Беспалов Роман Опубликовано 26 ноября, 2004 Автор Поделиться Опубликовано 26 ноября, 2004 По Нижнему Новгороду я специально связывался с нижегородскими историками и они рассеяли заблуждение относительно того, что Улу-Мухаммед мог быть там до 1444 г. Ушел он в 1445, пробыв там по-моему 8-9 месяцев. Причем Нижних Новгорода было два - "старый" и "меньшой", расположенных друг от друга в паре километров. "Меньшой" Новгород сразу взять не удалось и он сопротивлялся несколько месяцев, вплоть до второго похода Василия II на Улу-Мухаммеда, в котором он попал в плен. Да и то "меньшой" Нижний Новгород был сожжен русскими при отступлении. У них закончился провиант и они с голоду вынуждены были ночью бежать. Врят ли татары стали там что-то восстанавливать, т.к. вскоре сами ушли. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Тетон Опубликовано 26 ноября, 2004 Поделиться Опубликовано 26 ноября, 2004 там не было отношения с уделом, это были отношения с Василием II. Все-таки "белевская" история - это отношения хана именно с одним из верховских удельных княжеств. М.Кром и А.Горский считают вероятным поселение Улуг-Мухаммеда в Белеве на основании какого-то соглашения между ним и местными князьями. А отношения с Василием II здесь были конфликтные: московское войско разбило татар под Белевом и они укрылись в крепости. Особая история - как хан впервые в ордынской истории разговаривал со своими формальными данниками: предлагал Василию обменяться сыновьями "в заклад", отменить выплату выхода. Правда, воеводы не клюнули, т.к. власти-то у Мухаммеда уже не было. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Беспалов Роман Опубликовано 26 ноября, 2004 Автор Поделиться Опубликовано 26 ноября, 2004 Я ознакомился, пока что в общих чертах, со сборником арабских и персидских сочинений Тизенгаузена. К сожалению, ясности о происхождении Улу-Мухаммеда они не вносят. Вопрос осложняется тем, что Мухаммед - это довольно распространенное имя. Арабы и персы часто путают разных Мухаммедов, к тому же зачастую они пользуются "пересказами бабушки своего прадедушки" из-за которых получается такой "сломанный телефон". По поводу родословной Улу-Мухаммеда не вносит ясности и "Муизз", начнем с него. Итак, по Муиззе Улу-Мухаммед - сын Хасана, сына Джанса, сына Дервиш-хана, которого на кратковременное ханство посадил Едыгей. Пока я не очень понимаю, когда это произошло. После 1412 г. влияние Едыгея значительно упало, но известно, что в 1416 г. он совершил крупное нападение на Киев, обопремся пока на 1416 г. Несомненно, что Дервиш-хан в 1416 г. должен быть уже очень старым. Поскольку нам необходимо учитывать некие физиологические рамки, дадим ему условно 70 лет (это очень много, но возможно) - условный год его рождения 1346. Между ним и Улу-Мухаммедом прошло три поколения. Теперь нам следует определить минимальный срок нарождения следующего поколения (обозначим МСН). Легко убедиться, что рамки здесь очень жесткие - это всего 15-20 лет. Таким образом, между Дервиш-ханом и его правнуком Улу-Мухаммедом 45-60 лет разницы. Далее приведем таблицу основных вех правления Улу-Мухаммеда с раскладкой для этих двух МСН. Это 1421 г. - предполагаемое первое восшествие на престол; 1428 г. - установление полного контроля над Ордой, 1437 г. - изгнание с царства, бегство в Белёв; 1445 г. - дата насильственной смерти. Год от р.х.__МСН=15__МСН=20 __1416______25 лет____10 лет __1421_______30________15 __1428_______37________22 __1437_______46________31 __1445_______52________39 Великолепно, теперь отметим, что МСН=20 лет - это невыполнимый потолок. Во-первых, восшествие на престол в 15 лет крайне сомнительно (хотя и возможно), но вторым - более существенным препятствием является то, что в 1428 г. у него уже есть взрослый сын - Махмуд-Султан, разбивший Борака по ____, дадим ему условно 20 лет, поскольку половая зрелость в корне отличается от умения вести военные действия. Мы видим, что Махмуд вписывается в МСН=15 лет, тогда Улу-Мухаммед должен был его народить в 17 лет. В 1437 г. Махмуду (Махмудеку) было условно 29, а в 1445 г. - 37 лет. Теперь порассуждаем о физиологии. Чтобы народить сына в 15 лет, надо зачать его в 14. Мы знаем, что на востоке выдавали дочерей за муж и в 12 лет и это естественно. Но полноценно родить 12-15 летней девочке проблематично. Ее организм еще сам не сформировался. Я готов поверить в ее полноценную зрелость в 16-18 лет. Все-таки татары были не дикари и они это понимали. Если только первую жену брали на пять лет старше себя... Но я такой о такой традиции ничего не слышал. К тому же сомневаюсь, что татарские девушки часто засиживались вне замужества до 20 лет. Таким образом мы имеем жесткий график МСН=15 лет (для мужчин) на протяжении 4 поколений. Еще одна проблема - где уверенность, что первым ребенком будет сын (4 из 4-х возможных)? Что если дочь? - график поплывет. Таким образом, средний график МСН я склонен сместить в сторону 18 лет. Год от р.х.__МСН=18 __1416______16 лет __1421_______21 __1428_______28 __1437_______39 __1445_______47 Вот Давлет-Берди (сверстник Улу-Мухаммеда) в этот график входит легко, а Мамутек в него уже не попадает. Если ему в 1428 г. дать 20 лет, то он был нарожден Улу-Мухаммедом в 8 лет, что в принципе не возможно. Полагаю, что примерно так рассуждали и другие исследователи, которые не верят этим сведениям Муизза. Муизз поплыл, что мы имеем еще? Аноним Искандера делает из Улу-Мухаммеда(?) сына Тохтамыша. А Бартольд, как мы выяснили – внука, сына Джелел-ад-Дина (кстати в Муиззе такого сына у Джелал-ад-Дина нет и в помине). Но нужно же было как-то "прилепить" Улу-Мухаммеда к "клану" Тохтамыша, а не Едыгея, очевидно, чтобы увязать его с Витовтом? Может быть поэтому сделали предположение, что Улу-Мухаммед - сын Джелал-ад-Дина? Здесь я бы просил Тентона, если у него есть, привести текст Бартольда или изложить, в каком контексте это написано. Странно, что источники, аккуратно рассказывающие о происхождении того же Джелал-ад-Дина, о Мухаммеде сообщают всего лишь, что он из рода Чингизхана. Как уже было отмечено, большую трудность доставляет имя Мухаммед. Именно так называют его Арабские, персидские и русские источники. Складывается впечатление, что "Улу" (большой) к нему прилепилось не сразу, а лишь для различия его с "Кичи" (малым) Мухаммедом. Ведь, например, Гаффари в «Списках устроителя мира» даже путает этих двух Мухаммедов и говорит, что Кичи-Мухаммед стал править в 1427 г., тогда как Иосифат Барбаро, лично его видевший в 1438 г. давал ему на вид не более 21 года. Причем Барбаро явно различает возраст и в отличие от Науруза, которому он дает 25 лет, он не делает Кичи-Мухаммеда старше. Интересно, употребляется ли "Улу" в смысле "старший", равно как "Кичи" - "младший"? Лично у меня складывается такое впечатление. Даже по «летописному своду» Татищева в 1430 г. хан зовется «Махмет», тогда как в 1437 г. уже «Улу-Махмет». Что же нам остается делать? Может искать другого Мухаммеда? Такая возможность у нас есть, и мы его найдем. Благо, что Мухаммедов история оставила предостаточно. Кто знает о дальнейшей судьбе Мухаммед- Султана, описанного в "Книге побед" Шереф-ад-Дина Йезди? Ведь он здесь называется царевичем. Обратимся к нему: в 1391 г. он является эмиром и занимает при дворе Тамерлана знатное положение, хотя султан - это правитель зависимый, но Мухаммед – явно Чингизид. В 1391 г., перед нашествием на Тохтамыша, Тимур решал вопрос, кого же ему поставить в авангард. Перед ним преклонил колено Мухаммед-Султан-бахадур и сам стал проситься в авангард. Тимуру его храбрость чрезвычайно понравилась и он согласился на его просьбу. Кто-нибудь еще просился в первые ряды? С точки зрения психологии - это поступок молодого честолюбивого человека, имеющего положение в обществе, желающего приобрести известность и славу. С течением времени мы видим, что Мухаммед-Султан все больше и больше заслуживает доверие Тимура и тот радуется его достижениям. Поэтому дадим Мухаммеду-Султан в 1391 г. условно 20 лет. Если мы его отождествим с Улу-Мухаммедом, то получится вполне правдоподобно. Год от р.х.__Султан-(Улу)-Мухаммед __1421____________51 __1428____________58 __1437____________67 __1445____________75 Вот мы его и вписали в хронологию жизни Улу-Мухаммеда. Основания на это есть. В 1421-1422 г. По Самарканди Улу-Мухаммед через послов не раз обменивается любезностями с сыном Тимура - Шахрухом (оставшиеся связи с домом Тимура). Впрочем, в книге побед присутствует еще Мухаммед-Султан-шах. Это имя в последний раз встречается под 1388 г., а начинает упоминаться еще при войне с Урус-ханом в 1377 г. Если это одно и то же лицо, то натянуть ему еще 15 лет жизни вряд ли удастся. Но куда пропадает его титул шах?, ведь автор – современник Тимура и путать ничего не должен. Пока я это писал, обнаружил еще: «На равнине Бешдак Мухаммед-оглан, сын Нияту-хана, явился искать убежище при дворе Тимура и сделался проводником»… Мне нравится выражение средневекового автора: "знание у Аллаха" – воистину, аминь! Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Тетон Опубликовано 26 ноября, 2004 Поделиться Опубликовано 26 ноября, 2004 Здесь я бы просил Тетона, если у него есть, привести текст Бартольда или изложить, в каком контексте это написано. Это мнение В.В.Бартольд изложил в одном из первых (немецких) изданий "Энциклопедии ислама". К сожалению, я не видел этой книги и знаком с гипотезой Бартольда только по ссылкам. Кто знает о дальнейшей судьбе Мухаммед- Султана, описанного в "Книге побед" Шереф-ад-Дина Йезди? Ведь он здесь называется царевичем. В источниках тимуридского круга (Йезди, Шами и др.) Мухаммед-Султан назван не "царевичем", а "княжичем" (мирзой) - в полном соответствии со своим происхождением. Ведь это не Чингизид, а внук Тимура от его старшего сына, мирзы Джихангира, умершего в 1376/77 г. После походов на Тохтамыша Тимур вручил в управление Мухаммед-Султану Ирак и западный Иран ("престол Хулагу-хана", по тому же Йезди). Умер мирза в 1403 от болезни. Вообще мне кажется, что неблагодарное дело - искать подходящего по возрасту Мухаммеда среди множества тезок. У персидских хронистов (в отличие от тюркских) четко соблюдалось правило ставить в генеалогиях титул "хан" после имени человека, который хоть недолго где-нибудь занимал престол. Вот среди этих "Мухаммед-ханов" более целесообразно искать Улуг- и Кучук-Мухаммедов. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Беспалов Роман Опубликовано 26 ноября, 2004 Автор Поделиться Опубликовано 26 ноября, 2004 Конечно такой поиск всего лишь дешевая провокация. Однако титул "царевич" в отношении к Мухаммед-Султану применяется, но настаивать на его тождестве с Улу-Мухаммедом глупо. Это было приведено только в качестве примера. Идея заключается в том, что, вероятно, до середины 30-х гг. XV в. никаких "Улу" и "Кичи" не было, а был просто Мухаммед. Даже в письме Витовта от 1429 г. никакого "Улу" нет (хотя надо было бы проверить оригинал, сообщите, кому удастся это сделать). Поэтому сюда подойдет любой тезка. В этом-то вся и беда, что средневековые авторы не разобрались в этих Мухаммедах, а нам это сделать тем более сложно. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Тетон Опубликовано 27 ноября, 2004 Поделиться Опубликовано 27 ноября, 2004 Складывается впечатление, что "Улу" (большой) к нему прилепилось не сразу, а лишь для различия его с "Кичи" (малым) Мухаммедом. Это очень интересное наблюдение и до Вас его по-моему никто не формулировал. Очевидно, когда на трон сел подросток, он получил прозвище кучук~кичи (маленький). А позднее татары стали называть другого Мухаммеда "большим", чтобы отличать от "маленького". А.А.Горский заметил, что в русских летописях и актах Улуг-Мухаммед - просто Махмет, а Кучук-Мухаммед - всегда Кичи Махмет, Кичи Ахмет (Москва и Орда. М., 2000, с. 145). Наверное, русские узнали о двух враждовавших ханах в то время, когда у первого еще не появилось прозвище улуг. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Беспалов Роман Опубликовано 27 ноября, 2004 Автор Поделиться Опубликовано 27 ноября, 2004 У меня нет возможности пойти в библиотеку и полистать русские летописи, но вот мне тут прислали подборку, у меня есть выдержки из Никоновской, Софийской, Никаноровской, Уваровской, нескольких Устюжских, Северно-русского летописного свода 1472 г. и краткого Летописного свода 1495 г. Никакого "Улу" там нет. Просто мы настолько привыкли, что уже подразумеваем "Улу". Там есть Махмет (чаще всего), Магамет, Махмут (не путать с Мамутеком). И только в Никоновской летописи есть "Улу". Причем под 1430 и 1432 гг. - "царь Махмет", а уже под 1437 (1438) г.: "Тое же осени приде царь Улу-Махмет Большия Орды к граду к Белеву и сяде в Белеве, бежав от брата своего от Кичи-Ахметя царя Большия же Орды". В арабских сочинениях "Улу" я нашел только в "Летописи ал-Дженнаби" (сер.-кон. XVI в.), в которой он сообщает о разногласиях в арабском мире относительно этого Мухаммеда. Улу-Мухаммед - это имя царя Мухаммеда на последнем этапе его жизни, когда он потерял ордынское царство и затем удачное имя для идентификации его историками. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Беспалов Роман Опубликовано 27 ноября, 2004 Автор Поделиться Опубликовано 27 ноября, 2004 Все-таки "белевская" история - это отношения хана именно с одним из верховских удельных княжеств. М.Кром и А.Горский считают вероятным поселение Улуг-Мухаммеда в Белеве на основании какого-то соглашения между ним и местными князьями. А отношения с Василием II здесь были конфликтные: московское войско разбило татар под Белевом и они укрылись в крепости. Особая история - как хан впервые в ордынской истории разговаривал со своими формальными данниками: предлагал Василию обменяться сыновьями "в заклад", отменить выплату выхода. Правда, воеводы не клюнули, т.к. власти-то у Мухаммеда уже не было. М.Кром отказался обсуждать со мной эту тему, сославшись на занятость. Да и экземплярчика его книжки "Меж Русью и Литвой" у него не нашлось, поэтому я ее не читал. Но отношения Верховских удельных князей с Ордой в XV в. притянуты за уши. Исследователи Верховских княжеств даже не рассматривают таких иллюзий, поскольку с начала XV в. Верховские княжества потеряли свою самостоятельность, значительную часть своих территорий и вели политику лавирования между Московским и Литовско-Русским княжествами с целью сохранения в неприкосновенности своих оставшихся земель. Московские и литовские князья когда заключали докончания с удельными князьями, одним из главных условий ставили то, что "не ведать им Орды", т.е. отношения с ордой строились только через великого князя. Положение второе: об упомянутом соглашении Верховских князей нет никаких сведений и упоминаний, они высосаны из пальца, а вот о соглашении Василия II с Улу-Мухаммедом на счет Белева говорит Казанский летописец. Этот товарищ очень интересный - русский священик, который провел в татарском плену 20 лет и был освобожден при взятии Казани Иваном Грозным. Первые главы Казанской истории он писал, видимо, с устный пересказов казанских татар и там много чего напутано, поэтому его положения требуют осторожного к себе отношения и желательно подтверждать их другими источниками. Такое подтверждение было нами недавно обнаружено, а именно предание, записанное московским священником. Сделал он свою запись совсем по другому поводу и она совершенно отличается от Казанского летописца, что говорит о ее оригинальном изложении, не зависящим от Казанской истории. Василий II здесь изменяет своему слову (что было не раз), очевидно желая сбросить с себя бремя выходов, уплачиваемых Улу-Мухаммеду, а с другой стороны укрепиться на великокняжеском престоле. Это практически его ответ Улу-Мухаммеду, который спор о великом Московском княжении решил в его пользу. Только что умер дядя Василия II и конкурент - Юрий Дмитриевич Галичский, был ослеплен его сын Василий Косой. Оставались претенденты Шемяка, Красный и "благодетель" Улу-Мухаммед, которых Василий II и столкнул под Белевом. И напрасно Василия II называют слабым правителем. Он в отличие от дерзких и храбрых "дуралеев" силен своей хитростью и сформировавшейся вокруг него боярской номенклатурой. Только так можно было победить "силовиков" Юрия Дмитриевича, Василия Косого и Дмитрия Шемяку. Не зря ракетчики смеются над десантниками - они и не собираются никогда вступать с ними в открытое противостояние... Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Бату Опубликовано 27 ноября, 2004 Поделиться Опубликовано 27 ноября, 2004 По поводу родословной Улу-Мухаммеда не вносит ясности и "Муизз", начнем с него. Итак, по Муиззе Улу-Мухаммед - сын Хасана, сына Джанса, сына Дервиш-хана, которого на кратковременное ханство посадил Едыгей. Пока я не очень понимаю, когда это произошло. После 1412 г. влияние Едыгея значительно упало, но известно, что в 1416 г. он совершил крупное нападение на Киев, обопремся пока на 1416 г.Несомненно, что Дервиш-хан в 1416 г. должен быть уже очень старым. Поскольку нам необходимо учитывать некие физиологические рамки, дадим ему условно 70 лет (это очень много, но возможно) - условный год его рождения 1346. Между ним и Улу-Мухаммедом прошло три поколения. Теперь нам следует определить минимальный срок нарождения следующего поколения (обозначим МСН). Легко убедиться, что рамки здесь очень жесткие - это всего 15-20 лет. Таким образом, между Дервиш-ханом и его правнуком Улу-Мухаммедом 45-60 лет разницы. Мне кажется, что не следует этого Дервиша - предка Улуг-Мухаммеда (если его действительно так звали) смешивать с ханом - ставленником Идигу: последний был либо Шибанидом (см.: Трепавлов В.В. История Ногайской Орды, с. 585) либо Туга-Тимуридом из другой ветви (см.: Гаев А.Г. Генеалогия и хронология Джучидов. С. 33, 55 - кстати, дед Улуг-Мухаммеда у него - Джанса). Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Беспалов Роман Опубликовано 27 ноября, 2004 Автор Поделиться Опубликовано 27 ноября, 2004 Мне кажется, что не следует этого Дервиша - предка Улуг-Мухаммеда (если его действительно так звали) смешивать с ханом - ставленником Идигу: последний был либо Шибанидом (см.: Трепавлов В.В. История Ногайской Орды, с. 585) либо Туга-Тимуридом из другой ветви (см.: Гаев А.Г. Генеалогия и хронология Джучидов. С. 33, 55 - кстати, дед Улуг-Мухаммеда у него - Джанса). У меня тоже сложилось было такое впечатление. Мы имеем несколько Мухаммедов, Гияс-ад-Динов, может быть и Дервиши были разные? Однако на чем же тогда основывался Гаев, как ни на Муиззе? Разве можно из него выжать то, чего там нет? Я бы все еще поостерегся записывать Дервиша в прадеды Улу-Мухаммеда. ---------------- Кстати, откопал ссылку на Иогана Шильдбергера. Это пленный немец, который служил среди татар некоему царевичу Чакре и вместе с Едыгеем они ходили на Сибирь, а потом на Булгар: "После покорения Сибири Едигей и Чакра вступили в Булгарию, которая ими также была завоевана После этого возвратились восвояси. Примерно в это же время в Татарии королем был некто по имени Шадибек-хан (слово «хан» по-татарски означает «король»). Когда он узнал, что приближается Едигей, он обратился в бегство и погиб в стычке с людьми, посланными за ним в погоню Едигеем. Едигей затем возвел на престол короля по имени Пулад, который царствовал полтора года и был изгнан другим [претендентом] по имени Джалал ад-Дин, который был низвергнут братом Пулада Тимуром. Последний, однако, царствовал не более 14 месяцев и погиб в борьбе с возвратившимся Джалал ад-Дином. Этот последний, царствовавший 14 месяцев, был убит в войне с родным братом Кепеком, который, однако, должен был уступить престол другому брату Керим-Берди. Последний после 5-месячного царствования должен был уступить место брату Джабару. Этот же был изгнан Едигеем и моим господином Чакрой, который был возведен на престол согласно обещанию Едигея. Однако уже через девять месяцев им пришлось бороться с новым претендентом на престол по имени Мухаммад. Чакра был вынужден бежать в страну, называемую Дешти-Кыпчак, и Мухаммад воссел на престол. Свергнутый Бараком Мухаммад, собравшись с силами в свою очередь изгнал его, однако затем сам был изгнан Девлет-Берди, который после трехдневного царствования, был вынужден уступить престол Бараку. Последний затем погиб в борьбе с моим господином Мухаммадом, снова овладевшим престолом. Мой господин Чакра, который хотел низвергнуть Мухаммада, сам погиб в борьбе с ним". Происхождение Мухаммеда здесь не ясно. Чакра - это по ходу дела сын Дервиша? Может быть Дервиш и правил где-нибудь, чем-нибудь но не всей Ордой, иначе почему очевидец его не записал в качестве хана? Дешти-Кыпчак распространялся до Дуная, поэтому из этих слов сложно определить, куда делся Едыгей и Чакра. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Тетон Опубликовано 28 ноября, 2004 Поделиться Опубликовано 28 ноября, 2004 Мне кажется, что не следует этого Дервиша - предка Улуг-Мухаммеда (если его действительно так звали) смешивать с ханом - ставленником Идигу Роман Беспалов: может быть и Дервиши были разные?Я бы все еще поостерегся записывать Дервиша в прадеды Улу-Мухаммеда. Я разделяю ваши сомнения, ув. коллеги, и вообще думаю, что не стоит тратить время на выяснение степени родства Дервиша с Улуг-Мухаммедом. Во-первых, их почти одновременное правление маловероятно (выше Роман показал огромную разницу в возрасте между ними, если бы они на самом деле были прадедом и правнуком), ведь монеты Дервиша датированы, кажется, 1417-18 г. Во-вторых, генеалогия Улуг-Мухаммеда есть у тюркских хронистов Абулгази и анонима "Таварих-и гузида-йи нусрат-наме". Они оба повторяют в точности схему Муизза, но не упоминают Дервиша: Мухаммед б. Хасан б. Джине (Хине) б. Тулек-Тимур б. Кончак и т.д. Похоже, в Муизз вкралась какая-то ошибка - возможно, смешение родственных линий и очередности царствований. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Тетон Опубликовано 28 ноября, 2004 Поделиться Опубликовано 28 ноября, 2004 ... Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Беспалов Роман Опубликовано 28 ноября, 2004 Автор Поделиться Опубликовано 28 ноября, 2004 Я разделяю ваши сомнения, ув. коллеги, и вообще думаю, что не стоит тратить время на выяснение степени родства Дервиша с Улуг-Мухаммедом. Во-первых, их почти одновременное правление маловероятно (выше Роман показал огромную разницу в возрасте между ними, если бы они на самом деле были прадедом и правнуком), ведь монеты Дервиша датированы, кажется, 1417-18 г. Во-вторых, генеалогия Улуг-Мухаммеда есть у тюркских хронистов Абулгази и анонима "Таварих-и гузида-йи нусрат-наме". Они оба повторяют в точности схему Муизза, но не упоминают Дервиша: Мухаммед б. Хасан б. Джине (Хине) б. Тулек-Тимур б. Кончак и т.д. Похоже, в Муизз вкралась какая-то ошибка - возможно, смешение родственных линий и очередности царствований. Вот это мне больше наравится. Оказывается Дервиш-хан здесь был главным камнем преткновения. Он не вписывался ни по политическим мотивам, как ставленник Едыгея, ни по возрастным, как было показано выше. А так получается, что Хасан - сверстник Тохтамыша (имея с ним родство через прадеда Кунчека или Кончака), а Улу-Мухаммед - сверстник детей Тохтамыша. Хотя в такой степени родства запросто может быть разброс в 10-20 лет. В политической плоскости теперь четко прослеживается "клановость", если можно так выразиться. Т.е. условно есть "клан Тохтамыша" - это он сам, его дети и родственники; и "клан Едыгея" - потомки Урус-хана - ставленники Едыгея. Несомненно, внутри кланов тоже идет борьба за престол, но все-таки существуют две "клановые" центробежные силы, которые разделяют Орду на два крупных противоборствующих лагеря. Мы получаем первопричиной распада Золотой Орды не просто нашествие Тимура, но и внедрение им в Орду другой огромной силы, равноценной силе самой Орды Урус-хана. В итоге началась смута и ни одна из этих сил не смогла перевесить. Так распадаются империи и крупные государства. Возвращаясь к Улу-Мухаммеду, мы теперь, вероятно, можем заключить, что он должен был быть близок к Тохтамышу, должна существовать хотя бы какая-то "клановая" связь. Поэтому по возрасту его записывают то в дети, то во внуки Тохтамыша. Тетона я хочу попросить изложить генеалогию потомков Кунчека по Абулгази и анониму "Таварих-и гузида-йи нусрат-наме" (похоже там несколько отличаются имена) и обязательно дать ссылочки на источники, поскольку у меня их нет. Насколько я понимаю, это потомки Тука-Тимура, а Тохтамыш и отец Улу-Мухаммеда Хасан должны быть правнуками Кунчека. Еще интересуют (ради полноты исследования) дети и внуки Тохтамыша . P.S. Да, и еще значится ли там Худайдад, сын Алия, внук Джансы? Мне это надо перепроверить, поскольку тот в 1424 г. напал на Одоев - один из центров Верховских княжеств. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Тетон Опубликовано 28 ноября, 2004 Поделиться Опубликовано 28 ноября, 2004 Тетона я хочу попросить изложить генеалогию потомков Кунчека по Абулгази и анониму "Таварих-и гузида-йи нусрат-наме" (похоже там несколько отличаются имена) и обязательно дать ссылочки на источники У меня под рукой дома только русские переводы. Если нужны ссылки на тюркские оригиналы, то надо подождать, пока я доберусь до библиотеки. Абу-л-Гази Бахадур-хан "Шаджара-йи тюрк" (Родословная тюрок, кон.1650-нач.1660-х): Мухаммед-хан б. "Хасан углан, которого также зовут Ичкилий Хасан" б. Хине б. Тулюк-Тимур б. Кюнджак углан (Родословное древо тюрков. Сочинение Абулгази, хивинского хана. Казань, 1906. С. 157). "Таварих-и гузида-йи нусрат наме" (Избранные истории из книги побед, нач. 16 в.; автор пока неизвестен, иногда приписывается Мухаммеду Шейбани): Мухаммед-хан б. Хасан б. Джине б. Тулек-Тимур б. Кончак (Материалы по истории казахских ханств 15-18 вв. Алма-Ата, 1969. С. 40, 41). Да, и еще значится ли там Худайдад, сын Алия, внук Джансы? Вроде бы его нет Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Беспалов Роман Опубликовано 28 ноября, 2004 Автор Поделиться Опубликовано 28 ноября, 2004 Нашел в Муиззе (24) "...кроме того у Урикбаша значится сын Тукбай, у которого сын Алты-Куртука - отец Тукрака, у которого сын Дервиш-хан . Мне такой Муизз совершенно не нравится. Здесь и Урус-хан показан так, что вообще "привет космонавтам" . Тетон, а есть ли в этих родословных Тохтамыш - потомок Кончака и его дети? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Бату Опубликовано 28 ноября, 2004 Поделиться Опубликовано 28 ноября, 2004 Может быть Дервиш и правил где-нибудь, чем-нибудь но не всей Ордой, иначе почему очевидец его не записал в качестве хана? Дешти-Кыпчак распространялся до Дуная, поэтому из этих слов сложно определить, куда делся Едыгей и Чакра. На самом деле все именно так и было: Дервиш был одним из ставленников Едигея на заключительном этапе деятельности последнего, когда от былого могущества эмира уже и следа не осталось: он тусовался где-то около Крыма и делал мелкие пакости сарайским ханам - Тохтамышевичам, выталкивая в качестве их конкурентова то одного, то другого Джучида. Дервиш - один из них, а Улуг-Мухаммед, по мнению ряда исследователей был как раз последней креатурой Едигея, а после его смерти этого хана поддерживали его дети - мангытские бии. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Беспалов Роман Опубликовано 28 ноября, 2004 Автор Поделиться Опубликовано 28 ноября, 2004 На самом деле все именно так и было: Дервиш был одним из ставленников Едигея на заключительном этапе деятельности последнего, когда от былого могущества эмира уже и следа не осталось: он тусовался где-то около Крыма и делал мелкие пакости сарайским ханам - Тохтамышевичам, выталкивая в качестве их конкурентова то одного, то другого Джучида. Дервиш - один из них, а Улуг-Мухаммед, по мнению ряда исследователей был как раз последней креатурой Едигея, а после его смерти этого хана поддерживали его дети - мангытские бии. Я не верю в такую креатуру Едыгея, тем более, что Едыгей тогда уже умер. К тому же он был в немилости у Тимуридов и Витовта, с которым он не смог заключить мир в 1419 г. Улу-Мухаммед - напротив сразу устанавливает контакты с сыном Тимура Шахрухом и пользуется поддержкой Витовта. Это продолжатель Тохтамыша! Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Тетон Опубликовано 28 ноября, 2004 Поделиться Опубликовано 28 ноября, 2004 Тетон, а есть ли в этих родословных Тохтамыш - потомок Кончака и его дети? В обеих родословных Тохтамыш - сын Туй(Той)-ходжи, сына Туглу (Туккул, Кутлуг)-ходжи, сына Кончака. Ув.Роман, рискну дать вам совет Если об эпизодических персонажах типа Чекре и Худайдада можно узнать на форуме, то о Тохтамыше и его потомстве существует обширная литература со многими спорными сюжетами. Здесь консультациями на форуме не обойтись. Наверное, целесообразно все-таки Вам найти возможность познакомиться с основными исследованиями - начиная с классиков: Сафаргалиева и Вельяминова-Зернова. К тому же источники по генеалогии, которые Вы открываете для себя (а это естественно - все мы когда-то читали их впервые! ), в этих трудах подробно проанализированы. Мы получаем первопричиной распада Золотой Орды не просто нашествие Тимура, но и внедрение им в Орду другой огромной силы, равноценной силе самой Орды Урус-хана. Не вдаваясь пока в обсуждение этой идеи (а здесь есть что обсудить ), в очередной раз убеждаюсь, как не хватает связной истории Золотой Орды в 15 веке. В свое время В.Л.Егоров собирался этим заняться, но помешали разные объективные обстоятельства. Все-таки Сафаргалиев ценен как единственный монографический свод по той эпохе, но методологически он уже давно устарел, появились и новые источники, и новые концепции... Призываю в свидетели почтенного Бату и остальных джучидофилов Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Беспалов Роман Опубликовано 28 ноября, 2004 Автор Поделиться Опубликовано 28 ноября, 2004 Когда классик напорол ошибок, то его самые прогрессивные идеи ставятся под сомнение, как "Казанский летописец". Вельяминова-Зернова по Улу-Мухаммеду начали трепать еще в XIX в. Это надо помнить и знать всем исследователям. А Сафаргалиева я бы почитал... Сейчас я проштудировал "летописный свод" Татищева (История Российская) на предмет упоминаний в русских летописях об Орде. Вот это сведения по генеалогии!!! Русские князья в XIII-XIV вв. в Орду как на работу ходили и знали ее как свои пять пальцев. Особенно во времена Узбека (Азбяка) все расписано - какой хан, чей потомок, когда сел, когда умер. Но все карты спутал Мамай. При нем имена ханов почти не упоминаются. Известно только, что когда на Волге основался Урус-хан (Наурус), то Мамаю достался Крым. Кстати, ни того ни другого русские летописи не признают законными правителями Орды, а признают как раз Тохтамыша, который был посажен на ханство еще в отрочестве до Урус-хана и был вынужден бежать к Тимуру. В 1380 г. ему дают 18 лет. еще сообщается, что в 1357 г. Бердибек убил отца своего Джанибека и 12 своих братьев, а в 1359 г. сам был убит. Похоже линия Тукана на этом оборвалась, но что это за права престолонаследия малолетнего Тохтамыша и о какой его родословной мы только что говорили? Значит осталась веточка? Я знал, что есть много вариантов его генеалогии, но в правильном варианте должен быть какой-то смысл, а не набор имен потомков Чингисхана. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Тетон Опубликовано 29 ноября, 2004 Поделиться Опубликовано 29 ноября, 2004 Когда классик напорол ошибок, то его самые прогрессивные идеи ставятся под сомнение, как "Казанский летописец". Под классиками я подразумевал исследователей, а "Казанский летописец" - это политический трактат/памфлет 1560-х годов, т.е. источник, причем сложный и коварный. Известно только, что когда на Волге основался Урус-хан (Наурус), то Мамаю достался Крым. Кстати, ни того ни другого русские летописи не признают законными правителями Орды, а признают как раз Тохтамыша, который был посажен на ханство еще в отрочестве до Урус-хана и был вынужден бежать к Тимуру. Русские признавали любого хана, законнно коронованного. Другое дело, что они тогда прекратили платить выход, дожидаясь исхода замятни. Хотя борьбу за ярлыки продолжали и ездили за инвеститурой то в Сарай, то к марионеточным царям Мамаевой Орды. Так и Тохтамыша признали, как только он сел в Сарае. Вот Мамая в самом деле не считали ханом, т.к. он никаким ханом не был и не стремился к этому, не имея династических прав. Кстати, Урус и Науруз - два разных человека Вообще ханская чехарда подробно исследована В.Л.Егоровым и А.П.Григорьевым. еще сообщается, что в 1357 г. Бердибек убил отца своего Джанибека и 12 своих братьев, а в 1359 г. сам был убит. Похоже линия Тукана на этом оборвалась, Так и есть. Более того считается, что пресеклась в целом династия Бату - особенно после репрессий, устроенных Узбеком против своей родни. В этих условиях доступ к трону получили царевичи из других ветвей дома Джучи, ведь формально все они имели право царствовать - в том числе потомки младших сыновей Джучи, Туга-Тимура и Шибана. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Бату Опубликовано 29 ноября, 2004 Поделиться Опубликовано 29 ноября, 2004 Я не верю в такую креатуру Едыгея, тем более, что Едыгей тогда уже умер. К тому же он был в немилости у Тимуридов и Витовта, с которым он не смог заключить мир в 1419 г. Если помните, под конец жизни Едигей пишет Витовту письмо, в котором как раз и намеревается придти с ним к единому мнению и сетует на прежние "недопонимания". Видимо, как раз его гибель и помешала готовящемуся сближению. Это продолжатель Тохтамыша! С Тохтамышем и его наследниками тоже не так все просто: например, Джелаль эд-Дин, Кебек и еще несколько были ставленниками Литвы, Керим-Берди поддерживала Москва, а Джаббар-Берди так вообще чуть ли не со своим родовым врагом Едигеем корешился . Да и сам Тохтамыш метался от Тимура к Москве, от Москвы к Литве, так что о какой-то единой его политической линии говорить сложно... Русские признавали любого хана, законнно коронованного. Другое дело, что они тогда прекратили платить выход, дожидаясь исхода замятни. Хотя борьбу за ярлыки продолжали и ездили за инвеститурой то в Сарай, то к марионеточным царям Мамаевой Орды. Так и Тохтамыша признали, как только он сел в Сарае. Вот Мамая в самом деле не считали ханом, т.к. он никаким ханом не был и не стремился к этому, не имея династических прав. Кстати, Урус и Науруз - два разных человека Вообще ханская чехарда подробно исследована В.Л.Егоровым и А.П.Григорьевым. Более того считается, что пресеклась в целом династия Бату - особенно после репрессий, устроенных Узбеком против своей родни. В этих условиях доступ к трону получили царевичи из других ветвей дома Джучи, ведь формально все они имели право царствовать - в том числе потомки младших сыновей Джучи, Туга-Тимура и Шибана. Тут тоже все так запущено, что только ой . Вот, некоторые соображения по этому вопросу см.: http://www.world-history.ru/persons_about/1866/2149.html Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Беспалов Роман Опубликовано 29 ноября, 2004 Автор Поделиться Опубликовано 29 ноября, 2004 Если помните, под конец жизни Едигей пишет Витовту письмо, в котором как раз и намеревается придти с ним к единому мнению и сетует на прежние "недопонимания". Видимо, как раз его гибель и помешала готовящемуся сближению. Едыгей в 1406-1408 гг. способствовал розни между Витовтом и его зятем Василием I московским, когда они стояли на грани войны и трижды собирали войска, сходились, мирились и расходились. Когда разобрались, то все оказалось прозаично: «Так вот сей князь Едигей был более всех князей ордынских и все государство ордынское один держал и по своей воле хана поставлял, какого хотел… Многую ж любовь лукавую к великому князю Василию Дмитриевичу имел… А великому князю литовскому Витовту говорил: «Ты мне будь другом и я тебе буду другом…», а себе помышлял так: «Когда будут сии между собою сражаться, тогда умалятся воинства их. Если же не изобьются до смерти, они утихомирятся, и мне будет время кого хочу воевать, и не будет мне противящихся». В 1408 г. Едыгей шел на Литву, а напал на Москву. Поэтому с тех пор ему в Литве и Москве уже не верили и укрывали у себя потомков Тохтамыша, сначала Василий I, а потом Витовт. Ложь Едыгея (как способ ведения своих дел) была давно известна. Как можно было напасть на Киев в 1416 г., который Витовт называл матерью городов русских, а потом требовать перемирия? Поэтому Витовт на это и не пошел. Этот момент напрямую относится к выяснению родословной Улу-Мухаммеда. Тут тоже все так запущено, что только ой . Вот, некоторые соображения по этому вопросу см.: http://www.world-history.ru/persons_about/1866/2149.html Здесь я ничего необычного не увидел. Естественно русские князья желали освободиться от ордынского ига и искали на то основания. Но вот тот момент с Тохтамышем интересен. Получается что русские князья признали законным ханом малолетнего ребенка, которого к тому же не было в Орде. И это не проясняет однозначно происхождение Тохтамыша, поскольку род Узбека на Бердибеке прервался и туда могла вклиниться некая другая ветвь, не зависимая от Мамая, не достаточно сильная, чтобы противостоять Урус-хану, но тем не менее гораздо более знатная, чем у Урус-хана, поскольку ее признал Тимур и дал Тохтамышу помощи, когда тот подрос. Есть версия, по которой Тохтамыш - сын Бердибека, но я не знаю, на сколько она правдоподобна. Как мы видим, не только русские летописи, но и Тимур признает права Тохтамыша на престолонаследие в Орде. В связи с этим напрашивается вывод, что не следует Тохтамыша и Урус-хана мешать в одну генеалогическую ветвь, как это часто делается. С Мамаем конечно была интересная история, но последствия Куликовской битвы облегчили ему путь к Всевышнему и Тохтамышу было достаточно победить потомков Урус-хана. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Бату Опубликовано 29 ноября, 2004 Поделиться Опубликовано 29 ноября, 2004 Но вот тот момент с Тохтамышем интересен. Получается что русские князья признали законным ханом малолетнего ребенка, которого к тому же не было в Орде. И это не проясняет однозначно происхождение Тохтамыша, поскольку род Узбека на Бердибеке прервался и туда могла вклиниться некая другая ветвь, не зависимая от Мамая, не достаточно сильная, чтобы противостоять Урус-хану, но тем не менее гораздо более знатная, чем у Урус-хана, поскольку ее признал Тимур и дал Тохтамышу помощи, когда тот подрос. Так русским же по-белому написано: все соседи Золотой Орды хотели видеть на троне хана, имеющего меньше власти в Поволжье, а следовательно - менее эффективного правителя, чем могли быть более "законные" Батуиды или Шибаниды, например. И Тимуру было все равно кого выдвигать - лишь бы потомок Чингис-хана был и реальной силы не имел. Подвернулся ему бомжующий Тохтамыш - хорошо, а когда мальчик подрос и оперился, он точно так же выдвигал и Тимур-Кутлуга, и Койричака. А мог бы и вообще какого-нибудь Угедэида прислать, если бы Джучида не нашел, за ним бы не заржавело . В связи с этим напрашивается вывод, что не следует Тохтамыша и Урус-хана мешать в одну генеалогическую ветвь, как это часто делается. А кто их мешает? Они были четвероюродными братьями и имели вполне равные права на трон (как, впрочем, и любой их родич по мужской линии, то бишь Чингизид). С Мамаем конечно была интересная история, но последствия Куликовской битвы облегчили ему путь к Всевышнему и Тохтамышу было достаточно победить потомков Урус-хана. Не очень понял: потомков Урус-хана Тохтамыш, вообще-то, победил раньше, чем Мамая Кстати, информация к размышлению: у Ибн Халдуна (Тизенгаузен, т. I) Тохтамыш - сын Бердибека. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Беспалов Роман Опубликовано 29 ноября, 2004 Автор Поделиться Опубликовано 29 ноября, 2004 Так русским же по-белому написано: все соседи Золотой Орды хотели видеть на троне хана, имеющего меньше власти в Поволжье, а следовательно - менее эффективного правителя, чем могли быть более "законные" Батуиды или Шибаниды, например. И Тимуру было все равно кого выдвигать - лишь бы потомок Чингис-хана был и реальной силы не имел. Подвернулся ему бомжующий Тохтамыш - хорошо, а когда мальчик подрос и оперился, он точно так же выдвигал и Тимур-Кутлуга, и Койричака. А мог бы и вообще какого-нибудь Угедэида прислать, если бы Джучида не нашел, за ним бы не заржавело . Может быть и так, а если Тохтамыш - сын Бердибека, то совершенно наоборот . Получаются две полярные версии. Собственно это причина всех трудностей - наличие разных версий. Боюсь, чтобы разобраться, нужно потратить всю жизнь . Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Беспалов Роман Опубликовано 29 ноября, 2004 Автор Поделиться Опубликовано 29 ноября, 2004 Кстати, Урус и Науруз - два разных человека Да, этот Наурус очень странный. Дело в том, что Урус-хана здесь нет совсем. А у Науруса есть сын Темир, поэтому я посчитал, что так русские летописи отобразили Урус-хана, хотя я знал о существовании Науруса, но просто не заострял на нем своего внимания . Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться