1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96, 97, 98, 99, 100, 101, 102, 103, 104, 105, 106, 107, 108, 109, 110, 111, 112, 113, 114, 115, 116, 117, 118, 119, 120, 121, 122, 123, 124, 125, 126, 127, 128, 129, 130, 131, 132, 133, 134, 135, 136, 137, 138, 139, 140, 141, 142, 143, 144, 145, 146, 147, 148, 149, 150, 151, 152, 153, 154, 155, 156, 157, 158, 159, 160, 161, 162, 163, 164, 165, 166, 167
 
Статьи
 



Коневодство ногаев

Коневодство было одним из древнейших традиционных занятий ногаев. Путешественник Адам Олеарий писал, что ногайские лошади "сильны и очень выносливы".

В XV-XVI вв. ногайские кочевники становятся главной военной силой евразийских степей, в первую очередь, благодаря мощной кавалерии. С этого же времени ногайские лошади оказываются самым желанным товаром у всех соседей ногаев. Коневодство было одним из важнейших отраслей ногайской экономики. Кони поставлялись в Бахчисарай, Казань, Хаджи-Тархан. Но главным рынком сбыта живого товара стало усиливающееся Московское государство. Как указывает В.В.Трепавлов, в XVI веке каждое посольство из столицы Ногайской Орды – города Сарайчика – приводило с собой в Москву до 40-50 тысяч лошадей для продажи. Таким образом, рекордное количество коней, поставляемых степняками в Московию, предопределило тот факт, что боевые кони в России были в подавляющем большинстве "ногайских кровей".

Выведенная ногайскими кочевниками порода лошади получила впоследствии название "ногайской". Она приняла участие в формировании многих других конских пород, в частности, известной кабардинской лошади. В "Книге о лошади" отмечается: "Некоторое влияние оказала на кабардинскую породу ногайская лошадь, долгое время разводившаяся на Северном Кавказе, в непосредственной близости от районов разведения кабардинской лошади".

Ногайская лошадь сформировалась в условиях кочевого хозяйства, исключительно на подножном корму, так как скудная растительность в районах расселения ногаев не позволяла им содержать скот сосредоточенно в одном месте. Лошадь чаще работала под седлом и в упряжи, реже под вьюком.

"Степные лошади, хотя отличались достоинствами и даже превосходили все другие породы в привычке к лишениям, считались в отношении статей и характера намного ниже, но для трудовой работы они превосходны", – писал Л.М.Кодзоков, имея в виду табуны, обитавшие в степных районах Терской области и Ставропольской губернии (т.е. на территории исторического Караногая).

Украинский писатель Ф.О.Капельгородский, долгое время живший в Караногае и прекрасно знакомый с жизнью и бытом его жителей, писал:

"Караногайская лошадь отмечалась такими несомненными положительными качествами, что специальная комиссия из Петербурга ежегодно приезжала в Терекли Мектеб закупать верховых лошадей для кавалерии".

На Северном Кавказе коневодство у ногаев достигло наивысшего расцвета в Караногае. В первой половине XIX века, по сведениям исследователя А.Павлова, 50-ти кибиткам ногаев принадлежало до 7 тыс. голов лошадей.

В советское время коневодство перестало быть самостоятельной отраслью в хозяйстве ногаев. Лошадей стали разводить лишь для нужд частного хозяйства. Также перестали изготовлять традиционные для ногайской культуры кымыз (кумыс), казы (домашнюю конскую колбасу), согым (заготовку мяса на зиму).

6 апреля 2012      Опубликовал: admin      Просмотров: 5299      

Другие статьи из этой рубрики

Традиционное хозяйство ногаев

Традиционным занятием ногаев издревле было кочевое скотоводство. Обширные степи Евразии, на территории которых проходил многовековой процесс этногенеза ногайского народа, обусловили его образ жизни и хозяйственно-экономический уклад.

Охота и рыболовство ногаев

Охота и рыболовство также было одним из древнейших занятий кочевников Великой Степи. Соколиная охота у них всегда была связана с военным делом. Согласно древней степной пословице, "соколиная охота – сестра войны". Грандиозные облавные охоты с ловчими птицами в эпоху Чингиз-хана и в последующих кочевых государствах подробно описаны в летописях Рашид-ад-Дина, Джувейни, сообщениях путешественника Марко Поло и в других средневековых источниках.

Литература ногаев

Истоки ногайской литературы уходят в эпоху далёкой древности. В длительном и сложном процессе этногенеза ногайского народа участвовали многие тюркские и монгольские племена, имевшие высокие культурные традиции. Поэтому ногаи получили от своих предков богатое литературное наследие.
 
 

2023 © "Евразийский исторический сервер"
 Абдуманапов Рустам
Пользовательское Соглашение

письменность | языкознание | хронология | генеалогия | угол зрения
главная | о проекте | словарь

Вопрос копирования материалов
Партнер: Кыргызский эпос "Манас"