Литература ногаев
3.Литература XVIII – начала XX ВЕКОВ
Одним из видных поэтов XVIII столетия является акын Саркынбай Кырымлы. Выходец из крымских ногаев, он поддерживал тесные отношения с соплеменниками, проживавшими в Российской империи. Судя по сочинениям, он хорошо знаком с жизнью ногаев, живших на Кубани и Куме, в Караногае, Османской империи.
Основной темой творчества Саркынбая Кырымлы становится страстный призыв к ногайскому единству, разоблачение замыслов правящих мурз переселить народ в Турцию, любовь к земле предков.
Бий, враги-мурзы, Продавшись за золото, Крымских ногаев моих Растоптав ногами, Обманом зовут мой народ Направиться в Стамбул, Переселиться [в Турцию]… Если переселитесь – пропадёте… Станете рабами [турок], Лишь мечтающими о счастливой доле… – предостерегает поэт, хорошо знакомый с тяжёлым положением ногаев, оказавшихся в Османском государстве.
В каждом стихотворении Саркынбая Кырымлы звучит патриотический рефрен – сохранить единство народа, не допустить предательства национальных интересов продажными предводителями:
Родной народ ногайский Не позволим ногами топтать! Землю родную – наше богатство Туркам не позволим продать! (подстрочный перевод М.Заргишиева)
С XVIII веком связано начало просветительского этапа в истории ногайской литературы. Одним из его провозвестников стал акын Оразакай Найман улы. В его поэзии нашла яркое отражение идея о том, что только просвещение и образование есть путь к возрождению народа, его духовному и культурному благосостоянию.
В ногайской поэзии XIX века видное место занимают имена поэтов астраханского региона – основателя астраханской школы ногайских сказителей, поэта-йырау Фахруддина Абушахман улы (1808-1885), Косроу Тиекли, Сыдыкбая Алкайдара (1811-1876). Результатом совместного творчества Фахруддина Абушахман улы и поэта-акына из Ачикулака Арслана Шабан улы (1858-1912) стала лирическая поэма "Карайдар и Кызыл-Гуль", вошедшая в золотой фонд ногайской литературы.
В этот период Астрахань превратилась в центр развития передовой ногайской культуры. Ногайское население (так называемые юртовские и кундровские татары, карагаши, бешаульцы) традиционно играло важную роль в общественной и культурной жизни бывшего Астраханского ханства. В XIX столетии здесь жила и работала яркая плеяда ногайских просветителей-джадидов (обновленцев) – Абдрахман Умеров, Курбан-Али Эрембетов, Наджип Гасри (Мавлюбердиев), Али Акбар Нугаев, Гимад Ногай-бей. Будучи последователями выдающегося просветителя тюркских и мусульманских народов Российской империи Исмаила Гаспринского, они оказали огромное влияние на развитие ногайской духовной культуры, периодической печати и издательского дела. В ХХ столетии в ногайской поэзии появились новые имена.
Усиление социальных мотивов в литературе данного периода следует видеть в развитии рабочего движения в России, его влиянии на классово неоднородное ногайское общество. В произведениях таких авторов, как Ахмедие Адиль улы (1842-1888), Абдул-Халик Абдул-Рашид улы (1858-1913), Ораз Айтмамбет улы, Менгли-Шейх Йембойлык, Ажи-Молла Нугман улы (1887-1930), Мырзабек-йырау (1900-1947), происходивших из народных низов, звучит протест против произвола баев, призыв к беднякам оказать сопротивление гнёту, выражается удовлетворение началом позитивных изменений после Октябрьской революции.
В своей поэме "Совет" ("Маслагат"), появившейся накануне Октябрьской революции 1917 года, поэт из Караногая Баймырза Манап улы (1888-1918) словно чувствует грядущие изменения в стране:
Эти баи с чёрной кровью Никогда во главе страны не стоявшие, Никогда добрую плеть не державшие, В конце концов, исчезнут… В день, когда настанет черёд, Наши ногаи, Не исключая женщин и стариков, Не считая другие народы чужими, Все как один Возьмутся за золотые боевые пики… (подстрочный перевод А.Сикалиева) В царской России литература ногаев (как и вся ногайская культура) находилась в крайне неблагоприятных условиях социального и национального гнёта. Однако и в этих условиях развитие литературы не прерывалось. Продолжали развиваться такие жанры, как стихи (ног. ятлав, yatlaw), поэма (ног. дастан, dastan), монолог (ног. толгав, tolğaw), ода (ног. мактав, maқtaw), элегия (ног. мунълав, muņlaw).
6 апреля 2012 Автор: admin Просмотров: 20793
Другие статьи из этой рубрики
Охота и рыболовство также было одним из древнейших занятий кочевников Великой Степи. Соколиная охота у них всегда была связана с военным делом. Согласно древней степной пословице, "соколиная охота – сестра войны". Грандиозные облавные охоты с ловчими птицами в эпоху Чингиз-хана и в последующих кочевых государствах подробно описаны в летописях Рашид-ад-Дина, Джувейни, сообщениях путешественника Марко Поло и в других средневековых источниках.
Коневодство было одним из древнейших традиционных занятий ногаев. Путешественник Адам Олеарий писал, что ногайские лошади "сильны и очень выносливы".
Традиционным занятием ногаев издревле было кочевое скотоводство. Обширные степи Евразии, на территории которых проходил многовековой процесс этногенеза ногайского народа, обусловили его образ жизни и хозяйственно-экономический уклад.
|