Перейти к содержанию

Активность

Лента обновляется автоматически

  1. Последний час
  2. У нас не знаю, но условно половина узбеков - сарты. А сарты Хорезма это по Вамбери тюркизированные хорезмийцы
  3. Сегодня
  4. Через несколько дней [послышались крики]: ”Ай, ай! Таваккул стал ханом!” Хазрат-и Ишан в то время остановился на куруке Кан-и Гил. Таваккул-хан казах со ста двадцатью сыновьями-султанами, все с веревками на шее, плача и рыдая, подняли карету (***) Хазрат-и Ишана и стали тереть свои лица о дерево паланкина (***) Хазрат-и Ишана. Сто тысяч человек, все довели до Хазрат [-и Ишана] свое желание [стать его мюридами], и вопль всех [этих] людей достиг седьмого неба, и таким [вот] образом [они] доставили Хазрат-и Ишана в город Самарканд. Через три дня Таваккул-хан выступил в поход с целью взять Бухару /с. 52/ и осадил Кала-йи Даббус. После этого один из шейхов времени сказал: ”Кто упускает сороку 19, а кто ловит ворона”, то есть — воспитывать Таваккул- хана буду я, а он выражает веру и преданность Хазрат-и Ишану”. И после этого он послал одного дервиша из своих дервишей к Таваккул-хану и письмо того содержания. И по причине отсутствия блага и счастья Таваккул-хана, [он] поступил в соответствии с содержанием письма того азяза 20, отринул веру от [176] Хазат-и Ишана и уверовал в того азиза. Тайно [известие о] том событии доставили Хазрат-и Ишану: ”Он отвернулся от вашей светлости и уверовал в такого-то азиза”. Хазрат-и Ишан сказал: ”И сорока от того азиза, и сад с вороном от него же. [Все] станет известным в то время, когда [мы увидим], каким образом Таваккул-хан станет обладателем Вилайета” 21. После этого [Таваккул-хан] не смог взять Кала-йи Даббус, прошел [дальше] и пошел на Бухару. И Бухару также не смог взять, наконец отступил и пришел в селение, которое называют Cap-и Пул. И [в это время] со стороны Хорасана пришел Баки Мухаммад-хан, разгромил Таваккул-хана, и наконец Таваккул- хан бежал и ушел в вилайет Ташкента. Через несколько дней [он] умер,
  5. Таких думаю у нас немало
  6. К примеру 222/ Передают со [слов] упомянутого Суфи Назара, который сказал, [что] господин лучший из сеидов Эмир Мухаммад Амин говорил: ”Однажды Хазрат-и Ишан были среди калмаков. Господину Мир Мухаммад Амину и Мирза Хаджи, и Молла Хикмати, и Хафиз-и Низаму, этим четырем азизам, он сказал: ”Идите к калмакам и приведите их сюда. Калмаки жгут [священный] огонь и поклоняются ему”. [Когда] эти азизы пришли, [то] калмаки спросили их: ”Что вы за люди и откуда идете?” Азизы сказали: ”Мы — халифа Хазрат-и Ишана и пришли по приказу Хазрат-и Ишана, так как Хазрат-и Ишан требует вас”. Калмаки разъярились и сказали: ”Если вы — халифа [Хазрат-и] Ишана, [а] все, что говорит Хазрат-и Ишан, истина [и] правда, [то мы] бросим вас в этот огонь и вы не сгорите и выйдете из огня невредимыми”. [И они] бросили нас в огонь. И в это же время появился Хазрат-и Ишан и издал крик. По велению Господа всевышнего от Хазрат-и Ишана поднялся стремительный ветер и погнал огонь в сторону /с. 223/ калмаков. И много людей из этих калмаков сгорели, [а] около тысячи семей стали мусульманами и уверовали в Хазрат-и Ишана, и ни одна нить нашего платья не пострадала [от огня]”. Конец 16 начало 17 века , что за калмаки ставшие муслимами ?
  7. Гейнс А.К. "Киргизские очерки". О конных состязаниях после выборов волостных в Атбасаре. Написаны очерки 26.09.1865 г. в г. Семипалатинске. Хорошая и красивая традиция, перья филина (үкі) у казахов издревле считались сильным оберегом, способным обезопасить от сглаза, всего негатива и неприятностей, ими украшали детскую колыбель, детские тюбетейки, гриф домбры, вешали у входа в юрту (а не как нынче пучки травы адраспан)) и т.д. "Аттың кекіліне (құйрығына) үкі тағу" Фото 1899 года Из фондов МАЭ (Кунсткамера). Автор С.М. Дудин. Павлодарский уезд. Подпись - Конь бегунец, приготовленный для бега Пучки перьев рассмотреть трудно. Фото наших дней, казахи аймака Баян-Өлгий, Монголия. Пучки перьев легко рассмотреть. Братья монголы при скачках тоже собирают челки в пучок и подвязывают хвосты, но перья филина думаю не используют. Если я ошибаюсь, то пусть меня поправит Боролдой или Азбаяр.
  8. Гейнс А.К. "Киргизские очерки". О конных состязаниях после выборов волостных в Атбасаре. Написаны очерки 26.09.1865 г. в г. Семипалатинске. Хорошая и красивая традиция, перья филина (үкі) у казахов издревле считались сильным оберегом, способным обезопасить от сглаза, всего негатива и неприятностей, ими украшали детскую колыбель, детские тюбетейки, гриф домбры, вешали у входа в юрту (а не как нынче пучки травы адраспан)) и т.д. "Аттың кекіліне (құйрығына) үкі тағу" Фото 1899 года Из фондов МАЭ (Кунсткамера). Автор С.М. Дудин. Павлодарский уезд. Подпись - Конь бегунец, приготовленный для бега Пучки перьев рассмотреть трудно. Фото наших дней, казахи аймака Баян-Өлгий, Монголия. Пучки перьев легко рассмотреть. Братья монголы при скачках тоже собирают челки в пучок и подвязывают хвосты, но перья филина думаю не используют. Если я ошибаюсь, то пусть меня поправит Боролдой или Азбаяр.
  9. Ни один из ежегодных фестивалей Наадам не обходится без монгольских беляшей/чебуреков хуушуур. Поэтому их даже стали называть "Наадам хуушуур".
  10. На прошлой неделе закончился ежегодный общемонгольский традиционный фестиваль "Наадам", в столице и в аймаках. Это традиционные 3 вида состязаний (Эрийн гурван Наадам) - конные скачки, борьба и стрельба из лука. Президент страны с гостями, императором Японии Нарухито и его супругой. Президент с премьером (удивительно, но он удержался в кресле))
  11. 99. Кушкумбаев А.К., Сабитов Ж.М., Нурманова А.Ш. Шайбани-нама Мухаммада Салиха как источник по истории Джучидов восточного Дешт-и Кыпчака 2025
  12. Вчера
  13. В общем мой предварительный вывод таков: общий предок казахов и узбеков G1b жил в 17 веке (или еще раньше) и мог быть сартом Хорезма. Он, возможно уже мигрировав из Хорезма в Бухару (Шафиркан) или родившись в Шафиркане, положил начало двум ветвям, которые со временем "узбекизировались" и "казахизировались", соответственно. Полагаю сарты Хорезма это в основном автохтонное население, также известное под термином тюркизированные хорезмийцы.
  14. Упоминание № 3. Гейнс А.К. "Киргизские очерки". На выборах волостных в Атбасаре. 1865 год А значит прежнее и правильное название состязания "Көк бөрі" (серый волк), сохранившееся в Степном крае до 20 века. А значит нынешнее название "Көкпар", используемое на юге Казахстана, искаженное (либо от казахского "Көкбөрі", либо от узбекского "Купкари" (тюрк-перс.) и его лучше было бы заменить на правильное.
  15. А.И. Кочешев (коллекция А.И. Щербинина) Почтовая карточка Акмолинская область Кокчетавский уезд 1909 - 1914 г.г. Киргизская зимовка
  16. @АксКерБорж Ну так неудивительно, в состав кыргызов вошли также монголоязычные племена, которые и привнесли это слово им
  17. Что интересно, у кыргызов, казахов слово сохранило значение "шутка" (қалжын), у монголов "плешивый" (халзан). У Рашид ад-Дина упоминается имя Кутур-калджа, переводчики летописи объясняют его как "плешивый шутник" (каз: қотыр - паршивый, плешивый).
  18. Ну все верно если учесть, что большинство казахских родоплемен и есть потомки тех самых татарских племен (окиданенных/омонголенных тюрков). Значит слово карататарское. Могу ошибаться, но это слово есть не только у казахов. У кыргызов точно.
  19. @АксКерБорж Конечно оно не могло зафиксировать абсолютно все тюркские слова, однако само понятие "шутка", "юмор" является по частотности самым употребляемым понятием, следственно и словом. Поэтому если слово "қалжың" - шутка было бы тюркским, оно обязательно было бы зафиксированным хоть в одном средневековом словаре. Поэтому тут ближе монгольская версия, тем более по сведениям Рашид-ад-дина именно монголы употребляют это слово именно в том значении, которое в последствии будет употребляться у казахов.
  20. Л.Н. Гумилев: "... Среди примечательных фактов, касающихся древних тунгусских народов, отметим то, что они разводили и ели свиней, в отличие от хунну". А значит все эти могильники (Иволгинское и другие) принадлежат либо тунгусоязычным народам, либо монголоязычным шивэям, мохэ, либо другим народам. Даже если поразмышлять логически, то кочевой скотоводческий уклад и свиноводство несовместимые вещи, свинья домашнее животное оседлого хозяйства.
  21. А если бы назвали их монголами, то наверно вообще офигели бы. ))
  1. Загрузить ещё активность
×
×
  • Создать...