Перейти к содержанию
Гость Урал

Башкорты-Башкиры

Рекомендуемые сообщения

Почему не могли воспринять я Вам объяснял: чтоб миф такого уровня был воспринят, необходимо чтобы было довольно активное взаимодействие. Ведь речь не идет о мелком божестве либо второстепенном культе - а об основных богах пантеона.

То есть конкретно, какие то группы финно-угров должны были в качестве активного элемента войти в состав как древних башкир, так и в состав древних тюрко-алтайцев, чтобы навязать своих богов в качестве главных богов местных пантеонов. В данную эпоху ни о какой религиозной реформе рассуждать невозможно, следовательно и о сознательном заимствовании утверждать не приходится.

И какие соответствующие историко-культурные интерпретации Вы можете привести?

Никто никому ничего не навязывал ... возможно у пришедших тюрков был свой пантеон с Тенгри во главе , а у многочисленных бахмутинцев своя вера . Вот и получилось , что с приходом ислама , тюркоязычная верхушка раньше забыла своих богов , а отюреченые низы ещё долго сохраняли память о своей народной религии . Так-же как некогда в Христианской Киевской Руси были сильны языческие традиции финно-угров , такая-же аналогия у меня и с башкирами .
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Если бы все было так просто, я бы так и сказал. И башкирские ученые - последователи угорской теории уж точно развили бы в свое время данное предположение.

Проблема в следующем.

Есть в принципе два основных башкирских эпоса, с мифологией: Урал-батыр и Акбузат.

Ну так вот. В обоих Тенгри не играет практически никакой роли. В "Урал-батыре" в качестве "небесного" бога выведен вообще Самрау - муж Солнца, Луны, царь "светлого" царства и птиц.

Урал-батыр же убивает Катила (царя людей) и запрещает человеческие жертвоприношения в честь Тенгри и родовых богов.

В "Акбузате" о Тенгри практически ни слова, зато Шулген - хозяин подводного царства, против которого борется Хаубен (Хауа+бен - небесное создание), сын Суры и праправнук Урала, которого отождествляют с Торна (журавлем).

Утками, птицами являются как уже сказал Хомай - дочь Солнца, Наркас - дочь Шулгена и тд.

Как по Вашему, пришли значит тюрки с Тенгре на Урал и отодвинули его на задворки чтоли? Вы наверное плохо представляете башкирскую историю - здесь никогда не было тюркоязычной верхушки - башкиры - это более 40 родов (племен) и доминирование ни одного никогда не было бесспорным.

Наконец, Сура, Торна, Наркас - это классические "индоевропейские" боги которые действуют на одном поле с Уралом и Шулгеном и даже с Тенгри.

Допустим даже, что Тенгри - позднейшее включение, но и тогда остается Хомай и тогда по Вашему получается парадоксальная ситуация: Умай тюрко-алтайцы заимствовали у ирано-уральцев, а Ульгена - у угро-алтайцев. Но тогда по каким мотивам ирано-уральцы заимствовали Ульгена у финно-угров? Или Вы считаете, что древние башкиры результат завоевания уграми местных иранцев? И есть ли у финно-угров какие либо стержневые сюжеты из Урал-батыра? Хотя бы к примеру, боги-герои верхом на львах, быкоборство и проч.?

Вы бы прочитали ради интереса хотя бы эпос Урал-батыр, прежде чем строить преждевременные предположения.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Если бы все было так просто, я бы так и сказал. И башкирские ученые - последователи угорской теории уж точно развили бы в свое время данное предположение.

Проблема в следующем.

Есть в принципе два основных башкирских эпоса, с мифологией: Урал-батыр и Акбузат.

Ну так вот. В обоих Тенгри не играет практически никакой роли. В "Урал-батыре" в качестве "небесного" бога выведен вообще Самрау - муж Солнца, Луны, царь "светлого" царства и птиц.

Урал-батыр же убивает Катила (царя людей) и запрещает человеческие жертвоприношения в честь Тенгри и родовых богов.

В "Акбузате" о Тенгри практически ни слова, зато Шулген - хозяин подводного царства, против которого борется Хаубен (Хауа+бен - небесное создание), сын Суры и праправнук Урала, которого отождествляют с Торна (журавлем).

Утками, птицами являются как уже сказал Хомай - дочь Солнца, Наркас - дочь Шулгена и тд.

Как по Вашему, пришли значит тюрки с Тенгре на Урал и отодвинули его на задворки чтоли? Вы наверное плохо представляете башкирскую историю - здесь никогда не было тюркоязычной верхушки - башкиры - это более 40 родов (племен) и доминирование ни одного никогда не было бесспорным.

Наконец, Сура, Торна, Наркас - это классические "индоевропейские" боги которые действуют на одном поле с Уралом и Шулгеном и даже с Тенгри.

Допустим даже, что Тенгри - позднейшее включение, но и тогда остается Хомай и тогда по Вашему получается парадоксальная ситуация: Умай тюрко-алтайцы заимствовали у ирано-уральцев, а Ульгена - у угро-алтайцев. Но тогда по каким мотивам ирано-уральцы заимствовали Ульгена у финно-угров? Или Вы считаете, что древние башкиры результат завоевания уграми местных иранцев? И есть ли у финно-угров какие либо стержневые сюжеты из Урал-батыра? Хотя бы к примеру, боги-герои верхом на львах, быкоборство и проч.?

Вы бы прочитали ради интереса хотя бы эпос Урал-батыр, прежде чем строить преждевременные предположения.

Всё это только говорит о миксованости вашей мифологии : это взяли у этих , то у тех . А у основново некогда населения на Урале и в Западной Сибири ничего не взяли ... я правильно развиваю вашу мысль ?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я довожу до абсурда Вашу мысль..

В мифологии так не бывает, чтобы как в супермаркете набрать себе богов по усмотрению.

И не обвиняйте меня в финофобии, если считаете, что башкиры и тюрко-алтайцы в свой высший пантеон включили финно-угорских богов и приняли космогонию, то доказывайте, дайте хотя бы финно-угорские этимологии Шулгена и др. богов, в которых Вы усматриваете финно-угорское происхождение. Вы даже не этимологизируете собственных богов, того же Ена, с тюркского, к примеру, он легко выводится как "дух, душа, создание".

У Вас прямо какой то пан-финноугризм, финно-угры - основное и древнешее население от Урала до Алтая без каких либо иноэлементов вплоть до н-го года. Изначально уязвимая позиция хотя бы потому, что именно данная территория была зоной древнейших в т.ч. расовых контактов.

В древнебашкирской мифологии можно более или менее четко выделить "индо-германский" и "ближневосточный" пласты. Урал и Шулген не вполной мере вписываются ни в первый ни во второй.

И вообще критерии (к примеру 3-чл. Дюмезиля, змееборство) выделения т.н. "индо(да еще и)европейской" мифологии не выдерживают никакой критики.

Поэтому я не догмы и готовые решения Вам либо кому либо еще навязываю, а приглашаю к диалогу.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я довожу до абсурда Вашу мысль..

В мифологии так не бывает, чтобы как в супермаркете набрать себе богов по усмотрению.

И не обвиняйте меня в финофобии, если считаете, что башкиры и тюрко-алтайцы в свой высший пантеон включили финно-угорских богов и приняли космогонию, то доказывайте, дайте хотя бы финно-угорские этимологии Шулгена и др. богов, в которых Вы усматриваете финно-угорское происхождение. Вы даже не этимологизируете собственных богов, того же Ена, с тюркского, к примеру, он легко выводится как "дух, душа, создание".

У Вас прямо какой то пан-финноугризм, финно-угры - основное и древнешее население от Урала до Алтая без каких либо иноэлементов вплоть до н-го года. Изначально уязвимая позиция хотя бы потому, что именно данная территория была зоной древнейших в т.ч. расовых контактов.

В древнебашкирской мифологии можно более или менее четко выделить "индо-германский" и "ближневосточный" пласты. Урал и Шулген не вполной мере вписываются ни в первый ни во второй.

И вообще критерии (к примеру 3-чл. Дюмезиля, змееборство) выделения т.н. "индо(да еще и)европейской" мифологии не выдерживают никакой критики.

Поэтому я не догмы и готовые решения Вам либо кому либо еще навязываю, а приглашаю к диалогу.

Всё , что вы сказали обо мне по поводу панфинно-угорства , я всё это и о вас думал ... по поводу ваших мыслей о наличии башкир на территории Урала до н.э. Я , в отличии от вас и не собираюсь отрицать наличие и индоиранских (более древних) и тюркских вкраплений и заимствований в финно-угорскую мифологию и даже исламских и христианских . Языческая мифология никогда , как вы утверждаете , не была статична ...
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

О заимствовании имён богов , я ничего не говорил , я говорил лишь о заимствовании сюжета мифа . А сюжеты мифов , к вашему сведению вешь очень бродячая ... По поводу имён , а как по вашему мнению у тувинцев и монголов бога стали называть в честь чужого Армазда . А ведь угры южного Урала не были настолько чужды тюркам южного Урала . Как были чужды тувинцы и персы ...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну думали так, нужно говорить прямо - что тут такого :-)

Моя позиция проста - у нас, башкир есть уральская (хотя бы потому, что есть бог-герой - Урал) мифология, и это собственно и значит, что древние предки башкир собственно и жили на Урале, на каком языке они говорили - это другой вопрос.

Вот и необходимо объективно выявить все связи древнебашкирской мифологии с другими мифологиями.

Почему Вы считаете, что я вообще отрицая какие либо включения в башкирскую мифологию? Я лишь говорю о том, что если вести речь о заимствовании из финно-угорской мифологии, то необходимы и историко-культурные обоснования. Вы что, языками (финно-угроскими) не владеете чтоли? ведь элементарную этимологию не сложно дать.

Вы же прямо категорично ставите знак равенства между древними башкирами и тюрками, понимая под тюрками гуннов, на что я Вам и указал на наличие сугубо местных пластов в башкирской мифологии.

Я Вас не понимаю - давайте начистоту - Вы что считаете, что башкир (предков башкир) на Урале в древности и "не стояло?", и Урал был целиком - финно-угорская земля? Башкиры Вас что, завоевали чтоли? :-)

Я почитал Ваши посты в топике про мари - так Вы же сами доказываете индо-иранский пласт в мифологии у мари. Ну так вот, хотя бы из данных соображений Вам намного проще и плодотворнее на основе материалов башкирской мифологии выводить индо-иранские параллели.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

О заимствовании имён богов , я ничего не говорил , я говорил лишь о заимствовании сюжета мифа .

Зато я утверждаю, что подобных совпадений спроста не бывает. Речь идет о 1. две утки-демиурги. 2. два брата связанные с утками-демиургами. 3. в имени одного из братьев присутствует форма "ЕН".

Параллели в "индоевропейской" мифологии между прочим основываются на порядок более ненадежных основаниях чем вышеуказанное. Кроме того, одно дело Европа и Индия, другое Урал и Алтай.

А сюжеты мифов , к вашему сведению вешь очень бродячая ...

Крайне некорректное обобщение, по сути - просто расхожего мнения.

По поводу имён , а как по вашему мнению у тувинцев и монголов бога стали называть в честь чужого Армазда.

Потому я писал, про религиозную реформу. Я Вам еще и Ямантаки могу привести - ну и что?

Процессы отражают совершенно различные уровни развития сознания: грубо говоря "доосевое" и пост"осевое" время.

А ведь угры южного Урала не были настолько чужды тюркам южного Урала . Как были чужды тувинцы и персы ...

Если Вы хотите сказать, что хаты и манси ближе башкирам чем к примеру тувинцы персам то безусловно да.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну я и говорил всегда , что у вас есть древняя уральская мифология . Носителями которой изначально являлись ананьинские племена ... Жившие и на Урале и в Поволжье от них пошли и бахмутинцы как я уже писал . Вы будете отрицать факт того , что ананьнцы = финно-угры , по языку ? А если говорить о тюркости этого сюжета то получается , что он является привнесённым на Урал . Кстати вы не согласны с моим утверждением , что сюжет этого мифа восходит к временам финно-угорско-самодийской общности ? Если учесть угоро-самодийское влияние на башкир и хакасов ... Мне кажется у вас с ними довольно схожие истории , с появлением народов . и там и там слияние различных по происхождению родов ... Насчёт того , что предки башкир (неизвестно какого языка) жили на Урале , я с этим и не собирался спорить - это и дураку ясно ...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Насчёт того , что предки башкир (неизвестно какого языка) жили на Урале , я с этим и не собирался спорить - это и дураку ясно ...

Ну значит я Вас не вполне правильно понимал. Следует еще иметь в виду, что историческое самосознание башкир связано именно с Уралом, я неоднократно повторял, что есть племена которые прямо говорят что пришли на Урал (кто с Енисея, кто с Алтая, кто с Оби), но центральные эпосы "Урал-батыр", "Акбузат", "Конгур-буга" и др. ведут речь об изгнании с Родины врагов, о сотворении Урала, рек, озер и проч.

Носителями которой изначально являлись ананьинские племена ... Жившие и на Урале и в Поволжье от них пошли и бахмутинцы как я уже писал . Вы будете отрицать факт того , что ананьнцы = финно-угры , по языку ? А если говорить о тюркости этого сюжета то получается , что он является привнесённым на Урал .

Вы на меня просто давите :-) Ананьинцы - финно-угры. Бахмутинцы могли быть или обиранены или отюрчены ну и могли быть финно-угроязычны.

О привнесенности на Урал не согласуется Ваше последующее предложение.

Если учесть угоро-самодийское влияние на башкир и хакасов ... Мне кажется у вас с ними довольно схожие истории , с появлением народов . и там и там слияние различных по происхождению родов ...

А телеутов с алтайцами Вы как объясните?

Кстати вы не согласны с моим утверждением , что сюжет этого мифа восходит к временам финно-угорско-самодийской общности

Почему же, я согласен. Я же писал, что возможно отражение верхнепалеолитических представлений.

Я лишь не согласен с Вашим мнением что в палеолите финно-самодийцы существовали изолировано от других групп.

Основная проблема вот в чем. Центральный сюжет Урал-батыра строится на том, что два брата (Урал+Шулген) жили после потопа на острове, потом сели на львов и пошли искать Смерть, чтобы ее убить. По пути Урал проводит реформы в царстве Катила, уничтожает город змей, освобождая пленников. Шулген после перепетий возглавляет уцелевших змеев и дэвов, город последних Урал также разрушает. Все это идеально ложится на события 2 тыс до н.э. - эпоху Аркаима и Страны городов на Южном Урале. Вся проблема заключается идентифицировать "змеев", "дэвов", "птиц" и собственно людей. При этом учтите, у башкир, единственных в отличие от всех тюрков присутствует т.н. иранская фонетика.

То есть, я хочу сказать, решить вопрос о языке создателей "Урал-батыра" невозможно в отрыве от конкретных историко-культурных соображений.

Вы же предлагаете частные решения, не давая системного, комплексного решения.

Могли быть и бахмутинцы, но могли быть и кушнаренковцы, либо турбаслинцы.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

У некоторых групп марийцев верховное божество - не Кугу Юмо (большой бог) , а Кугуен (большой человек) . Ен - по марийски человек ... Насчёт Урала если верить Демину , то на языке манси Ур-ала - вершина горы .

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы
Если учесть угоро-самодийское влияние на башкир и хакасов ... Мне кажется у вас с ними довольно схожие истории , с появлением народов . и там и там слияние различных по происхождению родов ...
А какое влияние на хакасов могли оказать эти группы и когда?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А какое влияние на хакасов могли оказать эти группы и когда?
Если верить Кызласову , то : "Первоначально , ещё в раннеташтыкской древности , социальные различия совпадали с этническими . Тюркоязычные кыргызы стали правящей аристократической группой . Им подчинялись самодийские , угорские и кетоязычные языковые группы ." А подчинённых то , всегда было больше , чем господ ... Племена севера Саяно-Алтайского нагорья говорили на самодийских языках , здесь также звучала речь , напоминающая кетскую . По алтайцам , нашёл такую информацию - "Северные (черневые татары) - тубалары , челканцы и кумандинцы - потомки древних местных племён смешавшихся с тюрками ."
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

А, понял. Кызласов принимал кетские топонимы за угорские. Предположил, что "динлины" говорили на угорском.

Кстати, в 19 в. финны (Аспелин), искавшие прародину у нас, собрали неплохой материал и издали рунические надписи, оказавшиеся... древнетюркскими. :)

Еще был такой Кастрен. Его научная интуиция засталяла всех записывать в самодийцы: и тофаларов, и койбал, и... тувинцев. Думаю, что особых оснований видеть у хакасов какие-то угорские или самодийские истоки нет. У алтайцев хоть в генетике что-то присутствует. У нас вроде гомогенно все. :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А, понял. Кызласов принимал кетские топонимы за угорские. Предположил, что "динлины" говорили на угорском.

Кстати, в 19 в. финны (Аспелин), искавшие прародину у нас, собрали неплохой материал и издали рунические надписи, оказавшиеся... древнетюркскими. :)

Еще был такой Кастрен. Его научная интуиция засталяла всех записывать в самодийцы: и тофаларов, и койбал, и... тувинцев. Думаю, что особых оснований видеть у хакасов какие-то угорские или самодийские истоки нет. У алтайцев хоть в генетике что-то присутствует. У нас вроде гомогенно все. :)

Какже может быть всё гомогенно , если "Ещё в начале 20 века они не были единым народом и , в зависимости от места проживания , делились на качинцев , кызыльцев , койбалов , бельтиров и сагайцев . После их обьединения в качестве этнонима было выбрано одно из названий древних жителей минусинской котловины - хакасы" . А надписи то оставили аристократы , а кара будун (потомки угров , кетов и самодийцев) вряд ли писать умели . Сейчас не смог найти , но была где-то информация по названиям нетюркоязычных народностей ассимилированых хакасами , вроде там упоминались некие лебединцы ... И какой то из хакаских родов вроде начал притендовать на звание народности - это я в новостях слышал (ясно , что людям нужны льготы , при признании малочисленным народом ведь они появляются вроде бы ).
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Угров пригнали скифы. То есть предки нынешних татар. Вспомните СААМИ.

Башкиры это смесь угров, древнетюркоязычных мидийцев и предков татар.

Маг

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы
Какже может быть всё гомогенно , если "Ещё в начале 20 века они не были единым народом и , в зависимости от места проживания , делились на качинцев , кызыльцев , койбалов , бельтиров и сагайцев . После их обьединения в качестве этнонима было выбрано одно из названий древних жителей минусинской котловины - хакасы" .
Помимо того, что хакасы - очень гомогенная генетически популяция (это показано генетиками), мы ведь имели и общее название - минусинские (абаканские) татары. Самоназвание - "тадарлар". Есть народы без общего самоназвания. Например, осетины. Главную роль, как мы видим в приведенном фрагменте, играли территориальные соображения.
была где-то информация по названиям нетюркоязычных народностей ассимилированых хакасами , вроде там упоминались некие лебединцы
Ну, куу-кижи и сейчас есть на Алтае. Куу/хуу - лебедь. Куулар у тувинцев. Не просматриваются угры и самодийцы. Лебедь ведь есть еще в легенде о происхождении древних тюрков от волчицы.
И какой то из хакаских родов вроде начал притендовать на звание народности
А, ну, это хорошо. Растет самосознание. :)
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Угров пригнали скифы. То есть предки нынешних татар. Вспомните СААМИ.

Башкиры это смесь угров, древнетюркоязычных мидийцев и предков татар.

Маг

Да будет известно , магу , ваши духи (или с кем вы там общаетесь в астрале ) вас обманули саами - это не угры , а финны ... Не говоря уже о том , что они вам нашептали о мидийцах и скифах ... Скажите сразу , что пытаетесь даказать автохтонность всех тюрков на всех местах их нынешнего проживания . Ваши духи (девы , шайтаны и прочая нечисть) наверно - пантюркисты .
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Да будет известно , магу , ваши духи (или с кем вы там общаетесь в астрале ) вас обманули саами - это не угры , а финны ... Не говоря уже о том , что они вам нашептали о мидийцах и скифах ... Скажите сразу , что пытаетесь даказать автохтонность всех тюрков на всех местах их нынешнего проживания . Ваши духи (девы , шайтаны и прочая нечисть) наверно - пантюркисты .

Угры и финны из одного этнического котла.

Даже венгры порой понимают саамов.

Кстати предки-татар скифы пригнали ещё и русских в Россию.

Если б они знали, что Тартария станет впоследствии Россией...

Да история любит шутить, когда над ней шутят...

Вы когда нибудь слышали о русах в 7 веке до нашей эры? :D

Маг

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Да история любит шутить, когда над ней шутят...

Вы когда нибудь слышали о русах в 7 веке до нашей эры? :D

Маг

Вот и не шутите с нею , с историей ... О русах , я читал у Ю.Д.Петухова книга называется "История русов 40-5 тыс до н.э." ... Тод же бред , что и вы несёте только с упором на происхождение всех народов от русов ... с единственной разницей , Петухов где-то нашёл деньги , что бы издать свою ахинею , а вы ещё нет ...

P.s. прошу прощения за офтоп .

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вот и не шутите с нею , с историей ... О русах , я читал у Ю.Д.Петухова книга называется "История русов 40-5 тыс до н.э." ... Тод же бред , что и вы несёте только с упором на происхождение всех народов от русов ... с единственной разницей , Петухов где-то нашёл деньги , что бы издать свою ахинею , а вы ещё нет ...

P.s. прошу прощения за офтоп .

Слова БРЕД и АХИНЕЯ это ВАШ БРЕНД? :D

Маг

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

Ашраф, честно, если пишете, про то, что угров пригнали скифы (откуда пригнали - с Арктики?), что предками башкиров были мидийцы и т.д. - просьба дать источники, но только не Вашу теорию об ОХА-ПАРОВОЗЕ, а нормальные пусть даже лингвистические, археологические, этнографические данные.

А то получается некрасиво, с других мы требуем источники, а Ваши постинги опираются на исключительно собственную версию по происхождению языков. Приведите точный лингвистический анализ - тогда поверим. А так Ахасеня и т.д. действительно напоминают ахинею, извините если выражаюсь не очень красиво.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ашраф, честно, если пишете, про то, что угров пригнали скифы (откуда пригнали - с Арктики?), что предками башкиров были мидийцы и т.д. - просьба дать источники, но только не Вашу теорию об ОХА-ПАРОВОЗЕ, а нормальные пусть даже лингвистические, археологические, этнографические данные.

А то получается некрасиво, с других мы требуем источники, а Ваши постинги опираются на исключительно собственную версию по происхождению языков. Приведите точный лингвистический анализ - тогда поверим. А так Ахасеня и т.д. действительно напоминают ахинею, извините если выражаюсь не очень красиво.

Пoлностью согласен

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Тугандар..

Вообще конечно зря мы с cheremis-ом перенесли сюда нашу дискуссию о мифологии из "Миф.. постановка вопроса".

Тем самым, чтобы быть "в теме" нашей с cheremis-ом дискуссии нужно ознакомиться вначале с вышеназванным топиком.

Если коротко, то речь идет о том, что у финно-угров, а также у башкир, а также у хакасов, шорцев, телеутов, алтайцев существует по сути единый миф, который собственно говоря намного древнее как мидийцев, так и любимых всеми шумеров.

Вот мы и пытаемся выяснить генезис данного мифа.

-----------

-----------

2Rust, Зиядоглу

Вынужден сказать, что в теме "башкиро-иранцы/тюрки" я по ходу обмена мнениями с Ashraf-ом я ему сообщил, что его, по всей видимости, основанное на общих предположениях, мнение о роли "мидийцев" в башкирском этногенезе имеет основания на башкирских источниках.

Речь идет о роде Усерган в составе башкир, который также называется Муйтен.

Как известно, есть и мюйтены Хорезма, которые сегодня в составе каракалпаков и узбеков.

Последние связывают свое происхождение либо с Уралом, либо Ираном (см.: Толстова Л.С. Исторические предания Южного приаралья), что в совокупности и историко-культурными соображениями и дает повод для связи мюйтен Урала и Хорезма с мидийцами и проч.

Я же указал Ashraf-у, что основной проблемой тюркоцентричной парадигмы является отсутствие какой либо цельной работы и вообще отсутствие системы и элементарных правил научной школы в работе исследователей стоящих на данных позициях, потому подчеркну, вопрос о языке как правило решается в пользу ираноязычности и даже в башкирском варианте является историко-культурным основанием "иранской" фонетики в современном башкирском языке.

А в целом, принципиальных возражений против тюркоязычности, лично я не вижу, помимо требования о системности (записать всех андроновцев и ямников в тюрки имхо не решение проблемы связи языков "индоевропейских").

-------------

-------------

2cheremis

У некоторых групп марийцев верховное божество - не Кугу Юмо (большой бог) , а Кугуен (большой человек) . Ен - по марийски человек ... Насчёт Урала если верить Демину , то на языке манси Ур-ала - вершина горы .

Вот уже есть некое продвижение :-)

Особенно интересно "Ен - человек (мар.)". Как будет человек в других финно-угорских языках, является форма "ен" для мар. языка исконной?

на языке манси Ур-ала - вершина горы

Тоже интересно..

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Почему только мойтены?

Разве у башкир нет бушманов, а в Иране не Бушера :D , где их атомная станция стоит.

Или у мидийцев не было племени бус(буш).

Вопрос в том, что мидийцев однозначно не считали персоязычными, как на Западе, так и в СССР.

Их считали и тюркоязычными.

Я их тоже считаю тюркоязычными.

Арсен,

Когда Вы говорите древнее шумеров это очень сомнительно с точки зрения доказательства.

Шумерская лекскика это факт пришедший в письме.

Маг

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...