Шир Опубликовано 3 мая, 2006 Поделиться Опубликовано 3 мая, 2006 Знамена Туркмено-Османской империи :tr1: В XIV в. на мировую арену вышло государство, сыгравшее выдающуюся роль не только в судьбах народов Среднего и Ближнего Востока, но и Северной Африки и всей Европы. Это государство туркмен-османов. Начало будущей величайшей империи положили Эртогрул бек и его сын Осман Газы, которые переселились со своими соплеменниками в XIII веке из Мерва в Малую Азию. Говоря о государственной символике Туркмено-Османской империи, нужно отметить, что она чрезвычайно разнообразна. Видимо, на это повлияли многочисленные тотемические воззрения разных туркменских племен, объединенных османидами. Мы сейчас затрудняемся точно сказать, какая символика присутствовала на знаменах первых туркмен-османов. Ведь начальный период этого государства до сих пор окутан легендами. Как отмечает историк И.Аманлыев, у первых османов существовал зеленый стяг, а позднее, когда небольшое туркменское княжество (бекство) превратилось в империю, стали использоваться флаги белого и красного цвета. В то же время исследователь А.Витол приводит легенду, согласно которой Осман Газы оставил после себя лишь чашку, ложку, солонку, несколько лошадей и знамена из красной материи. Вероятно, противоречия вызваны тем, что испокон веков в туркменских государствах использовались все эти цвета флагов. Еще ранее, в средневековье у туркмен было популярно сочетание красного и зеленого цветов, а с принятием туркменами ислама стали популярны и знамена черного цвета, которые символизировали борьбу за истинную веру. Нет и единого мнения о символике османов. На наш взгляд, она также была разнообразной. Но из всех изображений (орел, лев, дракон и т.д.) в Туркмено-Османском государстве отдавали предпочтение полумесяцу и звезде. Часто приходится слышать о том, что туркмены заимствовали эти символы из традиционно исламских стран. Однако ортодоксальный ислам не признавал никаких символов, да и полотнища знамен халифатов были чисто черного цвета без всякой символики. Полумесяц и звезда - символические атрибуты древнейших предков туркмен. Они известны на территории Туркменистана еще с эпохи бронзы. Гаммированные и простые кресты (прообразы звезды) широко представлены на многих памятниках древнего Туркменистана (Маргуш, Алтын-депе и т.д.) и обозначали солярный символ - наложение друг на друга двух крестов. Эта восьмилучевая звезда схематично передавала образ древнетюркского божества Танры. Однако в Туркменистане был распространен и лунарный символ, что говорит о культе Луны. Храм Луны был обнаружен на городище Алтын-депе, где найдена золотая головка быка с бирюзовой вставкой - полумесяцем на лбу. С усложнением представлений о мире Солнце и Луна сливаются воедино. Скорее всего, это было связано с формированием новой религии на территории нашей страны - зороастризма, который оказал большое влияние на все последующие мировые религии - иудаизм, буддизм, христианство и ислам. Исследования ученых подтверждают, что именно Южный Туркменистан является родиной этой первой мировой религии. Новый символ (луна-полумесяц и солнце-звезда) олицетворял собой не только день и ночь, светлое и темное начала, но и понятия - левый (солнце) и правый (луна). На Алтын-депе обнаружена каменная плакетка, на которой изображены солнце-крест и луна-серп. По прошествии двух тысяч лет те же символы мы встречаем на той же территории Южного Туркменистана - они были излюбленными в Парфянской империи. На многих монетах парфянских царей присутствует эмблема в виде полумесяца и восьмилучевой звезды. Основываясь на этих данных, мы можем говорить о том, что эти знаки являются древнейшими символами туркмен. Еще в 1913 году исследователь Я.Смирнов высказал предположение, что полумесяц является династическим знаком малоазиатских туркмен. Профессор В.Томсен также считал, что полумесяц существовал у туркмен еще до ислама. Академик В.Бартольд, указывая на знамя Туркмено-Османской империи, на котором был вышит полумесяц, писал: "Во всяком случае, полумесяц как религиозный символ, имевший для мечетей то же значение, как крест для христианских храмов, был характерен не для ислама вообще, но специально для турецко-османского ислама". Туркмены сыграли в средние века большую роль в спасении мусульманской религии, объединив исламские страны и остановив кровопролитные войны между различными течениями ислама, а также устранили угрозу вторжения на Восток европейских рыцарей-крестоносцев. К османским султанам перешли функции не только светских правителей, но и духовных властителей ислама. Они стали обладателями всех исламских святынь и в походах на европейские страны вместе с государственными флагами несли священное знамя пророка Мухаммеда. Не удивительно, что символы туркмен (полумесяц и звезда) стали ассоциироваться с символикой ислама и распространились по всему Ближнему и Среднему Востоку. Необходимо отметить, что кроме знамени султана существовали многочисленные знамена-штандарты визирей, правителей областей, крупных и средних военачальников. Особым отличием знаменитых людей Туркмено-Османской империи являлось наличие на штандарте бунчуков (бунчук - конский хвост, повязанный на древко). Эта традиция пришла к туркменам из глубины веков. Великий визирь империи, одновременно носящий почетный титул "паша", имел от султана разрешение демонстрировать пятибунчуковый штандарт, в то время как три других визиря государства, подчиненных ему, имели на штандартах по три бунчука. Туркмено-Османская империя была в пик своего могущества поделена на две половины (Анатолию и Румелию), каждой из которых управлял бейлербей (генерал-губернатор), имеющий двухбунчуковое знамя. В свою очередь, эти области делились на округа (санджаки), контролируемые санджак-беями (военными губернаторами), которым султан вручал однобунчуковые штандарты (санджак). К XVI веку в Туркмено-Османской империи насчитывалось 48 санджаков (20 - в азиатской части и 28 - в Европе). Существовали и знамена воинских подразделений - дворцовой гвардии, отрядов янычар, пехотных и конных соединений. Даже сотники и десятники имели свои военные значки. Прекрасное зрелище представляло огромное знамя султана с вышитыми золотом звездой и полумесяцем на красном полотнище, с флагштоками и многочисленными бунчаками. Оно выносилось по большим праздникам, во время военных кампаний, когда в них принимал участие лично султан. Это знамя охраняли прославленные воины из специального отряда. ...Прошли столетия, и на Государственном флаге независимого нейтрального Туркменистана вновь засияли звезды и полумесяц. Таким образом, несмотря на то, что современная символика наполнена новым смыслом и содержанием, она, несомненно, основана на древнейших традициях туркменского народа. Овез ГУНДОГДЫЕВ, зав. отделом Государственного института культурного наследия народов Туркменистана, Центральной Азии и Востока при Президенте Туркменистана Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Зиядоглу Опубликовано 3 мая, 2006 Поделиться Опубликовано 3 мая, 2006 Знамена Туркмено-Османской империи :tr1: Туркмено-османской говоришь, брат Шир? А почему не азербайджано-османской? Шучу... Кстати, при всем уважении к братьям туркменам, должен констатировать факт, что они очень часто употребляют (чтобы не сказать злоупотребляют) понятием "туркмен". В прошедшие дни нашего народа слово туркман был синонимом слова турк (тюрк). Часто для отличия огузов от других тюрков называли их туркманами. Сегодня туркмен, турок, азербайджанец, гагауз итд... имена отдельных народов и называть османское (каджарскую, афшарскую, сефевидскою, ак-коюнлу, кара-коюнлу) государство туркменским лягко говоря не совсем корректно. С уважанием ко всем братьям туркменам, а особенно к Овез ГУНДОГДЫЕВ, зав. отделом Государственного института культурного наследия народов Туркменистана, Центральной Азии и Востока при Президенте Туркменистана Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Шир Опубликовано 3 мая, 2006 Автор Поделиться Опубликовано 3 мая, 2006 Туркмено-османской говоришь, брат Шир? А почему не азербайджано-османской? Шучу...Кстати, при всем уважении к братьям туркменам, должен констатировать факт, что они очень часто употребляют (чтобы не сказать злоупотребляют) понятием "туркмен". В прошедшие дни нашего народа слово туркман был синонимом слова турк (тюрк). Часто для отличия огузов от других тюрков называли их туркманами. Сегодня туркмен, турок, азербайджанец, гагауз итд... имена отдельных народов и называть османское (каджарскую, афшарскую, сефевидскою, ак-коюнлу, кара-коюнлу) государство туркменским лягко говоря не совсем корректно. С уважанием ко всем братьям туркменам, а особенно к Овез ГУНДОГДЫЕВ, зав. отделом Государственного института культурного наследия народов Туркменистана, Центральной Азии и Востока при Президенте Туркменистана Зиядоглу! Перед тем как открыть эту тему, я подумал: Зиядоглу обязательно сделает комментарий на тему употребления термина "туркмен", Туркменами автор называет османов потому, что они были такими-же огузами (туркменами) какими были прямые предки туркмен Туркменистана, да и по-происхождению Эртогрул был из Туркменистана. :tr1: Что-же касаетя династий Гарагоюнлы и Ак-Гоюнлы, то большинство источников называют их туркменами. Малоазиатских огузов тоже многие источники называют туркменами, наприммер Энциклопедия Британника http://turkmeniya.narod.ru/dynasties-in-turkey.html Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Ilyas Xan Astraxanski Опубликовано 3 мая, 2006 Поделиться Опубликовано 3 мая, 2006 Ну в том то и дело, что считается, что те, кто объединлся под знамёнами Османов перестали быть туркменами. Туркменами оставались все остальные - Караманы, Белые и Чёрные Бараны и пр. А Османы отринули своё туркменство, провозгласив новый, имперский принцип нациестроительства. Остальные с ними долго соперничали - и Караманы, и Узун-Хасан и пр. и пр. Но бесполезно. Только новая империя - Сафави смогла противостоять Османам. *** Ну и в окончание - Османы вышли из-за пазухи Чингизидов, надо это учитывать всегда, а то этот момент, как правило, микшируется ... Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Шир Опубликовано 3 мая, 2006 Автор Поделиться Опубликовано 3 мая, 2006 Ну в том то и дело, что считается, что те, кто объединлся под знамёнами Османов перестали быть туркменами. Туркменами оставались все остальные - Караманы, Белые и Чёрные Бараны и пр. А Османы отринули своё туркменство, провозгласив новый, имперский принцип нациестроительства. Интересная мысль... Может быть туркменское происхождению с одной стороны и принятие имперского принципа нацстроительства с другой позволили османам создать самое могущественное и долговечное исламское государство в истории. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Зиядоглу Опубликовано 3 мая, 2006 Поделиться Опубликовано 3 мая, 2006 Зиядоглу! Перед тем как открыть эту тему, я подумал: Зиядоглу обязательно сделает комментарий на тему употребления термина "туркмен", Туркменами автор называет османов потому, что они были такими-же огузами (туркменами) какими были прямые предки туркмен Туркменистана, да и по-происхождению Эртогрул был из Туркменистана. :tr1: Эртогрул скорее всего из Хорасана, что близко к Туркменистану, но не Туркменистан. Да и понятие Туркменистан, брат Шир, понятие относительно новое. Насчет моих комментарий, ты уж не взыщи. Я по братски, да и нас не забывайте, когда пишите о каджарах, об афшарах да итд.. Я например, каджар, но не туркмен. Например в Хорасане живут тюрки-герайлы и тюрки-туркмены. Братья, но все же не идентичны. Я ничего против не имею, что вы пишите туркменская династия... Но это немножечко искажает реалии. Выходит туркмены правили и в Турции, и в Азербайджане, и в Иране...а сейчас осталось им один Туркменистан. А ведь мы еще дышим тюрки Турции, тюрки Азербайджана, тюрки Ирана. Может на ладан, но дышим. Мы и есть потомки этих каракоюнлу, аккоюнлу, каджар, афшар итд... почему бы вам иногда не вспомнить бы об этом? Казахи же не пишут о династии Джелаиридов в Иране как о казахской династии... Улавливаешь разницу? Я же не пишу о оккупации Афганистана азербайджанскими войсками во времена Надир шаха (а ведь те, кто воевал в Афганистане вернулись за Надира, вернулись-то на Родину, в Азербайджан, а не в Туркменистан). Тоесть немножко некорректно выдавать османов за туркмен, а джелаиридов за казахов. Просто в то время не было ни казаха, ни туркмена, ни турка. Что-же касаетя династий Гарагоюнлы и Ак-Гоюнлы, то большинство источников называют их туркменами. Малоазиатских огузов тоже многие источники называют туркменами, наприммер Энциклопедия Британника http://turkmeniya.narod.ru/dynasties-in-turkey.html Неужели бриты знают нас лучше нас самих? Каракоюнлу или Аккоюнлу были туркманами (огузами) и их потомки как раз таки живут в Турции, в Азербайджане и в Иране, а не в Туркменистане. А откуда они вышли, еще боооооольшой вопрос! Например, Ага Мухаммад Шах Каджар родился в Хорасане (тоесть говорят он выходец оттуда), а есть инфа, что каджаров туда послали во времена сефевидов из региона вокруг Гянджи, наверняка и туда они пришли откуда-то, а в то место, откуда они пришли в Гянджу, наверняка обитали еще где-то.... на то и кочевники. Сели на коня и впередь! Тут даже говорили о понятии "азербайджанские татары" и один татарин говорил о предках азербайджанцах-татарах, хотя все не так просто. Татарами называли нас русские и татары не наши предки, хотя в более древнем контексте у нас есть что-то от кипчаков. Все не так просто... поэтому называть османов туркменами, это все равно, что называть Чингис хана казахом или кыргызом. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Шир Опубликовано 4 мая, 2006 Автор Поделиться Опубликовано 4 мая, 2006 Уважаемый Зиядоглу! Вы должны знать, что в Хорасан входили, помимо части совр. Ирана, территории Ахалского велаята (Этек) и Марыйского велаята (Мерв) совр. Туркменистана. Эртогрул был родом как-раз из окрестностей Мерва. Вы говорите, что Вы каджар, но не туркмен. А Вы точно знаете, что каджары раньше не называли себя туркменами? (Вот тут есть одна любопытная статья из Малого энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона, где речь идет, кажется, о Южном Азербайджане: "Азербайджан или Азербейджан (древн. Атропатена), сев. запад. провинция Персии, на русской границе, на Армян. горной возвышенности, 104 т. кв. км., около 1 милл. ж. (армяне, туркмены, курды). Гл. продукты: хлопок, сушеные фрукты, соль. Главный город Тавриз.") Лично я называю туркменами обычно огузов, да и османы и другие династии, в том числе и Гарагоюнлы тоже, судя по историческим источникам, называли себя туркменами :tr1: , так почему-же я не должен называть их туркменами? Да их потомки живут сейчас не в Туркменистане, но и что из этого? Вы говорите, что в то время не было ни казаха, ни туркмена, ни турка. Про казахов и турков не знаю, но туркмены были и я опираюсь на исторические источники. Что касается британцев, то их цивилизация одна из самых долговечных и могущественных, и их мнение тоже чего-то стоит. Кстати, как насчет комментариев по знаменам Османского государства ? С уважением. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Зиядоглу Опубликовано 4 мая, 2006 Поделиться Опубликовано 4 мая, 2006 Лично я называю туркменами обычно огузов, да и османы и другие династии, в том числе и Гарагоюнлы тоже, судя по историческим источникам, называли себя туркменами :tr1: , так почему-же я не должен называть их туркменами? Да их потомки живут сейчас не в Туркменистане, но и что из этого? Вы говорите, что в то время не было ни казаха, ни туркмена, ни турка. Про казахов и турков не знаю, но туркмены были и я опираюсь на исторические источники. Брат, раньше называли они себя не туркменами, туркманами... раньше они называли себя не только туркманами, но и тюрками, огузами, гузами, сельджуками, парны итд... понимаешь? И мы не ваши потомки, а ваши братья. Не гоже брата, называть отцом, не гоже! Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Тетон Опубликовано 4 мая, 2006 Поделиться Опубликовано 4 мая, 2006 Но из всех изображений (орел, лев, дракон и т.д.) в Туркмено-Османском государстве отдавали предпочтение полумесяцу и звезде. Часто приходится слышать о том, что туркмены заимствовали эти символы из традиционно исламских стран. Однако ортодоксальный ислам не признавал никаких символов, да и полотнища знамен халифатов были чисто черного цвета без всякой символики. Полумесяц и звезда - символические атрибуты древнейших предков туркмен. Они известны на территории Туркменистана еще с эпохи бронзы. ... Основываясь на этих данных, мы можем говорить о том, что эти знаки являются древнейшими символами туркмен. Еще в 1913 году исследователь Я.Смирнов высказал предположение, что полумесяц является династическим знаком малоазиатских туркмен. ... Прекрасное зрелище представляло огромное знамя султана с вышитыми золотом звездой и полумесяцем на красном полотнище, с флагштоками и многочисленными бунчаками. Оно выносилось по большим праздникам, во время военных кампаний, когда в них принимал участие лично султан. Это знамя охраняли прославленные воины из специального отряда. Вообще-то полумесяц был также на знаменах узбекских ханов 16 в. Сомневаюсь, что они использовали"древнейший символ туркмен". Для них имела значение мусульманская или Чингизидская символика. Насчет черных знамен халифатов. Черное знамя использовали в халифате Аббасидов, у Омейядов и Фатимидов знамена были белыми. Сельджуки, признавая номинальное верховенство аббасидского халифа, тоже имели черное знамя (правда, пририсовали на нем орла). Но когда халифом стал османский падишах, главным знаменем стал зеленый санджак-и шериф. Видимо, это был символ халифата. А символом султаната (гос. власти) был именно красный стяг с полумесяцем. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Ilyas Xan Astraxanski Опубликовано 4 мая, 2006 Поделиться Опубликовано 4 мая, 2006 У Омейядов, кажется, зелёный? У Алидов то ли красный, то ли белый. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
koldenen_kypshak Опубликовано 9 мая, 2006 Поделиться Опубликовано 9 мая, 2006 Салем! При всем уважении к братьям-туркменам, я все же считаю, что было бы не корректно называть османов туркменами, так как все же анатолийские турки и есть их прямые потомки, тут идет подмена самоназвания племен, на данный момент ассоциация со словом туркмен идет непосредственно с туркменами современными, которые как полноценный сегодняшний этнос, сложились гораздо позже и уже из других племен, так же как называть Аль-Фараби казахом только потому что он из Отрара, который находится на территории сегодняшнего Казахстана, и вообще я считаю, что главной проблемой всех тюрков всегда была жажда к разделению, которая до сих пор актуальна, по сути тюрки этнос представленный самой многочисленной группой народов в мире. Хотя разница иногда настолько минимальна, что её можно и не заметить, два казаха встретившись обязательно найдут причину поспорить чей род доблестнее и где было больше батыров, кому больше досталось от джунгар и тд итп. Это на руку только соседствующим нам государствам, не нужно разделять они сами делятся, только приходи и властвуй, мы до сих пор живем феодальными принципами, маленьких князьков, пора думать шире Мырзалар! Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Шир Опубликовано 2 июня, 2006 Автор Поделиться Опубликовано 2 июня, 2006 Салем!При всем уважении к братьям-туркменам, я все же считаю, что было бы не корректно называть османов туркменами, так как все же анатолийские турки и есть их прямые потомки, тут идет подмена самоназвания племен, на данный момент ассоциация со словом туркмен идет непосредственно с туркменами современными, которые как полноценный сегодняшний этнос, сложились гораздо позже и уже из других племен, так же как называть Аль-Фараби казахом только потому что он из Отрара, который находится на территории сегодняшнего Казахстана, и вообще я считаю, что главной проблемой всех тюрков всегда была жажда к разделению, которая до сих пор актуальна, по сути тюрки этнос представленный самой многочисленной группой народов в мире. Хотя разница иногда настолько минимальна, что её можно и не заметить, два казаха встретившись обязательно найдут причину поспорить чей род доблестнее и где было больше батыров, кому больше досталось от джунгар и тд итп. Это на руку только соседствующим нам государствам, не нужно разделять они сами делятся, только приходи и властвуй, мы до сих пор живем феодальными принципами, маленьких князьков, пора думать шире Мырзалар! Не думаю, что идет подмена понятий, ведь статья эта историческая и воспринимать ее надо именно как таковую. Что касается ассоциаций, то племена, основавшие Османское государство и вошедшие в его состав после присоединения других анатолийских бегликов были представителями того же многочисленного огуз-туркменского народа, что и предки современных туркмен Туркменистана/Ирана/Афганистана. Анатолийские туркмены :tr1: состояли как из тех племен, которых почти не остались на территории совр. Туркменистана, так и из племен, которые весьма сильно представлены в совр. Туркменистане, например салыров и теке. Вот, что пишет Wikipedia о племени Теке. "The Teke are a tribe of southern Turkmenistan most famous for their horses, the Akhal-Teke desert horse. Teke (see Beylik of Teke) is the name of an Anatolian Turkish Beylik centered in Antalya, Turkey, most certainly founded by an offshoot of the Turkmen clan mentioned above. Turkey's Antalya Province used to be called Teke Province till the early years of the Republic of Turkey." Что-же касается племени гайы (кайы), представителями которого была османская династия, то оно в настоящее время является одним их двух подразделений туркменского племени гёклен :tr1: в Туркменистане. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Ilyas Xan Astraxanski Опубликовано 3 июня, 2006 Поделиться Опубликовано 3 июня, 2006 Ну, думаю, сами турки лучше знают, "какие племена" были "основателями Османской Державы". Так вот, они считают, что огузские племена составляли около половины "основателей". Другая половина была другого происхождения. Кроме этого, надо учесть, что к османам примкнуло, во-первых, многочисленное некочевое (но тюркское!) население, во-вторых масса беглецов со всего света - поляков, сербов, греков, римлян (т.е. понтийских греков), немцев и пр. При этом наплыв иноплемённых и даже иноязычных элеиентов был настолько велик, что это полностью изменило этническую структуру османского общества. К началу XX века османы сильно деградировали, и уже не могли поддерживать существование государства, так что Мустафа Кемал-паша Ататюрк был вынужден плюнуть на османов, которые могли только трубки курить в стамбульских кофейнях, и опереться на жителей анатолийской глубинки. Таким образом, после 1923 г. в Турции произошёл, говоря словами ЛНГ (сразу оговорюсь - я не сторонник ЛНГ), новый виток этногенеза. Сейчас, наверное, османов практически не осталось ... Или как? Я плохо знаю современную Турцию... Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
koldenen_kypshak Опубликовано 17 июня, 2006 Поделиться Опубликовано 17 июня, 2006 Османов может быть действительно не так много, но разве это важно почти все население Турции конкретно и без лишних мыслей считает себя турками, тем не менее что я хотел сказать Уважаемому Ширу, что кипчаки например тоже представлены почти во всех средниазиатских этносах и было бы неправильно говорить, что казахи или татары единственные потомки, да в Туркменистане до сих пор живут те же племена но они родственны 10-20 колен назад, а потомки тех огуз-туркмен в настоящее время в Турции, а не в Туркменистане Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться