Хронологический указатель трудов К.А. Пищулиной
35.2007
329. Шараф әд-Дин Әли Йезди // "Қазақстан". Ұлттық энциклопедия / Бас ред. Б.Аяған. 9 том. Ұғым – Ішірткі. Алматы: "Қазақ энциклопедиясының" Бас редакциясы, 2007. 446-б.
330. Моғолстан және Жетісудің этносаяси дамуы // Қазақ мемлекетілігінің тарихы (ежелгі және ортағасырлық кезен): Монографиялық зерттеу. Алматы: "Адамар", 2007. 326–344-б.
331. Қазақстан аумағында соңғы орта ғасырда құрылған мемлекеттердің экономикасы, әлеуметтік құрылысы және мемлекеттік-әкімшілік құрылымы (XV ғ.) // Қазақ мемлекетілігінің тарихы (ежелгі және ортағасырлық кезен): Монографиялық зерттеу. Алматы: "Адамар", 2007. 344–366-б.
332. Қазақстан Қазақ хандығы құрылғанына дейін және құрулуы кезеңінде (XV ғ.). Қазақ ұлтының қалыптасуы соңғы кезеңіндегі аумактағы геосаяси жағдайы // Қазақ мемлекетілігінің тарихы (ежелгі және ортағасырлық кезен): Монографиялық зерттеу. Алматы: "Адамар", 2007. 366–400-б.
333. Этнополитическое развитие Жетысу в составе Могулистана (XV–XVI вв.) // История казахской государственности (древность и средневековье): Монографическое исследование. Алматы: "Адамар", 2007. С. 313–330.
334. Экономика, социальная организация и государственно-административное устройство позднесредневековых государств на территории Казахстана (XIV–XV вв.) // История казахской государственности (древность и средневековье): Монографическое исследование. Алматы: "Адамар", 2007. С. 330–353.
335. Казахстан накануне и в период образования Казахского ханства (XV в.) // История казахской государственности (древность и средневековье): Монографическое исследование. Алматы: "Адамар", 2007. С. 353–386.
16 октября 2009 Автор: admin Просмотров: 132479
Другие статьи из этой рубрики
В последнее время вопрос возвращения прежнего названия города Алма-Ата на Алматы, привлек большое внимание ученых и представителей общественности. Было написано много работ, были высказаны самые различные точки зрения по этой проблематике. В данной работе мы решили дать нашу точку зрения на некоторые вопросы, имеющие отношение к проблематике топонима Алматы и вокруг нее. Это, прежде всего, наша рецензия на недавно вышедший сборник, посвященный Алматы ("Письменные источники по истории и культуре Алматы (VIII-начало XXв.)")(статья N1), а также новое толкование прочтения арабской надписи на Чагатайской монете XIII века (статья N2) и некоторые размышления вокруг прежнего названия города - Алма-Ата (статья N3).
Формирование национального самосознания казахов определялось рядом факторов внутриэтнического характера и объективными условиями развития казахского общества. Особенно активно этот процесс происходил в XX в. Хотя, как показала в своих исследованиях Н.Е. Бекмаханова, уже в XVIII и особенно в XIX вв. вследствие все более активного втягивания региона в общероссийскую экономику, участия казахов в важнейших военно-политических событиях Российской империи, а также усложнения форм социальной организации, медленного, но неуклонного перехода от кочевых к полукочевым и оседлым формам жизнедеятельности, интенсивного общения казахской элиты и ссыльных представителей русской демократической интеллигенции и др. обстоятельств казахский этнос обретал новое качество развития в рамках мирового сообщества [1].
16-го зу-л-хиджа 939/9 июля 1533 г., возвращаясь из похода на Малый Тибет (Ладак), умер основатель государства Чагатаидов в Восточном Туркестане Султан-Саид-хан. Первого мухаррама 940/23 июля 1533 г. в Яркенде на престол взошел его старший сын Абд ар-Рашид, который едва ли не в первые годы своего правления круто изменил традиционный внешнеполитический курс - союз с узбек-казахами против узбеков Шейбанидов.
Среди сочинений среднеазиатских авторов, имеющих отношение к истории Казахстана XV—XVI вв., особое место занимает труд Рузбехана "Михман-намеи Бухара". Абулхаир Фазлаллах бен Рузбехан бен Фазлаллах ал-Хунджи ал-Исфагани родился в 60-годах XV в. и большую часть своей жизни провел в Ираке. По своим религиозным убеждениям он был воинствующим суннитом. Поэтому, когда в 1502 г. Ирак был завоеван шахом Исмаилом Сефеви, устроившим массовое избиение суннитов, Фазлаллах бен Рузбехан бежал в Хорасан. Здесь он вошел в число придворных литераторов одного из последних тимуридов Султан-Хусейна. В начале XVI в., когда войска Шейбани-хана разрушили империю тимуридов, он переходит на его сторону и становится одним из его приближенных. Получив блестящее по своему времени образование в области мусульманской теологии и законоведения, Разбехан написал ряд трудов на персидском и арабском языках.
С тех пор как вышла в свет статья В. Настича – "Алматы - Монетный двор XIII века"[1][i], в Казахстане продолжались дебаты вокруг факта возвращения прежнего названия южной столицы Казахстана Алма-Ата на Алматы. Результаты этой статьи были восприняты как нечто данное - без всяких комментариев. Никто из нумизматов, востоковедов-историков даже не попробовал оспорить трактовку, предложенную Настичем. Между тем в статье есть спорные места! В частности можно оспорить трактовку и локализацию монетного двора чагатайской монеты, соответственно подискутировать по поводу географической локализации монетного двора Алмату-Алимту-Алимату с современной Алматы!
|