vandal Опубликовано 6 ноября, 2006 Поделиться Опубликовано 6 ноября, 2006 я думаю, что говорить "кол" вошёл в "колобок" опосредованно, через "колоб" - это запрягать телегу впереди лошади. Ибо.. "колоб" и раскрывается, как неполногласная форма "колобка" или как "круг" и "обо" (или "ово"). Так что "КОЛ" считаю всё таки первичней. Поскольку про колоб писал я, отвечу. Последовательное обрастание суффиксами КОЛ -> КОЛОБ -> КОЛОБОК мне кажется, наиболее естественной версией. Слово "колоб" в значении "хлеб круглой, шарообразной формы " до последнего времени употребляется в русских деревнях. Моя бабушка, приезжая в город, могла так называть круглые буханки и никогда - хлебные "кирпичи". Но домашний колоб, который она пекла в печке, имел гораздо более объёмную, почти шарообразную форму. Впрочем, это только мое мнение, не более того.Что касается того про латынь и пр. Откуда интересные сведения, что "римляне не говорили по латыни"? На каком же языке говорили и писали Вергилий, Тацит и много кто еще. Если вы не из "фоменковских", конечно. Про остальное боюсь и спрашивать. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
koldenen_kypshak Опубликовано 8 ноября, 2006 Поделиться Опубликовано 8 ноября, 2006 Поскольку про колоб писал я, отвечу. Последовательное обрастание суффиксами КОЛ -> КОЛОБ -> КОЛОБОК мне кажется, наиболее естественной версией. Слово "колоб" в значении "хлеб круглой, шарообразной формы " до последнего времени употребляется в русских деревнях. Моя бабушка, приезжая в город, могла так называть круглые буханки и никогда - хлебные "кирпичи". Но домашний колоб, который она пекла в печке, имел гораздо более объёмную, почти шарообразную форму. Впрочем, это только мое мнение, не более того.Что касается того про латынь и пр. Откуда интересные сведения, что "римляне не говорили по латыни"? На каком же языке говорили и писали Вергилий, Тацит и много кто еще. Если вы не из "фоменковских", конечно. Про остальное боюсь и спрашивать. Ув. Вандал думается что о круглости колобка говорят и три буквы О в одном слове, как и в кОлесО допустим То OREY Я даже не знаю, как вам ответить. Про английскую аристократию понятно, аристократы везде ищут глубокие корни, про латинские заимсвования из русского, могу привести кучу примеров, БЕСТИЯ, ИМПЕРИЯ, ЦЕЗАРЬ, СТАДИОН, И тд и тп. Причем самое интересное что древние римляне заимствовали слова из современного русского, до чего прозорливый народ был. И все таки я придерживаюсь мнения что был период заимствования из тюркских в славянские во времена тюркского господства, и обратно во время Российской Империи и до сих пор Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
HANN Опубликовано 26 декабря, 2006 Поделиться Опубликовано 26 декабря, 2006 Думаю пора продолжить эту тему и поддтверждении намерения приведу интересный материал: Колядки происходят от Коляды, божества времени, хотя проф. Л. Нидерле и отрицает такое божество. Колядки - песни в честь Коляды. Нам, непонятна причина, почему Л. Нидерле отрицает Коляду. Он же отрицает и Мар-Мару. Между тем на Украине в 1910 г. еще мы слышали: Чтоб тебя Мара взяла! - Это древнейшее проклятие, и Мара, как и Коляда, вполне реально существовавшие персонажи. А кто такая Мерроу - шотландцев? Обычай поважать Коляду на Украине связан с весьма точным представлением: Высокий мужик, с длинной палкой в руке, одетый в темное, с сумой через плечо. В этой суме лежит ДобрыДень, который он и отдает добрым людям. Там же лежит Серый Хлеб, кресало с губкой и точильный камень для косы (оселок), а в руке Коло, колесо от телеги, и во втулке малый огонек. Это основное, что обещает Коляда, свет и летнее тепло. Посреди снегов и холода он показывает колесо, то есть обещает теплое время. По-видимому, он же - форма Огнебога (Агни ведийцев). Поэтому он близок очагу, семье, роду. Кроме того, он есть Жива, ибо жизнь есть тепло. Так нас учила прабка Варвара, несомненный авторитет в Дедовщине (язычество). Не имеет значение, что некоторые профессора университета с этим не согласны. Они еще недавно защищали - теорию флогистона - в физике, а в истории защищают такую же - норманнскую теорию -. Коляде Зимнему на Рождестве ставили страву (жертву), и такую же Коляде Летнему (Купала). Это показывает, что Коляда связан с солнцем (сольстис зимний и сольстис летний). Страва ни в коем случае не является погребальной едой, как думает Л. Нидерле, а это вообще - жертвенная еда, торжественная еда или праздничная снедь. На юге Руси был обычай - прогонять кутью: на третий день Рождества ходили по селу Три Брата, один в черном бараньем тулупе, другой в рыжем и третий в белом. В них нетрудно узнать олицетворение солнца - Зимнего Хороса (Черный Брат), весеннего и осеннего (Белый Брат) и летнего (Рыжий брат). Братья входили, поздравляли хозяев, желали доброго урожая, выпивали стакан водки или пива и уходили. Во дворах к Рождеству ставили Трех Баб из снега. Одна была Зима, другая - Колядо с Колесом в правой руке. И третья, маленькая - Крыжень, или Крышень (образ зарождающегося света, или дня). У ног их ставили после кутьи на Сочельник, Первый и Последний Свароговы Снопы. К ногам же клали грабли, косы, метлу. Зима была украшена соломенной шляпой - такие мужики надевают летом для работы в поле. По селу бегали дети и пели Колядки, в которых восхваляли Гром, Тучу (Хмару), Дуб, Сноп, Даждь, Свет, Колоду - все атрибуты Сварога. За это хозяйки им давали сласти, пирожки с вареньем, сухие фрукты, сахар, куски старого, сухого меда. На св. Меланию, 31 декабря, готовили вареники с творогом, ватрушки с изюмом и сырники с медом. Вечером прибегали дети щедровать и за это получали упомянутые сласти. По-видимому, народ считал, что Щедрыня-Лада и Мелания совпадали. В те же дни молодые парни - прогоняли кутью -. Для этого они вооружались киями и били ими по заборам, воротам, а иногда стреляли из ружей, что означало, конечно, вызывание Грома. Если случался снегопад с громом, то говорили: Старый отозвался! - Это означало: Отозвался Дед (Перун). В китайских хрониках указано, что - саки, жившие на западе (Китая) и носящие имя Т-Син, в зимние праздники катали горящее Колесо по снегам -. В Антоновке возле Ростова-на-Дону делали то же самое. В эти дни готовили вареники с творогом, блины, оладьи, пили пиво, брагу, квас и катали горящее осмоленное колесо. Перед жатвой - закручивали Перу (Перуну) бороду -, слева направо. Это образ - творящего вихря Сварога. Если закрутить наоборот, то есть справа налево, то это к несчастью, к неурожаю, к засухе (индо-европейское верование: Исвара все завихрил слева направо и создал мир. Нам пришлось слышать это в Иране от местного населения. Этот принцип содержится в свастике). После Крещения молодые парни на юге Руси били палками по деревянным изгородям и кричали: Уходи, Зима, приди Весна Ясна! Уходи Зима-Яма! - Кий должен был быть либо дубовым, либо березовым, либо вербовым, но с зеленой корой. http://kirsoft.com.ru/mir/KSNews_77.htm Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
HANN Опубликовано 26 декабря, 2006 Поделиться Опубликовано 26 декабря, 2006 Дорогие братья тюрки!!! Уважая вашу национальную гордость и отчасти не желание признавать уже более чем очевидный факт родства со славянами, разрешите мне всё таки привести новые доказательства, которые только поддтверждают правоту OREYa: Русский язык это и есть изменённый во времени "пратюркский язык". Я считаю, что современные славянские языки и современные тюркские вышли из одного корня. Разубеждать представителей тюркских народов в том что из казахского или кыпчакского образовался русский язык смысла не вижу. Зачем отбирать любимую игрушку. И так: Свою покорность Тенгри-хану степняки подчеркивали, используя древнейший символ – знак равностороннего креста (аджи): его наносили на лоб либо краской, либо в виде татуировки. Славянский символ равносторонний крест во всех его проявлениях – тот же узнаваемый знак. Видимо не случайно добрые намерения представителей нашего народа можно было увидеть на лбу. Отсюда и пошла поговорка: «На лбу написано...». По версии учёных знак креста заимствован тенгрианами из древней тибетской (добуддийской) культуры (Что невольно вызывает сомнение после определения, что вера в Тенгри имеет самую древнюю историю. Скорее всего, все верования имеют один единственный исток, что и проходит красной нитью через всю эту книгу.). Он символизировал понятие рум – мир, откуда всё берёт начало и всё возвращается (сравните истинное название города Рим – Рум, ставший мировым центром). Там есть небо и земля, верх и низ со своими покровителями. Рум плавает в безбрежном океане на спине огромной рыбы или черепахи, придавленной для большей устойчивости горой. У основания горы покоится змей Бегша. Время от времени в руме вспыхивает, словно молния, крестообразная ваджра («алмаз»). В буддизме ваджра стала символом прочности и неучтожимости. Следует напомнить, что у многих народов равносторонний крест имел различные значения, весьма сходные по смыслу: от животворящего креста до символа жизни. Заключая его изображение в круг, наши пращуры считали его символом вечного Коло – вращение Круга Жизни. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
HANN Опубликовано 26 декабря, 2006 Поделиться Опубликовано 26 декабря, 2006 Ах,да, вот ещё что забыл: Вопрос: Почему славянский народ болгары, считают себя тюрками? Ответ: Hичего удивительного в этом нет. Просто у болгар еще сохранилась родовая память и уважение к предкам. Предками болгар (как и русских) были тюркские народы, пришедшие из Поволжья и от Уральских гор. Греки называли эти народы скифами. Это в нашей стране определенные круги устроили насмешку над А.Блоком за его стих: "Да, скифы мы, да - азиаты...". Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
OREY Опубликовано 12 марта, 2007 Поделиться Опубликовано 12 марта, 2007 "Мне лично кажется толкования в русском КОЛО - круг, шар и БОК - собственно бок, выпуклость, окружность это тавтология, масло масляное. Неправильно трактовать КОЛОБОК в руском - КРУГЛЫЙ БОК." А по моему словоформа вполне типичная для русского языка. Есть слово "КРУГОВЕРТЬ" - тоже масло маслянное. ..или ТРЕЗВОН. Трелить и звонить - не один хрен? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Eger Опубликовано 21 марта, 2008 Поделиться Опубликовано 21 марта, 2008 Неправильно трактовать КОЛОБОК в руском - КРУГЛЫЙ БОК.------------------------------------------------------------------------- OREY А по-моему, словоформа вполне типичная для русского языка. И для английского Бог говорил по-русски:ГЛоБус - от КоЛоБок (Г и К чередуются) Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
kirpi Опубликовано 1 августа, 2008 Поделиться Опубликовано 1 августа, 2008 Уважаемые знатоки и любители истории и лингвистики, хотелось бы узнать Ваше мнение об этимологии слова "кулебяка"(=пирог с начинкой). Есть ли , по-Вашему, какая-либо взаимосвязь между словами "колобок" и "кулебяка"? Спасибо. С Уважением. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Ар_ Опубликовано 1 августа, 2008 Поделиться Опубликовано 1 августа, 2008 Уважаемые знатоки и любители истории и лингвистики,хотелось бы узнать Ваше мнение об этимологии слова "кулебяка"(=пирог с начинкой). Есть ли , по-Вашему, какая-либо взаимосвязь между словами "колобок" и "кулебяка"? Спасибо. С Уважением. Да, есть такое мнение: Vasmer's dictionary :Word: кулебя/ка Near etymology: "продолговатый пирог с рыбой, капустой, кашей" (Преобр.), колюба/ка, арханг. (Подв.), кулеба/ка "пирог с рыбой", вятск. (Васн.), также кулбака (там же), см. ЖСт., 1898, вып. 3--4, стр. 449, кульбака, донск. (Миртов), калюба/ка "ржаная из пресного теста ватрушка с творогом", яросл. (Волоцкий). Further etymology: Трудное слово. Ср. также кулибака "пшеничный пирог с рыбой" у иеромонаха Дамаскина (Афонск. гора и Солов. мон., XVII--XVIII вв.) и фам. Кулибакинъ (XVII в., Тупиков), Кулебакин, Колюбакин (XVII в.; Соболевский, РФВ 70, 93 и сл.). По мнению последнего, колюба/ка связано с ко/лоб. См. сомнения у Преобр. I, 409. Формы на -у- Соболевский сравнивает с польск. kulime,dу "testiculi", что уже совсем сомнительно. Другие предполагают заимствование из нем. Kohlgeba"ck "пирог с капустой" (см. Рейф у Преобр. там же; Горяев, Доп. 1, 23), что тоже сомнительно. Нужно решительно отклонить объяснение из фин. kala "рыба" (вопреки Мi. ЕW 146; см. Брандт, РФВ 22, 142; Бернекер 1, 642). Pages: 2,409 ------------------------------------------------------------------- Word: ко/лоб Near etymology: "шар, колобок, моток, круглый хлеб", арханг., вологодск., нижегор., псковск., тверск.; колобу/ха "галушка, увалень", сюда же колоба/н "толстая лепешка", тверск. околобе/ть "сжаться", ско/лобить "сжать комом", укр. колобо/к. Further etymology: Надежные сопоставления отсутствуют, но вряд ли это слово является заимств. Корш (AfslPh 9, 513) и Бернекер (1, 542 и сл.) сравнивают это слово с греч. κόλλαβος "пшеничный хлеб", однако заимствованное из греч. слово (вопреки Бернекеру) имело бы в, но никак не б; см. Фасмер, RS 5, 136. Следует отделять от словен. sklaboti/na "осадок, намыв" по семантическим соображениям, вопреки Торбье'рнссону (1, 80). Выведение из шв. klabb "чурка", норв. klabb "ком" или из др.-исл. kolfr "брус, шест" (Кнутссон, GL 49; Фасмер, там же) фонетически несостоятельно. Едва ли связано с коло (см. колесо/), вопреки Горяеву (ЭС 151). Отсюда колбя/к "огрызок, кончик". Сомнительно родство с греч. κολοβός "изувеченный", о котором см. Буазак (485). Ср. лтш. kalbaks "ломоть, краюха хлеба" (М.--Э. 2, 140; Потебня, ФЗ, 1876, вып. 2, стр. 93). Pages: 2,292 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Ар_ Опубликовано 1 августа, 2008 Поделиться Опубликовано 1 августа, 2008 Есть тут и такое забавное наблюдение: У Фасмера упоминается версия о связи КОЛОБКА с греческим словом "изувеченый": Word: ко/лоб..... Сомнительно родство с греч. κολοβός "изувеченный", о котором см. Буазак (485). что сразу отсылает к сказке про колобка без рук и ног. Есть также другое слово - КАЛЕКА, в котором имеется похоже звучащий первый слог. У Фасмера приводится "обычное" мнение о турецко-персидском происхождении Word: кале/ка,Near etymology: кале/чить, также каля/ка (Радищев), укр. калi/ка "калека", сюда же польск. kаlеkа, диал. kalika. Обычно объясняют из тур.-перс. kаlаk "изуродованный, обезображенный" (см. Мi. ЕW 109; ТЕl 2, 106; Доп. 2, 155; Маценауэр 39; Гануш, РF, I, 461; Бернекер 1, 473). Корш (AfslPh 9, 515) сомневается в этой этимологии. Сюда же иногда относят калика "паломник, странник"; ср., однако, на слово кали/ка. Неприемлемо произведение кале/ка из лат. саdu:сus, вопреки Карловичу (241), и предположение о родстве с арм. kаl/ "парализованный, хромой", гот. halts -- то же, греч. κελλόν ` στρεβλόν, πλάγιον (Гесихий), вопреки Шефтеловицу (KZ 56, 199). Ср. ка/лич. Pages: 2,166 А уж если появилось слово КАЛАК, сразу вспоминается младшенький сын Таргитая, КОЛАКСАЙ, который , как Иванушка-ДУРАЧОК или МУНХАГ-Бодончар или ПРОКАЖЕННЫЙ Алаш, какой-нибудь, получил все. Правда , в легенде о скифах специально не говорится о том, что он был КАЛЕКОЙ, физическим или умственным. Такими КАЛЕКАМИ были мальчики,прародители народа, в тюркских и монгольских легендах. http://sozdik.kz/ Казахский Русский шолақ безногий безрукий бесхвостый короткий куцый Altaic etymology :Proto-Altaic: *c^`i_olu Meaning: crippled Russian meaning: калека, неметь, затекать (о конечностях) Turkic: *c^ol- Mongolian: *c^ile- Tungus-Manchu: *c^ial- Korean: *c^@:rk Japanese: *tur- Comments: Cf. also Kor. c^j@ri-da 'to be stiff (of limbs)', SKE 30, ОСНЯ 1, 203. ------------------- Turkic etymology : Proto-Turkic: *c^ol- Meaning: 1 crippled 2 to deteriorate, dwindle 3 defect 4 short-statured Russian meaning: 1 калека (с дефектной рукой) 2 убывать, иссякать 3 порок, изъян 4 куцый, короткий Old Turkic: c^oluq (OUygh.) 1, c^ol- 2, c^olmaq 3 (OUygh. late - Suv.) Karakhanid: c^oluq (MK) 1; c^olquj 'worn (of a sole), crippled (of an arm, hand)' (MK) Turkish: c^olak; c^olpa 'unskilful, awkward' Tatar: c^ulaq Middle Turkic: c^olaq (Sangl.) Uzbek: c^o.lo|q 'handless, lame', c^o.lto|q 4; 'bungler, unskilled person' Uighur: c^olaq 1, 4 Azerbaidzhan: c^olaG 1 Turkmen: c^olaq 1 Oyrat: c^oltuq 4 Halaj: c^olaq 'handless, lame' Tuva: s^oluq 'sensitive, huffish' Kirghiz: c^olu- 'to pull out, pick out', c^olz^|uj- 'become curved, warp', c^oloj- 'become short, limbless', c^oloq 1, 4 Kazakh: s^olaq 4, s^oltyj- 'to shorten' Noghai: s^olaq 1; s^oltan|-la- 'to move aside angrily' Bashkir: sulaq 1 Balkar: c^olaq 1 Gagauz: c^olaq 1 Karaim: c^olaq (K) 1 Karakalpak: s^olaq 1, 4 Kumyk: c^olaq 1 Comments: EDT 419-420, VEWT 115, TMN 3, 89, Дыбо 152. Turk. > Mong. c^olaq (Щербак 1997, 113). The existing forms are derived from a verb *c^ol- 'become defective' (cf. the attested OUygh. c^ol- and forms like Kirgh. c^olu-). ---------------------------------- Mongolian etymology : Proto-Mongolian: *c^ile- Meaning: to stiffen, get oedema Russian meaning: неметь, затекать, уставать Written Mongolian: c^ile- (L 182) Middle Mongolian: c^ile- 'erscho"pft sein' (SH) Khalkha: c^ile- Buriat: s^elden (adj.), s^ele- 'to peter', s^ala- Kalmuck: c^il@- 'become ill, powerless (of princes)' Ordos: c^ile- Dongxian: c^yla- Comments: KW 440, MGCD 570. Mong. > Yak. sylaj-, Dolg. hylaj- (see Stachowski 118). ----------------------- Tungus etymology : Proto-Tungus-Manchu: *c^ial- Meaning: 1 to be unable 2 to choke 3 exhausted 4 to stumble (while going down the hill) Russian meaning: 1 не мочь 2 застревать в горле, давиться 3 истощенный 4 спотыкаться (при спуске с горы) Evenki: c^elgek 3, c^ele:- 4 Even: c^elgъk- 'break (limb)' Literary Manchu: c^ili- 2 Ulcha: c^i:.la- 1 Nanai: c^i:.la- 1 Oroch: c^i:la- 1 Comments: ТМС 2, 393, 420. The peculiar vocalism is best explained by supposing *c^ial-. Cf. also *c^ulug- (ТМС 2, 413) < *c^ialug- (?). ---------------------------- Korean etymology : Proto-Korean: *c^@:rk Meaning: lame Russian meaning: хромой, с больными руками или ногами Middle Korean: c^@:rk Comments: Nam 422. ------------------------------------- Japanese etymology : Proto-Japanese: *tur- Meaning: to have cramps Russian meaning: сводить судорогой Tokyo: tsur- Что касается сказки про КОЛОБКА, то сюжет о том , как последний сын покидает своих стариков- родителей и отправляется КУДА-ТО, очень популярен. Например, в казахской сказке про Ер-Тостика, который родился у старухи, после того как она съела төс-грудинку, которую дед со старухой нашли- "наскребли в сусеках" (способ рождения от "съедения" чего-нибудь - отдельная тема, см. по форуму), парень отправился искать своих ДВУХ старших братьев. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться