте. Достаточно вспомнить главы из не так давно экранизированной повести В. Богомолова "Момент истины или в августе 44-го", которая до сих пор является настольной книгой всех российских чекистов. После окончания Второй Мировой войны и проведения тотальной демобилизации, боевые искусства спецслужб ушли в глубокое подполье. Уж очень узок был круг, продолжающих совершенствование в этом направлении. А на гражданке, в это же время, вовсю развивался спортивный вариант харлампиевского самбо. Прикладные же системы, по понятным причинам, так и не получив возможности стать достоянием масс, постепенно приходили в упадок. Только на высших курсах госбезопасности и в армейских диверсионных школах ветераны войны продолжали обучать кадровых офицеров искусству ведения реального боя голыми руками, но это все происходило "под семью замками". История повторялась! Но, как говорится, "свято место пусто не бывает". Примерно в это же время, после окончания оккупации Японии войсками США, в стране "Восходящего солнца" была принята серьезная правительственная программа подъема национально-патриотического самосознания. Пытаясь возродить в населении дух легендарных самураев, руководство страны во главу угла поставило задачу небывалого по масштабам развития традиционных видов японских боевых искусств как у себя в стране, так и за рубежом. Мощно финансируемая государством, эта программа быстро принесла ощутимые результаты. По всему миру разъехались японские агенты-миссионеры, проповедуя превосходство дзюдо, каратэ-до, айкидо и других национальных систем, над всем известными видами единоборств Востока и Запада. И надо отдать должное, у них это получилось! По крайней мере, первым национальным видом борьбы, вошедшим в число олимпийских видов спорта, почему-то стало японское дзюдо, а не грузинская "чидаоба". Кстати, освободившись от гнета Японии, аналогичным путем пошли и умные корейцы, превратив тхэквондо версии WTF в олимпийский вид спорта. Но вернемся к расцвету японских видов. В нашей стране, как известно, в то время был "железный занавес". Поэтому в Советским Союзе широким массам стало доступно лишь дзюдо, имеющее чисто спортивную направленность. Кто же первым одел дзюдоги (так правильно называется то, что сейчас безграмотно называют кимоно) и вышел на татами? Конечно же самбисты! Причем в первых же матчах они убедились в своем техническом превосходстве. А ведь все это мы уже проходили, выиграв у немецкой сборной по джиу-джитсу еще в начале 20-х со счетом 2:1. Почему же потом стали проигрывать японцам? Лишь по причине хитромудрости дзюдоистских правил. Как объяснил при нашей встрече и обсуждении этого вопроса участник первых таких соревнований, ученик легендарного Е.М. Чумакова, долгие годы проработавший главным инструктором по рукопашному бою в КГБ СССР, Заслуженный Мастер спорта СССР Б.П. Корякин: "Мы привыкли бороться и выигрывать, а не выпендриваться перед судьями, изображая академическую чистоту традиционного броска". Но правила есть правила, поэтому пришлось подстраиваться и вскоре отечественное дзюдо поднялось на небывалую высоту. Но это ровном счетом ничего не значило для развития наших прикладных систем. Более того, несмотря на олимпийский статус дзюдо, и наше самбо получило мировое признание как более энергичный, зрелищный и эффективный вид спортивной борьбы. Да и правила в самбо понятнее и защищеннее от коррумпированных спортивных функционеров. Даже в Японии, многие мастера признали самбо и с большим интересом наблюдают за его развитием. А несколько тысяч японцев вообще предпочли своему белому традиционному дзюдоги, цветную самбистскую куртку. А как же обстояло дело с прикладными системами? 24 октября 1950 года приказом Министра обороны СССР в составе армий и округов было создано свыше сорока отдельных рот специального назначения (ОРСН), то есть спецназ ГРУ. Кроме задач ведения глубинной разведки во вражеском тылу, перед этими подразделениями была поставлена задача обнаружения и уничтожения ядерных объектов противника в условиях войны. Программа обучения бойцов спецназа, безусловно, включала и специальную подготовку по рукопашному бою. Встал вопрос! По какой же такой системе готовить наших "зеленых беретов"? А в это время, со всех наших резидентур, разбросанных по всему миру и, как обычно, обосновавшихся под крышами посольств, шли донесение за донесением о небывалом росте интереса к японским "супер" системам рукопашного боя. Причем особый интерес вызывало то, что эти системы активно берут на вооружение спецслужбы и силовые структуры США, Великобритании, Франции, ФРГ и других стран, считавшихся тогда для нас потенциальными противниками. Речь шла прежде всего о каратэ и айкидо. Вот бы самое время провести глубокий анализ неизвестных систем и сравнить их с нашими, проверенными войной и временем. Но нет. Мы как та самая сорока, реагирующая на все блестящее, жадно заглотили наживку и попались на крючок собственным безолаберности и невежеству. Борьба между ветеранами и новаторами в области развития отечественного рукопашного боя была недолгой. Хорошо финансируемая Японией и странами Запада реклама сделала свое дело. Победила молодость! Как известно, и сейчас молодежь выбирает "Пепси", почему-то забывая вкус и целебные свойства русского кваса. Ничего не изменилось! Кто платит, тот и заказывает музыку. А ведь безудержная пропаганда «восточных мудростей» еще ничего не значит. Однажды, еще в 1945 году, пленные офицеры японской Квантунской армии, желая поддержать свой боевой дух, предложили нашему командованию провести турнир с русскими самбистами, что-то вроде сегодняшних боев без правил. Японцы выставили титулованных и очень сильных бойцов, но так и не выиграли у наших самбистов ни одного поединка. Да, история нас так ничему и не научила! Последним же ударом "по крышке гроба" отечественных прикладных систем, стала знаменитая "хрущовская оттепель", когда, дав хорошего пинка под зад, наряду с огромным количеством молодых специалистов, из Вооруженных Сил выперли практически последних, еще пытавшихся что-то сделать для возрождения отечественной рукопашки, ветеранов. Ах, как это по нашему: "До основанья, а затем ..."! Так что же мы выбрали на этот раз? С айкидо у нас не получилось по ряду причин. Во-первых, некогда было вникать в эту сложную науку. А во-вторых, слишком густо техника этого боевого искусства была замешана на чуждой нам философии и идеологии. Выбор пал на каратэ. Там можно было обойтись без философии, так как никто не собирался сохранять название Каратэ-до, да и с биомеханикой, как сразу показалось, было все более менее понятно. Забегая вперед, хочу напомнить, что несмотря на "железный занавес", до поры до времени оберегавший нас от модных течений Востока и Запада, информация о зарубежных боевых искусствах в Союз всё же регулярно просачивалась. А носителями ее были либо иностранцы, либо наши соотечественники, которые по той или иной причине, как правило по служебной необходимости, провели какое-то время "за бугром". Именно обучавшиеся у нас иностранные студенты и вернувшиеся из-за рубежа советские дипломаты стали первыми в СССР носителями знаний и учителями по столь модным традиционным боевым искусствам Востока. Но вернемся к силовым структурам. И так, стараясь ни в чем не уступать заграничным оппонентам, мы начали слепо копировать то, в чем особенно-то и не нуждались. В результате наши элитные рода войск и спецподразделения начали обучаться по системе, которая являлась вовсе и не системой, а суррогатом наспех сляпанным из связок ударной техники, похожей на каратэ. И если техника ног в новоиспеченной системе заслуживала какое-то внимание, то техника рук не укладывалась ни в какие рамки. Про стойки и передвижения и говорить не хочется. И все это было названо армейским рукопашным боем! Толком не разобравшись, что традиционные японские ката есть серьезные и сложные комплексы психо-физической и динамической медитации, требующие многолетней и осознанной проработки, наши "спецы", по их образцу и подобию, быстренько сляпали специальные комплексы для спецвойск с оружием и без него (РБ-1, РБ-2, РБ-3) и начали обучать неизвестно чему новобранцев. Просто плакать хотелось от умиления и зависти, когда еще будучи школьником, в популярной в то время телевизионной передаче "Служу Советскому Союзу" смотрел я на наших грозных десантников, занимающихся откровенным "онанизмом" с подчеркнуто мужественными лицами. Особенно я "торчал" когда они разбивали об свой лоб бутылки и крушили стройматериалы. Но это я сейчас понимаю, что бутылки надо было учиться разбивать об головы противников, а тогда я сам мечтал помахать "граблями" вместе с ними. Справедливости ради, надо признаться, мечта сбылась. Намахался в армии вдоволь, как говорится, на всю оставшуюся жизнь. Особенно ценилась у нас красота действий в строю, прямо-таки как у девушек в синхронном плавании. Даже конкурсы проводились между подразделениями! Одним словом, наши элитные подразделения вернулись к уровню подготовки бойцов "македонской фаланги". И это после такой-то героической летописи! Обидно... . Вскоре, авторы нововведений спохватились, что в новой версии армейского рукопашного боя не хватает бросковой техники, а также различных рычагов, заломов и удушающих приемов. Как вы думаете, что они сделали? Догадаться несложно. В ход пошло все, что имелось и осталось, а именно спортивное самбо, спортивное дзюдо и те самые примитивные рычаги, которые сохранились в легендарном комплексе ГТО, о котором мы уже упомянали выше. Так наряду с современным армейским рукопашным боем, бездарно рожденным впопыхах, слепо копируя каратэ, появилось современное боевое самбо, имеющее очень мало общего с тем самым легендарным САМБО, одной из версий которого является Коросу. Что же оно из себя представляет? Представьте себе, что у жирафа оторвали родные ноги и пришили ему ноги от коровы. Да, ходить он конечно сможет, а вот насчет возрождения других привычных для него прежде занятий, возникают большие сомнения. Что я имею ввиду? Лакомство любимыми листочками с самой верхушки дерева, перемещение в стаде себе подобных с обычной скоростью, регулярные совокупления с жирафихой, в конце-концов. Проблем хоть отбавляй! А тут еще и шакалы заинтересовались уродцем ... . Так и у нас, пытаясь возродить практически забытое САМБО, в спортивную технику борьбы начали грубо и бестолково вживлять ударную технику из каратэ, а потом еще и из спортивного бокса. Все прямо как на Западе при создании знаменитого кикбоксинга. А вы знаете как его называют японцы? Мастурбация в каратэ. Хорошо, если по этой "суперсистеме" обучался солдат, позанимавшийся на гражданке классическим самбо, каратэ или боксом. Тот хоть оставался при своем. А если натаскивали бойца с нуля? Даже страшно подумать! Абсолютно разные принципы движения и ведения боя пытались объединить под одной общей вывеской - "Боевое самбо". Надо отдать должное, иногда получались и неплохие приемчики как для жизни, так и для показательных выступлений. Но причем здесь система? Система не может состоять из нескольких тысяч приемов (по сто вариантов для каждого случая жизни), часто не имеющих между собой ничего общего. Система не может существовать без базовых принципов и характерных для них движений. К сожалению, именно такой не системой и стало, столь почитаемое, современное боевое самбо. Результат не заставил себя долго ждать. Достаточно вспомнить советско-китайский пограничный конфликт на острове Даманском в 1969 году. Вот где впервые пришлось убедиться в полной несостоятельности нововведений. А столкнулись тогда наши пограничники в рукопашке не просто с китайскими фанатиками-маоистами, а с бойцами спецподразделений КНР переодетыми в гражданку или форму обычных бойцов. Применение огнестрельного оружия, до поры до времени, было запрещено и пограничное противостояние вылилось в жестокий "мордобой". Наше современное боевое самбо против традиционного китайского Саньда (вольный стиль контактного рукопашного боя с применением техники уличного Ушу - Дуаньда). Хотя об этом писать и говорить до сих пор не принято, но имели мы тогда, прямо таки скажем, "бледный вид". После соответствующих докладов в Главный штаб погранвойск, в Москве срочно были собраны эксперты по рукопашке для выработки простых и надежных рекомендаций нашим пограничникам. Наконец-то дошло, что одних приемчиков маловато, нужны еще и принципы! Так родилась простая и надежная тактическая концепция: "Бьют - хватай, хватают - бей". Говорят, по этому поводу даже была специальная директива, после доведения которой до личного состава, ситуация на границе изменилась для нас к лучшему. Но конфликт был недолговременный и серьезные выводы для себя сделали лишь непосредственные участники событий. На государственном уровне подход к рукопашке мало изменился. Единственное, что для многих стало очевидным, современная система рукопашного боя должна быть комбинированной, то есть содержать как бросковые, так и ударные техники, выполнение которых основано на общих базовых принципах движения. Ни бокс, ни каратэ, ни спортивные дзюдо и самбо, эти проблемы не решали. Вспоминать старое никому не хотелось, решили заняться "изобретением велосипеда". Начались долгие и нудные эксперименты. Так уж исторически сложилось в нашей стране, что все талантливое, основательное и настоящее держится на отдельных личностях - энтузиастах. К счастью, таковые были всегда, в том числе и в армейской среде. Именно они, нахлебавшись суперсовременного стиля, стали возрождать то, что было уже почти забыто. К их числу и относятся В. Короткий, А. Кадочников, А. Медведев, А. Тарас и некоторые другие. Но об их системах чуть позже. Некоторые отечественные мастера пошли другим, не менее эффективным путем. Они брали за основу реально действующие зарубежные системы. А уж затем, стали развивать свой индивидуальный подход к реализации полученных знаний, не теряя при этом основополагающих принципов и базовой техники, присущих истокам. Такой подход нам также хорошо известен. Ведь все наши современные отечественные боевые системы изначально и создавались как творческая компиляция наиболее эффективных подходов к реальному бою из других, восточных и западных систем. Кстати, практически все самые известные и знаменитые системы и школы реального боя, создавались именно таким путем. Не верите? Пожалуйста! Легендарный основатель современного классического каратэ Сётокан ("Сосны и волны") Фунакоси Гитин (1869-1957), прежде чем объявить о создании своей системы, долгие годы обучался окинавскому стилю у легендарных мастеров Сюри-тэ Азато Анко и Итосу Ясуцунэ. Те же, в свою очередь, еще раньше, обучались китайским системам рукопашного боя. Уэсиба Морихэй (1883-1969), перед тем как создать свое знаменитое Айкидо, обучался более чем 10-ти различным стилям и направлениям японских боевых искусств. Популярное корейское боевое искусство Хапкидо создано мастером Чхве (или Чой) Ён Соль (1904-1987), который в детстве изучал старинные боевые искусства Кореи "Тхеккён" и "Юсуль", а затем 27 лет провел в Японии, постигая секреты айки-дзюцу Дайто-рю у легендарного Такэда Сокаку Минамото-Масаёси (1858-1943). И такие примеры можно приводить бесконечно. Кстати, ни один из этих мастеров никогда не ставил перед собой цели превратить свое боевое искусство в спорт, с чем мы сегодня, к сожалению, сталкиваемся сплошь и рядом. Кстати, это касается и основателя дзюдо Кано Дзигоро (1860-1938), который всего лишь хотел создать собственную школу дзю-дзюцу нового направления, для решения задач морального и нравственного воспитания человека через практику боевого искусства. Между прочим, стиль Кано был очень далек от совершенства. Для того чтобы укрепить престиж своей школы он, бросив вызов мастерам других школ дзю-дзюцу, выставлял для боев и использовал одного из наиболее талантливых мастеров айки-дзюцу Сайго Сиро, известного нам по фильму Акиро Курасавы "Гений дзюдо" (в японском оригинале фильм назван по имени главного героя Сугато Сансиро). У Сайго Сиро были исключительные природные способности и огромная физическая сила. В поединках с представителями различных школ дзю-дзюцу Сайго побеждал противников с помощью броска из школы Дайто-рю, называемого яма-араси ("горный вихрь"), который позже и стали отождествлять с его именем. Больше никто из его поколения не смог овладеть этой техникой, сочетающей бросок и замок кисти. Она была настолько сильной, что большинство противников некоторое время после броска не могли встать на ноги. Кано Дзигоро весьма умно, хотя и не вполне честно, использовал техники мастера Дайто-рю, чтобы показать превосходство своей системы дзюдо. Большинство приемов, с помощью которых Сайго побеждал своих противников не имели к дзюдо никакого отношения, поскольку считались слишком опасными и травматичными. В 1905 г. система Кодокан включала около 150 так называемых "приемов", в то время как в Дайто-рю (один из истоков современной версии системы Коросу) число видов техники (или Вадза) превышало 7000. Кроме того, в школе Кодокан были введены правила соревнований, которые хотя и уменьшили число травм, но ускорили деградацию дзюдо от уровня боевого искусства (Бу-Дзюцу) до уровня спорта и спектакля на публику. А сегодняшнее, современное спортивное дзюдо объединяет с техникой и традициями Кодокана лишь название, некоторые элементы ритуала, да и форма одежды, которую правда тоже уже успели подкрасить. О чем можно говорить, когда ведущие спортсмены дзюдоисты, как впрочем и их прославленные тренеры не знают даже классической терминологии Кодокана, оставив в своем лексиконе лишь некоторые команды из правил судейства. Но в этом не их вина, такова тенденция развития любого спортивного единоборства, где от учеников требуются не глубокие знания и овладение искусством, а быстрые результаты несмотря ни на что. Поэтому любое спортивное единоборство, даже самое кровавое и жестокое, по определению, боевым искусством уже не является. И если кто-то, отправляясь для занятий в спортивную секцию, ставит перед собой задачу соприкоснуться с сокровищницей древних знаний и приобрести навыки реальной самообороны, спешу огорчить, вы обратились не по тому адресу. Но вернемся к нашим отечественным мастерам. Кто же пошел вторым путем, взяв за основу классические зарубежные стили боя? Прежде всего А.Б. Штурмин, основавший знаменитую советскую школу "СЭНЪЭ" (Дорога жизни). В начале 80-х годов его дело продолжил Т.Р. Касьянов, и сегодня возглавляющий Федерацию рукопашного боя России. С самого начала в школе имело место смешение корейских, японских и советских элементов рукопашного боя. Т.Р. Касьянов ранее серьезно занимался боксом, а затем и самбо у легендарного А.А. Харлампиева. Это отразилось и в терминологии, и в технике, и в методике преподавания. Техника школы универсальна. Она позволяет вести бой и на дальней, и на ближней дистанции благодаря тому, что удары руками и ногами сочетаются с подножками, подсечками, болевыми приемами на суставы. Много место отводится приемам работы с оружием (до 50-ти наименований) и против оружия. Это всевозможные ножи, топоры, палки, штыки, лопаты, ремни и т.д. Причем защитное снаряжение и учебное оружие на тренировках не используются. Считается, что они притупляют чувство опасности, а это может дорого стоить в реальной боевой ситуации. В настоящее время система продолжает развиваться и взята на вооружение некоторыми частями и подразделениями российской армии. И хотя эту систему до сих пор именуют как советское каратэ, лично я считаю, что если «кимоно» одел не японец, то что он творит, уже не может быть традиционным боевым искусством страны "Восходящего солнца". Это уже наше отечественное искусство! Достаточно вспомнить творчество легендарного В. Ощепкова! Мне, в свое время посчастливилось достаточно серьезно приобщиться к этой системе именно в армии. Наверное поэтому, мне сразу стали близки и понятны принципы и идеи системы Коросу, впитавшей в себя наряду с другими, и методы и техники школы "СЭНЪЭ". Далее, из современных отечественных мастеров с подобным подходом, нельзя не отметить Германа Попова, создавшего в середине 80-х российскую школу боевого искусства "Чой" (Школа птицы и змеи). Ранее он был сотрудником советского посольства в Бирме, где три года учился у мастера бандо по имени У Даун Тин, специализировавшегося в стиле змеи. В СССР Г.В. Попов изучал самбо и дзюдо. Вернувшись домой, он оказался одним из первых серьезных отечественных специалистов по боевым искусствам Востока и многое сделал для их популяризации в широких массах, а также в армейских спецподразделениях. Позже техника школы была дополнена элементами айкидо, бокса, каратэ, работой с оружием и против оружия и Чой превратилась в оригинальный боевой стиль. Основной его принцип известен как базово-кустовой метод. Имеется в виду то, что основой техники являются несколько базовых перемещений, на которые накладываются базовые удары, захваты и блоки. ******************************************************************************** Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
koldenen_kypshak Опубликовано 18 июля, 2006 Поделиться Опубликовано 18 июля, 2006 Слово "Коросу" - помоему один из вариантов произношения с тюркского "борьба" сравните курес (каз. первая у короткая)- борьба куресу (каз.)- бороться карачуны и курши по моему не причем Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Ronin1 Опубликовано 31 июля, 2006 Поделиться Опубликовано 31 июля, 2006 На мой взгляд - это просто бред! Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться