Гость John Rambo Опубликовано 13 июля, 2005 Поделиться Опубликовано 13 июля, 2005 Кто может рассказать о мифы и предания или были о духах Центральной Азии(или народных) плохих и хороших Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Elle Опубликовано 5 мая, 2006 Поделиться Опубликовано 5 мая, 2006 Нам в детстве очень много рассказывали о "жaлгыз аяк". Это некое существо с половиной тела. Кто-то говорит, что это какое-то животное, а кто-то говорит, что это женщина. Оно обитает в горах и пугает людей своим пронзительным, оглушающим криком. Одну историю помню. Мужчина встретил женщину у реки. Она не могла еe перейти, и он предложил еe переправить верхом на лошади. Переправив, он просит еe показать ему свое лицо, так как все еe тело было покрыто. Она ему говорит, что ему лучше еe не видеть, так как это принесет вред ему. Но он еe не послушается, камчой сдергивает с лица платок (или что у неe там было) и с ужaсом видит лишь половину женского тела. Она в этот миг пронзительно закричала, в результате чего он умер. После этого люди и назвали еe жaлгыз аяк (одна нога). Как-то на перевале Долон в Кыргызстане мы слышали пронзительный крик, от которого проснулись. Это было на рассвете по дороге в Бишкек. Крик я отчетливо помню, так как проснулась именно из-за него. Бабушка мне сказала, что это и есть жaлгыз аяк. Не знаю, что это за крик был. Может крик какого-то горного животного, которое от эха становится таким пронзительным. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Naiman Опубликовано 6 мая, 2006 Поделиться Опубликовано 6 мая, 2006 Очень интересно про жалгыз аяк, Elle. Есть ведь такой персонаж - албасты, не заню кто это. у алтайцев знаю говорят алмасты, алмас? алтайцы называли так снежного человека, по ''Клуб путешественников'' вроде показывали. Или я ошибаюсь? У кыргызов, казахов не знаю, кого так называют. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Karakurt Опубликовано 7 мая, 2006 Поделиться Опубликовано 7 мая, 2006 Жалмауыз кемпiр - ведьма из казахских сказок Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Алтай Опубликовано 8 мая, 2006 Поделиться Опубликовано 8 мая, 2006 У алтайских народов в мифах существует злой персонаж Албыс (иногда его называют Албын). Его обычно представляют в облике уродливой женщины, расчесывающей гребнем волосы. С помощью магии она насылала на людей болезни, ночные кошмары, приносила несчастья роженицам и новорожденным. Согласно поверию, завладев гребнем, человек мог заставить Албыса служить ему. По алтайским обычаям в очаге, ни в коем случае, нельзя сжигать волосы. У теленгитских женщин есть суеверие, согласно которому они не выходят ночью из дома с распущенными волосами, так как боятся злых духов-албысов, которые могут унести их душу - йула. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Урянхаец Опубликовано 8 мая, 2006 Поделиться Опубликовано 8 мая, 2006 В Якутии существовали мифы о чучунаа. Даже была версия что они явл-ся одичавшими чукчами, оторвавшимся от сородичей в 30 х годах или же неизвестное науке племя. АЛМА_АЛБАСТЫ-АБААСЫ-ИЛБИС и т.д. Впрочем об этом лучше знает АР и НОКШИН. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Alchy Опубликовано 11 мая, 2006 Поделиться Опубликовано 11 мая, 2006 John Rambo 13.7.2005, 10:51 спросил-предложил: Кто может рассказать о мифы и предания или были о духах Центральной Азии(или народных) плохих и хороших А я-то и не приметил, по рассеянности своей старческой. А как же, расскажу. Про таг' ээзi (горных духов или хозяев гор), как их называют хакасы. Живут они (таг' ээзi) в горах, внутри гор то бишь. Любят молодых людей противоположного пола, т.е. горные девы - юношей, горные парни - девушек. Вступают с ними, заплутавшими в горах либо в тайге, или постоянно находящимися на пастбищах или на охоте, в брак, имеют от них (людей то бишь) детей. Живут они там богато. В этом же мире эти люди становятся умалишенными, что говорится не от мира сего. Вытащить из мира горных духов душу человека могут только знатные шаманы. Хозяева гор амбивалентны, могут быть и плохими и хорошими к людям. По представлениям стариков они всегда помогали хакасам в их войнах. Особенно много не вернулось с войны хозяев гор в последнюю мировую войну, когда погибло и много хакасов. Поэтому горные долины во многих местах Хакасии опустели и их захватили пришлые люди, т.е. не хакасы. Отсюда, по мнению стариков, угнетенный дух многих хакасов и их социальная деградация. По версии, приводимой проф. В.Я. Бутанаевым, таг' ээзi - предки хакасов. От них мы получили нашу одежду и обычаи, музыкальные инструменты и многое другое, культуру в общем. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Elle Опубликовано 11 мая, 2006 Поделиться Опубликовано 11 мая, 2006 Найман, кыргызы тоже верят в "албасты". Такой же персонаж, о котором рассказал Алтай. Только вот про гребень и волосы не слышала. Знаю, что она (говорят, что это "она) во сне человека душит. Те, кто испытывал на себе такое, говорят, что ни закричать, ни шевельнуться невозможно. Просыпаются в холодном поту и невозможном ужaсе. Мама и бабушка мне наоборот говорят, чтоб я выпавшие волосы собирала и сжигала, а не выкидывала, потому как если люди будут наступать на мои волосы, то голова у меня будет болеть. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Алтай Опубликовано 11 мая, 2006 Поделиться Опубликовано 11 мая, 2006 В июне 1908 года на берегу Аккемского озера (оно находится под северным склоном г. Белуха, Русский Алтай) останавливалась экспедиция художника Григория Ивановича Чорос-Гуркина. На берегу Аккема были написаны картины «Ак-Кем», «Вид на Белуху», «Белуха в Тумане. Ак-Кем», а также были сделаны зарисовки для «Озера горных Духов». Картины были представлены публике 3 марта 1910 года на Томской выставке. Всеобщее внимание привлекла картина «Озеро горных духов», которая в каталоге носила название: «Дены-Дерь» – любимое место горных духов, куда редко может проникнуть человек». В 30-е годы, во время своего путешествия по Алтаю, будущий писатель-фантаст Иван Ефремов посетил в селе Анос мастерскую художника Г.И. Чорос-Гуркина. Во время встречи самое сильное впечатление на Ефремова произвела картина «Озеро горных Духов». Ефремов описал эту встречу в своем рассказе «Озеро горных Духов»: «Среди множества эскизов и небольших картин выделялась одна, к которой меня как-то сразу потянуло. По объяснению Чоросова, это был его личный вариант "Дены-Дерь" ("Озера Горных Духов"), большое полотно которой находится в одном из сибирских музеев. Я опишу этот небольшой холст подробнее. Картина светилась в лучах вечернего солнца своими густыми красками. Синевато-серая гладь озера, занимающего среднюю часть картины, дышит холодом и молчаливым покоем. На переднем плане, у камней на плоском берегу, где зеленый покров травы перемешивается с пятнами чистого снега, лежит ствол кедра. Большая голубая льдина приткнулась к берегу, у самых корней поваленного дерева. Мелкие льдины и большие серые камни отбрасывают на поверхность озера то зеленоватые, то серо-голубые тени. Два низких, истерзанных ветром кедра поднимают густые ветви, словно взнесенные к небу руки. На заднем плане прямо в озеро обрываются белоснежные кручи зазубренных гор со скалистыми ребрами фиолетового и палевого цветов. В центре картины ледниковый отрог опускает в озеро вал голубого фирна, а над ним на страшной высоте поднимается алмазная трехгранная пирамида, от которой налево вьется шарф розовых облаков. Левый край долины составляет гора в форме правильного конуса, также почти целиком одетая в снежную мантию. Только редкие палевые полосы обозначают скалистые кручи. Гора стоит на широком фундаменте, каменные ступени которого гигантской лестницей спускаются к дальнему концу озера... От всей картины веяло той отрешенностью и холодной, сверкающей чистотой, которая покорила меня в пути по Катунскому хребту». Гуркин рассказал легенду про охотников, которые поднимались к озеру и наблюдали необычные видения. «Красота этого места издавна привлекала человека, но какие-то непонятные силы часто губили людей, приходящих к озеру. Интересно, что озеро красивее всего в теплые, летние дни, и именно в такие дни наиболее проявляется его губительная сила. Как только люди видели кроваво-красные огни в скалах, мелькание сине-зеленых прозрачных столбов, они начинали испытывать странные ощущения. Окружающие снеговые пики словно давили чудовищной тяжестью на их головы, в глазах начиналась неудержимая пляска световых лучей. Людей тянуло туда, к круглой конусовидной горе, где им мерещились сине-зеленые призраки горных духов, плясавшие вокруг зеленоватого светящегося облака. Но, как только добирались люди до этого места, все исчезало, одни лишь голые скалы мрачно сторожили его. Задыхаясь, едва передвигая ноги от внезапной потери сил, с угнетенной душой, несчастные уходили из рокового места, но обычно в пути их настигала смерть. Только несколько сильных охотников после невероятных мучений добрались до ближней юрты. Кто-то из них умер, другие долго болели, потеряв навсегда былую силу и храбрость. С тех пор широко разнеслась недобрая слава о Дены-Дерь, и люди почти перестали бывать на нем. Там нет ни зверя, ни птицы, а на левом берегу, где происходят сборища духов, и не растет ничего, даже трава». Под впечатлением от встречи с Гуркиным, Ефремов в 1942 году пишет рассказ, где он описывает озеро и предполагает, что необычные явления могут происходить от ядовитых испарений ртути. В 1931 году геолог Кузнецов в истоках реки Ярлыамры (левый приток реки Чибитка) обнаружил месторождение киновари – ртутной руды. Местораждение было найдено недалеко от мертвого озера Чейбеккёль. Неизвестно, знал ли Ефремов об Акташском местораждении киновари, но героев своего рассказа автор отправил в долину реки Куркуре (левый приток Аргута), на пятое мертвое озеро. Интересно, что писатель угадал характер безжизненного озера Чейбеккёль, на берега которого никогда не прилетают птицы. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Ulankadur Опубликовано 12 мая, 2006 Поделиться Опубликовано 12 мая, 2006 У наше деревне были один старый тополь и я кагда 8-классе вечером искал корову и увидел возле тала один старик считал намаз .Язнал всех односельчан не был такой старик я провернул и через несколько времени когда смотлел старик не было .Это было поля и он не смог человек исчезать такой скорости Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Karakurt Опубликовано 14 мая, 2006 Поделиться Опубликовано 14 мая, 2006 он спрятался за дерево! Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость John Rambo Опубликовано 12 июля, 2006 Поделиться Опубликовано 12 июля, 2006 Очень интересная тема, кто-нибудь может еще что-нибудь расскажет что видел или слышал. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Alia Опубликовано 20 июля, 2006 Поделиться Опубликовано 20 июля, 2006 Албасты есть и у татар. "Именем Албасты у татар называется сила или злое существо, живущее и являющееся людям преимущественно в нежилых домах, на пустырях, полях и в лугах. Является людям Албасты в обличье человека, а больше всего в виде большого воза, копны, стога, скирды, елки и т. д. Опасен Албасты тем, что может задавить человека насмерть, причем еще пьет иногда у него кровь. Когда Албасты давит человека, тот чувствует сильное сердцебиение и удушье". Вот вам ссылка. Читайте про татарских духов. http://www.alabuga.ru/City/History/TatarMyths/albasty.htm Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
koldenen_kypshak Опубликовано 26 апреля, 2008 Поделиться Опубликовано 26 апреля, 2008 У турков есть суеверие о Карабасане. Он появляется ночью, садится на грудь и душит человека. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться