|
Хронологический указатель трудов К.А. Пищулиной
37.2009
346. Моғолстан // Қазақстан тарихы мен мәдениетінің үлкен атласы / Жобаның бас жетекшісі Ә.Ш. Бимендиев; Бас ред. алқа: К.М. Байпақов (төраға) т.б..; Ғылыми редактор Қ.З. Өскенбай. Алматы: "АБДИ Компани" АҚ, 2009. 292–293-б.
347. Әмір Темірдің Шығыс Дешті Қыпшақ пен Жетісуға жасаған шабуылы // Қазақстан тарихы мен мәдениетінің үлкен атласы / Жобаның бас жетекшісі Ә.Ш. Бимендиев; Бас ред. алқа: К.М. Байпақов (төраға) т.б..; Ғылыми редактор Қ.З. Өскенбай. Алматы: "АБДИ Компани" АҚ, 2009. 295–297-б.
348. Әбілхайыр хандығы: Шибан әулетінің кұшеюі // Қазақстан тарихы мен мәдениетінің үлкен атласы / Жобаның бас жетекшісі Ә.Ш. Бимендиев; Бас ред. алқа: К.М. Байпақов (төраға) т.б..; Ғылыми редактор Қ.З. Өскенбай. Алматы: "АБДИ Компани" АҚ, 2009. 298–300-б.
349. Ойраттардың Қазақстан шекарасына жетуі. Текетірес // Қазақстан тарихы мен мәдениетінің үлкен атласы / Жобаның бас жетекшісі Ә.Ш. Бимендиев; Бас ред. алқа: К.М. Байпақов (төраға) т.б..; Ғылыми редактор Қ.З. Өскенбай. Алматы: "АБДИ Компани" АҚ, 2009. 301-б.
350. Мырза Мұхаммед Хайдардың "Тарих-и Рашидиіндегі" Моғолстан мен Қазақ хандығының тарихы // Қазақстан тарихы мен мәдениетінің үлкен атласы / Жобаның бас жетекшісі Ә.Ш. Бимендиев; Бас ред. алқа: К.М. Байпақов (төраға) т.б..; Ғылыми редактор Қ.З. Өскенбай. Алматы: "АБДИ Компани" АҚ, 2009. 316–317-б.
351. Қазақстан аумағындағы этникалық процестер // Қазақстан тарихы мен мәдениетінің үлкен атласы / Жобаның бас жетекшісі Ә.Ш. Бимендиев; Бас ред. алқа: К.М. Байпақов (төраға) т.б..; Ғылыми редактор Қ.З. Өскенбай. Алматы: "АБДИ Компани" АҚ, 2009. 322–325-б.
352. Қазақ мемлекетінің қүрылуы // Қазақстан тарихы мен мәдениетінің үлкен атласы / Жобаның бас жетекшісі Ә.Ш. Бимендиев; Бас ред. алқа: К.М. Байпақов (төраға) т.б..; Ғылыми редактор Қ.З. Өскенбай. Алматы: "АБДИ Компани" АҚ, 2009. 328–329-б.
353. Қазақ мемлекетінің алғашқы билеушілері – Керей мен Жәнібек // Қазақстан тарихы мен мәдениетінің үлкен атласы / Жобаның бас жетекшісі Ә.Ш. Бимендиев; Бас ред. алқа: К.М. Байпақов (төраға) т.б..; Ғылыми редактор Қ.З. Өскенбай. Алматы: "АБДИ Компани" АҚ, 2009. 330–331-б.
354. Қазақ хандығы тарихы мен мәдениетіндегі Түркістан қалалары // Қазақстан тарихы мен мәдениетінің үлкен атласы / Жобаның бас жетекшісі Ә.Ш. Бимендиев; Бас ред. алқа: К.М. Байпақов (төраға) т.б..; Ғылыми редактор Қ.З. Өскенбай. Алматы: "АБДИ Компани" АҚ, 2009. 390–393-б.
355. Этногенез казахского народа // Казахи. Историко-этнографический атлас / Рук. проекта А.Ш. Бимендиев. Алматы: АО "АБДИ Компани", 2009. (В печати).
16 октября 2009 Автор: admin Просмотров: 139916
Другие статьи из этой рубрики
Казак — тюркское слово. Его исходная форма именно такая: два увулярных к' начальный и конечный, — к' а з а к'. Со времени выхода известной книги А. Левшина о казахах (1832) в трудах некоторых ученых распространено утверждение о том, что в "Шах-наме" великого персидского поэта Фирдоуси (рубеж X—XI столетий), в разделе о Рустаме якобы говорится о казахах и ханах казахских. Однако cодержание бессмертного творения хорошо известно ориенталистам, и там нет ни слова о слове "казак". Как показали многолетние исследования ведущего востоковеда Республики Казахстан Б. Е. Кумекова, нет упоминания термина "казак" и в сочинениях ранних арабских авторов. В мусульманских письменных источниках мы встречаем его в анонимном тюрко-арабском словаре, составленном, вероятно, в Египте, известном по рукописи 1245 года и изданном М. Хоутсмом в Лейдене в 1894-м, со значением "бездомный", "бесприютный", "скиталец", "изгнанник".
Заилийский край занят двумя главными родами Большой орды: албанами и дулатами с частью чапраштов, никогда отсюда не выходивших на правый берег Или. На востоке в Илийскую долину иногда выходят дикокаменные киргизы из рода бугу, родовые кочевья которых находятся на юго-восточной стороне Иссык-Куля, а на западе — из родов султы и сарыбагыш, чьи кочевья находятся также на юго-западном берегу того же озера и в окрестностях Пишпека (укрепления, находящегося за Чу и принадлежащего ташкентцам). Западная граница кочевьев албанов есть р. Турген; они кочуют даже и в китайских владениях, платя последним ничтожную дань, К западу от албанов, т.е. от Тургена, кочуют дулаты и чапрашты (смежно) до истоков р. Чу и далее за ней через р. Талас из ташкентских городов и укреплений.
Исследователь, работающий с источниками позднесредневекового времени, не может не заметить различные подходы в освещении истории Центральной Азии, обусловленные не только разной информированностью создававших хроники авторов, существовавшими традициями и стереотипами освещения тем, но и преднамеренными искажениями и умолчаниями тех или иных событий. Имеются и генеалогические искажения, имеющие также определенную политическую подоплеку.
Характеризуя вкратце политические интересы династий, во славу которых создавались многие восточные хроники, отмечу, в частности, что наиболее тенденциозно подавалась история взаимоотношений с казахами и их политическими предшественниками в тимуридской и шейбанидской историографиях, чему есть определенные причины и исторические мотивы.
С незапамятных времен у казахов существовал устный способ передачи из поколения в поколение сведений о своем происхождении. Это родословная (шежре). Которая дошла и до наших дней. Подвергнутая значительным изменениям при устной передаче, она часто искажала действительное положение вещей. Ф. Энгельс писал: "...родословная рода уходила так далеко в глубь времен, что его члены не могли уже доказать действительно существовавшего между ними родства, кроме немногочисленных случаев, когда имелись более поздние общие предки" [1]. Это обязывает исследователя критически относиться к материалам родословной.
В советской и, в частности, казахстанской историографии деятельность Джаганши Досмухамедова (Джанши, Жахинши Дос-Мухамедова) и других руководителей казахского автономистского движения Алаш начала XX в., как известно, долгое время оценивалась однозначно отрицательно (1). Однако с конца 80-х гг. прошлого столетия был открыт доступ к ранее закрытым архивным источникам, активизировалась исследовательская деятельность историков и публицистов. В итоге стали появляться работы, которые проливают новый свет на политическую биографию и судьбу таких ярких представителей казахской интеллигенции начала XX в., как Алихан Букейханов, Ахмет Байтурсынов, Джаганша и Халел Досмухамедовы, Мухамеджан Тынышпаев, Мустафа Чокаев и другие (2).
|
|