|
Материалы по мифологии и легендарной истории якутов из собраний Ксенофонтова Г.В.
Гавриил Васильевич Ксенофонтов - представитель первой плеяды якутских интеллигентов, ученый-этнограф, фольклорист, научное наследие которого представляет огромный интерес не только как яркая страница якутской и сибирской историографии, но и как явление якутской культуры. Его судьба, как и судьбы большинства представителей этого поколения интеллигентов, сложилась трагично. В 1938 г. он был репрессирован и вскоре ушел из жизни. Труды, оставленные Ксенофонтовым, представляют большую ценность для изучения истории и культуры народов Якутии и Сибири и давно стали библиографической редкостью. Помимо изданных работ он оставил богатое рукописное наследие, которое хранится в архиве Якутского научного центра (ЯНЦ) РАН. Ниже представлены фрагменты мифов и легендарной истории саха, собранные этим замечательным исследователем.
•••
Омогон - исконный житель этого края, имел жену и семь или восемь дочерей. Были ли у него люди - неизвестно. Эр-Соготох-Эллэй прибыл с юга, его отец, как рассказывают, происходил из татар. Отца звали Арсаах, он бежал с сыном от войны. Воевали татары и русские. Последние победили. Арсаах прибыл к верховьям нашей реки верхом на жеребце… Этот Эллэй на юге имел, оказывается, книгу. Спеша в дорогу, он забыл захватить ее с собой. Если бы он привез ее, то мы имели бы свое образование.
•••
Эллэй по происхождению татарин. Отец его, говорят, был царем у татар, звали же его Джура-Хаан. Этот Джура-Хаан вел войну с русскими; один из его четырех сыновей бежал от войны в нашу страну. Его звали Эллэем. Бежал он якобы по указанию своего отца, который рассказал: "В ледовитое море впадает большая река, там живет тихий, послушный народ".
•••
В эту-то пору и приплыли на плоту беглецы от кыргысской войны. Беглецов было трое - Омогон-Баай из татар, Кюп-Бюкээтэп-кузнец из племени "кыргыс" и Джаппан Быраадай - шаман, тоже из кыргыс. Начальником у них был Омогон. Поселившись в этом краю, они поженились на дочерях туземного народа и разбогатели. В те времена в земле бурят жил, говорят, один человек по имени Эр-Соготох-Эллэй-Боотур; имел он отца, слепого на оба глаза. Этот человек обладал особым воинским искусством и однажды при военных упражнениях или играх случайно умертвил человека. Такой преступник по обычаям того времени подлежал наказанию смертью же.
•••
В древности хоринцы обладали несметным богатством, имели множество скота. Однажды случилось большое наводнение, которое унесло много хоринцев и скота… Хоринцев ругают, говоря, что их предки когда-то поклонялись ворону. Во время наводнения предки хоринцев будто бы сидели без огня. В это время прилетел ворон, держа во рту огниво с мешочком для трута, и спустил это хоринцам.
•••
Рассказывают, что якутов нашего Хоринского наслега в древности было много. Разбрелись будто-бы от потопа, некоторые тогда выехали в горы. Хоринцы своими предками считают 44 шамана и 44 кузнеца.
•••
Тыгын был у якутов вроде царя. Он, по рассказам, уничтожил все потомство Хоро-Огонньоро и его самого. Старик, умирая, будто бы сказал: "Пусть в грядущем размножившиеся потомки хоринцев будут причиной вашей гибели!". Затем, еще рассказывают, что предок хоринцев убил Бэрт-Хара стрелой из засады на склоне Ытык-Хая.
•••
Тыгын - позднейший потомок Эллэя из Кангаласского улуса. Он среди якутов не имел равных соперников. Бэрт-Хара, происходивший из Ботурусского улуса, служил у него витязем. Позже Бэрт-Хара был убит сыновьями Тыгына. Вообще Тыгын жил как полновластный царь якутов. Где увидит или услышит, что у кого-либо имеется скот или прочее богатство, тотчас же отправлялся к нему и отбирал силой.
•••
Тыгын имел много войска. Однажды он с большим отрядом ходил на Вилюй. Идя по нему, дошел до верховьев и возвратился назад потому, что по реке пошла шуга. Ездил он искать народ, воевать. Затем отправился с отрядом далеко на восток; вернулся, будто бы услышав колокольный звон, приняв его за голос богатыря. Имел он двух боевых коней, закованных в латы… Каждый год, когда показывалась зеленая мурава, Тыгын устраивал ысыахи, а когда пожелтеет трава, выступал на войну.
•••
Древний обычай воспитания воинов. Рассказывают, что у древних якутов практиковалось обучение воинскому искусству. Учение мальчика начиналось с трехлетного возраста. Сначала бросали в него горящие угли, чтобы приучить его увертываться. После того переходили к обучению оружием, били пальмой, напоследок учили увертываться от стрел. Юноша к 18 годам обязан был закончить воинское обучение. В заключение обученного юношу подвергали особому испытанию: когда он сидел дома, неожиданно входил со двора искусный воин и с оружием в руках гнался за ним, рубя по чему попало. После этого юношу раздевали и проверяли, не коснулось ли оружие его тела. Если на теле оказывались раны, то обучение признавалось незаконченным… Рассказывают, что это обучение воинскому искусству оставлено было после прибытия русских.
•••
Птицы - божества. Божеством якутов Намского улуса считается лебедь. В старину, по рассказам, невестки, если заслышат голоса летящих лебедей, наряжались, надевали меховую высокую шапку и выходили на двор посмотреть на этих птиц. Якуты Кангаласского улуса своим божеством почитали орла. Про кангаласцев у нас поется в песнях:
Орла с черным оплечьем имеющие своим божеством, С поводами из кожаных обрезков, С недоуздками из ивовой коры, Ездящие на вьючных седлах, Имеющие коней кроваво-красной масти, Со ртами всегда окрававленными, Кровавые кангаласцы.
•••
В древности в районе реки Индигирки проживал народ хоро. Говорят, их было такое множество, что невозможно было и сосчитать их. Этот многочисленный народ какими-то судьбами целиком вымер. Они будто бы проживали много раньше чукчей.
•••
В стране Хоро, где зимуют птицы, есть, говорят, старуха, которая с железной острогой охотится на птиц. Она будто бы захватывает своей острогой гуся, которого облюбует. "Дэгиэ" - железный стержень с крючком, служит у нас для захватывания рыбы. Эта старуха, рассказывают, имеет каменную шапку. Она живет там, где небо и земля сошлись вместе.
•••
Отец Эллэя был шаман Тюмэн-Хара. В то время когда русские воевали с татарами, этот шаман бежал вместе с сыном. Бежали они на одном коне. Им пришлось ехать по безводной местности. В старину, рассказывают, у якутов была и шелковая материя. Они такую материю, привязав к хвосту коня, волокли по земле. Когда она промокала от росы, выжимали воду и утоляли свою жажду, а также поили коня.
Подготовил Василий Ушницкий.
Цитировано по:
- Эллэйада. Материалы по мифологии и легендарной истории якутов. - М: Наука, 1977.
1 сентября 2008 Опубликовал: admin Просмотров: 4396
Другие статьи из этой рубрики
Одним из самых темных вопросов истории якутского народа является вопрос о его происхождении. Какими-либо документальными данными для решения этого вопроса мы не располагаем, и потому исследователь вынужден углубляться в область лингвистики, археологии, антропологии и этнографии, чтобы оттуда извлечь какие-либо указания на происхождение этого даровитого племени, сохранившего, несмотря на крайне неблагоприятные жизненные условия, свой богатый язык и произведения своего духовного творчества и, что всего замечательнее, свой физический тип. Якуты, как известно, не только не ассимилировались с окружающими их народностями, но, наоборот, эти последние сами подвергаются в большей или меньшей степени объякучиванию, часто до полного забвения собственного языка, что наблюдается, напр., у некоторых тунгусских родов Майского ведомства.
|
|