|
Ш.С.Камолиддин. Культура оседлых тюрков Средней Азии. Часть I
12.Древнеиранская терминология в области земледелия
В современной исторической науке принято считать, что все достигнутые достижения в развитии культуры земледелия в Средней Азии принадлежат иранским народам. Однако, исследование терминологии индо-европейских языков в области земледелия сравнительно с древнетюркской терминологией показывает совсем иную картину. Тюркская терминология в области ирригации и земледелия значительно богаче, чем согдийская и пахлевийская *39, что свидетельствует о том, что древние тюрки имели не менее, если не более богатые традиции земледелия, чем иранские народы.
*39 См.: Приложение 1: Согдийская и пехлевийская терминология в области земледелия.
Сравнительная таблица древнетюркской (ДТС), согдийской (SD) и среднеперсидской (ПС) терминологии в области земледелия
Вид и категория термина |
Тюркский |
Согдийский |
Пехлевийский |
Зерновые культуры
Культурные растения
Овощи
Бахчевые культуры
Земля
Поле
Урожай
Профессии связанные с земледелием
Земледельческие работы
Оросительные работы
Ирригационные сооружения
Водные источники
Речные судна
Рыболовство
Продукты земледелия
Продукты питания
Орудия труда
Вредители
Меры длины и веса
Посуда и тара для храненияния зерновых |
44
25
45
12
27
25
7
10
72
17
28
51
-
-
10
106
47
7
16
14 |
17
3
6
-
8
9
4
3
16
-
12
13
-
-
1
6
15
3
1
2 |
15
5
9
4
6
4
1
5
14
-
8
22
-
-
4
12
7
1
1
- |
Таким образом, исследование средневековых источников и древнетюркской лексики показывает, что у древних тюрков было свое земледелие, обеспечивавшее их продуктами питания. Часть древних тюрков вела оседлый образ жизни, занимаясь земледелием в качестве основного вида своей деятельности и производила продукты земледелия для продажи. Полукочевые племена также в ограниченных масштабах занимались земледелием только для своих нужд.
Наличие у древних и средневековых тюрков своей богатой терминологии в этой области, в свою очередь, свидетельствует о том, что они изначально сами занимались этим видом деятельности, не заимствовали терминологию в этой области из других языков, а формировали ее исходя из словарного запаса своих тюркских языков. В древнетюркских языках зафиксированы тюркские названия таких южных культур, как čigit – хлопковое семя, juŋ – хлопок, kebaz, kepaz – хлопок, хлопчатник, pamuq, mamuq – хлопок, вата, panbūqliq – хлопчатник, qozaq – картофель египетский. Наличие в составе современного узбекского языка исконно тюркской терминологии в области выращивания такой южной культуры как хлопок (juŋ, kebaz, kepaz, pamuq – хлопок, хлопчатник; čigit – хлопковое семя, čanāq – хлопковая коробочка) *40, свидетельствует о том, что создававшие ее в далеком прошлом тюрко-язычные предки узбекского народа *41 проживали именно на территории Средней Азии *42.
* 40 См. прил. 1. * 41 Под "узбеками" здесь и далее мы подразумеваем в первую очередь местное тюркское оседло-земледельческое и городское население Средней Азии и примкнувших к их древней культуре кочевых узбеков Дашт-и Кипчака, которым начиная с ХVI в. вплоть до завоевания царской Россией принадлежала политическая власть в регионе. * 42 Эта и некоторые другие культуры могли произрастать только в Средней Азии или более южных районах, климатические условия которых благоприятствовали их разведению. В более северных районах, тем более в горном Алтае, откуда, якобы, спустились древние тюрки, эти культуры расти никак не могли.
Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что глубоко ошибочными и необоснованными являются утверждения о том, что древние тюрки занимались только скотоводством и получали продукты земледелия у китайцев, согдийцев и других соседних народов. Сведения письменных источников в совокупности с данными исторической топонимии и терминологии свидетельствуют о том, что древние тюрки имели свои богатые традиции в области земледелия и ирригации, ничем не уступавшие культурам других оседлых народов.
29 октября 2008 Автор: admin Просмотров: 58838
Другие статьи из этой рубрики
В некоторых публикациях последних лет, посвященных истории тюркских народов, наблюдается тенденция изобразить узбекский народ как конгломерат пришлых кочевых тюркских племен, пришедших на территорию Средней Азии в эпоху позднего средневековья.
Как известно, в недалеком прошлом узбеки-кураминцы были самостоятельной этнографической группой населения Средней Азии. В дооктябрьский период кураминцы населяли главным образом юго-восточные районы нынешней Ташкентской области, а также некоторые кишлаки Андижанской области. Еще во время Всесоюзной переписи 1926 г. кураминцы были выделены под собственным названием и число их определялось в 50 078 человек.
Один из самых ранних этапов истории тюрков VI в. был связан с горнорудным промыслом, когда они добывали в горах Алтая железную руду для жужаньских хаканов [Гумилев, 1967, c. 20]. Железо представляло собой стратегически важный сырьевой материал, особенно для кочевников, поскольку оно было необходимо для изготовления оружия. Поэтому, тюрки придавали железу особое значение и занимались разработкой его месторождений еще на заре свой истории. По данным Менандра, в 568 г., когда византиец Зимарх, посланный императором Юстином к тюркскому хакану Дизибулу (Истеми), прибыл в Среднюю Азию, тюрки предложили ему приобрести железо, которое они добывали в своих рудниках [Хенниг, 1961, т. 1, с. 83 – 84; Пигулевская, 1951, с. 205 – 206].
Таким образом, сведения письменных источников, в совокупности с данными археологии, архитектуры, искусства, исторической топонимии и терминологии свидетельствуют о том, что древние и средневековые тюрки имели свою богатую градостроительную культуру и архитектурные традиции, которые по своему уровню ничем не уступали культурам других народов Центральной Азии, оказывая на них свое влияние.
Кроме земледелия оседлые тюрки занимались также садоводством, и особенно виноградарством и виноделием. В VII в. в Китае виноград считался экзотическим растением и большими специалистами по выращиванию лозы и приготовлению вина считались римляне, арабы и тюрки-уйгуры [Шефер, 1981, с. 193]. В 647 г. тюркский йабгу преподнес в дар китайскому императору виноградную лозу по названию "сосок кобылицы" [Шефер, 1981, с. 579]. В китайском тексте VIII в. упоминается тюркский титул фу-ни жэ-хань, который носили те, кто следил за соблюдением законности и очередности при подношении вин. Транскрипция слова фу-ни, означающего "вино", восходит к древнетюркскому begni – хмельной напиток, изготовленный из проса или ячменя [Кошгарий, т. 1, с. 408; т. 3, с. 68]. Cчитается, что это слово относится к числу названий божественного происхождения [Henning, 1965, p. 245, 246]. Среди древнетюркских изваяний Монголии трижды встречаются изображения "виночерпиев" с сосудами [Войтов, 1996].
|
|