eleri Posted November 9, 2011 Share Posted November 9, 2011 Интересно сравнить чувашское ама и хакасское пого на предмет женского плодородия и Умай В.Я. Бутанаев Культ богини Умай у хакасов. // Этнография народов Сибири. Новосибирск: 1984. С. 93-105. Умай/Ымай? (хакас - пого/чуваш - ама) "Вполне вероятно, что именно изображение богини Умай мы встречаем на хакасских нагрудниках пого, которые надевают свахи на свадьбу (см. рисунок). В настоящее время никто нз хакасов не помнит значения этих старинных нагрудников. Однако при внимательном изучении рисунка пого становится ясным, что здесь имеется стилизованное изображение лица каменных баб (окуневского времени). Значит, надевание нагрудника пого на свадьбу было связано с культом богини Умай, которая якобы даёт души детей. Таким образом молодой семье желали иметь потомство. Не зря сваха благословляла: «Пусть на задний подол наступает скот, пусть передний подол топчут дети, пусть перед очагом всегда будут дрова, пусть за очагом всегда будет качаться колыбель!»". Link to comment Share on other sites More sharing options...
Модераторы reicheOnkel Posted November 10, 2011 Модераторы Share Posted November 10, 2011 Интересно сравнить чувашское ама и хакасское пого на предмет женского плодородия и Умай В.Я. Бутанаев Культ богини Умай у хакасов. // Этнография народов Сибири. Новосибирск: 1984. С. 93-105. Умай/Ымай? (хакас - пого/чуваш - ама) "Вполне вероятно, что именно изображение богини Умай мы встречаем на хакасских нагрудниках пого, которые надевают свахи на свадьбу (см. рисунок). В настоящее время никто нз хакасов не помнит значения этих старинных нагрудников. Однако при внимательном изучении рисунка пого становится ясным, что здесь имеется стилизованное изображение лица каменных баб (окуневского времени). Значит, надевание нагрудника пого на свадьбу было связано с культом богини Умай, которая якобы даёт души детей. Таким образом молодой семье желали иметь потомство. Не зря сваха благословляла: «Пусть на задний подол наступает скот, пусть передний подол топчут дети, пусть перед очагом всегда будут дрова, пусть за очагом всегда будет качаться колыбель!»". вспомнил что у детских дээл сзади воротничка сшивались из материи что-то похожее на вашу Умай. это вид сзади. Там еще иногда прикреплялись явуу-ракушка. Link to comment Share on other sites More sharing options...
Darkhan Posted November 10, 2011 Share Posted November 10, 2011 В галерее их фото есть. Спасибо. Нашел. Кого нету так это Харумафудзи - одного из самых легких сумотори. Выиграл как-никак 2 императорских кубка и был претендентом на наивысшее звание. Надеюсь он еще проявит себя. Link to comment Share on other sites More sharing options...
eleri Posted November 10, 2011 Share Posted November 10, 2011 Алкыш. (а как по-монгольски спасибо?). должен же кто-то защищать ваших детей умай-то все равно монгол или тюрк (почему нельзя войти на сайт по вашей ссылке. мне пишут, что мне запрещено. я вроде не регистрировался) Link to comment Share on other sites More sharing options...
enhd Posted November 10, 2011 Share Posted November 10, 2011 Алкыш. (а как по-монгольски спасибо?). должен же кто-то защищать ваших детей умай-то все равно монгол или тюрк (почему нельзя войти на сайт по вашей ссылке. мне пишут, что мне запрещено. я вроде не регистрировался) Вообще-то слово "спасибо" - что означает? Спаси бог? ... или ... Точное соответствие со словом "спасибо" в монгольском нет наверное. Монголы говорят "баярлалаа" - рад, радуюсь. Что соответствует с английским "glad, happy". баяр - радость баярла(х) - радоваться баярлалаа - я рад (спасибо) их баярлалаа - очень рад (большое спасибо) маш их баярлалаа - очень большое рад(уюсь), я очень большое рад (очень большое спасибо) "Алкыш" - ненормальное слово, как я думаю. Чё то горестное, грустное... Как будет по киргизски "я рад, радуюсь"? Если рад чему то, то просто говорить "рад я" проще ... как думаю. Link to comment Share on other sites More sharing options...
eleri Posted November 10, 2011 Share Posted November 10, 2011 У вас как турок memnun oldum - я (остался) доволен да у нас тоже нет спасибо. алкыш - искусственно ввели, ырахмат - не наше слово. у меня тоже алкыш больше напоминает слово - "прощай" (в смысле прощание, не прощение), не знаю почему. точно также как нет слова "пожалуйста". идет через что-то вроде: "(пожалуйста) = не могли бы вы сделать-ка?" радость - "жыргал". "Мен жыргадым" - я радовался - но это слишком радовался, грубовато. Скромно радоваться "cүйүндүм" - но cүйү- "женское" слово (любить, целоваться). так что наверное подумали пусть будет алкыш Link to comment Share on other sites More sharing options...
enhd Posted November 10, 2011 Share Posted November 10, 2011 У вас как турок memnun oldum - я (остался) доволен да у нас тоже нет спасибо. алкыш - искусственно ввели, ырахмат - не наше слово. у меня тоже алкыш больше напоминает слово - "прощай" (в смысле прощание, не прощение), не знаю почему. точно также как нет слова "пожалуйста". идет через что-то вроде: "(пожалуйста) = не могли бы вы сделать-ка?" радость - "жыргал". "Мен жыргадым" - я радовался - но это слишком радовался, грубовато. Скромно радоваться "cүйүндүм" - но cүйү- "женское" слово (любить, целоваться). так что наверное подумали пусть будет алкыш жыргал - монгольское слово означающее "счастье". тюркское слово радоваться - "ѳѳре-, ѳѳрү-" (на тувинском) от этого мы говорим "мен ѳѳрдүм" - я рад, я радовался. Древне кѳк тюркском кажется есть слово "ѳгри-" или что то похожее. насчет "алгыш": алгы - крик, горечь на тувинском. Поэтому мне так и несколько негативное чувство получается... Link to comment Share on other sites More sharing options...
Модераторы Стас Posted November 10, 2011 Модераторы Share Posted November 10, 2011 Но ведь алкыш в тувинском - благопожелание. Link to comment Share on other sites More sharing options...
АксКерБорж Posted November 10, 2011 Share Posted November 10, 2011 жыргал - монгольское слово означающее "счастье". тюркское слово радоваться - "ѳѳре-, ѳѳрү-" (на тувинском) от этого мы говорим "мен ѳѳрдүм" - я рад, я радовался. Древне кѳк тюркском кажется есть слово "ѳгри-" или что то похожее. насчет "алгыш": алгы - крик, горечь на тувинском. Поэтому мне так и несколько негативное чувство получается... Если в халха языке сущ. счастье, удача - это аз или аз жаргал, то в казахском одновременно и сущ. и глаг. жырғау - получать удовольствие, наслаждение; удовольствие, наслаждение. Радость в казахском - қуаныш, сүйініш, шаттық. А если в халха благодарность - баярлалаа или гялайлаа (радость - баяр), то в казахском благодарность - алғыс. Кстати, на тыва тылы и саха тыла алгыс почти как в казахском - это благословение, хвала, восхваление, славословие№ Link to comment Share on other sites More sharing options...
Бешеный монгол Posted November 10, 2011 Share Posted November 10, 2011 Насчет "теток"... Это конечно новодел, но напрасно вы так Я просто не знал, что это изображение богини Умай! (Я до этого вообще ничего не знал о ней!) Прошу прощения! Link to comment Share on other sites More sharing options...
Hooker Posted November 10, 2011 Share Posted November 10, 2011 Жаргал -не удача. Жаргах-Получать удовольствие, наслаждение; удовольствие, наслаждение. Link to comment Share on other sites More sharing options...
АксКерБорж Posted November 10, 2011 Share Posted November 10, 2011 Жаргал -не удача. Жаргах-Получать удовольствие, наслаждение; удовольствие, наслаждение. Тем более, ув.Hooker (значит я упустил это слово в анализе казахско-халхаских паралеллей). Link to comment Share on other sites More sharing options...
eleri Posted November 21, 2011 Share Posted November 21, 2011 интересно сравнить шапку невесты с окуневской трехрогой личиной, трехрогими личинами (которых приписывают Умай). Верещагин. "Невеста киргизска" Смотрите также видео. наряд невесты киргизов в Афганистане http://www.facebook.com/photo.php?v=203656113043455 http://www.facebook.com/photo.php?v=203656113043455 на халха языке "умай" - это утроба, чрево, матка женщины (слышал) Умай - на киргизском - "послед, околоплодный пузырь". Он как бы реально защищает младенца в утробе матери. Эта шапка с (возможно) символом Умай - защищает невесту от сглаза и прочих неприятностей. (Умай - защитница детей, беременных и рожающих матерей) Link to comment Share on other sites More sharing options...
eleri Posted November 23, 2011 Share Posted November 23, 2011 В общем дальше погоню это у девочки секелек - волосы по бокам, саамай - волосы на висках - цифра 2 саамай и көкүл - хохол вместе (но это кажется у казахов - вечно они напутают ) а вот у мальчиков обычно айдар - коса сзади или көкүл - цифра 1 Цифра 2 женская по понятным признакам, цифра 1 - мужская (у нас же все перепутали с ID цифра 1 - женская, цифра 2 - мужская, уверен у монголов как положено и наоборот и все нормально). в чжоуских триграммах инь-ян также 1- ян, 2 - инь замужние девушки (как и саамай или секелек у девочек) носят две косы. умай в позднейшее время покровительница детей, беременных и рожающих женщин + как то назвал эти тамги эш-тамга (выделено красным). эш-супруга - катунский род. сюда уже ставил лук у скифов даже не помню почему выделил красным, скорее всего от фонаря и потому что похожа на рога коровы киргизов из легенды об их происхождении. недавно узнал, что у наших близнецов хакасов символ умай лук. чтобы изгнать болезнь стреляют маленьким игрушечным луком стрелой в грудь ребенку иногда мне кажется, что все-таки я угадал киргизский узор умай так что Рустам байке, кыпчак - это скорее всего иносказательно - катунское крыло тюрков вообще, включая киргизов (поэтому их так много), от Венгрии до Индии они выдавали жен правителям, а потом захватывали власть, особенно после идеологического переворота Умай-бегов на Енисее, когда даже самые низшие кыныки стали Сельджукидами Link to comment Share on other sites More sharing options...
eleri Posted November 23, 2011 Share Posted November 23, 2011 кстати шапка с картины верещагина судя по названию нижеследующего фото также называется шөкүлө скорее всего на картине у верещагина невеста-казашка, поэтому у нее три пучка пера (вечно казахи что-нибудь напутают, это тоже самое что көкүл и саамай вместе ), а не два как на этой правильной киргизской шапке с другой стороны саамай делали мальчикам, чтобы запутать злых духов возможно то же самое и с шөкүлө Link to comment Share on other sites More sharing options...
Аскар Posted November 25, 2011 Share Posted November 25, 2011 У меня есть вопрос к монголам!! играют ли монгольские дети в кости(Альчики,бабки)? Link to comment Share on other sites More sharing options...
Мэргэн Posted November 26, 2011 Share Posted November 26, 2011 У меня есть вопрос к монголам!! играют ли монгольские дети в кости(Альчики,бабки)? Пожалуй нет ни одного монгола, который не играл в ШАГАЙ. http://forum-eurasica.ru/index.php?/topic/4317-%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F-%D0%B8%D0%B3%D1%80%D0%B0-%D0%B4%D3%A9%D1%80%D0%B2%D3%A9%D0%BD-%D0%B1%D1%8D%D1%80%D1%85/page__pid__111941#entry111941 Link to comment Share on other sites More sharing options...
АксКерБорж Posted November 27, 2011 Share Posted November 27, 2011 На ум пришел такой вопрос: Почему Московское княжество как прямой политический преемник Орды или Улуг улуса (как известно* "Третий Рим" переехал в Москву не из Константинополя, а из Сарая ), прекрасно зная историю и политику своего предшественника, будучи в курсе всех событий, имея у себя значительную часть выходцев из Орды и по их же примеру не стремилась распространить свою власть на так называемую родину пришельцев - территориальную Монголию, не проявив к ней абсолютно никакого интереса, а строго ограничилась только тюркскими народами (не тюрко-монгольские не в счет)? Кто ее (Русь) захватил, того и поработил? ------------------------------------------ * - Кажется Карамзин сравнивал Орду с яйцом, а МК с цыпленком, вылупившимся из яйца, а Трубецкой вроде-бы, что Россия – это ребенок тюрко-монголов Чингизхана (отца) и Киевской Руси (матери), но еще в детстве отец России ушел из семьи и она воспитывалась одной мамой, но сохранила характер отца. Но приняв фамилию матери она так и осталась не похожей на своих однофамильцев и родственников по матери - славян... Link to comment Share on other sites More sharing options...
Бешеный монгол Posted November 27, 2011 Share Posted November 27, 2011 На ум пришел такой вопрос: Почему Московское княжество как прямой политический преемник Орды или Улуг улуса (как известно* "Третий Рим" переехал в Москву не из Константинополя, а из Сарая ), прекрасно зная историю и политику своего предшественника, будучи в курсе всех событий, имея у себя значительную часть выходцев из Орды и по их же примеру не стремилась распространить свою власть на так называемую родину пришельцев - территориальную Монголию, не проявив к ней абсолютно никакого интереса, а строго ограничилась только тюркскими народами (не тюрко-монгольские не в счет)? Кто ее (Русь) захватил, того и поработил? Тут скорее было другое (по выражению предписываемому покойному Черномырдину!) - "куда достали, тама и чешем"! К тому же, одно время Монголию называли 16-ой республикой... Link to comment Share on other sites More sharing options...
Admin Rust Posted November 27, 2011 Admin Share Posted November 27, 2011 так что Рустам байке, кыпчак - это скорее всего иносказательно - катунское крыло тюрков вообще, включая киргизов (поэтому их так много), от Венгрии до Индии они выдавали жен правителям, а потом захватывали власть, особенно после идеологического переворота Умай-бегов на Енисее, когда даже самые низшие кыныки стали Сельджукидами Действительно - существует некоторая связь между Ашидэ - катунской фратрией тюрков и собственно кыпчаками, которые кстати единственные сохранили и развили обычай постановки балбалов и изваяний. Link to comment Share on other sites More sharing options...
АксКерБорж Posted November 29, 2011 Share Posted November 29, 2011 Тут скорее было другое (по выражению предписываемому покойному Черномырдину!) - "куда достали, тама и чешем"! К тому же, одно время Монголию называли 16-ой республикой... А если серъезно? Link to comment Share on other sites More sharing options...
Аскар Posted November 30, 2011 Share Posted November 30, 2011 Пожалуй нет ни одного монгола, который не играл в ШАГАЙ. http://forum-eurasica.ru/index.php?/topic/4317-%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F-%D0%B8%D0%B3%D1%80%D0%B0-%D0%B4%D3%A9%D1%80%D0%B2%D3%A9%D0%BD-%D0%B1%D1%8D%D1%80%D1%85/page__pid__111941#entry111941 Спасибо вам большое!! а кушают ли монголы изделия из молока? например курт? Извиняюсь за навящивые вопросы Link to comment Share on other sites More sharing options...
Altai Xangai Posted November 30, 2011 Share Posted November 30, 2011 Монгол ааруул хурууд http://www.legendtour.ru/rus/mongolia/informations/mongolian_kitchen.shtml МОЛОЧНАЯ (БЕЛАЯ) ПИЩА МОНГОЛОВ Также популярностью у монголов, как впрочем, и у других народов, предками которых были кочевники, пользуются разнообразные молочные продукты. Молоко в пищу употребляют всех сортов - коровье, кобылье, верблюжье, овечье и козье, причем для каждого сорта молока есть свое применение. Кумыс и водку приготавливают из кобыльего молока, масло, пенки и варенец из коровьего и овечьего. Кобылье молоко считалось чистым и не кипятилось. Остальные сорта употреблялись после долгого кипячения. В любом доме (или юрте) вы сможете попробовать различные сыры: твёрдые и мягкие, белые и желтые (из топленого молока), творог, а также несладкие монгольские "йогурты". Свежие молочные продукты Кумыс (айраг) – сырое кобылье молоко долго сбивают до получения пенистой кисловатой жидкости типа пахты. Тараг – кипяченое молоко со снятой пенкой, сквашенное специальной закваской. Бяслаг – род сыра, приготовленного из пресного творога без соли, отжатого и спрессованного в виде четырехугольного пласта. Ором – толстые пенки, образующиеся путем длительного кипячения молока в котле на медленном огне. Зимой мясо также замораживали – освежеванную тушу расчленяли, заворачивали в шкуру и клали в повозку, где она сохранялась всю зиму. Консервированные молочные продукты Аруул. Наиболее популярным из молочных продуктов, без сомнения, можно назвать ааруул. Засушенный ааруул изготавливается из любого молока - овечьего, козьего, коровьего, верблюжьего. В засушенном виде он может храниться весь год и не теряет своих вкусовых качеств. Кусочки сушеного творога хозяйка юрты, иногда вручает гостям в качестве угощения, которое можно взять с собой в дорогу. Для приготовления ааруула молоко подогревают до свертывания, процеживают. Полученную массу раскатывают, разделывают на небольшие куски и сушат на солнце до полного затвердения. Монголы считают, что постоянное употребление ааруула придает чистоту и крепость зубам. Грут – творог, сушенный мелкими комочками (размачивают в кипяченой воде и едят вместе с ней). Урюм – молоко долго и медленно кипятят до образования толстой и плотной пенки, пенку снимают, высушивают и так хранят. Архи – молочный самогон. Айраш – разбавленное холодной водой кислое молоко. Масло получали из молочных пенок путем высушивания или вытапливания, сливали в промытые бараньи желудки и сохраняли на зиму. Аруул и грут являлись основой питания (как хлеб у земледельческих народов), имели ритуальное значение, были символом благополучия, традиционной наградой победителям состязаний. Употребление в пищу кипяченого молока – отличительная особенность центральноазиатских кочевников. Link to comment Share on other sites More sharing options...
АксКерБорж Posted November 30, 2011 Share Posted November 30, 2011 Спасибо вам большое!! а кушают ли монголы изделия из молока? например курт? Аскар, у нас құрт совсем другой - не соленый, не в шариках как на юге и другой текстуры и цвета, при этом имеют форму специфичную выжиманию в кулаке. Самое лучшее ему применение - растворять в жирной сорпе из конины, это высший класс. И на вкус абсолютно разные, шарики на мой вкус напоминают обычный мел. Link to comment Share on other sites More sharing options...
Hooker Posted November 30, 2011 Share Posted November 30, 2011 при этом имеют форму специфичную выжиманию в кулаке. Такое у нас называется "Ааруул". Link to comment Share on other sites More sharing options...