Алтай Опубликовано 1 апреля, 2006 Поделиться Опубликовано 1 апреля, 2006 Наткнулся на версию происхождения слова "Иртыш", взятой, якобы, из арабской легендЫ. "Во времена тюркских каганатов в Прииртышье пришел народ кимаки. Однажды предводитель татар умер и оставил двух сыновей. Старший овладел царством, а младший сын – Шад, стал завидовать ему. Шад сделал покушение на жизнь старшего брата, но неудачно, и боясь за себя, он, взяв с собой рабыню-любовницу, убежал от брата и прибыл в такое место, где была большая река... После этого к ним пришли семь человек из родственников татар: Ими, Имак, Татар, Баяндер, Кыпчак, Ланиказ и Аджлад. Увидев их, рабыня вышла и сказала: «Эр тущ» – то есть «остановитесь» (дословно «мужи, слезте с коней»)». Отсюда река и получила название Иртыш. Интересно, а есть ли другие версии происхождения названия этой реки? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
tatarbi Опубликовано 22 апреля, 2006 Поделиться Опубликовано 22 апреля, 2006 Если точнее источник этой версии арабский автор Гардизи в его труде "Зайн -ал Ахбар" Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
tatarbi Опубликовано 22 апреля, 2006 Поделиться Опубликовано 22 апреля, 2006 Есть версии сближающие Иртыш с Идел (тюркское название р.Волга). Идел также называли Эртил, а "л" может переходить в ш. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
BAWIR$AQ Опубликовано 22 апреля, 2006 Поделиться Опубликовано 22 апреля, 2006 Eсли не ошибаюсь, в орхонском письме название обозначается как Ertis. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
enhd Опубликовано 22 апреля, 2006 Поделиться Опубликовано 22 апреля, 2006 По монгольски река называется как "Эрчис" - стремительный (корень слова "эрч" - сила, стремление и плюс суффикс -с множ. число или увеличительный смысл) Река Волга называется на монгольском как "Ижил или Иджил" - обозначает смысл одинаковый, похожий. Другое название "Адил" также означает эквивалентный смысл. "Адил"="Иджил" - одинаковый, похожий (когда монголы-хунны дошли до Волгу реку нашли похожесть с родной рекой "Эрчис" и называли "похож" одной из новых легенд) Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Урянхаец Опубликовано 22 апреля, 2006 Поделиться Опубликовано 22 апреля, 2006 ГРАНИЦЫ КИМАКСКОГО КАГАНАТА. Установить территорию кимаков задача непростая. Запутанность и расплывчатость наших источников может отражать некоторые исторические перемещения местонахождения племени или же сезонные миграции его кланов от зимних стоянок (qishlaq) к летним пастбищам (yaylaq), ср. Marquart, Komanen, 162 и 101. Главная географическая ошибка нашего автора и Гардизи заключалась в незнании нижнего течения Иртыша, который они предполагали впадающим в Волгу в области, где левые притоки первого и левые притоки последней практически сходятся наподобие хвоста ласточки. Соответственно считалось, что Ишим, также впадающий в предполагаемую излучину Иртыша, течет в западном направлении и смешавшись с некоторыми другими реками изливает себя в северо-восточную часть Каспийского моря. Наконец, возможно Гардизи, который является нашим главным источником относительно пути к кимакам, свел воедино несколько вариантов маршрута. Что касается границ, то наш источник утверждает, что восточными соседями кимаков были хирхызы (подтверждается в § 14), тогда как Ауфи (см. примечание к § 14), указывает местонахождение кимаков к северу от хирхызов. На самом деле наш автор приступает к описанию самого северного пояса тюркских племен: кимаки, гузы, печенеги, хифчахи и маджгары, и нам предстоит увидеть сколь важные выводы следуют из этого распределения в отношении определения местонахождения маджгаров (§ 22). То, что "Artush" и "Atil" помещены к югу от кимаков, означает лишь, что они жили за этими реками. [Кроме того, **[at.l]в этом месте может быть всего лишь неправильно понятым **[r.s]/[as.s]] [2] Направление на хифчахов и Северные земли, и те и другие помещены "к западу от кимаков", следует принять за северо-запад. Похоже все указывает на то, что основная территория кимаков располагалась в Западной Сибири, к северу от Иртыша, скажем вплоть до Оби. [3] Гардизи утверждает, что область кимаков очень холодная, и что зимой их лошади уводятся в место (Uk-tagh) в стране **['raq]. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
enhd Опубликовано 22 апреля, 2006 Поделиться Опубликовано 22 апреля, 2006 И как попали татары в Эрдэш т.е. стой еще задолго до Чингиса? Ответ прост что ойраты жили там намного задолго до Чингис хана и "Эрчис" на ихнем языке и на ихнем сказании существует с запамятных давних времен. И в спорах и войнах между монголами и ойратами всегда говорится что "Алтай это альмаматер ойратов из покон с веков". Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Admin Rust Опубликовано 23 апреля, 2006 Admin Поделиться Опубликовано 23 апреля, 2006 В этой легенде Гардизи, соотносимой с кимаками (сам термин кимак в легенде отсуствует) говорится об татарском народе, который потерпел поражение от врагов и заселил бассейн Иртыша. В легенде приводится и объяснение термина Иртыш - как "Эр-тющ", т.е. спешитесь, сойдите с коней. Легенда относится ко времеенам возникновения кимакского каганата, Кумеков и Ахинджанов относят это ко времени падения Второго уйгурского каганата в 840 году. На мой взляд в канву легенды хорошо ложатся события во времена крушения Второго тюркского каганата в 745 году. По татарам. Об это тоже много писалось здесь, что в Дешт-и Кыпчаке во времена до Чингис-хана жили племена входившие в состав кыпчаков, но именуемые татарами. Султан Бейбарс в Египте имел 300 жен из татарок, в Каир приезжало на службу много татарских эмиров, которые были коренными жителями Дешт-и Кыпчака. В арабских летописях упоминается племя токсоба из татар. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Керим-хан Опубликовано 23 апреля, 2006 Поделиться Опубликовано 23 апреля, 2006 В этой легенде Гардизи, соотносимой с кимаками (сам термин кимак в легенде отсуствует) говорится об татарском народе, который потерпел поражение от врагов и заселил бассейн Иртыша. В легенде приводится и объяснение термина Иртыш - как "Эр-тющ", т.е. спешитесь, сойдите с коней. Извините Рустам-абый, но как это не упоминается?! Ведь там написано: После этого к ним пришли семь человек из родственников татар: Ими, Имак, Татар, Баяндер, Кыпчак, Ланиказ и Аджлад. Следует обратить внимание на то, что у Махмуда Кашгарского кимаки названы, если не ошибаюсь, йемеками. То есть семь человек носят названия разных племён: Имак (кимак), Татар, Баяндер (это племя ныне входит в состав туркмен) и Кыпчак. Остальных я не знаю. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Урянхаец Опубликовано 27 апреля, 2006 Поделиться Опубликовано 27 апреля, 2006 КИТАБ ХУДУД АЛ-'АЛАМ МИН АЛ-МАШРИК ИЛА-Л-МАГРИБ § 18. Рассказ о стране кимаков (Kimak) и ее городах К востоку от этой страны живет племя (jinsi) хирхызов; к югу от нее - реки Артуш (Artush) [sic] и Итиль (Atil); к западу от нее некоторые их хифчахов (Khifchakh) и некоторые из Северных Ненаселенных Земель (virani-yi shamal); север ее расположен в тех северных местностях, где люди не могут жить. В этой стране есть только один город, но много племен (qabila). Эти люди живут в жилищах из войлока и, как летом, так и зимой скитаются по пастбищам (giya-khwar), водам и лугам (marghazar). Товары их: черные куницы (samur) и овцы. Пища их [100] летом - молоко, а зимой - запасенное мясо (gusht-i qadid). Когда между ними и гузами мир, зимою они направляются к (ba-bar) к гузам. Властитель кимаков называется хакан. У него есть одиннадцать наместников ('amil Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Admin Rust Опубликовано 28 апреля, 2006 Admin Поделиться Опубликовано 28 апреля, 2006 Извините Рустам-абый, но как это не упоминается?! Ведь там написано: Следует обратить внимание на то, что у Махмуда Кашгарского кимаки названы, если не ошибаюсь, йемеками. То есть семь человек носят названия разных племён: Имак (кимак), Татар, Баяндер (это племя ныне входит в состав туркмен) и Кыпчак. Остальных я не знаю. Дело в том, что выпадание инициального "к", известное в тюркских и кыпчакских в том числе языках, не принимают некоторые авторы. Поэтому это не считается вполне доказанным На мой взгляд действительно есть этноним "кимак" - так их называли арабские авторы, тюркский вариант Кашгари - "йемак", в списке Гардизи "Имак". Кашгари, несмотря на то, что хорошо знал все тюркские племена, особенно соседей, вообще не знает кимаков, он упоминает иртышские племена КАЙ и ЙЕМЕК, причем последнее по его сведениям было тождественно кыпчакам - "племя йемек, как мы говорили кыпчак". Он кстати и сам воевал против йемеков в составе караханиской армии. Там еще присутствуют племена: Ими - племя эймюр, имрели, в настоящее время входит в состав туркмен, встречается в списке огузских родов. Баяндур - известные русским "берендеи" из узов, огузское племя, встрчеается в составе 24 огузских племен. Ланиказ - там насколько помню прочтение в рукописи Гардизи было плохое, поэтому без комментариев. Аджлад - племя мне неизвестно, кроме того, что потом в составе кыпчакских племен упоминается анжоглы, похоже их потомки. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться