vbyubzy Опубликовано 22 ноября, 2005 Поделиться Опубликовано 22 ноября, 2005 В калмыцко-ойратском эпосе "Джангр" упоминается гора Минг, которой владел один из героев эпоса, Мингйан. Есть ли информация, где расположена эта гора, какой народ ее обживал и населял? вопрос не праздный, меня так же зовут. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
vbyubzy Опубликовано 29 ноября, 2005 Автор Поделиться Опубликовано 29 ноября, 2005 Ок, возможно, гора Минг - и не гора вовсе. наск. мне известно, у башкортов и других тюрок есть племя с таким наименованием. откуда пошло есть это наименование? имеет ли оно какую-то географическую привязку? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Тетон Опубликовано 29 ноября, 2005 Поделиться Опубликовано 29 ноября, 2005 наск. мне известно, у башкортов и других тюрок есть племя с таким наименованием. откуда пошло есть это наименование? См.: http://www.kyrgyz.ru/forum/index.php?showtopic=687&st=0 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Achtung Опубликовано 11 марта, 2006 Поделиться Опубликовано 11 марта, 2006 Карачаевцы г.Эльбрус называют Минги-Тау. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
vbyubzy Опубликовано 10 сентября, 2007 Автор Поделиться Опубликовано 10 сентября, 2007 Карачаевцы г.Эльбрус называют Минги-Тау. да, "Вечная гора", но тот ли это случай? с учетом того, что калмыки на Северном кавказе - пришельцы. хотя в эпосе и упоминается турецкий владыка, у которого Мингйан украл табун лошадей, однако какой-либо привязки страны Бумбы, где обитали герои эпоса, к Кавказу нет. где-то встретил небольшое упоминание о горе Минг-Булак в Узбекистане - это очень близко к ареалу расселения предков калмыков, Джунгарских ойрат. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Admin Rust Опубликовано 10 сентября, 2007 Admin Поделиться Опубликовано 10 сентября, 2007 Минг-булак с тюркских языков довольно часто встречаемый гидроним "Тысяча ручьев". Получается Мин или Минг с алтайских "тысяча". Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
vbyubzy Опубликовано 11 сентября, 2007 Автор Поделиться Опубликовано 11 сентября, 2007 Минг-булак с тюркских языков довольно часто встречаемый гидроним "Тысяча ручьев". Получается Мин или Минг с алтайских "тысяча". Самое забавное, что и на калмыцком это то же самое - "Мингн булгуд" буквально "тысяча источников". Однако имеет ли это наименование "Минг" какое-либо отношение к реально существующей высоте, у подножия которой кочевал какой-либо народ. Дело в том, что Мингйан, судя по отдельным его высказываниям, был иного происхождения, нежели большинство Джангровых богатырей. Надо сказать, что и имя собственное Джангр (Джангир, Джехангир), видимо, монголизмом не является и то ли заимствование, то ли память далеких немонгольских предков ойрат. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
vbyubzy Опубликовано 11 сентября, 2007 Автор Поделиться Опубликовано 11 сентября, 2007 и еще: всегда ли Минги-булак - это тысяча ручьев? блазнится мне, что в этом случае название должно было звучать как Минги-булактар (ручьи) на не булак (ручей). может, Минги - это не "тысяча", а как говорят карачаевцы, "вечный" (Мёнк, Мунх, Бёнги и т.п.)? как вам вариант "Вечный источник"? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Admin Rust Опубликовано 11 сентября, 2007 Admin Поделиться Опубликовано 11 сентября, 2007 Словосочетание Минг-булак как обозначение "тысячи ручьев" весьма устойчивое для тюрков и часто встречаемое, так что не вижу смысла объяснять его как то иначе. Кстати в названиях пишется именно Минг-булак, а не "булактар". А вот значение Минги-тау не возмусь переводить, здесь нужно знать все версии этого названия. Просмотрел Яндекс - нашел древнюю крепость Минг-Булак под Ташкентом, гору Минг-Булак - наивысшую точку хребта Коржантау (2824 м) там же, село Минг-Булак в Андижаской области, канал Минг-Булак в Казахстане — «Урочище Мын-Булак находится к северо-востоку от Сунак-кургана» (Бартольд. Отчет о командировке в Туркестан, стр. 268, прим. 6). Якубовский сообщает, что это речка (Мын-Булак), местонахождение которой аналогично Кызыл-Талу, Калта-Джалгийа, Арсланди и Джулаку (Якубовский. Развалины Сыгнака, стр. 159). По тем же причинам она, по-видимому, названа каналом и т.д. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
koldenen_kypshak Опубликовано 12 сентября, 2007 Поделиться Опубликовано 12 сентября, 2007 Надо сказать, что и имя собственное Джангр (Джангир, Джехангир), видимо, монголизмом не является и то ли заимствование, то ли память далеких немонгольских предков ойрат. У казахов были Жангир ханы Жангир хан(годы правления 1628-1652) Жангир хан - видный государственный деятель и выдающийся полководец. Преемник Есим хана на ханском престоле. Еще при жизни Жангира за проявленное мужество народ прозвал "Салкам Жэнгiр" (Внушительный). Как свидетельствуют историки, для Жангира были характерны такие качества как решительность, упорство, стойкость и готовность к самопожертвованию. Именно эти качества поставили его в один ряд с именем отца и спасли казахские племена от междоусобных войн и внешней угрозы физического уничтожения. Точная дата провозглашения Жангира ханом не установлена. Нет и достоверных данных о годе его рождения. По некоторым данным, он был поднят на белой кошме сразу после смерти отца в 1628 г., однако его долго не признавали в качестве верховного хана казахов. В какой-то мере он повторил судьбу своего отца, возвратив титул хана после отрешения от реальной власти. Как и его отец Есим хан, Жангир тоже был обеспокоен "джунгарской угрозой". Опасения усилились после прихода к власти Батура-хунтайджи (1635-1654), который создал сильное централизованное государство в Джунгарии. В этот момент в Казахском ханстве происходили междоусобные распри. Каждый представитель Чингизидов претендовал на верховную власть. Попытки султанов усилить свое политическое влияние встретили ожесточенное сопротивление со стороны биев, которые тоже стремились повысить свою роль. Постоянная политическая борьба препятствовала росту ханской власти Жангира, которому все время приходилось доказывать свое унаследованное право на власть. В одном из сражений с джунгарами в 1635 г. Жангир попадает в плен к противникам. Спустя некоторое время казахское ополчение освободило Жангира из плена, но возвращение на родину стало для него большим испытанием. Пленение и унизительное освобождение подорвали на некоторое время его политический авторитет среди султанов, которые пытались скомпроментировать его в глазах простого населения. Однако Жангир оказался выше всяких фактов и событий. Как указывают многие исторические документы, Жангир поддерживал союзнические отношения с могольскими правителями, что стало продолжением политических традиций, заложенных его отцом. Активную роль в осуществлении внешней политики играл его сын Тауке. Он имел дружеские отношения с владетелем Самарканда Жалантосом Бахадуром (1576-1656). Их союз явился ответной реакцией на создание хунтайджи Батуром коалиции для наступления на Семиречье. Опасения Жангира подтвердились в 1643 г., когда Батур, собрав войско, захватывает некоторые земли в южных и юго-восточных отрогах Тянь-Шаня. Узнав об этом, Жангир с небольшим ополчением в 600 человек решает встретить войско противника, несмотря на его значительное превосходство. Для битвы Жангир выбирает горное место недалеко от реки Ор. Тактикой ведения боевых действий был выбран окопный метод. Исследователи, внимательно изучив место знаменитой битвы, отмечают, что Жангир применил ряд сложных тактических приемов из арсенала военного искусства казахов, но в то же время использовал нераспространенные среди кочевников методы раздробления сил противника. По описанию А.И.Левшина, Жангир, опасаясь открытого военного столкновения с джунгарами, расположил часть своей дружины в ущелье между двух гор, заранее окопав его глубоким рвом и обнеся высоким валом. Протяженность военного укрепления составила 2,5-3 км, передний край окопа был высотой с человеческий рост. Основные силы казахов ударили с тыла и джунгары, не ожидавшие такого хода событий, не смогли оказать сопротивления. В ходе этого боя джунгары потеряли значительное количество воинов (около 10 тысяч человек) и было вынуждено отступить под натиском подоспевшего из Самарканда войска Жалантос бахадура. Орбулакская битва стала примером мужества, героизма и невероятной силы военного духа казахов. Несомненно, это сражение вошло в мировую летопись боевой славы и военного мастерства. Успех этого сражения определился прежде всего военным мастерством Жангира. Однако военные столкновения все же происходили, успехи были переменными. Некоторое время джунгары даже контролировали восточную часть Семиречья. В 1652 г. хошоутский предводитель Цэгэн хан совершает походы в казахские улусы и в одном из сражений его сын Галдам убивает Жангира. В знак признания заслуг Жангир хана похоронили в г. Туркестане, возле мечети Ходжи Ахмета Яссауи; позже над его могилой был воздвигнут мавзолей, который до наших дней не сохранился. http://www.elim.kz/about.php?IDs=33 Осенью 1822 г. Шигай, бывший при молодом хане опекуном, обратился с письмом к оренбургскому военному губернатору П.К.Эссену с предложением ходатайствовать перед царем о назначении ханом Бокеевской орды Жангира. Грамоту о признании его ханом император Александр I подписал 22 июня 1823 года. http://www.elim.tustyle.com/about.php?IDs=34 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться