Перейти к содержанию
Гость Эльтебер

Сионизм

Рекомендуемые сообщения

Гость Эльтебер

Сионизм

theodorherzl1.jpg

Теодор Герцл - основатель Всемирной Сионистской Организации (1897)

В нашем обществе не прекращаются споры о сущности сионизма. Одни говорят, что укрепление поселений - это сионистский ответ на арабский террор. Другие утверждают, что, наоборот, отдав арабам территории, мы получим взамен более спокойную и нормальную жизнь на оставшейся части Израиля, и в этом - цель сионизма. Третьи вообще считают, что с созданием государства время сионизма прошло, и наступила эпоха постсионизма. При этом каждый ссылается на учение и высказывания "основателей" и убежден, что его понимание наиболее полно отвечает исходным принципам сионизма.

Вся эта путаница происходит не только из-за того, что в сионизме (как и в любом национальном или религиозном движении) были различные фракции или направления. Причина разногласий здесь гораздо более глубокая: дело в том, что исторически существовал не один, а три разных вида сионизма: сионизм религиозный, сионизм поселенческий и сионизм политический. Эти три вида сионизма возникли в разное время, ставили перед собой разные цели, и общим для них являлось только то, что все они считали создание еврейского государства подходящим средством для достижения своих целей. И хотя на определенном историческом этапе все эти три вида сионизма объединились для построения Государства Израиль, все равно цели создания этого государства воспринимались ими по-разному. За почти сто лет совместной деятельности эти три направления не только не перемешались, но более того, - их позиции сегодня все больше расходятся. Без понимания различий между этими отдельными направлениями мы не сможем понять эволюцию идеологии сионизма в целом.

1. Религиозный сионизм

Впервые в современной форме идея сионизма - т.е. идея о том, что возвращение евреев в в Сион (Палестину) должно быть осуществлено ими самими, не откладывая и не дожидаясь в галуте прихода Мессии - была сформулирована примерно в 1850 г. в работах раввинов Ц.-Г.Калишера и И.Алкалая (а они во многом основывались на идеях, выдвинутых в конце 18-го века Виленским Гаоном). Созданную ими концепцию стали называть позже "религиозным сионизмом". Основой этой концепции было представление о "двух стадиях прихода Машиаха". Иными словами, самостоятельное возвращение евреев в Эрец Исраэль и построение там государста понималось как первая стадия мессианского процесса, способ приближения мессианских времен.

2. Поселенческий сионизм

Вторым направлением в сионизме был поселенческий сионизм, возникший позже, в 1880-х годах, и сосредоточенный на идее "национального возрождения на исторической родине". Целью поселенческого сионизма было "оживление" еврейского народа через освоение Страны. С точки зрения поселенческих сионистов (к которым принадлежали все участники Первой Алии 1882-1904 годов), народ может нормально жить и развиваться толькой на той земле, в которой находятся его исторические корни. Наблюдая вокруг себя забитый и запуганный еврейский народ галута и сравнивая его с сильным, творческим и активным народом древности, они были убеждены, что проживание на своей исторической родине составляет важнейший компонент жизненной силы народа, и стремились вернуть его еврейству.

3. Политический сионизм

И наконец, третьим, наиболее поздним видом сионизма был "политический сионизм", созданный Герцлем в 1897 году и поставивший себе целью создать "правоохраняемое убежище" для евреев, страдающих от антисемитизма. Для Герцля было в конце концов безразлично, в каком уголке земного шара создавать еврейское государство - в Палестине, Аргентине или Уганде. Его целью было "решение еврейского вопроса", под которым понималась проблема антисемитизма. (Напомним, что полное название книги Герцля звучало так: "Государство евреев как опыт современного решения еврейского вопроса "). Герцль считал, что если мы будем иметь свое государство, то станем "нормальным народом", и тогда еврейская проблема в мире исчезнет.

Отличие религиозного, поселенческого и политического сионизма

Интересно отметить, что даже название "Государство Израиль" было введено отнюдь не представителями политического сионизма, но раввином А.-И.Куком, идеологом религиозного сионизма. Название же "Государство Израиль" (в отличие от Герцлевского "Государства евреев") неразрывно связано с определенной страной - Землей Израиля - и подчеркивает нашу преемственность, верность наследию предков - а не просто "поиск убежища".

Иными словами, политический сионизм создал удобную для современности политическую и организационную форму, но только поселенческий и религиозный сионизм наполнили эту форму действительно сионистским содержанием - как в области политического действия, так и религиозно-философского осмысления.

Когда сегодня заявляют, что "основой Израиля является сионизм", то следует поинтересоваться и спросить, какой именно; ибо для различных групп населения Израиля их "сионизм" совершенно разный. Например, зададим вполне актуальный вопрос: если мы можем получить гарантированную безопасность для Тель-Авива, отдав арабам Иерусалим и Хеврон, то должны ли мы это сделать? (Оставим пока в стороне сомнение в том, насколько реально можно "гарантировать" подобную безопасность, и рассмотрим теоретическую, "чистую" ситуацию.) С точки зрения "политического сионизма" ("левых") - конечно, мы должны отдать Иерусалим и Хеврон, ибо целью Израиля, с точки зрения Герцля, является создание "правоохраняемого убежища для евреев" - неважно, на какой территории. С точки зрения же "поселенческого сионизма" ("правых") - конечно же нет, мы не должны отдавать Иерусалим и Хеврон ради спокойствия Тель-Авива, ибо мы построили Государство Израиль не столько для личной безопасности (в Канаде ее, может быть, еще больше), но для того, чтобы возродить еврейский народ, в том числе с помощью его исторических корней - а ясно, что наши исторические корни находятся в гораздо большей степени в Иерусалиме и Хевроне, чем в Тель-Авиве.

И хотя реальный ответ израильтян, если им задать подобный вопрос, не будет таким однозначно черно-белым, как это приведено выше; и хотя на сегодня, из-за многолетней радиотелевизионной пропаганды средний израильтянин понимает историческое значение Хеврона гораздо меньше, чем он ощущает значение Иерусалима; и хотя реально все, и правые и левые, будут приводить "в смеси" и исторические доводы, и доводы безопасности, - все равно глубокая разница, почти пропасть между правыми и левыми - это пропасть между поселенческими и политическими сионистами, между теми, кто стремится к возрождению еврейского народа на его исторической родине, и теми, кого волнует только правоохраняемость убежища.

П.Полонский

http://www.machanaim.org/tor&life/pol_art/19.htm

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость Керим-хан

Я помню как давно, ещё в Академии переводил с арабского статью, где на полном серьёзе возникновение сионизма возводилось к самому Наполеону Бонапарту, собственной персоной. :rolleyes:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Предлагаю прочесть интересную работу: Исраэль Шахак "Еврейская история, тяжесть трёх тысячелетий". Взгляд еврея на современный Израиль и историю евреев вообще.

http://ethnology.boom.ru/Russlovo/

Раздел: "Национальный вопрос"

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вот вам тогда и версия Исраэля Шамира до кучи

ПРОКЛЯТИЕ ИЗБРАННИЧЕСТВА

Наши прадеды были четвертым этносом, взявшим себе иудейское имя. Будем называть их Евреи-4. Кто же были евреи-1? Евреи-1 (которые так себя, понятно, не называли) были коренным населением Палестинского нагорья в 16 – 6 вв до н.э. Они складывали поэмы и эпические произведения, искали путь к богу, выращивали маслины и разводили овец. Их религиозная жизнь была разнообразной и бурной, они поклонялись разным богам, создавали небольшие княжества, вскорости распадавшиеся. Ничего плохого с ними не стало. Их биологические потомки и по сей день живут в тех же селах, молятся Аллаху или Христу на тех же местах, где их далекие предки молились Элю, Анат, Яхве и его Ашере. Они по-прежнему выращивают оливы, и пытаются камнями отогнать бульдозеры колонизаторов, как их предки – Голиафов из тогдашнего Тель-Авива.

Рассказы об их подвигах бродили по Ближнему Востоку конца Ахеменидов-начала Македонцев. В ту пору возникли большие города – Александрия, Антиохия, Ктесифон, Сузы, Вавилония. Городское население, вчерашние выходцы из деревень региона, этнически разнородная толпа, оторванная от своих корней, нуждалась в идеологии и религии. Одни обращались к орфикам, к эллинским мистериям, другие – к митраизму, зороастризму, культу Изиды. В этой среде возникла новая религиозная община яхвидов, «сынов бога Яхве». «Д» в этом слове – эллинское окончание, как в «Кронид» или «Леонид». Яхвиды, или яхуди, - это иудеи-2, хотя они первыми стали называться иудеями. Община провозглашала принцип взаимовыручки, круговой поруки и поддержки. Иудей иудею – друг, товарищ и брат. Иудей постороннему – волк. В городском обществе, где не действовали старые землячества, и каждый пришелец был предоставлен себе, община была спасением. Так возникли миллионные общины иудеев-2 в Александрии, Антиохии, городов Персии и Месопотамии. Они не были выходцами из Палестины или из маленького княжества Иегуда (Иудея), хотя бы потому, что все население княжества было крошечным, и произвести такие массы физически не могло.

Яхвиды, или иудеи-2 использовали тексты и традиции евреев-1, как дорийский Гомер использовал традиции Ахейской и крито-минойской Греции при создании «Илиады» и «Одиссеи». Они подвергли старые тексты строгой редакции, соединили, вычеркнули, добавили, переписали и создали Библию. Идея редактора Библии была такова – древний Израиль (современник Менелая и Ахилла) заключил особый союз с могущественным богом Яхве. Но Израиль нарушил свои обязательства по договору, и Яхве от него отвернулся. Теперь Яхве избрал себе «новый Израиль», очищенный от греха поклонения другим богам. К нему, «новому Израилю», относятся пророчества Библии.

В Палестине не было больших городов, и поэтому не было иудеев-2. Когда в 450 г. до н.э. Палестину (именно так он ее называет) посещает неутомимый Геродот, в стране еще нет иудеев-2, и Иерусалим неизвестен. Позднее возникает колония иудеев-2 и в Палестине. Ее центром стал Иерусалим, маленький город в горах, бывший одно время столицей независимого княжества Иудея-1. Палестина была местом действия Библии, и люди, увлеченные ее духом, приезжали в ее горы тогда, как и в наши дни. Так в 19-м веке в Палестину приезжали русские и немецкие христиане и строили свои колонии на ее холмах. В Палестине жило местное население – палестинцы, биологические потомки иудеев-1, по-прежнему поклонявшиеся разным богам. Отношения между иудеями-2 и палестинцами были такими же плохими, как и в наши дни. В Иерусалиме иудеи-2 построили маленький храм, и в нем «возродили» культ Яхве в своем понимании.

Среди иудеев-2 боролись две тенденции. Одна, универсалисты, верили, что бог один для всех, и что единственная задача иудеев-2 – привести всех к единой вере. Другая, партикуляристы, считали, что Яхве – бог иудеев-2, могучий демон, связь с которым помогает членам общины. Партикуляристы делились на фарисеев (книжников, людей Библии), и на садуккеев (храмовое жречество и землевладельцев). Мечом и огнем иудеи-2 завоевали Палестину в конце 2-го века до н.э., превратили население Галилеи и Иудеи в иудеев второго сорта («ам га-арец»), а прочее население страны – в рабов. Правление иудеев-2 в Палестине завершилось в 63 году до н.э., когда римские войска освободили население страны от иудейского ига.

Итак, правление иудеев-2 в Палестине продолжалось менее 80 лет – от начала Хасмонейских завоеваний и до кампании Помпея Великого. Вот она, вся короткая история иудейского владычества, доказавшая, что общине, живущей по принципу «чужак – враг», нельзя жить государственной жизнью. После Помпея иудеи-2 остались лишь в Иерусалиме, и на периферии Палестины сохранились общины иудаизированных туземцев – палестинцев. В такой общине в Галилее родился Иисус Христос. Его деятельность привела к конфронтации и разрыву между двумя тенденциями общины. Универсалисты – в Палестине, Сирии, Египте и Риме – стали христианами. Партикуляристы в Палестине вышли на войну против всего мира (в первую очередь против бывших единоверцев-христиан) и проиграли ее к 135 году. С разрушением иерусалимского храма исчезли садуккеи. Уцелевшие фарисеи Палестины слились с партикуляристами не-эллинизированных Месопотамии, Парфии, Персии и создали новый этнос – иудеи-3, по времени синхронный грекам-ромеям, или византийцам. Частый генетический индикатор связи с Ираком у современных иудеев-4 возник именно тогда, а не в легендарные «дни Авраама».

Иудеи-3, отделавшись от универсалистов, создали новый священный кодекс – Мишну и Талмуд. Ненависть к чужаку была возведена у них в степень высшей добродетели, геноцид – высшей доблести. Их яд пролился в Йемене в 6 в. и Палестине в начале 7 в., когда десятки тысяч христиан были беспощадно ими вырезаны. Иудеи-3 сформировали костяк иудаизма, существующий по сей день. Жизнь этой злобной общины была недолгой – в 7 – 8 вв иудеи-3 перешли в ислам, сохранились лишь несколько реликтовых общин на периферии.

Но идея не погибла. Иудаизм-3 был удобен для торговцев, ездивших из страны в страну. Он стал верой – или клубом, наподобие масонского ордена, объединил купцов-международников, как арианская ересь стала верой воинов. Иудеи-3 посеяли семена для возникновения нескольких этносов, которые расцвели на границах враждующих цивилизаций. У этого была причина – иудей воспринимался, как лицо нейтральное в конфликте миров, будь то западные христиане и мусульмане в Северной Африке и Испании, восточные христиане и ислам в Северном Ираке, восточные и западные христиане в Восточной Европе, ислам и православие на Волге.

Один из этих этносов – предки наших дедушек, маленький народ идов на границе католицизма и православия. Как скромная девушка Тэсс, они гордились воображаемым родством с сиятельными д’Эрбервиллями. Что ж, втереть людям очки – дело недолгое. Молодым, семнадцатилетним, загорелым и стройным пареньком я выдавал себя на пляже в Сочи за сына испанского гранда, бежавшего в Советский Союз после победы Франко. Уходя, я уловил чутким ухом слова блондинки – брюнетке: «Что ни говори, а кровь и благородное происхождение сказываются». По этому же принципу пошли иды. Предваряя последующее, скажу, что и нынешнее иудейское мировое господство – миф, который распространяют иудеи, чтобы запугать своих оппонентов.

Судя по синтаксису и фонетике языка идов (идиш), мы – народ смешанного (как и все на свете) происхождения, с заметным элементом тюрок (возможно, хазар и половцев), южных славян (родичей болгар и греков) и прибалтийских славянских племен, наподобие сорбов. Видимо, жившее в 9-м веке на границе Византии и Балканских стран какое-то племя болгарского корня приняло иудаизм, и откочевало на север. На границе немцев и славян, в нынешней Восточной Германии, жило много славянских племен, увиливавших от католицизма и православия, и предпочитавших своего Перуна. Но за поклонение Перуну убивали – как православные, так и католики. Иудаизм мог показаться одному из племен хорошим выходом между враждующими цивилизациями. Разгром Хазарии с ее частично иудаизированным населением мог послать волну в район Прикарпатья и Белорусских болот. Генетика подтверждает тюркские, южно-славянские, балто-славянские корни, а кроме этого и следы иудеев-3, жителей Ирака и Персии

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Если сионизм это совокупность различных воззрений, как он может объединять людей? Если не сионизм, то может быть иудаизм? Но он тоже расползается на различные течения. samsonblinded.org Что же тогда объединяет евреев в Израиле? А может и постоянная война следствие отсутствия объединительных мотивов?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Если сионизм это совокупность различных воззрений, как он может объединять людей? Если не сионизм, то может быть иудаизм? Но он тоже расползается на различные течения. samsonblinded.org Что же тогда объединяет евреев в Израиле? А может и постоянная война следствие отсутствия объединительных мотивов?

Мотивы разные и цель одна: создание собственной страны.

Для любого народа своя государственность имеет огромное значение, и просто удивительно, как собственная государственность превратила евреев от вечных жертв погромов и "козлов отпущение" в непобедимих воинов.

А в восточном побережье Средиземноморского моря нет свободных земль, Сектор Газа вообще самое густо населенное место на земле, вот и воюют за каждый квадратный километр.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Сионизм к стати это довольно мощный объеденяющий момент. Сионизм это та вещь которая объеденила религиозного еврея из еврейского местечка с еврейским интелктуалом совершенно не религиозным. Иудаизм и сионизм это единственное то что объеденяет еврея из России с евреем из Марокко, Йемена и т.д. Евреи просто всегда видели свое изгнание как временное недоразумение, и евреев из других стран как своих родственников с которыми потом они будут строить третий Иерусалимский Храм, а нееврейское окружение как временных соседей.

Отсюда и мнение Исраэля Шамира и некоторых других юдофобов о всеобщей ненависти евреев ко всем народам. Евреи да ненавидели погромщиков, ко всем народам и их странам религиозные евреи относились нейтрально, они не были против этих стран, но и верными гражданами их было сложно назвать, они были верны Земле Израиля, своиму народу разбросанному по всему Миру. Ну это только религиозные евреи которые в Советском Союзе были очень большой редкостью.

Исраэль Шамир может писать все что хочет, на самом деле все это полуправда. Израильское общество не смотря на его разношерстность существует уже 60 лет и достаточно устойчиво. Может быть только какой то внешний враг сможет положить конец его существованию. на самом деле количество евреев живущих в Израиле и любящих свою страну ни чуть не меньше в процентном соотночении доли русских любящих свою страну.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.)

Сионизм — так называется в последнее время движение, направленное к национальному возрождению евреев в Палестине. Тяготение туда, где протекла с лишком 1000-летняя история еврейского народа и где, по его верованиям, должны исполниться обетования пророков, не прекращалось среди евреев в течение всего 18-векового периода их рассеяния. В ежедневных молитвах евреи не перестают молить Бога о восстановлении града Давида в прежнем величии и о возвращении рассеянного народа на старую родину. Как в произведениях народной лирики и эпоса, в псалмах и талмудических сказаниях, так и в творениях еврейских поэтов [Особенной славой пользуются в этой области песни-сиониды Иегуды Галеви, частью вошедшие в состав молитв.] тоска по Палестине выражается в ярких образах. Она обнаруживается также в непрерывном ряде массовых движений, паломничеств и эмиграции в Палестину. В первые века по разрушении храма стремление евреев в Палестину носит характер военно-политический и заканчивается массовым истреблением евреев при подавлении римлянами восстания Баркохбы. Позже не проходит почти ни одного века, в который где-нибудь среди евреев не возникло бы палестино-мессианское движение, иногда охватывающее значительную часть народа. Особенно широкие размеры приняло в XVII в. мессианское движение Саббатая-Цеви (см.), распространившееся среди евреев Малой Азии, Европейской Турции и Польши и коснувшееся даже евреев Голландии. Несмотря на опасности, с которыми было связано путешествие в Святую землю, евреи не только совершали непрерывные паломничества в Палестину [Палестина до наших дней называется у евреев "Erez-Israel", т. е. земля Израиля.], но и стремились к основанию там хотя бы незначительных еврейских поселков и к поселению там хотя бы под старость. В XIX в. тоска по Палестине в связи с верой в национальное возрождение остается неизменной в народе, но принимает новые формы в слоях, проникнутых европейским просвещением. Под влиянием национально-освободительных движений первой половины XIX в. в Зап. Европе раздались первые одинокие голоса в пользу восстановления политического бытия еврейского народа. В 1862 г. М. Гесс, редактор "Rheinische Zeitung" и горячий поборник идей "Молодой Германии", в своей книге "Rom und Jerusalem. Die letzte Nationalit ä tsfrage" настаивает на необходимости особой территории для свободного развития еврейской национальной индивидуальности и на невозможности разрешения еврейского вопроса иным путем, как возвращением евреям прав политической нации в Палестине. Одновременно с этим Эрнест Лагаранн в брошюре "La question orientale" горячо призывает евреев восстановить свою национальную жизнь в Палестине и обращается ко всем европейским народам — и французам в особенности — с призывом помочь евреям в этом великом для цивилизации Востока деле. В 1861 г. пользовавшийся среди евреев высоким авторитетом торнский раввин Г. Калишер в 3-й части своей книги "Emuno Jischoro" (Праведная вера) и отдельно в книге "Drischath-Zion" (Искание Сиона, 1865) развивает мысль о необходимости, не выжидая пришествия Мессии, теперь же приступить к основанию в Палестине земледельческих колоний. На еврейском митинге в Мельбурне (в Австралии) в 1861 г. было постановлено учредить комитет для сбора пожертвований на дело земледельческой колонизации Палестины. Первые практические шаги к возрождению еврейского земледелия в Палестине были сделаны в конце 1860-х годов Моисеем Монтефиоре и представителем парижского "Alliance Israelite" Шарлем Неттером. М. Монтефиоре приобрел для этой цели участок земли близ Яффы; но попытка его не удалась вследствие неподходящего состава лиц, избранного для устройства колонии. Гораздо более успеха имела основанная в 1869 г. по инициативе Неттера агрономическая школа "Микве-Израиль" близ Яффы; школа эта должна была служить рассадником агрономов, которые могли бы обучить земледелию палестинских евреев. После смерти Неттера сочувствие "Аллианса" к насаждению еврейского земледелия в Палестине охладело, и до 1890-х гг. яффская школа, дав агрономическое образование нескольким сотням питомцев, на развитие собственно еврейского земледелия в Палестине не имела заметного влияния. В конце 1870-х годов среди палестинских евреев стремление к земледелию начинает пробуждаться, и несколькими лицами приобретается (1878) близ Яффы участок земли, на котором ныне находится колония Песах-Тикво. Новая эпоха в национальном и связанном с ним колонизационном движении евреев в Палестину начинается с первой половины 1880-х гг. В 1881—82 гг. на юге России произошел ряд еврейских погромов. Лишенные крова и средств к существованию и не уверенные в своей безопасности, евреи образовали эмиграционный поток, направившийся, главным образом, к нашей западной границе, оттуда разлившийся по всем крупным городам Зап. Европы и отхлынувший затем в Сев. Америку. Во главе движения стала интеллигентная молодежь. В Киеве, Харькове и Одессе многие евреи покидали университеты и гимназии и образовывали группы, которые должны были направиться в Палестину или другую страну, где будет приобретена особая территория для еврейского народа. В то же время в Россия, Галиции, Румынии и Болгарии возникают кружки так назыв. "Ховове-Цион" (друзей Сиона) или "палестинофилов" с целью содействия основанию в Палестине еврейских земледельческих колоний и подъему национального самосознания евреев посредством изучения еврейской истории и литературы и превращения древнееврейского в живой разговорный язык [В еврейских начальных школах в Яффе и соседних с нею колониях преподавание всех предметов ведется в настоящее время на библейском языке.]. И в Зап. Европе, где с 1880-х годов особенно усилилось антисемитическое движение, возникают с той же целью студенческие союзы — в Вене, Берлине, Гейдельберге, Париже и других университетских городах. Еврейское национальное движение встретило сочувствие и в некоторой части христианского общества, особенно в Англии. Известный путешественник по Востоку и дипломат сэр Лауренс Олифант в 1882—88 гг. всецело посвятил себя ходатайству перед турецким правительством о разрешении евреям основывать колонии в Палестине, где он и умер, оказывая еврейским колонистам всевозможную поддержку. Мысль о необходимости объединения многочисленных палестинофильских кружков России, Румынии, Галиции и друг. стран, появившаяся в самом начале движения, была впервые осуществлена в 1884 г. на съезде представителей кружков в прусском городке (близ русской границы) Каттовице. Здесь было положено основание обществу "Друзей Сиона" имени М. Монтефиоре, с временным комитетом в Одессе. В 1887—89 гг., на съездах в Варшаве, Друскениках и Вильне, продолжалась объединительная и организационная деятельность русских палестинофилов. В 1890 г. был утвержден устав "Общества вспомоществования евреям земледельцам и ремесленникам в Сирии и Палестине", с комитетом в Одессе и подчиненным последнему управлением в Палестине. Цель общества — поощрение евреев, поселившихся в Сирии и Палестине, к производительному (преимущественно — земледельческому) труду; общество не в праве ни оказывать поддержку лицам, намеревающимся поселиться в Палестине, ни содействовать вообще переселению евреев в Палестину [За 9-летнее существование общество израсходовало на поддержку еврейских колонистов в Палестине около 150 тыс. руб.]. Таким образом, в круг деятельности официально утвержденного общества могла войти лишь часть задач кружков "Друзей Сиона", число которых продолжало расти. Свободнее могли организоваться заграничные кружки "Друзей Сиона", объединенные в начале 1890-х гг. парижским центральным комитетом. В 1890—91 гг. эмиграционное движение евреев в Палестину достигает своего апогея и вызывает со стороны турецкого правительства запрещение въезда в Палестину русских евреев массами и на продолжительный срок; несколько сотен семейств бедных евреев не были спущены с пароходов на берег и возвращены на тех же пароходах обратно. Под влиянием этих событий и медленных успехов палестинской колонизации (в течение первых 10 лет основано около 18 колоний с населением до 5000 чел.; затем дальнейшее расширение колонизации приостановилось) в лагере палестинофилов начинают обрисовываться различные течения. Особенное значение получает направление, известное под именем духовного палестинофильства [Во главе его стоит О. Гинцберг, известный в еврейской литературе публицист, пишуший под псевдонимом Ахад-Гаом.]. По убеждению представителей этого направления, деятельность палестинофилов в настоящее время должна быть направлена не к колонизации Палестины, а к культурному развитию народа и к созданию новой системы национального воспитания [В последние 5 лет сионисты во многих городах усердно занялись изданием для народа просветительных книг, устройством библиотек, народных чтений, субботних школ, начальных школ и т. п.]. Палестина впредь до возможности открытой и широкой колонизации должна служить лишь духовным центром еврейства; пока достаточно образовать там хотя немногочисленное, но образцовое еврейское земледельческое население, которое служило бы ядром будущей колонизации. В противоположность духовным практические палестинофилы выдвигают на первый план колонизацию Палестины, причем они не задаются никакими широкими проектами, а надеются на постепенное естественное усиление еврейской эмиграции в Палестину и колонизации этой страны (колонизационная система практических палестинофилов известна под названием системы инфильтрации). В середине 1890-х гг. возникает третье направление — так назыв. политический Сионизм [С этих пор название "Сионизм" вытесняет из употребления название "палестинофильство"; под Сионизм вообще разумеется все еврейское национальное движение последних 18 лет, причем различают религиозный Сионизм, духовный, или культурный, Сионизм и политический Сионизм], — обязанное своим развитием деятельности венского журналиста Теод. Герцля и его книге "Judenstaat" (1896; есть русск. перев.). Герцль категорически заявляет, что основание еврейского государства есть не только насущная потребность евреев, но и всего цивилизованного мира; средства для этого он видит в объединении всех евреев в одном союзе, который путем международного соглашения добился бы уступки со стороны Турции территории в Палестине для образования еврейского государства. Систему инфильтрации практических палестинофилов Герцль решительно отвергает. В 1897 г. в Базеле собрался первый конгресс сионистов (около 200 представителей кружков из всех частей света) для выработки программы деятельности и организации сионистской лиги. Конгресс принял следующую программу: Сионизм стремится создать для еврейского народа обеспеченное публичным правом убежище (Heimstä tte) в Палестине. Для достижения этой цели конгресс имеет в виду следующие средства: 1) Целесообразное [На втором конгрессе было разъяснено, что под целесообразным заселением Палестины следует понимать колонизацию с разрешения турецкого правительства и под руководством избранного конгрессом для этой цели специального органа.] заселение Палестины еврейскими земледельцами, ремесленниками и промышленниками. 2) Объединение всего еврейства посредством учреждения местных и общих организаций согласно законам каждой страны. 3) Укрепление национального самознания еврейского народа. 4) Подготовительная деятельность к получению согласия европейских правительств на достижение цели Сионизм Высшим органом сионистской лиги признается периодически созываемый конгресс выборных представителей местных кружков, а исполнительным органом — избираемый конгрессом центральный комитет. Местопребывание комитета назначено в Вене. В 1898 и 1899 гг. происходили в Базеле 2-й и 3-й конгрессы сионистов, на которых продолжалось развитие организационных планов сионистской программы. В 1899 г. учрежден "Еврейский колониальный банк" в Лондоне, финансовый орган сионистской лиги. Основной капитал его составляется из акций в один фунт стерл. каждая (всего 2 млн. акций; при подписке на первые два млн. р. 90% пришлось на лица подписавшиеся на 1—3 акц.). Одновременно с сионистской лигой продолжали развивать свою деятельность отдельные колонизационные общества, придерживаясь старой системы практических палестинофилов. В 1898 г. во Франкфурте-на-Майне и Берлине колонизационным общ. "Эзра" была устроена выставка произведений еврейских палестин. земледельч. колоний. В 1899 г. к числу обществ, поощряющих еврейскую колонизацию в Палестине, присоединилось "Еврейское колонизационное общество" барона Гирша, которое прежде сосредоточивало свою деятельность исключительно в Аргентине. В настоящее время в ведение этого общества перешли те еврейские колонии в Палестине, которые прежде находились под покровительством бар. Эдмунда Ротшильда. В 1900 г. во Франкфурте-на-Майне происходил съезд представителей всех колонизационных обществ для выработки общей программы деятельности. Задачей предстоящего в августе 1900 г. 4-го конгресса сионистов в Лондоне является объединение, по возможности, деятельности представителей политического Сионизм и колонизационных обществ. Сионистическое движение вызвало горячую борьбу разных течений в еврейском обществе, выразившуюся в обширной полемической литературе. Против Сионизм высказываются, с одной стороны, более ассимилировавшиеся и обеспеченные слои народа, опасающиеся, что Сионизм может стать орудием в руках антисемитов, с другой стороны, — фанатики, боящиеся культурно-просветительного влияния Сионизм на народ. К первой категории принадлежат некоторые германские раввины реформированного еврейства, выступившие с протестом против Сионизм как противного их германскому патриотизму. Главнейшие работы по вопросам, связанным с национальным возрождением евреев: за Сионизм (кроме названных выше сочинений Гесса и Герцля) — L. Pinsker, "Autoemancipation. Mahnruf an seine Stainmesgenossen von einem russischen Juden" (появилось без имени автора в Берлине 1882 г. и произвело сильное впечатление; русский перевод выдержал несколько изданий); D-r R ü lf, "Aruchasbath-Ami. Israels-Heilung" (Франкф. на M., 1883); П. Смоленский (статьи его в журнале "Haschachar", 1882—84), Я. Розенфельд ("Рассвет", 1882—83); Л. Леванда, "Сущность палестинского движения" (в сборнике "Палестина", 1884); M. Лилиенблюм, "О возрождении еврейского народа на Св. земле" (Од., 1884 и М., 1886); Ахад Гаом, "Аl-Prosc h ath-Drochim" ("На распутьи" — сборник статей на древнеевр. яз., 1895); речи Макса Нордау и Т. Герцля в протоколах конгресса и в венском органе сионистов "Die Welt"; доклады Мандельштама, Гастера и Л. Кана о культурных задачах Сионизм в протоколах конгресса; д-р Е. Членов, "Второй конгресс сионистов" (М., 1899); M. Марголин, "Основные течения в истории еврейского народа" (СПб., 1900); М. Шейнкин, "Третий конгресс сионистов" (Одесса, 1900). Против Сионизм Дубнов, "Письма о новом и старом еврействе" ("Восход", 1898—99); М. Кудишер, "Тоска по Палестине и Лжемессии" (ib., 1899); М. Моргулис, "Современные опасения западноевроп. евреев" (П)., 1899); Зангвиль, "Сионизм" (ib., 1899); Г. Бубис, "Сионистское движение при свете критики" (СПб., 1900) и др.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...