|
© Р.А. Абдуманапов
Второй тюркский каганат - стремление к свободе
СТРЕМЛЕНИЕ К СВОБОДЕ
В семидесятые годы китайский император делает попытку прикрепления к земле(!) кочевников и начинает административную реформу по разрозненному расселению племен и родов. Расселение беженцев мелкими группами, по родо-племенному признаку прежде всего, выражало, по мнению Малявкина А.Г., стремление не допустить объединения пришельцев для совместных выступлений. Кроме того, преследовалась и более отдаленная цель - использование этих беглецов для вмешательства во внутренние дела соседей. Результатом реформы явилось то, что на юге Гоби вспыхивает ряд мятежей тюркютов и сиров.
Первое крупное восстание было организовано родом Ашидэ в 679 году. При этом каганом объявляется царевич из каганского рода Ашина - Нишу-бег. Лозунг восстания - "Восстановление великого тюркютского каганата!" Поэтому весьма четко учитываются правила "Торё" - уложения тюркютов. На будущий престол могут претендовать лишь принцы крови из Ашина, при этом обязательно родственники последнего тюркютского Эль-кагана.
В противовес китайской доктрине ассимиляции выставляется своя - "Все китайское нам чуждо, такая жизнь лишь развращает и делает нас слабыми, мы способны сами править собой". Первые столкновения с танскими войсками приносят успех, но император подтягивает из Семиречья дивизии генерала Пэй Син Цзяна. Мятеж подавляется. Часть восставших покоряется, другая откочевывает за Хуанхэ и поднимает на белом войлоке (традиция, сохранившаяся у кочевников вплоть до XIX века) нового царевича из Ашина - Фунаня. Семиреченские дивизии разбивают ополчение и Фунаня, которого казнят в 681 году. Мятежники сдаются на милость победителю. Но самые непримиримые в количестве 17 человек и во главе с царевичем Ашина Кутлугом укрываются в горах Инь-Шаня. К 682 году вокруг Кутлуга скапливается достаточное количество тюркютов и сиров - и он объявляет себя Эльтериш-каганом. Начинается новая война. Успехи счастливчика (Кутлуг - счастливый) заставляют китайцев снять с тибетского фронта несколько дивизий во главе с Чан-чжи. Численное превосходство китайцев и предопределяет следующий шаг Эльтериша.
ВОЗВРАЩЕНИЕ В ОТУКЕН
Тюркютский каган решается на неожиданный маневр. Его войско переходит через Гоби и вторгается в Монголию, в пределы Уйгурского каганата. Уйгурский Баз-каган привлекает на свою сторону киданей и танцев, но те не успевают - в 688 году, при численном меньшинстве, тюркюты и сиры наголову разбивают уйгуров. Разбитые токуз-огузы покоряются, лишь уйгуры и племена киби, сыге, тунло, хуань и байси отходят в низовья Эдзингола и принимают танский протекторат, который терпят до середины 90-х годов.
Образуется Второй тюркский каганат. Эльтериш умирает в 693 году, престол занимает его брат Мо-Чур, который принимает тронное имя Капаган-каган. С его именем связан пик могущества Второго тюркского каганата. Он существенно расширяет пределы государства, при этом совершая частые рейды в глубь Китая. При этом тюрки вторгаются в Среднюю Азию, где сталкиваются с арабами. В 711 году происходит битва Салиха, брата Кутейбы (известный полководец, завоевавший для халифата Среднюю Азию) с Бёгу-каганом (о нем далее более подробно), "главой запада", который был во главе тюрок, чачцев и ферганцев. В этой битве "полегла лучшая часть тюркской знати, с каждым в отдельности не могла бы справиться и сотня мужей". В 712 году на помощь согдийцам, восставшим против арабов, прибывает отряд принцев Могиляна и Кюль-тегина. Они осаждают в Самарканде другого брата Кутейбы, - Абдурахмана. При этом в Семиречье восстают тюргеши. Это восстание подавляет Кюль-тегин.
Капаган жестоко усмиряет и малейшие проявления непокорности вассальных племен. Начало VIII века знаменуется целым рядом мятежей как токуз-огузов, так и других огузских (телеских) племен. При нем, в 711 году, покоряются кыргызы - его войска совершают зимой беспрецедентный горный переход через Саяны и, ночью напав на ставку кыргызского Барс-бега, убивают последнего и ставят во главе кыргызов своего эльтебера.
НАСЛЕДСТВЕННЫЙ ВОПРОС
В 716 году, возвращаясь после очередного карательного похода на племя байырку, Капаган-каган погибает, нелепо наткнувшись толи на засаду, толи просто на толпу скрывшихся от тюркютов байыркусцев. Его смерть вызывает кризис в каганате и, как обычно это бывает, конечно, связан с правами на престол. Еще при жизни в 699 году, вопреки традиционному удельно-лесвичному порядку наследования от отца к брату или племяннику, Капаган завещает свой трон своему сыну Бёгу. Чтобы обойти "Торё", он вводит для Бёгу новый титул - "малый каган, утвердившийся на западе" и дает ему 40 тыс. воинов. При этом младший брат кагана Дусифу получает титул "телес-шад" (восточный), а племянник и, по "Торё" законный наследник, принц Могилян, - титул "тардуш-шад" (западный). Каждого из шадов он назначил командовать 20-тысячными армиями. Кроме того, Бёгу отдаются "западные десять родов и племя чумугунь", номинально подчиненные тардуш-шаду. Из-под ног законного наследника выбивается опора - находившиеся в его владениях западные племена передавались центру. Сиры и близкий им род Ашидэ, по всей логике вещей, и составляют опору Бёгу. В тюркютских эпитафиях правящие племена названы как "тюрк-сир будун" (тюрко-сирский народ). Сиры находятся на равном с тюркютами положении союзников, а не подчиненных. И кто, как не они - Ашидэ и сиры, мог составить конкуренцию тюркютам, если бы те пошли против Бёгу?
Как только были проведены все поминки по погибшему, Бёгу объявляет себя каганом. Его поддерживает Тон-Юкук - глава рода Ашидэ и соратник Эльтериша, при этом родственник каганов - его дочь была замужем за Могиляном. Сам легитимный царевич вроде соглашается, но не смиряется с этим его брат - воинственный Кюль-тегин. Возглавив недовольную тюркютскую знать, Кюль-тегин нападает на ставку и убивает Бёгу. На трон садится Могилян, и он принимает имя Бильге-каган. В этой связи весьма интересно сообщение Зуева Ю.А. о борьбе после смерти Капагана "Мочжо-тюрок" и "желтоголовых тюрок". Название "желтоголовые" соотносится с другими названиями кыпчаков - половцы, плавки, палоч, хардиаш, сары, в переводес "желтые".
Историк Ахинжанов С.М. справедливо сопоставил "желтоголовых" именно с кыпчаками-сирами, подметив, что "мочжо-тюрки" - Могилян, Кюль-тегин и другие - пресекли попытки кыпчаков-сиров стать ведущими в сложившейся иерархии отношений в каганате. Тот же Бёгу на стеле из Ихе Хушоту назван "эркином сиров". О связях Ашидэ и сиров - согласно исследованиям Зуева Ю.А. слово "сир" является иранской калькой с тюркского "арслан" - лев. В древнеперсидском лев это - "xsaorija", в среднеперсидском - "sir, ser, sar", в современном узбекском - "шер". Впоследсвии Тон-Юкука считали своим предком тюрки-арсланы и уйгуры-арсланы.
ГИБЕЛЬ КАГАНАТА
Смута сказалась на положении сиров. Если в эпитафии в честь Тон-Юкука (написана в 715 г.) мы читаем - "тюрк-сир будун", то в эпитафии Бильге-кагана 735 года уже написано - "тюрк, шесть сиров, девять огузов, два эдиза". Налицо неравное, подчиненное положение сиров. В 717 году вместе с Бёгу были казнены почти все сирские вожди и знать рода Ашидэ. В живых оставили лишь старика Тон-Юкука (зачлись его заслуги перед каганатом и то, что он являлся тестем нового кагана). Его лишили званий и отправили в ссылку на три года.
В 734 году от яда, подсыпанного китайским шпионом, умирает Бильге-каган. Ему наследует Йоллыг-каган и правит вплоть до 740 года. Следующим правителем каганата становится малолетний Тенгри-каган. При нем фактически управляет страной его мать - дочь Тон-Юкука Бо-бег (Пофу). Сиры не оставляют надежд на трон, и вскоре им предоставляется случай. Одного простого сирского тархана, своего фаворита, Бо-бег вводит в совет буюруков (буюруки- влиятельные советники при кагане). Это вызывает недовольство западного тардуш-шада (и это понятно: в его подчинении находятся все сиры). Он возглавляет заговор. Тенгри-каган упреждает его, и с подачи матери этого шада лишают головы. Чаша терпения тюркютской знати переполняется - и теперь уже восточный телес-шад Пан-кюль-тегин нападает на ставку и убивает Тенгри-кагана. Вновь вырезается окружение кагана, жизнь оставляют лишь Бо-бег. На престол садят брата Тенгри.
Тут события принимают неожиданный поворот - вождь сиров ябгу Куту захватывает ставку и садит на престол своего ставленника, тоже малолетнего брата Тенгри по имени Сюань. Пан-кюль-тегина казнят, вместе с ним летят головы тюркютской знати.
В 741 году Куту, почувствовав себя уже достаточно окрепшим, убивает Сюаня и объявляет себя каганом. Но этого стерпеть не могли уже вассалы. В игру вступают токуз-огузы и другие племена. Коалиция басмылов, карлуков и уйгуров берет власть в свои руки. Смута разгорается, и итогом становится образование Второго уйгурского каганата во главе с Кюллиг-буйлой. И вот уже в его эпитафии мы читаем такие строки:
"...когда тюрки-кыпчаки правили нами пятьдесят лет..."
Естественно сиры названы кыпчаками - "неудачниками, злосчастными" - по имени приыртышской группы сиров. Уйгуры добились своего вновь. А тюркюты и сиры уходят к Иртышу, к родственным племенам. На Иртыш они приносят традиции государственности и многое другое. И об этом в следующей главе.
1 сентября 2008 Опубликовал: admin Просмотров: 4971
Другие статьи из этой рубрики
Материалы исследования: в силу большого расстояния между этими средневековыми чингизидскими державами, междоусобных распрей между домами Джучидов и Тулуйидов, вооруженных конфликтов между Ариг-бугой и Хубилаем, и в связи с тем, что правители Улуса Джучи поддержали Ариг-бугу, их государство стало независимым от Великой Монгольской империи. В дальнейшем долговременные военные конфликты и политические смуты отрезали сообщение между Сараем и Ханбалыком. Улус Джучи и Юаньская династия проводили собственную внешнюю политику. Однако между ними все же сообщения не прекращались и некоторые сведения из Золотой Орды все же попадали в китайские хроники. Одним из важных и фундаментальных источников, относящихся к монгольской истории, является "Юаньши" ("История династии Юань"). Этот памятник содержит некоторые материалы (правда, в отрывках), раскрывающие характер взаимоотношений Юаньской династии и Золотой Орды.
Следующие события лишь подтверждают мои размышления об исключительном значении личности в истории. В 645 году умирает Бильге-инанч-каган. Умирает герой, сумевший сохранить народ в войне с западными и восточными тюркютами, человек, стоявший у истоков каганата сиров. То, что было ему по плечу, оказалось невозможным для его потомков. В ставке начинается смута. Младший сын усопшего Ильтер Бо-Чур (Бачжо) убивает законного наследника, своего брата Имана, и захватывает престол. По мнению Малявкина А.Г., танское правительство использовало весь арсенал подрывных внешнеполитических приемов для разложения и ослабления своих потенциальных противников. Еще до смерти Инаня танский император дарует братьям одинаковые титулы тем самым разжигая в Бачжо стремление к престолу. Смута не способствует авторитету династии Ильтер - токуз-огузы, почти десятилетие ждавшие этого момента поднимают мятеж. Глава мятежников уйгур Тумиду пишет императору Тан: "Бо-Чур жесток и беззаконен (напоминание, каким образом ему достался престол), он не способен быть нашим господином". Токуз-огузы побеждают: в "Тан-шу" указывается - "хойху (уйгур) убил Бачжо (Бо-Чура) и истребил весь его род". В 647 году Тумиду объявляет себя каганом, и образуется государство, по предложению Малявкина С.Г. названное Первым уйгурским каганатом. Хроники редко отмечают подобную жестокость - "истребил его род" - действительно, имела место кровавая резня, оставившая в памяти людей существенный отпечаток. Подобным образом отмечается гибель народа, так же было сказано о тюркютах в VIII веке, когда они навсегда исчезли со страниц истории.
|
|