|
С.К. Ибрагимов. «Михман-намеи бухара» Рузбехана как источник по истории Казахстана XV—XVI вв.
2.С. 142
известие, Шейбани-хан с благословения богословов Мавераннахра и Хорасана объявил казахам священную войну и в январе 1509 г. выступил против них в поход [5] .
Рузбехан, будучи одним из приближенных Шейбани-хана, сопровождал его в этом походе и "подробно описал все предшествовавшее последнему и причины вызвавшие его; текстуально записал слова Шейбани-хана, подробно отметил все им виденное, до бытовых подробностей включительно" [6] .
Эти весьма примечательные записи дошли до нас в его сочинении "Михман-намеи Бухара", начатого в июле-августе 1509 г. и законченного в августе-сентябре того же года в Бухаре. Последнее и обусловило то, что в сочинении Рузбехана ни слова не сказано о неудачном походе Шейбани-хана в начале 1510 г. против Касым-хана, о чем имеются свидетельства других авторов [7] .
"Михман-намеи Бухара" Рузбехана, написанное на персидском языке, является пока единственным сочинением средневековых авторов, знакомящим нас с бытом и хозяйством казахов в начале XVI в. Вместе с тем в его записях можно встретить не менее оригинальные и пока единственные данные о внешнеторговых связях казахов в начале XVI в., о состоянии городов Туркестан, Сыгнак, Сайрам и их роли в политической и экономической жизни кочевников и т.д. Отдельные, но ценные выдержки из него по хозяйству и быту впервые ввел в науку А.А. Семенов в своей статье "К вопросу о происхождении и составе узбеков Шейбани-хана". На "Михман-намеи Бухара", как на источник по истории Казахстана, указывал в своей работе и П.П. Иванов [8] .
Однако сведения Рузбехана, несмотря на всю оригинальность и большую ценность, до сих пор остаются малоизвестными не только для широкого, круга читателей, но и для специалистов — историков Казахстана. Здесь следует отметить, что "Михман-намеи Бухара" представляет исключительный интерес, как для истории Казахстана, так и Средней Азии периода Шейбани-хана. И поэтому прав проф. А.А. Семенов, когда он пишет, что записки Рузбехана, "современника и близкого к Шейбани-хану человека... к крайнему сожалению, до сих пор не были известны в науке и поэтому не оценены по достоинству" [9] . Учитывая это, мы сочли своим долгом в порядке предварительного сообщения ознакомить читателей с некоторыми сведениями по истории Казахстана, извлеченными из этого сочинения, при этом в ходе изложения материала "Михман-намеи Бухара" Рузбехана нами приводятся для сравнения сведения других авторов о Казахстане.
В одном из первых разделов сочинения Рузбехана "Упоминания обстоятельств, которые были причиной к священной войне против казахов" имеется весьма интересное высказывание. "Три племени,— пишет он,— относятся к узбекам, кои суть славнейшие в улусе Чингис-хана. На сегодняшний день [один из них], все [племена] которого относятся к Шейбану (шейбанион), и Его Величество через целый ряд предков был и есть их хан;
5 Там же, лл. 40 а, б. 6 А.А. Семенов. К вопросу о происхождении и составе узбеков Шейбани-хана. Материалы по истории таджиков и узбеков..., стр. 21. 7 См. Извлечения из сочинения Хондем ира "Хабиб ас-Сияр", Мухаммед-Хайдара "Тарихи Рашиди" в работе В.В. Вельяминова-3ернова "Исследование о касымовских царях и царевичах", ч. 2. СПб, 1864, стр. 224, 260. 8 П.П. Иванов. Казахи и кокандское ханство.— Зап. ИВ АН СССР, т. VII. 1939, стр. 93. 9 А. А. Семенов. К вопросу с происхождении и составе..., стр. 21.
27 октября 2009 Автор: admin Просмотров: 61879
Другие статьи из этой рубрики
В 1918 г. в Ташкенте по инициативе передовой туркестанской интеллигенции (в т.ч. - и казахской) были открыты Туркестанский народный университет (ТуркНУ) и Туркестанский Восточный институт (ТВИ). В рамках их структуры начали функционировать кафедры казахской этнографии и казахского языка. Лекции на этих кафедрах читал известнsй этнограф и фольклорист, большой знаток культуры казахского этноса А.А.Диваев. Он разработал и издал специальную программу по казахской этнографии. Она была опубликована (вместе с рядом лекций и научных статей автора) в университетских изданиях - газете "Народный Университет" и журнале "Еженедельник Народного Университета".
Вопрос о времени возникновения Казахского ханства, первого в Центральной Азии национального государства, которое носило имя создавшего его этноса – казахов, является одним из самых дискуссионных проблем отечественной исторической науки. В казахстанской научной и научно-популярной литературе имеется множество работ, посвященных данной теме, хотя до начала 70-х годов ХХ века вопрос датировки образования ханства в качестве научной проблемы специально не поднимался. Его ставили "в один ряд с иными событиями политической истории казахского общества" [1, 54]. В этот период были опубликованы первые научные исследования, посвященные конкретно времени образования Казахского ханства. Автором первой такой специальной работы стал Т.И. Султанов. Затем, в 1977 году, данная проблема была рассмотрена в монографии К.А. Пищулиной. В последующие годы этот вопрос остался без внимания историков. Вновь проблема актуализировалась после обретения Казахстаном независимости. В 90-е годы XX века данный вопрос нашел отражение в работах казахстанских историков А. Хасенова, К. Акишева, Ж. Касымбаева, Б. Карибаева и др. Рассматривали в своих исторических изысканиях проблему датировки образования Казахского ханства известные писатели Казахстана М. Магауин и К. Салгарин. Следует также сказать о псевдонаучных, но растиражированных публикациях по данной теме кандидата технических наук К. Даниярова.
С незапамятных времен у казахов существовал устный способ передачи из поколения в поколение сведений о своем происхождении. Это родословная (шежре). Которая дошла и до наших дней. Подвергнутая значительным изменениям при устной передаче, она часто искажала действительное положение вещей. Ф. Энгельс писал: "...родословная рода уходила так далеко в глубь времен, что его члены не могли уже доказать действительно существовавшего между ними родства, кроме немногочисленных случаев, когда имелись более поздние общие предки" [1]. Это обязывает исследователя критически относиться к материалам родословной.
В Бухаре в XVIII в. создается ряд исторических сочинений, имеющих большую ценность для изучения истории Бухарского ханства [1, 41]. Одним из таких источников является труд Мухаммада Вафа Карминаги "Тухфат ал-хани" ("Ханский подарок"). Сочинение известно также под названием "Тарих-и Рахим-хан" ("История Рахим-хана").
Казак — тюркское слово. Его исходная форма именно такая: два увулярных к' начальный и конечный, — к' а з а к'. Со времени выхода известной книги А. Левшина о казахах (1832) в трудах некоторых ученых распространено утверждение о том, что в "Шах-наме" великого персидского поэта Фирдоуси (рубеж X—XI столетий), в разделе о Рустаме якобы говорится о казахах и ханах казахских. Однако cодержание бессмертного творения хорошо известно ориенталистам, и там нет ни слова о слове "казак". Как показали многолетние исследования ведущего востоковеда Республики Казахстан Б. Е. Кумекова, нет упоминания термина "казак" и в сочинениях ранних арабских авторов. В мусульманских письменных источниках мы встречаем его в анонимном тюрко-арабском словаре, составленном, вероятно, в Египте, известном по рукописи 1245 года и изданном М. Хоутсмом в Лейдене в 1894-м, со значением "бездомный", "бесприютный", "скиталец", "изгнанник".
|
|