Коневодство ногаев
Коневодство было одним из древнейших традиционных занятий ногаев. Путешественник Адам Олеарий писал, что ногайские лошади "сильны и очень выносливы".
В XV-XVI вв. ногайские кочевники становятся главной военной силой евразийских степей, в первую очередь, благодаря мощной кавалерии. С этого же времени ногайские лошади оказываются самым желанным товаром у всех соседей ногаев. Коневодство было одним из важнейших отраслей ногайской экономики. Кони поставлялись в Бахчисарай, Казань, Хаджи-Тархан. Но главным рынком сбыта живого товара стало усиливающееся Московское государство. Как указывает В.В.Трепавлов, в XVI веке каждое посольство из столицы Ногайской Орды – города Сарайчика – приводило с собой в Москву до 40-50 тысяч лошадей для продажи. Таким образом, рекордное количество коней, поставляемых степняками в Московию, предопределило тот факт, что боевые кони в России были в подавляющем большинстве "ногайских кровей".
Выведенная ногайскими кочевниками порода лошади получила впоследствии название "ногайской". Она приняла участие в формировании многих других конских пород, в частности, известной кабардинской лошади. В "Книге о лошади" отмечается: "Некоторое влияние оказала на кабардинскую породу ногайская лошадь, долгое время разводившаяся на Северном Кавказе, в непосредственной близости от районов разведения кабардинской лошади".
Ногайская лошадь сформировалась в условиях кочевого хозяйства, исключительно на подножном корму, так как скудная растительность в районах расселения ногаев не позволяла им содержать скот сосредоточенно в одном месте. Лошадь чаще работала под седлом и в упряжи, реже под вьюком.
"Степные лошади, хотя отличались достоинствами и даже превосходили все другие породы в привычке к лишениям, считались в отношении статей и характера намного ниже, но для трудовой работы они превосходны", – писал Л.М.Кодзоков, имея в виду табуны, обитавшие в степных районах Терской области и Ставропольской губернии (т.е. на территории исторического Караногая).
Украинский писатель Ф.О.Капельгородский, долгое время живший в Караногае и прекрасно знакомый с жизнью и бытом его жителей, писал:
"Караногайская лошадь отмечалась такими несомненными положительными качествами, что специальная комиссия из Петербурга ежегодно приезжала в Терекли Мектеб закупать верховых лошадей для кавалерии".
На Северном Кавказе коневодство у ногаев достигло наивысшего расцвета в Караногае. В первой половине XIX века, по сведениям исследователя А.Павлова, 50-ти кибиткам ногаев принадлежало до 7 тыс. голов лошадей.
В советское время коневодство перестало быть самостоятельной отраслью в хозяйстве ногаев. Лошадей стали разводить лишь для нужд частного хозяйства. Также перестали изготовлять традиционные для ногайской культуры кымыз (кумыс), казы (домашнюю конскую колбасу), согым (заготовку мяса на зиму).
6 апреля 2012 Опубликовал: admin Просмотров: 5299
Другие статьи из этой рубрики
Традиционным занятием ногаев издревле было кочевое скотоводство. Обширные степи Евразии, на территории которых проходил многовековой процесс этногенеза ногайского народа, обусловили его образ жизни и хозяйственно-экономический уклад.
Охота и рыболовство также было одним из древнейших занятий кочевников Великой Степи. Соколиная охота у них всегда была связана с военным делом. Согласно древней степной пословице, "соколиная охота – сестра войны". Грандиозные облавные охоты с ловчими птицами в эпоху Чингиз-хана и в последующих кочевых государствах подробно описаны в летописях Рашид-ад-Дина, Джувейни, сообщениях путешественника Марко Поло и в других средневековых источниках.
Истоки ногайской литературы уходят в эпоху далёкой древности. В длительном и сложном процессе этногенеза ногайского народа участвовали многие тюркские и монгольские племена, имевшие высокие культурные традиции. Поэтому ногаи получили от своих предков богатое литературное наследие.
|