Перейти к содержанию
enhd

Авары

Рекомендуемые сообщения

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.)

Авары — родственное гуннам племя урало-алтайской расы, появившееся после падения владычества гуннов на Дону и на прибрежьях Каспийского моря, к сев. от Кавказа, около 555 г. проникшее на Дунай и поселившееся в Дакии. Они служили в войске Юстиниана, но при преемнике его Юстине II вследствие возникших несогласий перешли на сторону лонгобардов, вместе с которыми разорили царство гепидов, и после удаления своих союзников заняли Паннонию (568). Отсюда они производили во все стороны свои разбойничьи набеги: проникли в Германию до Тюрингии, овладели Далмацией (630), в Италии разбили франков и лонгобардов, на юге доходили до Константинополя; западную границу их владений составлял Энс. Отпадение болгар и натиск сербов и хорват ограничили, вероятно, их владения пространством нынешней Венгрии; Каринтия освободилась от их владычества в VII в. Тассило призвал их в 787 г. на помощь против Карла В., и только в 796 г. гр. Эриху Фриольскому и сыну Карла В., Пипину, удалось наконец их побороть и взять их главную крепость, Ринг, лежавшую на противоположном берегу р. Тиссы. Ослабленные таким образом, они должны были уступать мало-помалу натиску моравов, сделавших их своими данниками, и, наконец, при появлении мадьяр исчезли окончательно. Их имя переносится иногда совершенно ошибочно на прежних гуннов и на мадьяр (Ср. Гунфальви, "Ethnographie von Ungarn" нем. пер. Швикера, Буда-Пешт, l877). — Совершенно чужды им по происхождению авары кавказские, лезгинское племя, занимающее в горах Дагестана область (Авария) приблизительно в 820 кв. км; их насчитывают до 155 т. До 1863 г. они управлялись особым ханом. Главное укрепленное поселение Хунзах. Авары говорят на диалекте лезгинск., разъясненном Шифнером в его "Versuch ü ber das Avarische" (С.-Петерб. 1862) и "Ausf ührlicher Bericht ü ber P. von Usiars awarische Studien", помещен. в "Мемуарах" Академии наук в 1872 г., а также в его сочинении "Awarische Texte" (С.-Петерб., 1873).

Rene Grousset "Empire of the Steppes"

p.xxiii

7-я строка снизу:

"...это были скорее Хунну (Hsiung-nu), которые под именем Гуннов (Huns) пришли установить прото-Тюркскую империю в южной России и в Венгрии. (Венгерская степь является продолжение русской степи, так же как и русская степь является продолжением азиатской)..."

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В указанной статье о аварах Мудрак пришел к выводу, что авары разговаривали на одном из булгарских диалектов. То, что авары могли быть тюркоязычны вероятно, поскольку в состав авар с начала европейской истории авар входили кутригуры. В состав авар должны были влиться представители и других огурских племен. Возможно булгарский язык был lingua franca. Во второй половине VII в. в состав авар вошли булгары Кубера. Определить этническую принадлежность собственно авар вряд ли представляеться возможным. Не отрицаю присутствия и протомонгольского компонента, но вряд ли бы уже разгромленые жужани имели бы возможноссть возглавить такой союз племен как авары. Больше обоснованой являеться гипотеза об их среднеазийском происхождении. Думаю союз племен какой должен был двинуться на запад возглавили потомки хуннов-Юэбань то есть племена из Средней Азии родственные огурам. Вар и хунни византийских источников должны были относиться к огурам или близким к огурским племенам. Во время движения на запад сила аваров прирастала войсками побежденных противников и новых союзников. На территории современной Венгрии быть аваром значило быть кочевником. Этническая принадлежность кочевников, в таком случае, не имела решающего значения поскольку кочевникам было важно сберегать монолитность для того чтобы контролировать соседнее оседлое славянское население. Кризис, который разразился в Аварском Каганате после 626 г. и междуусобная борьба которая привела к потерю контроля над большинством из славянских земель и степями восточнее Карпат. На протяжении второй половины VII - VIII века авары начали менять свой быт и к моменту походов франков археологическую культуру аваров в Венгрии археологи уже называют аваро-славянской. Сами авары видели причины упадка своей державы не только в отсутствии законов, но и смене стереотипа поведения и постепенной седентиризации. Авары это прежде всего политическая, а не этническая идентичность, так как собственно аваров в процентом отношении было мало среди населения Аварского Каганата.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Копипаста с форума Балто-Славика - http://www.balto-slavica.com/forum/index.php?showtopic=22:

В 558 году году авары добрались до предкавказских степей, подчинили местное гуннское племя савиров и отправили посольство в Константинополь.В 559 году, воспользовавшись войной между 2 болгарскими племенами-кутургурами на Дону и утургурами на Кубани Поддержав в войне более слабых кутургур,авары подчинили и тех, и других.

Затем послеждоал конфликт с антами. Это был союз славянских племен , соотносимый с пеньковской археологической культурой. Те черты, которые делали антов страшными для Империи, ставили их в весьма уязвимое положение при контакте с аварами.Как раз в это время отмечается миграция пеньковских племен на запад.По видимому, именнов это время появились хорваты в Орлицких горах(на севере современной Чехии) и сербы на Зале. Причем если хорваты остались отчасти в Прикарпатье, то сербов в Восточной Европе больше известно не было.

Ко двору хана авар Бояна было послано посольство во главе со знатным человеком Мезамером. Независимое поведение Мезамера и интриги кутургурского хана Забергана, с давних пор конфликтовавшего со своими славянскими соседями, привели к его казни. В 561 году Боян вышел к Нижнему Дунаю, но Юстиниан не согласился поселить его народ не имперской земле. Тогда авары пошли в обход. В 562 году их передовые отряды сталкивались с франкским королем Сигибертом в Богемии.Уже в 567 авары разбили Сигиберта в Тюрингии, но отпустили пленника, взяв с него выкуп и договор о вечной дружбе.

В 567 году Боян заключил союз с лангобардским королем Альбоином(561-572).Совместно они разгромили королевство гепидов на Тиссе, но уже в 568 лангобарды, приняв арианство и порвав этим связь и Империей, вторглись в Италию. А Боян совершил первый набег на балканские владения Империи, как раз в это время ведшую переговоры с запднотюркским каганом Истеми.В 570е годе формируется Аварский каганат.Его центр, как и центр державы гуннов, распологался в пуште Среднедунайской равнины.В это время западные границы Тюркского каганата распространились до Дона и Кавказа, каган Туксанф подчинил утургуров. Бояну потребовался союз с Империей, и шанс на него ему дали дунайские словене. Тем более что авары уже давно желали отомстить за убийство словенским вождем Добрятой его послов.В 578 словене совершили второй крупный самостоятельный поход за Дунай(первый, полностью успешный , имел место быть в 551-552 годах, кроме того в 559 году они разоряли Фракию совместно с кутургурами). Стратиг Иоанн преправил 6 туменов аварской панцирной конницы через Саву и Дунай и они обрушились на поселения словен на территории нынешней Валахии. Словене были обложены данью в пользу хана и обещали не нападать на имперские земли. Впрочем, уже в 579 г. словене снова порешили присланных к ним аварских послов.Очевидно в это время дунайские словене вошли в союз со своими родственниками с Волыни, ообьединенными неким родом мусоков/маджаков, которых можно сопоставить с хозяевами городища в Зимно на Западном Буге.

Авары между тем послали послов в Константинополь, предложив союз против словен в обмен на Сирмий(Сремска Митровица).Но получил отказ. В 580 году словене снова перешли через Дунай, и дошли до Коринфа.Именно в этот период в Пелопонессе поселились славянские племена милингов и езеритов, еще в 13 веке успешно отстаивавшие свою свободу от крестоносцев.А авары чрез год воспользовались моментом и осадили Сирмий.Далее они вторглись во Фракию и заключили союз со словенами.Лишь в 586 году году уже обьединенные аваро-словенские силы потерпели серьезное поражение под Салониками. А в 587 году цезарь Маврикий разбил авар под Адрианополем.

В 592 и 594 ромейские силы вторгались в земли дунайских словен и нанесли им тяжелые поражения, а в 595 начали войну против авар. 21 апреля 595 ромейская армия была разгромлена, и авары остались победителями, заодно подчинив и ослабленных словен.

Однако уже в 599 году цезарь Маврикий возобновил войну.На первыхъ порах он нанес аварам ряд поражений, но в 602 году приказ остатся на зимовку в Прикарпатье вызвал мятеж, возглавленный центурионом Фокой. Маврикий и все его родственники погибли, Фока стал императором. В этот период авары достигли пика своего могущества.Главный кровный враг-Тюркский каганат переживал смуту, Византия была атакована иранским шахом Хосроем Парвизом , обьявившим себя мстителем узурпатору за смерть Маврикия.В самой Европе авары подчинили все болгарские племена, дунайских , волынских (дулебы, подчинение которым оставило след в фольклоре и попало на страницы летописей)и , возможно ляшских словен, которые тогда отхлынули на север, в земли венедов.В 622 году Ираклий начал наступление в Азии, заключив союз с врагами Ирана и авар-тюркской династией Ашина. В 626 году авары осадили Константинополь.Основную часть их сил составляли подчиненные славяне. Но ромеи нанесли аварославянскому войску поражение , и аварское великодержавие рухнуло.А в 628 году поржение потерпел и Иран.Именно в 630-е годы на Балканах поселяются сербы и хорваты. .В Моравии и Норике возникла держава Само.Больше авары существенного фактора мировой политики уже не представляли.Впрочем, их тношения с с северными соседями не очень ясны, поскольку письменные источники особого внимания на Центральную Европу не обращали. Был бы рад, если кто-то владеющий археологическими материалами соответствующего периода пролил бы свет на этот период.Лучше известна история восточных окраин.здесь вопользовавшись одновремнным ослаблением Западнотюркского и Аварского каганатов свою державу в Приазовье и Северном Причерноморье создали болгары, обьединенные ханом Кубратом. Уже после уничтожения Западнотюркскогокаганата войсками империи Тан в 659 году династия Ашина укрылась в низовьях Волги, где создала из местных (очевидно, тюркизированных кавказских племен) Хазарский каганат.В 670-е годы хазары нанесли болгарам поражение, и те отступили в низовья Дуная.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

ФРЕДЕГАР CHRONICARUM QUAE DICUNTUR FREDEGARII LIBRI QUATTUOR

"На 40-м году правления Хлотаря (623 г.) некий человек по имени Само, франк родом из Санса, вместе с другими купцами отправился к тем славянам, которые известны как венды. Славяне уже подняли восстание против авар, называемых также гуннами и против их правителя-кагана. Венды были долгое время поданными гуннов, которые использовали их как befulci. Когда бы гунны не выступали против других народов, они стояли у лагеря в строю, готовые к бою, пока сражались венды. Если венды побеждали, то гунны бросались вперед за добычей, но если венды терпели поражение, то гунны поворачивали их и вновь заставляли вступать в битву. Венды звались гуннами befulci, потому, что они дважды начинали атаку в боевых порядках, и таким образом, прикрывали гуннов 51. Каждый год гунны зимуют со славянами, спят с их женами и детьми, и вдобавок славяне платят дань и терпят много других тягот. Сыновья, рожденные от гуннов славянским женами и дочерьми однажды нашли это постыдное унижение нестерпимым, и поэтому, как я сказал, они отказались подчиняться своим господам и подняли восстание. Когда они выступили против гуннов, Само, о котором я говорил, пошел с ними, и его храбрость вызвала их восхищение: удивительно много гуннов пало от меча вендов. Признав его заслуги, венды сделали Само своим королем, и он правил ими 35 лет. Несколько раз они, под его руководством, воевали с гуннами, и его благоразумие и храбрость всегда доставляли вендам победу. У Само было 12 вендских жен, которые родили ему 22 сына и 15 дочерей". Сведения о дулебах и обрах в Повести Временных лет могли быть заимствованы у Фредегара.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кроме того, схожий с Нестором фрагмент есть и у Ибн Саида: ''Борджане были горды и сильны, который называли Борджаныю Алеманы победили их и уничтожили их так, что не один не остался, и следа их не осталось''. У Нестора ''Быше бо обре телом велици и умом горди, и Бог потреби я, и помроша вси и не остася ни един обрин. И есть притча в Руси и до сего дне: погибоша аки обре: их же несть племени ни наследка''. Конечно же эти имею характер легенды. В франкских документах они езе упоминались на протяжении IX века. Очевидно сведения о гибели Аварского Каганата были получены от западных или балканских славян, которые сохранили описания войн с аварами в виде легенд.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

антропологический авары были в большинстве европеоидам(80%) а остальная часть (20%) были монголоидами... лидеры авар были монголоидами...

только посмотрите на реконструкцию лица авара:

Лидер авар

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

По этой реконструкции, то относительно её среди специалистов ходят споры гуннский или аварский он. Думаю, что этот тип был характерным как для гуннов, авар (в узком значении этого слова, потомков хунну-Юэбань), жужаней (конечно жужани были представителями несколько иного типа чем гунны, но естественно монголоиды). Венгерские исследователи реконструировали облик гуннов и он оказался вполне монголоидным. Но в самой державе гуннов монголоидов конечно же было мало. Интересно упоминание о косах аваров. Возможно они напоминали болгарский чембас и украинский чуб. Практика оставлять прядь волос это давняя евразийская традиция. Авары, как по мне, это прежде всего политическая идентичность. А в состав их элиты входили представители разных кочевых племен, в том числе огуров-протоболгар.

Относительтно европеоидов, то они бывают разные. Вот например протоболгары - европеоиды с небольшой монголидной примесью. У археологов этот тип назывался зливкинский. Огуры, которые были в большинстве своём протоболгарами, были характерными представителями этого типа. Естественно в зависимости от региона степень монголоидных примесей могла колебаться в ту или иную сторону. Европеоидные черепа также принадлежали гепидам, сирмисианам и славянским племенам, входившим в Аварский Каганат. Они конечно же относились к разным антропологическим типам. Среди археологов для третьего этапа культуры Аварского Каганата характерно обозначение аваро-славянской культуры. Тогда авары были уже полуоседлыми, что только облегчило франкам задачу, поскольку бы с кочевыми аварами им бы пришлось помучиться гораздо больше. Вопреки устоявшемуся мнению походы франков не привели к гибели Аварского Каганата. Куда более значительную роль в падении Аварского Каганата сыграло роль Первое Болгарское Царство.

Для двух более ранних этапов истории археологической культуры аваров характерно большое влияние протоболгарского компонента. Ну и конечно же выделяют и собственно аварские черты.

Относительно работ по истории аваров, то посоветую книги Вальтера Поля, Фалько Дайма и Йована Ковачевича.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

антропологический авары были в большинстве европеоидам(80%) а остальная часть (20%) были монголоидами... лидеры авар были монголоидами...

только посмотрите на реконструкцию лица авара:

Лидер авар

Хочется узнать только как авторы подобного утверждения успели исчислить нужную репрезентативную извадку и вывести предлагаемые проценты!?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

незнаю на каком языке говорили авары, но Гоктюрки считали их рабами, так как в частности тюркский каган сказал Византийским послам

"Не те ли вы римляне, которые говорят на десяти языках и на всех одинаково обманывают! Мы, тюрки, не знаем ни лжи, ни обмана, и знайте, что я найду случай отомстить вашему государю, который, уверяя меня в своей дружбе, покровительствует аварам, беглым рабам нашим".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Аварские ханы Дагестана говорили на тюрко-аварском,непохожем на кумыкский.Их амбарные книги исследовала лингвист Таймасханова.Осколок АВАРСКОЙ ОРДЫ попал на Хунзахское плато после 562 года.(Г.Даниялов до АВАР-ТЮРКОВ находит в Аварии гуннов).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вот это очень-очень смешно, потому что сокровище не аварское, а болгарское: http://bolgnames.com/text/Treasure.html

Мудрак считал, что надпись аварская. Его интерпретация видится мне натянутой. Я подозреваю, что это раннебулгарская (гуннская) надпись. Думаю, что это вовсе не здравица, а титул владельца:

ΒΟΥΗΛΑ • ΣΟΑΠΑΝ •ΤΕCΗ • ΔΥΓΕΤΟΙΓΗ • ΒΟΥΤΑΟΥΛ • ΣΩΑΠΑΝ • ΤΑΓΡΟΓΗ • ΗΤΖΙΓΗ • ΤΑΙCΗ

Пробная интерпретация:

buila -? великий

ʒoapan - начальник округа, князь < кит. чжоу "округ, область" (>ДТ čub) + кит. вaн "правитель"

teši - герцог < кит. dai-ši

žigetigi - ? личное имя владельца, заманчиво было бы сопоставить с Денгизих (имя сына Аттилы).

butaul - ? аул (город) Буда

tagrogi - какая-то падежная форма от tagr "тагры", название народа.

ičigi - ? удельный. ср. ДТ ič bujruqϊ beg "титул", и ič el "внутреннее устройство государства".

Все вместе: Великий князь, герцог Дигетики, герцог тагров округа аула Бута.

Думаю, следует пытаться интерпретировать именно в этом направлении.

Изменено пользователем zhendoso
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Мудрак считал, что надпись аварская. Его интерпретация видится мне натянутой.

Думаю, следует пытаться интерпретировать именно в этом направлении.

"Интерпретация" Мудрака не просто натянутая, она во всем неграмотная!

Вы простите, но ваша интерпретация, с точки зрения Болгаристики, не только абсурдна, но и очень смешна:

http://bolgnames.com/text/Principles.html

http://bolgnames.com/Images/Treasure_2.pdf

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

"Интерпретация" Мудрака не просто натянутая, она во всем неграмотная!

Вы простите, но ваша интерпретация, с точки зрения Болгаристики, не только абсурдна, но и очень смешна:

http://bolgnames.com/text/Principles.html

http://bolgnames.com/Images/Treasure_2.pdf

Это просто версия, очень сырая, без претензий на истину.

Спасибо за хорошую статью Вашего однофамильца, а вот "Принципами болгаристики" и прочим фричеством, не интересуюсь, извините.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

... пие наздраве жупан Бутаул

Кстати, все интерпретаторы, трактующие ТΑΓΡΟΓН как "заздравный", соотнося слово с чувашским тав"благодарность; здравица", не учитывают тот факт, что чув. тав является достаточно поздним арабизмом и в чувашском развился из переднеязычного архетипа, поэтому заднеязычный ТΑΓΡΟΓН, к сожалению, никак не может иметь отношения к этому чувашскому слову.

Считаю, что надпись не дешифрована до сих пор.

Изменено пользователем zhendoso
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Сочетание ΤΑΓΡΟΓΗ • ΗΤΖΙΓΗ очень похоже на этнонимы тагров и яцигов. Птолемей помещает тагров (тагрогицигов) возле Дакии. Яциги считаются подразделением исторических алан. Как бы то ни было, надпись следует попробовать прочесть как титул.

Изменено пользователем zhendoso
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кстати, все интерпретаторы, трактующие ТΑΓΡΟΓН как "заздравный", соотнося слово с чувашским тав"благодарность; здравица", не учитывают тот факт, что чув. тав является достаточно поздним арабизмом и в чувашском развился из переднеязычного архетипа, поэтому заднеязычный ТΑΓΡΟΓН, к сожалению, никак не может иметь отношения к этому чувашскому слову.

Спасибо за хорошую статью Вашего однофамильца, а вот "Принципами болгаристики" и прочим фричеством, не интересуюсь, извините.

Может напишете то арабское слово?

И статья моя, и Принципы мои!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Может напишете то арабское слово?

Первый компонент чувашской здравицы тав сана происходит от арабского دعو "приглашение". Изначальный смысл здравицы: "приглашаю тебя (т.е. выпей со мной)".

Чувашский традиционный обряд пития спиртных напитков отличается от, скажем, современного русского. Чуваши пьют так. Угощающий наливает напиток в сосуд (стакан, рюмка, чаша, ковш), обращается к сидящему слева (угощение идет "по ходу солнца") от него со словами тав сана (это означает, что следующая порция будет предназначена этому человеку. Он должен ответить в ответ "тавĕç". После чего, угощающий выпивает спиртное (то есть, он всегда пьет первым, это старый степной обычай, отголосок демонстрации того, что питье не отравлено), наливает еще порцию в тот же сосуд и передает сидящему слева. Тот снова произносит "тав сана", обращаясь уже к своему соседу слева и, после ответного "тавĕç", выпивает, возвращает сосуд угощающему для наполнения и так по кругу.

Ответное слово "тавĕç" этимологизируется вовсе не как тав ĕç (спасибо, пей), а как тав çийе, тав сăя "приглашение на угощение (ответное)", что подтверждается вариантами тавăси, тавсси, тавссе, тавсийе, тавçие (сăй, сий "угощение", çи- "есть") и т.п.

Последние порции часто пьются гостями со словами тав сана, сав мана (исторически "приглашение тебе, люби-уважай меня), обращаемыми уже напрямую к угощающему. Этим выражается благодарность за угощение (исторически еще и приглашение на ответное).

Рассматриваемое слово тав, было заимствовано как переднерядное (как и многие другие арабизмы в чувашском), иначе к настоящему времени оно бы выглядело в чувашском как тыв или ту (в 15-16 вв в чувашском языке произошли переходы ä>а, а>о/u).

Сами видите, что это слово никак не может иметь отношение к ТΑΓΡΟΓН в надписи из Надь-Сент-Миклош.

Изменено пользователем zhendoso
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

ʒoapan - начальник округа, князь < кит. чжоу "округ, область" (>ДТ čub) + кит. вaн "правитель"

teši - герцог < кит. dai-ši

tagrogi - какая-то падежная форма от tagr "тагры", название народа.

1. Выведение жупан из *чжоу+ван выглядит несколько натянутым, поскольку в действительности такого титула на китайской почве никогда не существовало. Титулу ван, который с 3 в. до н.э. обозначал лицо, потенциально могущее претендовать на императорский престол, "великий князь", всегда соответствует особая административная единица, называющаяся "го" и никогда "чжоу". Те же принципы китайцы прилагали к окружающим народам. Например, ванами назывались только правители, имевшие собственный, зависимый только от них военно-административный аппарат.

Поэтому предполагаемое *чжоу-ван это конструкция, невозможная на китайской почве.

2. Кит. dai-ši также выглядит не очень убедительно. Обычное китайское функциональное соответствие для герцог - "хоу". Дайши может быть легко воспринято на слух как, например, "посланник, дипломат высшего ранга". Впрочем, надо помнить, что и в древнем, и в средневековом китайском второй слог решительно никак не может быть открытым. В реальности это слово звучало бы как датшэк или примерно так и это конечно отразилось бы на характере заимствования.

3. Напрашивается, конечно, тохри, которое однако в тюркском применяется лишь как название языка и никогда народа.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Первый компонент чувашской здравицы тав сана происходит от арабского دعو "приглашение". Изначальный смысл здравицы: "приглашаю тебя (т.е. выпей со мной)".

Чувашский традиционный обряд пития спиртных напитков отличается от, скажем, современного русского. Чуваши пьют так. Угощающий наливает напиток в сосуд (стакан, рюмка, чаша, ковш), обращается к сидящему слева (угощение идет "по ходу солнца") от него со словами тав сана (это означает, что следующая порция будет предназначена этому человеку. Он должен ответить в ответ "тавĕç". После чего, угощающий выпивает спиртное (то есть, он всегда пьет первым, это старый степной обычай, отголосок демонстрации того, что питье не отравлено), наливает еще порцию в тот же сосуд и передает сидящему слева. Тот снова произносит "тав сана", обращаясь уже к своему соседу слева и, после ответного "тавĕç", выпивает, возвращает сосуд угощающему для наполнения и так по кругу.

Ответное слово "тавĕç" этимологизируется вовсе не как тав ĕç (спасибо, пей), а как тав çийе, тав сăя "приглашение на угощение (ответное)", что подтверждается вариантами тавăси, тавсси, тавссе, тавсийе, тавçие (сăй, сий "угощение", çи- "есть") и т.п.

Последние порции часто пьются гостями со словами тав сана, сав мана (исторически "приглашение тебе, люби-уважай меня), обращаемыми уже напрямую к угощающему. Этим выражается благодарность за угощение (исторически еще и приглашение на ответное).

Рассматриваемое слово тав, было заимствовано как переднерядное (как и многие другие арабизмы в чувашском), иначе к настоящему времени оно бы выглядело в чувашском как тыв или ту (в 15-16 вв в чувашском языке произошли переходы ä>а, а>о/u).

Сами видите, что это слово никак не может иметь отношение к ТΑΓΡΟΓН в надписи из Надь-Сент-Миклош.

Здесь не видна и морфология, но не только поэтому я не думаю, что ваша версия возможна, а скорее:

http://bolgnames.com/Images/Treasure_2.pdf - с.284-286

Всъщност и в действителност според нас в началото на слформ. ταγρογη, в много отдавна променен вид и облик съгласно етимологичните фонетични закони на българските езици – аварски, болгарски и хазарски, се крие общтюрк. саг “здрав”, на първата съгласна на което в севернодунавския прабългарски диалект съответствието е зв. т, както в чув. тав “здоровье”, останало и запазено само в поздрави и пожелания като Тавсье! Тав сана (е сире)!, които се употребяват при пожелаване на здраве на този от къщата, за когото гостите вдигат тост [РЧвСл, 235], а тъждествено на чувашкото съществително име е тат. диал. тав “здрав; палав, подвижен (за дете)” [ТтТДСз 420], което обаче с този зв. в накрая, който е чисто чувашко явление и развитие на тюрк. *г, изобщо не е типично къпчашко и по-скоро следва да се приеме за болгарска заемка в този език, каквито тук има немалко.

Категорично-безспорно потвърждение на това наше начално предположение съдържа чувашкият етимологичен речник, където специфично-собствено чувашко развитие и продължение на общтюрк. саг “здрав” е при сывǎ “здоровый”, което очевидно-безспорно е вторично-производно от при сыв “здоров”, запазено и изглежда употребявано единствено в пожеланието сыв пул “будь здоров!” и именно поради което най-вероятно неизнесено в отделна речникова статия, като пак тук са приведени също така и такива типично къпчашки форми за пожелание като тат. сау бул, каз. сау бол, кирг. соо бул “будь здоров!”.

От друга страна, малко по-нататък пак в същия етимологичен речник е обособена в отделна речникова статия и етимологически неинтерпретираната лекс. тав със значението “благодарност”, което обаче според нас все още не означава, че точно такова е и първично-изходното значение на тази лексема, а точно обратното, видно от значението на тук приведеното лексикализирано вече фразеологично словосъчетание тав курки “заздравный ковш”, което значение пък в нашия руско-български речник отвежда към слсъчет. заздравный кубок “наздравна чаша”, т.е. “чаша за наздравици”, докато съответствието на лекс. ковш пак в този речник е “черпалка (съд с дръжка)” [ЭСЧвЯз, 199,227; РБгРк, 151,216].

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Тем не менее, ДТ čub (altï čub), по видимому, являет собой то же слово, что и китайский чжоу. Возможность/невозможность титула чжоу-ван на китайской почве вовсе не говорит о невозможности тюркской конструкции типа čub ban на древнетюркской почве.

Фонотактика древних тюркских языков, включая булгарскую ветвь, запрещала анлаутные w и v, поэтому китайское 王 (с ханьских времен - "удельный князь, вассальный владетель, принц крови") могло быть заимствовано тюрками как ban/baη/pan/paη.

В древнетюркском tajši имело значение "старейшина, учитель, знатный" , в бурятском и ойратском оно трансформировалось в "глава племени", а в халхаском - потомок царского рода (чингизид). Удельные правители-чингизиды часто носили титул хунтайж.

Проецируя (куда деваться) историческое развитие фонетики чувашского языка на древнебулгарское состояние, можно предположить, что, если бы в древнебулгарском существовало слово tajši, то в раннем средневековье оно должно было перейти в передний ряд с выпадением йота перед š: tajši>*täši, а если бы слово дожило до сегодняшних дней, то снова было бы заднерядным: *tašə. Такого слова с интересующим нас значением в чувашском нет, но, если бы было, то развивалось бы именно так, как я написал.

То есть картина развития чувашской фонетики не противоречит гипотезам тех интерпретаторов спорной надписи, которые видят в ΤΑΙCΗ, ΤΕCΗ (tεsi/tεši) титул tajši, как и семантика рефлексов этого титула в монгольских.

Изменено пользователем zhendoso
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Если не будет найдено больших текстов на этом же языке, то, очевидно, что надпись, к сожалению, навсегда останется спорной.

Изменено пользователем zhendoso
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Здесь не видна и морфология, но не только поэтому я не думаю, что ваша версия возможна, а скорее:

...общтюрк. саг “здрав”, на първата съгласна на което в севернодунавския прабългарски диалект съответствието е зв. т, както в чув. тав “здоровье”, останало и запазено само в поздрави и пожелания като Тавсье! Тав сана (е сире)!, които се употребяват при пожелаване на здраве на този от къщата, за когото гостите вдигат тост [РЧвСл, 235], а тъждествено на чувашкото съществително име е тат. диал. тав “здрав; палав, подвижен (за дете)” [ТтТДСз 420], което обаче с този зв. в накрая, който е чисто чувашко явление и развитие на тюрк. *г, изобщо не е типично къпчашко и по-скоро следва да се приеме за болгарска заемка в този език, каквито тук има немалко...

Татарский диалектизм связан вовсе не с мнимым фонетическим соответствием анлаутных s-/t-, а с турецким dajɨ "хороший, приятный", туркм. dajav "крепкий, здоровый (о человеке)", тув. dag "крупный, сильный", тоф. dag "крупный, сильный" (контаминация с dag "гора").

Чувашские тав, тавсье вовсе не являются пожеланиями здоровья и не имеют никакой связанной со здоровьем семантики. Вас сбил с толку словарный перевод этих чувашских выражений на русский ))

Изменено пользователем zhendoso
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Тем не менее, ДТ čub (altï čub), по видимому, являет собой то же слово, что и китайский чжоу. Возможность/невозможность титула чжоу-ван на китайской почве вовсе не говорит о невозможности тюркской конструкции типа čub ban на древнетюркской почве.

Фонотактика древних тюркских языков, включая булгарскую ветвь, запрещала анлаутные w и v, поэтому китайское 王 (с ханьских времен - "удельный князь, вассальный владетель, принц крови") могло быть заимствовано тюрками как ban/baη/pan/paη.

В древнетюркском tajši имело значение "старейшина, учитель, знатный" , в бурятском и ойратском оно трансформировалось в "глава племени", а в халхаском - потомок царского рода (чингизид). Удельные правители-чингизиды часто носили титул хунтайж.

Проецируя (куда деваться) историческое развитие фонетики чувашского языка на древнебулгарское состояние, можно предположить, что, если бы в древнебулгарском существовало слово tajši, то в раннем средневековье оно должно было перейти в передний ряд с выпадением йота перед š: tajši>*täši, а если бы слово дожило до сегодняшних дней, то снова было бы заднерядным: *tašə. Такого слова с интересующим нас значением в чувашском нет, но, если бы было, то развивалось бы именно так, как я написал.

То есть картина развития чувашской фонетики не противоречит гипотезам тех интерпретаторов спорной надписи, которые видят в ΤΑΙCΗ, ΤΕCΗ (tεsi/tεši) титул tajši, как и семантика рефлексов этого титула в монгольских.

1. Чуб действительно может быть реализацией кит. чжоу. Это предложено еще В.Бангом при сопоставлении тюрк. алты чуб согдак и кит. лю ху чжоу. Однако кит. композиты как правило функционировали в тюрк. заимствованиях как единое целое, ср., например, кунчу из кит. гунчжу "принцесса, девушка из царской семьи" и не могли быть разложены на значимые элементы, их составляющие. Следовательно, мы должны предполагать наличие гипотетического кит. *чжоуван. Но это невозможно по приведенным мною мотивам. В ином случае, если составные части были заимствованы по отдельности и лишь в тюркской среде были сведены в композит, то мы вправе ожидать бытование тюрк. слов *чуб "область" и *бан "правитель". Но этого, кажется, тоже не происходит.

В принципе, жупан могло бы иметь соответствие в имени собственном Yapanča, которое как раз встречается только в этом регионе (условно, салтово-маяцком) и применялось исключительно к князьям. Епанча, однако, вполне просто объясняется как "рожденный в степи", без китайской помощи.

2. У меня есть все основания сомнваться, что тюркские и монгольские слова связаны между собой.

Тюркское тайши явно связано с кит. 太師 тайши "учитель". Халх. совершенно закономерно воспроизводит кит. тайцзы 太子 "принц крови, наследник престола". Бурят. и ойрат. в свою очередь вернее всего отражают третье слово кит. тайши 太失 "чиновник". Важно отметить, что все эти слова отражают сравнительно позднюю китайскую фонетику, поскольку они уже не отражают китайских финалей. Предполагаемое заимствование у ранних болгарских народов в принципе не могло иметь такой фонетический вид.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

За то, что аварский язык был тюркским языком булгарской группы, вроде как, хорошо говорит титул Canizauci princeps Avarum аварского посланника в Аахене, приведенный в "Annales Regni Francorum". Для canizauci Лайош Лигети (1986:144-145,Pohl 1988:304-305)приводит варианты написания сanzanci, cani zauci. С большой долей вероятности можно предполагать, что титул посланника в аварском имел семантику "посланник хана, посол хана": компонент zauci весьма напоминает чагат. javči "человек, зазывающий на свадьбу", тат. явчы "сват, сваха, сводница", а главное - чувашское *çавăçă" "сваха, сватун, сводник", вытесненное словом евчĕ<тат.явчы, но сохранившееся в марийском: савуш, сагуc, сäÿс "дружка, шафер, свадебный распорядитель" (<чув.).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1....В ином случае, если составные части были заимствованы по отдельности и лишь в тюркской среде были сведены в композит, то мы вправе ожидать бытование тюрк. слов *чуб "область" и *бан "правитель". Но этого, кажется, тоже не происходит.

Вазможно, *ban/pan не был заимствован в прастандартнотюркских, а существовал только в булгарских, ведь и čub есть обозначение областей только гос-ва "слабосильных" хунну. К тому же, титул ban "правитель области" имеет распространение только на Балканах. Возможно, этот же титул входит в состав др.-русск. ватаманъ, предположительного булгаризма: ? <др. булг. *wata "ставка, резиденция правителя" ~ чув. вăта "центр, середина" ~ ДТ ordu "ставка, резиденция правителя, дворец" + ? ban "правитель".

Более того, čuban<*čub ban вполне может оказаться и этнонимом аваров (по аналогии с тагбач "хозяин земель", ссылку на Вэй-Шу Вы, вроде, сами приводили).

2. У меня есть все основания сомнваться, что тюркские и монгольские слова связаны между собой.

Тюркское тайши явно связано с кит. 太師 тайши "учитель". Халх. совершенно закономерно воспроизводит кит. тайцзы 太子 "принц крови, наследник престола". Бурят. и ойрат. в свою очередь вернее всего отражают третье слово кит. тайши 太失 "чиновник". Важно отметить, что все эти слова отражают сравнительно позднюю китайскую фонетику, поскольку они уже не отражают китайских финалей. Предполагаемое заимствование у ранних болгарских народов в принципе не могло иметь такой фонетический вид.

Для булгарских это иррелевантно, сами знаете. Все варианты сведутся (в средние века) к формам типа teši, teči(для гипотетического ?*dat-šеk) с ударением на первом слоге.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...