1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96, 97, 98, 99, 100, 101, 102, 103, 104, 105, 106, 107, 108, 109, 110, 111, 112, 113, 114, 115, 116, 117, 118, 119, 120, 121, 122, 123, 124, 125, 126, 127, 128, 129, 130, 131, 132, 133, 134, 135, 136, 137, 138, 139, 140, 141, 142, 143, 144, 145, 146, 147, 148, 149, 150, 151, 152, 153, 154, 155, 156, 157, 158, 159, 160, 161, 162, 163, 164, 165, 166, 167
 
Статьи
 



Г. Файзиев. О родоплеменном составе узбеков-кураминцев конца XIX—начала XX века

Оригинальная версия: // Общественные науки в Узбекистане. 1963. №11. С.43-47

С.43
Как известно, в недалеком прошлом узбеки-кураминцы были самостоятельной этнографической группой населения Средней Азии. В дооктябрьский период кураминцы населяли главным образом юго-восточные районы нынешней Ташкентской области, а также некоторые кишлаки Андижанской области. Еще во время Всесоюзной переписи 1926 г. кураминцы были выделены под собственным названием и число их определялось в 50 078 человек [1].

Культура и быт кураминцев до революции имели характерные особенности, отличавшие их от иных этнических компонентов узбекского народа. Они вели полуоседлый образ жизни, сочетая орошаемое земледелие с отгонным скотоводством; жили в юртах ("кора уй") и шалашах (капа), но имели и жилища оседлого типа.
Термин "курама", по утверждению большинства исследователей, означает "смесь", "смешанную группу" [2].

В.В. Решетов утверждает, что этническая группа курама образовалась в результате длительного смешения монгольских джалаиров и тюркоязычного населения долины Ангрена с прежними ираноязычными аборигенами [3].

В литературе имеются некоторые отрывочные данные о кураминских родах и племенах [4].

Стремясь получить более подробные сведения об узбеках-кураминцах, мы провели соответствующие этнографические изыскания, в результате которых собран значительный материал, в частности о родоплемениом составе узбеков-кураминцев конца XIX — начала XX в. Так, были выявлены новые наименования кураминских племен, родов и родовых подразделений (кайсар, сартамгалы, тартулы, шийка, катаган, дурман, балгалы, сувти, учуру-уштамгалы, куштамгалы, айтамгалы, ильтамгалы идр.), а также их мелкие родовые и семейно-родственные группы.

Кураминские джалаиры, уйшуны, канджигалы, теляу, ачамайлы, могол, тама и другие в прошлом были отдельными племенами, которые со временем подвергались дроблению, и частицы их вошли в состав кураминцев. К концу XIX — началу XX в. эти племена сохранились уже лишь в виде родов и даже мелких родовых подразделений. Однако для удобства исследования мы будем называть крупные родоплеменные группы кураминцев (уру) — племенами, мелкие (топы) — родами, а еще более мелкие (ата) — семейно-родственными группами.

Племя джалаир одно из самых крупных кураминских племен, представители которого расселены по всей Ангренской долине и составляют значительную часть жителей кишлаков Янгибазар, Кендирсай, Ачамайли, Теляу, Джанджал, Ивалек, Галабатир, Курамааул, Кайтмас Среднечирчикского района; Джалаир (колхоз "Ленинабад"), Джалаир (колхоз им. Ленина") Аккурганского района; Каракуйли, Карасийрак, Джалаир, Ивалек Букинского района.

Название "джалаир", упоминаемое во всех списках узбекских и казахских племен, восходит к названию монгольского племенного союза джалаиров, которые, по историческим данным, остались здесь еще с XIII в. [5] и впоследствии смешивались с другими пришельцами и аборигенами страны.

Нам удалось выявить следующие родовые названия кураминских джалаиров: каракуйли, керейт, уйшун, нуктаказы, карачапан, курсак, чувалдак, джастабан, турайгир, тупар. Для сравнения приведем родовой состав казахских джалаиров быв. Большой Казахской орды: андас, мурха, карачапан, урыкты, акбиюм, кальпа, суптай, арыктаным, байчигир, сийирчи, балгалы, кайчили
и кучук [6].

С.44
Как видно, названия большинства родов кураминских джалаиров не совпадают с казахскими и, вероятно, их не следует смешивать, как это делал в свое время М. Тынышбаев [7].

Кураминское племя, уйшун, или бешуру куштамгалы, делится на пять родов: канджигалы, исмадияр, кебанак, чувилдак, бугаджилы, — которые живут в кишлаках Уйшун, Канджигалы, Кебанак, Бургалы, Мингтепа, Чувилдак Среднечирчикского района, а также в кишл. Гартепа Букинского района.

Интересно отметить, что под названием багаджилы известно отделение узбекского племени ачамайли-кенегес [8], а также одно из племен "шести отцов" — олти-ота богаджилю — у нуратинских туркмен [9].

Если в одних местах канджигалы являются родом племени уйшун, то в других местах они не причисляют себя к уйшунам. В последнем случае канджигалы распадаются на следующие роды: байтопи, аздабай, катта кунсадак, кичик кунсадак, абиз (хафиз), курпа киркчузма, бешкаль. Эти подразделения расселены в кишлаках Ханабад (Ахаигаран), Убайт, Мунчактепа, Курган, Ногайкургаи, а также Авджасай Среднечирчикского района. Кроме того, род абиз встречается в кишл. Сарджайлак того же района и в кишл. Могол Букинского района; род бешкаль — в кишлаках Керавчи, Кариз и Муратали Букинского района.

В среде уйшунов распространены различные предания, связывающие их происхождение с монголами. В кишл. Канджигалы (колхоз им. XX партсъезда Среднечирчикского района) нами записано предание о том, что предок уйшунов был монголом, а в кишл. Убайт того же района считают, что предок рода канджигалы Киличдар был выслан монголами из Отрара; от его потомства и берут свое начало все родовые подразделения канджигалы. По другому преданию, предком канджигалы был Бургут, который пришел сюда, цепляясь за седло лошади одного человека, а потому и получил прозвище "канджигалы"

Кроме того, у канджигалиниев есть предание о происхождении их из Джидали Байсуна, местонахождение которого указывается различными авторами по-разному [11]. В то же время известно, что подразделение канджигалы имеется и в узбекском племени кунград [12]. Все это позволяет полагать, что кураминский род и племя канджигалы сложились на основе узбекских канджигалинцев, которые, очевидно, поселились здесь после прихода Шейбанихана [13].

Кураминское племя унгут целиком населяет кишл. Унгут Среднечирчикского района. Четыре рода этого племени: кийту, джетиуру, кокмуйин джетиуру и аршти, — в свою очередь, делятся на поколения (ата). Например, род кийту имеет четыре ата: кандавлат, назар караган, шибан караган и маджар караган; род кокмуйин джетиуру имеет два ата: наран караган и теляу караган, а род аршти — одно ата—байтиш караган. Кстати, род кийту (кийтик) имеется в кишл. Авджазсай Среднечирчикского района, а в кишл. Ташкишлак Букинского района есть род джетиуру.

Интересно отметить, что племя маджар упоминается в двух местах у Рашид-аддина [14]. О проживании в Мавераннахре племени маджар еще в доузбекский период сообщают авторы XV в. [15]. По сведениям Махмуда иби Вали (XVI в.), в войсках Шейбани-хана были и отряды маджаров [16]. В 20-е годы XX в. И. Магидович зарегистрировал в Самаркандской области маджар в качестве отделения узбекского племени оваклы-кенегес [17]. Он считает маджар несомненными сородичами мадьяров [18]. Возможно, что поколение маджар кураминского племени унгут является осколком тех маджар, которые пришли в Среднюю Азию с войсками Шейбани-хана.

С.45
Отметим, что род джетиуру имелся среди казахов Малой Казахской орды [19]. Так же называется и подразделение" киргизского племени сару левого крыла [20]. Однако представители рода джетиуру Кураминского племени унгут причисляют себя к кураминцам и действительно не отличаются от них по своей культуре и быту. Очевидно, кураминское племя унгут, сходное по названию с узбекским племенем унгут, сложилось из представителей различных родов и племен.

Крупным кураминским племенем было теляу, в прошлом делившееся на роды: тупар, каракуйли, баджика, карасийрак, чиликчи, джапалак и чилкар. Представители их ныне живут в кишлаках Шавгаз, Теляу, Джанджал и Куидузак Среднечирчикского района, а также Каракуйли, Карасийрак и Рават Букинского района.

По народному преданию, в далеком прошлом жил некий Теляубаба, от которого осталось семь сыновей — Тупар, Каракуйли, Баджика, Карасийрак, Чиликчи, Джапалак и Чилкар. От них и берут свое начало роды племени теляу.

Наличие в племени теляу рода тупар говорит о том, что это племя некогда приняло в свой состав представителей тупар джалаиров, а также о том, что племя теляу образовалось из отдельных частей монгольских и узбекских племен и родов.

Кураминское племя могол имело роды: могол, абиз (хафиз), кумхор, алтибала и буранчи. В свою очередь, род алтибала делился на поколения: сарка танлы, атимтай, алтибала. Представители этого племени ныне живут в основном на территории колхоза "Гулистан" Букинского района, а представители поколения атимтай имеются и в кишл. Ивалек того же района.

О происхождении племени могол можно сказать, что оно образовалось из осколков этнической группы могол, пришедшей в Акгренскую долину, по-видимому, в эпоху Чингисидов, поскольку могол упоминается среди 92 узбекских родов, пришедших с Чингис-ханом или вслед за ним [21].

Род абиз мы встречаем и в составе кураминского племени канджигалы. Возможно, что оба рода имеют единое происхождение. Интересно, что род абиз имеется и в составе каракалпакского племени ашамайлы [22].

Основная масса кураминского племеникышлык расселена в кишл. Сагана, или Кышлык, Букинского района, а также Галабатир и Курамааул Среднечирчикского района. Племя кышлык имело в своем составе четыре рода: чучам, джиян, бешогул и алтиогул.

В отношении племен ивалек и керавчи можно сказать, что они были несомненно узбекскими. Из них племя ивалек (представители которого живут в кишлаках Ивалек Букинского и Среднечирчикского районов) распадалось на роды: джалаир, керейт и атимтай. Поскольку джалаир и керейт являются самостоятельными кураминскими племенами, а атимтай — родом племени могол, то племя ивалек нельзя считать единым по происхождению.

Племя керавчи дало свое название кишлаку Керавчи в Букинском районе, большинство населения которого составляют выходцы из Ташкента, Пскента и Ферганской долины. Самих кураминцев там очень малои они являются представителями рода бешкаль.

Племя балгалы с четырьмя родами — аджамкат, батир, байтопи и казахтопи — населяет кишлаки Балгалы, Шамат, Камар сельсовета Теляу и кишл. Балгалы сельсовета Ахангаран Среднечирчикского района. О происхождении его представитель рода байтопи 72-летний Султанбаба Рустамов (из кишл. Балгалы) сообщил, что в далеком прошлом балгалы имели тысячи домов и жили в окрестности г. Қаган. Когда бухарский хан обложил их большими налогами, они переселились в окрестности Самарканда, а затем в г. Сайрам и Ангренскую долину.

Кураминское племя ачамайлы, потомки которого живут сейчас на участке им. Серго Ташкентского племенного совхоза, распадалось на шесть родов: джунбаш, сийрак, кошкази, пулод, додхо, дженгакерейт. По преданию, эти роды пришли с шести сторон. Из них джанга-керейт пришел с берегов арыка Ачамайлы, в окрестностях Самарканда. Интересно, чтоачамайлы живут и в кишл. Ачамайлы Букинского района. Но здесь они имеют совсем иные роды: кучанай, момыш, актюма, джамантери. Отсюда видно, что ачамайлы Среднечирчикского и Букинского районов, не имеют между собой родственных связей. Ачамайлы отмечаются и в составе отдела узбекского племени кунград-вахтамгалы [23], а также являются одним из каракалпакских племен [24].

C.46
На правом берегу Қарабагсая — одного из верхних притоков Ангрена — расположен кишл. Самарчик, заселенный исключительно представителями кураминсхого племени самарчик. В прошлом, по сообщению 58-летнего Турдиали Кийикбаева, самарчик было единым племенем и имело четыре рода: карагалта, сигасан, курбангуджа и ургубак. К последним затем присоединились кипчаки.

Среди кураминских племен более компактным расселением отличается племя тама [26], представители которого живут в основном в Аккурганском районе и лишь изрецка встречаются в других районах Ангренской долины. Нами выявлено несколько родов тама: алчин, джабал, джабал курак, кирчанги. Характерно, что некоторые таминцы, считая себя узбекамикураминцами, связывают своих предков с Малой Казахской ордой.

К племени тама относится и учуру уштамгалы: ильтамгалы, айтамгалы и куштамгалы. Все они расселены в кишлаках Аккурганского района — Карасийрак, Куштамгалы, Айтамгалы, Ильтамгалы и Канка. Нам кажется, что ильтамгалы, куштамгалы и айтамгалы были когда-то самостоятельными племенами, ибо в каждом из них имеются свои роды. Так, у ильтамгалы были роды: чалбайш, байтопи, дуванатопи и айкуллик; у айтамгалы — кумирчи, конка и чубаланчи; у куштамгалы — андабай, чубак, сейдали и таз. Из них лишь род кумирчи имел поколения: кийшик, бай, заргар и мерган. В кишл. Карасийрак жили: карасийрак, джайлов, мингбай и киргиз.

Нам кажется, что кураминское племя учуру уштамгалы имеет какое-то отношение к узбекскому племени учуру уштамгалы, поскольку представители его ясно осознают свою принадлежность к тама, а род тама имелся в составе узбекского племени учуру [36]. В то же время отделение айтамгалы является отделом узбекского племени туркмен [27], а куштамгалы — отделом племени кунград [28].

Кураминское племя тартулы населяет кишл. Тартулы Аккурганского района. Отметим, что тартулы известно как мелкое подразделение отдела канджигалы узбекского племени кунград, расселившегося в Зеравшанской долине [29]. По литературным данным мы не нашли племени или рода под названием тартулы у других народов.

Представители племени джагалбайлы проживают в кишл. Джагалбайлы (колхоз им. Ахунбабаева) Букинского района и в небольшом кишлаке Джагалбайлы (колхоз им. Куйбышева) Аккурганского района. Джагалбайлы Букинского района имели роды: даберди, ходжа, чигатай и уштамгалы. Род чигатай впервые обнаружен нами в составе этого племени.

Надо сказать, что в известной родословной узбеков нет племени, рода или родового подразделения джагалбайлы. В то же время джагалбайлы является родом племени джетиуру, входившего в состав Малой Казахской орды [30], что говорит о казахском происхождении этого кураминского племени.

У В.В. Решетова мы встретили отдельный кураминский род керейт [31]. По нашим полевым данным, керейт является родом кураминского племени джалаир и члены его повсеместно расселены с представителями других джалаирских родов.

Племя юз в основной своей массе проживает в кишлаках Аккурганского района — Каирма, Коштепа, Кальиляс, Керейт, Джетиуру, а также в колхозе им. К. Маркса того же района. Представители этого племени хорошо помнят свою принадлежность к юзам Джизакского района Самаркандской области, с которыми они поддерживают родственные связи. Но сами они не относятся к курамннцам, и это дает нам основание сомневаться в правильности причисления дореволюционными и некоторыми советскими авторами юзов Аккурганского района к узбекам-кураминцам.

Как уже отмечалось выше, такие кураминские племена и роды, как кайсар, сартамгалы, шнйка, катаган, дурман и сувти, до сих пор не были известны исследователям. Из них племя сартамгалы до революции сохраняло свою целостность и заселяло кишл. Сартамгалы Среднечирчикского района. В его состав входили роды: джулдабай, байтопи, кулбай и кетмантопи. О происхождении племени сартамгалы существует предание, что члены этого племени не знали, откуда они пришли, а окружающее население называло их "сан тамгалы" — "ты с отпечаткой владельца", т.е. "ты раб".

Племя кайсар, вероятно,' было самостоятельным, ибо оно имело в своем составе такие роды, как чурагасы, катта бедар, кичик бедар и хуруш, которые компактно проживают в кишлаках Кайсар и Накпай, севернее г. Алмалыка. Кроме того, род кайсар проживает и в кишл. Сайд Букинского района.

C. 47
Остатки племен катаган и дурман в качестве родов встречаются в кишлаках Карабаг Среднечирчикского района и в Алмалыкауле Букинского района, а представители рода сувти живут в двух кишлаках (того же названия) в Букинском и Аккурганском районах.

Таким образом, приведенные материалы убедительно показывают, что этническая группа курама в дооктябрьский период была смешанной и образованной в основном из различных узбекских и частично казахских племен и родов. В своей хозяйственной жизни, быту, языке и культуре они имели много общего с другими узбекскими племенами и родами. Огромные изменения, происшедшие в жизни узбеков кураминцев за годы Советской власти, привели их к консолидации вместе с другими этническими компонентами узбекского народа в единую узбекскую социалистическую нацию.

Сноски:
[1] Всесоюзная перепись населения 1926 г. Узбекская ССР, т. XV, М., 1928, стр.9.
[2] Ранние упоминания термина "курама" встречаются в вакф-наме Ходжи Ахрара (XV в.) и в "Мукимханской истории" Мухаммеда Юсуфа Мунши (XVIII в.).
[3] В. В. Решетов, К вопросу о термине "курама" и кураминцах, "Бюллетень АН УзССР", 1945, №5, стр. 18.
[4] А.И. Макшеев, Географические, этнографические и статистические материалы о Туркестанском крае, СПб., 1868, стр. 37; В.В. Радлов, Средняя Зеравшанская долина, "Записки Русского географического общества", по отд. этнографии, т. VI, СПб., 1880, стр. 65; В. Наливкин, Туземцы раньше и теперь, Ташкент, 1913, стр. 9; В.В. Решетов, Кураминские говоры Ташкентской области, рукопись докторской диссертации, М., Государственная публичная библиотека им. В.И. Ленина, 1951, стр.8.
[5] А.Ю. Якубовский, К вопросу об этногенезе узбекского народа, Ташкент, 1941, стр. 10.
[6] Н.А. Аристов, Заметки об этническом составе тюркских племен и народностей, журн. "Живая старина", вып. III—IV, СПб., 1896, стр. 352; В.В. Востров, Родоплеменной состав и расселение казахов на территории Семиреченской области, "Труды Института истории, археологии и этнографии АН КазССР", т. 12, АлмаАта, 1961, стр. 121.
[7] М. Тынышбаев , Историческая справка и племенной состав коренного населения Ташкентского уезда, Кзыл-Орда, 1926, стр. 10.
[8] Материалы по районированию Средней Азии, кн.I, Территория и население Бухары и Хорезма, ч. I, Бухара, Ташкент, 1926, стр. 176.
[9] В.Г. Мошкова, Некоторые общие элементы в родоплеменном составе узбеков, каракалпаков и туркмен, "Труды Института истории и археологии АН УзССР", т. 2, Ташкент, Изд-во АН УзССР, 1950, стр. 146.
[10] Слово "канджига", по объяснению наших информаторов, а также по Л. Будагову, означает кольца с ремешками, прикрепленные к бокам седла.
[11] X.Т. Зарифов , Основные мотивы эпоса "Алпамыш", в сб.: "Об эпосе "Алпамыш", Ташкент, 1959, стр. 12, 13; Л.С. Толстова, Каракалпаки Ферганской долины, Нукус, 1959, стр. 22, 26.
[12] Материалы по районированию Средней Азии..., ч. I, Бухара, стр. 176.
[13]  А.А. Семенов, Шейбани-хан и завоевание им империи Тимура, "Труды АН ТаджССР", т. XII, вып. I, 1954, стр. 82.
[14]  Рашид ад-дин, Сборник летописей, т. II, М.—Л., 1960, стр. 36, 37.
[15] Р.Г. Мукминова, К вопросу о переселении кочевых узбеков в начале XVI в., "Известия АН УзССР", Серия общественных наук, 1956, №1, стр. 86.
[16] Б. Ахмедов, Узбёкларнинг келибчиқиши тарихидан, Ташкент, Изд-во. АН УзССР, 1962, стр. 7.
[17] Материалы по районированию Средней Азии..., ч. I, Бухара, стр. 177, 218.
[18] Там же, стр. 218.
[19]" М.С. Муканов, К вопросу о родорасселении казахов на территории Казалинского и Перовского уездов СырДарьннской области, "Труды Института история, археологии и этнографии АН КазССР>, т. 12, Алма-Ата, 1961, стр. 145.
[20] А.С. Сидиков, Родовое деление киргиз, в сб.: "В.В. Бартольду, Туркестанские друзья, ученики и почитатели", Ташкент,1927, стр. 287.
[21] В. Наливкин, Краткая история Кокандского ханства, Казань, 1886, стр.18.
[22]  Народы Средней Азии и Казахстана, т. 1, М, 1962, стр. 413.
[23]  Н. Ханыков, Описание Бухарского ханства, СПб., 1843, стр. 66; Материалы по районированию Средней Азии..., Ч.I, Бухара, стр. 175.
[24]  Народы Средней Азии и Казахстана, т. I, стр. 413.
[25] Слово "тамга" узбеки-кураминцы произносят "тама".
[26]  Материалы по районированию Средней Азии ..., т. I, Бухара, стр. 175.
[27] Там же, стр. 178.
[28] Н. Ханыков , Описание Бухарского панства..., стр. 65.
[29] Там же, стр. 65; Материалы по районированию Средней Азии.... ч. I, Бухара, стр 178.
[30] М.С. Муканов, К вопросу о родорасселении казахов..., стр. 145; В.В. Востров, Родоплеменной состав и расселение казахов..., стр. 76.
[31] В.В. Решетов, Кураминские говоры Ташкентской области, стр. 8.

15 января 2021      Опубликовал: admin      Просмотров: 2019      

Другие статьи из этой рубрики

Ш.С.Камолиддин. К вопросу об этногенезе узбекского народа

В некоторых публикациях последних лет, посвященных истории тюркских народов, наблюдается тенденция изобразить узбекский народ как конгломерат пришлых кочевых тюркских племен, пришедших на территорию Средней Азии в эпоху позднего средневековья.

Ш.С.Камолиддин. Культура оседлых тюрков Средней Азии. Заключение. Литература.

Таким образом, сведения письменных источников, в совокупности с данными археологии, архитектуры, искусства, исторической топонимии и терминологии свидетельствуют о том, что древние и средневековые тюрки имели свою богатую градостроительную культуру и архитектурные традиции, которые по своему уровню ничем не уступали культурам других народов Центральной Азии, оказывая на них свое влияние.

Б. X. Кармышева. Очерки этнической истории южных райнов Таджикистана и Узбекистана (по этнографическим данным)

Барласы были наиболее многочисленным и широко рас-селенным тюркским племенем. Их племенное название известно со времени Чингисхана: предводитель одной из 4 тысяч коренного монгольского войска, выделенного Чингисханом своему сыну Чагатаю, был из этого племени [289, 257]. А. Ю. Якубовский, как и В. В. Бартольд, не сомневался в том, что барласы (как и джалаиры, входившие в состав этих 4 тыс.) были монголами. Он писал, что "в 30-х и 40-х годах XIII в. это (барласы и джалаиры. — Б. К.) действительно были монголы, однако в 60—70-х годах XIV в. ни джалаиры, ни барласы таковыми уже не являлись. Даже наиболее привилегированные воины Тимура из чагатаев, носившие косы (что было не свойственно тюркскому населению), говорили уже только по-тюркски" [378, 10]. В предисловии к первому изданию "Истории народов Узбекистана", где А. Ю. Якубовский повторяет ту же мысль, в примечании редакции указывается, что вопрос о монгольском происхождении барласов и джалаиров является спорным и в науке еще не разрешен [341, 11]. Что послужило основанием для такого замечания, я не знаю, ибо до сих пор нет ни специальных исследований, ни более обоснованного высказывания, дающих основание оспаривать монгольское происхождение барласов. Л. Ю. Якубовский, вероятно, опирался прежде всего на Рашид-ад-дина, который неоднократно говорит о принадлежности последних к монголам [288, 78, 184; 289, 29, 269]. Джалаиры же, как теперь установлено исследованиями Ю. А. Зуева, действительно были не монголами, а тюрками [132, 178—185]. Говоря о барласах XV в., А. Ю. Якубовский вполне справедливо подчеркивает, что они были "потомками не только монголов, но и того тюркского населения, которое жило до прихода барласов в Кашкадарьинском районе" [378, 10].

Эльмира Гюль. Узбекский ковер: этническая специфика и вопросы символики декора

Ковровая карта позднесредневековых узбекских ханств была весьма разнообразна, при этом ковроткачество было распространено в ареалах обитания скотоводческого населения. Наряду с узбеками выделкой ковров занимались также местные туркмены, арабы, каракалпаки, киргизы, казахи, уйгуры, таджики. Общность этногенетических корней, совместное проживание способствовало закономерному культурному взаимообмену: распространению единых технических приемов, мотивов орнамента. В контактных районах подчас сложно выявить происхождение того или иного изделия. Вместе с тем, некоторые ковры несут в себе четкую идентификацию, что делает их сразу узнаваемыми. Что касается собственно узбекского населения, то ковроткачество развивалось у узбеков-туркман (Нурата) и этнических групп дашти-кипчакского племенного объединения, сохранивших скотоводческий тип хозяйствования, в первую очередь кунгратов, локаев, кипчаков, туяклы, минг, найман, а также других, менее крупных племен. Участие перечисленных племен в этногенезе не только узбеков, но и иных народов-соседей, обусловило общность традиций прикладного искусства, в том числе ковроделия.

Ш.С.Камолиддин. Культура оседлых тюрков Средней Азии. Часть I

В последние десятилетия среди исследователей древней и средневековой истории Средней и Центральной Азии все более актуальной становится тема взаимоотношений оседлых народов с кочевыми племенами *1. В частности, многими исследователями не раз ставился вопрос о существовании у древних и средневековых тюрков не только земледелия [Давыдова, Шилов, 1953, c. 193-201; Molnar,1982,, pp. 215 – 224; Tang, 1981, p. 110 – 120], но и своей градостроительной культуры [Толстов, 1947, c. 100; Майдар, Пюрвеев, 1980, c. 79 – 81; Jagchid, 1981, pp. 70 – 88; Esin, 1983, p. 168 – 208; Poppe, 1981, pp. 89 – 94; Плетнева, 1982, c. 78; Кычанов, 1997, c. 274; Кумеков, 2004, c. 102 – 107; Камолиддин, 2004, c. 354 – 373], о чем свидетельствуют многочисленные данные китайских *2, арабских [al-Istakhri,.p. 298 – 300; Беруни, 1973, c. 472 – 473; ал-Идриси, c. 220 – 222], персидских [Hudud al-‘Alam, рр. 94 – 101] и тюркских источников [Кошгарий, т. 3, с. 122], а также данные археологии *3, исторической топонимии *4 и памятников архитектуры [Пугаченкова, 1949, c. 57 – 77].
 
 

2023 © "Евразийский исторический сервер"
 Абдуманапов Рустам
Пользовательское Соглашение

письменность | языкознание | хронология | генеалогия | угол зрения
главная | о проекте | словарь

Вопрос копирования материалов
Партнер: Кыргызский эпос "Манас"