1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96, 97, 98, 99, 100, 101, 102, 103, 104, 105, 106, 107, 108, 109, 110, 111, 112, 113, 114, 115, 116, 117, 118, 119, 120, 121, 122, 123, 124, 125, 126, 127, 128, 129, 130, 131, 132, 133, 134, 135, 136, 137, 138, 139, 140, 141, 142, 143, 144, 145, 146, 147, 148, 149, 150, 151, 152, 153, 154, 155, 156, 157, 158, 159, 160, 161, 162, 163, 164, 165, 166, 167
 
11111
 


Ойраты (джунгары, западные монголы)


Зая-Пандит
(1599-1662)
Видный ойратский
и общемонгольский
религиозный и
политический деятель,
ученый и просветитель,
поэт и переводчик,
создатель ойратской
фонетической
письменности "тодо
бичиг", происходил из
племени хошоут, отока
гöрööчин, рода шанггас.
Современные ойраты - это группа монгольских народов в Монголии, Кыргызстане, Китае и России. Помимо этого, группы ойратов (мигрантов из России XX века) существуют в США, Канаде, Франции, Германии, Болгарии, Австралии, Бельгии, Испании, Канаде (Квебек), Польше, Чехии, даже в Африке, и, возможно, в Турции.
Их численность в:
Монголии 140 000 чел. данные на 1996 г., источник: устная информация председателя общества "Хальмг Тангч" Катушова К. П.;
Китае по одним данным: 147 100 чел. на 1995 г., источник: Bethany World Prayer Center; по другим данным - 250 000 на 1996 г., источник: устная информация Катушова К. П.; из них потомки волжских 119 002 в Синьзянь-Уйгурском авт. районе КНР на 1984 г., источник: Дикарев А.Д. Демографические проблемы национальных меньшинств КНР. "Восточная литература" РАН. 1996;
России 146 316 чел. - по переписи 1989 г. в Республике Калмыкия; и 178 200 в целом по России данные на 1999 г., источник: бюллетень "Население и общество" Центра демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН - http://demoscope.ru/weekly/knigi/ns_r99/razdel1g1_4.html; причем только в последней они имеют государственное образование (Республика Калмыкия - "Хальмг Тангч" является на сегодняшний день субъектом РФ);
Кыргызстане более 10 000 чел. данные на 1996 г.; источник: Илишкин Н.У. Сородичи с разных континентов. Ойрат-калмыцкое зарубежье. Элиста, АПП "Джангар", 1996.
Из других групп наиболее многочисленны диаспоры в США - около 2 000 чел., Франции - свыше 800 чел. на 2 апреля 1996 г.; источник: устная информация Катушова К.П. и Чехии около 300 человек на 9 декабря 2001 г., источник: устная информация Шарманджиева Э. В.
В Афганистане около 50 000 чел. на 1996 г.; источник: Илишкин Н.У. Сородичи с разных континентов. Ойрат-калмыцкое зарубежье. Элиста, АПП "Джангар", 1996 - потомки монголов Хулагу-хана. Некоторые данные позволяют предполагать среди них ойратов.
Говорят на ойратских диалектах монгольской группы алтайской языковой семьи. В зависимости от локализации переходят на языки стран пребывания (в странах Европы, США, Канаде, России и Кыргызстане), как правило, сохраняя родной язык, Россия в этом смысле исключение (процент лиц владеющих родным языком очень низок). В Монгольской Республике частично переходят на халхасский диалект монгольского языка. Данных по КНР нет.

[Санжи Хойт]

ВОПРОСЫ ПРОИСХОЖДЕНИЯ

ЭКСКУРС В ИСТОРИЮ ОЙРАТОВ
(ДРУГИЕ НАЗВАНИЯ ДЖУНГАРЫ, КАЛМЫКИ)

Любезно предоставлен "Евразийскому историческому серверу" антропологом Санжи Хойтом.

Целью работы является достоверное и полное по возможности описание основных моментов сложения ойратской этнической общности. Современные ойраты, возникшие на основе древнего населения Центральной и Восточной Азии восприняли из его культурного наследия письменность, литературу, искусство и прочие элементы культуры. Ойратский этнический и политический союз прошел длительный путь исторического развития. На разных этапах своего формирования под влиянием объективных причин (политических, экономических и др.) он неоднократно изменял свой состав, что будет видно из дальнейшего изложения, однако вплоть до наших дней в составе современных ойрат сохраняются, причем в относительно большой пропорции компоненты, происхождение которых можно отследить, по крайней мере, с I-го тысячелетия н.э.

Источниками, имевшимися в нашем распоряжении, являлись работы современных (большей частью калмыцких) исследователей, основанные на древних китайских, частью монгольских (в широком смысле слова) летописях и русских сочинениях XVIII - XIX веков. В большинстве из них, описывается политическая история тесно, связанная с основными историческими вехами ойратского этногенеза, поэтому в данном изложении довольно много моментов, касающихся политической истории и исторических реминисценций. Сложность представляли также несовпадения датировок, неточности в освещении событий, имевшие место в некоторых источниках, а также неоднородность освещения событий в различные исторические периоды. Поскольку классификации источников по степени достоверности по истории ойрат в настоящее время не существует, в случае наличия нескольких вариантов датировок или интерпретаций событий в работе даны наиболее вероятные. Изложение разделено на периоды, наиболее соответствующие, на мой взгляд, цепочкам исторических событий и снабжено различными толкованиями этнонимов групп, принимавших участие в формировании ойратского союза. В тексте дается, как правило, несколько версий этнонимов, встречающихся в источниках. Латиницей даются версии этнонимов, некоторых имен, титулов, военных терминов и названий местностей, приведенные по неадаптированному тексту "Сокровенного сказания", изданному С.А. Козиным. (Этот текст вошел в издание 1990 г. Он был сделан Козиным в 1941 г. с текста русского синолога прошлого века архимандрита Палладия Кафарова, опубликовавшего в 1866 г. русский перевод связного китайского текста, изданного китайским ученым Чжан Му в 1848 г. "Сокровенное сказание монголов" в оригинальном написании уйгурским алфавитом до нас не дошло. Исходный текст был представлен в транскрипции китайскими иероглифами с подстрочным переводом каждого монгольского слова на китайский язык и связным, сокращенным китайским переводом каждого параграфа, на которые разбито все сочинение). Версии этнонимов латиницей после 1240 г. даются по другим источникам.

Данная работа не претендует на большую глубину исследования вопроса и является попыткой систематизации и осмысления всей доступной исторической информации.

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

Материалы раздела "ойраты"

А.М. Пастухов. Ойратская политика Цяньлуна

История ойратского народа тесно связана с историей Китая. Особенно важным для судьбы ойратов оказался период Цин, когда практически одновременно выкристаллизовались несколько молодых государств – маньчжурская империя Цин (1636), Джунгарское государство (1635), Хошутское ханство (1642). Чуть позже окончательно сложилось Калмыцкое ханство на Волге.

Обзор ойратской истории

Исторические пертурбации, происходившие на протяжении всего I тысячелетия н. э. вели к распаду старых и образованию новых временных объединений, союзов племен. Основными письменными источниками, позволяющими выделить этнические группы, послужившие субстратом для сложения будущего ойратского союза являются в основном китайские летописи. В труде Сыма Цяня (около 145-90 гг. до н. э.) "Ши цзи" ("Исторические записки" или "Записки историка"), сообщается о трех группах народов: хунну, дун-ху и дун-и, обитавших в восточной части Азии в I тысячелетии до н. э. (Эрдниев, 1985). Когда хунский шаньюй Модэ разбил дунху (некоторые исследователи предполагают, что это была монголоязычная группа народов), оставшийся народ укрылся в горах Ухуань откуда и пошло их название. Сяньби также являвшиеся отраслью дома дунху получили название от гор Сяньби-шань, в которых они жили (Митиров, 1998). В III - IV веке в Восточной Азии к северу от Китая шел процесс великого переселения народов. Он начался с перемещения южных хуннов (нань сюнну), сяньби, ди, цян, цзе и других племен, которые с севера постепенно продвигались на Среднекитайскую равнину. Сяньби, которые после хунну были наиболее крупным объединением еще с III в. делились на несколько союзов.
Глава I. Домонгольский период: древние союзы племен (VIII-XI века), ранние ойраты (XII век)., Глава II. Часть I. Монгольский период. От Чингис-хана до падения Юаней (XIII-XIV века)., Глава II. Часть II. Монгольский период. Выделение ойратского этнического и политического союза и темный период (кон. XIV-XVI века)., Глава III. Закат, Глава IV. XX век

Г.О. Авляев. "К вопросу о происхождении кереитов и их участии в этногенезе средневековых ойратов Джунгарии и калмыков Поволжья"

Екеев Н.В. Чоросы - ойротские князья

Черненко Вадим. Арынгазин Ризат. Имена в истории Казахстана:правители Джунгарского ханства в 17-18 веках.

 
 

2023 © "Евразийский исторический сервер"
 Абдуманапов Рустам
Пользовательское Соглашение

письменность | языкознание | хронология | генеалогия | угол зрения
главная | о проекте | словарь

Вопрос копирования материалов
Партнер: Кыргызский эпос "Манас"