Литература ногаев
4.Литература советского периода
Октябрьская революция 1917 года и создание Советского Союза открыли новую веху в истории многовековой ногайской литературы. Возникновение ногайской советской литературы связано с просветительской деятельностью видного общественного деятеля Абдул-Хамида Шаршембий улы Джанибекова (1879-1955). А.-Х.Джанибеков стал одним из создателей ногайского литературного языка советской эпохи. С его деятельностью связано начало творчества Н.Ногайлы, М.Курманалиева, Б.Абдуллина, З.Кайбалиева, Ф.Абдулжалилова и других писателей.
Уже в 1920-1930 годы в ногайской литературе стали известны имена таких поэтов и прозаиков, как Х.Булатуков, Б.Абдуллин, Ф.Абдулжалилов. Первые советские поэмы на ногайском языке были написаны М.Курманалиевым ("Тучи рассеялись", 1935) и Ф.Абдулжалиловым ("Много видевшая Кубань", 1940). Перу Б.Абдуллина принадлежат первые значительные ногайские пьесы "Враг побеждён" (1932), "Батрак" (1932), "Когда победил труд" (1934). Он же автор первых ногайских романов "Степные герои" (1932), "Активист" (1934), "Красные цветы" (1934). Выступал Б.Абдуллин и в жанре повести ("В опьянении богатством", 1934 г.).
В период после Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. ногайская литература характеризуется новыми идейными и художественными достижениями. Она вступает в пору своей зрелости. Поэты и прозаики стали глубже осмысливать жизнь народа и исторические события, полнее раскрывать характеры своих героев, смелее и органичнее использовать приёмы устного народного творчества и опыт передовой русской литературы.
Успехи ногайской литературы в середине ХХ в., прежде всего, связаны с прозой. В её развитии и воспитании литературных кадров большую роль сыграл крупнейший ногайский писатель и поэт Фазиль Апас улы Абдулжалилов (1913-1974). У истоков своего творческого пути в 1931 году начав со стихов и рассказов, он уже до войны перешёл к крупным прозаическим полотнам. Его пьеса "Побеждённые враги" (1936) и особенно повесть "Двое из многих" (1936) явились большим вкладом в ногайскую советскую литературу довоенного периода.
Другой видный ногайский поэт и прозаик – Суюн Имамали улы Капаев (1927-2001). Особенно плодотворными оказались для него 1950-1960 годы. За это время из-под его пера вышли стихи, рассказы, повести, роман "Бекболат". Опираясь на традиции ногайского народного рассказа "айтув" и "хабар", творчески используя опыт русских мастеров рассказа, прежде всего А.П.Чехова, С.Капаев возродил слабо развитый жанр рассказа в ногайской художественной литературе. Рассказы С.Капаева, вошедшие в ряд сборников, поднимают такие острые и актуальные проблемы современности, как воспитание детей ("Кто виноват"), взаимоотношения супругов ("Чужой дядя"), дружба советских народов ("Азиз", "Обида", "Верный друг"), призвание человека ("Переправа", "Девушка с сумкой") и т. д. Успехи С.Капаева в жанре рассказа были серьёзным шагом к новым жанрам – повести и роману.
Имя прозаика Исы Суюн улы Капаева – одно из ярких в ногайской литературе того периода. Его рассказы, повести, романы ("Есть такие парни", "Вокзал", "Гармонистка", "Сказание о Сынтаслы", "Книга отражений", "Уплывающие тени" и др.) обогатили ногайскую литературу новыми творческими исканиями. Больших успехов он добился в изображении внутреннего мира своих героев. Образность языка И.Капаева, в немалой степени заимствованная из эпической поэзии, использование фольклорных мотивов и приёмов в раскрытии характеров героев позволили автору создать колоритные образы, понравившиеся не только ногайскому читателю. И.Капаев получил широкое признание в стране, стал лауреатом Всесоюзного конкурса им. Н.Островского, лауреатом премии комсомола Ставропольского края.
В 60-х годах получает развитие лирико-философское направление в поэзии. Эта тенденция связана с именем выдающегося ногайского поэта-лирика ХХ века Гамзата Юсуп улы Аджигельдиева (1939-1966). Первый сборник его произведений "Сокпак" ("Тропа") вышел в 1962 году. В 1964 году вместе с Б.Аджигельдиевым он выступил составителем и издателем первого послевоенного сборника стихов поэтов Караногая "Карлыгаш" ("Ласточка"). Произведения автора отличаются глубиной содержания и новизной формы. Талантливый поэт стал популярен, прежде всего, благодаря своей любовной лирике.
В 60-е годы в ногайской поэзии дебютирует Кельдихан Исса кызы Кумратова (1944-2003), поэтесса ярко выраженного лирического дарования. Многие её стихи стали популярными песнями, получившими широкое распространение, она одинаково известна любовной и гражданской лирикой.
Советскую поэзию Караногая достойно представляла молодая поэтесса Кадрия Оразбай кызы Темирбулатова (1948-1978). Недолгий период её творчества стал новым шагом в развитии национальной литературы ХХ столетия. Поэзии Кадрии присущи задор и молодой пытливый взгляд в окружающий мир, искренность, обращение к художественному богатству родного языка и устного народного творчества.
Свежесть и неповторимая самобытность отличали литературное творчество выдающегося деятеля ногайской культуры, художника Сраждина Самедин улы Батырова (1951-1992). Поэзия стала одной из граней его многогранного и яркого таланта. В стихах С.Батырова отразились ностальгия по утраченному духовному единству ногаев, драма одиночества, философское осмысление прошлого и настоящего своего народа.
6 апреля 2012 Автор: admin Просмотров: 21522
Другие статьи из этой рубрики
Охота и рыболовство также было одним из древнейших занятий кочевников Великой Степи. Соколиная охота у них всегда была связана с военным делом. Согласно древней степной пословице, "соколиная охота – сестра войны". Грандиозные облавные охоты с ловчими птицами в эпоху Чингиз-хана и в последующих кочевых государствах подробно описаны в летописях Рашид-ад-Дина, Джувейни, сообщениях путешественника Марко Поло и в других средневековых источниках.
Коневодство было одним из древнейших традиционных занятий ногаев. Путешественник Адам Олеарий писал, что ногайские лошади "сильны и очень выносливы".
Традиционным занятием ногаев издревле было кочевое скотоводство. Обширные степи Евразии, на территории которых проходил многовековой процесс этногенеза ногайского народа, обусловили его образ жизни и хозяйственно-экономический уклад.
|