|
С.К. Ибрагимов. «Михман-намеи бухара» Рузбехана как источник по истории Казахстана XV—XVI вв.
10.С. 150
Эта сторона во взаимоотношениях между первыми казахскими владетелями и шейбанидами была правильно подмечена проф. Л.А. Семеновым [54] и авторами первого тома Истории КазССР [55]. Но они упустили другой, не менее важный момент, вызвавший походы Шейбани-хана в 1509-1510 гг. против казахов. В чем же он заключался? Ответ на это дает Рузбехан.
Походы первых казахских владетелей в Мавераннахр принято рассматривать как походы, совершенные только с целью грабежа. На самом же деле это не совсем так. В большинстве своем (мы имеем в виду первую половину XVI в.) они далеко выходили из рамок простого грабительского похода. Одним из таких походов был поход Ахмед-султана в Мавераннахр в 1308 г. Ахмед-султан, судя по словам нашего автора, первоначально не ставил своей целью только грабеж. Основной целью его было завоевание городов Мавераннахра и изгнание оттуда шейбанидов. Зная, что основные силы "Его Величества Шейбани-хана будут заняты изгнанием" тимуридов из Хорасана и надеясь, что они не будут иметь возможности в скором времени возвратиться в Мавераннахр, а местные гарнизоны оказать сопротивление, Ахмед-султан решил, что настал удобный момент "в ближайшее время без колебания и задержек завоевать города Мавераннахра" [56].
Шейбани-хан прекрасно понимал намерения казахских султанов и, будучи хорошо осведомленным о военной силе казахов, не без основания опасался последствий походов в Мавераннахр. "...У Его Величества, убежища халифского достоинства, — пишет_Рузбехан, — были причины, исходя из которых он не позволял казахам посещать эти земли (Мавераннахр и Туркестан.— С.И.) и, воочию видеть средства к украшению и наслаждению жизни, причины миродержания и первенствоваиия узбеков. Не дай бог, если знакомство с этими благами жизни узбеков утвердят их (казахов.— С.И.) на путь распри и вражды, и они вынут мечи из ножен войны и раздора в желании завоевать эти земли и приобщить самих к этим средствам украшения жизни и наслаждения пищей (разнообразной). И отразить их было бы очень трудно [57]".
Походы казахских султанов, в данном случае Ахмед-султана, беспокоили Шейбани-хана и его окружение еще и по следующей причине. С завоеванием Хорасана на западных его границах шейбаниды столкнулись с шахом Ирана Исмаилом I Сефеви. Эти столкновения представителей шиитов и суннитов вылились в ожесточенную борьбу, в ходе которой в 1510 г. погиб Шейбани-хан [58]. Поэтому вполне понятно, что походы казахов в Мавераннахр с целью завоевания его были весьма и весьма нежелательными. В противном случае им пришлось бы вести войну сразу с двумя сильными противниками. Это прекрасно понимали шейбаниды, поэтому, чтобы обезопасить тыл, они вынуждены были сперва совершить поход против казахов.
54 А.А. Семенов. Шейбани-хан и завоевание им империи тимуридов. Материалы по истории таджиков и..., стр. 72. 55 "История КазССР", т. 1, 1957, стр. 145. Здесь следует отмстить, что не совсем понятно, по каким соображениям авторы I тома "Истории КазССР" отнесли походы, совершенные в конце 1508 г. сыном Джаныш-султана Ахмед-султаном, к периоду ханства Касыма? Непонятно также, на основании каких источников они считают, что поход был совершен в 1509 г. и что в нем принимал участие Джаныш-султан. Единственный источник, освещающий эти события — Рузбехан, словами Шейбани-хана, относит поход к 1508 г. и говорит, что он был совершен Ахмед-султаном без участия Джаныш-султана. 56 "Михман-намеи Бухара" Рузбехана, лл. 94 а, б. 57 Там же, лл. 84 а, б. 58 Подробно об этом см. А.А. Семенов. Шейбани-хан и завоевание им империи тимуридов. Материалы по истории таджиков и узбеков...
27 октября 2009 Автор: admin Просмотров: 62916
Другие статьи из этой рубрики
С тех пор как вышла в свет статья В. Настича – "Алматы - Монетный двор XIII века"[1][i], в Казахстане продолжались дебаты вокруг факта возвращения прежнего названия южной столицы Казахстана Алма-Ата на Алматы. Результаты этой статьи были восприняты как нечто данное - без всяких комментариев. Никто из нумизматов, востоковедов-историков даже не попробовал оспорить трактовку, предложенную Настичем. Между тем в статье есть спорные места! В частности можно оспорить трактовку и локализацию монетного двора чагатайской монеты, соответственно подискутировать по поводу географической локализации монетного двора Алмату-Алимту-Алимату с современной Алматы!
В советской и, в частности, казахстанской историографии деятельность Джаганши Досмухамедова (Джанши, Жахинши Дос-Мухамедова) и других руководителей казахского автономистского движения Алаш начала XX в., как известно, долгое время оценивалась однозначно отрицательно (1). Однако с конца 80-х гг. прошлого столетия был открыт доступ к ранее закрытым архивным источникам, активизировалась исследовательская деятельность историков и публицистов. В итоге стали появляться работы, которые проливают новый свет на политическую биографию и судьбу таких ярких представителей казахской интеллигенции начала XX в., как Алихан Букейханов, Ахмет Байтурсынов, Джаганша и Халел Досмухамедовы, Мухамеджан Тынышпаев, Мустафа Чокаев и другие (2).
Существует феномен узнавания собственного прошлого через описания чужестранцев. Это связано с несколькими обстоятельствами — отсутствием собственной письменной истории, исторической научной школы, пребыванием в составе другого государства, которое навязывает чужой взгляд на прошлое. Но хуже всего когда конъюнктура современности находит свое подкрепление в таких заблуждениях.
В этом году в Алматы вышла в свет книга "Каталог персидских рукописей" под редакцией известного казахстанского ученого, востоковеда-ираниста доктора Сафара Абдулло. Настоящее издание посвящено описанию рукописей на новоперсидском языке из фондов Национальной библиотеки Республики Казахстан. Основываясь на тщательном и высокопрофессиональном исследовании рукописных памятников из казахстанских собраний, доктор Сафар Абдулло своей работой внес неоценимый вклад в исследование персидской рукописной книги, тем самым, положив начало систематическому изучению персидских рукописей в Казахстане. Это явилось знаменательным событием в казахстанской научной и культурной жизни Казахстана.
Становление и развитие государственного суверенитета Казахстана актуализировали многие проблемы истории государствообразующего этноса – казахского народа. В новых условиях повышенный интерес у общественности и ученых-обществоведов вызвали вопросы, связанные с историей развития государственности на казахской земле, определением ее истоков и динамики развития. Одним из важных этапов эволюции государственности на территории Казахстана является период существования средневекового государства казахского этноса – Казахского ханства.
|
|