MONUMENTA ALTAICA – свободный доступ к древним и современным текстам на алтайских языках, к современной и классической научной литературе по лингвистическим проблемам алтайских языков, к словарям, библиографиям и грамматикам монгольских, тюркских, тунгусо-маньчжурских, корейского и японского языков.
Зая-Пандит (1599-1662) Видный ойратский и общемонгольский религиозный и политический деятель, ученый и просветитель, поэт и переводчик, создатель ойратской фонетической письменности "тодо бичиг", происходил из племени хошоут, отока гöрööчин, рода шанггас.
Современные ойраты - это группа монгольских народов в Монголии, Кыргызстане, Китае и России. Помимо этого, группы ойратов (мигрантов из России XX века) существуют в США, Канаде, Франции, Германии, Болгарии, Австралии, Бельгии, Испании, Канаде (Квебек), Польше, Чехии, даже в Африке, и, возможно, в Турции. Их численность в: Монголии 140 000 чел. данные на 1996 г., источник: устная информация председателя общества "Хальмг Тангч" Катушова К. П.; Китае по одним данным: 147 100 чел. на 1995 г., источник: Bethany World Prayer Center; по другим данным - 250 000 на 1996 г., источник: устная информация Катушова К. П.; из них потомки волжских 119 002 в Синьзянь-Уйгурском авт. районе КНР на 1984 г., источник: Дикарев А.Д. Демографические проблемы национальных меньшинств КНР. "Восточная литература" РАН. 1996; России 146 316 чел. - по переписи 1989 г. в Республике Калмыкия; и 178 200 в целом по России данные на 1999 г., источник: бюллетень "Население и общество" Центра демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН - http://demoscope.ru/weekly/knigi/ns_r99/razdel1g1_4.html; причем только в последней они имеют государственное образование (Республика Калмыкия - "Хальмг Тангч" является на сегодняшний день субъектом РФ); Кыргызстане более 10 000 чел. данные на 1996 г.; источник: Илишкин Н.У. Сородичи с разных континентов. Ойрат-калмыцкое зарубежье. Элиста, АПП "Джангар", 1996. Из других групп наиболее многочисленны диаспоры в США - около 2 000 чел., Франции - свыше 800 чел. на 2 апреля 1996 г.; источник: устная информация Катушова К.П. и Чехии около 300 человек на 9 декабря 2001 г., источник: устная информация Шарманджиева Э. В. В Афганистане около 50 000 чел. на 1996 г.; источник: Илишкин Н.У. Сородичи с разных континентов. Ойрат-калмыцкое зарубежье. Элиста, АПП "Джангар", 1996 - потомки монголов Хулагу-хана. Некоторые данные позволяют предполагать среди них ойратов. Говорят на ойратских диалектах монгольской группы алтайской языковой семьи. В зависимости от локализации переходят на языки стран пребывания (в странах Европы, США, Канаде, России и Кыргызстане), как правило, сохраняя родной язык, Россия в этом смысле исключение (процент лиц владеющих родным языком очень низок). В Монгольской Республике частично переходят на халхасский диалект монгольского языка. Данных по КНР нет.
[Санжи Хойт]
ВОПРОСЫ ПРОИСХОЖДЕНИЯ
ЭКСКУРС В ИСТОРИЮ ОЙРАТОВ (ДРУГИЕ НАЗВАНИЯ ДЖУНГАРЫ, КАЛМЫКИ)
Целью работы является достоверное и полное по возможности описание основных моментов сложения ойратской этнической общности. Современные ойраты, возникшие на основе древнего населения Центральной и Восточной Азии восприняли из его культурного наследия письменность, литературу, искусство и прочие элементы культуры. Ойратский этнический и политический союз прошел длительный путь исторического развития. На разных этапах своего формирования под влиянием объективных причин (политических, экономических и др.) он неоднократно изменял свой состав, что будет видно из дальнейшего изложения, однако вплоть до наших дней в составе современных ойрат сохраняются, причем в относительно большой пропорции компоненты, происхождение которых можно отследить, по крайней мере, с I-го тысячелетия н.э.
Источниками, имевшимися в нашем распоряжении, являлись работы современных (большей частью калмыцких) исследователей, основанные на древних китайских, частью монгольских (в широком смысле слова) летописях и русских сочинениях XVIII - XIX веков. В большинстве из них, описывается политическая история тесно, связанная с основными историческими вехами ойратского этногенеза, поэтому в данном изложении довольно много моментов, касающихся политической истории и исторических реминисценций. Сложность представляли также несовпадения датировок, неточности в освещении событий, имевшие место в некоторых источниках, а также неоднородность освещения событий в различные исторические периоды. Поскольку классификации источников по степени достоверности по истории ойрат в настоящее время не существует, в случае наличия нескольких вариантов датировок или интерпретаций событий в работе даны наиболее вероятные. Изложение разделено на периоды, наиболее соответствующие, на мой взгляд, цепочкам исторических событий и снабжено различными толкованиями этнонимов групп, принимавших участие в формировании ойратского союза. В тексте дается, как правило, несколько версий этнонимов, встречающихся в источниках. Латиницей даются версии этнонимов, некоторых имен, титулов, военных терминов и названий местностей, приведенные по неадаптированному тексту "Сокровенного сказания", изданному С.А. Козиным. (Этот текст вошел в издание 1990 г. Он был сделан Козиным в 1941 г. с текста русского синолога прошлого века архимандрита Палладия Кафарова, опубликовавшего в 1866 г. русский перевод связного китайского текста, изданного китайским ученым Чжан Му в 1848 г. "Сокровенное сказание монголов" в оригинальном написании уйгурским алфавитом до нас не дошло. Исходный текст был представлен в транскрипции китайскими иероглифами с подстрочным переводом каждого монгольского слова на китайский язык и связным, сокращенным китайским переводом каждого параграфа, на которые разбито все сочинение). Версии этнонимов латиницей после 1240 г. даются по другим источникам.
Данная работа не претендует на большую глубину исследования вопроса и является попыткой систематизации и осмысления всей доступной исторической информации.
История ойратского народа тесно связана с историей Китая. Особенно важным для судьбы ойратов оказался период Цин, когда практически одновременно выкристаллизовались несколько молодых государств – маньчжурская империя Цин (1636), Джунгарское государство (1635), Хошутское ханство (1642). Чуть позже окончательно сложилось Калмыцкое ханство на Волге.
Исторические пертурбации, происходившие на протяжении всего I тысячелетия н. э. вели к распаду старых и образованию новых временных объединений, союзов племен. Основными письменными источниками, позволяющими выделить этнические группы, послужившие субстратом для сложения будущего ойратского союза являются в основном китайские летописи. В труде Сыма Цяня (около 145-90 гг. до н. э.) "Ши цзи" ("Исторические записки" или "Записки историка"), сообщается о трех группах народов: хунну, дун-ху и дун-и, обитавших в восточной части Азии в I тысячелетии до н. э. (Эрдниев, 1985). Когда хунский шаньюй Модэ разбил дунху (некоторые исследователи предполагают, что это была монголоязычная группа народов), оставшийся народ укрылся в горах Ухуань откуда и пошло их название. Сяньби также являвшиеся отраслью дома дунху получили название от гор Сяньби-шань, в которых они жили (Митиров, 1998). В III - IV веке в Восточной Азии к северу от Китая шел процесс великого переселения народов. Он начался с перемещения южных хуннов (нань сюнну), сяньби, ди, цян, цзе и других племен, которые с севера постепенно продвигались на Среднекитайскую равнину. Сяньби, которые после хунну были наиболее крупным объединением еще с III в. делились на несколько союзов.
Об исключительном значении кипчакского компонента в этногенезе киргизов говорят многие данные, в первую очередь история современного киргизского языка. Составители классификаций тюркских языков помещают киргизский язык в особую киргизско-кипчакскую группу восточнохуннской ветви тюркских языков или определяют его в кипчакскую группу тюркских языков...