|
© Р.А. Абдуманапов
Экспансия кыпчакских племен
Тем временем на Хангае и в степях Монголии кыргызские племена в 840 году уничтожают Второй уйгурский каганат. Но, по-видимому, из-за длительной засухи кыргызы не остаются в степях Монголии и уходят назад в Минусу. В 916 году на самом востоке образуется киданьская империя Ляо. В 924 году кидани достигают Орду-балыка (древняя ставка тюркютов, уйгуров, кыргызов). В 924 году киданьский император Абаоцзы лично посещает Каракорум, где принимает мусульманское посольство.
Позднее, после гибели империи Ляо, кидане также уходят на запад. В 1010 году кидане вторгаются в уйгурское Ганьсу, а затем и в восточное Семиречье. Согласно Абу-л Фараджу, в 1014 году большая орда кочевников проникает в "страну хуннов" из "Чина" (Китай. - Прим. А.Р.). Правитель Бухары Ахмад ибн-Али со своим войском выдвигается им навстречу. В кровопролитном и ожесточенном сражении он побеждает киданей и захватывает киданьские шатры и много добычи. По Ал-Утби, в 1017-1018 году кидане подходят к Баласагуну. Караханид Туган-хан, преемник Илек-хана, выступает против них с большим войском и через три месяца преследования наносит им поражение. В составе киданьских войск на правах вассалов были и уйгуры, в 1024 году ко двору Мухаммада Газневи прибывают послы от "Кита-хана и Уйгур-хана", которые выразили готовность признать Газневи своим сюзереном. Этим дипломатическим ходом, по мнению Кумекова Б.Е., кидани добивались поддержки газневидов в борьбе с караханидами.
Экспансия киданей провоцирует бегство тюркских племен на запад. Это бегство с некоторыми оговорками можно назвать Вторым великим переселением народов. События происходившие в степях Монголии оказали существенное влияние на жизнь огромного региона, включавшего в себя Европу, Малую и Среднюю Азию, Россию. Бегство этих племен от границ Китая предопределило выдвижение монгольских лесных племен из бассейна Амура и Маньчжурии на освободившиеся степи. Монголы, ассимилируя остатки тюркских племен, постепенно меняют тип хозяйствования на кочевой. Это подтверждается анализом предметов имеющих отношение к кочевому образу жизни. Почти все назания этих предметов имеют тюркскую языковую основу. Так в своем труде "Таба и ал-хайаван" описывает эти события Шараф ал-Заман Тахир Марвази:
"Среди тюрков есть группа людей, которые называются кун, они прибыли из земли Китай, боясь китайского хана (само русское название Китай происходит от слова кидане, речь идет именно об империи Ляо. - Прим.А.Р.). Они - христиане несторианского толка. Свои округа они покинули из-за тесноты пастбищ. Из их числа Икинджи ибн Кочкор Хорезмшах. Их преследовал народ, который называется кай. Они многочисленнее и сильнее их. Они прогнали их с тех пастбищ. Тогда куны переселились на земли шаров, а шары ушли в землю туркменов. Туркмены переместились на восточные земли гузов, а гузы переселились на земли печенегов, поблизости от армянского моря".
Об этих же событиях упоминают и Ауфи, и древнеармянский хронограф Матфей из Эдессы, он пишет о том, что когда какой-то народ "отц"-"змей" - разбивает народ "хардиаш"-"светловолосых" , а те разбивают огузов и печенегов, после чего все вместе выступают против страны ромеев. Несложно предположить, что народ "змей", есть не кто иной, как народ Кай.
Интересна судьба кунов. Они вливаются в состав как кыпчаков так и огузов. Часть непокорившихся достигает Европы в 1030-х годах. В 1068 году куны вторгаются на территорию Венгрии - мадьярские хроники разделяют кунов на "черных" и "белых". Часть кунов вместе с огузами и туркменами проникает в Малую Азию. В армии сельджукского султана Баркиярука видную роль играл уже упомянутый эмир Икинджи ибн Кочкар. Можно себе представить размах переселения этих племен. По некоторым данным, только в Малую Азию переселилось около полумиллиона туркмен и огузов, положивших начало турецкому этносу. Племена перемешиваются - именно в этот период в состав кыпчаков вливаются как огузы, туркмены, так и племена, входившие в состав кимакского каганата - куны, каи. Кимакское государство разваливается - племена каганата устремляются на запад, север и юг. Экспансия этих племен и родов в среднее течение Сырдарьи приводит к гибели "державы сырдарьинских ябгу" - государственное образование огузских племен. Стоит отметить, что временные рамки переселения племен довольно обширны. На протяжении одного-двух столетий в Степи происходило перераспределение пастбищ, захват земель и покорение друг другом многочисленных племен и родов.
В 1030 году кыпчаки появляются на границах Хорезма: о них пишет в письме своему сюзерену хорезмшах Алтунташ (1017-1031). Впоследствии и вплоть до монгольского нашествия кыпчаки играли в Хорезме значительную роль. Женой шаха Текеша и матерью последнего хорезмшаха Мухаммада была дочь кыпчакского(йемекского) хана Джанкиши из племени баят - своенравная Теркен-хатун. (у Джувейни она из канглов). Ан-Насави писал:
"Когда власть перешла к султану Мухаммаду по наследству от его отца Текеша, к нему примкнули племена йемек и соседние с ними. Благодаря этому ими умножились силы [султана], а он возвысил их положение".
В конце XI века кыпчаки появляются в окресностях Тараза, где воздвигают укрепление Канджак Сангир. Укрепление используется кыпчаками в борьбе с карлуками, часть которых признает власть кыпчакских ханов. Западное направление экспансии кыпчакских племен характеризуется перемещением значительного числа племен. Сначала кыпчаки в союзе с огузами изгоняют из степей современного Казахстана племена печенегов. Затем та же участь коснулась и самих огузов. Движение этих племен отслеживается и древнерусскими источниками: в южнорусских степях появляются печенеги. Вслед за ними прибывают огузы, называемые русскими "торками", и затем эти степи занимают половцы - кыпчаки. Уже в 1061 году кыпчаки впервые сталкиваются с русскими дружинниками. Кыпчакский авангард Шару-хана, преследуя огузов натыкается на русский пограничный отряд. К 1068 году в южнорусские степи прибывают уже основные силы кыпчаков - Шару-хан в этом году разбивает объединенные войска князей Изяслава, Всеволода и Святослава. Уже в том же 1068 году заключается союз, скрепленный женитьбой сына Святослава Олега на дочери Шару-хана. Этот брак положил начало целому ряду династических союзов, в результате которых значительная часть князей "черниговского" дома и большинство князей северо-восточной Руси имели кыпчакские корни. В XI веке вся огромная степь огузов получает наименование Дешт-и Кыпчака, об этом нам сообщает персидский поэт Насир-и Хисроу.
В итоге всех этих событий кыпчаки расселяются на огромных территориях от Алтая до Европы. В 70-х годах XII века кыпчаки поддержали болгарское восстание против византийского господства. Возглавляют восстание братья Петр и Асень, выходцы из кыпчаков. В 1187 году Асень I становится царем Болгарии, ему наследуют Калоян, Борил, Асень II - все кыпчаки. В том же веке образуется держава ильденизидов (другое название ильдегизиды. - Прим.А.Р.) в Азербайджане, основатель которой - Шамс ад-Дин Ильдениз - привлекал в свою страну множество единоплеменников - кыпчаков. В том же веке около 50 тысяч кыпчакских семей переселяются в Грузию по просьбе царя Давида IV Строителя. Он селит их на южных рубежах Грузии - для отражения натиска сельджуков. Сам женится на кыпчакской принцессе, ставшей бабушкой знаменитой царицы Тамары.
Множество племен, покоренных кыпчаками, принимают имя своих сюзеренов, поэтому этнический состав кыпчаков крайне сложен и требует более детального рассмотрения. Согласно ал-Нувайри и ибн-Халдуну среди кыпчаков были известны следующие племена:
ТОКСОБА- "тухси - оба" (оба - по тюркски "род". - Прим.А.Р.), потомки тюргешского рода "тухси", вполне возможно имеющие основу от слова "токуз" - девять. В русских летописях известны как токсобичи.
ЙЕТА- "джети" - семь, название племени отражает сакральную для тюрков цифру, вспомним 70 тыс. сиров, 7 и 750 человек из легенды о "шаде". Число "7" считается необходимым , по мнению Бартольда В.В., для образования самостоятельного племени и в древнетюркских эпитафиях. Позднее известен род "Джетти-кашка" (XV век), род "Джетти-уру-кыпчак" является одним из крупнейших у кочевых узбеков, у башкир, киргизов и казахов.
АНДЖОГЛЫ- "андж-оглы", потомки одного из семи легендарных племен, основавших кимакский каганат -"анджлад".
ЭЛЬБОРИ- "эль-бори", "народ-волки" - возможно, потомки либо тюрков, либо тюрко-сирского рода Ашидэ. В XII веке это племя возглавит присырдарьинский союз племен кыпчаков.
КАНГЛЫОГЛЫ- "канглы-оглы" - потомки печенегов, кангаро-кенгересцев, выходцы из области Канглы.
Кроме того, известны племена - дурут, карабароглы, джуздан, карабирикли, кунун (котян), тау, бузанки, башкырд (башкиры), кай, уран, джеграк, йемек и другие. Это далеко не исчерпывающий список кыпчакских племен. Среди кыпчаков известны уйгуры, татары, огузы и многие другие. Этнический процесс идет по восходящей линии, единство языка, генеалогические традиции и однотипность форм хозяйствования подводят вплотную кыпчаков к заключительной фазе этногенеза - созданию народности. Но волею судеб этому не суждено было сбыться. События XII века повернули историю кыпчаков вспять и предопределили дальнейшее развитие Азии на многие века вперед.
В древних землях Отукена, на реках Керулен и Онон, образуется союз кочевых монгольских племен. Междоусобицы в этом союзе племен прекращаются лишь с воцарением некоего Темуджина, принявшего тронное имя Чингис-хан. Монгольское завоевание напрямую коснулось кыпчаков. Первыми были покорены восточные кыпчаки, принявшие сторону восставших против монголов меркитов. В "Сокровенном сказании" монголов говорится:
"А Субеетай-батура он [Чингиз-хан] отправил в поход на север, повелевая дойти до 11 стран и народов, как-то: Канлин (Канглы), Кибчаут (Кыпчаки), Бачжигит (Башкиры), Оросут (русские), Мачжарат, Асут, Сесут, Серкесут, Кешимир, Болар, Лалат, перейти через многоводные реки Идил (Волга) и Аях, а также дойти и до самого города Кивамен-кермен (Киев)... Сразившись с меркитами, он [Субеетай] разбил их в одном бою и пленил двух предводителей... Их меркитов правитель Ходу бежал к кыпчакам, Субеетай преследовал его и, сразившись с кыпчаками, разбил их".
При завоевании Хорезма кыпчаки истреблялись как наиболее сильные из кочевых союзников хорезмшахов. Ан-Насави пишет:
"Кыпчакские племена были связаны с домом хорезмшахов дружбой и любовью, ибо и в давние времена, и ныне у них рождались дети только от матерей из числа посватанных и введенных в этот дом дочерей кыпчакских владык. Поэтому Чингиз-хан и его сыновья сделали все для полного уничтожения кыпчаков, так как те были опорой силы хорезмшахов, корнем их славы и основой многочисленности их войск".
Брат знаменитого Джелал ад-Дина, сын Мухаммада от кыпчакской жены - Узлаг-шах, вместе с войском йемеков погибает в сражении с монголами на юге от Хорезма. Множество кыпчаков продается монголами на невольничьих рынках Востока. Интересную легенду приводит В.Тизенгаузен:
"Случилось, что человек из племени Дурут, по имени Мангуш, сын Котяна, вышел охотиться; встретил его человек из племени Токсоба, по имени Ак Кубул - а между обоими племенами было старинное соперничество - и взял его в плен да убил его. Послали разведчика Джамгара, он вернулся и сообщил об убиении Мангуша. Тогда Котян собрал племя свое и пошел на Ак Кубула. Когда [Ак Кубул] услышал об этом, то он собрал людей и приготовился. В сражении победа была за Дурутами, тогда Ак Кубул отправил своего брата Унсура к Джучи-хану (сын Чингизхана) с предложением совместного наказания Дурутов. Джучи напал на них со своими войсками, многих взял в плен. Отсюда и пошли кыпчаки на рынки рабами".
Наиболее известны из кыпчакских рабов так называемые египетские мамлюки. Их называли еще бахритами, по имени острова, на котором они жили, поэтому некоторые историки называют мамлюкские династии "бахритскими". Этнически бахриты в массе своей были кыпчаками из южнорусских степей с некоторой примесью монголов и курдов.
Они сменяют потомков легендарного Салах ад-Дина - династию Айюбидов. Айюбид Му-аззам Туран-шах начинает притеснять мамлюков своего покойного отца Салиха, и в мае 1250 года бахриты убивают его. После трехмесячного правления вдовы Туран-шаха красавицы Шаджарат ад-дурр на трон был возведен первый мамлюкский султан ал-Му`изз Изз ад-Дин Айбек, туркмен по происхождению. В 1260 году мамлюкский султан ал-Музаффар Сайф ад-Дин Кутуз, наносит поражение монголам Хулагу в битве при Айн-Джалуте, и его преемник аз-Захир Рукн ад-Дин Бейбарс I ал-Бундукдари закрепляет победу и останавливает монголов в Сирии. Бейбарс был одним из кыпчакских рабов, во множестве купленных Салихом. Во времена войны с крестоносцами Людовика IX он командовал египетской армией, а затем принял деятельное участие в заговоре против Туран-шаха. При Бейбарсе в Египет прибывает много кыпчаков, огромное их количество он выкупает на рынках. И впоследствии в Египет устремляется множество кыпчаков. Образуется литературный кыпчако-огузский язык, примером которого может послужить вольный перевод "Хосрау и Ширин" Низами, сделанный прибывшим в Египет из Ак-орды в составе свиты бека Алтын-бога кыпчаком Берке ибн Бираказом Факихом в 1383 году. О себе он пишет:
"Его звали в прошлом Алтын-бога Сам ученый, кроткий и сладкоречивый, Следуя за ним, приехал я к нему, По его имени называют меня его рабом. Приехав в Александрию для святой жизни, Чтобы отомстить неверным за верных, Приехал я с целью воевать за веру, И закончил там книгу. Прозвище мое Берке Факих, Сам я правоверный мусульманин и родом кыпчак... Тем самым я известен в Египте, Называют меня факихом-богословом, дорогие мои, При беке я по имени Алтын-бога".
При правлении Бейбарса мамлюкский Египет включается в борьбу между огромными улусами монгольской империи. Он идет на сближение с Золотой Ордой. Известно письмо Бейбарса золотоордынскому Берке-хану, где он призывает объединиться для борьбы с Хулагу, так как последний стал христианином из-за своей жены. В письме указывается биография Бейбарса, оно отправляется с двумя монголами Берке и эмиром Кушар-беком (бывший гардеробмейстер хорезмшахов), а также правоведом Медж эд-Дином Рудзравери. Таким образом, кыпчаки оказались покоренными монголами, при этом они использовались ими как военная сила. В империи Юань огромную роль играл кыпчакский военачальник Тутуха, сын Баньдучара и начальник личной гвардии Хубилай-хана, состоявшей из кыпчаков и канглы. Известен случай, когда Хубилай приказал первыми из отличившихся воинов наградить кыпчаков - вопреки закону о награждении первыми исключительно монголов.
Сложно полностью охватить этот период истории кыпчаков, еще сложнее проследить их дальнейшую судьбу. Кыпчаки участвовали в этногенезе многих народов - от венгров и до сибирских татар, поэтому целесообразней рассматривать их историю уже в ключе этногенеза того или иного народа. До сих пор, хотя я могу ошибаться, сделана всего лишь одна попытка рассмотрения роли кыпчаков в этногенезе их потомков - это работа узбекского историка Шаниязова К.Ш. "К этнической истории узбекского народа. Историко-этнографическое исследование на материалах кыпчакского компонента", вышедшая в печать в 1964 году. Изучая кыпчаков, я, естественно, не мог обратить внимание на их связь с киргизами. В результате пришел к выводу о том, что происхождение киргизов напрямую связано с кыпчаками. И об этом - в следующем разделе.
1 сентября 2008 Опубликовал: admin Просмотров: 6036
Другие статьи из этой рубрики
Следующие события лишь подтверждают мои размышления об исключительном значении личности в истории. В 645 году умирает Бильге-инанч-каган. Умирает герой, сумевший сохранить народ в войне с западными и восточными тюркютами, человек, стоявший у истоков каганата сиров. То, что было ему по плечу, оказалось невозможным для его потомков. В ставке начинается смута. Младший сын усопшего Ильтер Бо-Чур (Бачжо) убивает законного наследника, своего брата Имана, и захватывает престол. По мнению Малявкина А.Г., танское правительство использовало весь арсенал подрывных внешнеполитических приемов для разложения и ослабления своих потенциальных противников. Еще до смерти Инаня танский император дарует братьям одинаковые титулы тем самым разжигая в Бачжо стремление к престолу. Смута не способствует авторитету династии Ильтер - токуз-огузы, почти десятилетие ждавшие этого момента поднимают мятеж. Глава мятежников уйгур Тумиду пишет императору Тан: "Бо-Чур жесток и беззаконен (напоминание, каким образом ему достался престол), он не способен быть нашим господином". Токуз-огузы побеждают: в "Тан-шу" указывается - "хойху (уйгур) убил Бачжо (Бо-Чура) и истребил весь его род". В 647 году Тумиду объявляет себя каганом, и образуется государство, по предложению Малявкина С.Г. названное Первым уйгурским каганатом. Хроники редко отмечают подобную жестокость - "истребил его род" - действительно, имела место кровавая резня, оставившая в памяти людей существенный отпечаток. Подобным образом отмечается гибель народа, так же было сказано о тюркютах в VIII веке, когда они навсегда исчезли со страниц истории.
Начиная много лет назад изучение истории кочевников, я с удивлением прочитал у одного из ведущих специалистов по номадам, что почти все проблемы их истории являются дискуссионными. Тогда я счел это высказывание явно преувеличенным. Сейчас я так не считаю, и вот почему: дискуссии по истории кочевых обществ идут беспрерывно, а согласия по многим вопросам как не было, так и нет. Более того, иногда они (дискуссии) не только не проясняют, но еще больше запутывают затрагиваемые в их ходе проблемы. Так, за три последних десятилетия три известных специалиста – Б.Е.Кумеков, С.М.Ахинжанов и С,Г.Кляшторный – выступили с тремя версиями о событиях, имевших место в казахстанских степях в первой половине ХI в. [1]. То, что они не стыкуются между собой, не беда. Она в том, что ни одна из представленных ими версий не выдерживает критического анализа, и все они скорее запутывают, чем проясняют сущность происходивших тогда процессов в Великой Степи.
В начале II тыс. н.э. в средневековой письменности мусульманского Востока и Древней Руси появляется адекватное обозначение огромного пояса Евразийских степей от отрогов Алтайских гор на востоке до Карпатских склонов на западе, получившее свое название по имени основного народа, кочующего по его просторам - "Дешт- и Кипчак" и "Половецкое поле". Каждый из приведенных этнотопонимов с позиции своего языка означал одно и тоже. "Дешт-и Кипчак" в переводе с персидского звучал как "Степь кипчаков", именно так в XI в. путешественник Насир-и Хусрау называл степи, примыкающие к северо-восточным границам Хорезма [1]. В дальнейшем таким образом стали именоваться степные пространства от Иртыша до Волги к северу от оз. Балхаш и Сырдарьи, т.е. в орбиту этого термина попадает и Центральный Казахстан. "Половецким полем" именовались южнорусские степи от Волги до Днепра и далее к западу в XI - середине XIII вв. в русских летописях [2].
В преданиях народа саха говорится о том, что их предки пришли из страны Ураанхай, которая находилась в девятой от Лены реке, на берегу теплого моря. Там они жили вместе с кыргысами и татарами. Киргизами в царской России именовали казахов. Предками же казахов и татар являются средневековые кыпчаки, или, как их называли по русским летописям, - половцы. Этноним "кыпчак" по-казахски и по-башкирски звучит как кыпсак, кыпшак. В большинстве случаев в якутских эпосах олонхо события разворачиваются около "Араат Байгал" или "Арылы Байгал". По мнению П.А.Ойунского, "Араат" и "Арылы" должно означать Аральское море. Исходя из этого, Платон Алексеевич считал это море прародиной саха и родиной олонхо. Там и жил, согласно эпосам, славный народ ураанхай-саха.
|
|