Перейти к содержанию
Гость Эльтебер

Кеты (Остяки)

Рекомендуемые сообщения

Кеты (Остяки)

Кеты - один из самых малочисленных народов Сибирского Севера. По данным переписи 1989 года их насчитывается 1084 человека. Расселены они в северной части Красноярского края. Большинство кетов сосредоточено на территории Туруханского района. Там они расположены компактными группами по притокам Енисея - Елогую, Сургутихе, Пакулихе и Курейке. Центр елогуйских кетов - пос. Келлог, сургутинских - Сургутиха, курейских - Бакланиха (Серково). Отдельные семьи кетов живут среди русского населения во многих приенисейских поселках Туруханского района. Подкаменская группа (центральная усадьба - пос. Суломай ), согласно современному административному делению, входит в Байкитский район Эвенкийского автономного округа.

Название "кеты" происходит от слова кет - человек. Оно утвердилось в русском языке с 20-х годов текущего столетия. До этого кеты были известны под наименованием "остяки", "енисейские остяки", "енисейцы". Предки современных кетов сформировались, видимо, в эпоху бронзы на Юге междуречья Оби и Енисея в результате смешения европеоидов Южной Сибири с древними монголоидами. Позднее (в 1-м тысячелетии нашей эры) они вступили в контакт с тюрко-, самодийско- и угроязычным населением. В результате миграций (возможно, нескольких волн) произошло оседание на Енисейском Севере немногочисленных групп. Известны три родовые локальные группы: земшаки - в низовьях Подкаменной Тунгуски, богденцы - в устье Бахты и инбаки - в бассейне Елогуя. В дальнейшем, с продвижением отдельных семей на Север, образовались смешанные территориальные группы. В некоторых из них соседями кетов были селькупы и эвенки.

Кетский язык занимает изолированное положение и не входит ни в одну родственную группу языков Северной Азии. Лингвистические исследования последнего времени все чаще обращают внимание на общие черты в основных принципах построения кетского языка с некоторыми языками кавказских горцев, басков и североамериканских индейцев. Кетский язык разделяется на имбатский и сымский диалекты, которые значительно отличаются друг от друга фонетикой, морфологией и лексикой. Письменность разработана на основе русской графики.

В традиционной культуре кетов сочетались элементы культуры пеших рыболовов и охотников таежной зоны (землянка, способы заготовки продуктов впрок, меховая парка и составная обувь, культы земли, промысловых животных и др.) и южно-сибирских и центрально-азиатских кочевников (чум, халатообразная одежда, кузнечество, шаманство и др.). Исконными занятиями были котцовое рыболовство, охота на лося и оленя, водоплавающую и боровую дичь. С введением ясака, а затем развитием товарных отношений первое место заняла пушная охота (на соболя, белку и др.). Заимствованное во 2-й половине ХVII-ХVIII в.в. у самодийцев (ненцев, энцев) транспортное оленеводство распространилось не у всех кетов. Часть их, в том числе вся подкаменнотунгусская группа, оставались безоленными.

Домашними занятиями мужчин были обработка дерева, кости, кузнечество. Кетские луки и орудия труда (ножи, скребки и др.) славились на Енисейском Севере и были предметом обмена. Женщины выделывали шкуры (зверей, птиц и рыб) и бересту, изготовляли из них одежду, предметы утвари.

Традиционное жилище кетов - конический чум из шестов и берестяных покрышек, а также землянка с каркасом из наклонных бревен. Временные укрытия - яма в снегу, шалаш из гнутых прутьев и другие хозяйственные постройки: оленьи сараи с дымокурами, свайные лабазы. Первые срубные дома у кетов появились в начале ХХ в. Перекочевывали на места летнего рыболовства, а осенью к охотничьим угодьям на больших лодках (илимках) с крытым берестой жилым верхом. Широко бытовали долбленки - однодеревки. На зимнем промысле пользовались ручными и оленьими нартами, волокушей из шкуры лося, широкими лыжами, оклеенными снизу мехом (камусом).

Мужская и женская национальная одежда состоит из суконного и стеганного халатов на подкладке из заячьих шкур; меховая парка (у мужчин короткая, из одной оленьей шкуры). Нижнюю одежду и летнюю обувь шили из ровдуги. Зимняя обувь состояла из мехового черка и суконных голенищ. При переездах на оленьих нартах надевали меховую одежду с капюшоном и меховую обувь.

Пища - вареная и жареная на рожне рыба и мясо. Использовались заготовленные впрок сухие юкола и порса, рыбий жир, вяленое мясо. Пища готовилась на костре, пресные лепешки выпекали из муки в золе костра или глинобитной печи. Летом рацион питания кетов пополнялся ягодами, клубнями сараны, отварами трав, заменявшими покупной чай.

Сохранились традиционные верования и культы, сформировавшиеся на основе ранних мифологических представлений о мире. В образе Верхнего бога Есь ("небо", "бог") олицетворяли небо и связанные с ним явления природы. Ему противостояла хозяйка Севера носительница зла Хоседэм, насылающая беды, порчу, мор, болезни. Юг персонифицировался в образе хозяйки перелетных птиц Томэм. Существовали культы огня, духов - семейных охранителей, духов - хозяев.

Добыча медведя сопровождалась циклом обрядовых действий ("медвежий праздник"). Шаманство у кетов не было профессиональным. Главной функцией шаманов было лечение и предсказание. Популярностью пользовались загадки и песни - импровизации. Распространенным музыкальным инструментом был костяной или деревянный варган. Традиционное изобразительное искусство - вышивка подшейным волосом оленя, резьба по кости, дереву, орнаментация бересты, меховая аппликация и др.

В период советской власти шло разрушение традиционного образа жизни. Хозяйственные реорганизации (колхозы - промхозы; организация поселков с переводом на оседлость и последующая ликвидация отдельных из них) привели к сокращению роли кетов в охоте и рыболовстве; утрачено оленеводство. Изменилась социально-профессиональная структура. 17,8% кетов - городские жители. Появилась собственная интеллигенция, часть кетов ориентирована на промысловые занятия. С развитием коммуникативных связей в быту стали преобладать городские формы ( в одежде, оборудовании и интерьере домов и др.). Сохраняются ставшие межнациональными транспортные средства( лыжи, ручные нарты, лодки) и зимняя обувь, а также отдельные орудия труда, имеющие тенденцию к сокращению из-за постепенной утраты культуры производства. Сокращение уникального производства, опыта предков, материальных и духовных ценностей приводило к деформации национального самосознания. В среде интеллигенции растет интерес к своему историческому прошлому национальной культуре. Восстановлено прерванное в 30-е годы ХХ в. преподавание кетского языка в школах. Созданы букварь и другие пособия на кетском языке. Предпринимаются меры по организации сельских музеев и культурных центров.

Оксана Синникова, стажер ИЦ "Л",

Туруханский район Красноярского края

http://www.indigenous.ru/russian/people/r_kety.htm

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Как говорят у нас в Венске, дацу:

http://www.philology.ru/linguistics4/verner-97.htm

(описание кетского из "Языков Мира")

Статья Буторина:

http://www.philology.ru/linguistics4/butorin-02.htm

Две статьи Г.С. Старостина:

http://starling.rinet.ru/Texts/ketverb.htm (в соавторстве с Решетниковым)

и

http://starling.rinet.ru/Texts/kottverb.htm (родственный кетскому коттский язык)

Этимологическая база енисейских языков того жа Старостина:

http://starling.rinet.ru/cgi-bin/query.cgi...e=yes&hiero=gif

(у самого пользоваться не получалость, спросите Ар_а, как там можно что-либо найти ;) )

И, что, пожалуй, интереснее всего историкам, читающим на английском -- заметка Паллибланка о родстве енисейских и языка сюнну.

Идем сюда: http://www.ihp.sinica.edu.tw/~asiamajor/, выбираем New Series, затем Volume 9, part 2, 1962 и The Consonantal System of Old Chinese. Part II

by E.G. Pulleyblank. Дождавшись, пока длинный пэдээф загрузится, очень долго жмем пэйдждаун и -- вуаля -- приложение о языке сюнну :D

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Да, ссылка на выпуски "Asia Major" хороша!

Вот , например, статья Клаусона "Тюрки, Монголы, Тунгусы" в пдф-формате:

http://www.ihp.sinica.edu.tw/~asiamajor/pd...60/1960-105.pdf

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вот что интересно: Я живу в славном городе Барнауле (если кто не знает, город расположен на Оби, это столица Алтайского края).

Так вот, для большинства Русских слово "Барнаул" звучит как тюркское, видимо из-за "-аул".

Но в энциклопедии сказано, что слово "Барнаул" происходит от кетского "боран уль" - "волчья река" (имеется в виду речушка "Барнаулка", которая впадает в Обь в черте города).

Но до Енисея, где сейчас живут кеты, от нас очень далеко.

Значит ли это, что когда-то ареал расселения Кетов был значительно больше чем сейчас?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы
Но в энциклопедии сказано, что слово "Барнаул" происходит от кетского "боран уль" - "волчья река" ....

Значит ли это, что когда-то ареал расселения Кетов был значительно больше чем сейчас?

Вообще то "волчья река" это по-тюркски - бури чуль/йюль. Кетские форманты бо/бу? Тогда они на огромной территории распространены.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вот что интересно: Я живу в славном городе Барнауле (если кто не знает, город расположен на Оби, это столица Алтайского края).

Так вот, для большинства Русских слово "Барнаул" звучит как тюркское, видимо из-за "-аул".

Но в энциклопедии сказано, что слово "Барнаул" происходит от кетского "боран уль" - "волчья река" (имеется в виду речушка "Барнаулка", которая впадает в Обь в черте города).

Но до Енисея, где сейчас живут кеты, от нас очень далеко.

Значит ли это, что когда-то ареал расселения Кетов был значительно больше чем сейчас?

Да, енисейская топонимика охватывает очень большую территорию, вплоть до Казахстана. Ща ссылку поищу...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Но в энциклопедии сказано, что слово "Барнаул" происходит от кетского "боран уль" - "волчья река" (имеется в виду речушка "Барнаулка", которая впадает в Обь в черте города).

Но до Енисея, где сейчас живут кеты, от нас очень далеко.

Значит ли это, что когда-то ареал расселения Кетов был значительно больше чем сейчас?

Версия про "волчью реку" является тюркской.

http://irbis.asu.ru/docs/altai/literature/...1997/name3.html

О названии города Барнаул

Статья д. и. н. А. П. Уманского под заглавием "Что в имени твоем?" напечатана в

"Барнаул" 1997 г. N 1-2 .

Несостоятельность народной этимологии Барнаула

В связи с различными транскрипциями топонима "Барнаул" большое значение приобретает вопрос об его языковой принадлежности. Для этого надо разобраться в его этимологии.

Многие краеведы пытались разрешить этот вопрос. Одни полагали, что Барнаул -- киргизское (или казахское) слово и в буквальном переводе означает аул Барна. Дескать, до прихода русских на месте Барнаула был аул некоего киргиза (или казаха) по имени Барн.

Другие ученые переводили Барнаул как "хорошее пастбище". Но все это не более как народная этимология, далекая от науки.

Во-первых, ни у киргизов, ни у казахов нет таких имен, как Барн. Во-вторых, ни киргизы, ни казахи никогда не кочевали в Верхнем Приобье. Правда в XVII-XVIII веках казахские орды иногда совершали походы в глубь Джунгарии, в земли подвластных ей народов, но никаких данных о вторжениях казахов или бурутов (притяньшанские киргизы) в Обь-Иртышское междуречье нет. Тем более исключается мирное проживание их в этом регионе. Здесь с конца XVI и до 20-х гг. XVIII века, как уже сказано выше, господствовали алтайские (приобские) телеуты.

Что касается "хорошего пастбища", то в большинстве тюрко-монгольских языков для обозначения хорошего пастбища есть специальные слова типа джайляу. Да и трудно представить, что ленточный бор, по которому протекает Барнаулка, представляет собою хорошее пастбище.

Этимологические изыскания Дульзона

Таким образом, оба приведенных выше толкования, как говорят специалисты по топонимике, не соответствуют реалиям. Впервые подлинно научную дешифровку топонима Барнаул сделал крупнейший специалист по языкам сибирских народов томский профессор А. П. Дульзон.

Он прежде всего указал на то, что это слово сложное: оно состоит из двух древнетюркских слов. Исходной формой этого топонима является, по А. П. Дульзону, Бороноул, где боро восходит во многих тюркских и монгольских языках к слову "волк", а ул в тюркских языках значит "река".

Иными словами в переводе на русский язык, по А. П. Дульзону, Бороноул не что иное, как "Волчья река". В соответствии с нормами русского произношения это слово превратилось в "Барнаул". Правда, в таком случае транскрипция топонима должна бы выглядеть несколько иначе, а именно как "Боро-ул", а не "Боро-но-ул".

А. Уманский

Тюркские корни в базе Старостина

Turkic etymology :

Proto-Turkic: *bo":ru"

Meaning: wolf

Russian meaning: волк

Old Turkic: bo"ri (Orkh., Yen., OUygh.)

Karakhanid: bo"ri (MK,KB)

Turkish: bo"ru" (dial.)

Tatar: bu"re

Middle Turkic: bo"ri (Sangl., Abush.)

Uzbek: bo.ri

Uighur: bo"ri

Sary-Yughur: bo"ji, peri

Turkmen: bo":ru"

Khakassian: pu":r

Shor: po"ru" ®

Oyrat: bo"ru"

Halaj: bi:eri

Chuvash: pir@

Yakut: bo"ro"

Dolgan: bo"ro"

Tuva: bo"ru", dial. (Todzh.) bo"ru"k

Kirghiz: bo"ru"

Kazakh: bo"ri

Noghai: bo"ri

Bashkir: bu"re

Balkar: bo"ru"

Karaim: bo"ru"

Karakalpak: bo"ri

Salar: pu"r/e (ССЯ)

Kumyk: bo"ru"

Comments: EDT 356, VEWT 84, TMN 2, 333, ЭСТЯ 2, 219-221, Лексика 160, Stachowski 63. The hypothesis of the word being borrowed from an East Iranian source runs into difficulties, basically because of the lack of early attested forms with -k (only in Tuva dialects and the hypothetical Bulgar source of Russ. бирюк (cf. Аникин 128-129)). See also Abaev 1, 263 (isn't the East Iranian form itself < Turkic?)

Turkic etymology :

Proto-Turkic: *jul

Meaning: stream, brook, fountain

Russian meaning: река, ручей

Old Turkic: jul (OUygh.)

Karakhanid: jul (MK)

Khakassian: c^ul

Oyrat: jul

Chuvash: s/ъw|l

Salar: jul

Comments: EDT 917-918, VEWT 209-210, ЭСТЯ 4, 244.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кыргызское ханство - VIII век – район верховьев Енисея. Граничили с древними Сибиряками, БОМА и ЙЕЛОЧЖИ, с которыми « часто дрались». БОМА обличием походили на кыргызов, но имели другой язык. Жили в долине нижней Ангары, страна АЛАКЧИН. Северная граница Кыргызского ханства проходила несколько севернее Красноярска. БОМА – это енисейские остяки, т.е. КЕТЫ.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Врядь ли, кеты по моему никогда не были земледельцами, в отличии

от найманов. И бома были чистейшими тюрками, может быть имевшими

примесь китайцев. И алакчин - чистейшщая легенда, выдуманная

Бахадур-ханом.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

И алакчин - чистейшщая легенда, выдуманная

Бахадур-ханом.

Спасибо. Возможно всё,раз нет объективных доказательств. А вот если звёзды зажигают, значит...лоя каких целей была выдумана легенда?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Иногда бывают такие романтичные натуры. Из куска информации выдумывают

целые легенды. Прочти посты Чулуункана к примеру. Интересно, Анкара

в летописи Рашида где все-таки впадает? Дело в этом.

В Ледовитый океан или в Байкал?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

На мой взгляд, тут рекой и не пахнет.

Все этимологии, на мой взгляд, очень далеки от истины.

Во первых, Барнаульский аул :D можно встретить и в топонимах Стамбул или Кабул. :D

Древняя форма ав-дом. Отсюда родственные термины апа, аба и т.д.-они вытекают из понятия дом. То есть АУЛ=АВУЛ, а тут и до римского яйца недалеко, ибо яйцо тоже домик для эмбриона :D

А(В)УЛ=АВ+UL-дом есть===местообитание.

То есть КАБУЛ тюркский топоним с древнейшим тюркским этноним КА,ГА.

Барнаул=Барна+А(в)ул

Эта Барна наподобии болгарско-тюркского топонима Варна, который встречается и в Авесте как страна, когда говорится о Франграссияне-Алп АрТунге.

В слове Барна базовый этноним БАР. Я говорил о нём, когда писал про объяснение топонима Фергана.

БЯРУ-это тот кто принадлежит бярам. Так как их тотемом был волк, то это слово стало обозначать ещё и ВОЛК.

Сам этноним БАР композитный, в нём сидит базовый этноним ЭР(мягкая а).

БАР- это главные ЭРЫ по мужской линии-генеалогии.

Так как аффикс НА имеет смысл женщины, как транзитивная пара с шумерским небом- АН- НА, то например ВЯР(А)НА, ВЯР(У)НА, БЯР(Я)НА-даёт смысл родины бяров, местом их формирования, а также ВОЛЧИЦЫ.

Если учесть что и в азербайджанских Манне, Мидии было много топонимов с этим этнонимом:

Парсинду

Парсуа

Парсан

Бара

Барруа

Уба-Бара

Барунакка

то связывается Центральная Азия, Средняя Азия(смотри Фергану), Великая Мидия и пр.

Болгарская Варна также понятна, если учесть известные переселения мидян и их влияние на формирование булгарского этноса(булгамак-смешивать).

Вопрос: Река Обь имеет другие названия-у кого как?

Есть ли мысли по его его расшифровке?

Логичнее было бы если он звучал как Обу.-Это источник воды.

Кстати Быи. Выи тоже из этой оперы.

Недаром тюркско-азербайджанский лёд БУЗ=БУ+УЗ ====связанный источник воды.

Слово Аб-вода встречается ещё у шумеров, поэтому оно такое же тюрко-азербайджанское, как и персидское или санскритское. :D

Маг

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кето исчезают с лица Земли

Сибирское Агентство Новостей // Новости /

Кетов на Земле осталось всего 700 человек. Этот исчезающий народ - самый загадочный в Сибири. Его исторический след теряется в сумраке тысячелетий. Существует научная гипотеза, по которой кеты - потомки древнейшей могущественной цивилизации хеттеев. Но ассимиляция делает свое дело. В наше время самые популярные фамилии у кето русские - Максуновы и Дорожкины. Тамара Васильевна Дорожкина совсем не по своей воле перебралась в райцентр. Живет в Туруханске уже два года, никак привыкнуть не может к местной столичной жизни. Сердце болит о родственниках в деревне: «Ни сахара, ни чая. Вот приходилось отправлять отсюда, бежать с этой сумкой, просить ли человека, чтоб довез. Потому что у нас мэр ни о чем не думает, тем более о коренном жителе, чтоб был запас. Вот так всю зиму они и просидели путем. А дети. Дети же каждый день кушать хотят». Семья соединилась: по квартире бегают внуки – все рядом, и все вроде ничего, но главные проблемы коренных северян - нищета и голод - преследуют и в городе. Рассказывает жительница поселка Сургутиха Альбина Жаркова: «Теперь единственный доход, что мы этими питаемся: охотой и рыбалкой, так это ведь же карточная игра. Нынче есть вот этот соболь, а на другой год его может и не быть. Не то, что может не быть, а она так и есть. Та же самая эта рыбалка, то же самое». Совсем о другой столичной жизни мечтают жители Бакланихи, которая уже прославилась на всю страну. Пятеро человек из-за болезни всю зиму пишут в районную администрацию просьбы переселить их поближе к цивилизации, лечение необходимо. В результате таких прошений пятерку несчастных обвинили в том, что они инициаторы исчезновения деревни. Время тянется, а люди постепенно уходят. В советские времена коренных северян приучили к дотациям. Ныне все меняется. В районной администрации уже запутались, что хотят от бедных сельчан. Либо полностью избавиться, либо приложить усилия и восстановить былую жизнь. Жизнь человека не перескажешь языком чиновника. Говорят, в древние времена кето были светловолосы и светлоглазы, как европейцы. Некоторые ученые считают, что этот уникальный народ скоро исчезнет с лица земли. Места под солнцем нынешней цивилизации он, похоже, так и не обрел. Подробнее о северных жителях читайте здесь. Медиафайлы ОРТВ: video/avi [18320kb]

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.)

Остяки — угро-финское племя, живущее по Оби, Иртышу и их притокам (Конде, Васюгану и др.), в Тобольской губернии и в Нарымском округе Томской губернии. Разделяется на три группы: северных Остяки — в Березовском округе, восточных — в Сургутском и в Нарымском (по реке Васюган) и юго-западных или иртышских — в северной части Тобольского округа, по берегам Оби, Иртыша, Конды и т. д. Название Остяки придается также так называемым енисейским Остяки, живущим в Томской губернии, на левом берегу Енисея и верхней Кети, но этот немногочисленный, вымирающий народец не имеет ничего общего с настоящими Остяки и должен считаться родственным коттам, койбалам и другим южно-самоедским, ныне отатарившимся народностям. К самоедам же относятся и "нарымские Остяки" или "Остяки-самоеды". Наоборот, весьма близки к Остяки, если не тожественны с ними, вогулы (см.). Как те, так и другие говорят на почти одинаковых языках и называют себя одинаково манс или маньс. Остяки называют себя, впрочем, больше по рекам, например Kondikhou ï = "люди Конды", Ас-ях = "народ Оби". Из последнего имени производят и название "остяк", хотя другие объясняли его из татарского "уштяк" = варвар. Самоеды называют Остяки яран, ярган (слово, подходящее к иртышско-остяцкому яра — "чужой"), с которым, может быть, в связи и название "югра", придававшееся русскими в древние времена приуральским вогулам. Эти югры или угры жили некогда, несомненно, гораздо далее на запад, и многие хорографические названия (особенно рек) в средней России объясняются скорее угорскими корнями, чем финскими; ветвью их были и те "угры", которые ушли тысячу лет тому назад на Дунай и дали начало венгерцам или мадьярам (язык которых более сходен с остяцким, чем с каким-либо другим). Теснимые русскими, югры постепенно отступали к Уралу; в Сибири они рано вынуждены были вступить в борьбу с самоедами, а потом подпали под власть татар. В XVI в., при завоевании Сибири, Остяки оказывали упорное сопротивление русским, которые разрушили у них 41 городок. Теперь Остяки живут разбросанными, небольшими деревнями (юрты), и общее число их не достигает и 25 тыс. Иртышских Остяки было в 1887 г. 2508 душ, сургутских насчитывается около 6000, северных всего больше — тысяч около 15.

По своему складу Остяки среднего, даже ниже среднего роста (156—160 см), с черными или каштановыми (редко белокурыми), обыкновенно прямыми, длинными волосами (которые носятся или распущенными, или заплетенными), темными глазами, жидкой бородкой, смуглым цветом кожи, плосковатым лицом, несколько выдающимися скулами, толстоватыми губами и коротким, вдавленным при корне, широким и вздернутым на конце носом. Вообще тип несколько напоминает монгольский, но глаза правильно прорезаны и череп чаще узкий и длинный (долихо- или субдолихоцефальный). Все это придает Остяки особый отпечаток, и некоторые склонны видеть в них остатки особой древней расы, населявшей некогда и часть Европы. Женщины небольшого роста и в большей степени монголообразны, чем мужчины; они еще сохранили отчасти национальный костюм — рубашку из крапивного холста, вышитую разноцветной шерстью, цветной корсаж и суконный кафтан, украшенный металлическими бляхами, монетами, бусами и т. д., которые носятся также на лбу, шее и груди. Мужчины большей частью усвоили себе русский костюм, а зимой пользуются самоедским. Северные и восточные Остяки ведут отчасти бродячую жизнь и живут летом в покрытых корой шалашах (чумах), а зимой — в землянках или плохих деревянных избах; южные (в Тобольском и южной части Березовского округа) живут более оседло, в обыкновенных избах, и только мужчины летом перебираются для рыбной ловли на берега рек, где имеют кое-как сколоченные балаганы.

Рыболовство составляет главное занятие Остяки, как непосредственно, так и путем отдачи в аренду русским рыболовных участков по берегам рек или поступления в работники к более богатым рыболовам. Зимой они промышляют охотой (на соболя, белок, выдр, лосей), осенью собирают кедровые орехи, держат также в небольшом числе коров и лошадей, но лишь немногие (на юге) занимаются земледелием. Народ вообще довольно бедный, непредприимчивый, простой, честный, добродушный, вследствие чего эксплуатируется русскими крестьянами, у которых Остяки находятся обыкновенно в неоплатном долгу. Особенно сильно вредит Остяки водка; и везде, где они живут в более близком и частом общении с русскими и зырянскими торговцами, среди них развито пьянство, сифилис, они беднеют и вымирают, и территория их все более колонизуется русскими.

Остяки считаются христианами, носят кресты и имеют образа, но сохранили еще и прежние, языческие верования, в смешении с христианскими. Высшее божество называется Турим или Турум — Бог, властитель мира; помощником его в отношениях с людьми является его сын Пайрахта (Мир-сусне-хум — у вогулов); затем следует ряд подчиненных духов, преимущественно злых (куль и менк), но отчасти и добрых (тонх), какая-то богиня огня и войны Тарн, священные или почитаемые звери и птицы (мамонт, медведь, лебедь, мифическая птица Тохтин Керис и т. д.). Предметами почитания служат идолы, сохраняемые в труднодоступных, лесных местах, вместе с приносимыми им жертвами (серебром, шкурками и т. д.), и небольшие идольчики (изображения птиц и проч.), которые держатся в домах (в сундуках) или в амбарчиках при них. Посредниками в сношении с божествами являются шаманы, к которым обращаются в случае болезни и других важных обстоятельствах; у южных Остяки они, впрочем, почти уже вывелись. В похоронных обрядах южных Остяки осталось уже мало языческого, но у более северных сохранился еще обычай хоронить в лодке, воздвигать над могилой деревянный сруб и класть в него разные, нужные для путешествия на тот свет вещи. Свадебные обычаи представляют большую или меньшую смесь христианского с языческим. Русские почти никогда не женятся на остячках, но Остяки берет себе иногда в жены русских, и тогда потомство обыкновенно русифицируется. Народная поэзия у Остяки малоразвита; есть, однако, остатки героического эпоса (изображающего борьбу остяцких богатырей с самоедскими).

Любопытные данные об Остяки были записаны еще в начале XVIII в. Гр. Новицким; язык их и отчасти быт был предметом изучения в 40-х годах известного финского ученого Кастрена, позже Альквиста и некоторых венгерских ученых; их тип (пропорции тела, форма черепа) составлял предмет исследований итальянца Соммье, отчасти Чугунова и др. В новейшее время Остяки занимались итальянец Гондатти (преимущественно вогулами), Патканов (языком, народной словесностью и бытом иртышских Остяки) и профессор Якобий (вопросом о вымирании Остяки).

Д. А.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Российский ученый А. Малолетко считает кетов создателями Андроновской

археологической культуры. Это вытекает из того, что отдельные слова

кетского языка сходствуют с изолированными языками Дагестана.

Поэтому Малолетко кетов считает восточными алародийцами.

Кеты это носители лишь одного языка из

целой семьи языков к которому относились юги, котты, пумпоколы и т.д.

Все они были умерщвлены карательными войсками империи против кыргызов.

По утверждению Членовой, они оставили карасукскую культуру

и родственны китайцам.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Российский ученый А. Малолетко считает кетов создателями Андроновской

археологической культуры. Это вытекает из того, что отдельные слова

кетского языка сходствуют с изолированными языками Дагестана.

Поэтому Малолетко кетов считает восточными алародийцами.

Кеты это носители лишь одного языка из

целой семьи языков к которому относились юги, котты, пумпоколы и т.д.

Все они были умерщвлены карательными войсками империи против кыргызов.

По утверждению Членовой, они оставили карасукскую культуру

и родственны китайцам.

Возможно,и так.Я также читал эту гипотезу.Но будет некорректно называть кетов прямыми потомками андроновцев.

Их культура кардинально отличается от культуры андроновцев.Устное творчество,мифология,и тд не имеет аналогий с северокавказцами.Во всем(и в антропологическом и генетическом плане)кроме языка кеты являются потомками автохтонных племен Средней Азии и Южной Сибири.Поєтому правильнее сказать,что под влиянием андроновцев местные племена перешли на их язык,но все остальное осталось прежним,поэтому кеты прежде всего-потомки автохтонов.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Поєтому правильнее сказать,что под влиянием андроновцев местные племена перешли на их язык,но все остальное осталось прежним,поэтому кеты прежде всего-потомки автохтонов.

Уж не слишком ли много перерожденцев в Сибири? Самодийцы тоже потомки пазырыкцев по

генетическим данным, считается что они были там в качестве рабов арийских племен, которые

передали им эти гены. Малолетко даже утверждает, что самодийский язык привнесен

прищельцами из Ближнего Востока, мол автохтоны только приняли язык.

Тунгусы тоже оказ-ся... прищельцы. По антроп. типу, фонетике, хозяйству они потомки

автохтонного субстрата, язык их привнесен культрегерами из юга. Так утверждают некоторые.

Даже якуты и долганы, оказся прищельцы! 10 тысяч лет существовал народ, известный

под именем йокогиров т.е. йако на Средней Лене, который имел отличный совершенно

от тюркских народов язык. Тюркский язык им привнес одинокий Эр Соготох Эллэй!

Короче народы Сибири не имеют никакой истории, все им привнесено инопланетянами

с юга, даже внятный язык.

Между тем памятники Васюганья показывают, как на плодородные земли наступала

тайга и болота. Поэтому обитатели этих земель скотоводы и земледельцы вынуждены

были перейти на рыболовство и охоту, бросив все прежние занятия.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Короче народы Сибири не имеют никакой истории, все им привнесено инопланетянами

с юга, даже внятный язык.

Почему это?Кроме языка,у большинства сибирских народов прямая культурная преемственностьсо времен палеолита,в том числе и у кетов.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Хэ сибири - шивэи все потомки доисторических чукчей? Язык их значит привнесен

извне? А если народы Сибири: арии, саки, скифы, туры, динлины, кыпчаки, ойгуры

мигрировали на юг и дали язык большинству там прозявающих дравидян?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Хэ сибири - шивэи все потомки доисторических чукчей? Язык их значит привнесен

извне? А если народы Сибири: арии, саки, скифы, туры, динлины, кыпчаки, ойгуры

мигрировали на юг и дали язык большинству там прозявающих дравидян?

Арии и саки не жили в каменном веке в Сибири,єто пришлое население.Племена алтайской семьи пришли из Центральной Азии и дпли некоторым сибирякам язык,но те же эвенки ,нгагасаны,кеты и др.в остальных аспектах(и в антропологическом тоже)в основном потомки древнейшего населения.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...