1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96, 97, 98, 99, 100, 101, 102, 103, 104, 105, 106, 107, 108, 109, 110, 111, 112, 113, 114, 115, 116, 117, 118, 119, 120, 121, 122, 123, 124, 125, 126, 127, 128, 129, 130, 131, 132, 133, 134, 135, 136, 137, 138, 139, 140, 141, 142, 143, 144, 145, 146, 147, 148, 149, 150, 151, 152, 153, 154, 155, 156, 157, 158, 159, 160, 161, 162, 163, 164, 165, 166, 167
 
Статьи
 



 Е.И. Кычанов. Сведения в "Юань-ши" о переселениях кыргызов в XIII в.

Известия Академии наук Киргизской ССР. - Фрунзе, 1965 - СОН - т. V - вып.1 - C. 59-65

В китайских анналах династии Юань имеются упоминания о переселениях енисейских киргизов. Некоторые из них, до последнего времени, оставались малоизвестными. Что касается описания киргизов в 63-й главе "Юань-ши", то толкование отдельных мест его неодинаково.

Известный немецкий синолог В. Шотт относил указание о численности 9 000 киргизских семей ко всем енисейским киргизам [1]. С тех пор это так и рассматривалось [2]. К.И. Петров недавно дал новое толкование этого описания, указав, что в нем, по-видимому, речь идет об отделении от общей массы киргизов группы в 9 000 семей [3]. Ниже мы даем перевод этого описания, представляющего большой интерес для киргизоведов.

"Юань-ши" (история династии Юань). Изд. в серии Сыбубэйяо, т.034, Шанхай, 1935-1937 гг. Цзюань 63. Географический раздел, стр 487.

Цзилицзисы, Ханьхэна, Цяньчжоу, Иланьчжоу и другие местности.

«Киргизы. Цзилицзисы [народ этот] ведет свое происхождение с тех пор, как 40 девушек земли Хань вступили в брачный союз с мужчинами Усы. По этому значению (сорок) и назвали свои земли.
От территории (населенной цзилицзисы) на юг до Великой столицы [4] более двухсот тысяч ли [5].
По преданию, в этой местности первоначально жили племена найманов. С приходом к власти династии Юань этот народ [цзилицзисы] разделили и создали девять тысяч дворов. Длина их владений 1400 ли, а ширина составляет половину этого. Река Цяньхэ [6] как раз протекает через центр их владений течет на северо-запад. Кроме того, на юго-западе есть река под названием Апу [7] а на северо-востоке река Юсюй [8]. У всех этих рек бесчисленное количество притоков. Все они собираются в Цянь и стекают в реки Анкэла [9], а на севере впадают в море.

Обычаи цзилицзисы отличаются от обычаев всех других владений. Их язык похож на язык уйгур. Живут цзилицзисы в хижинах и юртах. Занимаются скотоводством и кочуют в зависимости от наличия воды и пастбищ. Имеют значительные сведения об обработке земли.

Как выподает снег, верхом на деревянных конях (т.е. лыжах - Е. К.) выезжают на охоту. В их землях есть породистые лошади, а также белые и черные охотничьи соколы.

Ангарцы (т.е. племена, которые проживают по берегам Ангары - Е. К.) получили свое имя от этой реки и находятся в вассальной зависимости от цзилицзисы. От занимаемой ими территории до Великой столицы более 25 тыс ли, Их язык сильно отличается от языка цзилицзисы. Там длинные дни и короткие ночи. Когда солнце заходит, то жарят бараньи бока, и [они] готовы, когда на востоке появляется свет. Именно там находится описанное в "Тан-шу" государство Гуливо [10].

[Народ] усы также получил свое имя от названия реки [11] и проживает к востоку от цзилицзисы, к северу от реки Цяньхэ По существующему у них обычаю, каждый год в первой декаде 6-го месяца убивают белую лошадь, быка и барана, разбрызгивают кумыс, все [усы] омываются в реке, чтобы почтить духов реки, потому что, по преданию, оттуда вышел их родоначальник.

Ханьхэна [12]. Говорят, что [это слово] похоже на название мешка из холста, у которого "рот" маленький, а "живот" большой Форма такого мешка походит на рельеф местности, в которой живут ханьхэна. Поэтому их и назвали так.
Живут на восток от усы, у истоков реки Цяньхэ. В их владениях есть только два горных прохода, через которые можно проникнуть к ним или уйти с их тeppитopии. Страна их гориста, с множеством рек, покрыта густыми лесами и изобилует опасными и труднодоступными местами. Там очень много дичи, а у них [ханьхэна] мало домашнего скота.
Все ханьхэна делают хижины и юрты из коры березы, а поклажу грузят на белых оленей. Пьют оленье молоко. Собирают и едят плоды сосны [кедровые орехи], коренья liliuin concolor и Paeonia albifera. В зимние месяцы также на деревянных конях (т.е лыжах) выезжают на охоту.

Цяньчжоу. Эта местность также получила свое название от имени реки [13]. От Великой столицы она находится на расстоянии 9000 ли, к юго-востоку от цзилицзисы и к юго-западу от реки Цяньхэ, к северу от хребта Танмулин. В этой местности живет несколько тысяч семей, главным образом монголов и уйгур. Есть несколько ремесленных мастерских, поскольку при основании династии были переселены туда китайцы.
Земли Цяньчжоу плодородны и годны для земледелия. Летом сеют и осенью хлеба вызревают, не требуя тщательной прополки и взрыхления почвы. Некоторые говорят, что эта местность, первоначально была местом жительства Ван-хана [14].

Илань - название змеи. Некогда на горе, расположенной на границе округа, жил человек. Однажды он увидел гигантскую змею длиною в несколько десятков шагов, которая выползла из своего логова и пила воду в реке. Дурная слава об этом месте распространилась на много ли, поэтому так и назвали этот округ.

В 1269г. правителем цзилицзисы, ханьхэна, местностей Цяньчжоу и Иланьчжоу был назначен Лю Хао-ли. Именно в это время здесь были созданы склады и зернохранилища, устроены почтовые станции и учреждены управления. До этого, по обычаям нескольких местных племен, чашки и всю прочую домашнюю посуду делали из дерева. У дерева выдалбливали ствол и изготовляли корыта, в которых держали воду. Не умели плавить металл, чтобы изготовлять сельскохозяйственные орудия. Обо всем хорошем они (местные народы) узнали от правящей династии Юань. Тогда-то и были посланы ремесленники, которые обучили население этих двух местностей [15] гончарному делу, плавке металлов, изготовлению лодок. Все это помогало местным жителям».

По мнению К.И. Петрова, создание отдельной группировки киргизов представляло собою одно из мероприятий по массовому переселению Хубилаем киргизов из областей Енисейско-Иртышского междуречья, входивших в состав территориально-государственного обьединение Хайду. боровшегося во второй половине XIII в с Хубилаем за престол всемонгольского хана [16].

Ряд других, весьма важных указаний "Юань-ши" о переселениях Хубилаем киргизских племен на Хангайское нагорье и в разные районы Монголии подтверждает предложения К.И. Петрова. Приведем эти сведения:

(Цзюань, 59. Географический раздел. Описание второе, стр. 441).

"При династии Цзинь [1115-1234 гг.] эта область называлась Гуаннинфу. При династии Юань ваном области Гуаннин был пожалован Болугудай. Первоначально для управления этой областью было создано военно-административное управление синшуайфу области Гуаннин. Затем, из-за удаленности этой местности управление было перенесено в Линхуан и преобразовано в цзунгуанфу [17]. В 1268 г. из-за малой населенности области она была передана цзунгуанфу Восточной столицы. В 1277 г. в этой местности снова была создана самостоятельная область со своим управлением. Эта область состояла из двух уездов и округа Чжаочжоу [18]. Согласно биографии Халабадулу в 1293 г., обращаясь к нему, император Ши-цзу [Хубилай] сказал: «Древние земли Найяня называются Абалаху [19] и доставляют рыбу. Сейчас я в этих землях построил город и поселил там три племени: юаньсухань, ханасы и цзилицзисы [киргизов]. Этот город был назван Чжаочжоу. Ты отправляйся туда и займи пост сюаньвэйши».
Как только Халабадулу прибыл туда, он определил города и поселения, обеспечил спокойную жизнь народа. Однажды он добыл девять рыб общим весом в тысячу цзинь [20] и прислал их в подарок (ко двору)".

Раздел бэнь цзи, цз 17, стр 142

"1293 г. Ши-цзу (Хубилай) разместил на землях Хэсыхэ в качестве военных поселенцев 700 семей чжирхэхусотай [ских] цирцзисы [киргизов]".

Раздел бэнь цзи, цз 15, стр 125.

"1289 г. проинспектировали семьи киргизов, живущих в Хэлинь [21], и оказали помощь бедным семьям".

Стр 126, год тот же.

"Из Хэлинь была отправлена расквартированная там армия циэрцисы [киргизов]". (Армией командовал кипчакский хан Токтак, выступивший против каолиции Хайду-Наяна).

Цзюань 18, раздел бэнь цзи. стр 150, Правление Тимура.

"В 1295 г. киргизов, проживающих в горах Цзинь-шань [Алтай], переселили в Шаньдун и дали им поля, быков и семена".

Эти сообщения о многочисленных переселениях киргизских групп из Енисейско-Иртышского междуречья и с Алтая имеют особую ценность при рассмотрении их в связи с одновременными переселениями кыпчакских племен, находившихся под властью кипчакского хана Токтака (Тутуха). Токтак, как верный вассал Хубилая, вел длительную войну против Хайду, стремясь отторгнуть у последнего области Енисейско-Иртышского междуречья и Алтая (в "Юань-ши" именуются "Северной границей"). Если ему не удавалось захватить какой-либо район, он уводил оттуда киргизско-кыпчакское население. Борьба Токтака и его сына Чункура против Хайду и его киргизско-кыпчакских вассалов продолжалась почти полстолетия. Причем в ходе ее Токтак и Чункур использовали против Хайду в основном кыпчакские и киргизские племена. Оба они имели титулы "главнокомандующих" кыпчакских войск. Поскольку граница между владениями Токтака и Хайду в начале XIV в стабилизировалась по линии Кара-Ходжа-Тарбагатай, по мнению К.И. Петрова, действовавшие с обеих сторон кыпчакско-киргизские племена заняли в конце концов все Иртышско-Илийское междуречье [22].

Как известно, проблема переселения кыпчакско-киргизских племен на Тянь-Шань представляет для ученых чрезвычайно большой интерес. Сведения о действиях кыпчакско-киргизских войск Токтака и его сына Чункура на Алтае могут во многом содействовать решению этой проблемы, а также проблемы кыпчакско-киргизских отношений.

Ниже мы приводим перевод извлечений из биографий Токтака и Чункура:

("Юань- ши", изд. 1935-1937 гг., т. 092, Биография Тутуха, стр 952-953).

"Предки Тутуха происходили из племени [проживающего] у гор Ань-дагань при реке Чжэляньчуань, к северу от Упин. С того времени, как [некий] Цюйчу переселился на северо-запад к горам Юйлиболи, представителя этого племени составили самостоятельное поколение [ши]. Они назвали свое владение цинь-ча [кыпчак]. Их земли находились на расстоянии тридцати с лишним тысяч ли от Китая. Летом в тех местах ночи были очень короткими, и солнце, едва успев зайти, тотчас всходило снова.
У Цюйчу родился [сын] Сомона. У Сомона - Инасы. Из поколения в поколение они были государями кыпчаков...

Когда Тай-цзу [Чингиз-хан] выступил в поход против меркитов, государь меркитов Ходу бежал к кыпчакам. Инасы принял его. Тогда Тай-цзу отправил посла к Инасы и потребовал выдачи Ходу [ему было от-казано].
...Тай-цзу [Чингиз-хан] приказал своим полководцам покорить его. Инасы в то время был уже очень стар, и в его владениях произошли большое беспорядки. Сын Инасы Хулусумань послал послов к Чингиз-хану, желая подчиниться. Но Сянь-цзун, получив ранее приказ, стал во главе армии и уже наседал на границы владений. Тогда сын Хулусуманя, Баньдуча, поднял все племена, вышел навстречу Сянь-цзуну и покорился. Он сопровождал монгольские войска в войне против майцесы и отличился в боях. Во главе сотни кыпчакских воинов он сопровождал Ши-цзу [Хубилая] в походе против Дали [23] и участвовал в войнах с Сун. Баньдуча отличился в боях и получил прозвище "сильный и отважный". Он часто находился в свите Хубилая и ведал породистыми лошадьми... Тутуха был сын Баньдуча В первый год девиза лет правления Чжун-тун отец и сын сопровождали Ши-цзу [Хубилая] в походе на север. [Против Арик Буки]. Они оба имели заслуги в этой войне и получили награды. Когда Баньдуча умер, Тутуха наследовал должность своего отца и служил в карауле.

Когда Цзун-ван Хайду поднял мятеж, Ши-цзу, опираясь на коренные земли государства, приказал наследнику Бэйпин-вану встать во главе всех князей и покарать мятежника. В 14 году девиза лет правления Чжи-юань [1276 г.] восстали князья Тотому и Шилецзи. Они разорили все племена, разграбили великий юрт, управляемый Сянь-цзуном, и ушли. Тутуха, встав во главе войск, покарал их, разбил их полководца Торцзиняня в Наланьбула, водворил порядок в племенах и возвратился. Чжирватай из племени инчан поднял восстание. Тотому выслал ему на помощь войска. В дороге эти войска столкнулись с Тутуха. Завязался бой. Еще до начала боя Тутуха захватил в плен несколько десятков дозорных противника. Поэтому Тотому был вынужден сменить позиции. После этого Тутуха уничтожил Чжирватая и преследовал Тотому вплоть до Туула. После трехдневной стоянки лагерем он снова возвратился, отыскал противника и разбил его при реке Вохуань. При этом он освободил большой юрт и отправил людей всех племен обратно в Бэйпин.

В 1277 г. большая армия была отправлена в поход на север [против Хайду] и был отдан приказ набрать тысячу отборных кыпчакских всадников для участия в этом походе. Армия преследовала Шилецзи и перевалила через горы Цзиньшань [Алтай]. Здесь был взят в плен Чжагутай и другие и преподнесены в дар Хубилаю. Кроме того, было нанесено поражение Куаньчжэге. [Тутуха], перевязав раны, храбро бился. Было захвачено много скота, лошадей и имущества...

В 1281 г. Тутуха получил чин Чжаонань дацзяньцзюня и титул тунч-житайпуюаньши. В 1282 г. ему дали титул тунчжи вэйвэйюаныпи; одновременно он управлял ведомством скотоводства и просил дать в удел ему и его племени земли в Халачи [24]. Ему были выделены угодья общей плошадью в 400 цин [25] в уезде Вэньань округа Бочжоу и передано восемьсот вновь приписанных к армии китайцев с тем, чтобы они вели его дела...

В 1284 г. он был повышен в должности и звании до Чжэньго-ман-цзяньцзюнь, шумиань фуши. В 1285 г. был учрежден отряд личной охранной гвардии императора из кыпчаков, при этом Тутуха получил чин дучжихуши с правом требовать подчинения от чиновников, должностных лиц и военачальников из числа членов императорского дома.

Войска Хайду напали на Алтай. Тутуха вместе с полководцем Дор-дохуай выступил против Хайду. В 1286 г. восстал цзун-ван Найянь [по другим сообщениям, в 1289 г.]

...Получив сведения о победе Тутуха, он [Хубилай] приказал ему спуститься вниз по течению реки вместе с его сподвижниками. В пути Тутуха встретил армию мятежника вана Тегэ численностью в 10 тыс. всадников и внезапным ударом рассеял ее, захватив много коней и взяв при этом в плен мятежного вана Харлу. Он доставил пленных в ставку Хубилая, где они были казнены. Все мятежники из кыпчаков и канглы, сдавшиеся добровольно, были отданы Тутуха. Был учрежден департамент Халачу из 10 тыс. дворов. Все разбросанные в разных местах кыпчакские кочевья, все племена и все ваны Аньси попали под управление Тутуха.

...В 1289 г Тутуха докладывал, что армия халачи насчитывает десять тысяч человек и находится в полной боевой готовности.

...В 1290 г. Тутуха разграбил район Алтайских гор и захватил более 3 тысяч семей, принадлежавших Хайду.

На обратном пути он посетил Хэлинь [Каракорум]. Здесь он получил приказ овладеть киргизами [цзилицзисы]. В 1291 [92 г.?], весной, войска встали лагерем у реки Цяньхэ (т.е. реки Кэм - Енисея. - Е. К.), по льду шли несколько дней и только тогда дошли до границ их владений. [Армия Тутуха] полностью овладела всем народом пяти их (т.е. киргизских. - Е. К.) племен и [монголы] разместили [в их владениях] войска, чтобы охранять их (т.е. оккупировали область. - Е.К.) [26].

Тутуха доложил о заслугах и был повышен в чине до лунху вэй шан-цзяцзюнь. Как обычно, ему была предоставлена печать шуминюань [27].

Хайду, получив известие о захвате киргизов, послал [им на выручку] на реку Цяньхэ [Енисей] войска. Тутуха снова разбил их и взял в плен полководца Хайду Болоча.

...В 1295 г. Тутуха опять отправился охранять северную границу. В 1296 г. все князья, ранее подчинявшиеся Хайду, покорились Тимуру. Чтобы предотвратить смуты пограничных жителей, Тутуха лично дошел до границы Юйлунгань, раздавал народу продовольствие и тем самым успокоил его.

...В 1297 г. Тутуха получил титул шан чжу го [опора государства]. Одновременно он получил чин верховного главнокомандующего [дуч-шихуши] кыпчакской армии. Вместе с подарками и титулами он получил приказ о возвращении на северную границу. Во втором месяце, прибыв в Сюаньдэфу, Тутуха умер в возрасте 61 года.

Биография Чжуанура (третьего сына Тутуха) [28]

Стр. 953: "Вначале Чжуанур как сын знатного сановника получил распоряжение сопровождать армию тайши Юеэрлу. В боях при горах Бота [Байта] он отличился и получил звание Чжаоюн дацзяньцзюня цзо-вэй циньцзюнь да чжихуши. В 1297 г. он наследовал должность отца). Ему было приказано принять командование над всеми армиями, отправлявшимися в северный поход. Приняв командование войсками, он перевалил с ними через Алтай и напал на земли Балинь. К югу от Ба-линь есть река Далуху. Ее военачальник Теляньтай закрепился o реки. Он нарубил деревьев, устроил частокол и его войска укрылись за ним. Все солдаты сошли с коней, стали на колени и, натянув луки, ждали противника. Стрелы наших [Чжуанура] воинов не достигали рядов врага. Конница также не могла пройти. Тогда Чжуанур приказал трубить в медный рог, поднял войска и заставил солдат кричать. Шум, подобный раскату грома, потряс лес и степь. Войска Теляньтая не знали, что произошло. Толкая друг друга, солдаты вскакивали на коней...
...Войска Чжуанура начали преследование бегущего в панике противника и гнали его 50 ли [25 км]. Были захвачены люди, лошади, хижины и юрты. Возвращаясь обратно, войска стали лагерем у реки Ален (современный Алей - Зап. Алтай) и столкнулись с полководцем Бобо, высланным Хайду на помощь Балинь. В верховьях реки Алей есть высокая гора. Войска Бобо закрепились на этой горе. Коннице было трудно скакать с горы. Чжуанур дал войскам сигнал переправляться через реку и тем заставили противника поспешить. Быстро спускаясь с горы, многие кони противника спотыкались и падали. Пользуясь замешательством противника, Чжуанур стремительно атаковал его и разбил. Армия Чжуанура преследовала бегущего врага более 30 ли. Сам Бобо едва спасся бегством.

...В 1298 г. несколько князей северной границы - Дувачэ, Чэту и - др., выслав тайно войска, внезапно напали на земли Хархату.

...В 1299 г. Чжуанур прибыл ко двору. Чэн-цзун [Тимур] лично подарил ему платье со своего плеча и осыпал его милостями. Чжуанур получил титул главнокомандующего кыпчакской армией и титул тайпушаоцин. Из столицы он снова возвратился на границу.

...В 1301 г. войска Хайду перешли через Алтай и устремились на юг. Хайду стал лагерем в горах Тецзяньгу, поскольку горы были высоки, укрепившись там, можно было хорошо обороняться. Чжуанур спешно привел свои войска и разбил Хайду. Хайду вместе с Дува укрепился в Урту. Чжуанур отобрал наиболее искусных полководцев и атаковал их позиции. Ожесточенный бой завязался с правого и левого флангов. Убитых было не сосчитать. Войска Дува были почти полностью уничтожены.

...В 1303 г. осенью Чжуанур прибыл ко двору. Император лично похвалил его, сказав: "Ты привел в покорность северные границы и неоднократно совершал великие подвиги". Чжуанур получил звание, должности и чин дучжихуши личной кыпчакской армии государя.

...В 1314 г. Чжуанур разбил армию мятежного вана Есянь Бухуа в Итэхаймиши и послал гонца доложить о победе. Ему пожаловали дорогие одежды. В 1315 г. он разбил полководцев Ебуганя и Худутэмура, посланных Ебухуа в Чимайгань, преследуя их, вышел за пределы своих границ и дошел до заставы Томиньгуань. Здесь он встретил главные силы противника в местности Чжаир и снова нанес им поражение. В 1317 г. император вспомнил о его заслугах и пожалел старость Чжуанура. Он призвал его в совет.

...В 1322 г. он скончался в возрасте 63 лет. Посмертно ему пожаловали титул Янвана. У него было шесть сыновей: Янь-тэмур, Далагапь, тайши Ючэнсян, тайпинван Чэдунь и цзючэнсян Дали, который наследовал титул Цзюйжунцзюньвана".

Примечания:

[1] W. Schott Uber die achten kirgisen. Berlin, 1865, С.432
[2] В.В. Бартольд. Киргизы. Фрунзе, 1927, С. 29
[3] К.И. Петров Этногенез киргизов и их движение на Тянь-Шань в XIII- XV вв.//Известия АН Киргиз ССР, серия обществ наук, т. II, вып. 3, Фрунзе, I960, стр. 65-67
[4] Пекина
[5] Ли - 576 м
[6] Река Цяньхо=Кэм - Верхний Енисей.
[7] Река Абакан.
[8] Неизвестная река.
[9] Река Ангара.
[10] Одно из племен чилэ, проживало в районе современного Енисейска.
[11] Река Ус, правый приток Верхнего Енисея. Весьма интересное исследование этого этнического термина см. в статье Lovis Hambis, Notes sur trois tiib-uscle Ilenissei Shperieur les us qapqanas et Talangut. Joirnal Asiatique, t.LCXLV, number 1, 1957, С. 25-30
[12] Qapqanas см. ibid, С. 30-31
[13] От реки Кэм (Kamciut).
[14] Из племени кереит.
[15] А значит, вероятно, и цзилицзисы - киргизов.
[16] К.И. Петров. Указ. работа.
[17] Область указана на китайской карте владений династии Юань См: Атлас-карт по истории Китая. Изд. Синьяшудянь чубань: Шанхай, 1955, л. 5. Карта владений династии Юань.
[18] Область, территория которой, возможно, охватывала западные районы современного Дунбэя.
[19] Точное местонахождение неизвестно. По некоторым данным (см. Gibert, Die tionuar historique de la Mandchourie, Hongkong, 1934, p. 102, 103), местность Бушха, к северу от Цицикара.
[20] 1 цзинь = 596 г.
[21] Хэлинь - Каракорум.
[22] Освещение перемещения сюда кыпчакско-киргизских племен в ходе борьбы Тутука и его сына Чункура (вассалов Хубилая и его преемника Тимура) против Хайду и его преемников см. в работе К.И. Петрова "К истории движения киргизов на Тянь-Шань и их отношений с ойротами в XIII-ХV BВ.", Фрунзе, 1961, гл. III, его же. "Очерки феодальных отношений у киргизов в XV-XVIII вв." - Фрунзе, 1961, гл. 1
[23] Государство, занимавшее территорию современной китайской провинции Юнь-нань.
[24] Отец Тутуха (Баньдуча) «находился в свите Хубилая и ведал отличными лошадьми. Ежегодно он поставлял [двору] кумыс. Этот кумыс был голубоватого цвета и исключительно приятным на вкус. Его называли кумысом от черных кобылиц, так как глаза этих кобылиц звались "халачу"».
[25] 1 цин = 6,144 га.
[26] В описании правления Хубилая (Ши-цзу бэнь-цзи, гл. 17, стр. 142) сообщается лишь, что в 1292 г. 700 семей киргизов ежирхаху разместили в качестве военных поселенцев на землях Хэсыхэ.
[27] Шуминюань - высшее военное управление в старой китайской администрации. Таким образом, Тутуха занимал один из высших постов в монгольской армии.
[28] Чжуанур - китайская передача имени Чункур (см К.И. Петров, К истории движения киргизов на Тянь-Шань и их отношений с ойратами в XIII-XV вв. Фрунзе, 1961, "опечатки").

1 сентября 2008      Опубликовал: admin      Просмотров: 7523      

Другие статьи из этой рубрики

Д.Б. Сапаралиев. О государственном устройстве кыргызов со второй половины XVIII века до середины XIX века

В политической истории кыргызского народа период со второй половины XVIII в. до середины XIX в. является тяжёлым временем преодоления внутренней родоплеменной раздробленности с целью создания единого централизованного государства, которая на стадии его завершения и дальнейшего развития была поглощена Российской империей. Восемнадцатый век, по определению известного русского востоковеда Василия Бартольда, "был критическим для всего мусульманского мира", и в особенности для народов Туркестана, где бок о бок проживали близкородственные тюркоязычные народы такие как кыргызы, казахи, каракалпаки, узбеки, уйгуры, туркмены и др. Поскольку их территории тогда и позднее до середины XIX в. часто становились объектом агрессии иноземных войск, сначала государства западных монголов - Джунгарского ханства, а затем Цинской и Российской империй. Наряду с меркантильными интересами иноземных завоевателей в значительной степени этому способствовала и наблюдавшаяся политическая раздробленность Туркестанского региона.
 
 

2023 © "Евразийский исторический сервер"
 Абдуманапов Рустам
Пользовательское Соглашение

письменность | языкознание | хронология | генеалогия | угол зрения
главная | о проекте | словарь

Вопрос копирования материалов
Партнер: Кыргызский эпос "Манас"