|
Ш.С.Камолиддин. Культура оседлых тюрков Средней Азии. Часть I
3.Сведения древнегреческих источников
Тюрки впервые упоминаются в "Истории" Геродота (V в. до н.э.) в форме Ϊυρκαι (iyrkai), которые в более поздних источниках, Помпония Мела и Гая Плиния (I в. н.э.), упоминаются в форме turc или turcae. Среди скифов Геродот упоминает народ аргиппей, что означает белолошадиный народ с плоскими носами и большими скулами. Они жили на территории от Приуралья до Алтая в "беловойлочных юртах" и говорили на "особом" языке, не понятном другим народам. В составе скифов и савроматов Геродот упоминает также "женоподобных мужчин", которые не имели волосяного покрова на теле и говорили на "не правильном" скифском языке. В греко-латинских источниках хунны так же назывались "женоподобными". Предполагается, что эти народы, так же как и исседоны и часть саков, жившие в Семиречье, были тюркоязычными [Петров, 2004, с. 17 – 20].
В древнегреческих источниках упоминаются также отдельные тюркские племена. Так, в "Географии" Птолемея (II в. н.э.) упоминаются χουνοι (хунны), ςαωαραε (савиры, сабиры), ςαργαττε (саргаты), καραταε (караты), κομαραε (комары), κομεδαε (комеды), а также γρυναι ςκυτχαε (хунны- скифы) [Петров 2004, с. 25 – 26.]. В греко-византийских и латинских источниках упоминаются "евнухоподобные мужчины", или "белые хунны", а также такие народы как hunni, saragurai, savirai, altziagiri, hunuguri, itimari и др. [Петров, 2004, с. 84 – 85]. Предполагается, что все эти племена и народы были тюркоязычными.
Древнегреческие авторы отмечают наличие земледелия у саков. Так, Ктесий пишет, что большая часть земли саков была обработана [Пьянков, 1965, с.46].
29 октября 2008 Автор: admin Просмотров: 58842
Другие статьи из этой рубрики
Таким образом, сведения письменных источников, в совокупности с данными археологии, архитектуры, искусства, исторической топонимии и терминологии свидетельствуют о том, что древние и средневековые тюрки имели свою богатую градостроительную культуру и архитектурные традиции, которые по своему уровню ничем не уступали культурам других народов Центральной Азии, оказывая на них свое влияние.
Ковровая карта позднесредневековых узбекских ханств была весьма разнообразна, при этом ковроткачество было распространено в ареалах обитания скотоводческого населения. Наряду с узбеками выделкой ковров занимались также местные туркмены, арабы, каракалпаки, киргизы, казахи, уйгуры, таджики. Общность этногенетических корней, совместное проживание способствовало закономерному культурному взаимообмену: распространению единых технических приемов, мотивов орнамента. В контактных районах подчас сложно выявить происхождение того или иного изделия. Вместе с тем, некоторые ковры несут в себе четкую идентификацию, что делает их сразу узнаваемыми. Что касается собственно узбекского населения, то ковроткачество развивалось у узбеков-туркман (Нурата) и этнических групп дашти-кипчакского племенного объединения, сохранивших скотоводческий тип хозяйствования, в первую очередь кунгратов, локаев, кипчаков, туяклы, минг, найман, а также других, менее крупных племен. Участие перечисленных племен в этногенезе не только узбеков, но и иных народов-соседей, обусловило общность традиций прикладного искусства, в том числе ковроделия.
В некоторых публикациях последних лет, посвященных истории тюркских народов, наблюдается тенденция изобразить узбекский народ как конгломерат пришлых кочевых тюркских племен, пришедших на территорию Средней Азии в эпоху позднего средневековья.
Барласы были наиболее многочисленным и широко рас-селенным тюркским племенем. Их племенное название известно со времени Чингисхана: предводитель одной из 4 тысяч коренного монгольского войска, выделенного Чингисханом своему сыну Чагатаю, был из этого племени [289, 257]. А. Ю. Якубовский, как и В. В. Бартольд, не сомневался в том, что барласы (как и джалаиры, входившие в состав этих 4 тыс.) были монголами. Он писал, что "в 30-х и 40-х годах XIII в. это (барласы и джалаиры. — Б. К.) действительно были монголы, однако в 60—70-х годах XIV в. ни джалаиры, ни барласы таковыми уже не являлись. Даже наиболее привилегированные воины Тимура из чагатаев, носившие косы (что было не свойственно тюркскому населению), говорили уже только по-тюркски" [378, 10]. В предисловии к первому изданию "Истории народов Узбекистана", где А. Ю. Якубовский повторяет ту же мысль, в примечании редакции указывается, что вопрос о монгольском происхождении барласов и джалаиров является спорным и в науке еще не разрешен [341, 11]. Что послужило основанием для такого замечания, я не знаю, ибо до сих пор нет ни специальных исследований, ни более обоснованного высказывания, дающих основание оспаривать монгольское происхождение барласов. Л. Ю. Якубовский, вероятно, опирался прежде всего на Рашид-ад-дина, который неоднократно говорит о принадлежности последних к монголам [288, 78, 184; 289, 29, 269]. Джалаиры же, как теперь установлено исследованиями Ю. А. Зуева, действительно были не монголами, а тюрками [132, 178—185]. Говоря о барласах XV в., А. Ю. Якубовский вполне справедливо подчеркивает, что они были "потомками не только монголов, но и того тюркского населения, которое жило до прихода барласов в Кашкадарьинском районе" [378, 10].
Когда говорят о ковроделии Средней Азии, в первую очередь упоминают туркменский ковер, давно снискавший себе мировую славу. Между тем, не менее интересны традиции ковроделия и у других народов региона. В данной статье речь пойдет о коврах узбеков. На территории Узбекистана издавна преобладало производство безворсовых ковров и ковровых изделий, причем виды безворсового ткачества были весьма разнообразны. В этом виде домашнего рукоделия женщины достигли несомненного мастерства. Мы рассмотрим основные виды узбекских безворсовых изделий, которые можно разделить на гладкотканые и вышитые. Разным видам было присуще собственное техническое и художественное решение. Вместе с тем, их объединяет общность стиля и единая орнаментальная база.
|
|