1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96, 97, 98, 99, 100, 101, 102, 103, 104, 105, 106, 107, 108, 109, 110, 111, 112, 113, 114, 115, 116, 117, 118, 119, 120, 121, 122, 123, 124, 125, 126, 127, 128, 129, 130, 131, 132, 133, 134, 135, 136, 137, 138, 139, 140, 141, 142, 143, 144, 145, 146, 147, 148, 149, 150, 151, 152, 153, 154, 155, 156, 157, 158, 159, 160, 161, 162, 163, 164, 165, 166, 167
 
11111
 


Ш.С.Камолиддин. Культура оседлых тюрков Средней Азии. Часть I

5.Сведения арабских источников

В арабских и персидских источниках также имеется множество указаний о наличии земледелия у тюрков. Так, по данным Ибн ал-Факиха, тюрки были разными: некоторые из них были кочевниками, а другие имели дома и деревни [Ибн ал-Факих, 1993, с. 44]. По преданию, еще тюрки эпохи Александра Македонского делились на "степных" и "городских" [Кodama, p. 263]. Некоторые из тюрков жили в городах и селениях, а другие – в пустынях и степях [Marvazi, p. 17]. Тюрки племени базкиш, которые носили большие бороды. [Ибн ал-Факих, 1993, с. 44], были жителями городов и деревень [Йакут, т. 1, с. 839]. Тюргеши также имели дома и деревни [Ибн ал-Факих, 1993, с. 44]. Гузы были частью кочевыми, а частью оседлыми [Macoudi, vol. I, p. 212].

От Верхнего Нушаджана до столицы хакана, царя тугузгузов, было три месяца (по другим данным, 20 дней) пути через большие деревни, плодородные земли и рынки. Населяли эти земли полностью или большей частью тюрки, среди них были огнепоклонники, и зиндики, приверженцы учения Мани. Царь их находился в большом, богатом и многолюдном городе с многочисленными рынками и имеющем 12 железных ворот. Вокруг него были расположены бесконечным рядом деревни  [Ибн ал-Факих, 1993, с. 44 – 45, 47; Ибн Хордадбех, с. 65].
 
Согласно аз-Заййāту (конец Х в.), в стране хазаров  было много пашен, садов и фруктов. У них также очень много городов[al-Zayyāt, p. 281]. Царь тогузгузов имел 360 наложниц по количеству дней в году, и 1000 мужчин, которым он позволяет разделять с собой трапезу. Они пьют также сок винограда. Царь выходил к своим подданным один раз в год. Когда он выходит, улицы подметают и люди собираются у накрытых столов [al-Zayyāt, p. 295].

Ал-Идриси отмечает, что река Шаша достигает страны гуззов и орошает ее [аl-Idrisi, p. 482]. У тюрков было много обрабатываемых земель, посевов и урожая. Поэтому у них много семян (зерна) и растительного масла [аl-Idrisi, p.. 518]. В окрестностях города Астур, заселенного тюрками было много пашен, где сеяли рис и пшеницу [аl-Idrisi, p.. 719]. Все тюрки употребляли рис и растительные масла [аl-Idrisi, p. 721 – 722]. Среди товаров тюрков, которые они вывозили в Китай называется и растительное масло [аl-Idrisi, p.. 529].

В стране киргизов была быстроходная река, называемая Минхаз. На этой реке киргизы строили мельницы, при помощи которых они дробят рис, пшеницу и другие зерновые, измельчают их и пекут хлеб [аl-Idrisi, p.. 519]. В стране киргизов женщины выполняли всякого рода работу, а мужчины должны были заниматься только пахотой и жатвой [аl-Idrisi, p.. 530]. Между Барабом и Канджида есть пашни, здесь обитают тюрки-гуззы, которые давно уже приняли ислам [аl-Idrisi, p.. 705]. Страна халаджей широкая, плодородная и щедрая [аl-Idrisi, p. 718]. Вокруг города Бахван в стране токузогузов имеются поля и пастбища тюрков [аl-Idrisi, p.. 511] Среди кочевых тюрков есть обрабатываемые земли, посевы, урожаи. У них есть свои семена и масло [аl-Idrisi, p.. 518]. 

Около ставки кагана кимаков имелись селения и возделанные поля [Ибн ал-Факих, 1993, с. 48; Кумеков, 2004, с. 106], а в их владениях было много ячменных полей [аl-Idrisi, p.. 715]. От крепости Захлан до Банджара во владениях кимаков гора проходит по благоустроенным местам и ячменному полю [аl-Idrisi, p.. 715].

У киргизов был мужчина, которого они приглашают один раз в год в определенное время на пиршество. В самый разгар пиршества этот человек падает в обморок, а потом его спрашивают обо всем, что будет происходить в этом году. Он сообщает об урожае, засухе, дожде, голоде и других невзгодах [Marvazi, p. 19]. В Туркестане нет земледелия, кроме проса, которое называется джаварс [Jakubi, p. 295].

Основной рацион булгаров составляло просо, а также пшеница и ячмень, которых они имели в большом количестве. Согласно их законам, каждый, кто посеял что-либо, забирал все себе, и у царя не было никаких прав на эти посевы. Потому что, каждый дом ежегодно платил ему в качестве дани шкуру соболя [Путешествие, c. 72]. Они делали из ячменя мучной напиток и варят ячмень с мясом [Путешествие, c. 73]. Царь гуззов Йинал Младший сказал Ибн Фадлану и его спутникам, что если бы не то, что его дома отдалены от дороги, он доставил бы им овец и пшеницу [Путешествие Ибн Фадлана, c. 63].

По преданию, еще тюрки эпохи Александра Македонского делились на "степных" и "городских" [Кodama, p. 263]. Некоторые из тюрков жили в городах и селениях, а другие – в пустынях и степях [Marvazi, p. 17]. Тюрки племени базкиш были жителями городов и деревень [Йакут, т. 1, с. 839]. Гуззы были частью кочевыми, а частью оседлыми [Macoudi, vol. 1, p. 212].

"Тюрки бывают разные. Тюрки-карлуки обитают в окрестностях Самарканда, это древние тюрки. Базкиши носят большие бороды. Печенеги, шагары и тугузгузы – это  тюрки-кочевники. Тюргеши имеют дома и деревни [Ибн ал-Факих, 1993, с. 44].

Абу Дулаф и его спутники, проезжая по землям племени Харгах (Йарканд) в стране тюрков, в течение месяца питались пшеницей и ячменем. Затем они ехали по землям племени Тахтах (Хотан ?), питаясь ячменем, просом, мясом и степными овощами. Затем они прибыли к племени Баджа (Ячжа ?) и в течение месяца питались среди них просом, горохом и чечевицей. Затем они вышли к племени Баджнак (печенег), которые едят только просо. Затем они прибыли к племени Джикил (чигил), которые едят только ячмень и горох. Затем они ехали по землям племени Баградж, которые питались просом и мясом. Среди племени Туббат (тибет) они питались пшеницей, ячменем, бобами, мясом, рыбой, овощами и фруктами. Кимаки едят горох, бобы и мясо. Гуззы едят только пшеницу, а овощей у них нет. Хирхизы едят просо, рис и мясо. Харлухи едят горох и чечевицу, из проса изготовляют напиток. Племя Хутлух едят пшеницу и мясо. Племя Хитайан (кара-китаи ?) едят ячмень и горох, у них много овощей. В стране Бахи (город Бай между городами Аксу и Куча) изобилие овощей и винограда [Йакут, т. 3, с. 446 – 450].

В XII в. в области Балха упоминается подземный канал длиной более двух фарсахов [Ибн ал-Асир, т. 10, с. 145].

Во владениях Узбек-хана посевов мало, и меньше всего пшеницы и ячменя. Чаще всего встречаются у них посевы проса, которым они в основном и питаются. До покорения этой страны татарами она была всюду возделана, теперь же в ней только остатки этой возделанности. У них чрезвычайно много употребляется дыня, особенно ее сорт желтого цвета, который сохраняется в течение года. Она очень сладкая и приятная на вкус, и имеется у них в изобилии. Ее сок выжимают и варят из него халву. У них также выращивается много овощей: брюква, репа, капуста и др. [ал-Омари, с. 102, 104]. Продуктами питания их являются пшеница, ячмень, просо (дохн), которое у них называется эрзень, чечевица, джаварс (род проса), похожий на зерно трилистника. Зерна эти продаются у них не иначе, как по ритлям [ал-Омари , с. 109].

Кипчаки приготавливали еду из проса, которое они называли "дуки". Из зерен этого проса они делали напиток, который называли "буза", а это – водка просовая. Другое блюдо кипчаков называлось "бурхани". Это вареное тесто, разрезанное на мелкие кусочки с отверстием посередине. Еще одно их блюдо – ришта, нечто вроде вареной лапши [Ибн Батута, с. 128]. Тугузгузы приготавливали из каких-то известных им трав вино, один багдадский ратл которого вызывал полное опьянение [Ибн ал-Факих, 1993, с. 53 – 54]. 

Назад  1    2    3    4    5    6    7    8    9    10    11    12  Вперед
29 октября 2008      Автор: admin      Просмотров: 60979      

Другие статьи из этой рубрики

Эльмира Гюль. Узбекский ковер: этническая специфика и вопросы символики декора

Ковровая карта позднесредневековых узбекских ханств была весьма разнообразна, при этом ковроткачество было распространено в ареалах обитания скотоводческого населения. Наряду с узбеками выделкой ковров занимались также местные туркмены, арабы, каракалпаки, киргизы, казахи, уйгуры, таджики. Общность этногенетических корней, совместное проживание способствовало закономерному культурному взаимообмену: распространению единых технических приемов, мотивов орнамента. В контактных районах подчас сложно выявить происхождение того или иного изделия. Вместе с тем, некоторые ковры несут в себе четкую идентификацию, что делает их сразу узнаваемыми. Что касается собственно узбекского населения, то ковроткачество развивалось у узбеков-туркман (Нурата) и этнических групп дашти-кипчакского племенного объединения, сохранивших скотоводческий тип хозяйствования, в первую очередь кунгратов, локаев, кипчаков, туяклы, минг, найман, а также других, менее крупных племен. Участие перечисленных племен в этногенезе не только узбеков, но и иных народов-соседей, обусловило общность традиций прикладного искусства, в том числе ковроделия.

Ш.С.Камолиддин. Культура оседлых тюрков Средней Азии. Часть II

Кроме земледелия оседлые тюрки занимались также садоводством, и особенно виноградарством и виноделием. В VII в. в Китае виноград считался экзотическим растением и большими специалистами по выращиванию лозы и приготовлению вина считались римляне, арабы и тюрки-уйгуры [Шефер, 1981, с. 193]. В 647 г. тюркский йабгу преподнес в дар китайскому императору виноградную лозу по названию "сосок кобылицы" [Шефер, 1981, с. 579]. В китайском тексте VIII в. упоминается тюркский титул фу-ни жэ-хань, который носили те, кто следил за соблюдением законности и очередности при подношении вин. Транскрипция слова фу-ни, означающего "вино", восходит к древнетюркскому begni – хмельной напиток, изготовленный из проса или ячменя [Кошгарий, т. 1, с. 408; т. 3, с. 68]. Cчитается, что это слово относится к числу названий божественного происхождения [Henning, 1965, p. 245, 246]. Среди древнетюркских изваяний Монголии трижды встречаются изображения "виночерпиев" с сосудами [Войтов, 1996].

Ш.С.Камолиддин. Культура оседлых тюрков Средней Азии. Часть IV

Ахеменидам и Сасанидам приписывается основание многих городов в Средней Азии, но только под тюркским владычеством городская жизнь в Иране и Средней Азии приобрела тот облик, который она сохранила до сих пор [Бартольд, 1971, с. 363]. Сопоставление данных о городах ХI в. с известиями географов Х в. ясно показывает, что только в ХI в. окончательно установился в Персии и Средней Азии тот тип городов, который до сих пор не подвергался существенным изменениям [Бартольд, 1971, с. 372]. Это города с главными улицами от ворот к центру, базарными лавками вдоль этих улиц и центральным куполом рынка (чорсу) в месте их пересечения [Бартольд, 1963 (а), с. 130].

Г. Файзиев. О родоплеменном составе узбеков-кураминцев конца XIX—начала XX века

Как известно, в недалеком прошлом узбеки-кураминцы были самостоятельной этнографической группой населения Средней Азии. В дооктябрьский период кураминцы населяли главным образом юго-восточные районы нынешней Ташкентской области, а также некоторые кишлаки Андижанской области. Еще во время Всесоюзной переписи 1926 г. кураминцы были выделены под собственным названием и число их определялось в 50 078 человек.

Эльмира Гюль. Узбекский безворсовый ковер: видовая специфика

Когда говорят о ковроделии Средней Азии, в первую очередь упоминают туркменский ковер, давно снискавший себе мировую славу. Между тем, не менее интересны традиции ковроделия и у других народов региона. В данной статье речь пойдет о коврах узбеков. На территории Узбекистана издавна преобладало производство безворсовых ковров и ковровых изделий, причем виды безворсового ткачества были весьма разнообразны. В этом виде домашнего рукоделия женщины достигли несомненного мастерства. Мы рассмотрим основные виды узбекских безворсовых изделий, которые можно разделить на гладкотканые и вышитые. Разным видам было присуще собственное техническое и художественное решение. Вместе с тем, их объединяет общность стиля и единая орнаментальная база.
 
 

2023 © "Евразийский исторический сервер"
 Абдуманапов Рустам
Пользовательское Соглашение

письменность | языкознание | хронология | генеалогия | угол зрения
главная | о проекте | словарь

Вопрос копирования материалов
Партнер: Кыргызский эпос "Манас"