Перейти к содержанию
Гость Урал

Древние Тюрки (Кок тюрки), тюрки Ашина


Рекомендуемые сообщения

ВЕЛИКАЯ РАСПРЯ В ТЮРКСКОМ КАГАНАТЕ И ЕГО РАЗДЕЛЕНИЕ: ПЕРЕСМОТР В СВЕТЕ НОВЫХ ДАННЫХ ПО ГЕНЕАЛОГИИ РОДА АШИНА

Этьен де ла Вэссьер, доктор исторических наук,
Школа высших социальных наук, Париж

Важным событием политической жизни первой тюркской империи был династический спор между соответствующими сыновьями предыдущих каганов, произошедший в 581-583 годах. Он закончился фактическим расколом империи. Важно понять легитимность притязаний соперников в этом деле. На востоке сын Кары, Нивар, пришел к власти, в то время как на западе сын Мукана укрылся у могущественного Тарду сына Истеми. В этом контексте хроника Суйшу (цзюань 84, с.1864) отмечает, что Тарду был дядей (цунфу 從父) нового кагана Нивара. Не имея возможности знать в полной мере проблему, создаваемую тюркским словарем родства, уже Э. Шаванн отмечал, что невозможно в этом тексте толковать понятие «дядя» в точном смысле слова. Тарду действительно двоюродный брат отца Нивара и, вероятно, старше него. Кажется, что мы имеем здесь очередное проявление семантического расширения понятия «äci», которое китайцы систематически передавали разными вариантами слова «дядя», тогда как оно включало в себя и другие категории.

Но трудности продолжаются, так как после смерти сына Мукана в 588 году ему наследовал каган по имени Нири, который правил пятнадцать лет, но родственная связь которого с его предшественником не указана. Ему наследовал его сын Даман, сброшенный с престола в 610 году внуком Тарду, Шегуем. В то же время Цзю Таншу уточняет, что Шегуй был младшим дядей по отцу (шуфу 叔父) Дамана. Отсюда неизбежно вытекает вывод, что Нири был сыном Тарду.

Ветвь династии, которая правила в то время двадцать два года на Западе, таким образом, была связана с линией от Истеми и с 588 года, или скорее с 583, потомки Истеми утверждаются в качестве соперников восточных каганов. Выходит, что империя западных тюрок была де факто независимой. Вот так и получается, что в историографии вот уже на протяжении века история происхождения западно-тюркской империи реконструируется на основании одного лишь этого "дяди". Основываясь на предыдущем анализе, можно подозревать, что не стоит трактовать термин "дядя" в прямом смысле: изначальная информация должно быть говорила, что Шегуй был äci Дамана.

Эту гипотезу полностью подтверждает согдийская надпись из Монголкюре: найденная в 1953 году недалеко от китайско-казахской границы близ города Чжаосу в долине Текес (43°7'18.56'' северной широты, 81°11'27.25'' восточной долготы, высота над уровнем моря 1790 м), она была выгравирована в нижней части статуи, изображавшей знатного тюрка. Надпись была определена как согдийская в 1978 году и впервые прочтена иранистом в 1990 году. Она никогда не публиковалась полностью. Тем не менее, ключевой факт в наличии и нами получен: в строках 6 и 7 текст возвещает о восхождении на трон Нири (Нили) Кагана, внука Мукана. Шегуй, внук Тарду никогда не был братом Нири, но лишь дальним двоюродным братом, принадлежавшим к предшествующему поколению. Китайский перевод шуфу 叔父, «дядя», в очередной раз показал: он мало что дает для передачи понятия «äci».

Надпись из Монголкюре позволяет восстановить следующее упрощенное генеалогическое древо тюркских каганов, достаточно отличающееся от предложенного Э. Шаванном и Лю Маоцаем (см. схему ниже).

Надпись из Монголкюре и письмо, отправленное Маврикию, это два прокламативных текста, исходящих от одного и того же кагана. Они показывают, что то, что китайские тексты представляют нам как ранний раздел империи тюрок между западными и северными тюрками, изначально было соперничеством за власть над всей тюркской империей. В этом отношении именно окончательное поражение представителей ветви Мукана в 610 году ознаменует окончательный раскол империи. Но ранее потомки Мукана на протяжении двух поколений с их базы в северном Тяньшане предлагали тюркам унитарную имперскую модель, настолько мало похожую на предшествующую империю с центром в монгольской степи, насколько и мало похожую на последовавшую империю, созданную в Семиречье потомками Истеми.

[De la Vaissière, Étienne. Oncles et frères: les qaghans Ashinas et le vocabulaire turc de la parenté //Turcica 42 (2010) - p.272-274]

переложенная мной на русский язык генеалогическая схема рода Ашина по статье Вэссьера, жирным шрифтом обозначены лица, носившие титул кагана

ZDSNUH4FVqo.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

ВИЗАНТИЯ И ПЕРСИЯ ПЛАТИЛИ ДАНЬ ТЮРКСКОМУ КАГАНАТУ

Во время Хормузда IV (579-590 гг.) в результате военных успехов каганата Сасанидский Иран вынужден был платить ему дань, составлявшую по свидетельству Феофилакта Симокатты, 40 тысяч золотом в год [Пигулевская Н.В. Византийская дипломатия и торговля шелком в VI-VIII вв. 1947. С.80-82], которые, скорее всего, выплачивались монетами.

Получение денежной дани от Византии. Многочисленные находки золотых солидов Византии на территории Турфана связываются исследователями с каганатом. По мнению некоторых исследователей, эти солиды попали в Турфан в качестве подарков тюркских каганов своему вассалу - правителю Гаочана [Lin Yin. Western Turks and Byzantine gold coins found in China. //Transoxiana - Journal de Estudios Orientales. Vol.6. July 2003].

[Бабаяров Г., Умиров К. Денежное обращение и монеты каганата //Западный Тюркский Каганат. Атлас - Астана: "Service Press", 2013 - c.142]

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

On ‎6‎.‎8‎.‎2017‎ г. at 7:25 AM, Ашина Шэни said:

Вам пора бы уже понять, что современные татары не имеют автоматом отношения ко всем историческим татарам, с большинством из них связи вообще никакой. Татары изначально были конфедерацией тюрко-монгольских племен в Маньчжурии и Монголии, потом, после того как они вошли в состав империи Чингисхана, по причине своего прежнего преобладания в среде племен Монголии 12 века они распространили свое имя в качестве политонима на всех монголов. В итоге политоним и в Орде закрепился и все в ней стали "татары". Это название в результате было перенесено на булгар и прочих тюрок Орды. Собственно еще в 18 веке по данным Гавердовского казахи и называли татар булгарами и нагайцами, по самоназваниям казанских и сибирских татар - булгар и нугай:

Изначально, татар, кит. датань, - одно из аварских племен в Центральной Азии в середине I тыс. н.э.:

Другое одно имя жужанов есть «татар», также называют «тартар», (является) один из аймаков хунну. Китайским иероглифом современным произношением «датань» отмечено слово «татар», а иероглифом «таньтань» написано слово «тартар». Историки считают, что название монголов как татар (тартар) происходит от имени хаана Татар жужанов (414-429 гг). Эти две названия, Татар хаан и татар (монгол), записаны одинаковыми иероглифами. Поэтому с времен жужаньского каганата монголов стали называть монголами, татарами, татар-монголами или монгол-татарами [Жужаньский каганат 2014, 1-2].

 

Реконструкцию произношения этого имени в середине I тыс. н.э. осуществил, по моей просьбе, С. Е. Яхонтов. И оказалось, что здесь мы впервые фиксируем этноним, ставший хорошо известным через два столетия после описываемых событий, ибо иероглифическое написание датань произносилось в V в. н.э. как *dadar/*tatar [Кляшторный, Савинов 2012, 47].

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

15 часов назад, Ашина Шэни сказал:

ВЕЛИКАЯ РАСПРЯ В ТЮРКСКОМ КАГАНАТЕ И ЕГО РАЗДЕЛЕНИЕ: ПЕРЕСМОТР В СВЕТЕ НОВЫХ ДАННЫХ ПО ГЕНЕАЛОГИИ РОДА АШИНА

Этьен де ла Вэссьер, доктор исторических наук,
Школа высших социальных наук, Париж

Важным событием политической жизни первой тюркской империи был династический спор между соответствующими сыновьями предыдущих каганов, произошедший в 581-583 годах. Он закончился фактическим расколом империи. Важно понять легитимность притязаний соперников в этом деле. На востоке сын Кары, Нивар, пришел к власти, в то время как на западе сын Мукана укрылся у могущественного Тарду сына Истеми. В этом контексте хроника Суйшу (цзюань 84, с.1864) отмечает, что Тарду был дядей (цунфу 從父) нового кагана Нивара. Не имея возможности знать в полной мере проблему, создаваемую тюркским словарем родства, уже Э. Шаванн отмечал, что невозможно в этом тексте толковать понятие «дядя» в точном смысле слова. Тарду действительно двоюродный брат отца Нивара и, вероятно, старше него. Кажется, что мы имеем здесь очередное проявление семантического расширения понятия «äci», которое китайцы систематически передавали разными вариантами слова «дядя», тогда как оно включало в себя и другие категории.

Но трудности продолжаются, так как после смерти сына Мукана в 588 году ему наследовал каган по имени Нири, который правил пятнадцать лет, но родственная связь которого с его предшественником не указана. Ему наследовал его сын Даман, сброшенный с престола в 610 году внуком Тарду, Шегуем. В то же время Цзю Таншу уточняет, что Шегуй был младшим дядей по отцу (шуфу 叔父) Дамана. Отсюда неизбежно вытекает вывод, что Нири был сыном Тарду.

Ветвь династии, которая правила в то время двадцать два года на Западе, таким образом, была связана с линией от Истеми и с 588 года, или скорее с 583, потомки Истеми утверждаются в качестве соперников восточных каганов. Выходит, что империя западных тюрок была де факто независимой. Вот так и получается, что в историографии вот уже на протяжении века история происхождения западно-тюркской империи реконструируется на основании одного лишь этого "дяди". Основываясь на предыдущем анализе, можно подозревать, что не стоит трактовать термин "дядя" в прямом смысле: изначальная информация должно быть говорила, что Шегуй был äci Дамана.

Эту гипотезу полностью подтверждает согдийская надпись из Монголкюре: найденная в 1953 году недалеко от китайско-казахской границы близ города Чжаосу в долине Текес (43°7'18.56'' северной широты, 81°11'27.25'' восточной долготы, высота над уровнем моря 1790 м), она была выгравирована в нижней части статуи, изображавшей знатного тюрка. Надпись была определена как согдийская в 1978 году и впервые прочтена иранистом в 1990 году. Она никогда не публиковалась полностью. Тем не менее, ключевой факт в наличии и нами получен: в строках 6 и 7 текст возвещает о восхождении на трон Нири (Нили) Кагана, внука Мукана. Шегуй, внук Тарду никогда не был братом Нири, но лишь дальним двоюродным братом, принадлежавшим к предшествующему поколению. Китайский перевод шуфу 叔父, «дядя», в очередной раз показал: он мало что дает для передачи понятия «äci».

Надпись из Монголкюре позволяет восстановить следующее упрощенное генеалогическое древо тюркских каганов, достаточно отличающееся от предложенного Э. Шаванном и Лю Маоцаем (см. схему ниже).

Надпись из Монголкюре и письмо, отправленное Маврикию, это два прокламативных текста, исходящих от одного и того же кагана. Они показывают, что то, что китайские тексты представляют нам как ранний раздел империи тюрок между западными и северными тюрками, изначально было соперничеством за власть над всей тюркской империей. В этом отношении именно окончательное поражение представителей ветви Мукана в 610 году ознаменует окончательный раскол империи. Но ранее потомки Мукана на протяжении двух поколений с их базы в северном Тяньшане предлагали тюркам унитарную имперскую модель, настолько мало похожую на предшествующую империю с центром в монгольской степи, насколько и мало похожую на последовавшую империю, созданную в Семиречье потомками Истеми.

[De la Vaissière, Étienne. Oncles et frères: les qaghans Ashinas et le vocabulaire turc de la parenté //Turcica 42 (2010) - p.272-274]

переложенная мной на русский язык генеалогическая схема рода Ашина по статье Вэссьера, жирным шрифтом обозначены лица, носившие титул кагана

ZDSNUH4FVqo.jpg

И какая есть информация об этих людях? Или где можно почитать?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 01.08.2017 в 10:24, Ашина Шэни сказал:

ПАР ОРХОНСКИХ НАДПИСЕЙ: ПЕРСЫ НА ПОХОРОНАХ ИСТЕМИ-КАГАНА?

Apar (надпись Кюльтегина, надпись Бильге-кагана, енисейские памятники Е4 и Е5). Это традиционное чтение, и имя связывали с европейскими аварами. Недавнее прочтение Айдына предполагает, что список стран, отправивших послов на похороны первых тюркских каганов, перечисленных в тексте, следует читать как tavğač töpöt par purum “Китай, Тибет, Иран (пар, не апар) и Рим (Византия)”. С учетом того факта, что лист стран идет с востока на запад, кажется маловероятным, что *apar/(a)p(a)r обозначает далекие земли европейской Аварии, к западу от “Рима”/Византии. Предположение Айдына, в свете этого, не является необоснованным. В придачу, очень сомнительно, что авары, европейские или азиатские, стали бы посылать послов на похороны тюркских правителей, уничтоживших их государство. Хотя ирано-тюркские отношения охладели после их совместного разгрома эфталитов, и тюрки обратились в сторону Константинополя, постоянного врага Сасанидов, врагами они стали лишь ко времени нападения тюрок у Герата, когда тех разбил Бахрам Чубин. Следовательно, представители Сасанидов могли участвовать в погребальной церемонии.

Американский тюрколог Питер Голден

[Golden, Peter. Some Notes on the Avars and Rouran //The Steppe Lands and the World Beyond Them. Studies in Honor of Victor Spinei on his 70th Birthday, 2013 - p.61-62]

А почему вы так верите выводам всяких людей, которые со стороны, но нет у вас никакой веры к историческим документам тюрков?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

On 8/6/2017 at 1:27 PM, Руслан (татар) said:

И какая есть информация об этих людях? Или где можно почитать?

Можете для вводного ознакомления взять главу "Establishment and dissolution of the Turk Empire" в Cambridge History of Early Inner Asia или главу "The First Türk Empire" в третьем томе History of Civilizations of Central Asia.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

On 8/6/2017 at 1:34 PM, Руслан (татар) said:

А почему вы так верите выводам всяких людей, которые со стороны, но нет у вас никакой веры к историческим документам тюрков?

Я не верю, а выслушиваю их аргументацию и принимаю ее, если она убедительна. Документы тоже ведь написаны людьми, со своими определенными намерениями, и все на веру там принимать нельзя. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

КОКТЮРКСКОЕ ПОКРОВИТЕЛЬСТВО ТОРГОВЛЕ

В Китае, недавно открытая иконография иллюстрирует историческую реальность тюрко-согдийской коммерции. В действительности, недавно открыто несколько серий погребальных рельефов. Данные рельефы происходят из гробниц согдийцев и иллюстрируют деятельность согдийских общин в Китае. Несколько панелей демонстрируют сцены коммерции с кочевниками, в то время как другие показывают их роль в качестве послов (см. панели 1 и 2). 

Мы располагаем несколькими свидетельствами тюркской политики в пользу торговли. Известно, что в королевстве Гаочан (Турфан) в первой половине 7 века тюрки имели чиновников, ответственных за отслеживание и сбор налогов с коммерции. В 8 веке, Бильге-каган в своей надписи адресует речь тюркскому народу и пишет: "Если, оставаясь на земле Отюкен, ты посылать будешь караваны оттуда, то не будет у тебя никакой бедности".

Французский согдолог Этьен де ла Вэссьер

[De la Vaissière, Étienne. Histoire des marchands sogdiens - Paris, 2002 - p.205]

панель первая: караван согдийских купцов и его тюркский эскорт, рельеф из Музея Михо
ltkh2hKrJ9Q.jpg
панель вторая: банкет тюрко-согдийской общины в Китае, рельеф из Музея Михо

GmmuqttgKus.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

КОКТЮРКСКИЕ НОВАЦИИ В ВОЕННОМ СНАРЯЖЕНИИ

К числу главных тюркских инноваций прежде всего относятся изменения в конструкции конской упряжи. В тюркскую эпоху зафиксировано активное использование жесткого типа верхового седла и металлических стремян с соответствующими конструкциями специальной конской упряжи - оголовья. Эти нововведения, в свою очередь, произошли в тюркской среде как следствие изменений в вооружении всадников и в стремлении освободить руки всадника от поводьев для использования разных видов оружия. Находки копий с длинным древком, новых типов защитных ламеллярных доспехов и новых видов рубящего оружия типа меча и сабли непосредственно связаны с появлением жесткого седла и стремян, предоставляющих возможность более уверенной посадки на боевом коне. Названные новации давали тюркам существенные преимущества в тактике верхового боя, позволяя наносить колющие и рубящие удары со значительно большим усилием, стоя, опираясь ногами на стремена и закономерно привели к появлению сословия тяжеловооруженных рыцарей копьеносцев – катафрактов (защищенных броней всадников-копьеносцев на боевом коне). 

Казахстанский исследователь Виктор Новоженов

[Новоженов, В. А. Модель коммуникаций и формирование собственной идентичности //Западный Тюркский Каганат. Атлас - Астана: "Service Press", 2013 - c.134-136]

Kоктюркский всадник. Реконструкция К.С. Ахметжана

kcGBtI9e1LI.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

РАСЦВЕТ ЗЕМЛЕДЕЛИЯ В СРЕДНЕЙ АЗИИ ПОД ВЛАСТЬЮ КОКТЮРОК

В отрарском оазисе на север-западе происхождение новых ирригационных техник, вступивших в силу с 6 века, определенно стоит связывать со старыми земледельческими цивилизациями юга, Согдианой или Хорезмом. Эти улучшения произошли благодаря присутствию Тюркской империи, которая объединила эти территории и сделала подобное распространение техник возможным, поставив в Отраре тудуна, ответственного за управление Чачем. Империя одновременно увеличила потребности в пище и таким образом запустила грандиозный цикл, в ходе которого расширялись возделываемые земли, росли население и урбанизация, все благодаря техникам, принесенным с юга. 

Французский согдолог Этьен де ла Вэссьер

[De la Vaissière, Étienne. Histoire des marchands sogdiens - Paris, 2002 - p.119]

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 12.08.2017 в 11:35, Ашина Шэни сказал:

Я не верю, а выслушиваю их аргументацию и принимаю ее, если она убедительна. Документы тоже ведь написаны людьми, со своими определенными намерениями, и все на веру там принимать нельзя. 

Ну, хорошо. У татар ведь тоже есть ученые-историки. Работы каких татарских ученых вы читали (я уже не скажу, что изучали) и каким историческим татарским документам вы доверяете?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 30.03.2015 в 09:15, Peacemaker сказал:

 

Описание племени кайтак 23

о кайтаках/катакин/, таинственном племени, когда-то обитавшем в Дагестане, в главе "К вопросу о происхождении кайтаков". 

Бартольд приводит отрывок из отчета османского путешественника ХVII века Эвлия Челебе: "По происхождению они монголы, пришедшие из области Махан; сами они - турки, говорят по-монгольски; язык монгольский и турецкий - одно и то же.

 

В этой местности имеется двадцатитысячное племя, называемое кайтак. Места их [расселения] — в пределах Дагестана. Иногда они приходят в города Ареш и Шеки для торговли. Это люди удивительной породы. У мужчин головы большие, как котлы, волосы копной, брови шириной в два пальца, плечи шириной в человеческий рост, грудь широкая, талия тонкая, глаза круглые, лицо красное, круглое, ляжки жирные, ступни плоские. Они — шафииты. Это рослые и крепкие люди. Когда они отправляются на арешский и шекинский базары, то спускаются с гор на равнину пешком, а там садятся на шекинские повозки; так как ни лошадь, ни мул не могут везти на себе их слоноподобные тела, в повозку запрягают специально выхоженных буйволов. На голове у них чалма. Они бреют усы, как кадии, носят длинную бороду и раскланиваются со всеми степенно, на обе стороны. Вид их очень странный. Это выходцы из огузского племени, для жителей Гиляна, Ширвана и Шемахи они — предмет насмешек.

Говор и выражения кайтаков, одной из ветвей монгольского племени 24. Мори — лошадь, аджирга — жеребец, гювен — кобыла, утган — жеребенок, кулун — жеребенок-сосунок, ну — медведь, нохай — пес, таулай — заяц, сусар — хорек, гаха — свинья, керемун — беличий мех, булаган — соболь, джумран — мышь, джейран — газель, /292/ ватан — слон, умистем — шуба из горностая, чиноа — волк, шабуласун — шакал, темеген — верблюд, лооша — мул, хуер — бык, мейгун — кошка, аххин — паук, пувасуд — вошь, кумарйага — муравей, беслыкун — крокодил, хакийе — коршун, тэгэу — курица, дакавун — кипарис, сакырджа — скворец, лачин — сокол, тильку — вино, итавун — куропатка, бюдюкчин — перепел, чиге — птенчик, чига — журавль, чакчай — степь, Сурхан — имя падишаха, шанб — кладбище, джад — противник, шанеб-бай — могильщик. Имеется еще ряд обозначений, мы ограничиваемся этими: понимающему достаточно намека. Они выходцы из монголов страны Махан, но сами — тюрки. Разговаривают по-монгольски, что у них называется «по-тюркски». За этим племенем мы наблюдали в стране Махмудабад. Отсюда мы вновь направились на север и вышли к берегу реки Гилянчай; здесь, на границе Ширванского эйялета, на берегу реки Кухиланчай, стоит огузско-туркменская деревня из шестисот домов. Следуя отсюда на север по степным местам, мы прибыли в Ниязабад.

Попробуем сравнить современным татарским языком:

Говор и выражения кайтаков, одной из ветвей монгольского племени 24. Мори — лошадь -ат, аджирга — жеребец-айгыр, гювен — кобыла - бия, утган — жеребенок-тай, кулун — жеребенок-сосунок -колын, ну — медведь -аю, нохай — пес-эт, таулай — заяц-куян, сусар — хорек-сасы козән, гаха — свинья-чучка, дунгыз, керемун — беличий мех-тиен тиресе, булаган — соболь-кеш, джумран — мышь-тычкан (йомран- суслик), джейран — газель-җәйран, /292/ ватан — слон -фил, умистем — шуба из горностая - ас тиресеннән тегелгән тун, чиноа — волк-бүре, шабуласун — шакал-чүл бүресе, темеген — верблюд-дөя, лооша — мул-алаша, хуер — бык - үгез, буга (сыер - корова), мейгун — кошка - песи, мәче, аххин — паук-үрмәкүч, пувасуд — вошь -бет, кумарйага — муравей - кырмыска, беслыкун — крокодил - крокодил, тимсах (ну откуда они знают про крокодила, я думаю, никогда совместно не проживали), хакийе — коршун- тилгән, , тэгэу — курица-тавык, дакавун — кипарис-кипарис, сакырджа — скворец - сыерчык, лачин — сокол - лачын, тильку — вино - шәраб, кызыл аракы, итавун — куропатка - кыр тавыгы, бюдюкчин — перепел - бүдәнә, бытбылдык, чиге — птенчик - кошчык, кош баласы, чига — журавль - торна, чакчай — степь - дала, Сурхан — имя падишаха, шанб — кладбище - каберлек, зират, мазар, джад — противник - доңман (ят - чужой), шанеб-бай — могильщик - кабер казучы..

Некоторые слова один в один.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

8 hours ago, Руслан (татар) said:

Ну, хорошо. У татар ведь тоже есть ученые-историки. Работы каких татарских ученых вы читали (я уже не скажу, что изучали) и каким историческим татарским документам вы доверяете?

Из татарских пока читать никого не доводилось, кроме книги Тугушевой по уйгурским документам. По хуннскому и древнетюркскому периодам выдающихся работ от татарских историков я не видел, монгольский же период я вплотную не разбирал, только документы официальные в рамках своего проекта по письменным памятникам Монгольской империи. По второму вопросу: что именно вы подразумеваете под "татарскими документами"? 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

ОПИСАНИЕ КОКТЮРКСКОЙ ТИТУЛАТУРЫ В ТАНСКОЙ ЭНЦИКЛОПЕДИИ ТУНДЯНЬ 

(описание, перевод и комментарий - Юрий Зуев)

С первых шагов государственной истории тюркское общество было строго ранжировано. Место и политический вес члена общества во многом определились его титулом, нередко наследственным, закреплявшим положение его носителя в системе социальных связей и соподчиненний. Публикуемый текст невелик по объему, но достаточно информативен, чтобы пролить свет на эту сторону раннетюркской истории. Текст древний. Первая строка фрагмента начинается словами: "При их [тюрков] начале в государстве было от знатных до низших всего десять степеней...", что ясно указывает на события середины VI в., когда был создан Первый Тюркский каганат (впоследствии, как замечает Ду Ю, их стало двадцать восемь). История появления текста неизвестна, и любое умозрительное заключение об этом может оказаться ошибочным. Судя по терминологии, он записан у западных тюрков. 

Тундянь, цзюань 197, "О чинах и званиях" (сокращенные комментарии Зуева - в скобках)

При их (тюрков) начале в государстве было от знатных до низших чинов и звании всего десять степеней; давались или по внешнему облику, или по цвету лица, бороде и волосам, или по вину-мясу, или по названиям животных тварей.

1. У них отважного и крепкого называют ши-бо-ло 始波羅 (среднекит. sí-puâ-lâ < тюрк. ïśbara), иначе зовут ин-хэ-фу 英賀弗 (ошибочное написание мо-хэ-фу 莫賀弗, среднекит. mâk-γâ-piut < тюрк. *bahapur~bahpur < согд. βγpur "сын Неба"). 

2. Что до жирного и толстого, то называют его да-ло-бянь 大羅便 (среднекит. dầj-la-bjèn). Да-ло-бянь значит винный сосуд, похожий на треножник-цзюе, так же толст и низок. Из-за сходства телом и очертаниями взято проименованием. Этот чин особо почитаем; только его (кагана) сыновья и младшие братья бывают ими.

3. Еще. Старцев называют гэ-ли 哥利 (среднекит. kâ-lji < тюрк. qary "старый", "старец", "старейшина"), отчего бывают гэ-ли да-гуань 哥利達官 (среднекит. kâ-lji d'at-kuan < тюрк. qary tarqwan "старец-тархан").

4. Коня называют хэ-лань 賀蘭 (среднекит. ha-lan < тюрк. ала "пестрый, пегий", прототюрк. halan), поэтому бывают хэ-лань су-ни 賀蘭蘇尼 (среднекит. suo-nji < тюрк. süni "копье") и цюе су-ни 闕蘇尼 (среднекит. khwat suo-nji < тюрк. kül-süni) - это чины управляющие войсками.

(вероятно, речь идет о древнетюркской панцирной коннице)

5. Черный цвет называют кэ-ло 珂羅 (среднекит. k'â-lâ < тюрк. qara), поэтому бывают кэ-ло чо 珂羅啜 (среднекит. k'â-lâ tsüär <  тюрк. qara čor); чин очень высокий, лишь в преклонных годах становяться ими.

6. Бороду называют со-гэ 索葛 (среднекит. sâk-kât < тюрк. saqal "борода"), и потому бывают со-гэ ту-тунь 索葛吐屯 (среднекит. t'uo-d'uen < тюрк. tudun, должность высшего фискального чиновника); этот подобен управляющему областью.

7. Вино называют фу-ни 匐你 (среднекит. buek-ni <тюрк. bekni "вино", по Махмуду Кашгари "хмельной напиток из проса или ячменя", "буза", "брага"); фу-ни жэ-хань 匐你熱汗 (среднекит. ńźiet-han < тюрк. jarhan "приказывающий", "предписывающий", "распоряжающийся") следят за соблюдением законности и очередности (при подношении вин).

8. Мясо называют ань-чань 安禪, поэтому бывают ань-чань цзюй-ни 安禪具泥; они управляют делами [каганского] Дома, это подобно должности при династии.

(Фраза остается малопонятной. Написание 安禪корректируется формой 安襌, данной в энциклопедии Цэфу юаньгуй. В знаке 肉 жоу "мясо" также усматривается искажение, и, в соответствии с контекстом характеристики, его следует реконструировать сходным по написанию знаком 內 нэй "императорский двор". Тогда транскрипция ань-дань (среднекит. an-tan) без затруднения сближается со словом типа персидского hanedan/handdan - хандан "фамильный дом", "династия", пришедшего в тюркскую среду, по-видимому, через согдийскии и отмеченного только в анализируемом фрагменте. В таком случае фраза читается: "Императорский (каганский) двор называют ань-дань, поэтому бывают ань-дань цзюй-ни; они управляют делами [каганского] Дома, это подобно должности при династии".)

(Транскрипция 具泥 цзюй-ни (q'iu-niei) восходит к тюркскому *küni (kün "фамилия", "род", "люди"), поэтому сочетание *handan-küni воспринимается в значении род ханского двора".)

9. Иногда учреждают фу-линь 附鄰 (среднекит. piu-lien < тюрк. böri "волк") каганов; [фу]-линь суть название волка. Из-за их алчности и склонности к убийствам дают такое проименование.

10. Бывают также каганы достоинством ниже е-ху 葉護 (среднекит. yep-hou < тюрк. jabγu); еще бывает, что [предводители] больших племен, проживающих в государстве называют друг друга и-каган 遺可汗. Тюрки дом называют и 遺 (среднекит. ywi. < тюрк. ev "дом", "юрта", "помещение"); это значит каган дома.

[Зуев, Ю.А. Ранние тюрки: очерки истории и идеологии - Алматы: Дайк-Пресс, 2002 - с.278-290]

текст оригинала:

http://ctext.org/text.pl?node=565296&searchu=哥利達官&searchmode=showall&if=en#result абзац 2

其初,國貴賤官號凡有十等,或以形體,或以老少,或以顏色、鬚髮,或以酒肉,或以獸名。

  1. 其勇健者謂之始波羅,亦呼為英賀弗。
  2. 肥麤者謂之大羅便。大羅便,酒器也,似角而麤短,體貌似之,故以為號。此官特貴,惟其子弟為之。
  3. 又謂老為哥利,故有哥利達官。
  4. 謂馬為賀蘭,故有賀蘭蘇尼闕,蘇尼,掌兵之官也。
  5. 謂黑色者為珂羅便,故有珂羅啜,官甚高,耆年者為之。
  6. 謂髮為索葛,故有索葛吐屯,此如州郡官也。
  7. 謂酒為匐你熱汗,熱汗掌監察非違,釐整班次。
  8. 謂肉為安禪,故有安禪具泥,掌家事如國官也。
  9. 有時置附鄰可汗,附鄰,狼名也,取其貪殺為稱。
  10. 亦有可汗位在葉護下者。或有居家大姓相呼為遺可汗者,突厥呼屋為遺,言屋可汗也。
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

ВЫСОКИЙ СТАТУС ЖЕНЩИНЫ В ЗАПАДНО-ТЮРКСКОМ КАГАНАТЕ

На уровне традиционного культового искусства особое положение женщины нашло отражение в многочисленных женских скульптурах, получивших распространение на территории Центрального Казахстана, Жетысу, Южном Казахстане. Самыми ближайшими аналогами являются женские статуарные образцы святилища Мерке, установленные на курганах наряду и рядом с мужскими изваяниями. Парные мужские и женские фигуры изображены на стене парадного зала во дворце средневекового города в Отрарском оазисе на территории Южного Казахстана. По мнению специалистов, на резной доске из городища Куйрыктобе центральные персонажи, показанные «в сфере неба, служащем обозначением государства» свидетельствуют, что «у власти стояли представители одного из тюркских племен». Прототипами образов людей, изображенных на сцене дворца Куйрыктобе, могла являться семейная пара из числа реально существовавших людей (начало VIII в.) [Терновая, 2005. С. 68, 70]. 

В социально-экономическом контексте, высокий статус женщины в Западном Тюркском каганате был узаконен правовыми нормами, о чем свидетельствует монетный чекан этого периода. На первых тюркских монетах VI-VIII вв., найденных на территории Согда, Афрасиаба, Чачском оазисе, пара правителей изображена в манере близкой иконографическому стилю изображения портретов на статуарных образцах тюркского камнерезного искусства, а в лаконичной надписи «катун» на аверсе монет засвидетельствован социальный ранг соправительницы кагана [Смирнова О.И. Заметки о среднеазиатской титулатуре (по монетным данным), 1961. C. 55-70; Бабаяров Г. Древнетюркские монеты Чачского оазиса (VI-VIII вв.), 2007, с.32]. 

В Ташкентском оазисе, территория которого в VII в. служила в качестве одного из центров по чекану монет, широкое распространение получили денежные номиналы с парными изображениями супружеской четы - правителя кагана с длинными, разделенными на прямой пробор волосами и царицы катун в трехрогом головном уборе. Монеты сопровождены надписями «джабгу-каган» и «Тун джабгу-каган» [Бабаяров, 2007. С. 29-30, 89]. Монета с изображением пары правителей на аверсе с династийной легендой и тамгой на ее реверсе обнаружена в 2002 г. на городище Красная речка в Кыргызстане. В первой половине VIII века такие номиналы являлись «наиболее распространенным типом монет у некоторых правителей Согда, Чаганиана и Чача стало парное изображение правителя и его супруги» [Камышев А.М. Раннесредневековый монетный комплекс Семиречья, 1987 - с.37]. 

Традиция парного изображения катун рядом с каганом в нумизматических материалах основана на мифологеме единства двух начал, характерной для многих народов мира. В социальной структуре тюркского общества идея дуального устройства мира была возведена в ранг закона, и образ катун, символизирующий соправительницу кагана, по мнению исследователей, являлся олицетворением тюркской земли [Торланбаева К.У. Катун и соправление (к вопросу о соправлении и его истоках), 2004. С. 191-214]. 

Казахстанский тюрколог Айман Досымбаева

[Досымбаева, А.М. Реконструкция традиционного мировоззрения тюрков по материалам памятников монументального и изобразительного искусства //Западный Тюркский Каганат. Атлас - Астана: "Service Press", 2013 - c.337]

древнетюркская монета из Чаганиана с парным изображением кагана и хатун

Ls-ngx8RObk.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

ДЛИННЫЕ ВОЛОСЫ И КОСЫ - ТРАДИЦИОННАЯ ПРИЧЕСКА ДРЕВНИХ ТЮРОК

В письменных источниках сохранилось значительное количество информации о формах причесок тюрков, регламентации норм ношения и взаимной связи типа прически с социальным положением личности. Манерное оформление прически тюрков обычно отмечалось представителями иных этносов и культур, когда-либо имевших контакты с номадами. От внимания китайского путешественника, паломника Сюаньцзана не ускользнуло, что распущенные волосы тюркского кагана были перехвачены на лбу лентой, а волосы сопровождавшей его свиты были заплетены в косы [Chavannes, Documents sur les Tou-Kiue (Turks) occidentaux, 1903. С. 194]. 

Одним из ранних, документированных археологическими находками изображений тюрков, показанных с распущенными волосами, являются картины на стенках саркофага из захоронения 579 года, изученного на территории Восточного Туркестана. В отличие от главы согдийской колонии и его торговой свиты все сюжеты, на которых показаны тюрки, изображают их с ниспадающими на плечи волосами. 

Тюрки из свиты царя на фресках Афрасиаба показаны с косами [Альбаум, Живопись Афрасиаба. 1975. Рис. 4, 28, 29; Рис. 7. С. 38-42]. Заслуживающим внимания является исторический документ (указ, одного из владетелей княжеств Турфанского оазиса, Восточный Туркестан), датируемый 612 годом, согласно которому велено всем жителям княжества отказаться от следования тюкуеским обычаям и «расплести косы и уничтожить левую полу» [Бичурин, Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. Том 2. 1950. С. 254]. 

[Досымбаева, А.М. Погребально-культовые сооружения //Западный Тюркский Каганат. Атлас - Астана: "Service Press", 2013 - c.304, 306]

Наличие кос у тюрков засвидетельствовано в письменных источниках и на изображениях каменных изваяний. На серии тюркских монет из Чачского оазиса запечатлены правители с длинными, ниспадающими на плечи, косами. 

Серия изображений пеших и конных воинов и других персонажей на деревянных планках из таштыкских склепов Южной Сибири и других изобразительных материалов демонстрируют различные варианты мужской прически, в числе которых и плетенные косы. 

Упомянутые изображения мужчин с заплетенными косами и накосниками на кончиках из Мунгут-хяса в Западной Монголии показывают наиболее достоверные тюркские образцы одежды и прически тюрков. 

У мадьярской и тюрко-болгарской знати VII в. было по три косы, тогда как рядовые члены общества полностью выбривали голову. Согласно данным Агафия, автора VI в., тюрки и авары носят распущенные или заплетенные волосы, что также было характерным и членам франкского королевского рода как величайшей прерогативе, подданные которых в это время стригли волосы в кружок. 

[Самашев, З. Тюркское наскальное искусство //Западный Тюркский Каганат. Атлас - Астана: "Service Press", 2013 - c.401-402]

О прическе и одеяниях мужчин Гаочана из источников известно, что они носили "варварские одеяния" (хуфу) и "связывали волосы в пучок, что свисал вниз", что мы можем принимать за косу или видоизмененную форму таковой. Было общепринятым для китайских мужчин связывать волосы пучком на голове, а для центральноазиатских кочевников носить косу - маньчжурское навязывание этого обычая всей мужской популяции Китая, начиная с 17 века, есть наиболее известный пример этого обычая. 

Гаочан возможно не единственное место, где следовали тюркским обычаям. По меньшей мере часть населения Самарканда и возможно царь Кучи носили косы. К сожалению источники неполны и не говорят нам о прическе и одежда в прочих оседлых оазисах.

[Skaff, J.K. Western Turk Rule of Turkestan’s Oases in the Sixth through Eighth Centuries //The Turks. Ankara: Yeni Türkiye, 2002 - p.378, 379]

прически древних тюрок: 1) тюрки в росписях зала послов на фресках Афрасиаба в Самарканде

7qu6h4nZAtI.jpg

2) тюрки на барельефе погребального ложа Ань Це 579 года

Tt31TU1BMVk.jpg

3) монета чачского тегина 7-8 веков

y_osmgeHChc.jpg

4) статуя Нири-кагана с косами сзади, 595 год

RDpgwtVKs64.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

ДРЕВНЕТЮРКСКИЕ ПЕЧАТИ С ТЮРКСКИМИ РУНИЧЕСКИМИ НАДПИСЯМИ

Гайбулла Бабаяров и Андрей Кубатин

Печать 1

Одна из печатей была найдена недалеко от Таласа на городище Атлах, расположенного вблизи Суяба – столицы Западно-Тюркского каганата. Она представляет из себя квадратную подвесную печать из зеленой яшмы, на которой заняло место 4 древнетюркских рунических знака. Эта печать по форме в общих чертах проявляет сходство с печатью, найденной на территории Монголии и имеющую также надпись древнетюркским руническим письмом (см. Рис. I. 1a-b - 2). Известный казахстанский тюрколог А. Аманжолов предложил читать надпись на печате из Атлаха как sözüm “Слово мое” и считает, что она была печатью правителя данной местности (Аманжолов, История и теория древнетюркского письма, 2003: 96). 

Термин “sözüm”, известный в ряде письменных памятниках, занял место в ряде документов, указах и письмах в соседние государства, относящихся к династиям тюркского и тюрко-монгольского происхождения, и наряду со значением «Слово мое», имел в также значение «Указ мой». Например, ярлык, хана Золотой Орды Тохтамыша, написанный уйгурским алфавитом и на тюркском языке, который в 1393 году был отправлен польскому королю Ягайло начинается такими словами: “(1) Тoxtamïš sözüm (2) Yağaylağa” («Тохтамыш, Слово мое / Указ мой Ягайло) (Радлов, Ярлыки Токтамыша и Темур – Кутлуга, 1888: 1-40; Радлов, Кутадгу Билиг. Факсимиле уйгурской рукописи, 1890: 198–199). Кроме того, данный термин занял место в легендах монет внука Амира Тимура, знаменитого ученого и правителя Мирза Улугбека, например, “Timur Kürägân himmetidin Uluğbek Kürägân sözüm. Zarb-i Samarqand 853” - “От благородства Тимура Курагана Улугбек Кураган слово мое/ указ мой. Чеканено в Самарканде 853”) (Tўхтиев, Мирзо Улуғбекнинг пул ислоҳоти, 2007: 92). Наличие тюркской легенды отличает монеты Улугбека от монет его предшественников, а также других тюрко-мусульманских государств. Как видно из фразы монетной легенды, слово “sözim” в данном контексте имеет больше значение «указ/приказ мой», чем “слово мое”. Таким образом, данная печать, скорее всего, принадлежала или одному из местных тюркских правителей Семиречья, или же Западно-Тюркским каганам, хотя вероятность этого мала. 

Печать 2

Другая печать с надписью на древнетюркском руническом письме, найденная в Монголии, была опубликована в 1964 году Б. Базылханом (Рис. I. 2). Однако, т.к. публикация была на монгольском языке, эта находка долгое время находилась вне поля зрения исследователей. В последние годы благодаря исследованиям турецкого исследователя Дж. Алйылмаза по древнетюркским памятникам, проводимых им в Монголии, она была вновь введена им в научный оборот и печать заняла место в его публикациях (Alyılmaz, Mutrın Temdeg Yazııtı (Kutlug’un Mührü), 2004: 1-6). Эта квадратная медная печать размером 2.8x2.8 получила название у монгольских исследователей, как “Mutrin Temdeg / Mutrin temdeg darah” (“Ручная печать”) или “Ertnií Türeg Biçesteí Mutrin Temdeg” (“Печать с древнетюркской надписью”). Данная печать, на поверхности которой заняла место хорошо сохранившаяся древнетюркская надпись qutluğ – «благодатный, с (божьей) благодатью», сегодня храниться в музее города Мандалговь – центре аймака Дундговь Монголии (48599069D, 5069072K) (Mert, Ötüken Uygur Dönemi Yazıtlarından Tes-Tariat-Şine Us, 2009: 105). 

Исходя из палеографии надпись, Дж. Алйылмаз, приводя мнение исследователей, связывающих эту печать с правителем тюрок Эльтериш Кутлуг каганом (682-691), отмечает ее близость с надписями эпохи Уйгурского каганата (напр. 1-я Карабалгасунская надпись) и по этой причине считает, что печать могла принадлежать кагану, тегину или одному из военачальников данного Каганата (Alyılmaz, Mutrın Temdeg inscription (seal of auspicioussness), 2004: 128). Отмечая, что это предположение может быть верно, следует сказать, что данная печать могла принадлежать с такой же долей вероятности и одному из представителей правящей верхушки Восточно-Тюркского каганата. Как говорилось выше, понятие qut “благодать, счастливый удел” было широко расспространено у древних тюрок, и согласно их воззрениям, каганская власть давалась Тенгри и ее удостаивались избранные личности, т.е. наделенные «благодатью». Таким образом, если исходить из этого, то вполне возможным представляется, что каган отразил на своей печати слово qutluğ, имеющего значение “имеющий благодать / счастливый удел”, “да будет благодатным”, “да принесет изобилие”. 

Печать 3

Другая печать с древнетюркским надписями была найдена в 1987 году в местности Каратогай Курчумского района Восточно-Казахстанской области (см. Рис. I. 3). Печать изготовлена из камня и имеет квадратную форму, подобно двум упомянутым выше печатям. На ее поверхности заняли место четыре знака, которые были прочтены казахстанским тюркологом А.С. Аманжоловым как säč abїn - “Выбери и утешься!” (Аманжолов 2003: 206). По мнению исследователя, данная надпись, подобно большинству древнетюркских надписей Верхнего Иртыша, вероятно, принадлежит карлукам. 

Печать 4

Еще одна находка, связанная с печатями, была обнаружена известным казахстанским археологом К.М. Байпаковым в древнем погребении в близи с. Николаевка Илийского района Алматинской области. Эта находка, представляющая собой бронзовое перстень с печаткой, также имеет древнетюркскую руническую надпись, которую А.С. Аманжолов читает как (1) sök, (2) saš – “Опустись на колени, боязливый!” (Аманжолов 2003: 216). Согласно исследователю, эта надпись на печатке перстня палеографически и по языку с ближается с Орхонскими памятниками VIII в. Перстень с заклинанием “Опустись на колени, боязливый!”, как считает А.С. Аманжолов, характеризует духовный мир тюрка, верившего в магическое действие этих слов на врага. Однако, на наш взгляд, т.к. надпись на этой находке не состоит из четких знаков, следует с осторожностью принимать эти интерпретации. 

[Бабаяров Г., Кубатин А. Печать – как один из символов власти в эпоху Тюркского каганата // Altaistics and Turkology. No 1, 2. Astana, 2014. С. 83, 84, 86]

roG3ZDy0KT4.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

ТЮРКСКОЕ ВЛИЯНИЕ В СРЕДНЕЙ АЗИИ 6-8 ВЕКОВ

Карл Байпаков

Одновременно с согдийским распространяется и тюркский культурный комплекс. Тюркские названия носят города Джикиль [Бартольд, Работы по истории и филологии тюркских и монгольских народов, т. 5, с. 585], Барсхан [Агаджанов, Очерки истории огузов и туркмен Средней Азии IX-XIII вв., 1969, с. 110], Кулан [Древнетюркский словарь, с. 465], Мирки [Толстов, Города гузов, 1947, с. 81], Сарыг [Зуев, Китайские известия о Суябе, 1960, с. 119—120; Бартольд, т. 5, с. 395—396]. Тюркское влияние все отчетливее обнаруживается при исследовании материальной культуры не только юго-западного Семиречья и Южного Казахстана [Андрианов, Левина, Некоторые вопросы исторической этнографии Восточного Приаралья в I тыс. н.э., 1979, с. 96—97], но и Ферганы, Усрушаны, Тохаристана, Согда [Гафуров, Таджики: древнейшая, древняя и средневековая история, 1972, с. 222-223]. Под воздействием тюрок вырабатывались новые типы вооружения, украшений и металлической посуды, которые распространялись на обширной территории Евразии в воинской, аристократической среде раннефеодалыюго общества [Распопова, Согдийский город и кочевая степь в VII-VIII вв., 1970, с. 86]. В росписях Пенджикента и Варахши вооружение согдийцев повторяет вооружение тюркского воина, известное по археологическим находкам, каменным изваяниям.

Тюркское влияние проявилось в согдийских металлических кружках, а через них — в керамике [Маршак, Керамика Согда V-VII вв. как историко-культурный памятник, 1965, с. 25—26]. Велико было тюркское воздействие на искусство, имело место взаимовлияние тюркской поэзии и эпоса и литературы среднеазиатских народностей [Гафуров, 1972, с. 223].

В результате в VI — первой половине IX в. складывается своеобразный культурный комплекс, который можно назвать тюркско-согдийским. Одно из проявлений его сложения — единообразие городской культуры Согда, Мавераннахра, Южного Казахстана и Семиречья. Видимо, известные слова Сюаньцзана о стране Сули (Согд) в пределах от Чу до Байсунских гор — это не столько отражение этнических границ, сколько указание на культурно-историческую область, где согдийско-тюркские эталоны играли определяющую роль [Массон В. М., Согдийская эпоха и культурная интеграция, 1979, с.6].

Следует, однако» подчеркнуть, что интенсивный тюрко-согдийский культурный синтез протекал на фоне этногенетических процессов. О согдийском переселении в Семиречье писалось. Проникновение тюрков в Среднюю Азию, участие их в политической и культурной жизни хорошо известно и засвидетельствовано письменными источниками [Гафуров, 1972, с. 222—223]. С подчинением Средней Азии тюркам последние вливались в число знати и рядового населения. Предшественник Диваштича носил тюркское имя Чакин Чур-Бильга [Лившиц, Правители Пенджикента VII-начала VIII вв., 1977, с. 44]. Правителем Усрушаны был тюрк Карабугра [Беленицкий, Бентович, Большаков, Средневековый город Средней Азии, 1973, с. 147]. Согдийцы Дуньхуана, переселившиеся сюда из Согда в VII—VIII вв., в большинстве носили тюркские имена, причем имена они приобрели еще в метрополии [Чугуевский, Новые материалы к истории согдийской колонии в районе Дунхуана, 1971, с.153].

Источники констатируют этническое смешение тюрков и согдийцев. В «брачном контракте» из Мугского архива фиксируется брак тюрка Ут-тегина и согдиянки Дугдгончи, которые в документе выступают как представители общей знати [Согдийские документы с горы Муг. Чтение, перевод, комментарий. Выпуск II (Юридические документы и письма), 1962, с. 17—45]. Известно, что вожди антикитайского восстания 755 г. Ань Лушань и Шы Сымин были согдийцами по отцу и тюрками по матери [Кляшторный, Древнетюркские рунические памятники как источник по истории Средней Азии, 1964, с. 96].

В данной связи приобретает интерес находка захоронения VIII в., совершенного по тюркскому обряду, на городском некрополе Красной Речки: в могиле вместе с конем погребены тела мужчины и женщины.

Совместное участие согдийцев и тюрков в политической и культурной жизни городов подтверждается содержанием росписей Афрасиаба и Пенджикента, где изображаются и тюрки, и согдийцы [Альбаум, Живопись Пенджикента, 1975, с. 36].

Новые археологические материалы позволяют существенно дополнить картину этнической ситуации в Южном Казахстане. Так, на резной доске из цитадели Куйрук-тобе изображены тюрки с явными монголоидными чертами: широкие безбородые лица, плоские носы, глаза с косым разрезом. Внешний облик их близко напоминает тюрков из свиты самаркандского царя Вархумана на росписях Афрасиаба и тюрков в сцене погребения из Пенджикента, сопоставляемой Л. И. Альбаумом с похоронами тюркского правителя Чакын Чур-Бильги [1975, с. 36]. Аргументом в пользу тюркской принадлежности персонажей на резной доске из Куйрук-тобе может служить и одежда — халаты с отворотами и запахом на правую сторону. Именно такую одежду «носят» древнетюркские каменные изваяния из Семиречья и Южного Казахстана, в подобные халаты одеты тюрки на росписях Афрасиаба [Шер, Каменные изваяния Семиречья, 1966, табл. II, III, IV; Альбаум, 1975, с. 32, рис. 7, 8, 19].

Гривна в виде прута с двумя шариками на концах на одном из пeрсонажей аналогична гривнам на тюрках в росписях Афрасиаба [Альбаум, 1975, с. 32—33]. Серьги в виде шарика на стерженьке, украшающие уши куйрукских изображений, находят аналоги в соответствующих аксессуарах каменных изваяний Семиречья [Шер, 1966, табл. XVII].

[Байпаков, К.М. Средневековая городская культура Южного Казахстана и Семиречья (VI - начало XIII в.) - Алма-Ата: Наука, 1986 - с.94-96]

тюрки на костяных пластинах из могильника Сутуу-Булак, Кыргызстан

Hoyhc-yYbNw.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

ОПИСАНИЕ ПРИЕМА У ЗАПАДНО-ТЮРКСКОГО КАГАНА В БИОГРАФИИ БУДДИЙСКОГО МОНАХА СЮАНЬЦЗАНА (СОБЫТИЯ ОКОЛО 630 ГОДА)

(выдержка из Дацыэньсы Сюаньцзан фаши чжуань, "Жизнеописание наставника веры Сюаньцзана из монастыря Дацыэнь", за авторством Янь Цзуна, 688 год, перевод с китайского и примечания в скобках - Юрий Зуев)

Выйдя из Ледовых гор (Лин-шань, возможно Музур-Ола), они прибыли к Прозрачному (или: Голубому) озеру (Цинчи - Иссык-куль). (Комментарий Янь Цзуна в тексте: Прозрачное озеро называют еще Горячим озером. Видя, что в противоположность Ледовым горам оно не замерзает, дали ему такое название, но вода его не обязательно тепла). ...Обогнув озеро в северо-западном направлении, через 500 ли прибыли к городу Су-е (Суйаб) и [внезапно] встретились с туцзюеским (тюркским) Еху-кэханем (Йабгу-каганом) , отправлявшимся на охоту.

Лошади этих иноземцев были прекрасны. Кэхань (каган) был одет в халат из зеленого шелка; его голова обнажена и обмотана лишь шелковой повязкой, длиной более одного чжана (1 чжан - 3,2 м), с отвисающими назад концами. Его сопровождали более двухсот даганей (дагуань - тюрк. таркан), одетых в халаты из парчи, с заплетенными в косы волосами. Остальные воины, облаченные в одежды, подбитые мехом, и в мягкие головные уборы, несли бердыши, знамена и луки. Едущих на верблюдах и лошадях было столько, что невозможно охватить взглядом. А когда они встретились, каган необычайно обрадовался и сказал: "На некоторое время я отправляюсь в одно место и вернусь дня через два-три; наставник, располагайтесь пока в моей ставке!' Он приказал Дамочжи-даганю [по имени Тамачи] (дамочжи - тюрк.-монг. tamači "командир эскорта") препроводить его в свою ставку и разместить там со всеми удобствами.

По истечении трех дней каган вернулся и пригласил наставника зайти в его юрту. А каган живет в юрте, украшенной золотыми цветами, от блеска которых рябит в глазах. Все дагани (тарканы), одетые в яркие шелковые халаты, сидели впереди него по обеим сторонам длинного достархана. Телохранители кагана стояли сзади него на карауле. И хотя это был повелитель кочевой орды, он также внушал к себе уважение и добрые чувства.

Когда наставник веры подошел к юрте шагов на тридцать, из нее вышел каган и с поклоном приветствовал его. После обмена любезностями он ввел его внутрь и усадил.

Туцзюе (тюрки) служат огню и не употребляют деревянных сидений. Они считают, что дерево содержит в себе огонь, поэтому почитают его, а в обиходе не используют. Для сиденья они расстилают на земле толстые циновки. Но для наставника веры они поставили железное плетеное кресло и, накрыв тюфяком, попросили сесть.

Вскоре после этого они попросили войти послов из Хань (Китая) и Гаочана, передавших государственные бумаги и послания. Каган сам пробежал их глазами и, очень обрадовавшись, велел послам сесть.

Каган приказал поставить вина и начать музыку. После этого каган, все его подчиненные и посланники стали пить вино, но для наставника веры было найдено нечто другое - виноградный сок. Затем все стали угощать друг друга, наполняя чаши и бокалы и взаимно обмениваясь ими. Все это время раздавалась иноземная музыка, сопровождаемая металлическим (?) перезвоном. И хотя это была музыка варваров, она тоже ласкала слух, радовала сердце и мысли.

Через непродолжительное время была принесена еда, состоящая из отваренной свежей баранины и телятины, и в изобилии поставлена перед гостями. Но для наставника веры была приготовлена и принесена легкая пища из рисовых хлебцев, творожных лепешек, дикого и сотового меда и винограда. А когда трапеза окончилась, снова принесли виноградный сок и лишь после этого попросили наставника рассказать о канонах веры.

Наставник веры для поучения их рассказал о десяти заповедях буддизма, о любви к сохранению жизни, а также о Парамите и о делах, ведущих к конечному освобождению от объектов омрачения и ослепления. Тогда каган, воздев руки и начав класть земные поклоны, с радостью принял его учение. Поэтому, задержав его еще на несколько дней, каган отговаривал наставника от поездки, говоря так: "Учитель, Вам нет нужды отправлягься в Индику (Индию); те земли чрезвычайно жаркие, а десятый месяц там столь же горяч, как здесь пятый. Гляжу я на Вас, учитель, и боюсь, что придя туда, Вы просто расплавитесь от жары. Люди там черны и по природе своей не знают приличий; они недостойны того, чтоб смотреть на них!". Наставник веры отвечал ему: "Я намереваюсь поскорей отправиться туда, чтоб взглянуть на священные останки (Будды) и серьезно изучить богословие".

Тогда каган велел узнать, кто в его армии владеет языком Хань и других государств. Был найден один юноша, который на несколько лет приезжал в Чанъань и основательно владел языком Хань. Он был пожалован титулом Моду-дагань (тюрк. багатур-таркан). Заготовив послания во все страны, каган повелел Моду-даганю сопровождать наставника веры в Капису. Кроме того, он даровал наставнику целый набор одежд из малинового сатина и пятьдесят кусков шелка и со всей свитой провожал его более десяти ли.

Отсюда они направились на запад и более чем через 400 ли прибыли в местность Бин-ю (тюрк. ming jul "тысяча источников"), которую называют "Тысяча ключей". Эта местность простирается на несколько сот ли. Здесь множество озер и болот, обилие необычайных деревьев, а в лесах прохладно и влажно. Это и есть место, где каган укрывается от летней жары.

[Зуев, Ю.А. Ранние тюрки: очерки истории и идеологии - Алматы: Дайк-Пресс, 2002 - с.263-266]

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

ТЮРКСКИЕ ТИТУЛЫ ВАССАЛЬНЫХ ВЛАДЕНИЙ ЗАПАДНО-ТЮРКСКОГО КАГАНАТА


UTehS3v2-RA.jpg
Таблица дана по работе Бабаярова: [Бабаяров Г., Умиров К. Денежное обращение и монеты каганата //Западный Тюркский Каганат. Атлас - Астана: "Service Press", 2013 - c.122].

Эпитеты переданы курсивом. * обозначает титулы, используемые во владениях, вышедших в 640- х гг. из состава Западного Тюркского каганата и перешедших под власть Танской империи.

В дополнение к таблице Бабаярова: в Хуттале также фиксирован титул эркин, а в Гаочане известен титул эльтебер. См. статью Скаффа:

"Другой пример принятых тюркских титулов исходит от правителей Хутталя, что носили тюркские титулы эркин и эльтебер в то время, когда они были связаны тесным союзом с тюргешами в поздние 720е и 730е".

"Посвящение буддийской сутре, датируемой 599 годом, доказывает, что царь Гаочана принял титул эльтебер более чем за двадцать лет до правление Тун джабгу".

[Skaff, J.K. Western Turk Rule of Turkestan’s Oases in the Sixth through Eighth Centuries //The Turks. Ankara: Yeni Türkiye, 2002 - p.8, 10]

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

4 hours ago, Ашина Шэни said:

Туцзюе (тюрки) служат огню и не употребляют деревянных сидений.

Снова мы сталкиваемся со странностью собственно тюрок Ашина (огнепоклонники)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

40 минут назад, Hungar сказал:

Снова мы сталкиваемся со странностью собственно тюрок Ашина (огнепоклонники)

Может в тексте речь о зороастрийском населении Западных Туцзюэ?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

15 minutes ago, Ермолаев said:

Может в тексте речь о зороастрийском населении Западных Туцзюэ?

Тут речь идёт о приёме тюркским каганом буддийского монаха. Сюаньцзан описывает, что собственно тюрки поклоняются солнцу, поэтому каган не сидит на деревянных сиденьях. Если каган кок-тюрок зороастриец, равно как и сами тюрки, то вполне объяснимо почему они сжигали трупы. То есть я бы не ограничивал это лишь западными туцзуэ.

Вот интересно как это коррелирует с Тангри. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 12.08.2017 в 11:34, Ашина Шэни сказал:

Можете для вводного ознакомления взять главу "Establishment and dissolution of the Turk Empire" в Cambridge History of Early Inner Asia или главу "The First Türk Empire" в третьем томе History of Civilizations of Central Asia.

К сожалению, в школе и вузе изучал немецкий, поэтому прочитать не смогу.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

On 8/22/2017 at 4:58 AM, Ермолаев said:

Может в тексте речь о зороастрийском населении Западных Туцзюэ?

Слишком туманная отсылка, чтобы считать это свидетельством о зороастризме. "Служат огню" скорее отсылает к спользованию огня как магического очищающего инструмента древними тюрками, вспомним эпизод как они проносили над огнем вещи византийских послов Земарха. По зороастризму у тюрок в целом сведения пока что очень туманные, отчего Дромпп и делает вывод: "Efforts to find Zoroastrian influence among the Türks remain controversial".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...