|
"Аноним Искандара как генеалогический источник"
Оригинальная версия: // Золотоордынская Цивилизация. Выпуск 1. Казань. 2008.
Юлай Шамильоглу писал, что "Основной из больших проблем, все еще мещающих изучению Орды, остается отсутствие критического источниковедения" [1].
Не претендуя на полноту исследования всего источниковедения Золотой Орды, мы хотели бы рассмотреть Аноним Искандара как источник по генеалогии.
Мунтахаб ат-таварих Муин аддина Натанзи, известен больше под названием Аноним Искандара. Сам Натанзи происходил из Фарса и служил Тимуридам. Из предисловия к Анониму можно прочитать: "Аноним" пользуется своими источниками довольно некритически, соединяя вместе разнородные сведения; результатом этого, вероятно, явилась крайняя сбивчивость хронологии. В описании событии второй половины правления Тимура "Аноним" гораздо прозаичнее, с одной стороны, и вычурнее — с другой, количество тюркских слов гораздо менее; очевидно, здесь автор уже самостоятельно излагает события, совершавшиеся на его глазах. "Анонимом" или его источниками пользовались Гаффари и Хайдер Рази.
Аноним Искандара попал в поле зрения историков одним из первых, на его основе строились дальнейшие исследования истории Золотой Орды. В 1894 году вышел справочник Лэн Пуль-Стэнли "Мусульманские династии", где на основе Анонима и зависящих от него источников был сделан вывод о принадлежности Уруса и Тохтамыша к дому Орды, Тимур-Кутлук был отнесен к дому Уруса (на основании Анонима). Со временем и открытием и переводом новых источников (Нусрат-наме, Муизз ал Ансаб, Чингиз-наме), принадлежность Уруса к дому Орды становилась не столь бесспорной, как считалось раньше. Сейчас вышло огромное количество новых источников, которые могут дать новый взгляд на старый источник. Нашей задачей в данном исследовании будет сравнение генеалогий из Анонима с новыми источниками, которые были введены в науку гораздо позднее Анонима.
Источником "Анонима Искендера" по отношению к раннему периоду монгольского владычества явилось сочинение Рашид-ад-дина, которое он переписывает почти дословно; для второй же половины монгольского периода и для истории Тимура он использовал какие-то до нас недошедшие сочинения, откуда извлек много ценных сведений.
Согласно Анониму в начале своего правления Узбек назначил Сасы-Буку, сына Нокая (?) правителем улуса Орды. Тот правил ей до 1320/1321.
Проблема датировки правления Мубарака, правителя улуса Орды, вроде не вызывала никаких противоречий. Согласно Анониму Искандара, Мубарак правил с 745 года хиджры [2] , что соответствует 1344-1345 г. Его отец правил в 720-745 года хиджры, что соответствует 1320/21-1344/45.
Но этим датам противоречат монетные данные: XIV в. потомки Орда-Эджена свели к минимуму фор¬мальный вассалитет от потомков Бату и стали чеканить монеты от своего имени, и первым из султанов левого крыла, провозгласивший свою независимость от ханов Зо¬лотой Орды, был Мубарак-Ходжа, позволивший себе чекан¬ку монеты в 728/1327-28 гг.., 729/1328-29 гг. в Сыгнаке с титулом: "Султан правосудный Мубарак Хо [джа] да про¬длит Бог царство его" [3] .
Хронологические ошибки встречаются в Анониме Искандара довольно часто. Например, говоря о правлении Узбек-хана Аноним указывает годы 737-767 по хиджре, что соответствует 1336/37-1365/66 [4] . Хотя достоверно известно, что Узбек правил около 1312-1342. Сравнение с датировками Анонима показывает, что аноним ошибся на 24 года. Это объяснимо, если его информаторами были люди, не знакомые с летоисчислением по хиджре, а пользующиеся календарем с названиями годов по именам различных животных. Отсюда и ошибка ровно в два цикла по 12 лет. Т.е. получив от своих информаторов год из тюркского животного летоисчисления, Аноним произвольно приравнял их к выше указанным датам.
То же самое могло быть и с Мубараком. Если в его случае тоже была ошибка с календарем как у Узбека, то он начал править в 1320/1321(после кратковременного правления отца Эрзена) и правил вплоть до 1328/29, когда его монеты больше не печатались, а он, скорее всего, бежал от Узбека. Другой вариант Мубарак начал править около 1327-1328 года. В этом случае Аноним просто указал неправильную дату правления Эрзена и Мубарака.
После этого у Анонима идет известие о том, что Чимтай, брат Мубарака был назначен ханом Джанибеком и правил 17 лет [5] . Т.е. годы его правления выпали где-то на 1342/43-1359/60.
Также интерес вызывают новые данные о правителе улуса Орда-эджена: Калак(Кубак), сын Мангитая (Макидая) стал правителем улуса в 1320-1321 и еще правил в 1327-1328 [6] .
Генеалогия Мубарака по Анониму выглядит так: Мубарак, сын Сасы-Буки, сына Нукая, сына Кули, сына Орды.
Согласно классической трактовке, здесь допущена ошибка и Сасы-бука является сыном Баяна, сына Коничи. Мы же считаем иначе:
1. Сасы-бука нигде, кроме как у анонима Искандара, не упоминается в качестве правителя улуса Орды. Хотя согласно Анониму он правил около 30 лет во времена правления Тогрула (который тоже никогда не правил) и Узбека. Ни в одном документе той эпохи не сказано, про правление Сасы-буки. Генеалогия потомков Сасы-буки тоже захватывает воображение. Почти все ханы смутного периода так или иначе связаны с ним. (Генеалогии из Анонима Искандара мы разберем ниже). Так же его отец Нокай тоже нигде не упомянут, кроме Анонима.
2. Мы считаем, что Связка "Нокай - Сасы-бука" была позже во времена смуты и соотноситься с правителем Сыгнака Ногаем, сыном Сасы-буки. Аноним Искандара скорее всего здесь просто перепутал времена.
Согласно нашей точке зрения Мубарак-ходжа тождественен потомку Кули Мубареку и имел следующую генеалогию: Мубарек, сын Тумакана, сына Кули, сына Орды [7] .
В пользу этой версии есть несколько аргументов:
1. Генеалогии из анонима Искандара мало достоверны (Рассмотрим ниже). 2. В Анониме Искандара Мубарак назван не потомком Баяна или Коничи, а назван потомком Кули, сына Орды (Как у Рашид аддина) Рашид аддин, Муизз также в своих генеалогиях упоминают о Мубареке, но как потомке Кули. 3. Среди потомков Орды было три ветви: А. Потомки Коничи (Куинджи): Баян, Мангытай, Калак. Б. Потомки Кутукуя, сына Орды: Кублюк, Куш-Тимур. В. Потомки Кули: Мубарек.
В смуте начала 14 века между собой боролись две ветви: Баян и Кублюк, а позже их наследники. Надо думать, что потомки Кули активно не участвовали в смутах и смогли сохранить потенциал, а позже после окончания смут, они в лице Мубарака смогли прийти к власти.
3. Стремление Мубарека к независимости натолкнулось на стремление Узбек-хана к централизации. Узбек-хан в свое правление провел реформу, лишив почти всех Джучидов всех улусов (кроме шибанидов и возможно единичных представителей Джучидов, лояльно настроенных по отношению к Узбеку) [8] . Надо думать, что реформа не обошла стороной и улус Орды, так что миф о сильном доме Орды накануне замятни в Золотой Орде является мифом, реально за власть во время замятни сражались шибаниды (которые во время административной реформы Узбека не лишились уделов [9] ) и эмиры-предводители различных племен.
Для того, выявить ценность Анонима Искандара как генеалогического источника мы должны провести сравнительный анализ анонима с другими источниками по генеалогии.
Мы сравним в таблице данные о генеалогии правителей Золотой Орды смутного времени и правителей Чагатаидского государства от Барака до подставных ханов Тамерлана. Все генеалогии взяты из СМИЗО (отрывок из Анонима искандара), Муизза (ИКПИ том 3.), и известия Анонима о Чагатаидах (ИКПИ том 5, стр. 47-85)
|
Чагатаиды |
|
Правитель |
Аноним Искандара |
Другие источники |
Кара-Хулагу |
Сын Чагатая |
Внук Чагатая (Муизз) |
Есу-Мунке |
Неизвестен |
Сын Чагатая (Муизз) |
Алгуй |
Сын Байдара |
Сын Байдара (Муизз) |
Мубарек |
Сын Кара-Хулагу |
Сын Кара-Хулагу (Муизз) |
Барак |
Сын Есун-Дувы, сына Мутугена |
Сын Есун-Дувы, сына Мутугена (Муизз) |
Никпай |
Неизвестен |
Сын Сарбана, сына Чагатая (Муизз) |
Бука-Тимур |
Сын Барака |
Сын Кадаки-сечена (Муизз) |
Кончек |
Неизвестен |
Сын Дувы (Муизз) |
Налику |
Неизвестен |
Сын Кадаки-сечена (Муизз) |
Дува |
Сын Кайду-Сиджана |
Сын Барака (Муизз) |
Есен-Бука |
Сын Дувы |
Сын Дувы (Муизз) |
Кепек |
Сын Дувы |
Сын Дувы (Муизз) |
Ильчигидей |
Неизвестен |
Сын Дувы (Муизз) |
Дурра-Тимур |
Неизвестен |
Сын Дувы (Муизз) |
Тармаширин |
Сын Дувы |
Сын Дувы (Муизз) |
Дурчи |
Сын Дувы |
Мы его отождествляем с Дорджи, сыном Эльчигидея, которого убил Бузан |
Джанкши |
Сын Дувы |
Сын Убугена, сынса Дувы (Муизз) |
Бузан |
Сын Дувы |
Сын Дурра-Тимура (Бартольд) |
Есун-Тимур |
Неизвестен |
Сын Убугена, сынса Дувы (Муизз) |
Халил |
Неизвестен |
Сын Ясавура (Ибн Батута) |
Казан |
Сын Джанкши |
Сын Ясавура (Муизз) |
Али |
Неизвестен |
Угэдэид (Муизз) |
Мухаммед |
Неизвестен |
Внук Кунчека (Муизз) |
Данишменд |
Сын Джанкши |
Сын Хундуна, сына Турджана, внука Угедея (Муизз) |
Баянкули |
Сын Ясавура |
Сын Сургаду, сына Дувы (Фасих)
Сын Пулада, сына Кунчека (Муизз) |
Тимур-шах |
Неизвестен как правитель |
Сын Есун-Тимура, правнук Дувы (Муизз) |
Кабул-шах |
Сын Джанкши |
Сын Дорджи, правнук Дувы (Муизз) |
Хуббе |
Генеалогия неизвестна |
Неизвестен как правитель |
Адил-султан |
Сын Кабул-шаха |
Сын Мухаммеда (Зафар-наме) |
|
|
|
|
Джучиды |
|
|
|
|
Кельдибек |
Сын Джанибека |
Сын Иринбека, сына Узбека (Рашид аддин) |
Орда-шейх |
Сын Эрзена, ордуида |
Отождествляется с Базарчи, потомком Тангута |
Хызр |
Сын Сасы-Буки, ордуида |
Сын Мангутая, шибанид (Чингиз-наме, Нусрат-наме) |
Хальфай |
Сын Сасы-Буки, ордуида |
Неизвестен, или не идентифицирован |
Тимур-ходжа |
Сын Орда-шейха, |
Сын Хызыра (Нусрат-наме) |
Мурид |
Сын Орда-шейха |
Брат Хызыра (Нусрат-наме)
Сын Хызыра (Чингиз-наме) |
Азиз-хан |
Сын Тимур-ходжи |
Неизвестна генеалогия |
Хаджи-хан |
Сын Эрзена, ордуид |
Отождествляется с Хаджи-Черкесом |
Урус |
Сын Чимтая, ордуид |
Сын Бадика, тука-тимурид |
Токтакия |
Сын Уруса |
Сын Уруса |
Тимурбек |
Сын Мухаммед-хана |
Отождествляется с Тимур-меликом, сыном Уруса |
Тохтамыш |
Сын Туб-ходжи, правителя Мангышлака |
Сын Туй-ходжи, тука-тимурид |
Тимур-кутлук |
Сын Тимур-бека |
Представитель другой ветви Тука-тимуридов (Муизз, Нусрат-наме) |
Судя по таблице, Аноним Искандара противоречит Фасиху и Муиззу во многих пунктах по поводу генеалогий в Чагатаидское смутное время.
Во время замятни в Золотой Орде, все генеалогии правителей с Кельдибека вплоть до Уруса не совпадают с Муиззом, Нусрат-наме и Чингиз-наме.
Причем как в первом, так и во втором случае в генеалогиях Анонима присутствуют такие правители, которые не известны другим авторам (Хуббе, Хальфай, Хаджи-хан, Дурчи), также ему не известен ряд правителей, которые известны другим авторам: (В первом случае Тимур-шах, Налику, Никпай во втором случае: Сыгнакские тука-тимуриды(4 человека), шибанидские правители (4 человека)). Можно предположить, что Аноним спутал генеалогию и время жизни Сасы-буки и его детей, и рассказывая о Орда-дженовских потомках, он имел ввиду Тука-Тимуридов, правивших в Сыгнаке, которые действительно были сыновьями и внуками Сасы-Буки (тука-тимурида). Надо думать, что предложение "те, которые относятся к левому крылу, то есть пределы Улуг-тага, Секиз-ягача и Каратала до пределов Туйсена, окрестностей Дженда и Барчкенда, утвердились за потомками Ногая", относиться к Сыгнакскому правителю Кара-Ногаю, а не к потомкам Орда-эджена.
Среди чагатаидов есть 11 несовпадений и 6 совпадений с другими авторами, 11 правителей ему неизвестны, и сведения об Хуббе больше не встречаются ни у кого. Все это можно отразить в таблице так:
|
Чагатаиды до смуты |
Чагатаиды смутного времени (после Кебека и до Тимура и его ханов) |
Джучиды Золотой Орды до смуты |
Джучиды смутного времени (После Бердибека и до Уруса включительно) |
Аноним Искандара |
5 совпадений,
3 несовпадения,
4 неизвестных ему
ханов |
1 совпадение,
8 несовпадений
7 неизвестных ему ханов
1 уникальный (Хуббе) |
Полное совпадение + "уникальное" упоминание о правлении отца Узбека (Тогрул) |
0 совпадений
10 несовпадений,
8 неизвестных
ему ханов. |
Если же рассмотреть генеалогии со времен смуты и захвата власти эмирами, то расхождения будут еще больше: 1 совпадение, 8 несовпадений, причем совпадение приходиться на ханов начала смуты (Тармаширин).
Среди Джучидов из 13 правителей смутного времени 10 генеалогий не совпало, а 3 совпали и то эти трое (Токтакия, Тохтамыш, Тимур-Мелик) относятся к более менее изученному периоду конца смуты. Если же сократить смутное время с "после смерти Бердибека и до конца правления Уруса", то у Анонима вообще не будет ни одного совпадения с другими источниками [10] .
Также хотелось бы отметить несовпадение в имени отца Едиге, по Анониму Искандара: отец Едиге, Балтычак, казнен Тохтамышем за верность Урусу.
По другим данным отца Едиге звали Кутлукия [11] . Мы и тут придерживаемся версии, противоположной Анониму, так как трудно представить, чтобы Тохтамыш приблизил бы к себе и выдал замуж сестру за человека, отца которого он казнил. Тем более показателен тот факт, что брат Едиге Исабек на протяжении долгого времени сохранял лояльность по отношению к Тохтамышу.
Таким образом, мы хотели заметить, что в Анониме есть ошибки трех типов: 1. Ошибки в годах. Они возникли наверное из-за того, что в первоисточнике были записаны годы по календарю, основанному на животных циклах. Отсюда ошибки с началом правления Узбека (Разница в 24 года или два животных цикла) и др. 2. Ошибки Анонима, возникшие из-за плохого перевода первоисточников. Например, аноним называет Бузана "современником Бердибека", но как известно, Бузан правил в 1330-х годах, а Бердибек в 50-х ("подавшись зависти, полностью уничтожил весь свой род. Был современником Бердибека"). Надо думать, что Аноним здесь неправильно перевел фразу и вместо современника должна была стоять, "этим он был схож с Бердибеком". 3. Ошибки, исходящие из-за отождествлений Анонима, возникших на основе некритического подхода к источникам и домысливания.
Примером же некритического отождествления мог быть эпизод с потомками Сасы-Буки. Надо думать, Аноним из Рашид аддина знал о том, что восток Улуса Джучи принадлежал Орда-эджену. Также Аноним имел первоисточник, где было сказано о Сасы-Буке и его потомках, которые действительно правили в Сыгнаке. Думается он просто приписал Сасы-Буку и Ногая к потомкам Орда-эджена, на основании того, что совпадала территория, где правили те (Сыгнакские Тука-Тимуриды) и другие (потомки Орда-эджена).
Таким образом, мы хотели бы подвести итог.
Генеалогии Анонима смутных периодов в улусах Джучи и Чагатая полностью противоречат генеалогиям из других источников и, скорее всего, являются авторским домыслом.
Примечания: [1] Источниковедение Истории улуса Джучи. Казань 2001. стр.23 [2] СМИЗО т.2 стр. 129-130 [3] Кляшторный С.Г. Султанов Т.И. "Казахстан: летопись трех тысячелетий" Алматы. 1992. стр.197 [4] СМИЗО т.2 стр. 128 [5] СМИЗО т.2 стр. 130 [6] ИКАИ т.3 стр.103,106 [7] СМИЗО, т. 2, с.45 [8] Чингиз-наме. Алматы. 1992. стр. 106, Сабитов Ж.М. "Генеалогии Джучидов в 13-18 веках". Астана. 2008. стр.8 [9] Также нелишне напомнить о воцарении Менгу-Тимура Инсан-хана во времена Джанибека. См. Сабитов Ж.М. "Генеалогии Джучидов в 13-18 веках". Астана. 2008. стр.24 [10] Гаффари и Рази почерпнули свои знания о генеалогии Уруса из того же источника, что и Аноним (или из Анонима). [11] Трепавлов В.В. "История Ногайской Орды" Москва. 2001 стр. 63-64
Принятые сокращения: 1. ИКАИ – История Казахстана в Арабских источниках 2. ИКПИ – История Казахстана в персидских источниках 3. Муизз – Муизз аль Ансаб. История Казахстана в персидских источниках. т.3. Алматы. 2006. 4. СМИЗО – Сборник материалов по Истории Золотой Орды. Т.2. Москва. 1941
Библиография: 1. История Казахстана в Арабских источниках т.3. Алматы. 2006. 2. История Казахстана в персидских источниках т.3. (Муизз ал Ансаб) Алматы. 2006 3. История Казахстана в персидских источниках т.5. Алматы. 2007 4. Источниковедение Истории улуса Джучи. Казань 2001. 5. Кляшторный С.Г. Султанов Т.И. "Казахстан: летопись трех тысячелетий" Алматы. 1992. 6. Сабитов Ж.М. "Генеалогии Джучидов в 13-18 веках" Астана. 2008. 7. Сборник материалов по Истории Золотой Орды. Т.2. Москва. 1941 8. Трепавлов В.В. "История Ногайской Орды" Москва. 2001 9. Чингиз-наме (под ред. Юдина) Алматы. 1992.
© Интернет-версия: Р.А. Абдуманапов
22 июня 2009 Опубликовал: admin Просмотров: 4326
Другие статьи из этой рубрики
Цзинь Миди, дворцовое имя которого было Вэншу, сначала был наследником сюннуского правителя Сюту. Во время годов под девизом правления Юаньшоу (122-118) командующий легкой кавалерией Хо Цюйбин атаковал территорию правого крыла сюнну, отрубив множество голов хусцев и захватив статую золотого человека, посвященного Небу, который почитался правителем Сюту. В это лето (121) командующий легкой кавалерией еще раз выступил от Цзюйяня и напал на район гор Цилянь, захватив и убив множество врагов.
В ряду древних культур скифского облика, распространенных в Центральной Азии, пазырыкская культура занимает особое место. Один из компонентов скифской триады – "звериный стиль" представлен в ней наиболее полно и ярко. Уникальные погребальные сооружения в урочище Пазырык, заполненные древним льдом, открыли миру все многообразие искусства древних кочевников. Оригинальность различных изображений животных, найденных в курганах Алтая, позволяет говорить об "алтайском зверином стиле". Видный исследователь алтайских древностей М.П.Грязнов считал, что "в процессе формирования культуры и искусства скифо-сибирского типа вклад саяно-алтайских племен был более значителен, чем собственно скифов".
В становлении ранних государств, формировании государственного механизма важное место принадлежало окружению правителя, в частности тем сильным и молодым людям, которые рекрутировались из "сыновей и младших братьев" сподвижников правителя—основоположника государства и составляли его дружину, его личную охрану. У скифов при царе служили отроки. Они составляли гвардию царя, постоянное войско, обязанное охранять его. Эти же юноши выполняли и различные поручения царя по управлению государством, из их числа назначались ферапонты, сановники, управляющие государством. Среди юношей-гвардейцев скифского царя был распространен обычай побратимства, после смерти царя часть его гвардии сопогребали вместе с умершим. При сяньбийских каганах была гвардия (цзинъши), в которую набирались сыновья и младшие братья "великих людей" (дсасэнь), сановников и местных правителей государства. В 396 г. Тоба Лигуй принял титул императора (хуанди) и провел реформу структуры государственного аппарата."Все [назначенные им на должности лица] принадлежали к [его] гвардии. [Они] участвовали в [заседаниях государственного] совета и обсуждали дела армии и государства". Тюркского кагэна охраняли 900 гвардейцев [бёри — "волков"), которыми командовал управитель ставки кагана - тойкан. Сведений о назначениях гвардейцев тюркского кагана на государственные должности у нас не имеется.
|
|