1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96, 97, 98, 99, 100, 101, 102, 103, 104, 105, 106, 107, 108, 109, 110, 111, 112, 113, 114, 115, 116, 117, 118, 119, 120, 121, 122, 123, 124, 125, 126, 127, 128, 129, 130, 131, 132, 133, 134, 135, 136, 137, 138, 139, 140, 141, 142, 143, 144, 145, 146, 147, 148, 149, 150, 151, 152, 153, 154, 155, 156, 157, 158, 159, 160, 161, 162, 163, 164, 165, 166, 167
 
11111
 


Литература ногаев

4.Литература советского периода

Октябрьская революция 1917 года и создание Советского Союза открыли новую веху в истории многовековой ногайской литературы. Возникновение ногайской советской литературы связано с просветительской деятельностью видного общественного деятеля Абдул-Хамида Шаршембий улы Джанибекова (1879-1955). А.-Х.Джанибеков стал одним из создателей ногайского литературного языка советской эпохи. С его деятельностью связано начало творчества Н.Ногайлы, М.Курманалиева, Б.Абдуллина, З.Кайбалиева, Ф.Абдулжалилова и других пи­сателей.

Уже в 1920-1930 годы в ногайской литературе стали известны имена таких поэтов и прозаиков, как Х.Булатуков, Б.Абдуллин, Ф.Абдулжали­лов. Первые советские поэмы на ногайском языке были написаны М.Курманалиевым ("Тучи рассеялись", 1935) и Ф.Абдулжалиловым ("Много видевшая Кубань", 1940). Перу Б.Абдуллина принад­лежат первые значительные ногайские пьесы "Враг побеждён" (1932), "Батрак" (1932), "Когда победил труд" (1934). Он же автор первых ногайских романов "Степные герои" (1932), "Активист" (1934), "Красные цветы" (1934). Выступал Б.Абдуллин и в жанре повести ("В опьянении богатством", 1934 г.).

В период после Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. ногайская литература характеризуется новыми идейными и художественными дости­жениями. Она вступает в пору своей зрелости. Поэты и прозаики стали глуб­же осмысливать жизнь народа и истори­ческие события, полнее раскрывать характеры своих героев, смелее и орга­ничнее использовать приёмы устного народного творчества и опыт передовой русской литературы.

Успехи ногайской литературы в середине ХХ в., прежде всего, связаны с про­зой. В её развитии и воспитании литературных кадров большую роль сыграл крупнейший ногайский писатель и поэт Фазиль Апас улы Абдулжалилов (1913-1974). У истоков своего творческого пути в 1931 году начав со стихов и рассказов, он уже до войны перешёл к крупным прозаи­ческим полотнам. Его пьеса "Побеждён­ные враги" (1936) и особенно повесть "Двое из многих" (1936) явились боль­шим вкладом в ногайскую советскую литературу довоенного периода.

Другой видный ногайский поэт и прозаик – Суюн Имамали улы Капаев (1927-2001). Особенно плодотворными оказались для него 1950-1960 годы. За это время из-под его пера вышли стихи, рассказы, повести, роман "Бекболат". Опираясь на традиции ногайского народного рассказа "айтув" и "хабар", творчески ис­пользуя опыт русских мастеров рассказа, прежде всего А.П.Чехова, С.Капаев возродил слабо развитый жанр рассказа в ногайской художественной литературе. Рассказы С.Капаева, вошедшие в ряд сборников, поднимают такие острые и актуальные проблемы современности, как воспитание детей ("Кто виноват"), взаимоотношения супругов ("Чужой дядя"), дружба советских народов ("Азиз", "Обида", "Верный друг"), призвание человека ("Переправа", "Де­вушка с сумкой") и т. д. Успехи С.Капаева в жанре рассказа были серьёзным шагом к новым жанрам – повести и роману.

Имя прозаика Исы Суюн улы Капаева – одно из ярких в ногайской литературе того периода. Его рассказы, повести, романы ("Есть такие парни", "Вокзал", "Гармонистка", "Сказание о Сынтаслы", "Книга отражений", "Уплывающие тени" и др.) обогатили ногай­скую литературу новыми творческими исканиями. Боль­ших успехов он добился в изображении внутреннего мира своих героев. Образность языка И.Капаева, в немалой степени заим­ствованная из эпической поэзии, использование фольклорных мотивов и приёмов в раскрытии характеров героев позволили автору создать колорит­ные образы, понравившиеся не только ногайскому читателю. И.Капаев получил широкое признание в стране, стал лауреатом Всесоюзного конкурса им. Н.Островского, лауреатом премии комсомола Ставропольского края.

 В 60-х годах получает развитие лирико-философское направление в поэзии. Эта тенденция связана с именем выдающегося ногайского поэта-лирика ХХ века Гамзата Юсуп улы Аджигельдиева (1939-­1966). Первый сборник его произведений "Сокпак" ("Тропа") вышел в 1962 году. В 1964 году вместе с Б.Аджигельдиевым он выступил составителем и издателем первого послевоенного сборника стихов поэтов Караногая "Карлыгаш" ("Ласточка"). Произведения автора отличаются глубиной содержания и новизной формы. Талантливый поэт стал популярен, прежде всего, благодаря своей любовной лирике.

В 60-е годы в ногайской поэзии дебютирует Кельдихан Исса кызы Кумратова (1944-2003), поэтесса ярко выраженного лирического дарования. Многие её стихи стали попу­лярными песнями, получившими широкое распространение, она одинаково известна любовной и гражданской лирикой.

Советскую поэзию Караногая достойно представляла молодая поэтесса Кадрия Оразбай кызы Темирбулатова (1948-1978). Недолгий период её творчества стал новым шагом в развитии национальной литературы ХХ столетия. Поэзии Кадрии при­сущи задор и молодой пытливый взгляд в окружающий мир, искрен­ность, обращение к художественному богатству родного языка и устного народного творчества.

Свежесть и неповторимая самобытность отличали литературное творчество выдающегося деятеля ногайской культуры, художника Сраждина Самедин улы Батырова (1951-1992). Поэзия стала одной из граней его многогранного и яркого таланта. В стихах С.Батырова отразились ностальгия по утраченному духовному единству ногаев, драма одиночества, философское осмысление прошлого и настоящего своего народа.

Назад  1    2    3    4    5  Вперед
6 апреля 2012      Автор: admin      Просмотров: 21522      

Другие статьи из этой рубрики

Охота и рыболовство ногаев

Охота и рыболовство также было одним из древнейших занятий кочевников Великой Степи. Соколиная охота у них всегда была связана с военным делом. Согласно древней степной пословице, "соколиная охота – сестра войны". Грандиозные облавные охоты с ловчими птицами в эпоху Чингиз-хана и в последующих кочевых государствах подробно описаны в летописях Рашид-ад-Дина, Джувейни, сообщениях путешественника Марко Поло и в других средневековых источниках.

Коневодство ногаев

Коневодство было одним из древнейших традиционных занятий ногаев. Путешественник Адам Олеарий писал, что ногайские лошади "сильны и очень выносливы".

Традиционное хозяйство ногаев

Традиционным занятием ногаев издревле было кочевое скотоводство. Обширные степи Евразии, на территории которых проходил многовековой процесс этногенеза ногайского народа, обусловили его образ жизни и хозяйственно-экономический уклад.
 
 

2023 © "Евразийский исторический сервер"
 Абдуманапов Рустам
Пользовательское Соглашение

письменность | языкознание | хронология | генеалогия | угол зрения
главная | о проекте | словарь

Вопрос копирования материалов
Партнер: Кыргызский эпос "Манас"