Гость Мирон Узункол Опубликовано 16 сентября, 2006 Поделиться Опубликовано 16 сентября, 2006 Но они православные.Интересны топонимы Гагаузии,например Комрат - ну явно это Кунград. Но непонятно, как отделить гагаузские топонимы от от тех, что остались от прежнего населения - ногаев, татар, и прочих полопеченегов. Комрат происходит от татарского или ногайского Кёмюр (уголь) и Ат (конь), что означает "чёрный конь", "конь, чёрный как уголь". Отличать ногайские топонимы от гагаузских не нужно. Практически все названия поселений остались прежними. Гагаузкие поселения были образованы на месте старых ногайских. Например сёла: Чокмейдан, Кыпчак, Хайдар, Джолтай, Казайак, Томай, Дюзгюнджа, Тюлюкёй, Чешмякёй, Хаджи-Бей; посёлки: Чадыр, Комрат, Волканеш. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
jvarg Опубликовано 16 сентября, 2006 Поделиться Опубликовано 16 сентября, 2006 Напомню, Османская Империя - пример средневекового фашистского государства. В отличие от фашизма новейшего времени, османы были зациклены на вероисповедании. Явное преувеличение. Ничуть не больше фашистское, чем любая империя. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Мирон Узункол Опубликовано 16 сентября, 2006 Поделиться Опубликовано 16 сентября, 2006 Каковы тогда причины того, что гагаузы, оставив благодатные земли западного Причерноморья, переселились в дикие бессарабские степи? Было ли это порождено огромным желанием услужить России, или это есть вынужденная мера, возникшая в результате репрессивных действий турок? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Мирон Узункол Опубликовано 16 сентября, 2006 Поделиться Опубликовано 16 сентября, 2006 Россия тоже была империей, но в своём империализме она чётко следовала следующим принципам: - не притеснять местные нерусские народы - не притеснять иноверцев - интегрировать знать нерусского населения в русское высшее сословие (вспомните историю с сыном имама Шамиля) - не запрещать использование местных языков, вместе с тем распространять русский язык. Гагаузские колонисты в Бессарабии получали земельные наделы, тягловый скот, освобождались от рекрутской повинности на 50 лет. В Бессарабии не было крепостничества. В Османской Империи их положение зависило от религиозной убеждённости того или иного султана. Например, Султан Фатих Второй, завоеватель Константинополя был лоялен к христианам. Султан Явуз Селим был настоящим исчадием ада для христиан империи. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
jvarg Опубликовано 16 сентября, 2006 Поделиться Опубликовано 16 сентября, 2006 Вообще-то смешно. Я – русский, православный, заступаюсь за бедных турок-мусульман. Начнем с того, что турки вообще не признавали понятия «национальность». Признавались права религиозных общин, которые назывались «райа» (араб.-«паства»). Мусульманская община, конечно, считалась основной, и продвинуться по карьерной лестнице мусульманину было легче, чем, скажем, члену христианской райи. Но хочу напомнить – даже сейчас католик не имеет очень мало шансов сделать карьеру в Британии. В США несмотря на то, что 30% населения исповедуют католицизм, был только один президент-католик – Кеннеди. И то плохо закончил. Мы же не говорим, что в США или Великобритании «протестантский фашизм». Зато христиане могли спокойно употреблять спиртное, хотя мусульманина за это ждала тюрьма (христианам только запрещалось угощать вином мусульман, самим же пить было можно). Конечно, были в истории порты времена гонений на христиан, но это были очень кратковременные периоды, по сравнению с долгой историей османской империи. В общем, не все было так мрачно. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Урянхаец Опубликовано 17 сентября, 2006 Автор Поделиться Опубликовано 17 сентября, 2006 По некоторым сведениям, реку Дунай перешли 600 тыс. узов. За короткий срок часть их была порабощена греческим императором Алексеем. Воины стали служить в греческих войсках, им выделили земли для проживания. Другая часть узов не покорилась местной администрации и, обосновавшись в северных районах Греческой империи, продолжила наступательные действия. После долгих боев в 80-е гг. IX в. они все-таки подчинились Греческой империи. В последующем узы, разбросанные по территориям нескольких государств на берегах Дуная, смешались с местным населением и забыли свое этническое название. Не исключено, что гагаузы (на самом деле "угузгуз"), которые живут в Молдове, Румынии, Венгрии и Балканских горах, и являются прямыми потомками тех самых узов.Некоторые группы узов в X—XI вв. переселились на территорию Малой Азии и вошли в состав местных тюркских народов. В архивных материалах империи Усмонли (XVI—XVIII вв.) встречается этноним карауз. Интересно, что в районе среднего течения реки Зарафшан, в основном в Пайарыкском районе, одна из групп узбеков называется "карауз". Этот пример, безусловно, свидетельствует о том, что первые предки караузов, входящих в состав караузов и узбеков, поселившихся в Турции, являются одним народом (частью узов). В последующем, в течение многовековых исторических событий, караузы распространились и вошли в состав нескольких тюркских народов, в том числе узбеков и тюрков-усманли. Их родственники, большая часть вышеупомянутых гагаузов, и сейчас живет в Молдове. ЭТНИЧЕСКИЙ АТЛАС УЗБЕКИСТАНА. Ногайцы Джембулакской, Едисанской и других орд кочевали с 13 до 18 века по Бессарабии, откуда их русская армия переселила на Кубань, а в Кубани их истребили донцы атамана Иловайского, вопреки строгому наказу А.В.Сувора. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Мирон Узункол Опубликовано 18 сентября, 2006 Поделиться Опубликовано 18 сентября, 2006 В чём различия "узов" и "огузов"? Предложите как и по каким принципам разделять огузов. Честно говоря для меня это дебри. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
IFM Опубликовано 22 сентября, 2006 Поделиться Опубликовано 22 сентября, 2006 Россия тоже была империей, но в своём империализме она чётко следовала следующим принципам:- не притеснять местные нерусские народы - не притеснять иноверцев Хм... Вспомним историю Российской империи... Деятельность Казанской новокрещенской конторы по насильственному крещению народов Поволжья. На мусульманские школы не выделялось ни копейки. За уход из православия новокрещенных грозила уголовная ответственность. Восстание татарских крестьян на Бездне. Много чего можно вспомнить. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
khanmode Опубликовано 18 ноября, 2006 Поделиться Опубликовано 18 ноября, 2006 Относительно происхождения гагаузов. Версий существует уйма. Самые популярные - 3: ВЕРСИЯ № 1. Гагаузы - потомки половецко-печенежских и огузских племён, оказавшихся отрезанными от остальной степи Киевской Русью и осевших на востоке Балканского п-ва. Здесь, переняв византийскую веру от болгар, они входят в тесный контакт с балканскими народами, что в сильной степени сказывается на формирование гагаузов, как особого балканского тюркоязычного народа. Устное народное творчество, обычаи и традиции, суеверия, кулинария, одежда и мн. др.- всё это элементы, объединяющие столь разнородное население Балкан (сербы, греки, фракийские турки, болгары, румыны, албанцы и др.) Позднее, после захвата Балкан турками-османами, гагаузы (от тюрк. Хак-Огуз - "Настоящий, неиспорченый огуз") тесно контактируют со своими ближайшими сородичами, но уже отличающимися по вере. Вульгарный турецкий язык ощутимо влияет на язык бывших кочевников. На нём говорили простолюдины. Османская знать говорила на языке Osmanli - смеси арабского, фарси и тюркского. В гагаузской религиозной терминологии существует много слов с арабскими корнями: - "Бог" - "Аллах, Аллаа" - "дьявол" - "шейтан" - "ад" - "джендем" - "дух" - "рух" - "паломник" - "хаджи" и мн. др. Происходило всё это в промежутке между 11-м и 14-м веками. Напомню, Османская Империя - пример средневекового фашистского государства. В отличие от фашизма новейшего времени, османы были зациклены на вероисповедании. Гагаузы, дабы избежать репрессий, заимствовали ряд исламских спонятий, что в конечном счёте успешно прижилось и до сих пор хранится. Данной версии придерживались и придерживаются большинство советских и современных гагаузских и российских этнографов, в том числе и я. Версия № 2. Обилие слов с арабскими корнями породила версию о сельджукском происхождении гагаузов. В 13-м веке сельджукский султан Иззетдин Кейкавуз ("Гагауз" - искажён.) предпринял очередной поход в В. Фракию (совр. европ. Стамбул, Текирдаг, Эдирне, Варна). Его войско потерпело поражение от византийцев и оказалось неспособным вернуться в Анатолию, к тому времени почти целиком завоёванную сельджуками. Мусульмане сельджуки женятся на местных болгарских и греческих женщинах. Некоторое время им и нескольким поколениям их потомков удаётся сохранять веру отцов. В конечном итоге, не выдержав репрессий византийцев, потомки войска Кейкавуза принимают православие. Версия туманна и шатка. Ей отдают предпочтение многие турецкие этнографы и большинство тех, кто принадлежит к Партии Национального Движения в Турции. Версия № 3. Самая ранняя версия. Первоначально разработана в 19-м веке российскими этнографами-тюркологами. Гагаузы - отуреченные болгары. Версия даёт ответ на вопросо, почему народ, говорящий по-турецки, исповедует православие. Якобы, некоторая часть болгар, предпочла отказаться от своего языка, но сохранить православную веру. Хорошо, но почему этому последовал только горстка болгар? И какие преимущества это им дало? В конце концов, гагаузы, говорившие практически на одном языке с турками, вместе с болгарами решили уйти из пределов Османской Империи и поселиться в Бессарабии, ставшей владением русских императоров. Дело в том, что когда гагаузы, откликнувшись на призыв императрицы Екатерины Второй к православным народам Балкан, угнетаемым турками, освоить дикие степи Южной бессарабии, возникли некоторые непонятки. Например, чиновник регистрировавший новоприбывших колонистов, не понимал почему вместе с болгарами приезжают и турки. Ведь Россия с ними воюет! И потом, они ещё и крещённые! Долго не разбираясь, они записывали их как болгар или сербов. Таку кагаузов появились фамилии: Янев, Железов (болгар. Желез - гагауз. Демир), Добров, Кирияков, Терзинов, Чобанов и др. Данной версии в настоящее время придерживаются болгарские учёные. Про гагаузов. Один знакомый - карачаевец был в Молдове и случайно натолкнулся на таксиста, который был гагаузом. При этом они мило побеседовали, прекрасно понимая друг друга - один говорил на карачаевском, другой на гагаузском. Отмечу, что знаю по родственникам, что говорить с турками карачаевцы не могут - слишком большие различия в словарном фонде. Интересено какая лингвистическая связь между гагаузами и карачаево-балкарцами. Кстати дополнительно к обсуждаемой теме - балкарцы - это русское произношение этнонима. Карачаевцы и сами былкарцы говорят "малкъарлыла" - малкарцы (возможно как-то связано с рекой Малка). При чем большая часть народна, носящего название балкарцы - это не малкъарлыла, а таулула (практически идентичные по всем параметрам с карачаевцами). Истинные же малкарцы отличаются от тавлинцев и карачаевце цокающим диалектом. Так что связь этнонимов болгар и балкар очень мало вероятна Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Lutfy Опубликовано 8 февраля, 2007 Поделиться Опубликовано 8 февраля, 2007 Про Гагаузов Мой родственник Амет-дайи служа в Армии в Лимане Одесской области, не раз ездил в Молдавию в Тирасполь, где находился госпиталь, он был водителем «скорой помощи». По дороге не раз слышал знакомые Крымскотатарские свадебные мелодии (познакомившись с приветливыми и гостеприимными местными жителями села, узнал, что они Гагаузы родственные нам по языку и традициям) его также поразило их свадебный танец он не отличался от нашего «Хайтарма – не возвращай(невесту)», «Хоран» (круговой танец с обвитыми руками двух знакомящихся родов, танцующих вокруг жениха и невесты. Инструменты у музыкантов используются те же, что и у нас на свадьбах (скрипка, даул, труба, кларнет, даре). Крымские мелодии «Молдавский марш», «Болгарский Хайтарма» и др., говорят о некогда существовахших родственных и культурных связях с Молдаванами и Болгарами, где сходна с нами и традиционная одежда. ---------------------------- Традиционная одежда Молдаван, Гагаузов и Прибалтийских Татар также практически не отличается от одежды Крымских Татар, которую описывает в своей книге «КРЫМСКИЕ ТАТАРЫ» Симферополь «Анаюрт» Айдер Меметов стр. 20-21: - (…Особо надо сказать об одежде: … короткие до пояса камзолы в обтяжку и суконные узорные жилеты без рукавов. По своему покрою многие части костюма приближаются к костюму балканских народов — греков, южных славян, албанцев, являясь свидетелями давних культурных связей. Примечательные детали: таты-мужчины надевают, заправляя в штаны, рубаху с прямым воротом из самотканой тонкой материи своеобразного покроя - одинакового как у бахчисарайских, так и южнобережных татар. Верхней одеждой у татов служит короткая куртка домотканного сукна "хыста чекмен", а зимой столь же по пояс, полушубок "тончук". Голову покрывает низкая с круглым плоским дном барашковая шапка "халпах". Зимой надевают суконные башлыки. Обувь в рабочее время состоит из шерстянных чулок и чарыков (постолов из войлочной шерсти) одинаковых по типу для передней Азии и Кавказа, а в праздничное время - из низких башмаков на каблуках и чувяков76. Что касается женского костюма, то он в такой же мере не похож на костюм кочевых тюрков. «Сверх рубахи того же покроя, как мужская, надевается верхнее яркое стеганое платье «зубун» или «фистан», длиной до колен, с узкими рукавами, с широким и открытым вырезом на груди, плотно обтягивающее талию, но с особыми выступами по бокам «джабу»... Грудь завешивается особым нагрудником, прежде увешанным монетами. Талия опоясывается углом назад шерстяной шалью и сверху поясом с массивными серебряными бляхами. Впереди обыкновенно носят передник «оглюк»... На ногах «папучи» — сафьяновые туфли без задков»77. …). Почти также описывает энциклопедия традиционную одежду Гагаузов. ГАГАУЗЫ "ЭНЦИКЛОПЕДИЯ «НАРОДЫ И РЕЛИГИИ МИРА»" (… В конце XIX века женщины носили полотняную рубаху, безрукавное платье с фартуком, большой чёрный платок. В зимнее время надевали платье с рукавами, суконную кофту и меховую безрукавку. Обязательны серьги, браслеты, бусы, в том числе ожерелье из золотых монет (лифт). Мужская одежда: рубаха, широкие суконные штаны, широкий красный пояс, шляпа — летом, каракулевая меховая шапка (колпак) — зимой. У чабанов обычная рубаха сочеталась со штанами из овчины (мешин) мехом внутрь; меховая безрукавка и короткая куртка из овчины (кюрк), иногда декорированная красной или зелёной строчкой. --------------- Всё это описанное вместе говорит о том, что до крестовых походов против язычества, когда ещё время от Адама текло в Крыму, на Кавказе и в Валахии мы считали себя одним народом с общим языком и общими традициями от Адетов Адама и его философии изучающихся в Академиях (Ак¦Адем – правда¦от Адама). Крым-Татар. «Адам ол – будь, как Адам честным, справедливым Гуманным»(подробнее здесь на форуме, в теме «ДЕСЯТИСЛОВИИ АДАМА в праязыке Тавр (tari) ». Имеется-ли выражение у Гагауз «Адам ол»? Скорее всего, имеется, но если даже нет, общих слов и традиций предостаточно чтобы уверенно сказать, что это близкий и родственный Крым-Татарам народ, так же как и близкородственны нам Прибалтийские Татары. Одежда эскадронцев в «Литовские Татары на службе у Наполеона» http://forum.tatar.info/lofiversion/index.php/t358.html напоминает традиционную одежду Литовских, Крымских Татар времён Гераев, одежда Гагаузов думаю, далеко от нашей не отличалась. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Lisetsky Опубликовано 12 января, 2009 Поделиться Опубликовано 12 января, 2009 В 2008 г., в отпуске, побывал в украинской части Бессарабии Болградском р-не Одесской обл.. Жил в болгарском селе Виноградное (прежнее название Гасан Батыр). Рядом , км. в 15-ти, находится большое гагаузкое село Червоноармейское (прежнее название Кубей). На мой вопрос - кто есть гагаузы, мне сказали, что это охристианеные тюрки и в переводе с турецкого "гагауз" означает "изменник". Оговорюсь, эта версия поведана мне Бессарабскими болгарами. Кстати, практически у всех бессарабско-болгарских сел, помимо советско-славянских названий, есть прежние, тюркские названия и местные богары-славяне в быту ими активно пользуются. Например чисто болгарские села Ореховка - Пандаклия, Криничное - Чишмелия и т.д. (Могу ошибиться в написании тюркских названий, т.к. пишу со слов болгар.) Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
ябаны Опубликовано 27 января, 2009 Поделиться Опубликовано 27 января, 2009 Насколько я знаю,версий несколько........но близкая к большинству гагаузов это то что , гагаузы - прямые потомки племён, населявших "поле" - степную зону, протянувшуюся от Алтая до Карпат, и кочевавших по этой степи в основном с востока на запад. Значительная часть племён говорила на тюркских языках. В первые века русской истории предки современных гагаузов оказались южными соседями древнерусского государства. Русские князья нанимали одних кочевников для защиты от др., что приводило к принятию неславянскими племенами православия. Точно не установлено, какие именно племена были предками гагаузов: половцы, печенеги, огузы, чёрные клобуки,кыпчаки. Огузы считаются наиболее вероятными предками современных гагаузов. Полемика вокруг вопроса о происхождении гагаузов с середины ХХ в. стала принимать политический характер. Так, болгарские историки и этнографы категорически настаивают на болгарском происхождении гагаузов, официальная наука Турции и некоторых других тюркских стран поддерживают турецкое, советской научной школой получены доказательства северо-причерноморского происхождения гагаузов. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
ябаны Опубликовано 27 января, 2009 Поделиться Опубликовано 27 января, 2009 В 2008 г., в отпуске, побывал в украинской части Бессарабии Болградском р-не Одесской обл..Жил в болгарском селе Виноградное (прежнее название Гасан Батыр). Рядом , км. в 15-ти, находится большое гагаузкое село Червоноармейское (прежнее название Кубей). На мой вопрос - кто есть гагаузы, мне сказали, что это охристианеные тюрки и в переводе с турецкого "гагауз" означает "изменник". Оговорюсь, эта версия поведана мне Бессарабскими болгарами. Кстати, практически у всех бессарабско-болгарских сел, помимо советско-славянских названий, есть прежние, тюркские названия и местные богары-славяне в быту ими активно пользуются. Например чисто болгарские села Ореховка - Пандаклия, Криничное - Чишмелия и т.д. (Могу ошибиться в написании тюркских названий, т.к. пишу со слов болгар.) Я удивляюсь болгары переводят с турецкого............Перевод дослвный "Гагауз"......."Гага"-нос,"Уз"-прямой вот и весь перевод, еще гагаузы называют "гага" писюльку у мальчиков...........Криничное -Чешьмякёй В переводе "село родников" Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Anwar Опубликовано 28 января, 2009 Поделиться Опубликовано 28 января, 2009 Нижайше прошу, чтобы писали по-русски без ошибок, а то славяне нас засмеют. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Антиромантик Опубликовано 28 января, 2009 Поделиться Опубликовано 28 января, 2009 Простите, но печенеги и узы - это просто часть огузов, разне нет? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Расул Опубликовано 28 января, 2009 Поделиться Опубликовано 28 января, 2009 В 2008 г., в отпуске, побывал в украинской части Бессарабии Болградском р-не Одесской обл..Жил в болгарском селе Виноградное (прежнее название Гасан Батыр). Рядом , км. в 15-ти, находится большое гагаузкое село Червоноармейское (прежнее название Кубей). На мой вопрос - кто есть гагаузы, мне сказали, что это охристианеные тюрки и в переводе с турецкого "гагауз" означает "изменник". Оговорюсь, эта версия поведана мне Бессарабскими болгарами. Кстати, практически у всех бессарабско-болгарских сел, помимо советско-славянских названий, есть прежние, тюркские названия и местные богары-славяне в быту ими активно пользуются. Например чисто болгарские села Ореховка - Пандаклия, Криничное - Чишмелия и т.д. (Могу ошибиться в написании тюркских названий, т.к. пишу со слов болгар.) А мне нравится перевод с ногайского языка - ГАКъ-ОьГУЗ - дословно - "правильная"(благородная, честная) "семья" (род). Например есть название рода "БАРЫ-ГАК" - "Все-правильные". Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
nik1 Опубликовано 2 февраля, 2009 Поделиться Опубликовано 2 февраля, 2009 От кого происходят гагаузы, от тюрков-гузов или от отряда какого-тосельджукского паши? Уважаемый Г-н Урянхаец! Мнения и тези о их произходжение (появление в Болгарии) разние. Считается что Гагаузи: - Турцириваные болгары.. - (или) Имеют куманское или печенежкое потекло (кумано-печенешкое потекло), впоследствие турцизиривалис; Куманы и печенеги пришли в Болгарию с северовостоке в 11 веке; - (или) Имеют узкое произходждение; Узы пришли в Болгарию с северовостоке в 11 веке; впоследствие турцизиривалис. - (или) Анадолские Узы (християны или нет) , которые поселилис на територией Добрудже в 13 веке; впоследствие их язык турцизиривался. - (или) Они являются смесь из татар, болгар, и влахов - котороя турцизировалась; или другие.. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
проф. Добрев Опубликовано 22 июля, 2009 Поделиться Опубликовано 22 июля, 2009 Интересны топонимы Гагаузии, например Комрат - ну явно это Кунград. Как будто в основе топонима лежит огузо-болгарский антропоним *Конгур-ат. Другая возможность может быть сближение с болг. Хунг-вар - Ужгород Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
проф. Добрев Опубликовано 22 июля, 2009 Поделиться Опубликовано 22 июля, 2009 Отличать ногайские топонимы от гагаузских не нужно. Практически все названия поселений остались прежними. Гагаузкие поселения были образованы на месте старых ногайских. Например сёла: Чокмейдан, Кыпчак, Хайдар, Джолтай, Казайак, Томай, Дюзгюнджа, Тюлюкёй, Чешмякёй, Хаджи-Бей; посёлки: Чадыр, Комрат, Волканеш. Хронология скорее обратная - впервые и очень рано здесь появились гагаузы, а позднее - ногайцы къпчаки. Ойконим Волканеш может быть и тюрко-болгарский и иметь для позднего соответствия куманское по происхождению болг. Балкан. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
проф. Добрев Опубликовано 22 июля, 2009 Поделиться Опубликовано 22 июля, 2009 Каковы тогда причины того, что гагаузы, оставив благодатные земли западного Причерноморья, переселились в дикие бессарабские степи? Было ли это порождено огромным желанием услужить России, или это есть вынужденная мера, возникшая в результате репрессивных действий турок? Русско-турецкая война 1829 г. Дибича Забалканского кончилась примирием. Боясь последствии, болгары и гагаузы из театра военных действий двинулись за уходящие русские войска и были заселенными в Северной Добрудже и Бесарабии. Я сам из такой семьи. В 1940 году болгары вернулись, но я не слышал или читал, что бы и гагаузы вернулись. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
проф. Добрев Опубликовано 22 июля, 2009 Поделиться Опубликовано 22 июля, 2009 А мне нравится перевод с ногайского языка - ГАКъ-ОьГУЗ - дословно - "правильная"(благородная, честная) "семья" (род). Например есть название рода "БАРЫ-ГАК" - "Все-правильные". Этноним вероятнее из огузского ак "южный" и огуз. Такое значение слово имеет в рамках общетюркской Цветовой Геосимволики и оно наблюдается еще и в Ак-Дениз, букв. Южное море, но Кара-Дениз, букв. Северное море. Звук Г в начале - протетичный и ранше он был Х. Ног. гак очевидно-бесспорно из арабского. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
проф. Добрев Опубликовано 22 июля, 2009 Поделиться Опубликовано 22 июля, 2009 В VI—VII вв. узы были в составе Западного Тюркского каганата, а в VIII в. — в составе ханства Туркеш....Не исключено, что гагаузы (на самом деле ”угузгуз”), которые живут в Молдове, Румынии, Венгрии и Балканских горах, и являются прямыми потомками тех самых узов. Великолепно, большое спасибо! Но лингвистам установлено, что в гагаузском языке имеется солидный тюрко-болгарский субстрат и поэтому он находится в огузо-болгарской подгруппе тюркских языков. Все это непременно должно найти свою историографскую экспликацию и потверждение и у вас. Не занимайтесь лингвистическими допущениями, это только может в некоторой степени скомпрометировать ваше исследование. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
nik1 Опубликовано 17 июня, 2010 Поделиться Опубликовано 17 июня, 2010 Гагаузы не потомки гузов, а произошли от сельджукского или османского отряда некоего БЕЯ, прикочевавшего в Бессарабию, об этом были статьи в Советской этнографии. Гагаузы выходцы из Болгарию (Османская Империя) в первой половине 19 века. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Valde Опубликовано 29 июля, 2010 Поделиться Опубликовано 29 июля, 2010 Давеча был в Одессе, сидел за столиком в кафе, рядом несколько женщин разговаривали как мне показалось на молдавском языке. Прислушавшись я понял, что это не молдавский, а какой-то другой, наверное гагаузский. Так оно и оказалось. На мой взгляд мелодика гагаузского языка ОЧЕНЬ отличается от турецкого. К примеру как русский и польский. Поэтому можно предположить, что гагаузы не от турок произошли и не являются отуречеными болгарами. Как-то читал исследование о сравнении ДНК гагаузов с ДНК соседних народов. Надо будет посмотреть какие там выводы. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Valde Опубликовано 30 июля, 2010 Поделиться Опубликовано 30 июля, 2010 Нашел работу по исследованию Y-хромосомы гагаузов: http://www.medgenetics.ru/UserFile/File/Varzar.pdf Сравнивались две группы гагаузов, а также анатолийские, среднеазиатские и балканские популяции. Согласно выводам авторов гагаузы чрезвычайно близки к соседним балканским народам, в то же время они отмечают слабые признаки генетического влияния анатолийских турков. Выводы авторов: "В заключение, наш анализ Y-хромосомы выявил сильное сходство между гагаузами и балканскими популяциями. Эти данные могут поддержать предположение выдвинутое ранее на основании аутосомных маркеров ДНК и исторических данных о том, что тюркский язык утвердился на Балканах в соответствии с моделью элитного доминирования. Согласно этой гипотезе, тюркские пришельцы были настолько малочисленны, что их гены растворились в генах автохонных жителей. Интересно, что при использовании микросателлитных маркеров, мы также обнаружили следы современных анатолийских линий в отцовском генном пуле гагаузов. Это открытие соответствует гипотезе о сельджукском (анатолийском) происхождениии языка гагаузов, что однако не исключает проникновение некоторых тюркских языковых элементов из евразийских степей. Кроме этого, мы показали, что в балканских масштабах гагаузы не являются генетически однородной группой." От себя добавлю, что торко-печенежская теория также не исключатеся, поскольку их прямых потомков не осталось, а анатолийские турки могут иметь с ними сходные генетические характеристики. Тем более, что источники сохранили много свидетельств о расселении торков и печенегов на Балканах в 11 в. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться