1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96, 97, 98, 99, 100, 101, 102, 103, 104, 105, 106, 107, 108, 109, 110, 111, 112, 113, 114, 115, 116, 117, 118, 119, 120, 121, 122, 123, 124, 125, 126, 127, 128, 129, 130, 131, 132, 133, 134, 135, 136, 137, 138, 139, 140, 141, 142, 143, 144, 145, 146, 147, 148, 149, 150, 151, 152, 153, 154, 155, 156, 157, 158, 159, 160, 161, 162, 163, 164, 165, 166, 167
 
11111
 


Г. Файзиев. О родоплеменном составе узбеков-кураминцев конца XIX—начала XX века

Оригинальная версия: // Общественные науки в Узбекистане. 1963. №11. С.43-47

С.43
Как известно, в недалеком прошлом узбеки-кураминцы были самостоятельной этнографической группой населения Средней Азии. В дооктябрьский период кураминцы населяли главным образом юго-восточные районы нынешней Ташкентской области, а также некоторые кишлаки Андижанской области. Еще во время Всесоюзной переписи 1926 г. кураминцы были выделены под собственным названием и число их определялось в 50 078 человек [1].

Культура и быт кураминцев до революции имели характерные особенности, отличавшие их от иных этнических компонентов узбекского народа. Они вели полуоседлый образ жизни, сочетая орошаемое земледелие с отгонным скотоводством; жили в юртах ("кора уй") и шалашах (капа), но имели и жилища оседлого типа.
Термин "курама", по утверждению большинства исследователей, означает "смесь", "смешанную группу" [2].

В.В. Решетов утверждает, что этническая группа курама образовалась в результате длительного смешения монгольских джалаиров и тюркоязычного населения долины Ангрена с прежними ираноязычными аборигенами [3].

В литературе имеются некоторые отрывочные данные о кураминских родах и племенах [4].

Стремясь получить более подробные сведения об узбеках-кураминцах, мы провели соответствующие этнографические изыскания, в результате которых собран значительный материал, в частности о родоплемениом составе узбеков-кураминцев конца XIX — начала XX в. Так, были выявлены новые наименования кураминских племен, родов и родовых подразделений (кайсар, сартамгалы, тартулы, шийка, катаган, дурман, балгалы, сувти, учуру-уштамгалы, куштамгалы, айтамгалы, ильтамгалы идр.), а также их мелкие родовые и семейно-родственные группы.

Кураминские джалаиры, уйшуны, канджигалы, теляу, ачамайлы, могол, тама и другие в прошлом были отдельными племенами, которые со временем подвергались дроблению, и частицы их вошли в состав кураминцев. К концу XIX — началу XX в. эти племена сохранились уже лишь в виде родов и даже мелких родовых подразделений. Однако для удобства исследования мы будем называть крупные родоплеменные группы кураминцев (уру) — племенами, мелкие (топы) — родами, а еще более мелкие (ата) — семейно-родственными группами.

Племя джалаир одно из самых крупных кураминских племен, представители которого расселены по всей Ангренской долине и составляют значительную часть жителей кишлаков Янгибазар, Кендирсай, Ачамайли, Теляу, Джанджал, Ивалек, Галабатир, Курамааул, Кайтмас Среднечирчикского района; Джалаир (колхоз "Ленинабад"), Джалаир (колхоз им. Ленина") Аккурганского района; Каракуйли, Карасийрак, Джалаир, Ивалек Букинского района.

Название "джалаир", упоминаемое во всех списках узбекских и казахских племен, восходит к названию монгольского племенного союза джалаиров, которые, по историческим данным, остались здесь еще с XIII в. [5] и впоследствии смешивались с другими пришельцами и аборигенами страны.

Нам удалось выявить следующие родовые названия кураминских джалаиров: каракуйли, керейт, уйшун, нуктаказы, карачапан, курсак, чувалдак, джастабан, турайгир, тупар. Для сравнения приведем родовой состав казахских джалаиров быв. Большой Казахской орды: андас, мурха, карачапан, урыкты, акбиюм, кальпа, суптай, арыктаным, байчигир, сийирчи, балгалы, кайчили
и кучук [6].

С.44
Как видно, названия большинства родов кураминских джалаиров не совпадают с казахскими и, вероятно, их не следует смешивать, как это делал в свое время М. Тынышбаев [7].

Кураминское племя, уйшун, или бешуру куштамгалы, делится на пять родов: канджигалы, исмадияр, кебанак, чувилдак, бугаджилы, — которые живут в кишлаках Уйшун, Канджигалы, Кебанак, Бургалы, Мингтепа, Чувилдак Среднечирчикского района, а также в кишл. Гартепа Букинского района.

Интересно отметить, что под названием багаджилы известно отделение узбекского племени ачамайли-кенегес [8], а также одно из племен "шести отцов" — олти-ота богаджилю — у нуратинских туркмен [9].

Если в одних местах канджигалы являются родом племени уйшун, то в других местах они не причисляют себя к уйшунам. В последнем случае канджигалы распадаются на следующие роды: байтопи, аздабай, катта кунсадак, кичик кунсадак, абиз (хафиз), курпа киркчузма, бешкаль. Эти подразделения расселены в кишлаках Ханабад (Ахаигаран), Убайт, Мунчактепа, Курган, Ногайкургаи, а также Авджасай Среднечирчикского района. Кроме того, род абиз встречается в кишл. Сарджайлак того же района и в кишл. Могол Букинского района; род бешкаль — в кишлаках Керавчи, Кариз и Муратали Букинского района.

В среде уйшунов распространены различные предания, связывающие их происхождение с монголами. В кишл. Канджигалы (колхоз им. XX партсъезда Среднечирчикского района) нами записано предание о том, что предок уйшунов был монголом, а в кишл. Убайт того же района считают, что предок рода канджигалы Киличдар был выслан монголами из Отрара; от его потомства и берут свое начало все родовые подразделения канджигалы. По другому преданию, предком канджигалы был Бургут, который пришел сюда, цепляясь за седло лошади одного человека, а потому и получил прозвище "канджигалы"

Кроме того, у канджигалиниев есть предание о происхождении их из Джидали Байсуна, местонахождение которого указывается различными авторами по-разному [11]. В то же время известно, что подразделение канджигалы имеется и в узбекском племени кунград [12]. Все это позволяет полагать, что кураминский род и племя канджигалы сложились на основе узбекских канджигалинцев, которые, очевидно, поселились здесь после прихода Шейбанихана [13].

Кураминское племя унгут целиком населяет кишл. Унгут Среднечирчикского района. Четыре рода этого племени: кийту, джетиуру, кокмуйин джетиуру и аршти, — в свою очередь, делятся на поколения (ата). Например, род кийту имеет четыре ата: кандавлат, назар караган, шибан караган и маджар караган; род кокмуйин джетиуру имеет два ата: наран караган и теляу караган, а род аршти — одно ата—байтиш караган. Кстати, род кийту (кийтик) имеется в кишл. Авджазсай Среднечирчикского района, а в кишл. Ташкишлак Букинского района есть род джетиуру.

Интересно отметить, что племя маджар упоминается в двух местах у Рашид-аддина [14]. О проживании в Мавераннахре племени маджар еще в доузбекский период сообщают авторы XV в. [15]. По сведениям Махмуда иби Вали (XVI в.), в войсках Шейбани-хана были и отряды маджаров [16]. В 20-е годы XX в. И. Магидович зарегистрировал в Самаркандской области маджар в качестве отделения узбекского племени оваклы-кенегес [17]. Он считает маджар несомненными сородичами мадьяров [18]. Возможно, что поколение маджар кураминского племени унгут является осколком тех маджар, которые пришли в Среднюю Азию с войсками Шейбани-хана.

С.45
Отметим, что род джетиуру имелся среди казахов Малой Казахской орды [19]. Так же называется и подразделение" киргизского племени сару левого крыла [20]. Однако представители рода джетиуру Кураминского племени унгут причисляют себя к кураминцам и действительно не отличаются от них по своей культуре и быту. Очевидно, кураминское племя унгут, сходное по названию с узбекским племенем унгут, сложилось из представителей различных родов и племен.

Крупным кураминским племенем было теляу, в прошлом делившееся на роды: тупар, каракуйли, баджика, карасийрак, чиликчи, джапалак и чилкар. Представители их ныне живут в кишлаках Шавгаз, Теляу, Джанджал и Куидузак Среднечирчикского района, а также Каракуйли, Карасийрак и Рават Букинского района.

По народному преданию, в далеком прошлом жил некий Теляубаба, от которого осталось семь сыновей — Тупар, Каракуйли, Баджика, Карасийрак, Чиликчи, Джапалак и Чилкар. От них и берут свое начало роды племени теляу.

Наличие в племени теляу рода тупар говорит о том, что это племя некогда приняло в свой состав представителей тупар джалаиров, а также о том, что племя теляу образовалось из отдельных частей монгольских и узбекских племен и родов.

Кураминское племя могол имело роды: могол, абиз (хафиз), кумхор, алтибала и буранчи. В свою очередь, род алтибала делился на поколения: сарка танлы, атимтай, алтибала. Представители этого племени ныне живут в основном на территории колхоза "Гулистан" Букинского района, а представители поколения атимтай имеются и в кишл. Ивалек того же района.

О происхождении племени могол можно сказать, что оно образовалось из осколков этнической группы могол, пришедшей в Акгренскую долину, по-видимому, в эпоху Чингисидов, поскольку могол упоминается среди 92 узбекских родов, пришедших с Чингис-ханом или вслед за ним [21].

Род абиз мы встречаем и в составе кураминского племени канджигалы. Возможно, что оба рода имеют единое происхождение. Интересно, что род абиз имеется и в составе каракалпакского племени ашамайлы [22].

Основная масса кураминского племеникышлык расселена в кишл. Сагана, или Кышлык, Букинского района, а также Галабатир и Курамааул Среднечирчикского района. Племя кышлык имело в своем составе четыре рода: чучам, джиян, бешогул и алтиогул.

В отношении племен ивалек и керавчи можно сказать, что они были несомненно узбекскими. Из них племя ивалек (представители которого живут в кишлаках Ивалек Букинского и Среднечирчикского районов) распадалось на роды: джалаир, керейт и атимтай. Поскольку джалаир и керейт являются самостоятельными кураминскими племенами, а атимтай — родом племени могол, то племя ивалек нельзя считать единым по происхождению.

Племя керавчи дало свое название кишлаку Керавчи в Букинском районе, большинство населения которого составляют выходцы из Ташкента, Пскента и Ферганской долины. Самих кураминцев там очень малои они являются представителями рода бешкаль.

Племя балгалы с четырьмя родами — аджамкат, батир, байтопи и казахтопи — населяет кишлаки Балгалы, Шамат, Камар сельсовета Теляу и кишл. Балгалы сельсовета Ахангаран Среднечирчикского района. О происхождении его представитель рода байтопи 72-летний Султанбаба Рустамов (из кишл. Балгалы) сообщил, что в далеком прошлом балгалы имели тысячи домов и жили в окрестности г. Қаган. Когда бухарский хан обложил их большими налогами, они переселились в окрестности Самарканда, а затем в г. Сайрам и Ангренскую долину.

Кураминское племя ачамайлы, потомки которого живут сейчас на участке им. Серго Ташкентского племенного совхоза, распадалось на шесть родов: джунбаш, сийрак, кошкази, пулод, додхо, дженгакерейт. По преданию, эти роды пришли с шести сторон. Из них джанга-керейт пришел с берегов арыка Ачамайлы, в окрестностях Самарканда. Интересно, чтоачамайлы живут и в кишл. Ачамайлы Букинского района. Но здесь они имеют совсем иные роды: кучанай, момыш, актюма, джамантери. Отсюда видно, что ачамайлы Среднечирчикского и Букинского районов, не имеют между собой родственных связей. Ачамайлы отмечаются и в составе отдела узбекского племени кунград-вахтамгалы [23], а также являются одним из каракалпакских племен [24].

C.46
На правом берегу Қарабагсая — одного из верхних притоков Ангрена — расположен кишл. Самарчик, заселенный исключительно представителями кураминсхого племени самарчик. В прошлом, по сообщению 58-летнего Турдиали Кийикбаева, самарчик было единым племенем и имело четыре рода: карагалта, сигасан, курбангуджа и ургубак. К последним затем присоединились кипчаки.

Среди кураминских племен более компактным расселением отличается племя тама [26], представители которого живут в основном в Аккурганском районе и лишь изрецка встречаются в других районах Ангренской долины. Нами выявлено несколько родов тама: алчин, джабал, джабал курак, кирчанги. Характерно, что некоторые таминцы, считая себя узбекамикураминцами, связывают своих предков с Малой Казахской ордой.

К племени тама относится и учуру уштамгалы: ильтамгалы, айтамгалы и куштамгалы. Все они расселены в кишлаках Аккурганского района — Карасийрак, Куштамгалы, Айтамгалы, Ильтамгалы и Канка. Нам кажется, что ильтамгалы, куштамгалы и айтамгалы были когда-то самостоятельными племенами, ибо в каждом из них имеются свои роды. Так, у ильтамгалы были роды: чалбайш, байтопи, дуванатопи и айкуллик; у айтамгалы — кумирчи, конка и чубаланчи; у куштамгалы — андабай, чубак, сейдали и таз. Из них лишь род кумирчи имел поколения: кийшик, бай, заргар и мерган. В кишл. Карасийрак жили: карасийрак, джайлов, мингбай и киргиз.

Нам кажется, что кураминское племя учуру уштамгалы имеет какое-то отношение к узбекскому племени учуру уштамгалы, поскольку представители его ясно осознают свою принадлежность к тама, а род тама имелся в составе узбекского племени учуру [36]. В то же время отделение айтамгалы является отделом узбекского племени туркмен [27], а куштамгалы — отделом племени кунград [28].

Кураминское племя тартулы населяет кишл. Тартулы Аккурганского района. Отметим, что тартулы известно как мелкое подразделение отдела канджигалы узбекского племени кунград, расселившегося в Зеравшанской долине [29]. По литературным данным мы не нашли племени или рода под названием тартулы у других народов.

Представители племени джагалбайлы проживают в кишл. Джагалбайлы (колхоз им. Ахунбабаева) Букинского района и в небольшом кишлаке Джагалбайлы (колхоз им. Куйбышева) Аккурганского района. Джагалбайлы Букинского района имели роды: даберди, ходжа, чигатай и уштамгалы. Род чигатай впервые обнаружен нами в составе этого племени.

Надо сказать, что в известной родословной узбеков нет племени, рода или родового подразделения джагалбайлы. В то же время джагалбайлы является родом племени джетиуру, входившего в состав Малой Казахской орды [30], что говорит о казахском происхождении этого кураминского племени.

У В.В. Решетова мы встретили отдельный кураминский род керейт [31]. По нашим полевым данным, керейт является родом кураминского племени джалаир и члены его повсеместно расселены с представителями других джалаирских родов.

Племя юз в основной своей массе проживает в кишлаках Аккурганского района — Каирма, Коштепа, Кальиляс, Керейт, Джетиуру, а также в колхозе им. К. Маркса того же района. Представители этого племени хорошо помнят свою принадлежность к юзам Джизакского района Самаркандской области, с которыми они поддерживают родственные связи. Но сами они не относятся к курамннцам, и это дает нам основание сомневаться в правильности причисления дореволюционными и некоторыми советскими авторами юзов Аккурганского района к узбекам-кураминцам.

Как уже отмечалось выше, такие кураминские племена и роды, как кайсар, сартамгалы, шнйка, катаган, дурман и сувти, до сих пор не были известны исследователям. Из них племя сартамгалы до революции сохраняло свою целостность и заселяло кишл. Сартамгалы Среднечирчикского района. В его состав входили роды: джулдабай, байтопи, кулбай и кетмантопи. О происхождении племени сартамгалы существует предание, что члены этого племени не знали, откуда они пришли, а окружающее население называло их "сан тамгалы" — "ты с отпечаткой владельца", т.е. "ты раб".

Племя кайсар, вероятно,' было самостоятельным, ибо оно имело в своем составе такие роды, как чурагасы, катта бедар, кичик бедар и хуруш, которые компактно проживают в кишлаках Кайсар и Накпай, севернее г. Алмалыка. Кроме того, род кайсар проживает и в кишл. Сайд Букинского района.

C. 47
Остатки племен катаган и дурман в качестве родов встречаются в кишлаках Карабаг Среднечирчикского района и в Алмалыкауле Букинского района, а представители рода сувти живут в двух кишлаках (того же названия) в Букинском и Аккурганском районах.

Таким образом, приведенные материалы убедительно показывают, что этническая группа курама в дооктябрьский период была смешанной и образованной в основном из различных узбекских и частично казахских племен и родов. В своей хозяйственной жизни, быту, языке и культуре они имели много общего с другими узбекскими племенами и родами. Огромные изменения, происшедшие в жизни узбеков кураминцев за годы Советской власти, привели их к консолидации вместе с другими этническими компонентами узбекского народа в единую узбекскую социалистическую нацию.

Сноски:
[1] Всесоюзная перепись населения 1926 г. Узбекская ССР, т. XV, М., 1928, стр.9.
[2] Ранние упоминания термина "курама" встречаются в вакф-наме Ходжи Ахрара (XV в.) и в "Мукимханской истории" Мухаммеда Юсуфа Мунши (XVIII в.).
[3] В. В. Решетов, К вопросу о термине "курама" и кураминцах, "Бюллетень АН УзССР", 1945, №5, стр. 18.
[4] А.И. Макшеев, Географические, этнографические и статистические материалы о Туркестанском крае, СПб., 1868, стр. 37; В.В. Радлов, Средняя Зеравшанская долина, "Записки Русского географического общества", по отд. этнографии, т. VI, СПб., 1880, стр. 65; В. Наливкин, Туземцы раньше и теперь, Ташкент, 1913, стр. 9; В.В. Решетов, Кураминские говоры Ташкентской области, рукопись докторской диссертации, М., Государственная публичная библиотека им. В.И. Ленина, 1951, стр.8.
[5] А.Ю. Якубовский, К вопросу об этногенезе узбекского народа, Ташкент, 1941, стр. 10.
[6] Н.А. Аристов, Заметки об этническом составе тюркских племен и народностей, журн. "Живая старина", вып. III—IV, СПб., 1896, стр. 352; В.В. Востров, Родоплеменной состав и расселение казахов на территории Семиреченской области, "Труды Института истории, археологии и этнографии АН КазССР", т. 12, АлмаАта, 1961, стр. 121.
[7] М. Тынышбаев , Историческая справка и племенной состав коренного населения Ташкентского уезда, Кзыл-Орда, 1926, стр. 10.
[8] Материалы по районированию Средней Азии, кн.I, Территория и население Бухары и Хорезма, ч. I, Бухара, Ташкент, 1926, стр. 176.
[9] В.Г. Мошкова, Некоторые общие элементы в родоплеменном составе узбеков, каракалпаков и туркмен, "Труды Института истории и археологии АН УзССР", т. 2, Ташкент, Изд-во АН УзССР, 1950, стр. 146.
[10] Слово "канджига", по объяснению наших информаторов, а также по Л. Будагову, означает кольца с ремешками, прикрепленные к бокам седла.
[11] X.Т. Зарифов , Основные мотивы эпоса "Алпамыш", в сб.: "Об эпосе "Алпамыш", Ташкент, 1959, стр. 12, 13; Л.С. Толстова, Каракалпаки Ферганской долины, Нукус, 1959, стр. 22, 26.
[12] Материалы по районированию Средней Азии..., ч. I, Бухара, стр. 176.
[13]  А.А. Семенов, Шейбани-хан и завоевание им империи Тимура, "Труды АН ТаджССР", т. XII, вып. I, 1954, стр. 82.
[14]  Рашид ад-дин, Сборник летописей, т. II, М.—Л., 1960, стр. 36, 37.
[15] Р.Г. Мукминова, К вопросу о переселении кочевых узбеков в начале XVI в., "Известия АН УзССР", Серия общественных наук, 1956, №1, стр. 86.
[16] Б. Ахмедов, Узбёкларнинг келибчиқиши тарихидан, Ташкент, Изд-во. АН УзССР, 1962, стр. 7.
[17] Материалы по районированию Средней Азии..., ч. I, Бухара, стр. 177, 218.
[18] Там же, стр. 218.
[19]" М.С. Муканов, К вопросу о родорасселении казахов на территории Казалинского и Перовского уездов СырДарьннской области, "Труды Института история, археологии и этнографии АН КазССР>, т. 12, Алма-Ата, 1961, стр. 145.
[20] А.С. Сидиков, Родовое деление киргиз, в сб.: "В.В. Бартольду, Туркестанские друзья, ученики и почитатели", Ташкент,1927, стр. 287.
[21] В. Наливкин, Краткая история Кокандского ханства, Казань, 1886, стр.18.
[22]  Народы Средней Азии и Казахстана, т. 1, М, 1962, стр. 413.
[23]  Н. Ханыков, Описание Бухарского ханства, СПб., 1843, стр. 66; Материалы по районированию Средней Азии..., Ч.I, Бухара, стр. 175.
[24]  Народы Средней Азии и Казахстана, т. I, стр. 413.
[25] Слово "тамга" узбеки-кураминцы произносят "тама".
[26]  Материалы по районированию Средней Азии ..., т. I, Бухара, стр. 175.
[27] Там же, стр. 178.
[28] Н. Ханыков , Описание Бухарского панства..., стр. 65.
[29] Там же, стр. 65; Материалы по районированию Средней Азии.... ч. I, Бухара, стр 178.
[30] М.С. Муканов, К вопросу о родорасселении казахов..., стр. 145; В.В. Востров, Родоплеменной состав и расселение казахов..., стр. 76.
[31] В.В. Решетов, Кураминские говоры Ташкентской области, стр. 8.

15 января 2021      Опубликовал: admin      Просмотров: 2588      

Другие статьи из этой рубрики

Эльмира Гюль. Узбекский ковер: этническая специфика и вопросы символики декора

Ковровая карта позднесредневековых узбекских ханств была весьма разнообразна, при этом ковроткачество было распространено в ареалах обитания скотоводческого населения. Наряду с узбеками выделкой ковров занимались также местные туркмены, арабы, каракалпаки, киргизы, казахи, уйгуры, таджики. Общность этногенетических корней, совместное проживание способствовало закономерному культурному взаимообмену: распространению единых технических приемов, мотивов орнамента. В контактных районах подчас сложно выявить происхождение того или иного изделия. Вместе с тем, некоторые ковры несут в себе четкую идентификацию, что делает их сразу узнаваемыми. Что касается собственно узбекского населения, то ковроткачество развивалось у узбеков-туркман (Нурата) и этнических групп дашти-кипчакского племенного объединения, сохранивших скотоводческий тип хозяйствования, в первую очередь кунгратов, локаев, кипчаков, туяклы, минг, найман, а также других, менее крупных племен. Участие перечисленных племен в этногенезе не только узбеков, но и иных народов-соседей, обусловило общность традиций прикладного искусства, в том числе ковроделия.

Ш.С.Камолиддин. Культура оседлых тюрков Средней Азии. Часть I

В последние десятилетия среди исследователей древней и средневековой истории Средней и Центральной Азии все более актуальной становится тема взаимоотношений оседлых народов с кочевыми племенами *1. В частности, многими исследователями не раз ставился вопрос о существовании у древних и средневековых тюрков не только земледелия [Давыдова, Шилов, 1953, c. 193-201; Molnar,1982,, pp. 215 – 224; Tang, 1981, p. 110 – 120], но и своей градостроительной культуры [Толстов, 1947, c. 100; Майдар, Пюрвеев, 1980, c. 79 – 81; Jagchid, 1981, pp. 70 – 88; Esin, 1983, p. 168 – 208; Poppe, 1981, pp. 89 – 94; Плетнева, 1982, c. 78; Кычанов, 1997, c. 274; Кумеков, 2004, c. 102 – 107; Камолиддин, 2004, c. 354 – 373], о чем свидетельствуют многочисленные данные китайских *2, арабских [al-Istakhri,.p. 298 – 300; Беруни, 1973, c. 472 – 473; ал-Идриси, c. 220 – 222], персидских [Hudud al-‘Alam, рр. 94 – 101] и тюркских источников [Кошгарий, т. 3, с. 122], а также данные археологии *3, исторической топонимии *4 и памятников архитектуры [Пугаченкова, 1949, c. 57 – 77].

Ш.С.Камолиддин. К вопросу об этногенезе узбекского народа

В некоторых публикациях последних лет, посвященных истории тюркских народов, наблюдается тенденция изобразить узбекский народ как конгломерат пришлых кочевых тюркских племен, пришедших на территорию Средней Азии в эпоху позднего средневековья.

Ш.С.Камолиддин. Культура оседлых тюрков Средней Азии. Заключение. Литература.

Таким образом, сведения письменных источников, в совокупности с данными археологии, архитектуры, искусства, исторической топонимии и терминологии свидетельствуют о том, что древние и средневековые тюрки имели свою богатую градостроительную культуру и архитектурные традиции, которые по своему уровню ничем не уступали культурам других народов Центральной Азии, оказывая на них свое влияние.

Ш.С.Камолиддин. Культура оседлых тюрков Средней Азии. Часть II

Кроме земледелия оседлые тюрки занимались также садоводством, и особенно виноградарством и виноделием. В VII в. в Китае виноград считался экзотическим растением и большими специалистами по выращиванию лозы и приготовлению вина считались римляне, арабы и тюрки-уйгуры [Шефер, 1981, с. 193]. В 647 г. тюркский йабгу преподнес в дар китайскому императору виноградную лозу по названию "сосок кобылицы" [Шефер, 1981, с. 579]. В китайском тексте VIII в. упоминается тюркский титул фу-ни жэ-хань, который носили те, кто следил за соблюдением законности и очередности при подношении вин. Транскрипция слова фу-ни, означающего "вино", восходит к древнетюркскому begni – хмельной напиток, изготовленный из проса или ячменя [Кошгарий, т. 1, с. 408; т. 3, с. 68]. Cчитается, что это слово относится к числу названий божественного происхождения [Henning, 1965, p. 245, 246]. Среди древнетюркских изваяний Монголии трижды встречаются изображения "виночерпиев" с сосудами [Войтов, 1996].
 
 

2023 © "Евразийский исторический сервер"
 Абдуманапов Рустам
Пользовательское Соглашение

письменность | языкознание | хронология | генеалогия | угол зрения
главная | о проекте | словарь

Вопрос копирования материалов
Партнер: Кыргызский эпос "Манас"