Гость Qasqyr Опубликовано 28 марта, 2006 Поделиться Опубликовано 28 марта, 2006 В российской серии "ЖЗЛ" вышла биография последнего казахского хана-бунтаря Кенесары 07:44 17.12.2004 Вторая казнь Кенесары Галия ШИМЫРБАЕВА В России в издательстве "Молодая гвардия" в серии "Жизнь замечательных людей" вышла книга Едиге Валиханова, посвященная последнему казахскому хану Кенесары. До этого Казахстан в этой серии представляли только три наших соотечественника - Сакен Сейфуллин, Каныш Сатпаев и Чокан Валиханов. Напомним, что сын султана Среднего жуза Касыма и внук хана Абылая - Кенесары Касымов (1802-1847) более 20 лет своей жизни отдал изнурительной борьбе против царизма и Кокандского ханства. Как считают казахстанские историки, ни одно политическое движение ХIХ века не может сравниться по мощи своего воздействия на национальное самосознание казахов, как восстание, возглавляемое К. Касымовым. Автор "Кенесары", кандидат исторических наук Едиге Валиханов, делая упор на архивный материал, который представлен в основном документами, касающимися восстания 1837-1847 годов под предводительством Кенесары, в то же время попытался снять завесу таинственности, которая окружает эту выдающуюся личность, и показать ее в индивидуальном сплаве достоинств и недостатков. - В своей книге сознательно не останавливался на острых моментах, - говорит ученый. - Не стал, например, акцентировать внимание на войне между киргизами и казахами (1846-1847 гг.), которая закончилась тем, что киргизы захватили Кенесары в плен и казнили. Его голова была передана киргизскими манапами омскому губернатору Горчакову. Впоследствии следы останков Кенесары затерялись. Есть версия, что голова последнего казахского хана находится в российской Кунсткамере. Естественный вопрос: почему она до сих пор не проверена? И вообще, почему не ведется настоящего поиска различного рода свидетельств в архивах, книгохранилищах и музеях? В советские времена имя "бунтаря" Кенесары, оказывавшего с точки зрения советской идеологии "противодействие дружбе казахского и русского народов", было под запретом. С обретением республикой суверенитета запреты были сняты, но в научные командировки за пределы республики из Казахского института истории и этнологии за последние 15 лет из-за нехватки средств ездило считанное количество людей. И то не больше, чем на неделю. Поэтому у нас все герои на одно лицо, а биографии у них куцые. Едиге Валиханов в своей книге особое внимание уделил исследованиям выдающегося казахского ученого-историка Ермухана Бекмаханова, пострадавшего за попытку восстановить объективную историю восстания под предводительством своего знаменитого предка (Е. Бекмаханов - потомок хана Абылая в седьмом поколении). …В 1943 году в фундаментальном издании "История Казахской СССР" был опубликован раздел, посвященный восстанию Кенесары Касымова. Его автором был молодой ученый-историк Ермухан Бекмаханов. Издание было выдвинуто на Сталинскую премию, но член-корреспондент АН СССР А. Яковлев дал на эту книгу отрицательную рецензию. В ответ на это редактор "Истории Казахской СССР" академик А. Панкратова, полагая, видимо, что развернется настоящий научный спор, предложила провести дискуссию по проблемам истории Казахстана. Дискуссия состоялась в мае-июле 1944 года. "История Казахской СССР" получила одобрение ряда крупнейших историков СССР, против выступили лишь историки С. Бушуев и А. Яковлев. По их мнению, книга получилась антирусской: какие-то "борзописцы" с подачи буржуазных националистов восхваляют национальные движения, направленные на разрыв с русским народом. Через год в журнале "Большевик" появилась очередная рецензия на "Историю Казахской ССР", где это издание было названо "неудачным воплощением националистической идеи". Результатом этой рецензии стало то, что ЦК Коммунистической партии Казахстана принял постановление об издании новой "Истории Казахской ССР", но уже "без идеологических ошибок". В феврале 1948 года в Институте истории АН СССР началась дискуссия по его книге "Казахстан в 20-40-е годы ХIХ века". Ведущие московские историки, проведя подробный научный анализ монографии, в целом положительно оценили книгу. Однако уже в июле 1948 года в Институте истории АН Казахской ССР была организована еще одна дискуссия по книге Е. Бекмаханова, которая носила откровенно обвинительный характер, хотя часть ученых и пытались выступить в поддержку книги. - Как известно, при тоталитарном режиме всякого рода научные дискуссии диктуются теми или иными идеологическими соображениями, - говорит Едиге Валиханов. - Один из главных обвинителей Бекмаханова - Шоинбаев говорил в своем выступлении: "Воспоминания о борьбе Кенесары Касымова с царской Россией служили для казахских буржуазных националистов призывом к восстановлению ханской власти в Казахстане. …Разлагольствуя о созданном якобы Кенесары Касымовым казахском государстве с установившейся верхушкой власти, общегосударственными органами управления и так далее, автор тем самым умаляет значение Великой Октябрьской социалистической революции". Другой оппонент Бекмаханова - Толыбеков заявлял: "Сами казахи не в состоянии были управлять собственной землей, собственной территорией и, наконец, собственным хозяйством и собственной жизнью… Они никак не могли быть народными героями, а их восстания - народными движениями". Самым интересным в этой дискуссии было то, что книгу Бекмаханова поддержали российские ученые - Н. Дружинин, А. Панкратова, С. Бахрушин, И. Будовниц. Последний, например, считал, что навешивание ярлыков на Бекмаханова - очень подлый прием, который дает возможность расправиться с ним как с ученым. - На той исторической дискуссии предоставили слово и самому автору монографии "Казахстан в 20-40-е годы ХIХ века", - говорит Едиге Валиханов. - То, что сказал Ермухан Бекмаханов, можно определить однозначно: это было не покаяние, а анализ спора. Дискуссия прошла, как упоминалось выше, в июле 1948 года, а обвинительное заключение появилось только в конце декабря 1950-го. В газете "Правда" была опубликована статья ряда казахстанских ученых, в которой книга "Казахстан в 20-40-е годы ХIХ века" была подвергнута самой резкой критике, а ее автор обвинялся в открытом и оголтелом буржуазном национализме. ЦК Коммунистической партии Казахстана выпустил постановление, в котором признавал статью правильной. И Бекмаханов, вся "вина" которого состояла лишь в том, что он как ученый-исследователь попытался прояснить вопросы национально-освободительного движения, был обвинен в предательстве и измене родине и 5 сентября 1952 года был заключен во внутреннюю тюрьму Министерства государственной безопасности Казахской ССР. …21 сентября 2002 года в Кокшетау состоялось чествование хана Кенесары, посвященное его 200-летию. На торжественном заседании выступил Президент Нурсултан Назарбаев. Он отметил, что в истории Казахстана особое место занимает Кенесары Касымов. Глава государства подчеркнул также, что движение, возглавляемое Кенесары, преследовало цель сохранить территориальную целостность казахских земель. № 287-288 (24597-24598) 16.12.2004 Источник - Казахстанская правда Постоянный адрес статьи - http://centrasia.org/newsA.php4?st=1103258640 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Qasqyr Опубликовано 28 марта, 2006 Поделиться Опубликовано 28 марта, 2006 М.К.Койгелдиев Рыцарь духовного наследия казахского народа - Кенесары Касымов У каждого народа есть хранители-талисманы его духовных и моральных ценностей. К ним относятся знаковые, священные места исторических событий; города, освещенные историческими традициями; выдающиеся деятели. И это естественно. На переломных этапах своей истории каждый народ обращается к своим духовным корням. И при этом важно, вчера или несколько столетий раньше произошли эти знаковые события и жили эти личности, - время не имеет значения. Казахский народ всегда будет обращаться к событиям национально-освободительной борьбы 1837-1847 годов – событиям национальной гордости и боли. В них воедино слились интересы различных регионов Казахстана, различных жузов и родоплеменных объединений. Священны места военных действий и Ставки повстанческих отрядов. Всегда в памяти людей будут жить имена батыров – участников борьбы. И особое место среди них занимает легендарная личность Кенесары Касымова. Имперская политика России не мыслилась без территориальных захватов, колонизации новых земель и народов. Казахские земли и казахский народ постепенно, на протяжении длительного периода, целенаправленно вовлекались царизмом в орбиту имперского влияния. Освободительная война 1837-1847 годов происходила в период экспансии царского правительства и кокандских правителей на казахские земли. В этих условиях Кенесары Касымов сумел поднять основную часть казахских родов. И в этом движение под руководством К.Касымова несравнимо ни с предыдущими, ни с последующими национально-освободительными выступлениями на территории Казахстана. На самом успешном начальном этапе восстания Ставку Кенесары Касымова поддержали свыше 80 султанов, биев и старшин только из Среднего жуза. В ходе восстания к нему присоединились казахи Младшего и Старшего жузов. Правда, это было не одновременно и не в равной степени. Однако тезис, выдвинутый историком Е.Бекмахановым о том, что в восстании участвовали казахи всех трех жузов, отрицать нельзя. Освободительная война под руководством К.Касымова высветила глубину противоречий между конфликтующими сторонами, несовпадение их коренных интересов, а именно – желание российской стороны присоединить к себе огромную территорию с ее большими природными ресурсами и тем самым обеспечить себя солидным рынком сбыта, а с другой,- стремление казахов защитить свои земли от колониального захвата, восстановить свою государственность. Правда, борьба казахов за свою независимость началась гораздо раньше. Выступления народа под предводительством Сырыма Датова (1785-1797), Арынгазы Абулгазиева (1816-1821), Исатая Тайманова (1836-1937). Губайдуллы Валиханова (1824-1825) являлись убедительными доказательствами нежелания народа жить в условиях колониальной зависимости. Восстание под руководством Кенесары Касымова стало как бы логическим завершением, апогеем народного сопротивления. Время силовых дискуссий ушло в прошлое, когда подвергались сомнению общенациональный характер борьбы, ведущая прогрессивная идея этого противостояния. В национально-освободительной борьбе под предводительством Кенесары Касымова активно участвовали все слои казахского общества, простых шаруа-скотоводов до султанов-чингизидов. В составе армии Кенесары, временами дохдившей до 20 тысяч джигитов, находились выходцы из всех трех казахских жузов. Как в свое время верно заметил профессор Е.Бекмаханов, К.Касымов, “придя на новое место, тотчас же легко приобретал новых сторонников”1. Абсолютное большинство “из них добровольно и даже с энтузиазмом” становились под знамена Кенесары. Все это свидетельствует о притягательном характере программных требований и целей К.Касымова, которые достаточно убедительно и ясно были доведены до сведения императора Николая I и его генерал-губернаторов в Омске и Оренбурге. “Имея честь сим Вас известить, что желание мое есть то, чтоб двух владений народ пребывал в спокойной жизни, но ныне же Вы подозреваете меня, будто бы я подданных ваших людей присваиваю себе. Напротив того, я говорю, что Вы на принадлежащих деду нашему хану Аблаю местах учредили окружные диваны и с киргизского народа берете пошлину. Следовательно, Вы нас притесняете, и мы тем остаемся недовольны и с налогом жить нам в ведении Вашем никак невозможно. Например, каково бы было, если бы другое владение заведовало Россией, так то и нас возьмете в соображение”,2 - писал хан Кенесары. Безусловно, эти требования были понятны и близки без исключения всем социальным слоям казахского общества. И в основе небывалой прежде широкой популярности хана лежал именно данный фактор. Казахский народ так же, как и другие народы, в многовековой и упорной борьбе отстаивал право на уважение своего национального достоинства. Вот почему антиколониальное выступление казахов под предводительством хана Кенесары Касымова оценивается как выдающееся событие в истории нашей страны. Принимая самое активное участие в этом общенациональном освободительном движении, казахский народ отчаянно защищал свою государственную и территориальную целостность, а через них и свою этническую аутентичность. А ведь как точно выразился сенегальский антрополог Шейх Анта Диоп, национальный суверенитет – это лучшая школа ума и души народа, единственное средство сохранения его главных достоинств. Ставка К. Касымова смогла создать мобильную часть восставших отрядов, в необходимых случаях к ней присоединялись ополченцы разных родов. Провозглашение К. Касымова ханом, проведение многочисленных разведывательных и военных действий, военные подступы и атаки на российские отряды, на кокандские крепости, ведение дипломатических отношений с царской администрацией, с Бухарским и Хивинским ханствами – все это свидетельствует о незаурядном таланте, личном мужестве и стойкости Кенесары Касымова. Нельзя не сказать о его сподвижниках, о той плеяде военачальников, которая была рядом с ним: Агбай, Иман, Босыгора, Жанайдар, Ангал, Сураншы, Жауке, Жоламан. Борьба против захватчиков и внешнеполитическая деятельность были главными факторами в жизни Кенесары Касымова. Однако следует обратить внимания и на другую сторону его деятельности – внутреннюю политику. Поддержание хозяйственной деятельности восставших на протяжении целых десяти лет, политика в торговых отношениях, распределение пастбищных угодий, взаимоотношение между родами, решение спорных вопросов – все это входило в поле деятельности ставки К. Касымова. И в этих вопросах требовались точный расчет, твердая воля. Только в условиях жесткой дисциплины можно было решать задачи борьбы с царскими карательными отрядами и кокандскими притязаниями. Именно в силу этого в ходе восстания возникали моменты, которые с точки зрения сегодняшнего дня воспринимаются как негативные, хотя они отражали тяжелую реальную действительность. Историческая значимость Кенесары Касымова настолько велика, что нет никакой необходимости ее идеализировать. Исторические проблемы всегда сложнее, чем попытки изображать прошлое только белым или черным цветом, что и было свойственно методологии командно-административной системы. Сталинская методология истории всегда была в раздоре с этим фундаментальным, первоначальным принципом жизни любого этноса. Обратимся к конкретному примеру. В 1944 году 10 апреля в разгар второй мировой войны состоялось совещание историков под руководством секретарей ЦК партии Маленкова и Андреева, которое, обсудив Историю Казахской ССР в тезисах, приняло следующее решение: “1.История колонии не должна отрываться от России и других колоний. 2.Колонизация – факт объективно прогрессивный… 3.Борьба масс против … насильственных действий колонизаторов прогрессивна. 4.Но не следует идеализировать вожаков национально-освободительного движения…”/3/. Словом, историки Казахстана, как, впрочем и других союзных республик, изучая историческое прошлое своего народа, обязаны были описывать процесс его вхождения в состав Российской империи “как факт объективно прогрессивный” и одновременно не смели “идеализировать вожаков национального движения”. Путаные, неприемлемые установки советских резолюций смыкались с идеологическими постулатами официальной идеологии России в ХIХ веке. В российском обществе, как это правильно заметили западные исследователи, на протяжении ХIХ в. постоянно усиливалось европоцентрическое чувство превосходства русских над казахами, тюркскими народами империи вообще, и при таком усилении все меньше оставалось места для толерантности и понимания иного социального уклада, иной хозяйственной структуры, иной системы ценностей. Как и другие западноевропейские колониальные державы, у которых Россия переняла это самосознание, считалось, что она должна была якобы исполнить в Азии некую цивилизаторскую миссию, неся “примитивным” нерусским свет “более высокой” европейской культуры/4/. Кенесары Касымов как личность, наделенная выдающимися качествами, не мог не предвидеть наступления нового этапа колониальной зависимости для своего народа. Российские законодательные акты, принятые уже в 60-е гг. ХХ в., т.е. спустя 20 лет после поражения движения Кенесары, лишили казахский народ основных прав. Так, Временное Положение об управлении степными областями (21 октября 1868 г.) объявило казахские земли государственной собственностью, что, по существу, явлилось их аннексированием. Высший общественный слой казахского общества (султаны, бии, батыры и др.) были приравнены к “сельским обывателям”. Всевозрастающее значение для империи приобретает заселение казахских областей переселенцами из внутренних губерний России. Таким образом, решительное наступление на традиционные устои национальной жизни стало своеобразной реакцией власти на освободительное движение 1837-1846 гг. Все же десятилетняя освободительная война казахского народа под предводительством Кенесары Касымова не прошла бесследно. Образы Кенесары и его соратников всегда живы и будут жить в памяти народа, вызывая гордость потомков. Время неумолимо идет вперед, выдвигая совершенно новые методы и средства борьбы за независимость. С начала ХХ в. на политическую арену вышли национальная интеллигенция, новая политическая элита, носители новых идей, для которых хан Кене служит идеалом преданности интересам народа. Кенесары Касымов был и остался для нас рыцарем духовного наследия казахского народа. -------------------------------------------------------------------------------- Бекмаханов Е.Б. Казахстан в 20-40 годы Х1Х века. Алма-Ата. 1992. –С. 169-170. Национально-освободительная борьба казахского народа под предводительством Кенесары Касымова // Сб. документов. Алматы. 1996. - С.121. Вопросы истории. 1988. № 11.- С. 64-65. А. Каппелер. Россия – многонациональная империя. Возникновение. История. Распад. М. 1997.- С. 153. http://kazhistory.narod.ru/001_22.html Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
BAWIR$AQ Опубликовано 30 марта, 2006 Поделиться Опубликовано 30 марта, 2006 Кенесары хан (1802-1847) - последний правитель Казахского ханства Кенесары Касымулы - казахский хан, избранный в 1841 году на собрании казахской знати, лидер национал-освободительного движения 1837-47 годов, охватившее весь Казахстан, внук любимца казахов Абылай хана и последний из достойных потомков великих ханов-чингисидов. Принадлежа к верхушке степной знати, Кенесары добивался восстановления казахской государственности и ликвидированной Россией ханской власти. Хан Кене продолжил борьбу своего отца, Касым-султана, против царской колонизации, строительства российских крепостей и притеснения колонизаторами казахского населения. Борьба Кенесары усложнилась тем, что российское правительство действуя из принципа "разделяй и властвуй" ввело в подконтрольных территориях царскую должность ага-султанов. Таким образом, царское правительство дало власть в руки определённой группе подчинявшимся им людей и стравило их с Кенесары. В течении около десяти лет Кенесары боролся против регулярных царских войск и группировки ага-султанов. Первая половина восстания была ознаменована множеством побед, в том числе блестящим взятием царской Акмолинской крепости (ныне Астана, столица Казахстана). Часть восстания Кенесары в Младшем жузе чуть было не сомкнулось с восстанием "двух лютых волков" Исатая и Махамбета, которое тем временем вовсю пылало на западных рубежах Младшего жуза, в Букеевской Орде. На пике своего освободительного движения Кенесары контролировал практически весь Казахстан. B 1841 году на курултае (собрании) всех казахских жузов он был избран верховным ханом. Кенесары успешно воевал не только с российскими войсками, но также и с южными агрессорами - Кокандским и Хивинским ханствами. Он почти полностью воссоздал государство своего деда Абылая. Российские войска, казачество уже не могли безнаказанно измываться над казахским населением. Хан Кене стал защитой и опорой для своего народа. В те дни его войско насчитывало 20 000 воинов, было огнестрельное оружие, несколько пушек. Требования Кенесары о восстановлении территориальной целостности Казахстана, сохранении его самостоятельности были изложены в его переписке, адресованной царю Николаю I, оренбургским губернаторам В. Перовскому, В. Обручеву, сибирскому губернатору П. Горчакову, председателю Оренбургской пограничной комиссии А. Генсу. Известный русский путешественник XIX века П.П. Семенов-Тянь-Шанский называл Кенесары "отважным Митридатом Казахской степи" (Митридат VI Евпатор был древним царём Понта и ярым противником римской экспансии на Ближнем Востоке). А. Янушкевич в 1847 г. сравнивал Кенесары с вождём национально-освободительного движения алжирского народа против французских колонизаторов Абд аль-Кадером, который был современником казахского хана. Казахские воины XIX веков: Гибель Кенесары В 1845 году российские власти, опасаясь размаха движения Кенесары против России и желая вытеснить его из пределов Младшего и Среднего жузов, срочно построили крепости Иргиз и Тургай. В 1846 году Кенесары пришлось откочевать на юг, в пределы Старшего жуза. Предвидя это, туда был направлен крупный отряд царской артиллерии. Под напором превосходящих сил, оставив половину своих подчиненных в степях Сары-Арки, Кенесары перешёл на правый берег реки Или и подошёл к кыргызским владениям. Кенесары призвал кыргызских манапов объединится с ним, чтобы вместе противостоять кокандцам и рoссийской экспансии. В своём письме кыргызам он писал: "С севера наступают русские, если предоставишь им свою землю и скот и отдашь своих детей в солдаты - тогда сможешь жить с ними в мире. С востока граничат шуршуты (Китай). Они беспощадны к нам. С юга притесняет Коканд, издеваются над твоими жёнами и детьми, если им противиться, то они тебя повесят, и каждый день будут к тебе приставать" (Е. Бекмаханов, "Казахстан в 20-40-е годы XIX века; А, 1992). В другом письме он пишет: "Цель моего прихода сюда не враждовать и проливать кровь, а соединить силы киргизов [казахов] и кара-киргизов в одно, отделить их от Коканда и вообще освободить их от притеснений кокандцев" (Е.Т. Смирнов, "Султаны Кенисара и Садык", Изд. Сыр-Дар. облстаткомитета; Ташкент, 1889). Однако кыргызские манапы, будучи в переписке с российским правительством, отвергли его предложение. У кыргызов были свои веские причины для отказа от союза с Кенесары. От хана-бунтаря тогда начали отворачиваться и большинство казахской знати, которые опасались гнева России. Кроме того, между кыргызами и силами Кенесары произошли несколько стычек и набегов, которые в итоге вылились в военный конфликт. Последний бой последнего хана казахов произошёл в долине Алмалы, близ Токмака против кыргызских манапов. Казахи были застигнуты врасплох и окружены кыргызскими и кокандскими отрядами. Кенесары сражался c 500 джигитами против численно превосходящего противника, кем по нелепой ошибке оказались кыргызы, родственный казахам народ. Перед боем сподвижники хана предложили ему небольшой легкой группой вырваться из окружения, на что он ответил: "Если я сам, предводительствуя войском, обращусь в бегство, то уже не смогу больше быть ханом народа" (Е.Т. Смирнов). Кенесары остался вместе со своими преданными воинами. В разгар безнадёжной битвы погиб брат хана - батыр Наурызбай, сам Кенесары попал в плен и вскоре был мучительно убит. По преданию, когда Кенесары окружили и подняли его на копья, пронзённый ими, умирая, хан воскликнул: "Я все равно выше вас на высоту копья!". Узнав о смерти Кенесары, современник хана, певец Нысанбай сочинил песню-плач: Камни, рыдайте! Потухни, заря! Рухните, гордые скалы отвесные! Смолкни, веселая песня ручья! Нет Кенесары, посланника неба — Мертвый он… теперь поругание Над трупом свершают алхеды, Стихни, ветер свободный! Свои песни забудьте, акыны… Слышится плач и тишь надгробная, Степь потеряла лучшего сына. Так плакала двухструнная домбра Нысанбая. Западно-Сибирский генерал-губернатор П. Горчаков наградил всех отличившихся в битве кыргызских манапов, а к убийце Кенесары, манапу Калигулу Алибекову, обратился с благодарственным письмом и наградил его серебряной медалью. Головы погибших в боях казахских джигитов были посланы в качестве подарка кокандскому хану, а голова самого Кенесары была отправлена в дар российскому царю в Петербург. Казахстан до сих пор не может вернуть и захоронить голову хана Кенесары, которая, вместе с боевыми знамёнами и другими личными вещами войска Кенесары, уже более полтора века в качестве военного трофея хранится в музеях Санкт-Петербурга. Историческое значение движения Кенесары Самая впечатляющая черта жизни и деяний Кенесары Касымова - трагизм. Печать безысходности и обречённости соседствуют в его действиях с ярким мужеством, решительностью, умением прямо смотреть в глаза судьбе, бросить вызов времени. Кенесары стоял у истоков борьбы за возрождение независимой государственности Казахстана. Велики его заслуги в деле борьбы против имперской политики, за свободу казахского народа, за утверждение его чести и достоинства. Стремления и чаяния Кенесары при всей их ограниченности носили общечеловеческий характер. Восстание казахов 1837-1847 годов под предводительством хана Кенесары было справедливым актом - протестом, направленным против захватнической колониальной экспансии Российской империи, Кокандского и Хивинского ханств. Оно имело национально-освободительный характер с целью воссоздания государственности и сохранения территориальной целостности исконной земли казахов. Будучи вождём движения и горячим патриотом своей отчизны, Кенесары Касымулы в трудный час испытаний для своего народа проявил себя как выдающийся государственный деятель, незаурядный полководец и одарённый дипломат своей эпохи, посвятивший свою жизнь делу борьбы за свободу и независимость. Кенесары зорким своим взором осознал изменение политики царизма, перешедшего в Xix в. к прямой колонизации. Острие своей дипломатической и политической активности он связывал с согласием царского правительства на уничтожение военно-административных центров и форпостов, усиленно насаждавшихся в это время и разрезавших живую органику суверенитета казахского народа. Движение Кенесары было последней отчаянной, по сути трагической попыткой объединить народ и сохранить государственность хотя бы в рамках общей вассальной зависимости. Вот почему, как заметил А. Букейханов, его слава затмила в народных сказаниях даже славу популярного деда Абылай хана. Политическое наследие Кенесары сохранилось в памяти народа как его честь, гордость и достоинство. Наследие Кенесары подобно его личной судьбе испытало различные превратности. Им вдохновлялись, но и его же с неумолимой последовательностью пытались вытравить из памяти, совести, сознания народа. Воздавая должное памяти Кенесары, необходимо навсегда занести его имя в пантеон национальной славы, сделав это с чувством ответственности перед духом предков и перед памятью потомков. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
BAWIR$AQ Опубликовано 30 марта, 2006 Поделиться Опубликовано 30 марта, 2006 Облик Кенесары 1 - Реальная фотография Кенесары хана. 2, 3 - Художественные портреты сделанные на основе исторического облика. Отсюда у художников пошла добрая традиция изображать Хана Кене в профиль и с саблей в руке... ========================== Памятник Кенесары Памятник хану Кенесары в новой столице Казахстана - городе Астане. Правый берег реки Есиль (Ишим). Полтора столетия назад Астана была царской крепостью Акмолинск, которую Кенесары, после ожесточенного штурма, взял приступом летом 1838 года. Памятик символизирует собой восстановленную казахскую государственность и победу над полyторавековым российским колониализмом. ========================== Жуль Верн - "Курьер царя" Отголоски освободительной войны Хана Кене доходили далеко за пределы России. Именно они вдохновили знаменитого писателя Жюль Верна написать роман "Курьер царя", где образ казахского хана-бунтаря отобразился в персонаже грозного хана Феофара (Кенесары). Michael Strogoff, the Courier of the Czar (English) - http://etext.lib.virginia.edu/toc/modeng/public/VerStro.html Michel Strogoff (Français) - http://etext.library.adelaide.edu.au/v/ver...52ms/index.html По мотивам этой книги на Западе в разные годы было снято несколько кинофильмов. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
BAWIR$AQ Опубликовано 30 марта, 2006 Поделиться Опубликовано 30 марта, 2006 Статья из крупнейшей дореволюционной русской энциклопедии "Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона" (1890-1907) Кенисара Касимов Кенисара (Касимов) - киргизский султан, сын Касима Аблаева, тоже султана. В 1838 - 1847 годах волновал киргизскую степь и создал много затруднений администрации Оренбургского края и западной Сибири. Он мечтал о полном освобождении киргиз из-под русской власти и о соединении их с единоверной Хивой. Неудачный поход Перовского на Хиву (1839) ослабил в степи влияние русского имени и создал благоприятную почву для восстания; ему не мало содействовали и препирательства сибирского начальства с оренбургским. Пользуясь этим, Кенисара долго маскировал свое противодействие русским властям и сумел поставить дело так, что местная администрация первое время скорее заискивала в нем, чем преследовала его, как ослушника закона. Когда, наконец, решено было употребить против Кенисара силу, экспедиции, посланные против него, действовали не всегда умело, и вскоре почти вся Оренбургская степь признала Кенисара своим ханом. Бунт продолжался до смерти Кенисара, павшего в битве с дико-каменными киргизами, которые мстили за зверства над их сородичами. Имя Кенисара тотчас по его смерти стало достоянием легенды и ныне живет в памяти тургайских и акмолинских киргиз, сложивших песенный рассказ о подвигах своего богатыря. Ср.: Н. Середа, "Бунт киргизского султана Кенисара Касимова" ("Вестник Европы", 1870, № 8, 9; 1871, № 8); "Песня о Кенесарые", с приложением киргизского оригинала" ("Записки Оренбургского отдела русского географического общества", выпуск III, Оренбург, 1875); А. Кенисарин, "Султаны Кенисара и Садык" (Ташкент, 1889). http://www.rulex.ru/01111150.htm Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
BAWIR$AQ Опубликовано 30 марта, 2006 Поделиться Опубликовано 30 марта, 2006 6 февраля 2003 Главный советский архивариус знает, где голова хана Кене http://www.express-k.kz/2003/02/06/01.php?...6&img=no&area=1 ...поиски головы хана Кенесары, предпринимаемые в последние годы и казахстанской общественностью, и представителями науки, и отдельными журналистами, ведутся громко, возмущенно, но беспомощно. ...чиновникам голова нужна, поскольку поиск ее возведен в ранг государственной задачи, журналистам хочется громких публикаций и известности, общественным организациям - официального признания и бюджетных средств. Между тем для человека, считающего себя ученым или поставленного государством отвечать за культурную политику, ничего сложного нет 30 июля 2004 "Потерять голову" http://www.np.kz/2004/30/rissled1.html И вновь группа энтузиастов поднимает вопрос о возвращении праха хана Кенесары в Казахстан. Соответствующее обращение, которое подписали 85 человек, направлено в адрес двух президентов - Нурсултана Назарбаева и Владимира Путина. Два года назад, в год празднования двухсотлетия со дня рождения Кенесары Касымова, тогдашний премьер-министр республики Имангали Тасмагамбетов обращался с аналогичной просьбой к руководству РФ. Однако даже главе правительства не удалось переломить нежелание российских властей разобраться в этой истории, длящейся полтора века, и вернуть останки внука Абылай хана на родину 4 августа 2004 "Потерять голову - потерять лицо" http://www.dialog.kz/print.php?lan=russian&id=76&pub=189 Не секрет, что в последние годы, у определенной части политической элиты России реанимируются великодержавные настроения. И с этой точки зрения, вопрос о возращение останков хана Кенесары на историческую родину приобретает определенный политический оттенок. И тут следует называть вещи своими именами. Как ни крути, а хан Кенесары как политик был одним из символов борьбы с царским самодержавием. Вряд ли часть российского истеблишмента будет позитивно реагировать на вероятную возможность возвращения его праха. Поэтому сложности на этом пути вполне объяснимы и предсказуемы. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
jvarg Опубликовано 31 марта, 2006 Поделиться Опубликовано 31 марта, 2006 В подзаголовке темы Кенесары сравнивается с Уоллесом. Но Уоллес был нищий голодранец, потому Кенесары лучше было бы сравнивать с Робертом Брюсом. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Qasqyr Опубликовано 31 марта, 2006 Поделиться Опубликовано 31 марта, 2006 Роберт Брюс воспользовался Уолласом, который, кстати, голодранцем был только в фильме Мела Гибсона (один из моих любимых фильмов между прочим). А Кенесары воевал сам. И был предан точно также, как Уоллас под Фолкирком. И погиб в результате еще одного предательства. И вообще его движение потерпело поражение в результате предательства со стороны в том числе и довольно близких родственников. При этом Кенесары не был стандартным повстанцем-полубандитом, как, например действовавшие в то же время Махамбет с Исатаем, а пытался строить государство. С полурегулярной армией, полицией, налоговой службой, судом и даже казначейством с дипломатической службой. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость tetzet Опубликовано 11 мая, 2006 Поделиться Опубликовано 11 мая, 2006 У меня странное мнение о Кенесаре.Такое ощущение что он воевал со всеми просто что бы воевать и это не повод чтобы называть его борцом за независимость. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Qasqyr Опубликовано 22 мая, 2006 Поделиться Опубликовано 22 мая, 2006 А вы видать были с ним лично знакомы, чтобы указывать казахам считать его борцом за Независимость или не считать? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Уральский казак Опубликовано 22 мая, 2006 Поделиться Опубликовано 22 мая, 2006 А вы видать были с ним лично знакомы, чтобы указывать казахам считать его борцом за Независимость или не считать? А Вы разве можете указывать неказахам, как они должны относиться к Кенесары? Разве для всех неказахов обязательно считать Кенесары борцом за Независимость? Кстати, tetzet сказал: "У меня странное мнение о Кенесары". Никому ничего он не указывал. Это - его личное мнение. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Урянхаец Опубликовано 22 мая, 2006 Поделиться Опубликовано 22 мая, 2006 Ну Александр Невский тоже воинственный мужик был, и зачастую воевал за свою ОТЧИЗНУ, БЕЛОГО ХАНА и прочее. А стал в итоге неизвестно кем. Много таких субьектов стали национ.героями. Тыгын-наш воевал со всеми родами Лены, с тунгусами, потом на старости с казаками имел столкновение, в итоге временно стал изгоем истории. Чингис или Тенгис тоже лупил всех подрядь! И туматов, и найман, и кыпчаков, и меркитов, и татар, и монголов! В итоге стал НАЦИОНАЛЬНЫМ ГЕРОЕМ потомков всех означенных народов. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Qasqyr Опубликовано 22 мая, 2006 Поделиться Опубликовано 22 мая, 2006 А Вы разве можете указывать неказахам, как они должны относиться к Кенесары? Разве для всех неказахов обязательно считать Кенесары борцом за Независимость? Ну я совершенно не против, если именно вы его будете звать террористом, бандитом, боевиком и даже ваххабитом. Таких персон в современной России так принято называть. С вашей стороны (т.е. с точки зрения уральского казака) это будет выглядеть более, чем естественно. Кстати, tetzet сказал: "У меня странное мнение о Кенесары".Никому ничего он не указывал. Это - его личное мнение. Есть такое понятие: такт и политкорректность. Которые, например, мне не дают разрешения высказываться по поводу Лжедмитриев или еще дальше рязанских князей, с Ордой тесно сотрудничавших или о Евпатие Коловрате с Дмитрием Донским. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Уральский казак Опубликовано 22 мая, 2006 Поделиться Опубликовано 22 мая, 2006 Есть такое понятие: такт и политкорректность. Которые, например, мне не дают разрешения высказываться по поводу Лжедмитриев или еще дальше рязанских князей, с Ордой тесно сотрудничавших или о Евпатие Коловрате с Дмитрием Донским. Но Ваша политкорректность и такт не помешала Вам высказаться в адрес калмыков таким образом: "Вы были нужны России, в качестве ржавого гвоздя в заднице татар, башкир, ногайцев и казахов, ненавистного "турецкого" племени." Так что, начинайте такт и политкорректность с себя. И мы, воодушевленные Вашим опытом, станем отучаться от плохих привычек. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Qasqyr Опубликовано 22 мая, 2006 Поделиться Опубликовано 22 мая, 2006 Так что, начинайте такт и политкорректность с себя. И мы, воодушевленные Вашим опытом, станем отучаться от плохих привычек. Тем не менее личности калмыцких и джунгарских хунтайджи и их значение в истории калмыков и джунгар я стараюсь не обсуждать. А в данном случае я сформулировал роль калмыков в истории тюркских народов Поволжья, Приуралья, Северного Кавказа и Казахстана. Т.е. это напрямую меня самого, как представителя одного из этих народов касается. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Уральский казак Опубликовано 22 мая, 2006 Поделиться Опубликовано 22 мая, 2006 Тем не менее личности калмыцких и джунгарских хунтайджи и их значение в истории калмыков и джунгар я стараюсь не обсуждать.А в данном случае я сформулировал роль калмыков в истории тюркских народов Поволжья, Приуралья, Северного Кавказа и Казахстана. Т.е. это напрямую меня самого, как представителя одного из этих народов касается. А чем признание целого народа "ржавым гвоздем" и его роли - "быть в заднице" лучше выпадов против отдельных исторических личностей? Насчет того, что это Вас, как представителя одного из народов касается - не лукавьте! Называйте тогда свой народ "ржавым гвоздем в китайской заднице". После того, что Вы необдумано сказали, выкрутиться Вам уже невозможно. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Qasqyr Опубликовано 22 мая, 2006 Поделиться Опубликовано 22 мая, 2006 Называйте тогда свой народ "ржавым гвоздем в китайской заднице". Я бы считал это высказывание почетным, если бы оно так и было. Потому что в реальности в случае с джунгарами казахи оказались топором в китайской руке, что совершенно непочетно. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Уральский казак Опубликовано 22 мая, 2006 Поделиться Опубликовано 22 мая, 2006 Я бы считал это высказывание почетным, если бы оно так и было. Потому что в реальности в случае с джунгарами казахи оказались топором в китайской руке, что совершенно непочетно. Полагаю, что эти вопросы можно обсуждать без оскорбительной лексики и сравнений, особенно направленных на другие этносы. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
koldenen_kypshak Опубликовано 18 июля, 2006 Поделиться Опубликовано 18 июля, 2006 В подзаголовке темы Кенесары сравнивается с Уоллесом. Но Уоллес был нищий голодранец, потому Кенесары лучше было бы сравнивать с Робертом Брюсом. Думаю что не последнее место сыграл тот факт, что он чингизид, а к тому же прямой потомок Абылай хана, другой бы на место хана всех казахов встать бы смог, плюс он был очень крупным и сильным человеком, а таких людей отличает обаяние силы как лидера, результат народ тянется. Кенесары последняя надежда объединения Казахского ханства под одним началом... А Уоллес кажется был из крупного клана шотландцев, а бороться начал именно за свою территорию сначала, потом остальные присоединились... Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
koldenen_kypshak Опубликовано 18 июля, 2006 Поделиться Опубликовано 18 июля, 2006 У меня странное мнение о Кенесаре.Такое ощущение что он воевал со всеми просто что бы воевать и это не повод чтобы называть его борцом за независимость. Просто так не воюют, назовите хотя бы один пример просто войны без какого либо интереса воюющих, К Уральскому Казаку Считаю такие выражения некорректными, и не нужно вступаться, я например не согласен что казаки- это бандформирования и не поддерживаю такие посты, а то получается что вы пишете всем что бы только писать и это не повод называть вас борцом за справедливость У Кенесары естественно был личный повод, он прямой наследник земель Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
tmadi Опубликовано 13 февраля, 2008 Поделиться Опубликовано 13 февраля, 2008 Название: Султаны Кенесары и Сыздык Автор: А. Кенесарин Издательство: Алма-Ата: Жалын Год: 1992 Страниц: 146 Формат: pdf Размер: 9.07 MB Источник Прямая ссылка Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Isaka Опубликовано 7 апреля, 2008 Поделиться Опубликовано 7 апреля, 2008 Личность Кене можно охрактеризовать неоднозначно, нам в школе (советское время) преподносили что он был просто напросто грязный торе представитель дворянства который боролся за власть. Но мнение у меня было совершенно другое. Действительно необходимо признать что Кенесары нужна была только власть. Призная Россия его ханом степи и не было бы войны. Но при этом, противодействие его царской власти стихийно всколыхнуло казахский народ и надежда народа на освобождение от гнета поборов и попирания наших устоев помогла ему. Кене проявил себя как дальновидный полководец, де-факто России не удалось его победить. В качестве аналогичного примера можно привести восстание Сырыма батыра в Младшем жузе, после того, как Уральские казаки во время карательного рейда в Букеевской орде вырезали несколько мирных аулов родов Байулы. Карательная акция сопровождалась насилием и издевательствами, убийствами стариков и детей. Старшины родов еще пытались жаловаться в Оренбург. В отместку за безответные жалобы последовал второй казачий рейд который и был уничтожен казахами. И далее по нарастающей возмущение пошло по всей степи. Сырыма Россия так и не смогла уничтожить. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Племя БУГУ Опубликовано 8 декабря, 2009 Поделиться Опубликовано 8 декабря, 2009 Ю.Попов: Султан Кенесары - сын султана Касыма Аблаева 00:03 08.12.2009 Султан Кенесары - сын султана Касыма Аблаева Сегодня любой школьник, заглянув в Интернет, может обнаружить ряд героических свидетельств о жизни и смерти последнего правителя Казахского ханства чингизида Кенесары Касымова (1802-1847). Люди, влюбленные в историю Казахстана, идут дальше, в глубь своих родовых корней. Какую позицию занимали их предки в годы борьбы Кенесары за независимость? Кто из наших сарыаркинцев сражался под знаменем храброго султана? Мне пишут из Балхаша: Обращаюсь по личной просьбе бывшего директора совхоза "Шамшинский" Актогайского района Мукажанова Куаза Мукажановича. Его интересует любая информацию о предках Бабеке Кармысове и Кулеке Кармысове. Они участвовали в восстании Кенесары-хана в отряде Агыбай батыра. Это примерно в 1837-1847 годах… Еще один житель Балхаша Ж.Н. Шушенов, автор монографии "Акжолтай Агыбай батыр" (2002), подтверждает участие прибалхашских казахов в волнениях того времени, а его предок Агыбай Конырбаев (1802-1885) был ровесником хана Кене и его соратником. Из п. Егиндыбулак Каркаралинского района Турысбек Тусупбеков сообщил предание: У Таттимбета есть кюй "Бесторе" ("Пять торе"). Он создан в честь народных полководцев Кенесары, Наурызбая, Есенгельды, Саржана и сестры Кенесары - Бопай. Этот кюй мелодирует ярость и негодование, возмущение против тех, кто не поддерживает героев. Среди них были батыры Рустем и Сыпатай. Они бежали с поля боя… У Кенесары осталось 500 сарбазов… Теперь отойдем от "свежих" авторов. Сорок лет назад я хорошо знал каркаралинского учителя Сламбека Бекбергенова. Аксакал был неистощимым рассказчиком, хорошо знал старину и хранил в памяти много интересного. Как-то я спросил старожила: - Почему появилось в Каркаралинских горах название урочища, а при нем и поселка - Комиссаровское? Бекбергенов ответил так: - Немножко воображения, и все станет на свои места. "Комиссар" - это русифицированное слово казахского "кемисар" или "кенесар", от которого недалеко и до имени Кенесары. - Того самого мятежного Кенесары Касымова? - удивился я. - А что тут странного? Кенесары кочевал по всей Сары-Арке, стоял лагерем и у Каркаралов в диком ущелье… Сламбек Бекбергенов знал что говорил. Серьезный семипалатинский краевед Н.Я. Коншин самым обстоятельным образом прикоснулся к судьбе Кенесары Касымова, имя которого пользовалось популярностью среди казахов Каркаралинского округа. В 1825 году каркаралинский сотник Карбышев со своим отрядом и джигитами Букейхана, которыми руководили его дети Тауке и Султангазы, нападает на мятежные аулы Саржана Касымова. Поход повторили и на следующий год. Волнения не прекращались не только в Каркаралинском округе, но захватили и Баян-Аул, откуда началось движение патриотов против царской колонизации. В 1838 году был отмечен массовый уход населения ряда волостей за Балхаш и на реку Чу, где Кенесары собирал вольницу. Полностью откочевали Карсон-Кирнеевская, Альтеке-Сарымовская, Кулюк-Каржасская и Сатылган-Алтын-Туринская волости. Генерал-губернатор Западной Сибири князь Горчаков запросил у царя разрешение вернуть непокорных и наложить на них контрибуцию. Разрешение было дано. 19 мая 1839 года из Каркаралов выступил отряд в 150 человек при одном конноартиллерийском орудии с провиантом на полтора месяца. Отряд возглавлял сотник Ребров, ему помогали Шушерин и толмачи Жданов и Кошкаров. Возле Актауского укрепления кочевники были перехвачены, с них собрали подать за 1838-1839 годы. Кенесары Касымов, в свою очередь, предпринял ряд набегов на пограничные пункты. Поэтому в 1839 году в Каркаралинск был командирован сотник Волков и с ним 200 человек. Образовался солидный гарнизон: 347 нижних чинов, 36 урядников и 4 обер-офицера. В июле было получено известие, что Кенесары Касымов взял маршрут в сторону Акмолы. Каркаралинский отряд, который сопровождали султаны Турсун Чингузов и Кушпек Таукин, 24 июля вышел к низовьям Нуры, где стал лагерем. Командование осуществлял на этот раз сотник Волков. Он сообщил в Акмолинский приказ, что 9 октября ночью Кенесары Касымов с войском в 1500 человек атаковал каркаралинцев. Несколько человек было убито, а трое, и среди них Леонтий Морожников, попали в плен. Летом 1840 года Ребров и Шушерин опять ходили в степь "противу мятежных полчищ". В бегах было 4600 кибиток (около 20 тыс. человек), которых сотник Измайлов с толмачами Суворовым и Михайловым силой старались вернуть в места обитания. И в последующем сотники Усов и Карбышев неоднократно отправлялись в степь для поимки самого Кенесары Касымова. В 1844 году каркаралинский отряд вблизи Улытау захватил в плен старшую жену Кенесары Кунимжак-ханым. На следующий год хан получил ее обратно через обмен на пленных. Вот тогда-то и был освобожден каркаралинец Леонтий Морожников. В другом месте Н.Я. Коншин сообщает: Кенесары был выдающийся во всех отношениях человек, далеко стоявший выше таких вождей, волновавшихся, как Худаймерды Газин, Сиванкул Ханжожин и др. Все они не были способны выйти из узкой сферы родовых отношений, и только в лице Кенесары Касымова мы встречаем в истинном смысле народного героя, мечтавшего о политическом единстве всех киргизов без различия племени и даже орд. Другой историк, Л. Мейер, в статье "Киргизская степь Оренбургского ведомства" (1865) дает такую характеристику наезднику-партизану: Красиво одетый в бархатный бешмет с "полковничьими эполетами" на плечах, с знаменщиком позади, сопутствуемый наездниками-кольчужниками с длинными, колеблющимися пиками, Кенесары скакал всегда впереди своих скопищ, легко разбивая стремительностью своих атак ополчения враждебных родов и султанов-правителей… Кенесары - сын султана Касыма, внук хана Аблая, которым он очень гордился. Кенесары считал себя продолжателем его дел, законным наследником, заявлял, что "будет ходить путем деда" и бороться "за принадлежащие его деду Аблаю земли". Он хотел стать ханом в границах Российской империи, причем ханом независимым. Жить с Россией и другими странами на равных правах. Этого не получилось, и Кенесары без разбору громил как русские поселения, так и казахские аулы, отказавшиеся примкнуть к его движению. Кенесары, этот постоянно блуждающий демон Сары-Арки, стал еще при жизни героем ряда дневниковых записей. А. Янушкевич, совершивший в 1846 году деловую поездку по Центральному Казахстану, регулярно вспоминает возмутителя общественного спокойствия. Так, когда с вождями племен Большой орды обсуждался вопрос о Кенесары, то "пришли к тому, что помощи против Кенесары они не обещают, но поручились, что с ним не соединятся и что он, увидев это, должен будет уйти от них. Стало быть, мир, и вся наша экспедиция закончилась без кровопролития". В ауле султана Газы на Токрау Янушкевич слушал героическую песню о брате Кенесары Саржане. 5 сентября 1846 года чиновник встретил казачьего офицера Карбышева, направленного против Кенесары. Несколько месяцев в плену у султана находился офицер П.К. Услар. В 1848 году в "Отечественных записках" (том 10) появились его воспоминания на эту тему. В таком представительном труде, как "Россия" (18 том, 1903) А.Н. Седельников, А.Н. Букейханов и С.Д. Чадов так охарактеризовали движение Кенесары Касымова: Он пытался поднять под свое знамя весь казахский народ. Огромная масса кочевого населения осталась, однако, равнодушной к воззванию Кенесары. Но смелость и удальство, обнаруженные его братом Наурызбаем и товарищами последнего, завоевали симпатию населения, которое, не выражая активно своего сочувствия, постоянно оказывало покровительство людям Кенесары, спасая их от преследования. Благодаря этому Кенесары в течение 7 лет продержался господином степи, которую исколесили его приверженцы от Оренбурга до Каркаралов, от Петропавловска до Туркестана, предавая уничтожению аулы и поселения и забирая в плен людей. В1847 году Кенесары и Наурызбай были убиты дикоплеменными киргизами, и теперь об их необычайной удали и смелости "осталась только песня в памяти народной". Как погиб Кенесары, как принял смерть, не знает никто. Существует несколько версий. М.И. Венюков в 1868 году писал, что "своим коварным поведением и беспрерывным хищничеством Кенесары достаточно успел ожесточить всех своих противников, и киргизы с живого содрали его кожицу, а тело потом сварили в котле…". Эту же точку зрения поддерживает Маев в книге "От Ташкента до Верного". А. Шепелев в 1879 году пишет: Кенесары со своими сподвижниками Наурызбаем и Худайменде был взят в плен на третью ночь блокады на холме Кеклик-Сенгир. По удостоверении личности он был убит вместе с Худайменде, Эрджаном, Наурызбаем и другими на третий день плена. Как именно был убит Кенесары - неизвестно, но достоверно то, что он не был сварен живым в котле. Кенесары подвергали истязаниям и насмешкам потому, что он объявил себя ханом и требовал от кара-киргизов себе подчинения как хану. В тридцатые годы XX столетия отношение к имени Кенесары в республике было самое благосклонное. Мухтар Ауэзов написал пьесу "Хан Кене". Историк и литературовед Е. Исмаилов подготовил две рукописи - "Восстание Кенесары Касымова" и "Кенесары". Он же вместе с Х. Бекхожиным собрал однотомник (510 с.) песен и поэм о Кенесары и Наурызбае. Во время Великой Отечественной войны казахские ученые подготовили монографию "Героическая борьба казахского народа под руководством Кенесары Касымова". Все перечисленные опусы были представлены на научной сессии Казахского филиала Академии наук СССР в Алматы в 1943 году. Возможность ознакомления с ними получили такие известные писатели страны, как М.М. Зощенко, К.С. Паустовский, С.Н. Сергеев-Ценский, К.С. Симонов, находившиеся в составе президиума. Казахские историки М. Абдыкалыков и Е. Бекмаханов много занимались оценкой личности Кенесары. Был сделан объективный анализ, отмечены положительные и отрицательные стороны его деятельности. В 1947 году под редакцией профессора М.П. Вяткина вышел труд Е. Бекмаханова "Казахстан в 20-40-е годы XIX века". Академия наук Казахстана наградила профессора Е. Бекмаханова специальной медалью. Но скоро оказалось, что не всех устраивает это яркое исследование ученого. Т. Шоинбаев, Х. Айдарова и А. Якунин 26 декабря 1950 года опубликовали в газете "Правда" статью "За марксистско-ленинское решение вопросов истории Казахстана". В ней утверждалось, что автор в своей работе возвеличивает деятельность ханов, протаскивает антирусские, буржуазно-националистические идеи. Последствия статьи скоро сказались. Было принято специальное постановление ЦК ВКП (б), где обязали президиум Академии наук республики переработать первый том "Истории Казахской ССР", устранить политические ошибки, осветить вопрос о движении Кенесары Касымова, как реакционном. Директора институтов, редакторы журналов и газет должны были публиковать разоблачающие статьи. Секретарям обкомов, райкомов, парторгам на предприятиях предписывалось обсуждение статьи в газете "Правда". В результате пострадали Е. Бекмаханов и М. Ауэзов. К.И. Сатпаев был снят с должности президента. Книга была уничтожена почти полностью. Из 10-тысячного тиража осталось несколько экземпляров. Многие годы концепция феодально-монархического движения Кенесары главенствовала повсюду. Об этом писали К. Жармагамбетов и С.Е. Толыбеков (1951), Б. Джамгерчинов (1958), известный писатель И. Есенберлин в романе-хронике "Кочевники" (1978). Даже в 1985 году в первом томе Краткой энциклопедии "Казахская ССР" Кенесары продолжали величать предводителем феодально-монархического движения. В 1992 году исполнилось 190 лет со дня рождения Кенесары Касымова. Юбилейная дата прошла незаметно. Однако издательство "Жалын" переиздало биографические очерки Ахмета Кенесарина "Султаны Кенесары и Сыздык" (Ташкент, 1889). Автор - сын Кенесары. Когда погиб отец, ему было пять лет. В 1870-1880 годы работал младшим помощником Чимкентского уездного начальника. Книга эта появилась на прилавках магазинов, и пересказывать ее содержание не стану. Закончу отрывком, вынесенным на обложку воспоминаний: "Так кто же он на самом деле, султан Кенесары Касымов, одна из самых загадочных личностей в истории Казахстана прошлого века? Если враг казахского народа, как навязчиво подсказывают официальные источники, то тогда почему даже в годы суровых сталинских репрессий тайком, в кругу родных и близких о нем пересказывались легенды, предания, пелись песни, под страхом ареста хранились портреты Кенесары и членов его семейства, рукописные и печатные документы о его деятельности… Вопросы поставлены прямо. Жизнь вечного скитальца поднимается на новый уровень исследований". В заключение снова о письмах читателей. Голова хана Кене, его личные вещи, боевые знамена и оружие были отправлены в Петербург. Ныне поиск головы возведен в ранг государственной задачи казахстанцев. Пока идет переписка между чиновниками России и Казахстана, энтузиасты-историки в поиске. Известный в Караганде энциклопедист А.Ж. Жангожин пишет мне: Прошу найти снимок из книги "История царской тюрьмы" (1904). Снимок сопровождается подписью "Голова киргиза-разбойника". Это фото, по данным Ержана Имашева, является головой не кого-либо, а именно Кенесары Касымова. Из Алматы написал Канат Боранкулов: Надо проверить все музеи Петербурга на предмет хранения там останков хана Кене… Просьбу я выполнил. Привлек к поиску уважаемых в России этнографов. Однако безрезультатно. …Обнаружили лишь голову жителя Монголии. Ее сохранность обеспечивается специальным режимом хранения. По некоторым сведениям, экспонат - голова Кенесары - находится в Москве, в Гохране. Этому будем верить и работать дальше. Юрий ПОПОВ, краевед 5 декабря, 2009 Источник - Индустриальная Караганда Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1260219780 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Акскл Опубликовано 14 ноября, 2021 Поделиться Опубликовано 14 ноября, 2021 Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Кенисара (Касимов) — киргизский (т.е. казахский - А.) султан, сын Касима Аблаева, тоже султана; в 1838-1847 гг. волновал киргизскую степь и создал много затруднений администрации Оренбургского края и Западной Сибири. Он мечтал о полном освобождении киргиз из-под русской власти и о соединении их с единоверной Хивою. Неудачный поход Перовского на Хиву (1839) ослабил в степи влияние русского имени и создал благоприятную почву для восстания; ему немало содействовали и препирательства сибирского начальства с оренбургским. Пользуясь этими неладами, Кенисара долгое время маскировал свое противодействие властям и сумел поставить дело так, что местная администрация первое время скорее заискивала в нем, чем преследовала его как ослушника закона. Когда, наконец, решено было употребить против Кенисара силу, то экспедиции, посланные для его усмирения, действовали не всегда умело, и вскоре почти вся Оренбургская степь признала Кенисара своим ханом. Бунт продолжался до смерти Кенисара, павшего в битве с дико-каменными [Так в издании 1895 г. — Ред.] киргизами, которые мстили за зверства над их сородичами. Имя Кенисара тотчас по его смерти стало достоянием легенды и доныне живет в памяти тургайских и акмолинских киргиз, сложивших песенный рассказ о подвигах своего богатыря. Ср. Н. Середа, "Бунт киргизского султана Кенисара Касимова" ("Вестник Европы", 1870, №№ 8, 9; 1871, № 8); "Песня о Кенесарые" (в русск. переводе султана Джантюрина, с приложением киргизского оригинала"; "Записки Оренб. отдела Русск. геогр. общ.", вып. III, Оренб., 1875, 312-419); А. Кенисарин, "Султаны Кенисара и Садык. Биографич. очерки" (Ташкент, 1889). E. Шмурло. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Акскл Опубликовано 14 ноября, 2021 Поделиться Опубликовано 14 ноября, 2021 О том как менялись официальные взгляды на историю Казахстана в б.СССР: HANDBOOK OF THE MAJOR SOVIET NATIONALITIES Zev Katz, Rosemary Rogers, Frederic Harned The Free Press, A Division of Macmillan Publishing Co, Inc, New York Collier Macmillan Publishers, London, 1975 с.233 ...Советские взгляды на связи казахов с Россией (СССР) флуктуировали в зависимости от того, как подавалась история Казахстана. Сначала советские историки представляли распространение русского доминирования над казахами как завоевание. Версия, что Хан Абулхаир просил русскую защиту, была отринута, и любые предположения того, что казахи добровольно приняли российское правление, были отвергнуты. Советские историки доказывали, что трудящиеся страдали от "двойного гнета" - казахских феодальных правителей и царской имперской власти. В 1937 году советская версия была изменена на теорию "меньшего зла". Русское царское иго было меньшим злом по сравнению с попытками британского империализма расшириться в Центральную Азию. Вскоре, однако, и эта версия была изменена еще раз, согласно которой казахи приняли русское правление добровольно. Абулхаир теперь подавался как мудрый государственнй деятель, который удовлетворил желание своего народа. Подобным же образом, Хан Кенесары, лидер анти-русского восстания 1835-1845 гг. был вначале представлен советскими историками как великий легендарный борец за национальное освобождение. С 1940-х годов однако, его стали изображать как лидера реакционной борьбы за восстановление феодализма, уводящего народ от неизбежного прогресса, к которому бы привело соединение с Россией. Только определенные небольшие восстания стали теперь рассматриваться как прогрессивные. До 1940-х годов советские историки писали, что казахи оказались в наихудшем положении в результате русского царского завоевания, страдая от своих феодалов и от русской экономической эксплуатации, и от подавления их культуры. Однако позднее упор стал делаться на прогрессивном экономическом развитии и положительном влиянии русской интеллигенции на казахов в результате включения Казахстана в Россию. Первоначально советские историки описывали связи между казахами и царскими властями как типичные между подавляемым народом и империалистами-колонизаторами. Казахи, которые потеряли свою независимость и были покорены иностранцами, ненавидели их, и во время своих восстаний убивали всех русских каких могли. Позже советские историки стали писать, что эта ненависть была направлена только на царизм. Они утверждали, что казахские и русские трудящиеся всегда жили в дружбе и вместе боролись против царизма. Согласно современным (книга издана в 1975 году - прим.А.) советским официальным теориям казахи изначально были только этнической группой ("народностью"). В одной свежей влиятельной книге подчеркивается, что только "с победой Октябрьской революции были созданы условия для консолидации казахской этнической группы в социалистическую нацию". Это стало возможным в основном "как результат помощи оказанной казахскому народу со стороны развитых наций - и в первую очередь и прежде всего - русского народа". Обычный советский тезис о "рабоче-крестьянском альянсе" получил интересный поворот. Тот же источник объясняет что "развитие экономических, политических и культурных связей с более высокоразвитой русской нацией было условием вовлечения казахского народа в русское пролетарское движение ... и содействовало созданию альянса рабочего класса России с казахским крестьянством". Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться