|
Маджму ат-Таварих
Сочинение "Маджму ат-Таварих" ("Собрание историй") написано на таджикском языке в XVI веке в области Ферганы муллой Сайф ад-Дином Ахсикенди. Пока известны два списка этого сочинения, которые по почерку и внешним признакам датируются концом XVIII - первой половиной XIX в. - В 667 (ЛО ИВАН) и № 693 (хранится в ЛГУ). Сочинение Маджму ат-Таварих по списку ЛО ИВАН В 667, присланному В.В.Бартольду от В.А.Каллаура, было кратко охарактеризовано В.В.Бартольдом на заседании Восточного отделения Русского архелогического общества 11 марта (по старому стилю) 1899 года. В.В.Бартольд отметил, что рукопись принадлежала Джагды-ходже, жителю селения Ширкент Наманганского уезда. Автором сочинения был мулла Сайф ад-Дин Ахсикенди, сын дамуллы Шах Аббаса. Автор умер, не окончив книги, и ее написание было завершено его сыном Нур-Мухаммадом, или Ноуруз-Мухаммадом, в X в.х. (1494/1495 - 1591/1592) Маджму ат-Таварих - сочинение полуисторическое-полулегендарное, в котором исторические факты и даты переплетены с легендами и вымыслом. Но именно в связи с подобным характером этого сочинения в нем наряду с различными кипчакскими и киргизскими преданиями Ферганы и Тянь-Шаня зафиксировано несколько эпизодов киргизского эпоса Манас, дающих в руки исследователей весьма ценный материал для изучения истории этого эпоса. Использование содержащихся в Маджму ат-Таварих историко-этнографических сведений и преданий, интересных для истории эпоса "Манас", началось в 1959-1960 гг. в связи с описанием А.Т. Тагиржановым университетского списка этого сочинения. В тексте используется оригинальная нумерация ссылок, приведенная в статье: Маджму ат-Таварих.//МИКК - М: Наука, 1973 - вып. I - С.200-216.
Этот раздел о приходе Гурхана Хитая и взятии Касана
Гурхан Кара-хитай, выступив из Мачина, прибыл к Артышу [10], с калмаком [11] на Иссык-Куль послал человека, другого (посланца) отправил в Камул. Из Камула пришел Чинга Хитай с 200-тысячным войском, от Озера [12] - Ильман Калмак с 40 тысячами калмаков. У Гурхана набралось 400 тысяч войска.
Выступив из Артыша, (Гурхан) направился на Узгенд. Через сколько-то дней (он) достиг Узгенда. Камар-бек, который был в Узгенде правителем [13], вышел, построил боевые ряды и вступил в битву. (Но) сил не хватило; ушел Камар-бек в Минг-Джубу. Гурхан, учинив в Узгенде поголовное избиение и разрушив (его), двинулся на Минг-Джубу и захватил ее, оттуда пошел на Андуган, овладев им, направился на Касан. В Касане правителем был Дува-хан из чагатайских ханов [14]. Гурхан достиг Касана; Дува-хан один день сражался, (больше) не хватило сил, бежал в Ташкент. Гурхан вступил в Касан и овладел им.
Дува-хан прибыл в Ташкент. Правителем в Ташкенте был Бартанхан по прозванию Тули-хан. Предстал Дува-хан перед Тули-ханом и рассказал о происшедших событиях. Услышав об этих событиях, Тули-хан послал человека в Ходженд, где правителем был Бахарам Джалаир, который собрал свое войско, (а) в Йасы послал человека, чтобы тот привел Ноуруз-тюрю.
Гурхан, выступив из Касана, двинулся в Джидгиль [15]. Правителем Джидгиля был Алвас-хан, (происходивший) из чагатайских ханов. В Джидгиле было три больших города: Мургаб, Фургаб и Дангал.
Гурхан захватил Мургаб, Фургаб и Дунгал. Послом в Ташкент Гурхан назначил [16] Асбус Калмака. Достигнув Ташкента, Асбус Калмак отдал (Тули-хану) письмо Гурхана. Тули-хан призвал Ноуруз-тюрю и Бахрам Джалаира и, устроив совещание, отправил к Гурхану посольство, запросив перемирия на четыре года. Выступившие из Ташкента послы прибыли к Гурхану и изложили условия Тули-хана. Приехав в Касан, Гурхан дал Тули-хану перемирие на четыре года, (после чего) послы Тули-хана отправились в обратный путь.
Гурхан направил в Минг-Джубу Чинга Хитая со 100 тысячами хитаев, Мургаб отдал Ильман Калмаку. Касан уже до того хитаи брали шесть раз, теперь взял (его) в седьмой раз.
Этот раздел о снаряжении Тули-ханом посольства Дува-хана к султану Мухаммаду [17] хорезмшаху
Тули-хан, собрав всех (своих приближенных), устроил совещание, назначил Дува-хана послом к султану Мухаммаду хорезмшаху, написал грамоту и отправил (посольство) в путь. Содержание ее было таково: "Мы все к Вам обращаемся с предложением. Если Вы одобрительно к нему отнесетесь, отравьте человека к багдадскому халифу, попросите (для нас имама) из потомства пророка - посланника божьего. Если он [18] не поспособствует, помощь к нам не придет, (тогда, поскольку) все люди страны стали беспокоиться только о себе, священной войны не хотят, пропадет религия! Пусть же султан Мухаммад хорезмшах прикажет (своему) человеку поехать с Дува-ханом в Багдад.
Дува-хан с 50 людьми поехал в Багдад. Быстрыми переходами достиг Хорезма, предстал перед султаном Мухаммадом, отдал подарки и послание Тули-хана. Султан Мухаммад хорезмшах прочитал грамоту и, уразумев, что дело, оказывается, гибнет, закручинился.
Отправил султан Мухаммад хорезмшах человека вместе с Дува-ханом в Багдад. Пустился Дува-хан (с послацем хорезмшаха) в путь на Багдад; быстрыми переходами достигли (они) Багдада, повидали халифа, отдали письмо султана Мухаммада хорезмшаха.
Прочтя письмо, послал халиф человека к имаму Наки, которого привели. Имам Наки был зятем халифа. Имам Мухаммад Наки прочитал письмо султана Мухаммада хорезмшаха и приказал (позвать) имама Ибрахима Малик Заранджиша, письмо написал и печать приложил. Затем халиф приложил печать, (назначил) тысячу человек сопровождения и дал разрешение на отъезд. Святой имам Мухаммад Наки был десятым имамом.
Имам Ибрахим, уповая на бога и славословя его, выступил из Багдада и пустился в путь. (Двигаясь) быстрыми переходами и сворачивая стоянки, имам Ибрахим (и его спутники) добрались до Хорезма. Выехав для встречи, султан Мухаммад хорезмшах повидался с имамом Ибрахимом и совершил ему поклонение; вступили они в Хорезм. Усадив затем имама Ибрахима на трон и выдав за него свою дочь, (хорезмшах) в течение года радел о нем. У имама Ибрахима появился сын, имя ему дали - имам Али.
Затем имам (Ибрахим) стал подготавливаться к поездке в Касан Султан Мухаммад хорезмшах приказал (отправиться) вместе с ним 3 тысячам воинов, дал разрешение на отъезд. Выступив из Хорезма, имам Ибрахим поехал в Касан.
Сардаром войска имама был Туркан-хан Атабек Караджа, сын Салгура, сына Фа Сельджука, сына Атабека Нуштегина [19]. (Он) был из предков (племени) юз. Все юзы произошли от Атабека Караджа.
Имам Ибрахим быстрыми переходами подошел к Самарканду. Правитель Самарканда выступил для встречи и оказал гостеприимство, а затем дал 10 тысяч человек. Имам Ибрахим, выехав из Самарканда, пустился в путь и быстрыми переходами достиг Ташкента.Тули-хан и Аргун-хан вышли для встречи, вместе въехали они в Ташкент.
Из Шахрукии [20] прибыл михтар Караман. Тули-хан отправил человека к 10 тысячам Йасы [21]; прибыл 10-тысячный кошун Йасы. Во всем мусульманском войске стало 100 тысяч. Выступив из Ташкента, оно направилось на Ходженд и подошло к Ходженду.
Бахрам Джалаир выступил (из Ходженда), пригласил (имама). Имам вошел (в город). Потомки 40 гызов из Ходжендских гор [22] повидались с имамом. Лур-хан и Лур-бузург, (которые) были сыновьями Ана-л-хакка [23], выказав благоговение перед имамом, показали печать с датами (жизни) имама Джа`фар Садика [24]. Имам Ибрахим, благоговейно почтив [25] печать имама, сделал Лур-хана сардаром правого крыла [26], а Лур-бузурга - сардаром левого крыла.
Тули-хан, Ноуруз-тюря, Бахрам Джалаир - все единодушно с имамом Ибрахимом, выказав благоговение, отправились в Сохт. Правителем Сохта был Илйас Кисек. Выйдя с тысячей человек для встречи, (он) выразил преданность.
После этого (воины мусульман) двинулись на Ахси, пришли в Ахси и овладели им. Выйдя оттуда, отправились в Касан, правителем которого был Гурхан, имевший золотого идола в 50 тысячей мискалей; когда Ибрахим достиг Касана Гурхан вышел с войском и изготовился к бою. Имам расположил боевые ряды: на правом крыле поставили Лур-хана, а на левом крыле - Лур-бузурга.
Воины вступили в бой; сражались в течение суток, ожесточенной стала битва, окружили Гурхана. Калмаки, подхватив Гурхана, обратились в бегство.
Имам взял Касан и сделал (его) городом ислама. После этого послал человека (с войском) в Джидгиль: захватили Мургаб, Фургаб и Дунгал. Гурхан, уйдя в Минг-Джубу, присоеденился к Чинга (Хитаю), взял войско хитаев и отправился в Хитай.
Имам пошел и овладел Минг-Джубой, сделал (эту область) мусульманской, отдал Минг-Джубу Лур-хану, а Андуган - Лурбузургу; правому крылу дал название онг, левому - сол. Создание у кыркгызов правого (и) левого крыла [27] было делом имама Ибрахима Султан Заранджиша. (Это) было в 521 (1127) г., когда имам Ибрахим Султан Малик Заранджиш завевал Касан. Кыркгызы эти прежде были кочевниками Рума.[28]
Ахмад-беку Моголу у бунчука приказали быть, дочь Ноуруз-тюри выдали за Ахмад-бека, дочь Дува-хана выдали за Лур-бузурга, дочь Бахрам Джалаира - за Лур-хана. После этого всех молодцев отпустили, (только) 12 тысяч (войско) оставили.
В то время в Касане было 8 тысяч домов, тесно в Касане стало. Разослал имам людей в окрестные стороны: готовились (новый) город сделать, все места осматривали. Прибыли люди имама в местность Ширкент и увидели: место хорошее, родников много, один поток большой, вода белая. Пришли и рассказали (об этом) имаму. Подойдя (туда), увидел Ибрахим - место, оказывается, хорошее. Один день поохотился - воздух, оказывается, очень приятный.
После этого стали готовить город, из всех мест людей привели - из Мургаба, из Минг-Джубы, из Илатан-Уйгур, из Чагатаи - в каждом махалла 500 человек поселили, 14 махалла сделали: Мургаб, Кишлак-Абад, Гузан [29], Чар-Так, Пашмин, Йамчи, Уйгур-Куль, Букагыр (?) [30], Бал, Лаб, Чартур-Куль [31], Джубан (?) [32], Татар, Гузинан (?) [33].
Имя (городу) положили - Ширкент, Мургаб сделали базаром. В Ширкенте оставили имама Али, сам имам (Ибрахим), продолжая проживать в Касане, склонял народ на путь ишкийа [34] и еще девять лет, творя благочестивые дела, восседал на молитвенном коврике.
А когда минуло 96 лет его благословенного земного бытия, он сказал: "Поезжайте, приведите имама Али из Ширкента!" Привели (его, а также) сыновей Ана-л-хакка - Лур-хана (и) Лур-бузурга, привели Могола Ахмад-бека. Привели сына Тули-хана - Сугай-хана (по прозвищу Тугдар-хан), сына Бахрама Джалаира - Султан-бека, сына Атабека - Кули-бека, сына Каркар(а) - бека - Тюря-бека, сына Туркан-бека - Алибека, всех сардаров привели. Имаму Али (все) изъявили покорность, все сардары сделались его последователями.
(У имама Ибрахима) был один бунчук из белого рога. Повязав (его) белым знаменем [35], отдал (он его) Ахмад-беку Моголу. Имама Али назначил на свое место [36]. От имама Муса Ризы осталась чалма, (имам Ибрахим) возложил (ее) на голову имама Али.
Прочтя молитву о мюридах и преданных слугах, (имам Ибрахим) умер ночью 27-го (числа) месяца рамазана 530 (29 июня 1136) г. х. Похоронили его в Касане.
(Перечисление лиц, принявших духовное покровительство сейида Мир Джалила)[37]
Сперва из Кулана прибыл в семью с сыновьями Ак-Тимур Кипчак и вступил на путь духовного совершенствования. Имена сыновей (его): Даулати-Йар, Худа-Йар, Берды, Али-Йар, Муса-Йар, Иса-Йар, Туле-Йар. Признали (они) Маулану) Азама своим наставником. Семь братьев выезжали на семи серых лошадях с белыми пятнами на лбу [38]. В сражениях семь братьев выступали вместе. По этой причине (их) назвали "Йети кашка" [39]. Йети кашка и Кар(а)кара были одного и того же происхождения.
После этого прибыл Ак Огул с двумя сыновьями - Отуз Огулом (и) Салус-беком Бул(а)гачи, вступил на путь духовного совершенствования, проявил преданность. Затем приехали, признав (Мир Джалила) своим наставником, и стали его приверженцами сыновья Бул(а)гачи: Бостон, Теит, Джоо Кисек, Доолос, Хыдыр-шах [40], Кангды. Потом приехали, признав (Мир Джалила) своим наставником, и стали его приверженцами сыновья Отуз Огула: Адине [41], Мунгкуш, Кара Багыш, Тагай. Прибыл и стал приверженцем Ку Огул, с ним шесть сыновей: Басыз, Лалым Кушчи, Ай-Баш Мундуз, Чонг Багыш, Сару(у), Сунджек Хытай.
Этот раздел о происхождении [42] Ак Огула и Ку Огула
Ак Огул ибн Боз-оглан ибн Долон ибн Дамбур [43] ибн Гази-бий ибн Сара-бий ибн Сангин-бий ибн Кафланг-бий ибн Шукур-бий ибн Шахфур-бий ибн Кули-бий ибн Арсланг-бий ибн Гуз-хан ибн Лур-хан ибн Ана-л-хакк.
Происхождение Ку Огула Сол [44]: Ку Огул ибн Сар(ы) Буга-бий ибн Лаклак-бий ибн Атан-бий ибн Абу-бий ибн Кувай-бий ибн Кункайды-бий ибн Нааш(?) ибн Кендже Мурад ибн Бай-Мухаммад ибн Сары-Мухаммад ибн Суйундук-бий Назар-бий Джарам-бий ибн Михран ибн Нури ибн Кемин-бий ибн Дарвиш-бий ибн Мунин-бий ибн - бий [45] ибн Доуле-бий ибн Гузз ад-Дин Клыч ибн Лур-бузург ибн Ана-л-хакк.
После этого Кутлуг-бузург прибыл, (на путь духовного совершенствования) вступил. Прошло затем некоторое время, и эмир Дивана, захватив муллу Садата и выступив из Узгенда, отправился в Ширкент.
(Рассказ о поездке Мир Джалила в гости к киргизским родоначальникам)[46]
Сейид (Мир Джалил) приехал в Ширкент, пришел в ханаку своего великого отца - сейида Джалал ад-Дина. В ханаке сейида Джалал ад-Дина угощение устроил, весь Коран прочитал, духу отца сделал подношение.
Через несколько дней из Кок-Кия приехал Тагай, пригласил (Мир Джалила) в гости, сильно упрашивал и умолял. (Получив согласие), выступил с (с ним) из Ширкента, и отправились они в путь.
Когда достигли местности Йети-Кашка, Ак-Тимур-бахадур (и) Даулати-Йар выехали для встречи, до конца дня такой прием гостю оказывали, что все, что только надобно было, предоставлялось в (его) распоряжение.
После этого, сев на коней, в путь отправились, прибыли в местность Салус-бека Бул(а)гачи. Прислуживая с шестью сыновьями гостю, Бул(а)гачи попросили помолиться. Святой Мир Джалил Маулана Азам. Милостиво взирая на сыновей Бул(а)гачи, помолился: шесть племен стало - бостон, теит, джоо кисек, доолос, хыдыршах, кангды.
Выступив затем из дома Бул(а)гачи, прибыли в местность Отуз Огуда, остановились в доме Тагай-бахадура. Сыновья Отуз Огула - Адине, Мунгкуш, Кара Батыш (и) Тагай-бахадур несметные явства выставили [47].
У Тагай-бахадура было шесть сыновей, приведя их к стопам святого Мир Джалила Мауланы Азама, попросил (его) помолиться. Сейид оказал им милость - помолился; за сыновей Тагай-бахадура - Кулана [48], Гылджыра, Богостона, Кара Чоро, Саяка (и) Доолоса - помолился - шесть племен стало: от Кулана (племя) йадгар [49] произошло, от Гылджыра (племя) буги [50] произошло, от Богорстона (племя) солто [51] произошло, от Кара Чоро [52] саяк произошло.
Выступив из жилища Тагая, достигли местности Ку Огула и вступили в (в нее). Ку Огул с шестью сыновьями прибыл, испросил у него молитву. Сыновья Ку Огула - Басыз, Кушчи, Мундуз, Чонг Багыш, Сару(у) (и) Сунджек Хытай-бахадур - остановились в жилище Лалым Кушчи. Все (они) вышли для встречи, (затем с гостем) вошли в жилище Лалым Кушчи. Буркутчи, Кепекчи (и) Кушчи - все прислуживали. Помолился (Мир Джалил) за шестерых сыновей Ку Огула - стало шесть племен.
Выступив из жилища Лалым Кушчи, (Мир Джалил) отправился в Узгенд. В Узгенде прожил десять дней, через десять дней выехал, направился в Андуган, по приезде в Андуган остановился в доме Бура-хана. В Андугане пребывал один месяц; со всех сторон пришло множество людей.
(Перечисление имен родоначальников, приехавших к Мир Джалилу) [53]
Приехали сыновья Тагай-бахадура: Койлон [54], Гылджыр, Богостон, Доолос, Кара Чоро. Приехали Йети Кашка, Даулати-Йар, Салус-бек Бул(а)гачи, Ку Огул с сыновьями, Сунджек Хытай-бахадур. Из Кочкора прибыл Шир-Бахрам Чагатаи (сын Бахрама Тигзана), из Кариза прибыли: Марал-бахадур, Дане-бахадур, Шумур-бий, Кара пахлаван. После них из Пянджа приехал Кули Сурам, из Чунсиза (?) [55] Алаб-бахадур приехал, из Ахсикета шахзаде Ша(х)руха поривезли.
(Генеалогия "моголов" - предков Ахмада Могола) [56]
Предки моголов: от Ана-л-хакка Лур-хан произошел, от него (Лур-хана) Гуз-хан произошел, от него (Гуз-хана) - Арсланг-бий, от него - Ахмад-бек, от него - Кули-бий, от него - Турды-бий, от него Ак-Туг (по прозванию Онг-хан), от него Доуле-бий, от него - Атан-бий, от него - Кул-Джугач-тюря произошел, от него - Инга-тюря Бай-Мурад Черик произошел.
У Инга-тюри были (два сына): Ахмад-бек и Мухаммад-бек (по прозванию Кок-Буга), от него (Ахмад-бека) Лаклак-бий произошел, от Кок Буги Мирак произошел, от него (Мирака) - Ходжа Мурад-Ата, от него - Атам-Тай, от него - Кувай, от него - Кункаш, от него Накаш (?), от него - Тува-бий, от него - Коп-Суйак (?), от него (Коп- Суйака) Сейид Гази произошел.
У него (Сейида Гази) был один сын Кувай Буваке Дават-бай. Предки Бай Могола произошли от одного сына Атан-бия - (от) Чолак Тукиме (?) Кире.
От одного сына Атан-бия (произошел) Сокы. От Лакалак-бия произошел Абаджат. От Буга-бия - Кельгей Суйри Баш. От одного сына Буга-бия произошел Ульджа Кабу-Джан (?).
Все моголы преклонили свои головы к стопам эмира Хасана; весьма ему услуживая, устроили проводы. Святой эмир Хасан, сын эмира Сейида Мухаммада Маулана Кази, выйдя из Могольских гор, отправился в Касан.
Список литературы:
[10] Артыш - река и местность в Восточном Туркестане. [11] Здесь и далее в Маджму ат-таварих название "калмак" применяется, возможно, как анахранизм к различным враждебным немусульманским племенам и народностям (в данном разделе калмаки часто называются воины Гурхана и его полководцев).В связи с этим оставляем термин "калмак", не заменяя его русской формой "калмык", имеющей вполне определенное этническое значение. [12] Под "Озером", по-видимому, имеется в виду Иссык-Куль. [13] В тексте: хаким. [14] Один из многих в источнике анахронизмов: завоевания кара-китаев происходили в XII в., а чагатаиды появились после монгольского нашествия XIII в. [15] В тексте: Дж.дг.л. [16] Букв.: "сделал послом". [17] В изд. Тагиржанова: Махмуду. Далее в этом разделе в изд. Т. повсюду: султан Махмуд хорезмшах, а в списке ЛО ИВАН: султан Мухаммад хорезмшах (как принято в русском переводе). [18] Т.е. багдадский халиф. [19] В изд. Т.: сына Атабека, сына Нуштегина. [20] Шахрухийна - так был назван восстановленный при Тимуре город, находившийся на месте Бенакета, разрушенного во время монгольского завоевания (см.: В.В.Бартольд, Туркестан., стр. 226). [21] Вероятно, имеется в виду местность в районе перевала Йасы, через который пролегал путь из Узгенда в Атбаши (см.: В.В.Бартольд, Туркестан, стр. 213). [22] Имеется в виду приведенная в Маджму ат-таварих (стр. 34-36 по изд. Т.) легенда о происхождении киргизов от 40 гузов (гиз), оставшихся в живых при истреблении султаном Санджаром, правителем Узгенда, обитавших в узгендских горах гузов. Эти 40 гузов бежали в Ходжендские горы и там обоснавались. От них будто бы и произошли кыркгыз - киргизы. В Узгендские горы гузы пришли, согласно сказаниям. Изложенным до этого в Маджму ат-таварих, из Восточного Туркестана, где вели войны под предводительством имама Джафар Садика против кафиров, а в Восточный Туркестан пришли через Кашмир с запада - из Аравии и Рума. Легенды эти вкратце пересказаны во Введении к опубликованному А.Т.Тагирджановым изданию фрагментов из Маджму ат-таварих (стр. 37). [23] Ана-л-хакк - имя или прозвище легендарного прародителя киргизов (см. ниже, стр. 207-208; ср. стр. 209), известное по бытующим до последнего времени устным народным преданиям. Это имя происходит от распространенного суфийского выражения ана-л-хакк, связанного с ла-Халладжем (858-922), казненным в Багдаде. [24] В тексте: мухр-и таварих-и имам Джафар Садик. [25] В тексте: таваф карда. [26] В тексте: тараф, букв.: "сторона", в данном случае - "крыло". [27] Слов "киркгизра унк сул карданд" - нет в изд. Т. [28] Согласно преданию, предки этих кыргызов были кочевниками, обитавшими некогда в Руме. [29] В тексте: Г.зан - Гузан, Гызан или Газан (?) [30] В изд.Т.: Б.каг.р, чтение неясно. [31] В тексте: Дж.р.тур кул, ср. название озера Чатыр-Куль в Киргизии. [32] В тексте: Хубан, в изд. Т.: Джубан, возможное чтение Джуйан. [33] В тексте: К.з.нан. [34] Ишкийа - одно из ответвлений ордена накшбандийа ходжаган. [35] В тексте: "йалив", тюркское слово со значениями "боевой флаг", "значок" (вошло в таджикские говоры). [36] Здесь прерывается (с л. 32а до л. 29б) воспроизведение текста списка ЛГУ в изд. Тагирджанова. [37] Перечисление лиц, прибывших к сейиду Мир Джалилу из разных мест и принявших его духовное покровительство, следует после многословного восхваления и прославления этого сейида и рассказов о нем и о других религиозных деятелях. Сейид Мир Джалил, один из ширкентских шейхов, потомков Имама Ибрахима, был сыном Джалал ад-Дина и после смерти своего отца возглавил орден ишкийа. [38] В тексте: асп-и кабуд кашка. [39] Йети кашка - "семь предводителей", или "семь военачальников", "семь главарей", "семь глав племен", "семь родоначальников" и т. п. Термин кашка, видимо, тюркского происхождения, был распространен у киргизов Тянь-Шаня, у которых в XVI в. этим словом называли местных беков (см.: В.В.Бартольд, Киргизы, стр. 517), встречается в эпосе Манас, употреблялся у джунгар (калмыков), у енисейских киргизов в XVII в. термином кашка именовались вожди, упоминавшиеся в русских источниках как "князья" (см.: Н.Н.Козьмин, Хакасы, стр. 39). [40] Хыдыр-шах - родоначальник киргизского племени кыдырша. [41] Адине - родоначальник киргизского племени адигине. [43] Так по списку В 667; в изд. Т.: Дамбул-бий. [44] Т.е. Ку Огула левого (крыла) [45] Имя написано неясно в обоих списках. [46] Этот легендарный рассказ, отражающий, однако, одну из версий о происхождении киргизских племен и ветвей киргизского народа и представления о близости отдельных племен друг к другу и о родо-племенной структуре киргизов,приводится в Маджму ат-таварих при изложении событий, связанных с сейидом Мир Джалилом. [47] В тексте: зийафат бишумар кард. [48] В тексте: Кулан. У киргизов в преданиях, зафиксированных в позднейшее время этнографами, - Койлон. [49] В тексте: йадгар, т.е. киргизское племя джедигер. [50] В тексте: буги, т.е. киргизское племя бугу. [51] В тексте: султа, т.е. киргизское племя солто. [52] После имени Кара Чоро несколько слов в тексте не поддаются чтению. [53] Перед этим сообщается, что сейид Мир Джалил отправил гонцов ко всем своим мюридам и по его приглашению к нему съехались лица, перечисление которых и приводится здесь. Оно начинается именами неоднократно упоминавшихся выше киргизских родоначальников и заканчивается именем царевича Шахруха. [54] Куйлун, т.е. Койлон киргизских генеалогических преданий. Ср. наст. изд., прим. 39, где это же имя передано как Кулан - одинаково с известным топонимом Кулан. [55] В тексте: (слово в арабской графике - А.Р.), чтение неясно. [56] Генеалогические предания предания о моголах приводятся в Маджму ат-таварих в связи с рассказом о том, как Ахмад Могол разграбил Касан и увел многих жителей этого города в плен, но потом освободил их по увещаниям эмира Хасана (сына сейида Мухаммада Маулана Кази), отправившегося к Ахмаду Моголу в Ходжендские горы. Ахмад Могол раскаялся, признал вместе с другими моголами своим духовным наставником эмира Хасана и дал разъяснение "по историческим книгам" о своих предках, служивших касанским сейидам, и о предках моголов. Эту генеалогию, во многом сходную с генеалогий Ак Огула, т.е. правого крыла киргизов, мы и приводим здесь.
1 сентября 2008 Опубликовал: admin Просмотров: 5244
Другие статьи из этой рубрики
Известные события 1875-76 гг. ускорили ход завоевания Российской империей Кокандского ханства, в т.ч. и Оша. В январе 1876 г. из отношения Военного министра Д.А. Милютина министру иностранных дел А.М. Горчакову становится известно о решении императора Александара II занять территорию Кокандского ханства (ЦГА КР. Ф.И. 75. Оп. 1. Д.53. Л.85, 90). Последствия не заставили себя долго ждать. Чуть позже в сообщениях первого Туркестанского генерал-губернатора К.П. Кауфмана от 4 марта 1876 г. отмечалось, что "… Вновь занятую русскими войсками территорию, составляющую до прошлого 1875 года ханство Коканское, включить в границы Империи и образовать из нея область Ферганскую" (ЦГА РУз. -Ф. 715, Оп. 1. Д. 67. -Л.18; ООГАПД КР. -Ф. 50. Оп. 1. Д.121. Л.3). На что следовал указ императора Александра II, который гласил: "...образовать из нея область Ферганскую со включением в состав Туркестанского генерал-губернаторства…". (Кыргызстан-Россия...-С.376). Так, на карте Туркестана появилась новая административно-территориальная единица под названием Ферганской области.
|
|