Тахир Опубликовано 15 марта, 2005 Поделиться Опубликовано 15 марта, 2005 МИЗИЕВ ИСМАИЛ МУССАЕВИЧ (1940 - 1997) Исмаил Муссаевич родился в 1940 г. в селе Нижний Чегем Чегемского района КБР. Закончил в 1963 году отделение истории историко-филологического факультета КБГУ, а затем в 1967-ом - аспирантуру по археологии АН СССР. Защитил кандидатскую диссертацию по теме: "Материальная культура Балкарии и Карачая XII - XVII в.в." Исмаил Мизиев - автор около 200 научных работ, в том числе девяти монографий, изданных в Москве, Алма-Ате, Баку, Уфе, С.-Петербурге, Грозном, Махачкале, Владикавказе, Тбилиси, Ереване, Стамбуле и Черкесске. Он автор книг "Средневековые башни и склепы Балкарии и Карачая" (Нальчик, 1970 г.), "Балкарцы и карачаевцы в памятниках истории" (Нальчик, 1981 г.), "Шаги к истокам этнической истории Центрального Кавказа" (Нальчик, 1986 г.), "История рядом" (Нальчик, 1990 г.), "История Балкарии и Карачая" (Нальчик, 1996 г.). До трагического случая, после которого И.Мизиев оказался прикованным к инвалидной коляске, он исколесил все горные ущелья Карачая и Балкарий, производя археологические раскопки на городищах и крепостях, изучая материальную культуру предков карачаевцев и балкарцев. Из этих экспедиций он вынес твердое убеждение в том, что карачаевцы и балкарцы являются древними насельниками этих мест, сохранившими до сих пор самобытную, отличную от других народов Кавказа, культуру, историческую непрерывность которой подтвердили его археологические исследования. Один из лучших учеников лауреата Ленинской премии, профессора Е.И.Крупнова, Исмаил Муссаевич не мог равнодушно смотреть на то, как в угоду амбициям некоторых ученых, да и народов, искажается история карачаевцев и балкарцев. Несмотря на то, что он не мог проводить археологические раскопки, а может быть, именно поэтому Исмаил Муссаевич все свое свободное время посвятил сбору материалов по истории карачаевцев и балкарцев, используя действующую тогда систему МБА, архивы и библиотеки друзей и коллег. Собранный материал он подверг анализу, систематизировал и издал книгу "Шаги к истокам этнической истории Центрального Кавказа", в которой подверг жесткой критике теорию о ираноязычности алан. Именно после выхода в свет этой книги началась его травля, масштабы которой можно сравнить с тем, как в свое время травили Л.Гумилева и О.Сулейманова. Истинный ученый, которого не сломила в свое время болезнь, не сломился и в этой ситуации. В ответ на нападки он издает новую книгу "История рядом", в которой "в пух и прах" разбивает все обвинения в свой адрес и ставит перед своими оппонентами ряд вопросов, на которые они не смогли дать вразумительного ответа. Не умаляя истории окружающих народов, Исмаил Мизиев в своих работах показал значение древних тюрков, их влияние на историю и этнические процессы, проходившие на всем Кавказе. Да и странно было бы сегодня делать вид, что не было в истории гуннов, булгар, хазар, авар, печенегов и половцев, или, несмотря на обилие материалов, соглашаться с тем, что аланы были ираноязычными. А ведь еще в 1978 году на Всероссийской научной конференции по вопросам истории, исторической науки Северного Кавказа и Дона было заявлено, что "одной из кардинальных проблем, требующих решения, является необходимость создания новой этнополитической карты Северного Кавказа, на которой... должны занять подобающее им место и тюркоязычные этносы и группы (гунны, булгары, хазары, авары и половцы и др.), а также аборигенные племена горных и предгорных районов... вот стержневая задача нынешнего этапа изучения средневековой эпохи региона". Как и следовало ожидать, никто из ученых Северного Кавказа, за исключением потомков этих тюрков, на призыв не откликнулся, а тех же, кто пытался это сделать, мгновенно объявили "пантюркистами", как в случае с И.Мизиевым. Как бы там ни было, как бы сурово ни обходилась с ним жизнь, как бы ни предавали его коллеги и некоторые "друзья", Исмаил Муссаевич свое дело сделал. Он разорвал плотную завесу, которой была искусственно окутана история древних тюрков, и расчистил поле для тех, кто занимается и будет заниматься этими вопросами. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Ас-Алан Опубликовано 13 ноября, 2009 Поделиться Опубликовано 13 ноября, 2009 Исмаил Мизиев "Это поистине человек-легенда... В отличие от множества придворных ученых, готовых за хорошую плату и должность тут же, за несколько месяцев, а то и недель, не выходя из собственного кабинета, «высосать из пальца» любую «историю» и для любого народа, при этом не пользуясь более чем Большой советской энциклопедией, Исмаил был неутомимым исследователем-археологом, признающим в качестве доказательства только бесспорные научные факты. Поэтому в течение всей своей жизни он кропотливо добывал эти самые факты, в т.ч. и собственными руками. Имея светлый ум и богатейший археологический материал, свыше тридцати лет, и особенно последние два десятилетия своей жизни, Исмаил Мизиев занимался тщательным его изучением, систематизацией и построением строгой, логически доказательной научной концепции происхождения и развития народов Кавказа, и в первую очередь карачаево-балкарцев. И это ему блестяще удалось. Он сумел проникнуть в тайны прошедших тысячелетий, достав из небытия, очистив от грязи и лжи, по крупицам восстановить реальную историю своего народа и сделать ее достоянием мировой общественности и всемирной истории. Он был первым! Такого достигают только ученые от Бога. Вместе с тем, и как это часто случается, к сожалению, этого одаренного человека долгое время самого пытались «вывалять» в обычной «земной» грязи. Известны случаи, когда вслед за представленными на соискание званий и ученых степеней научными трудами И.Мизиева летели в Алма-Ату, Баку, Ереван телеграммы, анонимные письма, обвиняющие его в национализме, пантюркизме, а то и просто в потере партийного и классового чутья. Удивительно, но этого мягкого, обаятельного и высокоинтеллигентного человека панически боялись маститые ученые, некогда «согрешившие» в истории, не говоря уже о борзописцах провинциального масштаба. Именно они, подобострастно ему улыбающиеся при встречах, организовывали «куда следует» телефонные звонки, телеграммы и подметные письма и вкатывали черные шары на заседаниях ученых советов. Конечно же, это было связано с тем, что не в пример множеству сочинителей «историй» в науке, которой была посвящена вся его жизнь без остатка, Исмаил был непоколебим и неподкупен. Для него, историка и археолога, существовал только один критерий - Истина! Все остальное, как известно, рано или поздно отметает сама история, и он это знал... Поэтому все козни, если подходить к науке по большому счету, а именно так и относился к ней сам Исмаил, не более чем мелкая бытовая грязь, замешанная либо нечистоплотными людьми, либо просто неудачниками, оказавшимися у них в услужении... Вряд ли сегодня подлежит сомнению факт, что своими научными трудами Исмаил Мизиев воздвигнул уже при жизни исторический памятник не только себе, но и своему народу, который безмерно был благодарен ему за это и искренне его любил. А такого счастья - еще при жизни быть любимцем своего народа - удостаиваются только избранники небес, обреченные на бессмертие в памяти народной..." Расул Джаппуев, Главный редактор газеты "Балкария". Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться