|
С.К. Ибрагимов. «Михман-намеи бухара» Рузбехана как источник по истории Казахстана XV—XVI вв.
12.С. 152
И отсюда можно сказать, что улус казахов тоже в те времена принял ислам. Таково было утверждение основ ислама в улусе казахов в начальный период возникновения ислама в государстве Чннгис-хана. Но потом о делах: их, как сообщили достоверные люди, стало известно, что среди них распространены некоторые обычаи неверия" [64].
"Обычаи неверия у казахов", как сообщает Рузбехан, проявлялись в основном в трех видах. Во-первых, казахи захваченных в плен мусульман превращали в рабов, не делая никакого различия между ними и рабами-"безбожниками", т. е. захваченными не из мусульманских стран. Причем купля и продажа рабов-мусульман среди казахов, как сообщили Рузбехану "достоверные люди", широко распространены и считаются дозволенным делом [65]. Во-вторых, среди казахов были изображения идолов, которым они поклонялись, что, по мнению богословов Мавераннахра и Хорасана, является явным отступлением от ислама. И, несмотря на то, что сами казахи "вместе с ханами и султанами считают себя верующими — читают Коран, отправляют богослужение, отдают детей своих в школу, постятся, вступают в брак... они вероотступники и их действия — результат вероотступничества и сражение с ними обязательно" [66]. В-третьих, "когда наступает пора весны и появляется кумыс, в первый раз казах, как берет чашу кумыса, прежде чем выпить ее, обращает лицо в сторону солнца и выплескивает небольшое количество напитка по направлению к востоку, а затем совершает земной поклон солнцу. Вероятно, это есть проявление благодарности солнцу за то, что оно выращивает травы... Но поскольку в прошлые времена народы обожествляли все ложное, то и солнце было предметом поклонения, а после же принятия ислама поклонение ему есть явное вероотступничество. И то, что было сказано выше, будь оно простым поклонением или почитанием, — есть одно из доказательств вероотступничества" [67]. Нет никакого сомнения, что эти проявления вероотступничества были широко распространены у казахов в описываемое время. Остатки язычества имели хождение среди казахов и в более поздние времена (XVI—XIX вв.). Причем они, говоря словами Ч. Валиханова, смешались "с мусульманскими повериями и, смешавшись составили одну веру, которая называлась мусульманскою..." [68].
Как было нами отмечено, Рузбехан, да и сам Шейбани-хан, смотрели на казахов и узбеков как на один народ. В связи с этим возникает вопрос: свойственны ли эти обычаи и узбекам, откочевавшим вместе с Шейбани-ханом в Мавераннахр, и которых он теперь вел в их родные степи, или они были характерны только казахам? Источники говорят, что все эти проявления "вероотступничества" были свойственны и узбекам. Так, в 1501-1502 гг., т.е. за семь лет до объявления священной войны против казахов, брат Шейбани-хана Махмуд-султан, пройдя по берегу Сыр-Дарьи, от Ходжента до Чирчика, захватил в плен 1500 человек, превращенных впоследствии в рабов [69]69. Вспомним также о массовом захвате в плен населения городов Мавераннахра и превращении их в рабов дедом Шейбани-хана Абулхаир-ханом [70]. Далее, несходны ли поклонения идолам и солнцу казахов с обращением Абулхаира за помощью к колдунам и волшебникам в лице ядечианов чтобы последние силою камня, яда или джаде вызвали снег или дождь? [71]
64 "Михман-намеи Бухара" Рузбехана, лл. 87 а, б. 65 Там же, л. 88 б. 66 Там же. 67 Там же, л. 91 а. 68 Ч.Ч. Валиханов. Сочинения. — Зап. РГР, т. XXIX. СПб, 1904, стр. 9. 69 Р.Г. Мукминова. О некоторых источниках по истории Узбекистана начала XVI в.— Тр. ИВ АН УзССР, вып. 3, 1954, стр. 124. 70 "Тарихи Абулхаир-хани" Ма'суда, ркп. ИВ АН СССР. С. 478, лл. 229 а, 233 б. 71 Там же.
27 октября 2009 Автор: admin Просмотров: 62914
Другие статьи из этой рубрики
Начиная с XI в. обширная территория от Днестра и северных берегов Черного моря до Иртыша и озера Балхаш носила название Дешт-и Кипчак. Западный Дешт-и Кипчак простирался с востока на запад от Яика до Днестра, а с юга на север – от Черного и Каспийского морей до г. Укека. Восточный Дешт-и Кипчак занимал земли от Иртыша до Яика и от озера Балхаш и низовьев Сырдарьи до Тобола. В XIII в. Дешт-и Кипчак вошел в состав улуса Джучи (Золотая Орда), основная масса населения которого состояла из тюркских и монгольских кочевых родов и племен.
Вопрос о времени возникновения Казахского ханства, первого в Центральной Азии национального государства, которое носило имя создавшего его этноса – казахов, является одним из самых дискуссионных проблем отечественной исторической науки. В казахстанской научной и научно-популярной литературе имеется множество работ, посвященных данной теме, хотя до начала 70-х годов ХХ века вопрос датировки образования ханства в качестве научной проблемы специально не поднимался. Его ставили "в один ряд с иными событиями политической истории казахского общества" [1, 54]. В этот период были опубликованы первые научные исследования, посвященные конкретно времени образования Казахского ханства. Автором первой такой специальной работы стал Т.И. Султанов. Затем, в 1977 году, данная проблема была рассмотрена в монографии К.А. Пищулиной. В последующие годы этот вопрос остался без внимания историков. Вновь проблема актуализировалась после обретения Казахстаном независимости. В 90-е годы XX века данный вопрос нашел отражение в работах казахстанских историков А. Хасенова, К. Акишева, Ж. Касымбаева, Б. Карибаева и др. Рассматривали в своих исторических изысканиях проблему датировки образования Казахского ханства известные писатели Казахстана М. Магауин и К. Салгарин. Следует также сказать о псевдонаучных, но растиражированных публикациях по данной теме кандидата технических наук К. Даниярова.
Проблема аутентичного наименования Казахского государства позднего средневековья XV–XVII вв. прежде не вычленялась в отдельную исследовательскую проблематику. Как показывает опыт татарстанских коллег [1], такая постановка может быть продуктивной как в вопросе установления названия государства, так и в выяснении государственного устройства, этносоциального состава, территориальных границ. Данная публикация обращает внимание исследователей на сведения в целом широко известного персоязычного сочинения "Михман-наме-йи Бухара" Ибн Рузбихана Исфахани о наименованиях Казахского государства – Казахского ханства. В контексте названия данной публикации сведения этого источника не привлекались.
Существует феномен узнавания собственного прошлого через описания чужестранцев. Это связано с несколькими обстоятельствами — отсутствием собственной письменной истории, исторической научной школы, пребыванием в составе другого государства, которое навязывает чужой взгляд на прошлое. Но хуже всего когда конъюнктура современности находит свое подкрепление в таких заблуждениях.
В 2009 году исполняется 75 лет со дня рождения и 50 лет научной деятельности видного ученого Республики Казахстан, ведущего историка-медиевиста и востоковеда Клавдии Антоновны Пищулиной. Всю свою научную деятельность К.А. Пищулина посвятила изучению позднесредневековой истории Казахстана и Центральной Азии. Ее появление в казахстанском востоковедении совпало с началом формирования собственной историко-востоковедной школы советского Казахстана в дальнейшее развитие которой она внесла свой личный немалый вклад как профессиональный востоковед – иранист и тюрколог. Многие ее научные открытия дошли до своего читателя через многотомные издания "Истории Казахстана" и "Казахской энциклопедии". В подобных фундаментальных коллективных изданиях зачастую остаются в тени конкретные авторы этих трудов, поскольку это не индивидуальные статьи и монографии, но изложенные в них идеи и мысли быстрее всего получают распространение. Благодаря этим трудам многие научные открытия К.А. Пищулиной получили всеобщее признание и на протяжении многих лет тиражируются в различных изданиях, научных монографиях и статьях, учебниках и учебных пособиях, республиканских и региональных энциклопедиях, справочниках.
|
|