|
С.К. Ибрагимов. «Михман-намеи бухара» Рузбехана как источник по истории Казахстана XV—XVI вв.
8.С. 148
Сведения об этом имеются в "Шейбани-наме" и "Фатухат-хани" Бенаи [45] , "Таварихи гузидей носрет-номе" - анонимного автора [46] . Небезынтересные данные приводит и Рузбехан. Причем, в отличие от других авторов, он прямо указывает, что первой и основной причиной вражды сыновей и потомков Борака с потомками Абулхаира является борьба за верховную власть над кочевыми племенами, известными под общим названием "узбеки". После смерти Абулхаира "во владениях ханов узбекских, — пишет Рузбехан, — появилась смута, и очередь ханского достоинства улуса Шейбанова достигла Шейх-Хайдар-хана [47] , султаны казахского улуса также претендовали на ханскую власть, и после пребывания этого достоинства у нескольких лиц власть перешла к Бурундук-хану. Он один из старших улуса и потомков хана известных" [48] .
Это высказывание Рузбехана также представляет большой интерес в связи с вопросами образования казахского хамства и сложения казахской государственности. Основное положение, вытекающее из него для истории Казахстана, заключается в том, что исход этой борьбы решал только вопрос о названии складывавшейся на современной территории Казахстана народности и ее государственности и о том, какой из двух враждующих домов будет стоять во главе. Следовательно, никакой решающей или определяющей роли эта династийная борьба не могла играть в процессе сложения народности и образования ее государственности. Последние были подготовлены всем ходом предшествующей истории племен, населявших современную территорию Казахстана. Правда, образовавшиеся в ходе этой борьбы отдельные феодальные владения представителей дома Орды в начале XVI в. оформились в отдельную государственность, образованную на местной основе, что ускорило завершение процесса сложения казахской народности.
Борьба за ханское достоинство между потомками Борака и Абулхаир-ханом над кочевыми племенами, населявшими территорию Казахстана, продолжалась вплоть до начала первой четверти XVI в. "Причиной вражды и распрей, — сообщает Рузбехан, — с ханами степными, особенно с Бурундук-ханом, который сейчас является старшим из ханов и известнейшим из предводителей Дешта, является зависть, порожденная счастьем и благоденствием верховной власти и величия падишахского. Дело в том, что согласно праву на наследство и обычаю на ханствование в Дешти-Кыпчаке, достоинство это принадлежит Его Величеству, высочайшему хану Шейбани-хану, и поскольку всегда деды и прадеды многочисленные и отцы счастливейшие Его Величества Шейбани-хана все, как один, ханствовали в Дешти-Кыпчаке, то общество это (казахских султанов.— С.И.) не покидала мысль, что если сокол желания Его Величества Шейбани-хана проявит намерение на захват областей Дешта, то определенно, что перед лицом этих помыслов высоких раскроются ворота победы..." [49] . Такова была отличительная черта первого периода во взаимоотношениях между первыми казахскими владетелями и шейбанидами.
45 Собрание восточных рукописей АН УзССР, т. 1. Ташкент, 1952, стр. 61—62; А. А. Семенов. К вопросу о происхождении и...; С.К. Ибрагимов. Некоторые данные к истории казахов XV—XVI вв. — Изв. АН КазССР, сер. ист., экон., фил. и права, 1956, вып. 3; Его же. Некоторые источники по истории Казахстана XV—XVI вв. — Вестн. АН КазССР, 1956, № 9. 46 С.К. Ибрагимов. Некоторые данные к истории казахов...; Его же. Некоторые источники по истории Казахстана... 47 Шейх-Хайдар-хан — сын Абулхаир-хана. 48 "Михман-намеи Бухара" Рузбехана, л. 75 б. 49 Там же, л. 78 а, б.
27 октября 2009 Автор: admin Просмотров: 62443
Другие статьи из этой рубрики
Мухаммад-Урус-хан самый известный правитель Ак-Орды. В годы его правления это государство достигло наибольшего могущества. Политическая и военная деятельность Урус-хана получила сравнительно удовлетворительное освещение в средневековых источниках. В настоящем сообщении автор попытается коротко обрисовать основные этапы его деятельности с акцентом на дискуссионных моментах, а также обозначить роль и место этой политической фигуры в истории казахской государственности.
Становление и развитие государственного суверенитета Казахстана актуализировали многие проблемы истории государствообразующего этноса – казахского народа. В новых условиях повышенный интерес у общественности и ученых-обществоведов вызвали вопросы, связанные с историей развития государственности на казахской земле, определением ее истоков и динамики развития. Одним из важных этапов эволюции государственности на территории Казахстана является период существования средневекового государства казахского этноса – Казахского ханства.
16-го зу-л-хиджа 939/9 июля 1533 г., возвращаясь из похода на Малый Тибет (Ладак), умер основатель государства Чагатаидов в Восточном Туркестане Султан-Саид-хан. Первого мухаррама 940/23 июля 1533 г. в Яркенде на престол взошел его старший сын Абд ар-Рашид, который едва ли не в первые годы своего правления круто изменил традиционный внешнеполитический курс - союз с узбек-казахами против узбеков Шейбанидов.
Проблема аутентичного наименования Казахского государства позднего средневековья XV–XVII вв. прежде не вычленялась в отдельную исследовательскую проблематику. Как показывает опыт татарстанских коллег [1], такая постановка может быть продуктивной как в вопросе установления названия государства, так и в выяснении государственного устройства, этносоциального состава, территориальных границ. Данная публикация обращает внимание исследователей на сведения в целом широко известного персоязычного сочинения "Михман-наме-йи Бухара" Ибн Рузбихана Исфахани о наименованиях Казахского государства – Казахского ханства. В контексте названия данной публикации сведения этого источника не привлекались.
|
|