|
© Абытов Байболот Капарович
доктор исторических наук, профессор,проректор по учебной работе Ошского государственного юридического института
"Дело" Камчыбека Алымбек уулу
Известно, что продолжая славную семейную традицию, знаменитый Алымбек- датка и его жена Курманжан-датка имели и вырастили пятерых сыновей: Абдылдабека (1837-1876 гг.), Баатырбека (1939-1985 гг.), Маамытбека (1843-1913 гг.), Асанбека (1849-1909 гг.) и Камчыбека (1849-1895 гг.). Они воспитали их в лучших традициях кыргызского народа, старались, чтобы они были грамотными, привили любовь к Отечеству, культивировали в них желание служению во благо своего народа, своей Родины, воспитывали честь и достоинство в своих сыновьях. Сыновья своих знаменитых родителей, они, в свою очередь, были популярны и имели достаточно большой авторитет среди населения и официальных властей, занимали важные посты в системе управления, на местах, как в период Кокандского ханства, так и в Российской империи. Этот большой авторитет среди местного населения, конечно-же, объяснялся огромным влиянием своих именитых родителей, однако они и сами были способны на многие дела. Генерал-лейтенант Н. Корольков писал об этом: "Семейство Курманжан-датки всегда играло выдающуюся роль в деле административного управления Ошским уездом. Так, из 7 вилайетов этого уезда 4 или 5 должностей волостных управлений были заняты членами семьи Алымбековых"[1]. Документы тех лет свидетельствуют, что благодаря авторитету своих именитых родителей, их дети занимали важные, по тем временам, для кыргызов, посты в управлении Ошского уезда Ферганской области: Батырбек - волостной управитель Булак-Башинской волости, Асанбек - Наукатской волости, Маамытбек - Гульчинской волости, Карабек (внук - авт.) - Ак-Буринской волости[2]. Думается, это тоже было своеобразным знаком уважения и признания авторитета Алымбека-датки и его жены, "алайской царицы" Курманджана-датки.
Известно, что сыновья Алымбека-датки, продолжая дело отца, активно участвовали во всех событиях в политической жизни кыргызов как периода Кокандского ханства, так и Российской империи. В период покорения Кокандского ханства они принимали участие во всех сражениях и столкновениях южных кыргызов с русскими войсками в Коканде, Оше, Узгене, Алае и в других местах. Особый след в истории кыргызов оставили Абдылдабек и Камчыбек. Об Абдылдабеке мы раньше писали, следовательно, сейчас разговор пойдет об их младшем сыне Камчыбеке Алымбек уулу, который был обвинен в убийстве русских таможенников и казнен в г. Оше.
Дело "Об убийстве таможенного объездчика Боровкова и трех стражников в Ошском уезде" или так называемое "дело Камчыбека Алымбек уулу" появляется в 1894 году. Убитые были таможенниками Эркештамского таможенного разъезда. Именно они и задержали "подозрительный караван", следовавший с товарами из Кашгарских владений и принадлежащий Камчыбеку. Кровавый инцидент начался с того, что привыкший к безнаказанности за действия в отношении местных жителей в приграничных районах, один из таможенников в порыве особого старания отрезал волосы супруги Камчыбека – Асель, к которым были прикреплены ключи от сундуков. После этого, когда при обыске не обнаружился контрабандный груз, разъяренные сопровождающие караван джигиты Камчыбека, во главе с Акбалбаном, убили и закопали таможенников. Так началось знаменитое судебное дело Камчыбека, хотя он сам не принимал непосредственного участия в этом убийстве.
Мы полагаем, что в этом деле потомка знаменитого семейства кыргызов, сыграло большую роль желание властей устроить показательный судебный процесс по принципу "бей своих, чтобы чужие боялись". В этой ситуации Курманжан- датка, при всем своем влиянии на колониальные власти, не смогла помочь сыну и внукам. Её личные обращения к властям – уездному начальнику подполковнику Б.Л. Громбчевскому, который возглавлял уезд в 1893-1895 годах, Ферганскому военному губернатору – А.Н. Повало-Швейковскому и Туркестанскому генерал-губернатору, барону А.Б. Вревскому, не предотвратили трагедии.
После колонизации Российской империей территории южного Кыргызстана, "алайская царица" Курманджан-датка покинула свою ставку Ак-Ордо в городе Ош и впоследствии появлялась там лишь во время официальных встреч и других важных семейных событий. Несмотря на ее удаление от официального и культурного центра, тем не менее, она сохраняла свой высокий авторитет как среди местного населения, так и среди колониальных властей. Известно, что еще при жизни о ней слагались разные легенды, как среди местного населения, так и в русской прессе. Уместно напомнить, что один из русских генералов барон А.Н. Таубе писал о Курманджан-датке, что "слава ее ума, энергии, справедливости, дальновидности проникла в Семиречье и перешла даже пределы Афганистана, Ирана и Китая"[3]. Конечно, приятно читать такие лестные слова от иноземца. Однако насчет ее славы в Иране у нас имеются некоторые сомнения, ибо нет никаких исторических данных об этом. О том, что она была известна в Афганистане и Китае, возражений нет, ведь о Курманжан-датке они могли знать через торговцев, путешественников, агентов, да и сама она могла иметь прямые связи с некоторыми тамошними приграничными правителями. Тем более, она жила на Алае, в приграничных с Китаем районах.
Таким образом, судьба вернула ее в город Ош в очень трагичное для семьи время, когда разгоралась дело Камчыбека Алымбек уулу. Инцидент с убийством таможенников очень быстро получил широкий резонанс, как в Ферганской области, так и в России, это, по сути, и предопределило очень жестокий приговор в отношении обвиняемых. 14 апреля 1894 г. военный губернатор Ферганской области А.Н. Повало-Швейковский просит Туркестанского генерал-губернатора о предании виновных военному суду, согласно статье 16 "Положения об управлении Туркестанского края", так как преступление было совершено против лиц при исполнении ими служебных обязанностей[4]. Это прошение было удовлетворено властями края. О чрезмерной жестокости приговора писал также известный русский ориенталист, писатель Б.Л. Тагеев, он писал: "Случайное убийство контрабандистами русских объездчиков, как выяснилось следствием, хотевших взять отступное с киргизов, было, несомненно, совершено без ведома волостных управителей. Они только испугались за ответственность и донесли позже, чем следовало, быть может проверяя факт убийства. Да, они заслуживали наказания, - но не казни же. Как хлопотали за несчастных беков и генерал Корольков, и генерал Ионов, и все русское население Ферганы, это доказывает, какою симпатией пользовались осужденные. Некоторые дамы собирались даже послать телеграмму о смягчении участи осужденных Государыне Императрице, но Повало-Швыйковский зорко охранял намеченный им план, он и против этого принял меры, запретив на телеграфе передавать подобные депеши. Таким образом, датха не могла дать телеграмму на Высочайшее имя с мольбою о помиловании ее сыновей. Но недолго остался верен себе новый губернатор. После рокового приговора совесть начала мучить его, он стал бояться озлобившегося населения, и вот галлюцинации преследуют его, ему кажется, что скопища киргизов идут освобождать заключенных беков, он, в ужасе за свою безопасность, торопит казнь. Караулы усиливаются; около губернаторского дома сосредоточивается главная охрана - все негодуют. Видя свою ошибку и что первый блин вышел комом, он после казни Камчибека сразу переменяет свою политику и начинает действовать в угоду туземному населению, унижая значение русского и развращая в этом отношении население до того, что оно, бывшее в полной покорности, во время его управления областью решилось поднять вооруженную руку на русских солдат".
Документы тех лет показывают, что дело Камчыбека Алымбек уулу получило большой резонанс и вызвало неоднозначную реакцию даже у представителей колониальных властей Ферганской области и Туркестанского генерал-губернаторства. Власти боялись бегства Курманджан-датки за границу, начальник уезда подполковник Л.Б. Громбчевский просил Туркестанские власти "…срочно выслать всю семью Курбанджан-датки в Новый Маргелан, так как есть опасения, что они все уедут в Китай, как только узнают, что дело будет разбирать военный суд"[5]. Однако Курманджан-датка, вопреки опасениям русских властей, никуда не отлучилась, наоборот, искала справедливости в верхах. Архивные документы свидетельствуют о целом ряде ее писем, обращений к Ферганскому военному губернатору и Туркестанскому генерал-губернатору об облегчении участи своих детей[6]. Судебное разбирательство продолжалось почти полтора года. В итоге военно-полевой суд Ферганской области по делу "Об убийстве таможенного объездчика Боровкова и трех стражников в Ошском уезде" вынес суровый приговор: 9 человек, в их числе Камчыбек и Акбалбан[7], приговорены к смертной казни, 6 человек приговорены к ссылке на каторжные работы, в их числе сыновья Курманджан-датки Мамытбек и Асанбек, а также внук Мырзапаяз, 11 человек были оправданы[8]. В специальной телеграмме начальника уезда подполковника Л.Б. Громбчевского было указано место и время казни — 3 марта 1895 г. в 11 часов 10 минут на конной площади туземной части города Ош[9].
Приговорённый к смертной казни через повешение Камчыбек держался стойко до последних минут жизни. Так же стойко перенесла казнь и Курманджан-датка, присутствовавшая на казни. Она не проронила ни одной слезы, тем самым показав своим обидчикам пример достоинства и чести. Она могла бы попытаться освободить своих детей и внуков силой, однако она не сделала этого, понимая, что в таком случае пролилось бы очень много крови ни в чем не повинных людей. Из-за своих детей она не могла принести в жертву свой народ. В этом заключается её мудрость и величие.
Курманджан-датка стойко перенесла это тяжкое испытание судьбы. После похорон Камчыбека и высылки других сыновей в Сибирь она хлопотала, писала прошения на имя вышестоящих властей Туркестанского генерал-губернаторства об оказании помощи по возвращению сыновей и внука[10]. В результате долгих хлопот, а также с помощью Туркестанского генерал-губернатора А.Б. Вревского, тогдашнего генерал-губернатора Сыр-Дарьинской области Н.И. Королькова, генерал-майора М.Е. Ионова и других высокопоставленных чиновников ей удалось добиться освобождения своих детей. Особо ценную помощь оказал барон А.Б. Врёвский, который ходатайствовал об освобождении детей Курманджан-датки перед Военным министром России и перед генерал-губернатором Иркутской губернии, куда были сосланы Мамытбек и Арстанбек. Наконец, официальные власти России разрешили ее сыновьям вернуться на родину. Это отражено в письме Военного министра Туркестанскому генерал-губернатору А.Б. Вревскому: "Туркестанскому генерал-губернатору! По докладу Государю императору, ходатайство Вашего Превосходительства о лишенных всех прав состояния и сосланных в Сибирь на поселение Киргизах: Махмудбек Алимбеков и Арстанбек Камчибеков, Его Величество 27 сего марта Всемилостивейше повелеть соизволил даровать киргизам Махмудбеку… и Арстанбеку… помиловать, с разрешением им возвратиться на жительство в Туркестанский край"[11]. Вскоре был освобожден и Мырзапаяз, о чем свидетельствует благодарственное письмо от Курманджан-датки[12].
Так завершилось дело Камчыбека Алымбек уулу.
Использованная литература:
[1] ЦГА РУЗ. - Ф. И. 19. Оп. 1. Д. 3555. Л.2-3; ООГАПД. - Ф.50. Оп. 1. Д.112. Л. 78, 96.
[3] Таубе А.Н. Алайская царица...
[4] ЦГА РУЗ. -Ф. И. 19. Оп. 1. Д. 3617. Л.47-48; ООГАПД. -Ф.50. Оп. 1. Д.112. Л. 26.
[5] ЦГА РУЗ. -Ф. И. 19. Оп. 1. Д. 3617. Л.105; ООГАПД. -Ф.50. Оп. 1. Д.112. Л. 21.
[6] ЦГА РУЗ. -Ф. И. 19. Оп. 1. Д.11061. Л.27. Д. 13587. Л.3, 21-22. Д.3617. Л.1-5 ; ООГАПД. -Ф.50. Оп. 1. Д.112. Л. 2, 14-18, 21, 53.
[7] ЦГА РУЗ. -Ф. И. 19. Оп. 1. Д. 13587. Л.23-24, 34-35; ООГАПД. -Ф.50. Оп. 1. Д.112. Л. 21.
[8] ЦГА РУЗ. -Ф. И. 19. Оп. 1. Д. 13587. Л.23-24; ООГАПД. -Ф.50. Оп. 1. Д.112. Л. 28.
[9] ЦГА РУЗ. -Ф. И. 19. Оп. 1. Д. 13587. Л. 34-35; ООГАПД. -Ф.50. Оп. 1. Д.112. Л. 21.
[10] ЦГА РУЗ. -Ф. И. 19. Оп. 1. Д. 3617. Л.1-5, Д. 11067. Л.27. Д.13587. Л.3; ООГАПД. -Ф.50. Оп. 1. Д.112. Л. 14-19, 53.
[11] ЦГА РУЗ. - Ф. И. 19. Оп. 1. Д.13587. Л.4; Оп. 4. Д.179. Л.99; ООГАПД. - Ф.50. Оп. 1. Д.112. Л. 80.
[12] ЦГА РУЗ. -Ф. И. 19. Оп. 1. Д.13587. Л.4; ООГАПД. -Ф.50. Оп. 1. Д.112. Л. 80.
© Электронная версия выполнена Рустамом Абдуманаповым. При копировании ссылка на эту страницу обязательна!
10 ноября 2011 Опубликовал: admin Просмотров: 5480
Другие статьи из этой рубрики
В 1920-1930-х гг. Ф. А. Фиельструп являлся одним из видных специалистов-этно-графов, изучавших кыргызов Центрального Тянь-Шаня, Таласа и приферганской части Кыргызстана [1925; 2002]. В 1924, 1925 и 1929 гг. он собрал богатый материал, который отражал все стороны хозяйства, быта и погребальной обрядности кыргызов.
|
|