Перейти к содержанию
Гость Эльтебер

О северокавказских тюрках...

Рекомендуемые сообщения

...тем более Мамая и о том, что они не имели права быть ханами так таковыми не будучи чингизидами.

Так Мамай и не был ханом. Он был темником, то бишь генералом по современному. Другое дело, что он сосредоточил в своих руках фактическую власть. Но формально он ханом все-таки не был.

Кстати, куликовская битва во многом была вызвана именно тем, что русские князья готовы были подчинятся чингизидам, но не готовы выскочке Мамаю, который с их точки зрения был ниже их по статусу.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

У СК тюрков было сословие уздени. От слова езден. А есть ли такие сословия у других тюрков? И есть ли такое слово в других тюркских языках?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость Астамур
По поводу пребывания Узбека среди адыгов, было бы неплохо привести полную ссылочку по этому поводу, тем более, что многие приводящие в литературе такие ссылки любят несколько искажать (или понимать по своемому) смысл и интерпретировать сей момент так как они видят сами, точнее как хотят видеть.

Ссылочку, уважаемый ЗКЧА, я вам обязательно дам, как только попаду домой. Я даже "фпешку" забыл на этот раз прихватить с собой. Так что, придется пока потерпеть.

И как раз, в самом начале его исторической деятельности у него было меньше ляпов, хотя и там хватает их, напрмиер те же тюрские мамлюки Бахри, которых он так же крестит адыгами.

Ну не совсем так. Если есть желание, - мы с Вами продолжим эту тему на ветке "Мамлюки".

Вот, например, что пишет С.Хотко:

"В 1382 году к власти в Каире приходит эмир Баркук ибн Анас ал-Джеркаси по кличке «Малихук» (Пастух). В сравнении с большинством предшествующих ему правителей Баркук отличался чрезмерно развитым национализмом. В его правление (умер в 1399 г.) не только военные и высшие административные посты в государстве, но и все мало-мальски значимые должности были заняты черкесами. Политика Баркука вызвала возмущение среди местного населения и среди представителей военных элит нечеркесского происхождения — курдов, кипчаков, туркмен. Но Баркуку удалось подавить все мятежи. Его основным внешнеполитическим противником был знаменитый завоеватель Тамерлан. Баркук прославился еще и тем, что умертвил послов Тамерлана. Долгое время на северо-востоке Сирии между черкесами и отрядами Тамерлана происходили пограничные стычки. Тамерлан ненавидел Баркука, то так и не двинул свои войска против Каирского диктатора".

На самом деле, считается, что черкесы пришли к власти в 1382 году, правильно? Но вот где-то, в более ранних публикациях, он писал, что Баркук пришел к власти в 1376 году. Это конечно же ошибка, или описка. Но он же ее и исправил, как видно из приведенной цитаты.

Во всяком случае, повторяясь скажу, он не совершал источниковедческий подлог. Конечно, трудно перепроверить, как Вы предлагаете, лично мне арабские источники, которыми он пользуется, не зная языка. Но я читал отзывы на его труды авторитетнейших ученых-историков из С.-Петерб. гос. ун-та и института Востоковедения. Отзывы более чем положительные.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Так Мамай и не был ханом. Он был темником, то бишь генералом по современному. Другое дело, что он сосредоточил в своих руках фактическую власть. Но формально он ханом все-таки не был.

Кстати, куликовская битва во многом была вызвана именно тем, что русские князья готовы были подчинятся чингизидам, но не готовы выскочке Мамаю, который с их точки зрения был ниже их по статусу.

Ну так я ж об этом и говорю, что Мамай не будучи чингизидом не мог стать ханом так таковым, как и Ногай, на сколько я знаю.

"Ссылочку, уважаемый ЗКЧА, я вам обязательно дам, как только попаду домой. Я даже "фпешку" забыл на этот раз прихватить с собой. Так что, придется пока потерпеть".

Ниче, подождем. нет проблем.

"Ну не совсем так. Если есть желание, - мы с Вами продолжим эту тему на ветке "Мамлюки".

Вот, например, что пишет С.Хотко:

"В 1382 году к власти в Каире приходит эмир Баркук ибн Анас ал-Джеркаси по кличке «Малихук» (Пастух). В сравнении с большинством предшествующих ему правителей Баркук отличался чрезмерно развитым национализмом. В его правление (умер в 1399 г.) не только военные и высшие административные посты в государстве, но и все мало-мальски значимые должности были заняты черкесами. Политика Баркука вызвала возмущение среди местного населения и среди представителей военных элит нечеркесского происхождения — курдов, кипчаков, туркмен. Но Баркуку удалось подавить все мятежи. Его основным внешнеполитическим противником был знаменитый завоеватель Тамерлан. Баркук прославился еще и тем, что умертвил послов Тамерлана. Долгое время на северо-востоке Сирии между черкесами и отрядами Тамерлана происходили пограничные стычки. Тамерлан ненавидел Баркука, то так и не двинул свои войска против Каирского диктатора".

На самом деле, считается, что черкесы пришли к власти в 1382 году, правильно? Но вот где-то, в более ранних публикациях, он писал, что Баркук пришел к власти в 1376 году. Это конечно же ошибка, или описка. Но он же ее и исправил, как видно из приведенной цитаты.

Во всяком случае, повторяясь скажу, он не совершал источниковедческий подлог. Конечно, трудно перепроверить, как Вы предлагаете, лично мне арабские источники, которыми он пользуется, не зная языка. Но я читал отзывы на его труды авторитетнейших ученых-историков из С.-Петерб. гос. ун-та и института Востоковедения. Отзывы более чем положительные".

Да я и не спорю, что он неплохо владеет источниковедческим материалом, хотя на сколько я знаю, арабский язык он кажется не знает и использует лишь переводы с него. Опять же он плохо владеет археологией. Вопрос в другом, что он его (источник) интерпретирует порой больше выдавая желаемое за действительное. По поводу сей ошибки по поводу прихода к власти Баркука, это могла быть как его опечатка, так и в типографии - это у всех бывает иногда.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость Керим-хан
Ну так я ж об этом и говорю, что Мамай не будучи чингизидом не мог стать ханом так таковым, как и Ногай, на сколько я знаю.

Да боже мой, откуда это упорное нежелание считаться с фактами? На Вас, ЗКЧА это не похоже. :) Генеалогия Ногая такова: Чингиз-хан => Джучи => Бувал => Татар => Ногай. http://www.hrono.ru/geneal/dzhu_g.html

Так что беклярбег Ногай был праправнуком великого Тэмуджина. Другое дело, что претендентов на ханский престол в Орде и так хватало. Кроме того в те времена ханство передавалось в основном только по линии потомков Бату (а не его младшего брата Бувала). Мамай конечно стать ханом не мог, несмотря на то, что и он и его предшественники из линии беков племени кият брали в жён дочерей ханов. Так первый беклярбег-кият носил титул Иса-гурген, так как был женат на дочери Узбека. Мамай же насколько мне известно был женат на дочери Бердибека. Кстати неизвестно был ли Мамай сыном, внуком и т.д. Исатая. В летописи этот момент не уточняется. Ссылку про обитание Узбека в черкесских горах я приведу попозже, а то сайт востлита сейчас не работает. :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Насчет пребывания Узбека у адыгов - видимо, имеются в виду сообщения некоторых хронистов о его жизни до воцарения.

1) Утемиш-хаджи. "Тарих-и Дост-Мухаммад-султан (Чингиз-наме)":

Хан Токтага истребил всю родню, освобождая престолонаследие для своего сына Эль-Басара, но тот вдруг тоже умер. Хан опечалился, что трон передать некому. Но тут узнал, что удалось уцелеть его племяннику Узбеку - сыну убитого им брата, Тогрула. Когда началось истребление ханских родичей, жена Тогрула "с несколькими человеками отправила [ребенка] в бега, отослала в Черкесские горы... отослала в Черкесский вилайет" (Черкес тагыге йибердилер... Черкес вилайетинге йибериб эрдим). Токтага послал беков, чтобы они привезли царевича, которому тогда уже исполнилось 14 лет.

2) Кадыр Али-бек "Джами ат-таварих": после смерти хана Токтая беки привезли юного царевича Узбека из Ирана (Аджам)

3) анонимная "Дафтар-и Чингиз-наме". Здесь не Узбек, но сюжет сходный. Хан Джанибек приказал убить новорожденную дочь (не хотел, чтобы семья пополнялась девочками). Его старший сын Бердибек вместе с этой грудной сестренкой укрылся у черкесов (черкеске барыб макам тутты). Потом Джанибек простил их и приказал вернуть.

Никаких намеков об отношениях ордынской правящей верхушки с местными народами здесь нет. "Черкесия" была одним из ордынских улусов-вилайетов, и какой-то особенной близости адыгов к татарской знати из источников не заметно :unsure:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость Астамур

Нет у нас с Вами принципиальных разногласий, уважаемый ЗКЧА, по данному вопросу. :az1:

Но, все-таки, давайте вернемся к теме.

Говоря о Теберде, пишут, что карачаевцы там жили раньше, потом куда-то ушли, затем опять вернулись и "восстановили" прежние свои поселения. Какой-то несерьезный разговор, больше смахивающий на детский лепет.

Интересные слова придумывают в связи с этим: "восстановили", "когда наши (т. е. карачаевские) историки занялись своей историей, оказалось..." и т. д.

Вот что написано в "Генеологическом поиске по регионам":

"Население в северной и средней части отдела как на правом берегу Кубани, так и на левом до черных гор большей частью русское. Это частью казаки, частью т.н. иногородние, т.е. крестьяне и лица других сословий...

Во всей означенной полосе рассеяны небольшие аулы горцев, большей частью кабардинского племени и осетинов. В долине верхней Кубани, выше ее лесистого ущелья, т.н. Большом Карачае, живет уже давно татарское племя карачаевцев...

Карачаевцы быстро размножаются и в 1865... заняли долину Теберды...".

А вот и кто проживал в долине Теберды до этого, по воспоминаниям очевидца, осетина-генерала Мусы Кундухова:

"... в 1842 г. я был на Кубанской линии у кн. Мамат Гирея Лоова, и мы по приглашению кн. Джанбота Атажукина поехали к нему в Теберду, где прогостили трое суток...".

Состоящий по кавалерии при Кавказской армии Генерал-майор Кундухов.

1863 года 25 марта, г. Владикавказ.

А еще ранее, долина Теберды - это охотничьи угодья другого черкесского князья Къэсея.

А в Архыз карачаевцы вообще поселились только в 1923 году.

А если еще внимательно ознакомиться с гидро- топонимами, такими как, Санчара, Маруха, Клухори, Кваначхир и т.д., становится понятным, кто и когда проживал в этих местах, и кто и когда стал проживать там после уничтожения, а затем и выдавливания остатков адыго-абазин.

А сказки о булгарах-болгарах, аланах и других престижных предков уже оскомину набили: ни один, более или менее известный исследователь, не считая карачаево-балкарских естественно, не написал ничего подобного.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость Керим-хан
Насчет пребывания Узбека у адыгов - видимо, имеются в виду сообщения некоторых хронистов о его жизни до воцарения.

Никаких намеков об отношениях ордынской правящей верхушки с местными народами здесь нет. "Черкесия" была одним из ордынских улусов-вилайетов, и какой-то особенной близости адыгов к татарской знати из источников не заметно :unsure:

Всё верно, как указал уважаемый Тетон укрытие в Черкесском вилайете это скорее фольклорный сюжет. Если я правильно помню Черкесский вилайет Улуса Джучи соседствовал с Маджарским вилайетом.

Этот Токтага-хан был очень великий государь. Среди огланов Саин-хана мало было [таких] государей, которые могли бы сравниться с ним. Рассказывают, [что] у него был такой пышный стол, [что] ежедневно для него, помимо коней, коров, овец и других животных, готовили девяносто кабанов. Был у него сын по имени Эль-Басар. Он [Токтага-хан] истребил своих родственников и свое потомство, всех их, опасаясь, что после его смерти они затеют с ним [Эль-Басаром] свару за ханствование. Убил даже младшего брата своего Тогрула. Некоторые, однако, говорят, [что] Тогрул умер сам от болезни. Была у Тогрула жена по имени Келин-Байалин. Красивая была. Когда умер Тогрул, у нее был сын. Увидела она, что из-за сына избивает Токтага-хан своих родственников. С несколькими человеками отправила [ребенка] в бега, отослала в Черкесские горы. Знаменитый Узбек-хан — да будет над ним милость [Аллаха] — [и] есть тот оглан. Немного спустя взял [Токтага-]хан Келин-Байалин в жены. Очень любил он ее. Прошло несколько лет после этих событий. Рассказывают, [что] хану было девяносто лет: в десять лет стал он ханом, восемьдесят лет ханствовал. Некоторые рассказывают, [что] ханом стал он в двадцать лет, ханствовал семьдесят лет. Когда жизнь его подошла к концу, то, короче говоря, умер раньше него самого сын его, которого оберегал он, чтобы стал он ханом после него. Очень скорбел он, что был [вот] у них сын, а он, опасаясь, что затеют после него свару с ним за ханствование, полностью истребил свой уруг, [а] также [и из-за того, что когда] и сам он от старости достиг предела жизни своей, [то] и сын этот умер раньше него самого, [и] что за страдание и мука от того. В конце концов от скорби этой заболел он и болезнь его затянулась.

Однажды лежал он в постели, ворочался с боку на бок и стонал. Келин-Байалин поняла, почему он стонет [и] сказала:

“Болели вы постоянно. [Но] почему [же именно] сейчас вы стонете?” Когда хан сказал: “Как же мне не стонать?! Истребил я полностью свой уруг, опасаясь, что затеют свару с моим единственным сыном Эль-Басаром за ханствование. И с сыном моим приключилось то же самое, и меня самого настигает смерть. Уйдет [теперь] юрт мой к чужаку. От того мои страдания”, — Келин-Байалин сказала: “Сделала я кое-что вопреки вашему указу. Если простишь ты мой проступок, я расскажу”. Хан тут же поднялся, сел и спросил: “Что же ты сделала?” И от радости почувствовал себя [Токтага-]хан так, будто и не болел [он вовсе], когда ответила [ему Келин-Байалин]: “В то время, когда умер ваш младший брат, был от него сын. Опасаясь, что вы убьете, отправила я [его] в бега, отослала в Черкесский вилайет. Теперь ежегодно приходят вести о его благополучии. [Исполнилось] ему в этому году четырнадцать лет. Он приехал бы, наверно, если бы приказали вы и послали [за ним] людей”. За радостную весть подарил [Токтага-хан] Келин-Байалин туман в две тысячи [человек]. Наутро созвал он беков, дал Кыйат Исатаю и Сиджут Алатаю сорок тысяч человек и отправил [их] за Узбек-ханом — да будет над ним милость [Аллаха].

УТЕМИШ-ХАДЖИ ИБН МАУЛАНА МУХАММАД ДОСТИ

ЧИНГИЗ-НАМЕ

http://www.vostlit.info/Texts/rus6/Chengiz...e/frametext.htm

Там же сохранились сведения о миграции золотоордынских племён в Крым, которая положила начало выдлению крымских и литовских татар в отдельные нации, и по видимому также было началом этногенеза кумыков и карачаево-балкарцев (бывших Большеордынских татар?):

В его время было много смут. Кыйат Мамай забрал правое [] крыло и ушел с племенами в Крым, [а] левое крыло увел на берег реки Сыр Тенгиз-Буга, сын Кыйата Джир-Кутлы. [Бердибек-] хан со своими внутренними [людьми] находился в Сарае. Три года был он государем в городе Сарай, затем скончался.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Если я правильно помню Черкесский вилайет Улуса Джучи соседствовал с Маджарским вилайетом.

Уважаемый Керим-хан,

Насколько я знаю, специальных исследований административного устройства Северного Кавказа 13-14 вв. не проводилось. Предпочитают описывать войны и этническую историю. Поэтому сложно судить о расположении провинций. Но по аналогии с другими частями Золотой Орды можно догадываться, что Маджар был "столичным" городом огромного Северо-Кавказского края - Черкесского вилайета (улуса). Так же, как в Крымском вилайете "столицей" (резиденцией местного правителя) был Кырым (Солхат), в Русском вилайете - Владимир, в Булгарском вилайете- Булгар, в Хорезмском вилайете - Ургенч и т.д.

Другое дело, что внутри этих адм. границ текла своя политческая история и шли этнические процессы. Если почитать дагестанских историков, то получается, что именно в это время была заложена основа поздних княжеств (шамхальства, уцмийства, нуцальства...). Очень правдоподобно. А насчет Западного и Центрального Кавказа таких выводов вроде бы не делается. Во-первых, мало материала, во-вторых, опять же легче в сотый раз пересказать монгольское завоевание и нашествие Тимура, чем анализировать политогенез в бывшей Алании.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

тот же Рашид-ад-дин упоминает некоего Урус-хана, который, возможно, был метисом от слияния монгольского хана и русской женщины.

Вам уже говорили, что по именам чингизидов никоим образом НЕЛЬЗЯ выводить их этническое происхождение. Вот вам еще пример "русского" чингизида - в Китае: праправнук Чингисхана Урус-Буга (в переводе значит примерно "русский борец") - он был сыном Киргиза (или Серкиза - ага, вот вам и еще один "тюрк"), 4-го сына Мэнгу-каана (внук Чингисхана от Тулуя, последний хан единой мировой Монгольской империи). Так вот этот Урус-Буга родился и всю жизнь прожил в Китае с титулом "Хэпинский ван" (это сведения из генеалогических таблиц императорского рода - чингизидов т.е. - в "Юань ши").

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Среди киргизов Енисея было распространено имя Урус, племя урусут. Правда их считают меркитами. К примеру Урус-инал преподнесший Джучи орла-беркута, признав его старшинство. Здесь надо вспомнить легенду о славянском происхождении кыргызов Енисея, от чего мол у них много рыжеволосых и светлоглазых субьектов. И в средние века люди надо думать мигрировали на огромные расстояния. И даже переселения незначительного кол-во людей при том количестве совокупного населения могли оставлять неизгладимые впечатления.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Эвлия Челеби. Великий народ все-таки, народ КРЫМСКИХ ТАТАР!

Тогда все карачеи Крымского острова 2, побросав свои доспехи, собрались у палатки хана и подняли крик: «Дурно, дурно, хан!».

Хан спросил: «Что с вами, мои карачеи? Что с вами, братья мои казаки?». Заговорили все на татарском языке: «Хан наш, вот уже столько лет терпим мы беды и горести, а теперь жертвуем жизнью и достоянием. Как же мы вернемся в Крым и с каким лицом /138/ взглянем мы в глаза нашим беям, беркучам (?), старейшинам, мирзам и старикам? Неужели Аллах допустит это? А теперь, хан наш, нас осталась половина. Мы, конечно, не сможем поразить нечестивцев этого табора, победить их и вернуться в Крым богачами». Хан [65] обратился ко всему войску с такими словами: «Карачеи мои, о братья мои, не спешите, действуйте осмотрительно, не упускайте случая. Если будет угодно Аллаху, вы добудете себе богатство». И они, вняв словам султана, все разошлись по своим палаткам

.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Несколько раз имя Урус-хана обсуждалось на этом форуме (например http://www.kyrgyz.ru/forum/index.php?showtopic=592&st=0). И каждый раз приходили к выводу, что это чисто тюркское слово, русские здесь ни при чем.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Несколько раз имя Урус-хана обсуждалось на этом форуме (например http://www.kyrgyz.ru/forum/index.php?showtopic=592&st=0). И каждый раз приходили к выводу, что это чисто тюркское слово, русские здесь ни при чем.

В принципе не обязательно тюркское происхождение имени, тут Урянхаец прав, род урсут известен был и монголам и китайцам - он упоминается и в "Сокровенном сказании" и "Кратких известиях о черных татарах" Пэн Да-я/Сюй Тина. Причем по Пэн Да-я урсуты жили строго на север от "черных татар" - собственно монголов, рядом с меркитами:

"Они [черные татары] очень жестоко обращаются со всеми государствами! Те [из них], которые уже разгромлены и не сопротивляются, имеют [следующие] названия:

- на юго-востоке – это белые татары (т.е. онгуты - РХ) и цзиньские инородцы (нюйчжэни) ;

- на северо-западе – это наймани (или еще [они] зовутся наймань) , уюй-сули (т.е. шара-уйгур - РХ), салита (транскрипция слова "сарт" - РХ) и канли ([это] названия мусульманских государств) ;

строго на севере – это тата[р] (то есть род улусу (транскрипция для "урсут" - РХ) и мелици (меркиты - РХ) ; ".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Уважаемые!

Не кажется ли вам, что в каждой теме вы начинаете хождение по одному и тому же кругу?

В этой теме обсуждаются Северо-Кавказские тюрки. Или уже можно делать вывод, что с ними все понятно и Вы, уважаемые, перешли к обсуждению всеобщей истории тюрков?

Печально, что никто не обратил внимания на мой вопрос. А суть его в том, что не понятно существование у карачаево-балкарцев и осетин одинакового сословия, которое имеет к тому же одинакое название. Я говорю о сословии узденей, у осетин они назывались уаздан. Интересен вопрос, кто у кого заимствовал это слово и суть сословия? Для понимания этого, мне очень бы хотелось знать мнение носителей тюркских языков, что означает слово "езден", а также было ли у других, не северокавказских тюркских народов подобное сословие?

Кроме того, есть много оснований говорить о том, что сама организация карачаево-балкарских обществ, несмотря на соседство с другими кавказскими народами, подобна организации именно осетинских обществ.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость Астамур
Тогда все карачеи Крымского острова 2, побросав свои доспехи, собрались у палатки хана и подняли крик: «Дурно, дурно, хан!».

Вообще-то, интересно было бы разобраться, кто эти "карачеи" - карачаевцы на самом деле или кто-то другие. Сами карачаевцы это напрочь отрицают, не приводя при этом сколько-нибудь весомых доказательств.

Большие подозрения у меня по поводу т.н. карачеркесов: мне кажется, карачеркесами называли не карачаевцев совсем. Этому есть много свидетельств. Вот например что пишет И. Тунманн:

"... Кубанские Черкассы (я называю их так, чтобы отличить от их соплеменников в обеих Кабардах) удерживались как на Дону, так и на Кубани, Там составляли они, хотя и сильно смешавшись с русскими, донское казацкое государство. Здесь они владели всеми островами нижней Кубани, всем южным берегом этой реки до ее истока и местностями у Черного моря до Абазы...

Эти Черкассы называют себя адиге. Греки и итальянцы называют их цихами, русские — ясами. Они были также известны под именем ас. Еще теперь жители Тамани и других островов известны у русских под именем ясы. Татары называют их адаларами, турки — кара-черкеслер. Они разделяются на различные племена, как, например, ада, агьяни, бошадух, хатукай, кемергуй, беслини и т. д...".

Как видим, здесь под "кара-черкеслер" понимаются именно адыги. При этом, речь идет не о горах совсем, а о Тамани. Более того, "асы, ясы", следовательно, и аланы - никакого отношения не имеют к карачаевцам. Далее И. Тунманн пишет:

"Из рек самая замечательная Кубань. Древние греки называли ее Гипанис, Птоломей-Варданус; в хазарский период она известна под названием Укрух и Варзан. Итальянцы называли ее Копа. Она вытекает из самых высоких кавказских гор, где соприкасаются границы Мингрелии, Кабарды и Кубани, недалеко от источников Эхалиса, впадающего у Илори в Черное море, и Баксана, текущего через Терек в Каспийское".

Кабарда непосредственно граничила через ГКХ с Мингрелией. Получается, что во времена Тунманна они, т.е. карачаевцы, еще не пришли из Крыма. Не верить Тунманну нет оснований, потому что он довольно-таки исчерпывающе описал почти все адыгские племена, евреев, армян, греков, татар, которые занимались, кроме всего прочего, торговлей на Тамани.

Где-то читал, что "Кара" - составная часть многих тюркских этнонимов - в переводе означает черный, север, простой народ. Так ли это - наверно уважаемый Керим-хан смог бы проконсультировать.

У Кырымлы Хаджи Мехмед Сенаи в "Книге походов" идет речь о "Дёрт Карачи" - "четыре князя", бейские роды в Крымском ханстве. Слово "карачу" означает "черновой люд, чернь", в том смысле, что подразумевалось, - эти кланы не ведут свое происхождение от Чингисхана.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Да боже мой, откуда это упорное нежелание считаться с фактами? На Вас, ЗКЧА это не похоже. :) Генеалогия Ногая такова: Чингиз-хан => Джучи => Бувал => Татар => Ногай. http://www.hrono.ru/geneal/dzhu_g.html

Так что беклярбег Ногай был праправнуком великого Тэмуджина. Другое дело, что претендентов на ханский престол в Орде и так хватало. Кроме того в те времена ханство передавалось в основном только по линии потомков Бату (а не его младшего брата Бувала). Мамай конечно стать ханом не мог, несмотря на то, что и он и его предшественники из линии беков племени кият брали в жён дочерей ханов. Так первый беклярбег-кият носил титул Иса-гурген, так как был женат на дочери Узбека. Мамай же насколько мне известно был женат на дочери Бердибека. Кстати неизвестно был ли Мамай сыном, внуком и т.д. Исатая. В летописи этот момент не уточняется. Ссылку про обитание Узбека в черкесских горах я приведу попозже, а то сайт востлита сейчас не работает. :)

Абсолютно не спорю с вами уважаемый, просто привел то, о чем когда-то читал в исторической литературе.

Насчет пребывания Узбека у адыгов - видимо, имеются в виду сообщения некоторых хронистов о его жизни до воцарения.

1) Утемиш-хаджи. "Тарих-и Дост-Мухаммад-султан (Чингиз-наме)":

Хан Токтага истребил всю родню, освобождая престолонаследие для своего сына Эль-Басара, но тот вдруг тоже умер. Хан опечалился, что трон передать некому. Но тут узнал, что удалось уцелеть его племяннику Узбеку - сыну убитого им брата, Тогрула. Когда началось истребление ханских родичей, жена Тогрула "с несколькими человеками отправила [ребенка] в бега, отослала в Черкесские горы... отослала в Черкесский вилайет" (Черкес тагыге йибердилер... Черкес вилайетинге йибериб эрдим). Токтага послал беков, чтобы они привезли царевича, которому тогда уже исполнилось 14 лет.

2) Кадыр Али-бек "Джами ат-таварих": после смерти хана Токтая беки привезли юного царевича Узбека из Ирана (Аджам)

3) анонимная "Дафтар-и Чингиз-наме". Здесь не Узбек, но сюжет сходный. Хан Джанибек приказал убить новорожденную дочь (не хотел, чтобы семья пополнялась девочками). Его старший сын Бердибек вместе с этой грудной сестренкой укрылся у черкесов (черкеске барыб макам тутты). Потом Джанибек простил их и приказал вернуть.

Никаких намеков об отношениях ордынской правящей верхушки с местными народами здесь нет. "Черкесия" была одним из ордынских улусов-вилайетов, и какой-то особенной близости адыгов к татарской знати из источников не заметно :unsure:

Судя по следующему посту Керим-Хана, Тетон неплохо было бы пояснить это просто легенда или это факт? Если действительно Узбек пребывал среди черкесо-адыгов это одно, и в определенной степени они имеют отношение тогда к золотоордынским ханам, если же, это просто легенда или просто сказка - то это совсем другое. Отсюда и следует отталкиватся. К легендам стоит относится очень осторожно, тем более к устным, т.к. со временем они искажаются.

Вам уже говорили, что по именам чингизидов никоим образом НЕЛЬЗЯ выводить их этническое происхождение. Вот вам еще пример "русского" чингизида - в Китае: праправнук Чингисхана Урус-Буга (в переводе значит примерно "русский борец") - он был сыном Киргиза (или Серкиза - ага, вот вам и еще один "тюрк"), 4-го сына Мэнгу-каана (внук Чингисхана от Тулуя, последний хан единой мировой Монгольской империи). Так вот этот Урус-Буга родился и всю жизнь прожил в Китае с титулом "Хэпинский ван" (это сведения из генеалогических таблиц императорского рода - чингизидов т.е. - в "Юань ши").

И тем не менее, в ИСТОЧНИКАХ ИМЕННО РУССКИХ НАЗЫВАЮТ УРУСАМИ (урусюты и черкисюты)именно на этом есть все основания предполагать, что так или иначе Урус-хан каким-то боком связан именно с русскими, этнически, или тем что его назвали в честь очередного татарского набега - это уже другой вопрос. Мнение о урусах-киргизах я уже слышал где-то в другом только ключе, в плане только черкесов, и оно отнюдь не выглядит убедительным. Аналогично, следует полагать было и с Черкес-ханом и Араб-ханом.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Уважаемые!

Не кажется ли вам, что в каждой теме вы начинаете хождение по одному и тому же кругу?

В этой теме обсуждаются Северо-Кавказские тюрки. Или уже можно делать вывод, что с ними все понятно и Вы, уважаемые, перешли к обсуждению всеобщей истории тюрков?

Печально, что никто не обратил внимания на мой вопрос. А суть его в том, что не понятно существование у карачаево-балкарцев и осетин одинакового сословия, которое имеет к тому же одинакое название. Я говорю о сословии узденей, у осетин они назывались уаздан. Интересен вопрос, кто у кого заимствовал это слово и суть сословия? Для понимания этого, мне очень бы хотелось знать мнение носителей тюркских языков, что означает слово "езден", а также было ли у других, не северокавказских тюркских народов подобное сословие?

Кроме того, есть много оснований говорить о том, что сама организация карачаево-балкарских обществ, несмотря на соседство с другими кавказскими народами, подобна организации именно осетинских обществ.

Ну и что? в русских источниках 18-19 вв. тоже адыгских уорков называют тюрским термином "уздени", но от этого они узденнеей не стали, хотя по смыслу эти два слова обознают одно и тоже. Народы, даже в горах, не жили изолированно, и так или иначе заимствовали друг друга термины, слова, вещи из культуры. Недавно общался с одним человеком, который больше моего читал и общался с лингивистами, так вот, он мне сказал, что в адыгском языке до 30 или 40 % слов тюркские, но от этого адыги тюракми ведь не стали. Кроме того, среди адыгов много тюрков намешалось в разное время. Даже сейчас на некоторых адыгов посмотришь, ну явно физиономия его с монголоидными чертами, но он считает себя именно адыгом, а не ногайцем или еще кем-то (я его лично спрашивал, и даже пытался говорить ему что он не адыг). Сейчас много русских слов, но адыги как бачили по-адыгски так и бачат и культуру свою "блюдут" :) по лучше русских, особенно те кто живет в аулах (тоже чуждое адыгскому языку название поселения, которые привнесли не тюрки а русские, с подачи тюркских элементов). Но через 100-200 лет, будут утверждать, что это тюркское слово в адыгском языке, тогда как именно адыгские определения селений уже забудуться (сейчас правда это мало вероятно, т.к. сейчас литературы много, но для средних веков, при отсуствии у адыгов своей письменнсоти, уверен, что просто масса слов так или иначе была забыта к 20 веку). Кроме того, многие тюркские слова пришли вместе с литературным языком который привнесли русские, в языке которых самих не мало слов тюркского происхождения. Поэтому эти 40 % думаю несколько преувеличены, в 19 веке их было гораздо меньше, когда у адыгов была еще по-настоящему своя самобытная культура, а не как современная сильно русифецированная. Это и многое другое стоит учитывать при изучении атких вопросов, независимо какого языка, тюрского, иранского, руского, адыгского али еще какого.

Вообще-то, интересно было бы разобраться, кто эти "карачеи" - карачаевцы на самом деле или кто-то другие. Сами карачаевцы это напрочь отрицают, не приводя при этом сколько-нибудь весомых доказательств.

Большие подозрения у меня по поводу т.н. карачеркесов: мне кажется, карачеркесами называли не карачаевцев совсем. Этому есть много свидетельств. Вот например что пишет И. Тунманн:

"... Кубанские Черкассы (я называю их так, чтобы отличить от их соплеменников в обеих Кабардах) удерживались как на Дону, так и на Кубани, Там составляли они, хотя и сильно смешавшись с русскими, донское казацкое государство. Здесь они владели всеми островами нижней Кубани, всем южным берегом этой реки до ее истока и местностями у Черного моря до Абазы...

Эти Черкассы называют себя адиге. Греки и итальянцы называют их цихами, русские — ясами. Они были также известны под именем ас. Еще теперь жители Тамани и других островов известны у русских под именем ясы. Татары называют их адаларами, турки — кара-черкеслер. Они разделяются на различные племена, как, например, ада, агьяни, бошадух, хатукай, кемергуй, беслини и т. д...".

Как видим, здесь под "кара-черкеслер" понимаются именно адыги. При этом, речь идет не о горах совсем, а о Тамани. Более того, "асы, ясы", следовательно, и аланы - никакого отношения не имеют к карачаевцам. Далее И. Тунманн пишет:

"Из рек самая замечательная Кубань. Древние греки называли ее Гипанис, Птоломей-Варданус; в хазарский период она известна под названием Укрух и Варзан. Итальянцы называли ее Копа. Она вытекает из самых высоких кавказских гор, где соприкасаются границы Мингрелии, Кабарды и Кубани, недалеко от источников Эхалиса, впадающего у Илори в Черное море, и Баксана, текущего через Терек в Каспийское".

Кабарда непосредственно граничила через ГКХ с Мингрелией. Получается, что во времена Тунманна они, т.е. карачаевцы, еще не пришли из Крыма. Не верить Тунманну нет оснований, потому что он довольно-таки исчерпывающе описал почти все адыгские племена, евреев, армян, греков, татар, которые занимались, кроме всего прочего, торговлей на Тамани.

Где-то читал, что "Кара" - составная часть многих тюркских этнонимов - в переводе означает черный, север, простой народ. Так ли это - наверно уважаемый Керим-хан смог бы проконсультировать.

У Кырымлы Хаджи Мехмед Сенаи в "Книге походов" идет речь о "Дёрт Карачи" - "четыре князя", бейские роды в Крымском ханстве. Слово "карачу" означает "черновой люд, чернь", в том смысле, что подразумевалось, - эти кланы не ведут свое происхождение от Чингисхана.

Уважаемый Астамур, по поводу "обзывания" адыгов асами я встречал это еще у кого-то из авторов 18 или 19 века (скорее последнего). Это явно ошибка, свободное обращение со словами и ничего более.

По поводу того, что во времена Тунмана карачаевцы не пришли еще из Крыма я думаю тоже стоило бы засомневаться, так как карачаевцев фиксируют другие источники уже в 17 веке, а Тунманн, если не ошибаюсь, жил и писал в 18 веке. ;)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость Керим-хан
Не кажется ли вам, что в каждой теме вы начинаете хождение по одному и тому же кругу?

В этой теме обсуждаются Северо-Кавказские тюрки. Или уже можно делать вывод, что с ними все понятно и Вы, уважаемые, перешли к обсуждению всеобщей истории тюрков?

Печально, что никто не обратил внимания на мой вопрос. А суть его в том, что не понятно существование у карачаево-балкарцев и осетин одинакового сословия, которое имеет к тому же одинакое название. Я говорю о сословии узденей, у осетин они назывались уаздан. Интересен вопрос, кто у кого заимствовал это слово и суть сословия? Для понимания этого, мне очень бы хотелось знать мнение носителей тюркских языков, что означает слово "езден", а также было ли у других, не северокавказских тюркских народов подобное сословие?

Уважаемый Geor, дело в том, что ведя здесь дискуссию мы используем общедоступный материал, в то время как для того, чтобы раскрыть тему потребовались бы годы, проведённые в архивах, десятки монгорафий и вспомогательных исследований. Поэтому дискуссия на этом форуме ни в коем случае не может заменить научные исследования - это так сказать вступительное обсуждение, чтобы прояснить общую перспективу темы. Например уважаемые Тетон и Роман Храпачевский - добившиеся широкого признания специалисты в своей области, поэтому могут дать очень компетентную консультацию, но всё таки специально вопросом этногенеза карачаево-балкарцев не занимались. Поэтому неизбежно пока некоторый офф-топ, хотя мы снова же обсуждаем не общетюркскую историю, а золотоордынскую, то есть "общекыпчакскую", имеющую непосредственное отношение к предкам карачаево-балкарцев. Что касается вашего вопроса про сословия, то насколько мне известно такая социальная стратификация характерна среди тюрков кроме карачаево-балкарцев только кумыкам. Кроме как в кумыкском и карачаево-балкарском среди тюркских мне слово ёзден неизвесно. Относительно этимологии - не могу судить имеет ли оно тюркское происхождение или осетинское. Здесь нам помочь могли бы уважаемые Яглакар, Илья и другие участвующие в форуме лингвисты.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость Керим-хан
Вообще-то, интересно было бы разобраться, кто эти "карачеи" - карачаевцы на самом деле или кто-то другие. Сами карачаевцы это напрочь отрицают, не приводя при этом сколько-нибудь весомых доказательств.

Где-то читал, что "Кара" - составная часть многих тюркских этнонимов - в переводе означает черный, север, простой народ. Так ли это - наверно уважаемый Керим-хан смог бы проконсультировать.

У Кырымлы Хаджи Мехмед Сенаи в "Книге походов" идет речь о "Дёрт Карачи" - "четыре князя", бейские роды в Крымском ханстве. Слово "карачу" означает "черновой люд, чернь", в том смысле, что подразумевалось, - эти кланы не ведут свое происхождение от Чингисхана.

Уважаемый Астамур, кара - действительно составная часть многих тюркских (и монгольских) этнонимов. Если брать точный перевод, то конечно это "чёрный". В переносном значении употреблялось и как "простой", и "злополучный, плохой" (пусть старшие товарищи меня поправят если я ошибаюсь) :P , и как отмечал уважаемый Тетон употреблялось в этнонимии частей племени, отделившихся от своего главного "домена". Что касается "дёрт карачи", то если рассуждать по такому алгоритму, то можно вывести карачаевцев от любого постзолотоордынского государства: Крымского, Казанского, Сибирского ханств, Большой Орды и т.д., так как везде в этих государствах пост карачи существовал. Но тогда проще всего вывести его от кумыков, ведь шамхалы (которые громогласно утверждали своё чингизидское происхождение в средневековье) тоже опирались на карачи-беков.

Кумыкские князья и народ, до новейших времен, не прерывали сношений с засулакскими кумыками, т. е. шамхальцами.

В случае важных недоразумений в решении тяжб отправлялись туда на разбирательство и в присутствии "карачи" (Карачи есть слово древнейшее кумыкское, в переводе оно значит "смотритель", или разбиратель. Происхождение этого сословия, права их и обычай заслуживают подробного исследования.), блюстителей всех старинных кумыкских обычаев, получали окончательное определение. Сословие "карачи" находится в деревнях Северного Дагестана, Карабудах-кенте, Губдене, Эрпели, Каранае и Ишкарты. Они суть потомки туземных князей, когда-то знаменитых, но влиянием шамхала ныне униженных. Из карачи известны теперь в Дагестане: Уллу-бей Эрпелинский и Юссуф-бей Каранайский. В Эрпели хранилась книга, Исмаил-куран, где записывались все достопамятные постановления карачинского сословия.

Шихалиев Девлет-Мирза

Рассказ кумыка о кумыках

http://kumukia.ru/index.php?vm=article&vi=1503&pn=3

Переправившись через Койсу и Сулак в Ахатли, Теймур осадил город Гадар, имевший от семи до восьми тысяч домов (ныне деревня в Шамхальском владении, около 400 семейств). Но так как Гадар был неприступен и взять его было трудно, то Теймур пошел на хитрость — он начал вести с осажденными переговоры и под видом подарков для раздачи в городе послал туда множество сундуков, в которых находились вооруженные воины. Вскоре начался приступ и через несколько минут, при помощи отправленных туда воинов, город был взят и разорен. На дальнейшем пути к Теймуру прибыл один из кумыкских эмиров по имени Гобден, одноглазый. Сидя верхом на быке, он сказал Теймуру: «Я, слепой, приехал спросить тебя, хромого, за кого нас принимаешь ты, такой могущественный государь? Для чего ведешь с нами войну и что у нас есть такого, чтобы ты мог взять?».

Простота его понравилась эмиру Теймуру. Он подарил ему всю землю, занимаемую ныне деревней Гобден, куда этот эмир переселился со своим племенем. С тех пор деревня и получила свое название от его имени. Нынешние Карачи-беки в Гобдене, Карабудаг-кенте и в других деревнях являются потомками Тобдена.

АББАС-КУЛИ-АГА БАКИХАНОВ

ГЮЛИСТАН-И ИРАМ

http://www.vostlit.info/Texts/rus2/Bakihanov/frametext3.htm

Уважаемый Тетон в предыдущем обсуждении высказал мысль, что вряд ли этимология горного общества Карачай связана с золотоордынскими карачи-беками. Впрочем, хотя к его мнению всегда можно относиться с доверием, есть один источник, который всё-таки заставляет меня колебаться (лучшей этимологии я в любом случае придумать не могу).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость Керим-хан
Как и у ряда других народов, у карачаевцев сложилась своеобразная система родственных отношений и родственных объединений. Наиболее крупным родственным объединением являлся каум. В него входили роды, связанные кровным и искусственным родством. В Карачае таких каумов было семь: Адурхайлары, Будиянлары, Наурузлары, Хустослары (Къустослары), Трамлары, Шадибеклары, Чибишлары.

Представители "белой кости" претендовали на свой особый каум Карчалары, ведущий свое происхождение от самого Карчи.

"Народы Карачаево-Черкесии: история и культура"

http://www.elbrusoid.org/content/publications/p136143.shtml

Одно исследование по крайней мере утверждает, что Карчалары - это нечто вроде сословия "акъсюек" в Карачае, а этимологию слова Карачай возводили ведь именно к Карче. Хотя чувствую слабость этой гипотезы. Возможно она мне нравится просто потому, что не могу найти достойную альтернативу. Впрочем отсутствие другой информации о чём-либо похожем на карачи-беков у карачаево-балкарцев объясняется отсутствием у них институтов государства. В то время как у крымских татар и у кумыков государство было и поэтому институт карачи-беков сохранился. :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А суть его в том, что не понятно существование у карачаево-балкарцев и осетин одинакового сословия, которое имеет к тому же одинакое название. Я говорю о сословии узденей, у осетин они назывались уаздан. Интересен вопрос, кто у кого заимствовал это слово и суть сословия? Для понимания этого, мне очень бы хотелось знать мнение носителей тюркских языков, что означает слово "езден", а также было ли у других, не северокавказских тюркских народов подобное сословие?

Кроме того, есть много оснований говорить о том, что сама организация карачаево-балкарских обществ, несмотря на соседство с другими кавказскими народами, подобна организации именно осетинских обществ.

http://www.kyrgyz.ru/forum/index.php?showtopic=1902

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость Астамур
Уважаемый Астамур, по поводу "обзывания" адыгов асами я встречал это еще у кого-то из авторов 18 или 19 века (скорее последнего). Это явно ошибка, свободное обращение со словами и ничего более.

Уважаемый ЗКЧА.

И. Тунманн и сам пишет об этом, описывая жителей Тамани "... Жители — ясы (цихи), говорящие по-черкасски", и в одном месте ссылается на И.Барбаро:

"... В начале османского периода крымские ханы не имели еще никакого влияния на Кубани. Астраханские ханы претендовали быть властителями этих местностей. В действительности здесь господствовали мелкие черкасские князья или бродили черкасские орды (Partheien), никому не подчинявшиеся. Джосафат Барбаро в 1487 г. называет следующие черкасские племена: 1) Кремук (Кромук), 2) Хиппихе (может быть, Кипджак), 3) Тетаркосса (Тартакозия), 4) Собай, 5) Хевертей или Харбатей (может быть, Кабарда), 6) Ас или Алани...".

Во-вторых, И.Тунманн пишет об асах, ясах имея в виду примерно это же время, т.е. 13 - 15 вв. и позднее.

В-третьих, если мы знаем, что аланы это "многоплеменной союз", которые "говорили на многих языках", как пишут об этом источники, то, по крайней мере, приходится задумываться над этим. Хотя, лично сам я мало доверяю тому же И. Барбаро.

Ну и то, что среди убыхов одно из племен называли аланами, аланетами-медовеями, - это тоже заставляет задумываться над этим. С другой стороны, я это говорю, абсолютно не претендуя на аланское наследие, хотя, если быть до конца объективным, асами, ясами адыгов (черкесов) называли многие авторы совершенно определенно, в то время, как о тех, которые присваивают себе аланское наследие, конкретно ничего не пишет никто: все на уровне догадок, вольных, зачастую совершенно смешных трактовок, пользуясь звуковыми совпадениями.

Даже имя одного из героев нартского эпоса Бэдынокъуэ на карачаевском форуме подвели под "перепел, перепелку". Тут комментировать просто нечего.

Недавно общался с одним человеком, который больше моего читал и общался с лингивистами, так вот, он мне сказал, что в адыгском языке до 30 или 40 % слов тюркские, но от этого адыги тюракми ведь не стали.

Абсолютно ответственно заявляю Вам, уважаемый ЗКЧА, - это не соответствует действительности. Плохой он лингвист. Я уже говорил об этом и повторяю еще раз: действительно, в разговорной речи, в обиходе, используются тюркские слова, но никак не 30 - 40%, а гораздо меньше. В то же время, почти все тюркские слова, употребляемые в адыго-абхазских языках, имеют черкесские аналоги. Дело в том, что адыго-абхазские языки считаются очень сложными, даже я, адыг, не могу похвастаться, к сожалению, хорошим знанием родного языка. На карачаевском и турецком языках, например, читаю бегло, при этом не понимая, а на кабардино-черкесском или адыгейском читаю очень медленно и с трудом.

"Характерным для адыго-абхазских языков является огромное количество согласных звуков: в убыхском языке – 82, в бзыбском диалекте абхазского языка – 67, в адыгейском – 55, в кабардинском – 48. Гласных очень мало: в абхазском языке – две, в абазинском – две в ударном и одна в безударном слоге, в убыхском – три. А всего в северокавказских языках (ашуйских и нахско-дагестанских) суммарно насчитывается 299 различных звуков. Ашуйские языки имеют около 400 общих корней. Фонетические соответствия очень малочисленны. Грамматика и словоборазование различаются довольно сильно.

Ашуйские языки (вкл. хаттский), как и большинство сино-кавказских, являются эргативно-агглютинативными".

Сафронов В.А. «Индоевропейские прародины».

Сейчас не помню, но где-то читал, что убыхскому языку принадлежит мировой рекорд. Здесь, конечно, нам могли бы помочь специалисты по языку.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Абсолютно ответственно заявляю Вам, уважаемый ЗКЧА, - это не соответствует действительности. Плохой он лингвист.

...

даже я, адыг, не могу похвастаться, к сожалению, хорошим знанием родного языка. На карачаевском и турецком языках, например, читаю бегло, при этом не понимая, а на кабардино-черкесском или адыгейском читаю очень медленно и с трудом.

Т.е., язык вы знаете плохо, но , тем не менее, "абсолютно ответственно заявлять" осмеливаетесь?

Продолжим подсчеты слов из словаря Шагирова, или как?

Вы бы лучше " абсолютно ответственно" ответили на давно заданный вам вопрос - сможете привести используемые в адыгских языках термины, относящиеся к коневодству , как , например, возрастная и цветовая классификация лошадей? Проявите уж "ответственность".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость Керим-хан
Абсолютно ответственно заявляю Вам, уважаемый ЗКЧА, - это не соответствует действительности. Плохой он лингвист. Я уже говорил об этом и повторяю еще раз: действительно, в разговорной речи, в обиходе, используются тюркские слова, но никак не 30 - 40%, а гораздо меньше. В то же время, почти все тюркские слова, употребляемые в адыго-абхазских языках, имеют черкесские аналоги.
Т.е., язык вы знаете плохо, но , тем не менее, "абсолютно ответственно заявлять" осмеливаетесь?

Продолжим подсчеты слов из словаря Шагирова, или как?

Вы бы лучше " абсолютно ответственно" ответили на давно заданный вам вопрос - сможете привести используемые в адыгских языках термины, относящиеся к коневодству , как , например, возрастная и цветовая классификация лошадей? Проявите уж "ответственность".

Значит так, дорогие товарищи. Подсчётами слов из словаря Шагирова занимайтесь (кто ж мешает?) - проценты подсчитывайте, но личные отношения (и то насколько кто хорошо знает адыгский и казахский языки) выясняйте пожалуйста в привате. Кроме того не могли бы вы сии дискуссии проводить в субфорумах Лингвистические Аспекты и Коневодство. Тут топик для обсуждения людей, а не лошадей.

Возвращаясь к теме топика, нужно констатировать, что вышеперечисленным источники не ограничиваются. Вот например:

Предание гласит, что предки нынешних балкарцев пришли сюда с Малки из Маджар, будучи теснимы многочисленными кабардинцами...
Далгат Б. Поездка к Чегемским ледникам (Центральный Кавказ) // Казбек. № 29. Владикавказ, 1896.

Кроме того, особого внимания заслуживает гробница, описанная Клапротом.

...самая древняя в Малой Кабарде гробница... На камне, стоящем над дверью, вырублена надпись из трех строк на татарском языке, из которой сохранились только слова: Кабан-хан, сын Бердибега, в 860 году (1455 год нашей эры). Бердибег был ханом Хабдтака и сыном Джанибека, после которого он правил в течение 1357 - 1359 годов
Клапрот Г.-Ю. Путешествие по Кавказу и Грузии, предпринятое в 1807 - 1808 гг.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти



×
×
  • Создать...