|
1.С. 141
© С.К. Ибрагимов
"Михман-намеи бухара" Рузбехана как источник по истории Казахстана XV—XVI вв.
Оригинальная версия: Труды Института истории, археологии и этнографии Академии наук Казахской ССР — Алма-Ата, 1960. Том. 8. С. 141 - 157.
Среди сочинений среднеазиатских авторов, имеющих отношение к истории Казахстана XV—XVI вв., особое место занимает труд Рузбехана "Михман-намеи Бухара". Абулхаир Фазлаллах бен Рузбехан бен Фазлаллах ал-Хунджи ал-Исфагани родился в 60-годах XV в. и большую часть своей жизни провел в Ираке. По своим религиозным убеждениям он был воинствующим суннитом. Поэтому, когда в 1502 г. Ирак был завоеван шахом Исмаилом Сефеви, устроившим массовое избиение суннитов, Фазлаллах бен Рузбехан бежал в Хорасан. Здесь он вошел в число придворных литераторов одного из последних тимуридов Султан-Хусейна. В начале XVI в., когда войска Шейбани-хана разрушили империю тимуридов, он переходит на его сторону и становится одним из его приближенных. Получив блестящее по своему времени образование в области мусульманской теологии и законоведения, Разбехан написал ряд трудов на персидском и арабском языках [1] .
В то время, когда узбекские кочевые племена, вышедшие из современной территории Казахстана, во главе с Шейбани-ханом вели успешные войны по изгнанию из Хорасана последних тимуридов [2] Ахмед-султан, сын Джаныш-султана, "одного из знаменитейших казахских султанов", в конце 1508 г. с войском превышающим 50 тыс. человек, совершил набег на города Мавераннахра и сделал пленниками жителей городов ислама [3] .
Оставленные в городах Мавераннахра султаны — родственники Шейбани-хана — во главе с Убаидуллой-султаиом сообщили ему: "Султаны Дешта, собравшись вместе, намереваются напасть на города Мавераннахра, а сын Джаныш-султана, известный Ахмед-султан, с знатными людьми мужественными, с пехлеваиамн казахскими и прочими султанами выступил в набег на Самарканд и Бухару, и если знамена августейшие Шейбани-хана не выступят против них, то из-за грабежа и набегов их не будет ни минуты покоя" [4]. Получив это
1 См. М.А. Салье. Малоизвестный источник по истории Узбекистана "Михман-намеи Бухара". Тр. ИВ АН УзССР, вып. 3, 1954. 2 А.А. Семенов. Шейбани-хан и завоевание им империи тимуридов. Тр. ИИАЭ АН ТаджССР, т. XII. Материалы по истории таджиков и узбеков в Средней Азии, вып. 1, 1954. 3 "Михман-намеи Бухара" Рузбехана, ркп. ИВ АН СССР, по фотокопии ИВ АН СССР, В. 197, л. 93 а, б. 4 Там же. л. 93 б — 94 а.
27 октября 2009 Автор: admin Просмотров: 58281
Другие статьи из этой рубрики
В этом году в Алматы вышла в свет книга "Каталог персидских рукописей" под редакцией известного казахстанского ученого, востоковеда-ираниста доктора Сафара Абдулло. Настоящее издание посвящено описанию рукописей на новоперсидском языке из фондов Национальной библиотеки Республики Казахстан. Основываясь на тщательном и высокопрофессиональном исследовании рукописных памятников из казахстанских собраний, доктор Сафар Абдулло своей работой внес неоценимый вклад в исследование персидской рукописной книги, тем самым, положив начало систематическому изучению персидских рукописей в Казахстане. Это явилось знаменательным событием в казахстанской научной и культурной жизни Казахстана.
Историки и этнографы едины во мнении о том, что прежнее казахское общество состояло из трех социальных слоев. Высшее положение в ее архитектонике занимали представители сословия aq süyek (букв. ‘белая кость’), в которое включались чингизиды-töreler (töre, букв. ‘закон’), и потомки первых проповедников ислама-hodjalar (hodja, букв. ‘хозяин, господин’). Потомки Чингиз-хана, известные также под обобщающим именем töre süyek, имели титул султана и право занимать ханский престол. Отметим, что приведенное сложное название, сокращенное до слова töre, приобрело в казахском языке значения ‘историч. чингизид; аристократ; господин; иронич. начальник’. Среди группы hodjalar, иногда именуемой сословием asıl süyek (букв. ‘благородная кость’), особо почитаемыми были потомки пророка Мухаммеда – сеиды (seyitter). Принадлежность к высшим стратам общества была обусловлена происхождением. Казахская аристократия обладала особым социально-правовым статусом, занимала привилегированное положение в структуре общественных отношений.
Как известно, пища относится к одному из наиболее важных элементов материальной культуры, являясь носителем этнической специфики. В современных условиях стандартизации и унификации многих явлений культуры и быта сфера пищевых запретов и приоритетов сохраняет максимальное количество этнически значимых черт. Но применительно к казахской диаспоре в Западной Сибири эта тема освещалась фрагментально[1]. Данная работа является первой попыткой системного описания пищи казахов Омской и Новосибирской областей. В научный оборот вводятся новые данные, показывающие соотношение традиционных и новых элементов питания. ритуальное значение пищи, а также сведения о традиционной утвари, сохранившейся в современных условиях.
16-го зу-л-хиджа 939/9 июля 1533 г., возвращаясь из похода на Малый Тибет (Ладак), умер основатель государства Чагатаидов в Восточном Туркестане Султан-Саид-хан. Первого мухаррама 940/23 июля 1533 г. в Яркенде на престол взошел его старший сын Абд ар-Рашид, который едва ли не в первые годы своего правления круто изменил традиционный внешнеполитический курс - союз с узбек-казахами против узбеков Шейбанидов.
В советской и, в частности, казахстанской историографии деятельность Джаганши Досмухамедова (Джанши, Жахинши Дос-Мухамедова) и других руководителей казахского автономистского движения Алаш начала XX в., как известно, долгое время оценивалась однозначно отрицательно (1). Однако с конца 80-х гг. прошлого столетия был открыт доступ к ранее закрытым архивным источникам, активизировалась исследовательская деятельность историков и публицистов. В итоге стали появляться работы, которые проливают новый свет на политическую биографию и судьбу таких ярких представителей казахской интеллигенции начала XX в., как Алихан Букейханов, Ахмет Байтурсынов, Джаганша и Халел Досмухамедовы, Мухамеджан Тынышпаев, Мустафа Чокаев и другие (2).
|
|