Jump to content
Tima_2109

Малоизвестные батыры участвовавшие в казаха-джунгарской войне.

Recommended Posts

У каждого народа есть свои герои, защитившие родную землю, сказители, воспевшие их подвиги, правители, повлиявшие на ход истории.

Их имена вписаны в летопись Великой степи, их подвиги потомки должны помнить всегда. Глава государства в программной статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» отметил: «Даже в значительной степени модернизированные общества содержат в себе коды культуры, истоки которых уходят в прошлое». Традиции и достижения прошлого должны быть обязательно учтены.

Одним из славных батыров, оставивших след в веках и сыгравших немаловажную роль в сохранении земель, был Койгельды Сартулы. Его имя стало не только боевым кличем для воинов Старшего жуза, но и практически синонимом храб­рости. Его роль в победе казахского народа над джунгарскими захватчиками огромна. Невероятно сильный и телом, и духом, богатырь вселял такой ужас в противника, что во вражеском стане о нем ходили легенды.

…Заглянем в XVIII век. Мы видим страдания народа, изнывающего от долгой борьбы с захватчиками, правителей, уставших платить дань чужим на своей земле, батыров, бросающих клич и объе­диняющих смелых джигитов под свои знамена. В 1730 году под предводитель­ством Койгельды-батыра казахские вои­ны почти 2 месяца сражались с джунгарами на Аныракайской равнине у моря Шубыр (ныне озеро Балхаш). Есть сведения, согласно которым бесстрашный Койгельды-батыр 9 раз выходил биться один на один с противником и ни разу не проиграл.

Джунгарское войско потерпело сокрушительное поражение, лишилось ведущих воинов. В знаменитом Аныракайском сражении вместе с Койгельды приняли участие два его младших брата, Кожык и Акша, и сын Карабатыр. В самые решающие моменты Акша бился один на один с вражескими воинами, обеспечивал победы нашим сарбазам. Кожык был знаменосцем войск Старшего жуза. Имя Койгельды тогда уже стало их боевым кличем. Он принимал активное участие в боевых действиях до тех пор, пока жетысуские земли не были освобождены от врага.

Много лет назад известный писатель Абиш Кекилбаев, исследуя архивы Оренбурга, нашел 25 страниц текста о Койгельды-батыре. Стало известно, что Койгельды-батыр и его соратники захватили караван, где было оружие, предназначенное джунгарам. Так подвиг батыра изменил ход истории.

Хотя казалось, что судьба с рож­дения готовила его к другой стезе. Детские годы батыра прошли в Бухаре, куда его отдал на учебу отец. Десять лет он постигал премудрости богословской науки и вернулся в родной аул грамотным и думающим человеком. Но, видимо, судьбе было угодно увековечить его имя не в книгах по богословию, а в летописях о славных сражениях.

Жизнь отважного воина Койгельды неразрывно связана с именем мудрого бия Толе, уважаемого в народе, славившегося своим ораторским искусством, считавшегося мастером иносказания. После смерти Толе-би он правит Старшим жузом. В 1771 году Койгельды в числе других батыров и султанов участвовал в избрании Абылая ханом и церемонии вознесения его на белой кошме.

Умер Койгельды Сартулы в возрасте 93 лет. Его с надлежащими почестями и по традициям того времени похоронили в Туркестане. В 1998 году в Таразе был установлен памятник отважному батыру.

Источник: https://www.kazpravda.kz/articles/view/otvagoi-i-doblestu-ostalsya-v-vekah

  • Одобряю 1
Link to comment
Share on other sites

Отеген-Батыр  — казахский батыр, подрода Озтемир (Темир) из рода жаныс племени Дулат Старшего жуза[1], защищавший земли Казахского ханства от джунгарских захватчиков в XVIII веке.

Дед Отегена по отцовской линии Сырымбет участвовал в Казахско-джунгарской войне: он был в отряде Салкама Жангира, который в 1635 году одержал победу над джунгарским ханом Батыром, дав отпор его 50-тысячному войску. По народной легенде, у его отца Отегула было 12 сыновей, которые умерли от чумы. Однажды к Отегулу во сне пришёл старец и предсказал, что у него родится ещё один сын, «который будет стоить двенадцати твоих погибших сыновей». В скором времени у его младшей жены Нурбалы родился сын, которого назвали Отеген.

С 15 лет Отеген начал принимать участие в войнах, показав себя в сражениях с джунгарами в Восточном Казахстане и Жетысу. По сведениям ряда исследователей, жил в Бухаре, Самарканде, Кабуле, Исфахане, Тегеране и в Стамбуле, где получил образование. За свою отважность и образованность Отеген стал близким соратником Абылай хана и Толе би[2][3].

В 1723 году Отеген принимал участия в сражениях с такими батырами, как Райымбек и Хангельды. В 1740 году присоединился к отряду Толе би в сражениях против джунгаров в районе реки Или. В 1756 году вступил в конфликт с Абылай-ханом по поводу установления перемирия с Китаем[3][4].

Согласно преданиям, во время одной из битв был взят в плен. Отегена отправили во Внутренний Китай и десять лет держали в колодках. Когда с пленника сняли колодки, посчитав, что сломили его волю, Отеген совершает побег, перебив стражников. Отеген возвращается домой кружным путём через китайские земли; по преданию, для того, чтобы вернуться в родные края, Отегену понадобилось 17 лет[4].

Остаток жизни Отеген провёл на территории теперешнего Капшагая, где в итоге и был похоронен. Его могила находится на бугре, которое теперь носит его имя. В 1973 году из-за угрозы затопления могилы водами Капчагайского водохранилища, останки Отеген-батыра были перезахоронены в Кордайском районе Жамбылской области. Над его могилой был установлен памятник[4][2].

Среди народа имя батыра стало легендарным. Одним из первых его воспевал дед Суюнбая, акын Кусен. По данным историка Делебаева, батыра так же воспевали такие акыны как Майкот и Тлемис. До сегодняшнего дня дошло произведение — дастан «Отеген-батыр», которого исполнил Джамбул Джабаев. Помимо этого, данные об Отегене-батыре собирали такие литераторы, как С. Бегалин, К. Турганбаев, Е. Исмаилов, Н. С. Смирнова.

Link to comment
Share on other sites

Один из прославленных батыров, боровшихся с джунгарскими захватчиками. Происходит из рода алжан племени албан Старшего жуза.

Хангельды — известный батыр своего времени, общался с мудрыми и влиятельными правителями Старшего жуза, сам участвовал в правлении родом, возглавлял войско в походах. Он отличился отвагой и мужеством в сражениях с джунгарскими захватчиками за освобождение Аягуза, Тесиктаса, вел в битву воинов в знаменитом Аныракайском сражении. Вместе с ним в борьбе против джунгарских завоевателей плечом к плечу участвовали его старший сын Тлеуке и внук Райымбек, которые тоже известны в народе свои героизмом, а имя батыра Райымбека стало девизом всего рода «албан».

Хангельды батыр активно способствовал вместе с другими влиятельными людьми присоединению казахов Старшего жуза к России. В 1733 году они вместе с Толе би и батырами Сатаем и Болеком пишут письмо царице Анне Иоанновне, выразив желание войти в состав России. В 1734 году второй вариант этого письма отвезли в Петербург Хангельды вдвоем с родственником Толе би — Айтбаем.

Судя по народным сказаниям, Хангельды был в числе тех, кто вместе с Толе би освобождали из джунгарского плена султана Абылая. Он проявил и свои дипломатические способности, неоднократно заключая международные соглашения. В китайских источниках есть данные, что они с Жаугаш батыром ездили в Китай улаживать пограничные дела.

http://www.tarih-begalinka.kz/ru/history/medieval/figures/syrymbetuly/

Link to comment
Share on other sites

Бокенбай-батыр – из рода табын Младшего жуза. Показал свое мужество в юношеском возрас­те, когда вместе с братьями встал на защиту родной земли от джунгарского нашествия. В начале XVIII века он стал предводителем своего рода.

Как сообщает в своих исследованиях Лев Мейер, на всеобщем курултае казахов Абулхаир был избран ханом Младшего жуза, а Бокенбай-батыра воины избрали своим главным вое­начальником – бас сардаром. В 1711–12 гг. казахи под предводительством Бокенбая дважды дали отпор калмыкам. Батыр твердо придерживался политики Абулхаира – сближения с Россией, укрепления связей с ней. Он внес большой вклад в победу в Анракайской битве, руководя казахскими дружинами.

Бокенбай-батыр погиб в 1742 году на 61-м году жизни в одном из сражений в долине реки Уил. Петр Рычков в «Топографии Оренбургской губернии» отмечает, что Бокенбай-батыр погиб в схватке казахов с туркменами. О героизме и человечности Бокенбая очень подробно рассказывал казахский писатель Абиш Кекильбаев в своих романах «Үркер» и «Елең-алаң».

Глубокие исследования о его подвигах также проводили российские ученые Яков Гавердовский, Александр Левшин. По мнению Ирины Ерофеевой, Бокенбай – яркий пример героизма, храбрости, благородства.

Начало XVIII века, когда жил Бокенбай-батыр, было временем тяжелых испытаний для казахского народа. Именно тогда Бокенбай Карабатырулы смог собрать огромное войско для противостояния джунгарам. Это великая личность, и память о нем будет вечной – так говорят с гордостью актюбинцы о своем предке, возлагая живые цветы к его монументу.

Link to comment
Share on other sites

Гауһар Токтаулқызы – родная сестра известного Аргынского батыра Малайсары, с детства была известна как меткий стрелок, блистала умом. Находчива и способна быстро принимать решения. Обладала даром прорицательницы. Об этом рассказывается в произведениях Бердыкожа – жена батыра Жанибека училась у Гауһар предсказывать. Сестрёнка Малайсары батыра была как брат очень смелой, «Гауһар выходила в караул в горы Калмаккырылган (место, где калмыки были истреблены). Одетая в доспехи батыра с оружием в руках, она лицом к лицу наравне с мужчинами, сходилась на поле битвы с врагом. Особенно она отличилась в тяжёлые годы, когда нависла угроза исчезновения казахов.

Воительница Гауһар вместе с батыром Каракереем Кабанбаем, Канжигалы Богенбаем, Жасыбаем и братом Малайсары батыром участвовала в битвах. Рассказы о ней переплетаются с легендами. Так, в одной из битв она пригнала на поле необученных верблюдов, которые создали суматоху в рядах врагов и тем самым казахам удалось добиться успеха. Не раз Гауһар выходила в дозор. Однажды отряд под её началом попал в засаду. Враг окружил его, в отчаянной схватке отряду удалось вырваться из окружения и принести весьма важные сведения, которые имели решающее значение в бою возле озера Алаколь в 1725 году. Враг тогда был разбит наголову.
***
В редкой передышке, когда враг отступал, Кабанбай батыр поручал собравшихся у мавзолея Ходжа Ахмет Ясави Алшынбек батыру, а сам отправлялся на поиски новых сарбазов. Гауһар постоянно сопровождала Кабанбай батыра во всех его походах. От двух своих жён Кабанбай батыр имел семь сыновей. Одной из них – и была наша героиня – Гауһар.
Наш рассказ был бы неполным, если не упомянуть о дочери Гауһар и Кабанбая – Назым. Очень похожая на родителей, с детства освоила искусство ведения боя.

«…Третьим, главным войском руководил Абылай, оно направлялось через Шиели и Жанакорган непосредственно к Туркестану. В нём состояли в качестве военачальников знаменитые батыры того времени Баян, Малайсары, Жапек и догнавший войско уже на марше Кабанбай батыр. Теперь уже не жена, знаменитая воительница – Гауһар, сопровождала старого батыра, а всем похожая на мать, его юная дочь – красавица Назым» (ист. К. Кайдаров «Жизнь и антиджунгарские подвиги одного из самых известных казахских батыров Малайсары»).

Для Гаухар было бы достаточно остаться женой батыра и заниматься воспитанием его детей. Но то, что она сделала как боевая подруга Кабанбай батыра, как воин, оценить невозможно. Там, где упоминается имя Кабанбай батыра, обязательно следует вспоминать Гауһар-героиню, воительницу, навсегда оставшуюся в памяти кочевого народа.
Дарын Имангалиев, журналист.
Художник: Талгат Тлеужанов.

Link to comment
Share on other sites

15.04.2021 в 16:00, Tima_2109 сказал:


Дарын Имангалиев, журналист.
Художник: Талгат Тлеужанов.

В чем главная проблема в изучении действительно "малоизвестных" батыров (речь не о тех, которые упомянуты в материалах 18 в.). В письменных казахских, российских, цинских, среднеазиатских источниках информации о  них просто нет. А их современные потомки знают лишь, что был среди их предков батыр с таким именем. И начинают придумывать разные мифы, которые затем выдаются за чудесным образом сохранившиеся "семейные легенды". А через 2-3 поколения эти выдуманные рассказы уже прочно войдут в число семейных преданий. Пик такой мифологии пришелся на 90-е -2000-е годы. Большинству таких историй (которые, вдруг, появились в этот период) веры просто нет. 

  • Одобряю 1
Link to comment
Share on other sites

11 часов назад, Бури-Мунке сказал:

В чем главная проблема в изучении действительно "малоизвестных" батыров (речь не о тех, которые упомянуты в материалах 18 в.). В письменных казахских, российских, цинских, среднеазиатских источниках информации о  них просто нет. А их современные потомки знают лишь, что был среди их предков батыр с таким именем. И начинают придумывать разные мифы, которые затем выдаются за чудесным образом сохранившиеся "семейные легенды". А через 2-3 поколения эти выдуманные рассказы уже прочно войдут в число семейных преданий. Пик такой мифологии пришелся на 90-е -2000-е годы. Большинству таких историй (которые, вдруг, появились в этот период) веры просто нет. 

Как нет о Койгельде батыре есть о Бокенбай батыре много Тевкелев писал о Отеген батыр так вообще многие казахские источники говорили в то время

Link to comment
Share on other sites

21.04.2021 в 21:59, Tima_2109 сказал:

Как нет о Койгельде батыре есть о Бокенбай батыре много Тевкелев писал о Отеген батыр так вообще многие казахские источники говорили в то время

Вы невнимательно прочитали мое сообщение. Речь идет о тех, кто в письменных источниках не упомянут. 

Link to comment
Share on other sites

В 15.04.2021 в 14:53, Tima_2109 сказал:

Отеген-Батыр  — казахский батыр, подрода Озтемир (Темир) из рода жаныс племени Дулат Старшего жуза[1], защищавший земли Казахского ханства от джунгарских захватчиков в XVIII веке.

Дед Отегена по отцовской линии Сырымбет участвовал в Казахско-джунгарской войне: он был в отряде Салкама Жангира, который в 1635 году одержал победу над джунгарским ханом Батыром, дав отпор его 50-тысячному войску. По народной легенде, у его отца Отегула было 12 сыновей, которые умерли от чумы. Однажды к Отегулу во сне пришёл старец и предсказал, что у него родится ещё один сын, «который будет стоить двенадцати твоих погибших сыновей». В скором времени у его младшей жены Нурбалы родился сын, которого назвали Отеген.

С 15 лет Отеген начал принимать участие в войнах, показав себя в сражениях с джунгарами в Восточном Казахстане и Жетысу. По сведениям ряда исследователей, жил в Бухаре, Самарканде, Кабуле, Исфахане, Тегеране и в Стамбуле, где получил образование. За свою отважность и образованность Отеген стал близким соратником Абылай хана и Толе би[2][3].

В 1723 году Отеген принимал участия в сражениях с такими батырами, как Райымбек и Хангельды. В 1740 году присоединился к отряду Толе би в сражениях против джунгаров в районе реки Или. В 1756 году вступил в конфликт с Абылай-ханом по поводу установления перемирия с Китаем[3][4].

Согласно преданиям, во время одной из битв был взят в плен. Отегена отправили во Внутренний Китай и десять лет держали в колодках. Когда с пленника сняли колодки, посчитав, что сломили его волю, Отеген совершает побег, перебив стражников. Отеген возвращается домой кружным путём через китайские земли; по преданию, для того, чтобы вернуться в родные края, Отегену понадобилось 17 лет[4].

Остаток жизни Отеген провёл на территории теперешнего Капшагая, где в итоге и был похоронен. Его могила находится на бугре, которое теперь носит его имя. В 1973 году из-за угрозы затопления могилы водами Капчагайского водохранилища, останки Отеген-батыра были перезахоронены в Кордайском районе Жамбылской области. Над его могилой был установлен памятник[4][2].

Среди народа имя батыра стало легендарным. Одним из первых его воспевал дед Суюнбая, акын Кусен. По данным историка Делебаева, батыра так же воспевали такие акыны как Майкот и Тлемис. До сегодняшнего дня дошло произведение — дастан «Отеген-батыр», которого исполнил Джамбул Джабаев. Помимо этого, данные об Отегене-батыре собирали такие литераторы, как С. Бегалин, К. Турганбаев, Е. Исмаилов, Н. С. Смирнова.

Про Отеген-батыра

А 24 числа сего ж декабря означенной господин полковник фон Лорих, паки присланным ко мне репортом, по таковому к нему от часто реченного порутчика фон Фолкмана представляет, что 16 числа сего декабря приезжали к фарпосту Семиярскому два киргиския старшины, а имянно Калибан и Отогон батырь, которые с улусами своими состоят против Криваго станца на западной стороне реки Иртыша езды один день, ис которых он, порутчик, по чинимым с ними разговорами, отозвав в сторону старшину Отогона, с ласкою спрашивал, подлинно ль правда, как им там слышно, что они с китайцами помирились, и в какой силе и на каком трактате их то примирение учинено, на что он /л. 32 об./, старшина Отогон ему обявил, что примирение с китайцами учинено точно, а зачем и в какой силе при том сказал.

1-е) в прошедших де годех чрез долгую войну и неоднократные у них с китайцами баталии, того китайского войска их киргисцами множество побито, а особливо, как Амурса-най от них и с своим войском убежал и их обманул.

2-е) об оных из находящихся здесь вышедших с моеншею Амурсанаевой служителей зайсанг Шаракобун объявил, что они называют царгутами, а не чюргутами 2, которые природою аюкинских или торгоуцких колмык, коих до десяти тысячь человек счисляется и под особливым зайсангом состоят, которые во время зенгорскаго замешания держали китайскую партию, а к ызвестным ноенам Дебаче и Амурсананю малым числом приставали. Токмо оныя не живут подле Дарьи реки около Бухарской украины, но в вершинах реки Или. [А на тех местах от вершины и вниз по Дарье реке близ Бухарских украин находится народ, называемой буруты, против чюргутского описания множество их и к войне силою сходны. И имеют своего особливого владелца, которой хотя пред сим и был в зенгорском владении, токмо с начала зенгорского замешания и до выхода вышеписанного заисанга Шаракобун, держались китайской стороны] (Текст в квадратных скобках написан на полях). Около [82] Дарьи блиско бухарских украин находятся премножество народу чюргут, которыя люди ростом весьма велики и сильны и на войне проворны, а имеются в подданстве под китайцами и с ними, чюргутами, у них, китайцов, согласно, кои де и своего главного командира имеют, которые де намерены были прошедшей весной обще с китайцами против их, киргисцов, воевать. И по тому полученному известию Аблай-салтан всех старшин к себе собрал и оным то известие объявил и всем старшинам сказал, что тепере де время с китайцами помирится, ибо де чрез такую войну кроме крайняго раззо-рения ничего не останется, причем нижния киргис-кайсаки, которые де далеко в степи кочуют, об оной китайской с ними войне несогласны и ослушны. На что все старшины со Аблай-салтаном согласились и некоторые выбранные старшины как в китайское войско, так и к показанным чюргутам посланниками отправлены были. И велено тем чюргутам объявить, что Аблай-салтан намерен с ними помирится, а по прибытии де тех киргиских посланников в китайское войско китайской главный командир, выбрав ис китайских старшин четырех человек /л. 33/ и обще с теми киргискими посланниками к выше реченным чюргутам отправлены были, и ту войну против их, киргисцов, тем чюргутам отказали 3.

3-е) При том же примирении у них киргис-кайсаков с китайцами заключено, чтоб беглого их киргис-кайсаков ноена Амурсананя обще в степи искать, токмо де китайское войско в то время во близость к себе их киргисцов не допускали, а того Амурсананя особливо сами искали, ибо де в то время то китайское войско им, киргисцам, не очень еще верили и слышно было, что тем китайцам в их киргиском искании Амурсананя очень сумнительно было, а особливо от того, что тот Амурсанай в ночное время от них, киргисцов, из рук ушел и признавали, китайцы, что якобы Амурсанай действително у них, киргисцов, втайне находится, а как по получении де перваго известия чрез российских людей, что тот Амурсанай утонул, то и стали де то китайское войско с Облай-салтаном поблизости и в дружбе находится, токмо де на то известие, что Амурсанай утонул, за обстоятелно не верили и с Аблай-салтаном соглашались, чтоб обще того Амурсаная искать и от российской стороны, где де тот Амурсанай точно находится требовать, а ежели де российские того Амурсаная добровольно не отдадут, то б таком случае силною военною рукою требовать. Однако де о тех разговорах Аблай-салтан, собравши всех старшин и о силном военною рукою Амурсананя от российской стороны требовании объявил, на что помянутая старшины о том силною военною рукою от российской стороны Амурсананя /л. 33 об./ требовании весма несогласны, которое несогласие чрез долгое время продолжалося.

И между тем от китайского войска два раза с [83] присланными листами на то от российской стороны силною военного рукою Амурсаная требовании резолюции требовано, однако де чрез то продолжительное время, попрежде как первой снег выпал, китайское войско получили от двух российских людей известие, что точно Амурсанай находится в российской стороне и недавно де умер, а в каком месте, того они, китайцы, им киргисцам, не объявили, по которому де известию от китайского при войске главного ноена чрез нарочно посланного к его богдыханскому величеству репортовано. А какая де резолюция на то последовала, о том им, киргиским старшинам, неизвестно, токмо де от богдыханского величества прислано к Аблай-салтану десять вьючных верблюдов с тюками всяких китайских товаров в подарок, против чего де и Аблай-салтан его богдыханскому величеству собранных из улусов тысячю лошадей, в том числе пятьдесят винохотцов, в подарок отправил. Еще ж де Аблай-салтан получил от его богдыханского величества за собственною рукою лист и при том повелено ему, Аблаю-салтану кочевать со всеми своими улусами в землице Алтай-Тау, где прежде находились вышедшие в Росию калмыки, в такой силе, чтоб Аблай-салтан впредь без его богдыханского величества указу ни с кем никакой войны не начинал и когда де китайской и бухарской караваны в российскую сторону следовать будут, то б по полученному /л. 34/ от его богдыханского величества листу он, Аблай-салтан, всегда для провожания тех корованов, чтоб обиды чинено не было достаточной канвой давал.

А с сего числа, то есть декабря с 16, назад тому тритцать дней, то китайское войско за неимением в степях корму, разделясь на три части, пошли кочевать в горы Баргуль и намерено оное войско сею зимою обратно в свою землю следовать. А Аблай де салтан ныне находится в степи около Обогаи Тобол озера [об оном озере, где оное лежит, неизвестно, толко должно быть между рек Тобола и Ишима, ибо по известиям слышно, что Аблай-салтан с Кулсарою там находится] (Текст в квадратных скобках написан на полях). И при отъезде китайского войска главной китайской ноен Аблаю-салтану всех калмык, которые у них в полону были, отдал с таким объявлением, чтоб таких калмык российским купцам и протчих де отнюдь не продавать, да сверх того показанной главной ноен Аблай-салтану трех калмыцких старшин и несколко сот калмык в степи искать просил, которые де находятся около Алагуй озера 4, а по российски называется Пестро озеро [где оное лежит, здесь неизвестно], и с ними, калмыками, поступать, как он Аблай-салтан сам хочет, по ево желанию, почему Аблай-салтан при бытности своей при означенном озере Абаган Тобол всем старшинам листы послал, по коим приказал собрать шесть сот человек киргис-кайсак, и по собрании имел их послать [84] для искания вышепомянутых трех калмыцких старшин с калмыками.

И по вышеобявленпым разговорам он, порутчик фон Фолкман, означенных старшин Каянбая и Отогон батырей спросил, что когда им от Аблай-салтана о требовании Амурсананя из российской стороны силною и вооруженною рукою обявлено, то что на то их старшины /л. 34 об./ советовали, и на то ему оныя ответствовали, что как толко то о том требовании из российской стороны силною рукою Амурсананя объявление получили, то того ж самого часу дватцать старшин, в том числе и Каенбаев брат родной, к Аблай-салтану поехали, и, как вышепомянуто, весма не согласились и просили, чтоб по оному китайскому требованию о сыскивании Амурсананя из российской стороны силною рукою как возможно китайцом отказать или продолжением времяни медлить, ибо де у них без российских приятельств для их киргиского пропитания и некоторых сатовок мелочных товаров, а особливо де в зимнее время для довольства в российской стороне скота им обойтится никак невозможно, да к тому ж де Аблай-салтану те старшины объявили, что хотя землицу им киргисцам китайцы отдали и то де оное толко для одного летняго времянии им кочевать способно, а в зимнее время для скоцких кормов и протчих надобностей неспособна и бес того де обойтится, что подле реки Иртышу не зимовать никак невозможно, и ежели де у них с российскими несогласно будет, то де они в то время к российским границам припускаемы не будут, и у них де також раззорение будет, как в прежде бывшую с российскою стороною войне было.

  • Thanks 1
Link to comment
Share on other sites

В 21.04.2021 в 20:59, Tima_2109 сказал:

Отеген батыр так вообще многие казахские источники говорили в то время

Какие еще есть источники?

Link to comment
Share on other sites

8 минут назад, Zerek сказал:

можете сюда скинуть?

Что вы думаете насчет такого видень казахско-цинского конфликта 1756-1757 годов? 

http://istorja.ru/scientists/alexey-pastuhov.html/china/pastuhov-a-m-tsinskie-voyska-v-kampaniyah-1756-1757-gg-protiv-kazahov-srednego-zhuza-r2/#15

Link to comment
Share on other sites

12 часов назад, Tima_2109 сказал:

Что вы думаете насчет такого видень казахско-цинского конфликта 1756-1757 годов? 

http://istorja.ru/scientists/alexey-pastuhov.html/china/pastuhov-a-m-tsinskie-voyska-v-kampaniyah-1756-1757-gg-protiv-kazahov-srednego-zhuza-r2/#15

Рекомендую вам чекнуть

https://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Mongol/Arch_mat_Amursana/frametext.htm

https://www.koob.ru/kuznetsov_v_s/qing_empire_borders

https://vk.com/wall-52136985_34334

Link to comment
Share on other sites

В 15.04.2021 в 14:39, Tima_2109 сказал:

Малоизвестные батыры участвовавшие в казаха-джунгарской войне.

 

Ув. Tima_2109, еще один забытый батыр той войны - бөрі Байдаулет батыр или бөрі Баудаулет сардар

Год рождения ок. 1690 г.

 

В устных народных преданиях казахов Павлодарского Прииртышья, дед ага-султана Казангап бия, отец Сатыбалды - Байдаулет, из рода бөрі (арғын, бәсентиін).

Называется  близким другом и соратником басентиіна Малайсары батыра или Малайсары тархана.  

 

В преданиях Байдаулет именуется сардаром - Байдаулет сардар (фарс: сардар - военачальник, главнокомандующий, предводитель войска).

 

Нашел в архивных документах, где Байдаулет называется батыром:

"Байдовлет-батыр (участие в церемонии присяги императрице, 1742 год)" (История Казахстана в русских источниках, Т. 4, стр. 55)

 

В в этих архивных данных Байдаулет посол от всей Казачьей Орды, от хана Каипа:  

"... 12-13 сентября 1716 года в Тобольск прибыли послы от Каип хана и от всей Казачьей Орды Бекболат Екешев и Байдаулет Буриев с вызволенными из калмыцкого плена русскими посланниками к контайше подполковника Ивана Бухгольца, Меркула Трубникова и писаря, и с посланием хана к генерал-губернатору Сибири князю М.П. Гагарину и к царю Петру I с просьбой о мире и военном союзе против джунгарского хунтайджи, основавшегося в г. Еркенд" (ПСИ-2. Док. № 41. С. 152 - 153; КРО-1. Док. № 15. С. 18. / ИКВРИ. Т. 2, с. 271 - 274)

Фамилия Буриев, потому что он из басентиинского рода Бөрі.

 

От него происходят нынешнее поколение людей рода бөрі или апай-бөрі, которых также называют "төменгі бөрілер", имеется в виду по руслу Иртыша ("жоғарғы бөрілер" потомки его брата Жандаулета). 

Коренные земли(зимовки) потомков Байдаулета это левобережье Иртыша, примерно от г. Аксу (бывшего поселка ГРЭС с северной его части) до Кызыл-жара (Ребровки). То есть это аулы 7 аул, 8 аул, 9 аул, Жолкудук, Балыкшы, Бауртас, а также их бывшие летовки в степи в Калкаман-туз и в окруестностях.

 

  • Одобряю 1
Link to comment
Share on other sites

@Tima_2109 

Здравствуйте, @Tima_2109!

Я обратила внимание на ваш экспертный вклад на этом форуме в обсуждении исторических тем, и хотела бы обратиться к вам с просьбой. Я студентка, работающая над своей дипломной работой(а именно иллюстрированный рассказ/комикс о заслугах Гауһар батыр). На просторах интернета не так много информации о ней и подумала, что ваша осведомленность не только в этой теме и в целом в истории Казахстана могла быть весьма полезной для моего исследования. Если это возможно, то могу ли я с вами как-то связаться по этому вопросу? Я была бы очень рада услышать ваше мнение или получить любую информацию, которую вы можете предоставить. Спасибо!

Link to comment
Share on other sites

В 03.04.2023 в 23:22, Zerek сказал:

Про Отеген-батыра

А 24 числа сего ж декабря означенной господин полковник фон Лорих, паки присланным ко мне репортом, по таковому к нему от часто реченного порутчика фон Фолкмана представляет, что 16 числа сего декабря приезжали к фарпосту Семиярскому два киргиския старшины, а имянно Калибан и Отогон батырь, которые с улусами своими состоят против Криваго станца на западной стороне реки Иртыша езды один день, ис которых он, порутчик, по чинимым с ними разговорами, отозвав в сторону старшину Отогона, с ласкою спрашивал, подлинно ль правда, как им там слышно, что они с китайцами помирились, и в какой силе и на каком трактате их то примирение учинено, на что он /л. 32 об./, старшина Отогон ему обявил, что примирение с китайцами учинено точно, а зачем и в какой силе при том сказал.

1-е) в прошедших де годех чрез долгую войну и неоднократные у них с китайцами баталии, того китайского войска их киргисцами множество побито, а особливо, как Амурса-най от них и с своим войском убежал и их обманул.

2-е) об оных из находящихся здесь вышедших с моеншею Амурсанаевой служителей зайсанг Шаракобун объявил, что они называют царгутами, а не чюргутами 2, которые природою аюкинских или торгоуцких колмык, коих до десяти тысячь человек счисляется и под особливым зайсангом состоят, которые во время зенгорскаго замешания держали китайскую партию, а к ызвестным ноенам Дебаче и Амурсананю малым числом приставали. Токмо оныя не живут подле Дарьи реки около Бухарской украины, но в вершинах реки Или. [А на тех местах от вершины и вниз по Дарье реке близ Бухарских украин находится народ, называемой буруты, против чюргутского описания множество их и к войне силою сходны. И имеют своего особливого владелца, которой хотя пред сим и был в зенгорском владении, токмо с начала зенгорского замешания и до выхода вышеписанного заисанга Шаракобун, держались китайской стороны] (Текст в квадратных скобках написан на полях). Около [82] Дарьи блиско бухарских украин находятся премножество народу чюргут, которыя люди ростом весьма велики и сильны и на войне проворны, а имеются в подданстве под китайцами и с ними, чюргутами, у них, китайцов, согласно, кои де и своего главного командира имеют, которые де намерены были прошедшей весной обще с китайцами против их, киргисцов, воевать. И по тому полученному известию Аблай-салтан всех старшин к себе собрал и оным то известие объявил и всем старшинам сказал, что тепере де время с китайцами помирится, ибо де чрез такую войну кроме крайняго раззо-рения ничего не останется, причем нижния киргис-кайсаки, которые де далеко в степи кочуют, об оной китайской с ними войне несогласны и ослушны. На что все старшины со Аблай-салтаном согласились и некоторые выбранные старшины как в китайское войско, так и к показанным чюргутам посланниками отправлены были. И велено тем чюргутам объявить, что Аблай-салтан намерен с ними помирится, а по прибытии де тех киргиских посланников в китайское войско китайской главный командир, выбрав ис китайских старшин четырех человек /л. 33/ и обще с теми киргискими посланниками к выше реченным чюргутам отправлены были, и ту войну против их, киргисцов, тем чюргутам отказали 3.

3-е) При том же примирении у них киргис-кайсаков с китайцами заключено, чтоб беглого их киргис-кайсаков ноена Амурсананя обще в степи искать, токмо де китайское войско в то время во близость к себе их киргисцов не допускали, а того Амурсананя особливо сами искали, ибо де в то время то китайское войско им, киргисцам, не очень еще верили и слышно было, что тем китайцам в их киргиском искании Амурсананя очень сумнительно было, а особливо от того, что тот Амурсанай в ночное время от них, киргисцов, из рук ушел и признавали, китайцы, что якобы Амурсанай действително у них, киргисцов, втайне находится, а как по получении де перваго известия чрез российских людей, что тот Амурсанай утонул, то и стали де то китайское войско с Облай-салтаном поблизости и в дружбе находится, токмо де на то известие, что Амурсанай утонул, за обстоятелно не верили и с Аблай-салтаном соглашались, чтоб обще того Амурсаная искать и от российской стороны, где де тот Амурсанай точно находится требовать, а ежели де российские того Амурсаная добровольно не отдадут, то б таком случае силною военною рукою требовать. Однако де о тех разговорах Аблай-салтан, собравши всех старшин и о силном военною рукою Амурсананя от российской стороны требовании объявил, на что помянутая старшины о том силною военною рукою от российской стороны Амурсананя /л. 33 об./ требовании весма несогласны, которое несогласие чрез долгое время продолжалося.

И между тем от китайского войска два раза с [83] присланными листами на то от российской стороны силною военного рукою Амурсаная требовании резолюции требовано, однако де чрез то продолжительное время, попрежде как первой снег выпал, китайское войско получили от двух российских людей известие, что точно Амурсанай находится в российской стороне и недавно де умер, а в каком месте, того они, китайцы, им киргисцам, не объявили, по которому де известию от китайского при войске главного ноена чрез нарочно посланного к его богдыханскому величеству репортовано. А какая де резолюция на то последовала, о том им, киргиским старшинам, неизвестно, токмо де от богдыханского величества прислано к Аблай-салтану десять вьючных верблюдов с тюками всяких китайских товаров в подарок, против чего де и Аблай-салтан его богдыханскому величеству собранных из улусов тысячю лошадей, в том числе пятьдесят винохотцов, в подарок отправил. Еще ж де Аблай-салтан получил от его богдыханского величества за собственною рукою лист и при том повелено ему, Аблаю-салтану кочевать со всеми своими улусами в землице Алтай-Тау, где прежде находились вышедшие в Росию калмыки, в такой силе, чтоб Аблай-салтан впредь без его богдыханского величества указу ни с кем никакой войны не начинал и когда де китайской и бухарской караваны в российскую сторону следовать будут, то б по полученному /л. 34/ от его богдыханского величества листу он, Аблай-салтан, всегда для провожания тех корованов, чтоб обиды чинено не было достаточной канвой давал.

А с сего числа, то есть декабря с 16, назад тому тритцать дней, то китайское войско за неимением в степях корму, разделясь на три части, пошли кочевать в горы Баргуль и намерено оное войско сею зимою обратно в свою землю следовать. А Аблай де салтан ныне находится в степи около Обогаи Тобол озера [об оном озере, где оное лежит, неизвестно, толко должно быть между рек Тобола и Ишима, ибо по известиям слышно, что Аблай-салтан с Кулсарою там находится] (Текст в квадратных скобках написан на полях). И при отъезде китайского войска главной китайской ноен Аблаю-салтану всех калмык, которые у них в полону были, отдал с таким объявлением, чтоб таких калмык российским купцам и протчих де отнюдь не продавать, да сверх того показанной главной ноен Аблай-салтану трех калмыцких старшин и несколко сот калмык в степи искать просил, которые де находятся около Алагуй озера 4, а по российски называется Пестро озеро [где оное лежит, здесь неизвестно], и с ними, калмыками, поступать, как он Аблай-салтан сам хочет, по ево желанию, почему Аблай-салтан при бытности своей при означенном озере Абаган Тобол всем старшинам листы послал, по коим приказал собрать шесть сот человек киргис-кайсак, и по собрании имел их послать [84] для искания вышепомянутых трех калмыцких старшин с калмыками.

И по вышеобявленпым разговорам он, порутчик фон Фолкман, означенных старшин Каянбая и Отогон батырей спросил, что когда им от Аблай-салтана о требовании Амурсананя из российской стороны силною и вооруженною рукою обявлено, то что на то их старшины /л. 34 об./ советовали, и на то ему оныя ответствовали, что как толко то о том требовании из российской стороны силною рукою Амурсананя объявление получили, то того ж самого часу дватцать старшин, в том числе и Каенбаев брат родной, к Аблай-салтану поехали, и, как вышепомянуто, весма не согласились и просили, чтоб по оному китайскому требованию о сыскивании Амурсананя из российской стороны силною рукою как возможно китайцом отказать или продолжением времяни медлить, ибо де у них без российских приятельств для их киргиского пропитания и некоторых сатовок мелочных товаров, а особливо де в зимнее время для довольства в российской стороне скота им обойтится никак невозможно, да к тому ж де Аблай-салтану те старшины объявили, что хотя землицу им киргисцам китайцы отдали и то де оное толко для одного летняго времянии им кочевать способно, а в зимнее время для скоцких кормов и протчих надобностей неспособна и бес того де обойтится, что подле реки Иртышу не зимовать никак невозможно, и ежели де у них с российскими несогласно будет, то де они в то время к российским границам припускаемы не будут, и у них де також раззорение будет, как в прежде бывшую с российскою стороною войне было.

Скорее всего это Уақ Өтеген батыр его шежіре  Сарман-Каракөз-Тілеулі-Райымбері-Өтеген батыр его потомки живут в этих местах 

  • Like 1
Link to comment
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now


×
×
  • Create New...